THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Тема 9. Мышление и воображение

1. Сущность, особенности, механизмы мышления

3. Речь как основа мышления

4. Сущность, функции, физиологический механизм воображения

5. Виды воображения

Вопрос

· Мышление – психический процесс обобщенного и опосредованного отражения устойчивых и закономерных свойств, связей и отношений между познаваемыми предметами.

Проблема мышления долгое время не была предметом изучения психологии, а изучалась философией и логикой. В настоящий момент мышление изучается психологией, физиологией, кибернетикой, лингвистикой. В рамках психологии существуют различные теории мышления (ассоцианизм, вюрцбургская школа, гештальтпсихология).

Материалистическая психология рассматривает мышление как процесс, который формируется в общественных условиях жизни, проявляется сначала как развернутая предметная деятельность, переходящая затем в свернутые формы, и приобретает характер внутренних «умственных» действий.

Особенности мышления как познавательного процесса:

1. Мышление всегда имеет опосредованный характер . Человек имеет возможность познать не только то, что непосредственно в восприятии не представлено. Мышление исходит из «живого созерцания», но не сводится к нему. Устанавливая связи и отношения между предметами и явлениями объективного мира, человек опирается не только на непосредственные ощущения и восприятия, но и обязательно на прошлый опыт.

2. Мышление отражает окружающую действительность обобщенно. Мышление опирается на имеющиеся у человека знания об общих законах природы и общества. Обобщенность мышления связана с его знаковым характером.

3. Мышление дает возможность устанавливать связи между предметами, в то время как ощущения и восприятия отражают преимущественно отдельные стороны явлений или отдельные явления.

4. Мышление – всегда отражение связей и отношений между предметами и явлениями в словесной форме.

5. Мышление всегда связано с практической деятельностью человека, это не просто «созерцание» внешнего мира, а такое отражение, которое отвечает задачам, возникающим перед человеком в процессе труда и других видов деятельности, направленных на преобразование внешнего мира. Дл я того, чтобы осуществить в окружающей действительности разумную деятельность, необходимо отражать отношения предметов между собой.

Мышление человека качественно отличается от мышления животных. Важнейшим отличительным моментом является речь и др. используемые при этом знаковые системы, с помощью которых человек получает возможность существенно расширить свои моделирующие способности.


Физиологический механизм мышления

С физиологической точки зрения процесс мышления представляет собой сложную аналитико-синтетическую коры больших полушарий головного мозга. В осуществлении процессов мышления принимает участие вся кора головного мозга.

Для процесса мышления прежде всего имеют значение те сложные временные связи, которые образуются между мозговыми концами анализаторов. Поскольку деятельность отдельных участков коры всегда детерминируется внешними раздражениями, постольку образующиеся при их одновременном возбуждении нервные связи отражают действительные зависимости между явлениями и предметами мира. Эти закономерно вызываемые внешними раздражениями связи (ассоциации) и составляет физиологическую основу процесса мышления.

Мышление по своей регулятивной функции выступает как высший процесс, объединяющий всю деятельность человека.

Источником и начальным моментом мышления является проблемная ситуация – ситуация, в которой возникают задачи, связанные с интеллектуальной деятельностью. Проблемная ситуация – это конфликт между тем, что дано человеку и тем, чего он должен достигнуть.

Характеристики проблемы:

цель (ориентировочная основа для решения задач);

условия, в которых задана данная цель;

потребность в достижении цели;

недостаточность стандартных средств решения, вытекающих непосредственно из условий.

В процессе решения задач выделяется три типа мыслительных действий :

I. Ориентировочные действия начинаются с анализа условий. На основе полученной информации, анализа условий возникает гипотеза, предположение, проект решения задачи. Гипотеза способствует дальнейшему поиску, направляет движение мысли и, в конечном итоге, переходит в план решения.

II. Исполнительные действия сводятся в основном к выбору приемов решения задачи.

III. Нахождении ответа состоит в сверке решения с исходными условиями задачи. Если в результате сличения результат согласуется с исходными условиями, процесс прекращается. Если нет – процесс решения продолжается снова и продолжается до тех пор, пока решение не будет согласовано с условиями задачи.

Вопрос

Мышление включает ряд таких операций как сравнение, анализ, синтез, обобщение и абстракция . С их помощью осуществляется проникновение в глубь той или иной стоящей перед человеком проблемы, рассматриваются свойства, составляющих эту проблему элементов, находится решение задачи.

· Сравнение – это операция, заключающаяся в сопоставлении предметов и явлений, их свойств, отношений друг с другом и выявлении общности и различий между ними.

· Анализ – это мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части.

· Синтез - это мыслительная операция, позволяющая переходить в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому.

· Абстрагирование - это мыслительная операция, основанная на отвлечении от несущественных признаков предметов, явлений и выделении в них основного, главного.

· Обобщение – это объединение многих предметов и явлений по какому-то общему признаку.

К формам мышления относятся понятие, суждение и умозаключение.

· Понятие - форма мышления, отражающая существенные связи, и отношения предметов и явлений, выраженные словом или группой слов.

Понятия могут быть общими и единичными, конкретными и общими. Понятия формируются в общественно-историческом опыте. Человек усваивает систему понятий в процессе жизни и деятельности.

· Суждение – форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями; утверждении или отрицание чего-либо.

Понятия могут быть истинными и ложными.

· Умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод.

Способы мышления:

· Индукция – это способ мышления, при котором умозаключение идет от единичных фактов к общему выводу.

· Дедукция – это способ мышления, способ мышления, при котором умозаключение идет от общего к частному.

Эрнст Мах опубликовал книгу: Механика в её историческом развитии / Die Mechanik in ihrer Entwicklung, где, в том числе, на многочисленных примерах из истории механики показал, как частные формулы постепенно заменяются более общими...

«Представление об экономии нашего мышления развилось у меня с опытом преподавателя, в практике преподавания. Оно было у меня уже, когда я приступил к своим лекциям в 1861 году в качестве приват-доцента и - что вполне простительно - полагал тогда, что я один обладаю им.

В настоящее время я, напротив того, убеждён в том, что, по меньшей мере, предчувствие этого взгляда должно было быть общим достоянием всех учёных исследователей, задумывавшихся вообще о процессе исследования, как таковом. Выражение этого взгляда может получить ещё весьма различные формы. Так, основной мотив простоты и красоты, столь ясно выступающий у Коперника и Галилея , я признал бы не только эстетическим, но и экономическим. И в «Правилах философствования» («Regulae Philosophandi») Ньютона является существенной точка зрения экономическая, хотя экономический принцип не выражен здесь вполне ясно, как таковой».

Эрнст Мах, Механика. Историко-критический очерк её развития, Ижевск, «Ижевская республиканская типография», 2000 г., с. 418-419.

В Введении к книге Эрнст Мах указывает:

«Переход к систематическому научному познанию и пониманию фактов возможен лишь тогда, когда развились уже особые сословия, ставящие себе задачей жизни удовлетворение определённых потребностей общества. Такое сословие занимается особыми классами процессов природы. Но лица этого сословия сменяются: выступают из него старые члены и вступают новые. И вот возникает необходимость сообщить новопоступающим существующий уже опыт, возникает необходимость сказать им, от каких обстоятельств собственно зависит успех при преследовании той или другой цели. Только получив такое сообщение, человек бывает вынужден к точному размышлению, что каждый человек может наблюдать на себе самом ещё и в настоящее время. С другой стороны, то, чем старые члены сословия занимаются по привычке, новопоступающему члену кажется чем-то необычным и побуждает его к размышлению и исследованию. Если хотят познакомить человека с известными явлениями или процессами природы, то для этого существуют два пути: или заставляют его самого наблюдать их, но тогда здесь нет никакого преподавания, или приходится описать ему каким-либо образом процессы природы, чтобы сберечь для него труд самому сызнова проделать каждый опыт. […] ...раз усвоена способность узнавать эти постоянные элементы в самых многообразных процессах, видеть их в последних, то это приводит к обобщающему, единому, свободному от противоречий и лёгкому постижению фактов. Раз дело дошло до того, что мы везде замечаем одни и те же немногие простые элементы, сочетающиеся привычным для нас образом, они представляются нам чем-то знакомым, что не является уже для нас неожиданностью, что не чуждо и не ново нам в явлениях; мы чувствуем себя свободными, наблюдая их, они нас более не смущают, они уже не запутаны, они объяснены. Здесь происходит процесс приспособления наших мыслей к фактам действительности.

Экономия сообщения и понимания составляет сущность науки , в ней заключается успокаивающий, разъясняющий и эстетический момент последней, и она же ясно указывает на историческое происхождение науки. Первоначально всякая экономия непосредственно направлена только на удовлетворение физических потребностей. Для ремесленника и ещё более для исследователя кратчайшее, простейшее, достижимое с наименьшими духовными жертвами познание определенной области процессов природы само становится экономической целью. Хотя оно первоначально было средством к цели, тем не менее, раз соответствующие духовные склонности развились и требуют удовлетворения, познание становится целью, пред лицом которой о физической потребности совсем более не думается.

Эрнст Мах, Механика. Историко-критический очерк её развития, Ижевск, «Ижевская республиканская типография», 2000 г., с. 13-14.

В заключительной главе «Экономия науки» Эрнст Мах пишет:

«Задача всей и всякой науки - замещение опыта или экономия его воспроизведением и предвосхищением (Vorbildung) фактов в наших мыслях. Опыт, воспроизведенный в наших мыслях, легче под рукой, чем действительный опыт, и в некоторых отношениях может этот последний заменить. Эта экономическая функция науки, пронизывающая всё её существо, ясна уже из самых общих рассуждений. С познанием экономического характера науки . Сообщение науки при помощи преподавания имеет дело сэкономить для индивидуума опыт сообщением ему опыта другого индивидуума . Более того, опыт целых поколений сохраняется в виде письменных памятников в библиотеках и усваивается таким образом дальнейшими поколениями, благодаря чему повторение его этими последними становится ненужным».

Эрнст Мах, Механика. Историко-критический очерк её развития, Ижевск, «Ижевская республиканская типография», 2000 г., с. 408.

Для этой статьи я введу два основных понятия. Это чувственное восприятие, или чувства – то, что мы видим, слышим, ощущаем, обоняем, испытываем на вкус, и мышление – слова, которые мы думаем.

Статья будет посвящена тому, как разделены и взаимосвязаны эти два механизма, а также почему первый важнее второго.
Начнем с того, что чувственное восприятие существует у нас от рождения, а скорее всего и раньше. Мы, как и животные, изначально способны видеть, слышать и ощущать – это наши единственные способы воспринимать мир. По сути, мир для нас существует исключительно в нашем чувственном восприятии.
Однако у человека, помимо чувственного восприятия, есть и второй психический механизм – мышление. Ученые называют его вторичной сигнальной системой. Это мышление, речь, слова. Это обработка символов, а не чувственных образов и переживаний.
В отличие от чувственного восприятия, мышление возникает у человека не с рождения, а только через несколько лет после него. А если человек не живет среди других людей, оно может не развиться вообще. Впрочем, важно другое – то, что мышление возникает позже чувственного восприятия. Мышление является вторичным по отношению к чувствам.
По сути, слова – это некие скомбинированные обрывки звуков, картинок или других чувственных образов. Мышление основано на чувственном восприятии, оно бы не существовало без чувственного восприятия. Очевидно, что невозможно научить речи того, кто совершенно не воспринимает мир.
Мышление вторично по отношению к чувствам. Однако у людей оно очень сильно развито. Настолько сильно, что все наше внимание начало фиксироваться на мышлении и игнорировать чувства. Мы начали замечать только мысли. Мысли стали для нас единственной реальностью. Они начали подменять нам настоящую реальность, которая существует исключительно в нашем чувственном восприятии.
В результате для человека стало реально не то, что он видит, слышит и ощущает, а то, что он думает. Как говорится в шуточной поговорке, если факты противоречат теории – тем хуже для фактов. Если чувственное восприятие реальности противоречит мышлению – тем хуже для реальности. Даже если мы видим, что чувственная реальность не соответствует нашему мышлению, мы все равно продолжаем упорствовать в том, что думаем. Человек замыкается в собственных мыслях. Но есть опасный для такого человека парадокс – мысли все-таки являются следствием чувств. Все наше мышление является вторичной, третичной, сколько-то-ричной переработкой того, что мы чувственно воспринимаем. Мы не можем подумать о том, что никогда не было в наших чувствах. Полностью оторванного от чувственной реальности мышления не существует и не может существовать.
И в результате чем больше человек направляет внимание на мысли в противовес чувствам – тем меньше пищи для мышления у него остается. Мышление начинает тормозить, буксовать, стопориться. И если человек полностью оторвал свое внимание от чувственного восприятия – мышление вслед за этим прекращается целиком. Человек лишается и чувственного восприятия, и мышления. Он лишается всего. Его психика входит в ступор.
А поскольку практически всем людям свойственно фиксироваться на своем мышлении, от этой проблемы в той или иной степени страдают все. Они либо больше верят мышлению, а не чувствам, и совершают ошибки, либо вообще полностью фиксируются на мышлении и тогда теряют способность функционировать. Лень, депрессия, апатия – это в первую очередь эффект оторванности внимания человека от его чувственного восприятия реальности. Ведь если человек перестает воспринимать реальность – он теряет способность действовать в ней.
Поэтому нам всем надо учиться направлять внимание не на мысли, а на чувственное восприятие. На все, что мы видим, слышим, ощущаем и так далее. Потому что только это является реальностью, а наше мышление – это вторичный от реальности продукт.
Если вы научитесь обращать внимание на то, что вы чувствуете, вы вернете себе утраченный контакт с реальностью. Вы почувствуете реальность в полную силу. Вы начнете полностью проживать свою жизнь. А ведь это и есть счастье – полное, без исключений, проживание собственной жизни.
Причем, что характерно, чем лучше вы научитесь чувствовать – тем лучше вы научитесь и думать. Потому что мышление, повторю в очередной раз, есть следствие чувственного восприятия. Качество чувств повышает качество мысли. Перестав фиксироваться на одном лишь мышлении, мы не утрачиваем его, а наоборот, развиваем. А значит, начинаем и думать, и действовать лучше.
Резюмирую. Всем людям совершенно необходимо учиться направлять внимание не на мышление, а на чувственное восприятие. Только тогда нас ждут и счастье, и успех, и полноценная жизнь.

Общее понятие о мышлении


Мышление - высший познавательный процесс, свойственный только человеку.
В процессе мышления наш мозг отражает свойства вещей и явлений объективной действительности. Мышление дает нам возможность понять закономерности окружающего нас материального мира и закономерности нашей собственной психической жизни.
В отличие от ощущения и восприятия мышление носит обобщенный характер и совершается в понятиях.
Мышление дает нам возможность знать и судить о том, что мы непосредственно не наблюдаем и не видим.
Мышление дает нам также возможность предвидеть ход событий и результаты наших действий в будущем.
Таким образом, мышление есть процесс познания общих свойств предметов и явлений, связей и отношений, существующих между ними. Процесс мышления начинается с возникающей у человека потребности (желания, стремления) ответить на тот или иной вопрос, решить ту или иную задачу, выйти из того или иного затруднения.
Мыслить беспредметно, мыслить «вообще» невозможно; наше мышление всегда направлено на тот или иной объект действительности.
Когда мы рекомендуем школьнику подумать, то всегда указываем на то, о чем надо думать, т. е. на какой вопрос надо ответить, какую задачу надо решить.
Чем больше человек знает, чем богаче его кругозор, тем больше возникает у него новых вопросов и проблем, тем активнее и самостоятельнее его мысль. Расширяются знания человека - появляются новые вопросы, активизируется мысль.
Процесс решения любой мыслительной задачи начинается лишь после того, как осознано то, что надо решать, т. е. обдумано.
Недостаточно одних знаний и для того, чтобы ответить на возникший вопрос, необходимо еще владеть этими знаниями, уметь применить их в нужный момент.

Физиологические механизмы мышления

Современная наука еще недостаточно изучила физиологические механизмы мыслительной деятельности человека. В общих чертах о физиологии мышления можно сказать следующее.
В основе процесса мышления лежит сложная аналитико-синтетическая деятельность коры больших полушарий головного мозга.
В результате анализа и синтеза внешних и внутренних раздражителей в коре головного мозга образуются временные нервные связи или ассоциации, которые являются физиологическими механизмами процесса мышления.
«Мышление, - указывает И. П. Павлов, - ...ничего другого не представляет, как ассоциации, сперва элементарные, стоящие в связи с внешними предметами, а потом цепи ассоциаций. Значит, каждая маленькая, первая ассоциация - это есть момент рождения мысли».
В основе процесса мышления лежат временные нервные связи двух видов: первосигнальные и второсигнальные.
Временные связи, возникающие под воздействием первосигнальных раздражителей, непосредственно связаны с нашими ощущениями, восприятиями и представлениями об окружающем внешнем мире. Однако мышление опирается не только на первосигнальные, но и на второсигнальные временные связи.
Второсигнальные нервные связи, образующиеся в коре головного мозга с помощью слов, отражают существенные отношения между предметами. Отражение связей и отношений между предметами становится возможным потому, что слова - «сигналы сигналов» - являются обобщенными раздражителями, которым соответствуют сложные системы временных связей.
Со словом, указывал И. П. Павлов, - «вводится новый принцип нервной деятельности - отвлечение и вместе обобщение бесчисленных сигналов... с анализированием и синтезированием этих новых обобщенных сигналов,- принцип, обусловливающий безграничную ориентировку в окружающем мире.
Мышление может правильно отражать окружающий мир только тогда, когда вторая сигнальная система находится в неразрывной связи с деятельностью первой сигнальной системы.
Если слова - вторые сигналы - не связаны с первосигнальными раздражителями, они теряют свое познавательное значение. Вторая сигнальная система без опоры на первую сигнальную систему не может служить основой мышления, правильно отражающего окружающую действительность.
Однако в этом взаимодействии первой и второй сигнальных систем ведущая роль принадлежит второй сигнальной системе. И. П. Павлов указывал, что вторая сигнальная система направляет нервные процессы первой сигнальной системы.

Мышление и речь

Мышление человека неразрывно связано с речью. Мысль не может ни возникнуть, ни существовать вне языка, вне речи. Какими реально-жизненными фактами подтверждается единство мышления и речи?
Оно подтверждается фактом взаимного общения людей. Люди сообщают, излагают, передают свои мысли друг другу при помощи речи. Если в словаре человека отсутствует соответствующее слово, при помощи которого он хочет выразить нужную мысль, то эта мысль не может быть сообщена другому человеку. Точно так же, когда мы выражаем свою мысль словами, которых нет в словаре наших слушателей, наши мысли для них будут недоступными.
Все это говорит о том, что вне речи, как средства общения, обмен мыслями между людьми практически невозможен.
Единство мышления и речи подтверждается тем фактом, что люди мыслят при помощи слов на соответствующем языке. Каждый человек обдумывает что-либо при помощи слов своего родного языка: русский - на русском, француз - на французском, англичанин - на английском. Если человек хорошо владеет двумя-тремя языками, он будет выражать свои мысли на том языке, которым пользуется в данный момент как средством общения.
Однако, говоря о единстве мышления и речи, нельзя делать вывод, что они тождественны. Мышлению и речи присущи свои особенности, мышление не сводится к речи.
Различие между речью и мышлением заключается прежде всего в том, что одна и та же мысль одинаково может быть выражена на разных языках. Например, изложенные в данной главе мысли останутся неизменными, тождественными, независимо от того, на каком языке они будут написаны - на русском или на немецком. Изменятся слова, их речевая форма и структура, а мысли останутся теми же.
Далее, различие между речью и мышлением заключается в том, что одинаковая мысль на одном и том же языке может быть выражена разными словами. Этот факт объясняется тем, что понятие и слово не всегда однозначно совпадают. Существует очень много понятий, которые могут быть выражены разными словами, или звуковыми комплексами.
Например, русское слово «медведь» обозначает определенное понятие - вид животного. В этом состоит основное значение этого слова, но наряду с основным значением слово «медведь» может употребляться и в значении «неуклюжий, неповоротливый человек». Основное значение слова «корень» - определенная часть растения. Но оно также употребляется для обозначения понятия корня слова или понятия корня в математике.
Итак, наряду с такой связью слова с понятием, которая образует основное значение слова, оно также может иметь производные и переносные значения (синонимы, метафоры, аллегории и т. п.). Только в научной терминологии, как правило, соотношение слова и понятия более однозначно - в научной терминологии недопустима многозначность слова. Обычные слова имеют несколько значений, т. е. обладают относительно широким диапазоном смысловых оттенков.

Сравнение

Мыслительная деятельность людей совершается при помощи мыслительных операций: анализа и синтеза, сравнения, абстракции и конкретизации, и протекает в определенных логических формах: понятиях, суждениях и умозаключениях.
Сравнение - это мысленное установление сходства и различия между предметами и явлениями действительности.
В познавательной деятельности сравнение играет крайне важную роль.
При сравнении прежде всего требуется решить, что сравнивать и по каким направлениям должно пойти сравнение. Сравнение предметов и явлений происходит всегда с определенной точки зрения, под каким-то углом зрения, ради решения какого-то вопроса. В любой деятельности сравнение служит какой-то познавательной цели, т. е. оно целенаправленно.
В зависимости от этого сравнение бывает нескольких видов.
Сравнение может быть направлено или на установление сходства предметов, или на их различия, или на то и другое одновременно. Так, если изучают домашних животных, сравнивая их с точки зрения полезности для человека, сравнение будет направлено на установление сходных признаков между ними. Если же изучается строение и происхождение домашних животных, в ходе изучения устанавливаются многие различия между ними.
Сравнительное изучение неодинаково в зависимости от объема сравниваемых предметов. Можно сравнивать предметы по какому-нибудь одному признаку или одновременно по нескольким признакам. Пример сравнения по одному признаку - сравнение торфа и каменного угля по калорийности. Сравнение по нескольким признакам - сравнение Каспийского и Черного морей с точки зрения их глубины, величины, богатства рыбой, значения в торговле и т. п.
Сравнительное изучение различается в зависимости от того, какие признаки сравниваются - внешние или внутренние.
Сравнение может быть неодинаковым в связи с тем, как, сравниваются признаки: в состоянии статики (неподвижности) или в состоянии их изменения и развития.
Сравнительное изучение бывает прямым или косвенным, научным или поэтическим и т. п. Понятно, что указанными видами сравнения не исчерпывается их разнообразие.
С помощью мыслительной операции сравнения мы приобретаем определенные знания, получаем необходимый материал для анализа и синтеза, обобщения и конкретизации, формирования понятий. Таким образом, сравнение, становясь составным элементом других процессов мышления, обуславливает развитие наших мыслительных способностей

Анализ и синтез

Анализ - это мысленное расчленение предмета или явления на образующие их части, т. е. выделение в них отдельных частей, признаков и свойств.
Синтез - это мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое.
Анализ и синтез неразрывно связаны, находятся в единстве друг с другом в процессе познания.
Анализ и синтез лишь в евоем единстве дают полное и всестороннее знание действительности. Анализ дает знание отдельных элементов, а синтез, опираясь на результаты анализа, объединяя эти элементы, обеспечивает знание объекта в целом. Ф. Энгельс писал, что мышление состоит столько же в разложении предметов на их составные элементы, сколько и в объединении связанных друг с другом элементов в единство. Без анализа нет синтеза.
Без анализа и синтеза невозможны даже элементарные формы психической деятельности - ощущения и восприятия, не говоря уже о мышлении.
Нервным механизмом психических процессов анализа и синтеза являются основные закономерности деятельности коры головного мозга. «В действительности, - говорит И. П. Павлов,- анализаторная и синтезирующая работа нервной системы постоянно встречаются и перемежаются между собой...». Иными словами, большие полушария являются органом анализа раздражителей и органом образования новых связей, т. е. синтеза. Анализирующая и синтезирующая деятельность мозга обеспечивает широту и глубину приспосабливания, уравновешивания и взаимодействия организма с окружающей средой.
В чем же заключаются особенности мыслительных операций анализа и синтеза у человека?
Специфическая особенность анализа и синтеза у человека заключается в том, что человек может отвлекаться, т. е. абстрагироваться от конкретного предмета, когда выделяет его определенные свойства и качества или объединяет их. Это возможно потому, что у человека есть вторая сигнальная система. Анализирующая и синтезирующая деятельность коры больших полушарий включает в себя не только сигналы первой сигнальной системы, но и сигналы второй сигнальной системы в ее взаимодействии с первой.
Восприятие характеризуется целостным отражением предметов действительности во всей их сложности и конкретности. Чтобы понять эту сложность и конкретность предмета или явления, необходимо расчленить его на составные части. Так, химик ничего не мог бы знать о химических процессах, о законах ассоциации и диссоциации атомов, если бы анализ не дал ему возможности выделить составные элементы этих процессов - химические элементы, атомы и молекулы.
Следует помнить, что анализ не является простым механическим перечислением всех возможных признаков и свойств пред ме т а. Анализ всегда является целевым, т. е. направлен на решение какой-то определенной задачи. В мыслительной деятельности анализу подвергаются лишь те элементы, признаки и свойства предмета, которые имеют значение для изучения этого предмета. Анализ может быть сложным и простым, т. е. сводится или к выделению отдельных единичных признаков, или к всестороннему рассмотрению многих признаков предмета или явления.
Всякий анализ начинается с предварительного общего ознакомления с предметом или явлением и затем переходит в анализирование более глубокое и детальное, т. е. анализ возникает сначала в практической деятельности, а затем перерастает в мыслительный анализ. Чтобы научиться мысленно, в уме, выделять отдельные части сложного механизма, надо иметь необходимую практику, т. е. хорошо знать данный механизм. Чтобы мысленно расчленить мотор автомобиля на соответствующие части, необходимо несколько раз его разобрать. Для всякой творческой, научной деятельности решающее значение имеет мыслительный анализ, т. е. умение в уме выделить необходимые части того или иного объекта.
Как и процесс анализа, синтез возникает вначале в практическом действии. Чтобы собрать в уме тот же мотор, необходимо научиться собирать его на практике.
Наиболее простой формой синтеза является суммирующий синтез. Суммирующий синтез характеризуется простым подведением итогов полученных знаний, в результате его человек не получает новых знаний. Например, перечисление прочитанных повестей А. С. Пушкина является суммирующим синтезом.
Наиболее высокой и сложной формой синтеза является синтез обобщающий. Примером такого синтеза является мыслительная деятельность школьника при овладении им чтением и письмом- когда нужно уметь соединять отдельные буквы в слова, а слова - в предложения. С помощью этого вида синтеза учащийся может составить план изучаемого раздела программы, создать целостную историко-географическую картину при изучении той или иной страны; усвоить принципы работы паровой машины или электромотора при изучении их составных частей. Такой синтез дает возможность человеку теоретически обобщить полученные знания и вывести из них определенные правила и законы.

Суждение

Содержание понятия раскрывается в суждении.
Пример суждения: «лампа есть прибор для освещения». Образуя суждение, мы познаем связи и отношения между предметами или явления: ми реального мира, т. е. раскрываем содержание понятия.
Суждение - это форма мышления, которая содержит в себе утверждение или отрицание какого-либо положения.
Примерами утверждающего суждения могут быть такие суждения, как «сумма углов треугольника равна двум прямым углам» или «психика есть функция мозга».
К отрицательным суждениям относятся такие суждения, в которых отмечается отсутствие признаков, принадлежащих предмету. Например: «эта реке не судоходна» или «эта пища не полезна».
Из этих примеров видно, что суждение раскрывает содержание понятия. Следовательно, чтобы высказать то или иное суждение, человек должен знать, какое понятие входит в состав суждения, иначе это понятие не будет раскрыто.
Когда человек высказывает суждение, что «бытие определяет сознание» или «сознание вторично, бытие первично», он должен знать эти понятия. Если человек не знает данных понятий, суждение о них невозможно.
Знать какой-нибудь предмет - значит уметь высказать о нем правильное и содержательное суждение, т. е. уметь судить о нем.
В конечном счете истинность суждений проверяется общественной практикой человека. Но, кроме этого, существует и логическая проверка истинности суждения посредством умозаключения.

Умозаключение

Умозаключение - сложная мыслительная деятельность, в процессе которой человек, сопоставляя и анализируя различные суждения, приходит к новым общим или частным логическим выводам.
Для доказательства истинности суждений человек пользуется двумя видами умозаключений - индуктивным и дедуктивным.
Индукция - это способ рассуждения от частных суждений к общему суждению или установление общих законов и правил на основании изучения отдельных фактов и явлений.
Дедукция - это способ рассуждения от общего суждения к частному суждению или познание отдельных фактов и явлений на основании знания общих законов и правил.
Индукция начинается с накопления знаний о возможно большем числе предметов и явлений в чем-либо однородных. Когда мы изучаем предметы и явления, то с помощью сравнения и анализа обязательно устанавливаем что-то общее и существенное в них. Это дает нам возможность найти сходное и различное в этих предметах и явлениях и опустить то, что является несущественным и второстепенным. Затем, при помощи синтеза мы обобщаем сходные признаки этих предметов и явлений и делаем общий вывод или заключение, устанавливаем общее правило или закон.
Например, при усвоении понятия «домашние животные» учащийся установил, что корова полезна, лошадь полезна, овца также полезна, т. е. отобрал те свойства домашних животных, которые составляли содержание понятия полезности. Затем на основе этого школьник строит обобщающее заключение - «все домашние животные полезны».
В результате индуктивного умозаключения человек устанавливает причинно-следственные связи и отношения между предметами и явлениями.
Например, школьник, наблюдая ряд единичных случаев расширения тел (следствие) при их нагревании (причина), путем обобщения и индукции устанавливает такую закономерность, что при нагревании тела расширяются.
Таким образом, основное значение индуктивного умозаключения состоит в том, что оно дает нам новые знания, помогает находить новые общие законы и правила.
При дедуктивном способе рассуждения процесс мышления противоположен индуктивному. Дедуктивное умозаключение дает человеку познание свойств и качеств предмета на основе знания общих законов и правил.
Например, зная, что тела при нагревании расширяются, человек может предвидеть, что железнодорожные рельсы в летний жаркий день тоже расширяются, а поэтому при прокладывании железнодорожного пути строители между рельсами устанавливают определенный зазор.
Зная правило, что при умножении величин с одинаковыми знаками «плюс» будет знаком произведения, школьник будет правильно и вместе с тем уверенно решать любую задачу подобного типа.
Индуктивные и дедуктивные умозаключения связаны между собой так же, как мыслительные операции анализа и синтеза. Они никогда не протекают один без другого.


Похожая информация.


Между решением перцептивной проблемы и решением умственной проблемы есть и сходство, и различие. В обоих случаях приходится искать гипотезу, которая объяснила бы наблюдаемые факты, в обоих случаях есть элегантные и не элегантные решения, в обоих случаях решение часто приходит неожиданно, как внезапное озарение. Однако перцептивное решение проблемы обычно происходит сверхбыстро, оно неосознанно и не выражается словесно (это вовсе не означает, что мышление всегда происходит медленно, осознанно и оформляется словесно, но часто это все же так или отчасти так); оно, по-видимому, не требует строгой мотивации, какой требует доказательное мышление; в отличие от большинства трудных проблем мышления, в восприятии почти всегда достигается правильный результат; и, наконец, решение перцептивной проблемы приводит к восприятию, а не к идее.

Очевидно, что восприятие неразумно в одном отношении. Мы часто воспринимаем явления не такими, какими знаем их, или воспринимаем то, о чем прекрасно знаем, как маловероятное или просто невозможное. Воспринимаемое может временами противоречить тому, что известно о ситуации.

Восприятие - активный процесс, включающий в себя обучение. Охотники могут узнавать птиц с невероятных расстояний по полету, они умеют использовать небольшие различия для определения объектов, которые для других людей выглядят одинаковыми. То же самое наблюдается у врачей, рассматривающих рентгенограммы или микроскопические препараты, чтобы найти признаки патологии. Нет сомнении в том, что и в этом случае имеет место перцептивное обучение, однако мы до сих пор не знаем точно, как далеко распространяется влияние обучения на восприятие.

Кирпич и кусок взрывчатки могут выглядеть и восприниматься на ощупь как очень похожие, однако они будут вести себя совсем по-разному. Мы обычно определяем предметы не по их виду, а скорее по назначению или по их основным свойствам. Стол может иметь различную форму, но это предмет, на который можно положить другие предметы; он может быть квадратным или круглым, но при этом оставаться столом. Для того чтобы восприятие соответствовало предмету, то есть было истинным, надо, чтобы оправдались наши ожидания.

По данным современной науки, «полушария отвечают за разнообразную психическую активность, проявляющуюся во внимании, восприятии, памяти, мышлении, в эмоциях и мотивации». При левополушарном мышлении информация перерабатывается индуктивным путём - логически, линейно, последовательно, от анализа к синтезу. Для правого полушария характерно использование дедукции, переработка информации осуществляется в форме синтеза и одновременной интеграции разных воздействий (В.П. Леутин, М. Гриндер). Левое полушарие считается основой формально-логического мышления, правое полушарие - ассоциативно-эмпирического, метафорического (В.Л. Деглин, Н.Н. Николаенко). По данным М. Гриндера, люди с ярко выраженной левополушарной организацией «успешны в освоении письма, символов, языка, чтения, фонетики, расположения деталей, разговора и декламирования, аудиальных ассоциаций».

Прерогативой людей с правополушарной специализацией являются воображение, случайное осознание, образная память, пространственные связи, цветовая чувствительность, пение, музыка, артистичность, кинестетические переживания (М. Гриндер, М.А. Павлова). Вербальная информация лучше воспринимается левым полушарием, невербальная - правым



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама