THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Прошло не так много времени после нашего возвращения из Ирана, а мы уже скучаем по прекрасной Персии: по глинобитным улочкам старинного Йезда, по романтичным мостам Исфахана, по вкуснейшим финикам из Кашана, по цветущим садам Шираза, по аромату розового масла, горячему шафрановому чаю и мягким персидским коврам…
Хотите такие же воспоминания? Как это сделать проще всего, рассказано внизу этой статьи.

В Иране столько интересного, что из путешествия Вы вернетесь восточным сказочником. Друзья еще долго будут слушать Ваши восторженные истории о местном гостеприимстве, шахских сокровищах, древних городах и караван-сараях.

Сегодня Иран входит в десятку самых привлекательных стран для международного туризма. У этой страны есть масса интересных особенностей, которые способны удивить даже бывалого путешественника.


1. В Иране высокий уровень безопасности , а последние военные действия были в стране 30 лет назад. Туристы иногда путают Иран с Ираком, но, несмотря на соседство с Ираком или Афганистаном, Иран остается самой безопасной страной в регионе. Иранцы, будучи отзывчивыми и радушными, безумно любят гостей и всегда готовы помочь, что бы ни случилось. В стране каждый год увеличивается поток туристов из Европы и Азии. Туристов из дружеской России здесь особенно любят и ждут. Женщины, также, могут спокойно путешествовать по Ирану одни, не боясь неприятных встреч.


2. Иран занимает 3-е место в мире по количеству исторических памятников по данным Юнеско , после Египта и Италии. Эта страна является наследником великой, древней Персии, одной из колыбелей мировой цивилизации, с историей более 5000 тысяч лет. В старину говорили, что кто видел Исфахан, тот видел половину мира – именно так переводится с персидского название города. А еще Вас ждет величественный Персеполис, уникальные зеркальные мечети, роскошные шахские дворцы и множество других чудес..


3. Персы – это не арабы . Между персами и арабами огромная разница в языке, в культуре и даже в религии. Кстати, в переводе с персидского, Иран означает «Земля Ариев». После завоевания арабами, персы приняли в качестве государственной религии шиизм – одно из направлений ислама, противопоставив себя арабам и туркам – преимущественно суннитам. До прихода в страну ислама, древнейшей религией Персии и мира был зороастризм. В старинном иранском городе Йезде до сих пор живут огнепоклонники -последователи пророка Заратустры. Вы сможете увидеть действующие зороастрийские храмы и священный огонь, который не гаснет более 700 лет.


4. У иранцев высокий уровень образования , особенно среди женщин. Около 60% студентов иранских вузов – девушки. Женщины водят машины, работают в офисах, могут быть членами Парламента и министрами, заниматься бизнесом, свободно голосуют на выборах. Иранские женщины большие модницы и любят ярко одеваться. В стране принято носить платки на головах, но иранки не носят никабы, паранджу и не закрывают лицо.


5. В Иране находится крупнейшее в мире месторождение бирюзы . Интересно, что русское название этого камня происходит от персидского слова «фируза» и в переводе означает «победитель». У народов Востока бирюза всегда пользовалась особым почитанием. Ее считают талисманом любви, счастья и процветания. Бирюза для иранцев не просто красивый драгоценный камень, а один из символов национальной гордости. У каждой иранской девушки имеется хотя бы одно украшение с таким самоцветом. Про этот камень бытует также известная иранская пословица: «чтобы избежать зла и обрести добрую судьбу, человек должен увидеть отражение новой луны на лице друга, на Коране или на бирюзе». Именно бирюза слыл у персов главным предметом торговли. Восточные купцы считали: рука, на одном из пальцев которой кольцо из этого минерала, никогда не оскудеет.


6. У персов уникальный календарь . По персидскому календарю сейчас 1395 год. В современном Иране используются сразу три календаря: персидский, исламское летоисчисление по лунной хиджре и григорианский. Это отражается почти во всех настенных/настольных календарях, ежедневниках, новостных передачах и т.п. Но именно персидский календарь основа повседневной жизни иранцев, в то время, как исламское летоисчисление используется только для религиозных целей. Иранский календарь называется Солнечная хиджра, а летоисчисление в Иране ведется от 622 года – года переселения пророка Мухаммеда из Мекки в 1. Медину (хиджра). Кстати, месяцы персидского календаря сохранили свои древние зороастрийские названия.


7. Иран – родина лучших в мире персидских ковров . Ковры – неотъемлемая часть персидской культуры и истории. Иранские дети с младенчества ползают по коврам и играют на них, а взрослые не способны даже представить себе свой дом без ковров. Ковроткачество считается видом национального искусства, в которое иранцы вкладывают всю свою душу. Сегодня более 2-х миллионов иранцев зарабатывают в области производства или продажи ковров, а Иран является крупнейшим экспортером персидских ковров.
Старинные персидские ковры хранятся в лучших музеях мира. Самый древний из известных нам ковров мира (Пазырыкский ковер) был соткан около 2 500 тысяч лет назад. Интересно, что этот ковер нашла в 1949 году команда советских археологов, в Алтайских горах в Сибири, и сейчас он выставлен в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.


8. Персия – родина величайших поэтов и ученых . Успехи древнеиранской медицины, астрономии и математики по праву считаются одними из самых выдающихся в мире. Например, великому учёному Ибн Сине, известному на Западе как Авиценна, принадлежит заслуга в открытии заразных заболеваний, анестезии и многих других областей медицины. Его книга «Канон врачебной науки» использовалась в качестве учебника в лучших медицинских институтах Европы до 19 века.
Персидская литература подарила миру великолепные образцы классической поэзии. В доме каждого иранца на почетном месте всегда 2 книги – Коран и стихи поэта Хафеза. В России больше известен классик персидской поэзии, ученый, математик, астроном и философ Омар Хайам. Например, он открыл бином, который несколько столетий после него вновь вывел Ньютон. Но больше всего прославили Хайяма четверостишия - рубаи, которые проникнуты любовью к жизни, женщинам и вину.
Гениальный персидский поэт Саади задолго до европейцев употребил термин «гуманизм», а строки из его стихов сегодня являются гимном Организации Объединенных Наций.


9. В Иране хранится самое крупное и поразительное собрание ювелирных изделий в мире . Оно называется «Национальная сокровищница драгоценностей Ирана» и находится в специальном хранилище Центрального банка в Тегеране. Туристы могут посетить эту сокровищницу в строго определенные дни и часы, но уникальные впечатления того стоят. Такого количества огромных бриллиантов, изумрудов, рубинов и других драгоценностей, Вы точно еще не видели и нигде больше не увидите! В их числе самый большой в мире розовый бриллиант Дарья- йе-Нур (Море света), уникальный золотой глобус с материками из драгоценных камней (вес 34 кг.), знаменитый, усыпанный бриллиантами, «Павлиний трон», сияющие короны персидских шахов и еще множество других сокровищ, которые потрясают воображение.


10. Уникальные изделия ручной работы – одна из визитных карточек Ирана . Нередко туристы бывают потрясены не столько красивыми мечетями и дворцами, сколько удивительными национальными изделиями народных мастеров. Каждый из таких видов народного искусства – продукт многовековой истории и культуры Ирана. Например, иранская чеканка по металлу «галямзани» появилась более 4000 лет назад, а скатерти в технике «галямкари» известны со времен монгольского нашествия.

Древнейшим считается и уникальное искусство нанесения разноцветной эмали на металл или керамику – «минакари». Самый большой выбор этих и других красивейших изделий Вы найдете на знаменитом базаре Исфахана.


11. Иран – крупнейшая в мире страна-производитель фисташек . По разнообразию сортов, вкусу и качеству, с иранскими фисташками не сравнятся фисташки других производителей. Фисташка является одно из самых почитаемых растений Востока, где ее называют «деревом жизни». В Персии фисташка всегда считалась символом богатства и процветания. В настоящее время площадь фисташковых плантаций в Иране составляет 300 тыс. га, что соответствует 20% площади всех садов Ирана. Иранские фисташки сегодня поставляются в 76 стран мира. В производстве, переработке и упаковке фисташек занято более 1 млн. человек.
Фисташки являются важнейшей экспортной культурой и занимают второе место, уступая только коврам ручной работы.


12. Самовар – один из главных символов иранской культуры . Это удивительно, но факт. Хотите попить чай в исконно русском стиле? Тогда езжайте в Иран, где Вы найдете эту традицию живой в повседневной жизни любого иранца. Первые самовары попали в Персию из России более 200-ти лет назад и до сих пор пользуются среди иранцев огромной любовью. В отличие от арабов, персы предпочитают пить чай, а самовар стал символом достатка в доме. Сегодня многие иранцы даже не верят, будто самовар – не иранское изобретение, ведь их активно делают сами иранцы, нередко украшая роскошной чеканкой.
Вы встретите самовары в Иране на каждом шагу - в домах, в ресторанах и чайханах, в качестве популярного украшения интерьеров.

Вы, наверное, думаете, что на такую поездку нужно много денег?

Пора развеять старые стереотипы и открыть для себя такую дружелюбную страну, как Иран!

Хотим Вас сразу успокоить.При грамотном планировании, самостоятельная поездка в Иран станет одним из самых бюджетных путешествий в страны Востока.

  • Большое разнообразие отелей , в том числе, недорогих, позволит выбрать отдых на свой вкус и кошелек.
  • Большое количество недорогих кафе , дешевые фрукты и другие продукты, также, одна из возможностей экономии.
  • Хорошее транспортное сообщение в стране - Вы легко и недорого можете добраться куда угодно. Между городами летают бюджетные авиакомпании, ездят комфортабельные автобусы.

Но нужно учесть множество нюансов . Например, из-за долгой экономической блокады, в Иране не работают пластиковые карточки всех международных банковских систем, невозможно забронировать отели и билеты в интернете на привычных системах бронирования, типа “Booking”, в стране заблокированы многие интернет сайты, мало людей говорит по-английски и туристов повсюду окружают надписи на языке фарси.

На нашем мастер классе, мы научим Вас, как обойти все эти трудности и сделать свое путешествие по Ирану легким, комфортным и приятным.

Отдохните в Иране под руководством опытных путешественников!

Если Вы хотите рассказать друзьям - поделитесь, нажав на кнопку любимой соцсети.

Какое число сегодня (22.04.2012) в Иране? 03.02.1391! всего 11 лет миновало со дня Куликовской битвы! :)

Действительно, дата отличается на 621 год, но речь идет о персидском календаре, одной из древнейших хронологических систем в истории человечества и самом точном календаре в мире, который используется в Иране и в Афганистане.
По сравнению с григорианским календарем, которые нуждается в корректировке величиною в одни сутки каждые 3 226 лет, иранскому календарю корректировка величиною в одни сутки нужна лишь раз в 3,8 миллиона лет.

Подобная точность связана с двумя причинами. Иранский календарь использует сложную систему расчетов для определения високосных годов. Кроме того, начало каждого года, совпадающее с естественным феноменом (весенним равноденствием) ежегодно определяется до секунды, с помощью астрономических наблюдений. Другими словами, поскольку календарь основан на астрономических расчетах, призванных определить весеннее равноденствие, он не содержит внутренней ошибки - это делает его календарем, основанным на наблюдении, в отличие от григорианского календаря, основанного на математических расчетах.

Нынешний календарь, используемые в Иране и Афганистане, появился в результате реформы, проведенной в 1079 г. группой астрономов, под руководством великого иранского математика и поэта Омара Хайяма. Однако свое происхождение данный календарь ведет от зороастрийской космологии, возникшей в позднюю Ахеменидскую эпоху (650 - 330 гг. до н.э.). За столетия календарь развивался и менялся, однако названия месяцев и сейчас почти те же самые.

Следует отметить, что в современном Иране используются сразу три календаря: персидский, исламское летоисчисление по лунной хиджре (сегодня по этому календарю: 30.05.1433), а также, разумеется, григорианский. Вы обнаружите все три даты практически во всех настенных/настольных календарях, ежедневниках, новостных передачах и т.п. Но, разумеется, персидский календарь остается основой повседневной жизни иранцев, в то время, как исламское летоисчисление используется для религиозных целей.

Ниже приведена таблица, вкратце рассказывающая о месяцах персидского календаря, а также о значении их названий и эквивалентах по григорианскому календарю.
Как видите, месяца практически полностью соответствуют знакам зодиака, поскольку календарь основывался на лунной астрологии.


Согласно иранскому календарю, каждая неделя начинается в субботу и заканчивается в пятницу, причем пятница является выходным днем. Ниже приведены названия дней недели:

Суббота: шамбе
Воскресенье: йекшамбе
Понедельник: дошамбе
Вторник: сешамбе
Среда: чахаршамбе
Четверг: панджшамбе
Пятница: джом’е (или адине )

Если вам интересно узнать, какому числу персидского календаря будет соответствовать ваш День рождения или любая другая дата, вам пригодится

Путешествие по Ирану – идея отличная, но что мы знаем о нем? Персия, ковры, ядерное оружие? Нет, далеко не это характеризует страну. Да, здесь действуют строгие правила, не понятные нам. Но, если задуматься, именно их соблюдение делает путешествие по стране комфортным и безопасным. Чтобы лучше узнать национальные особенности и вместо ярких впечатлений не получить неприятности, иностранцу полезно узнать некоторые факты об Иране.

Для начала выясним, что…

  1. Как бы комично это ни казалось, но в нашем современном мире с его мощным потоком информации кое-кто до сих пор считает, что в Иране идет война и каждый день совершаются теракты, путая эту замечательную дисциплинированную страну с Ираком. Нет, это не одно и то же.
  2. Иран часто называют Персией. Это и верно, и неверно одновременно. Дело в том, что на берегу Персидского залива есть историческая область Фарс (Парсуаш). Именно там проживали народности, образовавшие империю Ахеменидов в VI веке до н.э., которую называют Персией. Позже греки, а за ними и другие европейские народы перенесли это название на всю страну. До 1935 года Иран официально назывался Персией.
  3. История Ирана – одна из древнейших в мире и насчитывает не одно тысячелетие. Первое крупное государство на территории Ирана – Мидийское царство, которое было основано в конце VIII – начале VII века до н.э.
  4. >>Билеты в Иран от 4400 р в обе стороны: Паблик вконтакте с шок-ценами

  5. Географическое положение Ирана обусловило разные типы климата. Не всю территорию страны занимает пустыня. Есть здесь районы и с мягким климатом – часть Прикаспийской низменности на северо-востоке страны. А в гористых районах на западе Ирана зимой нередко выпадает снег.
  6. Большая часть территории Ирана расположена на Иранском плато, а западная часть страны – самый гористый регион. Здесь протянулись горные цепи Кавказских гор и Эльбурс (не путать с Эльбрусом!). Эльбурс – не гора, а горная цепь с наивысшей точкой – горой Демавенд (5610 метров). Кстати, Демавенд – потухший вулкан.
  7. Государственный язык Ирана – фарси. Он хоть и похож и внешне, и по звучанию на арабский, но таковым не является. Кстати, таджикский язык – это один из восточных диалектов фарси, в качестве письменности использующий кириллицу.
  8. Основное население Ирана – персы (больше половины). Они не арабы, их не стоит путать и ни в коме случае нельзя так называть.
  9. Государственной религией Ирана является ислам шиитского толка.
  10. До прихода ислама население Ирана исповедовало зороастризм – одну из древнейших религий. В ее основе лежат учения пророка Спитамы Зоротустры (Зоротуштры) о совершении благих деяний. В стране сохранились зороастрийские храмы и памятники истории и архитектуры. Небольшой процент населения до сих пор его исповедует.
  11. Последователи зороастризма называют себя парсами (не только в Иране, но и в некоторых районах Индии, Шри-Ланки, Пакистана). Парсы – потомки древних персов-зороастрийцев.
  12. На территории Ирана находится один из древнейших городов мира – Йезд, или Язд. Его история насчитывает более пяти тысяч лет. Город считается духовным центром зороастризма. В его окрестностях сохранились зороастрийские деревни, кладбища и храмы.
  13. Помимо Язда самые посещаемые и богатые на достопримечательности города – Тегеран, Исфахан, Шираз. Здесь можно увидеть и традиционные исламские памятники архитектуры, и мавзолеи известных персидских личностей, таких, как Омар Хайям (в Ширазе). Есть на территории страны и памятники античной истории – руины древних городов Персеполись и Пасаграды.
  14. 21 марта в Иране – официальный праздник, Международный день Новруз, Новый год по астрономическому календарю. История праздника уходит корнями в далекое прошлое, во времена зороастризма, и никакого отношения к исламу не имеет.
  15. Иранский календарь называется Солнечная хиджра. Он основывается на солнечном годе (отсюда и название). В отличие от классического исламского календаря, месяцы Солнечной хиджры всегда выпадают на одни и те же времена года. Первые шесть месяцев состоят из 31 дня, следующие пять – из 30, а в последнем – всего 29 дней или 30, если год високосный. Кстати, месяцы сохранили свои древние зороастрийские названия. Сейчас Солнечная хиджра используется в качестве официального календаря.
  16. Летоисчисление в Иране ведется от 622 года – года переселения пророка Мухаммеда из Мекки в Медину (хиджра). 21 марта 2015 года в стране наступил 1394 год.
  17. Национальная денежная единица – иранский риал. Но на самом деле в стране имеет хождение и другая денежная единица – иранский туман, который получил большее распространение. Один туман равен десяти риалам. Именно в туманах указаны ценники и ведутся финансовые переговоры, включая торг на рынке.

Закон и порядок

Нормы поведения

Путешествия и туризм

  1. В Иране безопасно путешествовать самостоятельно, даже девушкам. Никто не будет приставать и хватать за руки.
  2. Если девушка путешествует в сопровождении мужчины, то при общении иранцы-мужчины будут в первую очередь обращаться к нему, даже отвечая на вопросы девушки.
  3. Говорят, что неженатой паре путешествовать по Ирану нельзя (не пустят в страну, не поселят вместе в отеле и так далее). Это не так. В страну пускают, в отеле в один номер поселят, и вопросов лишних никто задавать не будет. Свидетельство о браке также никто не спросит. Это утверждение относится к самим иранцам, а также к интернациональной паре с гражданином (гражданкой) страны.
  4. Вход в мечети, мавзолеи и другие исламские святыни в большинстве случаев открыт для иноверцев.
  5. Путешествовать по Ирану вполне комфортно. В стране развито железнодорожное и автобусное сообщение. Иранские авиалинии предлагают недорогие и удобные домашние рейсы. Есть также и морское сообщение между Ираном и странами Персидского залива.
  6. В отношении Ирана введены экономические санкции, поэтому международные платежные системы Visa и MasterCard там не работают. Это значит, что банковскими картами с этими платежными системами пользоваться не получится. Причем, не только в самой стране, но и при расчетах онлайн. [со времени публикации статью информация устарела, санкции сняты]
  7. Билет на самолет Иранских авиалиний (как на международный рейс, так и на внутренний) нельзя купить онлайн, из-за того, что невозможно осуществить оплату по Visa и MasterCard. Выходом из ситуации может стать покупка билетов за наличные в представительстве компании в Москве, если это международный рейс (например, Москва – Тегеран) или бронирование билета по телефону (также возможно через московский офис) с последующей оплатой наличными в аэропорту Тегерана, если это внутренний перелет. [со времени публикации статью информация устарела, билеты ]
  8. При заселении в иранские отели паспорт забирают в качестве залога и отдают обратно при выселении. Причем, если в один номер заселяется несколько человек, паспорта забирают у всех.
  9. Забрать паспорт из отеля можно для обмена валюты или покупки билетов на транспорт.
  10. Интернет в Иране медленный, многие сайты ограничены или вовсе заблокированы. Например, социальные сети или You Tube.
  11. Совершая покупки, особенно на рынках, где нет фиксированных цен, стоит быть крайне внимательным. Очень часто продавец хитрит, называя цену, но не говоря, в какой денежной единице это выражено (риал или туман). Покупатель соглашается, а при оплате выясняется, что оговоренная цена – в туманах. Таким образом, она автоматически увеличивается в 10 раз.
  12. Если запланированное путешествие в Иран так или иначе выпадает на дни празднования Новруза (21 марта и пара дней до и после этой даты), стоит заранее позаботиться о бронировании мест в гостинице и билетов на самолеты и поезда. В эти дни иранцы традиционно отправляются в другие города, чтобы навестить родственников или совершить небольшие семейные путешествия по стране.
  13. Все это актуально и для Дня Ашуры – исламского религиозного праздника, особо почитаемого шиитами. Он отмечается в десятый день первого месяца Мухаррам (первый месяц в исламском календаре). Точная дата праздника сдвигается каждый год. В 2015 году День Ашуры пройдет 24 октября.
  14. Острова Киш и Кешм в Персидском заливе являются свободными экономическими зонами (зонами свободной торговли). Именно здесь можно легально купить алкоголь в одном из магазинов Duty Free.
  15. Остров Киш считается основным курортом страны, ориентированным на пляжный отдых и привлечение иностранных туристов. Для посещения острова Киш гражданам России виза не требуется (для путешествия по самому Ирану виза нужна).
  16. Пляжный отдых в Иране есть (главным образом, на острове Киш), но имеет свои особенности. Общих пляжей для мужчин и женщин нет. Мужчины могут отдыхать на пляже близ отеля, а для женщин существуют отдельные закрытые пляжи подальше от курортной зоны.
  17. В стране есть несколько горнолыжных курортов. Самый первый – Абу-Али – был открыт в 1953 году.
  18. Иранцы – очень доброжелательный, вежливый и гостеприимный народ. Любят приглашать в гости и угощать, ничего не прося взамен. Любят общаться с иностранцами, и незнание английского – не препятствие.
  19. Если местные жители пригласили вас остановиться в их доме, будьте готовы к тому, что значительную часть времени нужно будет потратить на общение с хозяевами. Это не обязательное правило, а дань уважения и элементарная вежливость. Им действительно интересно общаться с гостями, и они очень стараются предложить самое лучшее, включая свое время. Иногда кажущееся обременительным, это может стать бесценным опытом межкультурного общения.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Какой сейчас год? Это не такой простой вопрос, как кажется. Все относительно.
Люди создавали календари, чтобы измерять ход времени. Но время эфемерно, его
нельзя поймать и пометить точкой отсчета. В этом и сложность. Как найти начало? Откуда считать? И какими шагами?

Эта статья сайт рассказывает о разных действующих календарях. Календарей существует и существовало гораздо больше. Но даже этих нескольких достаточно, чтоб осознать всю относительность и эфемерность времени.

В России наступит 2018 год

Большинство стран мира живет по григорианскому календарю. Он был введен папой римским Григорием XIII взамен юлианского . Разница между этими календарями сейчас составляет 13 дней и увеличивается на 3 суток каждые 400 лет. Поэтому и образовался такой праздник, как Старый Новый год - это Новый год по старому стилю, по юлианскому календарю, который продолжают встречать по привычке в ряде стран. Но и от обычного Нового года никто не отказывается.

Григорианский календарь был введен в 1582 году в католических странах и постепенно, на протяжении нескольких веков, распространялся по другим государствам. Именно по нему 1 января наступит 2018 год.

В Таиланде наступит 2561 год

В Таиланде в 2018 году (по григорианскому календарю) наступит 2561 год. Официально Таиланд живет по буддийскому лунному календарю, где летоисчисление ведется с обретения Буддой нирваны.

Но в ходу также и привычный нам календарь. Для иностранцев часто делаются исключения и год на товарах или документах могут указывать в соответствии с григорианским календарем. Также по буддийскому календарю живут на Шри-Ланке, в Камбодже, Лаосе и Мьянме.

В Эфиопии наступит 2011 год

Эфиопский календарь отстает от привычного нам примерно на 8 лет. И кроме того, содержит в году 13 месяцев. 12 месяцев по 30 дней и последний, 13-й месяц совсем короткий - 5 или 6 дней в зависимости от того, високосный год или нет. А сутки начинаются не в полночь, а с восходом солнца. Эфиопский календарь основан на древнем александрийском календаре.

В Израиле наступит 5778 год

Еврейский календарь официально используется в Израиле вместе с григорианским. По этому календарю отмечают еврейские праздники, дни памяти и дни рождения родственников. Месяцы по этому календарю наступают строго в новолуние, а первый день года (Рош ха-Шана) может приходиться только на понедельник, вторник, четверг или субботу. И для того чтобы Рош ха-Шана пришелся на допустимый день недели, предшествующий год удлиняют на один день.

Начало еврейский календарь ведет с самого первого новолуния, которое наступило в понедельник 7 октября 3761 года до н. э., в 5 часов и 204 части. Час в еврейском календаре состоит из 1 080 частей, а каждая часть - из 76 мгновений.

В Пакистане наступит 1439 год

Исламский календарь используется для определения дат религиозных праздников
и как официальный календарь в некоторых мусульманских странах. Летоисчисление
ведется от даты переселения пророка Мухаммеда и первых мусульман из Мекки в
Медину (622 год н. э.).

Сутки в этом календаре начинаются на заходе солнца, а не в полночь. Началом месяца считается день, когда серп Луны появляется впервые после новолуния.
Продолжительность года исламского календаря на 10–11 дней меньше солнечного
года, и месяцы смещаются относительно сезонов. Те месяцы, что приходились на
лето, через некоторое время станут зимними, и наоборот.

В Иране наступит 1396 год

Иранский календарь , или солнечная хиджра, является официальным календарем в
Иране и Афганистане. Этот астрономический солнечный календарь был разработан
при участии Омара Хайяма.

Летосчисление иранский календарь ведет от хиджры, как и исламский календарь, но основывается он на солнечном годе, поэтому его месяцы всегда приходятся на одно и то же время года. Неделя иранского календаря начинается в субботу и заканчивается в пятницу, которая считается выходным днем.

По календарю Индии наступит 1939 год

Единый национальный календарь Индии был разработан относительно недавно и
принят в 1957 году. В основе его расчетов лежит сакская эра - древняя система
летоисчисления, распространенная в Индии и Камбодже.

Также в Индии существуют и другие календари, используемые разными народностями и племенами. Одни берут за точку отсчета дату смерти Кришны (3102 год до н. э.), другие - приход к власти Викрама в 57 году, третьи по буддийскому календарю начинают счет годам от даты смерти Будды Гаутамы (543 год н. э.).

В Японии наступит 30 год

В Японии действует и система летоисчисления от Рождества Христова, и традиционная , в основе которой счет идет по годам правления японских императоров. Каждый император дает название эпохе - девиз своего правления.

С 1989 года в Японии «Эпоха мира и спокойствия», престол занимает император Акихито. Предыдущая эпоха - «Просвещенный мир» - продлилась 64 года. В большинстве официальных документов принято использовать 2 даты - по григорианскому календарю и по году текущей эпохи в Японии.

Подобно всем живым существам, люди определяли времена года с самого начала своего существования и эволюции. Со временем они научились исчислять месяц на основе лунных фаз - растущей и убывающей Луны, а также узнали, что солнечный год состоит из двенадцати «лун» и ещё нескольких дней. Те, для кого времена года не имели большого значения, исчисляли лишь двенадцать лун и намного меньше беспокоились о солнечном годе. Они следовали и всё ещё продолжают следовать лунному году. Так, мусульмане используют лунный календарь. Те же, кто должен был следить за временами года, заботясь о своих стадах и полях, должны были рассчитывать и, насколько это возможно, синхронизировать лунный и солнечный годы. Некоторые делали это путем добавления одной луны каждые три года, позднее научившись использовать и другие возможности для регулирования, чтобы поддерживать год в соответствии с сезонами. Лунно-солнечный год всё ещё используется многими, включая буддистов, индуистов и иудеев. Христиане следовали солнечному году, но не основывали начало своего года на первом из четырёх сезонов. Их год начинается близко к Рождеству - с 1 января, ранее одиннадцатого месяца дохристианских римлян. Месяцы христианской эры, если рассматривать их начало и конец, не находятся в гармонии с временами года.

Истинный солнечный год, также известный как тропический год, был ещё более поздним открытием. Для сохранения точного течения солнечного года следует определить точку равноденствия или солнцестояния. Равноденствия- два пересечения видимого ежегодного пути Солнца с небесным экватором. Солнце достигает точки весеннего равноденствия 1 Фарвардина (около 21 марта), летнего солнцестояния- 1 Тира (около 22 июня), осеннего равноденствия- 1 Мехра (около 23 сентября) и зимнего солнцестояния- 1 Дэя (около 22 декабря). Поскольку Солнце и небесный экватор движутся в противоположных направлениях, равноденствия и солнцестояния происходят каждый год в разное время. Это движение точки пересечения против часовой стрелки называют прецессией. Она сдвигается на один градус за 72 года, на один знак зодиака (30 градусов)- за 2156 лет, и возвращается в то же самое место, описав полный круг, за 25868 лет. Для получения более подробной информации о календаре, солнечном или тропическом годе, прецессии и других астрономических данных можно обратиться к любой хорошей энциклопедии или публикации по астрономии и астрологии.

Тропический год, основанный на четырёх сезонах, является самым точным. Он включает 365.24224 солнечных дня (365 дней 5 часов 48 минут 45.5 секунд), а тропический лунный год включает 354.36708 солнечных дня, с разницей в 10.87516 солнечных дней. Не нужно далеко ходить, чтобы найти наиболее подходящий для использования календарь. Из всех существующих календарей официальный иранский календарь, основанный на астрономической системе, является самым научным календарем, и названия его месяцев являются заратуштрийскими. Он совершенно справедливо определяет весеннее равноденствие (около 21 марта) как начало весны и начало года. Четвёртый месяц начинается с летнего солнцестояния (около 22 июня), седьмой месяц - с осеннего равноденствия (около 23 сентября) и десятый- с зимнего солнцестояния (около 22 декабря).

В истинном сезонном годе первая половина содержит 186 дней и вторая половина- около 179.242 дней. Это означает, что каждый из первых шести месяцев включает 31 день, каждый из следующих пяти месяцев- 30 дней, а последний месяц- 29 дней (в високосном году- 30 дней). Четыре времени года начинаются в дни равноденствий и солнцестояний. Именно этому и следует в точности иранский календарь, построенный по такому принципу.

Историческое свидетельство относительно того, что пять дней Гат добавлялись в конце лета, доказывает, что древний заратуштрийский календарь принимал во внимание продолжительность сезонов тропического года.
Индо-иранский календарь

Свидетельства Авесты и Вед доказывают, что индо-иранцы, подобно многим другим народам, использовали лунно-солнечный календарь для целей животноводства и сельского хозяйства. Названия шести Гаханбаров, шести частей ведического года и названия ахеменидских месяцев, как будет показано далее, говорят о том, что календарь основывался на различных сезонных событиях.

Гаты говорят о пути Солнца и звёзд и упоминают лунные фазы- растущую и убывающую Луну, что определённо является признаком точного лунно-солнечного календаря. Используемый язык является астрономическим, и это подтверждает данные древних ближневосточных и средиземноморских источников о том, что Заратуштра был выдающимся астрономом. Это также подтверждает утверждения пост-сасанидских иранских книг по астрономии относительно того, что Заратуштра построил обсерваторию в Забуле (Систан, восточный Иран), которая была открыта 21 марта 1725 года до н.э.- в день, когда Шах Виштаспа и его свита избрали Благую Веру и присоединились к заратуштрийскому сообществу. Это, в свою очередь, даёт нам ключ к тому, что Благая Вера была основана Заратуштрой ровно двенадцатью годами ранее в весеннее равноденствие 1737 года до н.э.

Висперед, посвящённый исключительно шести сезонным праздникам, Гаханбарам (Gāhānbār), также показывает, что ранний заратуштрийский календарь был фактически древним индо-иранским лунно-солнечным календарём, учитывающим рост и убывание Луны. Месяц основывался на фазах Луны, а продолжительность года определялась движением Солнца. Разница исправлялась добавлением одиннадцати дней в конце года, во время праздника