THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Биография

Поль Мари Верлен (фр. Paul Marie Verlaine, 1844-1896) - французский поэт, один из основоположников литературного импрессионизма и символизма.

Поль-Мари родился 30 марта 1844 года в Меце в семье Николя-Огюста Верлена, капитана инженерных войск, и Элизы-Жюли-Жозеф-Стефани Деэ. В раннем детстве семья Верлена часто переезжает из-за гарнизонной службы отца (Мец, Монпелье, Ним, Сет и снова Мец).

В 1851 отец Поля уходит в отставку, и семья поселяется в парижском предместье Батиньель. В 1853 Верлен поступает в пансион Ландри (улица Шапталь, 32). В 1855 он поступает в седьмой (начальный) класс лицея Бонапарта (будущ. Кондорсе).

В 1858 Верлен начинает писать стихи, знакомится с поэзией Гюго, Банвиля, Готье, Бодлера, Леконта де Лиля, Глатиньи, посылает Виктору Гюго стихотворение «Смерть» (12 декабря).

С 1860 года Верлен начинает дружить с Эдмоном Лепелетье, своим будущим душеприказчиком и биографом. В 1862 финансовое положение семьи ухудшается из-за неудачных вкладов. Верлен получает степень бакалавра словесности (с отличием по латыни), записывается в Школу права и занимается арифметикой, надеясь сдать экзамен в Министерство финансов. Начинает пить и посещать публичные дома. Зачитывается «Силой и материей» Бюхнера. В 1863 он знакомится с поэтом и критиком Луи-Ксавье де Рикаром; в республиканском салоне маркизы де Рикар (бульвар Батиньоль, 10) собеседники Верлена - Теодор де Банвиль, Огюст Вилье де Лиль-Адан, Франсуа Коппе, Катюль Мендес, Сюлли Прюдом, Хосе Мариа Эредиа. В августе этого же года выходит первая публикация Верлена в журнале Рикара «Обозрение прогресса» (сонет «Господин Прюдом»).

1864 - Январь-март. Верлен работает в страховой компании, затем в мэрии IX округа Парижа. Бросает занятия в Школе права. Осень-зима. Посещает кружок Катюлля Мендеса (Прюдом, Вилье де Лиль-Адан, Леон Дьеркс, Эредиа, Альбер Глатиньи).

1865 - Верлен работает экспедитором в мэрии Парижа. Ноябрь-декабрь. Верлен публикует эссе о Бодлере и несколько стихотворений в новом журнале Рикара «Искусство». Знакомится с издателем Альфонсом Лемером, в книжном магазине которого (пассаж Шуазель, 47) собираются будущие парнасцы. Посещает вечера Теодора де Банвиля в его квартире на улице Конде. 30 декабря. Смерть отца.

1866 - Январь. Верлен с матерью переезжают на улицу Леклюз, 26. Март. Первый выпуск альманаха «Современный Парнас» (издатель Альфонс Лемер). 28 апреля. Восемь стихотворений Верлена опубликованы в девятой книжке «Современного Парнаса» (их читает двенадцатилетний Рембо). Ноябрь. Выходит сборник «Сатурнийские стихи» (издатель Альфонс Лемер).

1867 - 16 Февраля. Смерть Элизы Дюжарден (в девичестве Монкомбль), кузины Верлена и подруги его детства, оставшись сиротой Элиза была взята на воспитание родителями Верлена. После своего замужества она помогла Верлену материально в издании его первого поэтического сборника. Верлен тяжело переживает утрату, ищет забвения в абсенте. 25 июля. Верлен начинает сотрудничать с сатирическим журналом публициста и будущего коммунара Эжена Вермерша «Майский жук». 12 августа. В Брюсселе Верлен тепло принят Виктором Гюго. 31 августа. В Париже умирает Шарль Бодлер. 2 сентября. Верлен присутствует на похоронах Бодлера на Монпарнасском кладбище. Декабрь. В Брюсселе под псевдонимом Пабло де Эрланьез выходит плакетка Верлена «Подруги, сцены сапфической любви» (издатель Огюст Пуле-Маласси).

1868 - Вместе с парнасцами Верлен завсегдатай салона Нины де Вийар (улица Шапталь, 17); среди гостей салона - Берлиоз, Вагнер, Мане. 6 мая. Суд города Лилля выносит решение о конфискации и уничтожении тиража «Подруг», а издателя приговаривает к 500 франкам штрафа. Август. Верлен проводит каникулы у родственников в Палиселе (Бельгия).

1869 - Февраль. Выходит сборник «Галантные празднества» (издатель Альфонс Лемер). 22 Марта. Верлен с матерью едут в Палисель на похороны тети; Верлен пьянствует, семья и местные власти призывают его к порядку; мадам Верлен решает женить сына на одной из палисельских кузин. Июнь. Музыкант из салона Нины Шарль де Сиври знакомит Верлена со своей кузиной Матильдой Моте де Флервиль. Июль. Мадам Верлен увозит сына к родственникам в Фанпу (Арденны) и возвращается в Париж. Верлен пьянствует. 18-20 июля. В письме к Шарлю де Сиври Верлен просит руки Матильды Моте (отчасти, чтобы избежать палисельской кузины), ответ сдержанно обнадеживающий (отца пятнадцатилетней Матильды приходится долго уговаривать); Верлен бросает пить и начинает ухаживания. Осень-зима. По вторникам Верлен принимает друзей (Коппе, Шарль и Антуан Кро, Лепелетье, Рикар, Сиври, Валад, Матильда).

1870 - Июнь. Сборник «Добрая песня», посвященный Матильде (издатель Альфонс Лемер, в продажу поступит в январе 1872). 11 августа. Венчание Поля и Матильды в Нотр-Дам де Клиньянкур (на Монмартре); молодожены поселяются на улице Кардинала Лемуана, 2. Июль-сентябрь. Франко-прусская война. 22 августа. В письме к своему учителю Жоржу Изамбару Рембо восхищается «Галантными празднествами» и «Доброй песнью». 2 сентября. Седанская катастрофа. 4 сентября. Провозглашение Республики; всеобщая мобилизация; Верлен вступает добровольцем в Национальную гвардию.

1871 - Январь. Прусские войска осаждают Париж; бомбардровка столицы; Поль и Матильда переезжают на бульвар Сен-Жермен, где устраивают салон (среди новых гостей - поэт Эжен Пелетан, художник Феликс Регаме, композитор Эрнест Кабане). Март-май. Парижская коммуна; несмотря на приказ Тьера, запрещающий чиновникам выходить на службу, Верлен при Коммуне продолжает работать в мэрии, в отделе печати. Поль и Матильда возвращаются на улицу Кардинала Лемуана; после падения Коммуны, опасаясь доносов, уезжают к родственникам Верлена в Фанпу и Леклюз. Август. Возвращаются в Париж, поселяются в доме Моте на улице Николе, 14. Конец августа - начало сентября. Письма Артюра Рембо к Верлену (стихи и просьба о поддержке). Сентябрь. Верлен приглашает Рембо в Париж и оплачивает ему дорогу. 10 сентября. Рембо в Париже; он поселяется у Моте, откуда его в скором времени изгоняют за грубость и нечистоплотность; Рембо живёт по очереди у Банвиля, Шарля Кро, композитора Кабане, художника Форена. Верлен и Рембо принимают участие в собраниях литературных кружков «Дрянные мальчишки» и «Чертыхатели», пьянствуют, их дружба перерастает, как они выражаются, в «жестокую страсть» двух поэтов. Конец октября. Первая ссора Верлена с Матильдой из-за Рембо, который пытается вырвать Поэта-Верлена из удушливой мелкобуржуазной обстановки семейства Моте;

30 октября. Рождение Жоржа Верлена, сына Поля и Матильды. Конец декабря. На очередном обеде «Дрянных мальчишек» Рембо устраивает скандал и легко ранит тростью-шпагой фотографа Каржá; Рембо изгнан из кружка; Верлен снимает для него комнату на улице Кампань-Премьер, 14.

1872 - Январь. Анри Фантен-Латур пишет картину «Угол стола», на которой, среди прочих парнасцев, изображает Верлена и Рембо. 13 января. Ссора между Полем и Матильдой; Верлен бьёт жену и угрожает убить сына; несколько дней Верлен скрывается на квартире у матери. Середина января. Матильда увозит Жоржа к родственникам в Периге. Верлен поселяется у Рембо на улице Кампань-Премьер. 20 января. Верлен пишет Матильде письмо с просьбой простить его. Начало февраля. Семья Моте де Флервиль начинает бракоразводный процесс. Март. Верлен обещает Матильде порвать с Рембо; Рембо по просьбе Верлена уезжает в Шарлевиль; бракоразводный процесс приостановлен; Верлен возвращается к жене, но продолжает тайком переписываться с Рембо. Верлен устраивается на работу в страховую компанию. Апрель. Верлен просит Рембо вернуться. Начало мая. Пьяный Верлен похищает маленького Жоржа и уносит его к матери; на следующее утро Матильда обращается к своему поверенному с просьбой о возобновлении бракоразводного процесса. 18 мая. Рембо возвращается в Париж. Май-июнь. Верлен несколько раз угрожает убить Матильду. Верлен и Рембо, развлекаясь, дерутся на ножах; свои раны Верлен объясняет уроками фехтования. 7 июля. Верлен выходит за доктором для заболевшей Матильды и встречает Рембо; они решают немедленно уехать из Парижа в Аррас, где попадают в жандармерию, которая высылает их обратно; в Париже они пересаживаются на другой поезд и едут в Брюссель. Во Франции продолжаются жестокие преследования тех, кто во времена Коммуны сотрудничал с властями или просто продолжал работать в учреждениях, многие из знакомых и друзей Верлена оказались в тюрьме, Верлен находится под подозрением у новой власти и ему угрожает нешуточная опасность, за ним постоянно ведется слежка, спасаясь от преследований, он решает бежать за границу. Июль. Верлен и Рембо бродяжничают в Бельгии. 21 июля. Матильда в сопровождении своей матери едет в Брюссель, чтобы вернуть Поля; им это почти удается, но Верлен бросает их на пограничной станции и вместе с Рембо, который тайком едет в том же поезде, возвращается в Брюссель. 7-9 сентября. Верлен и Рембо едут в Лондон (поселяются по адресу Хоуленд-стрит, 34-35). Декабрь. Мать Рембо, узнав о том, что Моте обвиняют его в гомосексуальных отношениях с Верленом, приказывает сыну вернуться в Шарлевиль; Рембо подчиняется. Верлен заболевает, вызывает к себе мать и Рембо.

1873 - Начало января. В Лондон приезжает мать Верлена. Середина января. В Лондон приезжает Рембо (дорогу ему оплачивает мать Верлена). Начало февраля. Мадам Верлен возвращается в Париж. Конец марта. Верлен хочет вернуться в Париж и помириться с Матильдой. 4 апреля. Верлен уезжает в Бельгию, сперва к знакомому матери аббату Делоню в Намюр, откуда пишет Матильде, прося о встрече и примирении (в ответ Матильда просит не надоедать ей письмами), затем в Жеонвиль к родственникам, где заканчивает «Песни без слов» и учит английский. 9-10 апреля. Рембо возвращается в Шарлевиль, где начинает «Лето в аду». 24-25 мая. Верлен и Рембо едут в Лондон и поселяются в двух маленьких комнатках на верхнем этаже дома N 8 на Грейт Колледж стрит (теперь это Ройал Колледж стрит, 8). Июнь. Верлен опять хочет вернуться к Матильде; постоянные ссоры с Рембо. 4 июля. После очередной ссоры Верлен уезжает в Брюссель, бросив Рембо без денег, и поселяется в гостинице «Льежуа», из Брюсселя он пишет письма жене, матери и Рембо, угрожая самоубийством. 5 июля. Мать Верлена приезжает в Брюссель. 8 июля. В Брюссель приезжает Рембо; он настаивает на своем возвращении в Париж, Верлен против. 10 июля. Утром Верлен покупает револьвер и напивается; около трех часов дня в гостинице Верлен стреляет в Рембо и ранит его в запястье; Верлен с матерью отводят Рембо в больницу; Рембо продолжает настаивать на своем отъезде; Верлен с матерью провожают его на вокзал; по дороге Верлен угрожает застрелиться; испуганный Рембо бросается за помощью к полицейскому; арест Верлена, несмотря на то, что Рембо отказывается от всех своих обвинений. 11 июля. Верлена помещают в тюрьму предварительного заключения «Маленькие кармелиты». 20 июля. Рембо возвращается в Шарлевиль, на ферму Рош, где закончит «Лето в аду». 8 августа. Брюссельский суд приговаривает Верлена к двум годам тюрьмы. 27 августа. Верлена переводят в тюрьму одиночного заключения в Монс.

1874 - Март. Стараниями Эдмона Лепелетье в Сансе выходят «Песни без слов» (типография Мориса Лермита). Раздел имущества с Матильдой; Верлен приговорён к уплате алиментов; он переживает религиозный кризис, исповедуется.

1875 - 16 января. Освобождение Верлена. Февраль. Последняя встреча Верлена и Рембо в Штутгарте; религиозность Верлена раздражает Рембо; Рембо просит Верлена передать рукопись «Озарений» поэту Жермену Нуво (с которым путешествовал в Англию весной 1874) для возможного издания. Март. Верлен уезжает в Англию; устраивается преподавателем начальной школы в Стикни. Встречается в Лондоне с Жерменом Нуво и отдаёт ему «Озарения» (Нуво вернёт их Верлену осенью 1877, не найдя издателя). Октябрь. Верлен посылает свои стихотворения в Париж для публикации в третьем выпуске «Современного Парнаса», но бывшие коллеги во главе с Анатолем Франсом отказывают ему в этой чести. 12 декабря. Последнее письмо Верлена к Рембо.

1876-1877 - Верлен преподаёт латынь, французский и рисование в Стикни, Бостоне и Борнмуте.

1877 - Октябрь. Верлен возвращается во Францию. Устраивается преподавателем в католический колледж в Ретеле. Там он знакомится с Люсьеном Летинуа и фактически усыновляет его.

1878 - Весна-лето. Верлен дважды видится с сыном, безуспешно пытается возобновить отношения с Матильдой.

1879 - Конец лета. Верлен напивается в компании своих учеников, к тому же выясняется, что он имеет судимость; Верлен покидает Ретель и уезжает в Лондон с Летинуа.

1880 - Март. Верлен покупает ферму в Жюнивиле на имя родителей Летинуа и поселяется там рядом с семьей Люсьена, который занимается сельским хозяйством. Декабрь. Выходит сборник «Мудрость» (издатель Виктор Пальме).

1882 - В результате неудачного ведения дел родителями Летинуа, ферму в Жюнивиле продают за долги. Июль. Верлен возвращается в Париж налаживать литературные связи и безуспешно пытается получить место в мэрии (живёт в гостинице в районе Булонского леса по адресу улица Паршан, 5).

1883 - 7 апреля. Люсьен Летинуа внезапно умирает от тифа. Верлен тяжело переживает его смерть, впоследствии он посвятит ему серию из 25 пронзительных стихов, оплакивая безвременную смерть своего приемного сына, они войдут в сборник «Любовь». Июль-сентябрь. Мать Верлена покупает у родителей Люсьена ферму в Куломе и переезжает туда с сыном. Верлен снова пьёт.

1884 - Март. Ванье издает сборник эссе Верлена об Артюре Рембо, Тристане Корбьере и Стефане Малларме под названием «Про́клятые поэты». Ноябрь. Выходит сборник «Давно и недавно» (издатель Леон Ванье).

1885 - Февраль. После ссоры мать Верлена скрывается от него у соседей; Верлен врывается к соседям, буянит, угрожает покончить с собой, если она не вернется домой; мадам Верлен подает на сына в суд. 8 марта. Верлен продает дом в Куломе. 24 марта. Суд Вузье приговаривает Верлена к месяцу тюрьмы и 500 франкам штрафа. Май. Официально оформлен развод Верлена и Матильды. Июль. Верлен с матерью переезжают в Париж (живут в тупике Сен-Франсуа, 6 - улица Моро, 5). Август. Из-за артрита Верлен не может ходить. Ноябрь. Верлен работает над серией литературных портретов «Люди наших дней». Предвестья славы: первая песня на стихи Верлена (Эрнест Амедей Шоссон - на стихотворение «И месяц белый…», сб. «Добрая песня»); литературная карикатура на Верлена в пародийном сборнике Анри Боклера и Габриэля Викера «Бесформенности, декадентские стихи Адоре Флупета».

1886 - Январь. Гюстав Кан и Жан Мореас основывают газету «Символист». 21 января. Умирает мать. Матильда добивается мирового соглашения, по которому уплачивает долги Поля, а наследство мадам Верлен (20 000 франков) забирает себе в счёт невыплаченных алиментов; Верлен остается без средств к существованию. Февраль. Умирает тетка Верлена, он получает в наследство 2400 франков. Февраль-март. Связь Верлена с проституткой Мари Гамбье; когда наследство иссякает, Мари бросает Верлена. Весна. Верлен знакомится с художником и куплетистом Фредериком-Огюстом Казальсом, (их дружба будет продолжаться до смерти Верлена). 10 апреля. Первый номер газеты «Декадент» Анатоля Бажю и Мориса дю Плесси. 18 сентября. Мореас публикует в литературном приложении к газете «Фигаро» манифест символизма, в котором Верлен назван предшественником новой поэтической школы (вместе с Бодлером и Малларме). Октябрь-ноябрь. В издательстве Леона Ванье выходит проза Верлена «Воспоминания вдовца» и «Луиза Леклерк». 30 октября. Матильда выходит замуж за Бьянвеню-Огюста Дельпорта и в связи со сменой фамилии снимает запрет на публикацию «Озарений» Рембо, неосмотрительно оставленных Верленом осенью 1877 года на хранение Шарлю де Сиври (кузену Матильды). Ноябрь 1886 - март 1887. Верлен лежит в больнице.

1887 - Верлен кочует из больницы в больницу. Сентябрь. Встречает проститутку Филомену Буден, которая становится его любовницей.

1888 - Январь. Жюль Леметр публикует в «Синем журнале» статью «Поль Верлен, символисты и декаденты». Март. Выходит сборник «Любовь» (издатель Леон Ванье). Верлен поселяется в гостинице на улице Руайе-Коллар, 14, затем переезжает в гостиницу на улице Сен-Жак, 216; устраивает у себя литературные «среды». Август. Второе издание «прóклятых поэтов», дополненное очерками о Марселине Деборд-Вальмор, Огюсте Вилье де Лиль-Адане и «бедном Лелиане» (Pauvre Lélian - анаграмма имени Paul Verlaine). Ноябрь 1888 - февраль 1889. В больнице. Шарль Морис публикует у Ванье книгу «Поль Верлен».

1889 - Февраль. Верлен поселяется в гостинице на улице Вожирар, 4, возобновляет «среды». Июнь. Выходит сборник «Параллельно» (издатель Леон Ванье). Июль-август. В больнице. Август-сентябрь. За счет друзей лечится на курорте в Экс-ле-Бен. Сентябрь 1889 - февраль 1890. В больнице.

1890 - Февраль. Верлен поселяется у Филомены на улице Сен-Жак. Июль. Министерство народного просвещения выплачивает Верлену пособие в размере 200 франков. Декабрь. Выходит сборник «Посвящения» (издатель Леон Ванье); В Брюсселе подпольно выходит сборник эротических стихов Верлена «Женщины» (издатель Кистемекерс).

1891 - Январь-февраль. В больнице. Май. На бенефисе Верлена и Поля Гогена «Театр искусства» представляет пьесу Верлена «Одни и другие». Верлен знакомится с Эжени Кранц, бывшей танцовщицей, приятельницей Филомены; Эжени становится любовницей Верлена и вскоре разоряет его. Май-июнь. Выходит сборник «Счастье» и пьеса «Одни и другие» (издатель Леон Ванье), в издательстве «Фаскель» (серия «Библиотека Шарпантье») выходят «Избранные стихотворения» Верлена. Октябрь 1891 - январь 1892. В больнице. Ноябрь. Выходит автобиографическая проза Верлена «Мои больницы» (издатель Леон Ванье). 10 ноября. В Марселе от саркомы умирает Артюр Рембо. Декабрь. Выходит сборник «Песни для неё» (издатель Леон Ванье).

1892 - Январь-февраль. Выйдя из больницы, некоторое время живёт с Эжени; как только деньги заканчиваются, Эжени бросает Верлена. Апрель. В серии «Библиотека святого Грааля» выходит сборник «Сокровенные обедни». Август-октябрь. В больнице. 2-14 ноября. По приглашению голландских литераторов Верлен едет в Голландию с лекциями о литературе. Декабрь 1892 - январь 1893. В больнице.

1893 - Январь. Верлен и Эжени поселяются на улице Фосс-Сен-Жак, 9. Февраль-март. По приглашению бельгийских литераторов Верлен едет в Бельгию с лекциями о литературе. Май-июнь. Выходят сборники «Элегии», «Оды в ее честь» и автобиографическая проза «Мои тюрьмы» (издатель Леон Ванье). Июнь-ноябрь. В больнице; рожистое воспаление на левой ноге, регулярные пункции; в больнице Верлена навещает Филомена. Август. Верлен выдвигает свою кандидатуру во Французскую Академию на место скончавшегося Ипполита Тэна. Октябрь. Верлен не получает кресло Тэна. Ноябрь. Верлен переезжает к Филомене. Ноябрь-декабрь. По приглашению английских литераторов Верлен едет с лекциями в Лондон, Оксфорд и Манчестер. Декабрь. Выходит книга лекций Верлена «Две недели в Голландии» (издатели Блок и Ванье). Верлен переезжает к Эжени на улицу Сен-Жак, 187.

1894 - Апрель. Верлен переезжает к Филомене. Май. Выходит сборник «В лимбе» (издатель Леон Ванье). Май-июль. В больнице; пытается восстановить отношения с Эжени. Август. Избран «принцем поэтов» вместо скончавшегося Шарля Леконт де Лиля; друзья Верлена во главе с Морисом Барресом и Робером де Монтескью-Фезансаком устанавливают для него ежемесячную пенсию (150 франков); Министерство народного просвещения выплачивает Верлену пособие в размере 500 франков (два таких же пособия будут выплачены в феврале и сентябре 1895). Октябрь. Постановка пьесы Верлена «Мадам Обен» в кафе «Прокоп». Верлен бросает Эжени и переезжает к Филомене. Декабрь. В издательстве журнала «Ля Плюм» (серия «Литературно-художественная библиотека») выходит сборник «Эпиграммы». Декабрь 1894 - январь 1895. В больнице.

1895 - Февраль. Верлен переезжает к Эжени. Май. В издательстве «Конец века» выходит «Исповедь» Верлена. Сентябрь. Вместе с Эжени переезжает на улицу Декарта, 39. Состояние Верлена резко ухудшается. Октябрь. Полное собрание сочинений Артюра Рембо с предисловием Верлена.

1896 - 7 января. Верлен исповедуется. Ночью он падает с кровати, Эжени не может поднять его, и Верлен проводит всю ночь на холодном полу. 8 января. Верлен умирает от воспаления легких. 10 января. Отпевание в церкви Сент-Этьен-дю-Мон и торжественные похороны на Батиньольском кладбище. Февраль. В серии «Литературно-художественная библиотека» выходит сборник «Плоть». Декабрь. Выходит сборник «Инвективы» (издатель Леон Ванье).

1899 - Выходит полное собрание сочинений Верлена в пяти томах (издатель Леон Ванье).

1904 - Подпольно выходит сборник эротических стихов Верлена «Hombres» («Мужчины», издатель Альбер Мессен, наследник Ванье).

1907 - Выходит книга заметок Верлена «Путешествие француза по Франции» (издатель Альбер Мессен).

1911 - 28 мая. В Люксембургском саду открывается памятник Верлену работы Огюста де Нидерхаузерна-Родо.

1913 - Выходит сборник «Библио-сонеты» (издатель Анри Флури).

1926 - Выходит первый том неизданных произведений Верлена (издатель Бодинье).

1929 - Выходят второй и третий тома неизданных произведений Верлена (издатель Альбер Мессен).

Поэзия Верлена

«Верлен был яснее своих учеников, - писал М. Горький, - в его всегда меланхолических и звучащих глубокой тоской стихах был ясно слышен вопль отчаяния, боль чуткой и нежной души, которая жаждет света, жаждет чистоты, ищет Бога и не находит, хочет любить людей и не может».

Поэтическое творчество Верлена началось в традициях парнасской школы. В его юношеских стихах сказалось стремление к чёткости образов, скульптурности речи. Но уже в первых зрелых сборниках Верлена «Сатурнические поэмы» (или «Сатурналии»; 1866) и «Галантные празднества» (1869) сквозь традиционную форму можно смутно разглядеть новые странные образы.

«Сатурнические поэмы» открываются обращением к «мудрецам прежних дней», учившим, что те, кто рождаются под знаком созвездия Сатурн, обладают беспокойным воображением, безволием, напрасно гонятся за идеалом и испытывают много горя. Через надетую на себя маску объективного мудреца явно проглядывали черты поколения конца века и собственное лицо Верлена.

Самые образы «Сатурнических поэм» порой раздваивались. Обычное вдруг поворачивалось неожиданной стороной - дым рисовал на небе странные фигуры:

Луна на стены налагала пятна
Углом тупым.
Как цифра пять, согнутая обратно,
Вставал над острой крышей чёрный дым.
Томился ветер, словно стон фагота.
Был небосвод
Бесцветно сер. На крыше звал кого-то,
Мяуча жалобно, иззябший кот.
А я, - я шёл, мечтая о Платоне,
В вечерний час,
О Саламине и о Марафоне…
И синим трепетом мигал мне газ.
- «Парижский набросок», перевод В. Брюсова

Изображения в переливах света и тени ломалось на глазах: Она играла с кошкой. Странно,
В тени, сгущавшейся вокруг,
Вдруг очерк выступал нежданно
То белых лап, то белых рук.
Одна из них, сердясь украдкой,
Ласкалась к госпоже своей,
Тая под шёлковой перчаткой
Агат безжалостных когтей.
Другая тоже злость таила
И зверю улыбалась мило…
Но Дьявол здесь был, их храня.
И в спальне тёмной, на постели,
Под звонкий женский смех, горели
Четыре фосфорных огня.
- «Женщина и кошка», перевод В. Брюсова

Второй стихотворный сборник «Галантные празднества» изображал утончённые развлечения XVIII столетия. Лирика и ирония причудливо сплелись в этой книге, как у Ватто - французского художника начала XVIII в., на полотнах которого дамы и кавалеры играют изысканный и чуть печальный спектакль:

К вам в душу заглянув, сквозь ласковые глазки,
Я увидал бы там изысканный пейзаж,
Где бродят с лютнями причудливые маски,
С маркизою Пьерро и с Коломбиной паж.
Поют они любовь и славят сладострастье,
Но на минорный лад звучит напев струны,
И кажется, они не верят сами в счастье,
И песня их слита с сиянием луны.
С сиянием луны, печальным и прекрасным,
В котором, опьянён, им соловей поёт,
И плачется струя в томлении напрасном,
Блестящая струя, спадая в водомёт.
- перевод В. Брюсова

Умышленно прихотливое построение стихов двух первых сборников, причудливость, неясность как бы отражённых образов, внимание к музыкальному звучанию строк подготовили появление лучшей поэтической книги Верлена «Романсы без слов» (1874). Само название сборника свидетельствует о стремлении Верлена усилить музыку стиха. Музыкальная гармония, по учению Платона, должна связывать душу человека с Вселенной, и Верлен стремился чрез музыку познать живущее в нём самом существо. Такой путь представлялся Верлену новаторским и единственно верным. Почти одновременно в стихотворении «Поэтическое искусство» он выдвинул требование музыкальности как основы импрессионистской поэтики: «Музыка - прежде всего».

«Романсы без слов» не связаны единой темой. Здесь и любовная лирика, урбанистические мотивы, и особенно тема природы. О чём бы ни писал Верлен, всё окрашено его меланхолией, его неясной тоской. Взгляд Верлена на мир напоминает пейзажи художников-импрессионистов. Он тоже любил изображать дождь, туманы, вечерние сумерки, когда случайный луч света выхватывает только часть неясной картины. Рисуя, например, путешествие в сад, Верлен только называет предметы, которые он видит. Но они не существуют отдельно от света, в котором они купаются, от дрожания воздуха, который их окружает. Существование вещей важно Верлену не в их материале, не в их объёмных формах, но в том, что их одушевляет, - в настроении. В поэзии Верлена мы наблюдаем дематериализацию вещей.

Верлен и не стремился к целостному воспроизведению материального мира. В «Романсах без слов» поэт окончательно отказался от традиций парнасцев - яркой декоративности и графической точности их рисунка, от исторических картин. Верлен редко обращался к последовательному рассказу. В его стихах почти нет событий. Если же они порой появлялись у Верлена, то одетые туманным флёром либо в виде стилизованной сказки, в виду ряда образов, одного за другим, как они рисовались его внутреннему взору. Он как будто сознательно отворачивался от реальных источников в мире и в истории людей, чтобы обратиться к своему сердцу.

Даже столь часто воспеваемая Верленом природа, импрессионистские пейзажи его стихов были в сущности пейзажами души поэта.

Отношение лирического героя Верлена к природе очень сложно. Природа настолько близка поэту, что он нередко на время отодвигается, замещается пейзажем, чтобы затем снова в нём ожить. Степень личного проникновения Верлена в природу так высока, что, идя по воспетым им равнинам, по пропитанным весенним воздухом улицам окраин, выглядывая с поэтом из окна в сиреневые сумерки, прислушиваясь к монотонному шуму дождя, мы имеем дело, в сущности, не с картинами и голосами природы, а с психологией самого Верлена, слившегося душой с печальным и прекрасным миром.

Пейзаж у Верлена уже не традиционный фон или аккомпанемент переживаниям человека. Сам мир уподобляется страстям и страданиям поэта. Такое смещение акцентов вызвано у Верлена не силой владеющих им страстей, но поразительной тонкостью чувств, которую он распространяет на всё, к чему обращён его взгляд. Каждое дерево, лист, дождевая капля, птица как будто издают едва слышный звук. Все вместе они образуют музыку верленовского поэтического мира.

Вне этой особенности, вне этой музыки нет поэзии Верлена. Именно здесь кроются истоки трудности, а подчас невозможности перевода стихов Поля Верлена на другие языки. Валерий Брюсов, много занимавшийся в России переводами поэзии Верлена, жаловался на постоянно подстерегающую опасность «превратить „Романсы без слов“ в „слова без романсов“». Самоё сочетание французских гласных, согласных и носовых звуков, пленяющих в поэзии Верлена, оказывается непередаваемым.

Поль Верлен – французский поэт, яркий представитель таких литературных течений, как символизм и импрессионизм, по мнению – декадент. Его стихи задушевны, музыкальны, организованы особым образом – с преобладанием женской рифмы, выделением какого-то конкретного звука и повторением его. Верлена по праву можно назвать революционером французской и мировой поэзии.

Детство и юность

Родился Поль-Мари Верлен в городе Меце. Произошло это 30 марта 1844 года. Родители мальчика – Николя-Огюст Верлен, капитан инженерных войск, и Элиза-Жюли-Жозеф-Стефани Деэ. Отец – военный, а это означает частые переезды для семьи. Верлены жили в Меце, Монпелье, Ниме, Сете. Обосновались они на одном месте, в Батиньеле, предместье Парижа, лишь тогда, когда отец семейства вышел в отставку.

Писать стихи Поль начал в 14 лет, в 1858 году. Тогда же мальчик познакомился с произведениями , Банвиля, Готье, Леконта де Лиля, Глатиньи. Юный поэт даже осмелился написать Гюго и послать тому в письме свое стихотворение «Смерть».

Верлен учится сначала в пансионе Ландри, затем в лицее . В 1860 году юноша знакомится с Эдмоном Лепелетье, который в будущем станет другом, биографом и душеприказчиком поэта. В 1862 году финансы семейства Верленов пострадали, и Поль, уже став бакалавром словесности, поступил в Школу права и налег на арифметику, надеясь попасть в Министерство финансов.


Несмотря на усилия, приложенные для того, чтобы поправить благосостояние семьи, Поль Верлен начал богемную жизнь. Молодой человек выпивает, ходит по публичным домам, читает Бюхнера («Сила и материя»), посещает салон маркизы де Рикар, имеющий республиканскую направленность. В этом салоне собеседниками Верлена становятся Теодор де Банвиль, Огюст Вилье де Лиль-Адан, Сюлли Прюдом, Хосе Мариа Эредиа.

В августе 1863 года в журнале «Обозрение прогресса» на суд читателей впервые представлено творение молодого поэта - сонет «Господин Прюдом». При этом стихотворец, активно общающийся с будущими парнасцами, работает сначала в страховом обществе, затем в парижской мэрии.


На излете 1865 года умирает отец Поля. В апреле 1866-го восемь стихов Верлена занимают свое место в девятом выпуске журнала «Современный Парнас», который издает Альфонс Лемер. А в ноябре того же года стараниями Лемера и кузины Верлена, Элизы Монкомбль (в замужестве Дюжарден), появляется первый сборник Верлена «Сатурнийские стихи». Смерть Элизы в 1867 году Поль переживал очень тяжело, ища спасение на дне бокала.

Литература

После «Сатурнийских стихов», куда вошла и замечательная по своей мелодичности «Осенняя песня», творческая биография Верлена набирает обороты. В 1867 году поэт сотрудничает с сатирическим журналом «Майский жук». В 1868, прикрывшись псевдонимом, выпускает книжку «Подружки», которую за непристойность конфискует и уничтожает суд. Дело в том, что стихи в «Подружках» посвящались лесбийским отношениям.


Вторая книга одного из ярчайших франкоязычных поэтов под названием «Галантные празднества» выходит в 1869 году. Через год появляется следующий сборник – «Добрая песня», посвященный будущей жене Матильде Моте.

В дни Парижской коммуны Верлен работает в мэрии, в отделе печати. Свою четвертую книгу он пишет в путешествии по Англии и Бельгии в 1872-1873 годах, а в свет «Романсы без слов» выходят в 1874 году.

Стихотворение Поля Верлена «Целует клавиши прелестная рука»

Популярностью у читателей до сих пор пользуется стихотворение из этого сборника «Тихо сердце плачет». Жаль только, что особую мелодичность верленовской поэзии очень сложно передать при переводе на любой другой язык, даже на богатый русский.

В том же 1874 году Поль Верлен пишет «Поэтическое искусство» – своеобразный манифест новой французской поэзии. Верлен часто писал о природе, и его пейзажи, полностью соответствовавшие импрессионистским канонам, отражали прежде всего состояние души. Таково произведение «Оград бесконечный ряд», поразительное уже тем, что в русском переводе пейзаж «нарисован» без единого глагола.


Стихотворение Поля Верлена «Оград бесконечный ряд»

В конце 1870-х годов Верлен пересматривает жизненные ценности, в том числе и веру в Бога. Результатом переоценки приоритетов становится книга «Мудрость», вышедшая в 1881 году. За «Мудростью» в 1885 году последовали сборник стихов «Когда-то и недавно», в который вошло знаменитое «Поэтическое искусство», и сборник литературно-критических статей «Проклятые поэты». В число «проклятых», по мнению автора статей, вошли сам Верлен, Артюр Рембо и еще четыре стихотворца.

Особой, совершенной эстетикой могут похвастаться следующие плоды творчества Верлена: сборники «Любовь» 1888 года, «Счастье» и «Песни к ней» 1891 года. Кстати, «Мудрость», «Любовь» и «Счастье» составляют своеобразную поэтическую трилогию.

Личная жизнь

На десять лет младше Поля Верлена был его друг, его страсть, его боль – . Юный Рембо в 1871 году набрался храбрости и написал уже известному на тот момент поэту восторженное письмо, добавив к нему свои стихи. И внезапно получил приглашение в Париж, причем заинтересовавшийся Верлен оплатил юноше дорогу.


Талант провинциального самородка признали многие, но вот его манеры оставляли желать лучшего. На редкость невоспитанный, грубый, неопрятный, Рембо покорил Верлена и даже смог увести его из семьи, разлучив с женой Матильдой, которая к моменту знакомства мужа с провинциальным поэтом уже родила сына.


Результатом совместного путешествия Верлена и Рембо стали «Романсы без слов», а еще – тюремное заключение Поля и последующая его дорога к Богу. Освободившись, Верлен в 1875 году в последний раз встретился с Рембо. Свидание в Штутгарте окончилось ссорой, поставив точку в отношениях двух друзей и, по слухам, любовников.

Смерть

Жена потребовала и получила развод, все последующие романы писателя были неудачными – то с проституткой, то с бывшей танцовщицей. Верлен много пил, здоровье его оставляло желать лучшего.


Под конец жизни почти все время Поль проводил в больницах. 8 января 1896 года великий французский поэт скончался от легочного кровотечения.

Библиография

Поэтические сборники

  • 1866 - "Сатурнийские стихи"
  • 1869 - "Галантные празднества"
  • 1870 - "Добрая песня"
  • 1874 - "Романсы без слов"
  • 1881 - "Мудрость"
  • 1885 - "Когда-то и недавно"
  • 1888 - "Любовь"
  • 1889 - "Параллельно"
  • 1891 - "Счастье"
  • 1891 - "Песни к ней"
  • 1892 - "Сокровенные обедни"
  • 1894 - "Эпиграммы" (последний прижизненный сборник Верлена).
  • 1884 - "Проклятые поэты"
  • 1886 - "Записки вдовца"
  • 1891 - "Мои больницы"
  • 1893 - "Мои тюрьмы"

Читавшие роман английского писателя Сомерсета Моэма «Луна и грош», возможно, заметили, что история главного героя произведения – художника Стрикленда – странным образом напоминает жизнь французского живописца Поля Гогена. И даже не просто напоминает, а практически совпадает. Хотя критики, озадаченные этой проблемой уже несколько десятилетий, спорят до сих пор и никак не могут прийти к единой точке зрения. И все же с большой долей достоверности можно утверждать, что прототипом Стрикленда стал Поль Гоген. А жизнь этого художника поистине удивительна.

Семья. Ранние годы

Поль Гоген родился в в один из революционных дней 1848 года. Его отец состоял сотрудником газеты «Насьональ», имеющей умеренно республиканское направление. Революция, изменившая политический курс страны, заставила журналиста в 1849 г. покинуть родину. Но по пути к Южной Америке, прямо на корабле, его внезапно настигла смерть. Вдова и дети недолго прожили на чужбине и в 1855 г. возвратились во Францию.

Поль Гоген учился в закрытых учебных заведениях, куда его устраивали ради экономии скудного семейного бюджета. Атмосфера в этих школах была невыносимой для него. Он терпел и торопил время, чтобы поскорее закончилась ненавистная учеба и можно было, наконец, осуществить свою мечту – стать моряком. Мечта сбылась: в 17 лет он пошел служить матросом на торговом корабле, а потом перешел в военный флот.

В Париже

После «морского периода» юности и возвращения в Париж опекун определил Поля Гогена на работу в банк – простым служащим. Это обстоятельство поспособствовало его независимому положению. Теперь все свое свободное время он проводил в музеях, изучая живопись мастеров. Интерес к искусству возник неожиданно и необъяснимо. Во всяком случае, монотонная, серая жизнь банковского клерка никак не могла спровоцировать такой странный зигзаг в сознании. Но это случилось.

Поль замкнулся в себе, потерял всякий интерес ко всему обыденному, житейскому. Он был одержим теперь сумасшедшей страстью – писать картины. Для этого он поступил в частную академию Коларосси.

Первые работы

На парижских выставках появились, наконец, первые картины Гогена: «Сусанна», «Сена у Иенского моста», «Сад под снегом» (1875 – 1883). По манере исполнения они были приближены к импрессионизму. Позднее Гоген увлекся эстетикой символистов, которые делали эмоциональный акцент на цвете и линии, и отказывается от импрессионистской манеры разложения цветов. В 1887 г. Гоген уехал на о. Мартинику, чтобы сосредоточиться и отточить свой стиль письма. И картины, написанные там, уже демонстрируют декоративность цвета и подчеркнутую выразительность силуэта. Эти основные признаки и определяют узнаваемый стиль Гогена.

Совершенствование

На следующем этапе жизни Гоген окончательно бросил банковскую службу и занялся исключительно искусством, невзирая на крайнюю нужду. Живя в Бретани (1888), он писал природу и людей провинции, где сохранились бытовые черты старины («Натюрморт с щенятами», «Старые девы в Арле», «Арльское кафе»). В них есть и особые композиционные приемы, навеянные японской гравюрой. В 1889 – 1890 годах Гоген продолжает совершенствовать свой стиль. В его картинах «Стога», «Прекрасная Анжела», «Здравствуйте, господин Гоген!», «Желтый Христос» сквозят тоска и усталость, вызванные нищетой и непризнанностью.

На Таити

В 1891 г. Гоген уехал на Таити – это была его давняя мечта. Там он много и плодотворно работал, жил самой естественной жизнью среди простодушных туземцев. На Таити он написал свои лучшие картины: «Беседа», «Дух мертвых бодрствует», «А ты ревнуешь?», «Женщина, держащая плод» и другие. Он еще возвращался во Францию (1893), чтобы устроить свою выставку. Друзья – художники были в восторге от его новых работ, но салонная публика не приняла такого Гогена.

Спустя два года он навсегда оставил родину и вернулся на любимый Таити. Его творчество приобрело черты религиозно-мистического направления, но и таитян он тоже много писал. Его творчество и образ жизни не удовлетворяли колониальную власть, и она, как могла, мешала ему жить. К тому же Гоген начал слепнуть. Но даже уже тяжело больной и почти слепой, он продолжал писать.

Умер Гоген 9 мая 1903 г. то ли от сердечного приступа, то ли это было самоубийство, то ли убийство. Рядом с его постелью был шприц из-под морфия, который может свидетельствовать о любой версии. Его картины, написанные на Таити, и которыми он расплачивался с местными торговцами, стелили под ноги вместо ковриков, использовали для собачьих подстилок, резали на куски, чтоб залатать дырявую обувь. А все, оставшееся после смерти художника в хижине, просто выбросили на помойку.

(1902 - 1984)

Английский физик Поль Адриен Морис Дирак родился 8 августа 1902 г. в Бристоле в семье уроженца Швеции Чарльза Адриена Ладислава Дирака, учителя французского языка частной школы и англичанки Флоренс Ханни (Хайен) Дирак.

Сначала мальчик посещал коммерческое училище в Бристоле, а со временем изучал электротехнику в Бристольском университете, который закончил 1921 г. со степенью бакалавра наук, захватываясь математикой.

В дальнейшем Поль Дирак проходил курс аспирантуры по математике в колледже Св. Иоанна в Кембридже и 1926 г. защитил докторскую диссертацию. В это время были опубликованы формулирования Вернера Гейзенберга и Эрвина Шредингера по квантовой механике, которые Поль Дирак отстудировал и дал ряд уместных замечаний.

Поль Дирак был нацелен на создание релятивистского формульного представления волнового уравнения за учет принципа относительности. От 1928 г. эту формулу называют «уравнением Дирака». В теории Поля Дирака гармонически объединяются основы теории вероятности, кванты и стэн, что до этого считались несочитаемыми. На базе теории Дирака сделан важный вывод, что электрон может содержать негативные показатели энергии. Исходя из этого, он предположил, что должны существовать и положительные заряды, и 1932 г. им был открытый позитрон.

1931 г. Поль Дирак выдвинул теорию существования элементарного магнитного заряда («монополь Дирака»), а 1933 г. — наличия антивещества, кроме того он постулировал эффект поляризации вакуума.

1933 г. Поль Дирак вместе со Шредингером получил Нобелевскую премию в области физики «за формирования новых перспективных форм атомной теории».

После завершения работ по релятивистской квантовой механике Поль Дирак много путешествует, посещает университеты Японии, СССР и США.

С 1932 г. и до выходу в отставку (1968) он был профессором физики в Кембридже (ту самую кафедру когда-то возглавлял Исаак Ньютон).

1936 г. Дирак женился на Маргит Вигнер, сестрой физика Э.П. Вигнера. У них было две дочери.

1942 г. Поль Дирак совершенствует теоретические принципы атомной теории и вводит понятие «индеферентная метрика».

1962 г. он разработал теорию мюона, описывая его как «колебательное состояние электрона».

1968 г. Поль Дирак был приглашен в Флоридский университет, в котором он оставался профессором до конца жизни.

Дирак был тихим, замкнутым и немногословным человеком. Он предпочитал работать своими силами. Очень любил далекие пешеходные прогулки.

Кроме Нобелевской премии по физике, Поль Дирак был награжден Королевской медалью (1939) и медалью Копли (1952) Лондонского королевского общества, членом которого он стал в 1930 г., орденом Великобритании «За заслуги» 1973 г. Он был избран иностранным членом Национальной академии наук США (1949) , членом Папской академии наук (1961) , иностранным членом АН СССР (1931) .

Поль Дирак предполагал возможность существования звезд, которые состоят, главным образом, из позитронов и антипротонов (одни могут принадлежать к одному типу, вторые — к другому), но оба типа звезд должны были бы иметь одинаковые спектры, так, считал ученый, различить их методами современной астрономии было бы невозможно.

В конце 19 века Франция насчитывала много талантливых поэтов, у каждого из которых имелась прекрасная и интересная биография. Поль Верлен был одним из таких выдающихся лириков. Не зря его провозгласили «принцем поэтов» и признанным мастером символического направления. Однако ни теоретиком, ни лидером он не был.

Творчество и факты личной жизни поэта неразрывно связаны. Будучи неуравновешенной и страстной натурой (так говорит нам его биография), Поль Верлен постоянно запутывался в противоречиях своего характера и судьбы, а также прогибался под гнётом тяжёлых жизненных обстоятельств. Но, как справедливо сказал А. Франс: «Недопустимо применять одно и то же мерило к поэту и к здравомыслящим людям. Поль имеет права, отсутствующие у нас, так как находится несравненно выше и одновременно несравненно ниже всех нас. Он является бессознательным существом и таким поэтом, который рождается раз в столетие».

Детство и юность

Поль Верлен родился в городе Мец в 1844 году. Из-за работы отца (он был военным инженером) вся семья постоянно переезжала, пока в 1851 году не осела в Париже. Здесь будущий поэт провёл школьные годы. В 1862 году он получил степень бакалавра по словесности. Уже в юношеские годы у Поля появилось пристрастие к литературному творчеству. Он постоянно читал стихи Ш. Бодлера, а также поэтов-парнасцев Т. Готье и Т. де Бонвиля. В конце 1862 года будущий поэт поступает на факультет права для изучения юриспруденции, но материальные трудности вынуждают его бросить учёбу и приступить к работе.

Первые публикации

В 1866 году Поль публикуется в журнале «Современный Парнас». Также он издаёт на собственные деньги сборник «Сатурнические поэмы». В Верлена прослеживается влияние на автора поэтов-парнасцев, которые отказывались от «исповедальной лирики» и романтического «бурления чувств». По их мнению, основной критерий прекрасного - это совершенство формы, «гармония между субъективным и объективным». Ранние стихи Поля Верлена очень чётко отражают этот принцип. Тем не менее у поэта появляется свой оригинальный стиль, для которого характерны меланхоличные интонации и способность передать читателю тайные движения души, её «музыку».

Новые произведения

В конце 60-х Поль сотрудничает с несколькими литературными журналами. Также за свой счёт он издаёт в 1869 году сборник «Изысканные праздники». Для стихов была характерна меланхолично-игривая форма, допускающая разговорную интонацию. Поэт пробует невозможные в традиционном стихосложении рифмы.

В это время Верлен знакомится с 16-летней девушкой Матильдой. Вспыхнувшая любовная страсть вдохновляет Поля на написание нового сборника «Добрая песня». Стихи, вошедшие в книгу, имеют общий ритм. Слова поэта нежны и лиричны.

Свадьба и встреча с Рембо

Летом 1870 года сборник «Добрая песня» выходит в свет, и Верлен сразу женится на Матильде. Молодые селятся в Париже, но начавшаяся франко-прусская война заставляет пережить их осаду города. После 1871 года меланхолия Поля усиливается. Этому способствует как не сложившаяся личная жизнь, так и проигрыш

Семейные отношения ещё больше усложнились после знакомства Поля с другим Это был знаменитый Артюр Рембо. Анархизм и сплошной нигилизм - вот две мировоззренческие позиции, которыми характеризуется творчество Артюра и его биография. Поль Верлен, подталкиваемый юным гением, решает порвать с поэтической традицией. Он серьёзно задумывается над содержанием своих стихов.

С начала 1872 года Поль Верлен и Артюр Рембо проводят всё время вместе. Они много путешествуют по Англии и Бельгии. Рембо считает, что Полю необходимо искать новые пути поэтического творчества. Они часто ссорятся и мирятся, пока в середине 1873 года не случается кульминационный скандал. Поль стреляет в Артюра и ранит его в плечо. За это Верлена сажают на два года в тюрьму. На волю он выйдет в январе 1875 года.

Романсы без слов

Все стихи Поля Верлена хороши, но входящие в сборник «Романсы без слов» являются его лучшим поэтическим достижением. Сборник был издан в 1874, когда автор находился в заточении. В стихах звучат ноты меланхолии, печали и непродолжительного забвения. Некоторые произведения напоминают пейзажи импрессионистов, покрытые серой мглой или растворённые в тумане. При этом чётко прослеживается использование изобразительных возможностей языка и тенденция к синтезу живописных и словесных образов.

"Поэтическое искусство" и "Проклятые поэты"

В 1882 Поль публикует стих «Поэтическое искусство», которое стало для молодых поэтов-символистов настоящим манифестом. Хотя сам Поль не советовал последователям его творчества заниматься подражанием. Лучше создавать собственный оригинальный стиль. В том же году появился цикл «Проклятые поэты», где автор рассказал о новейшей школе поэтов-символистов и похвалил Т. Корбера, А. Рембо, С. Малларме и др. Успех данного цикла позволил Полю издавать больше собственных произведений и получать за них хорошие деньги. Можно сказать, что в финансовом плане это было самым лучшим временем в жизни поэта. На этом заканчивается его биография. Поль Верлен умер в 1896 году от воспаления лёгких.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама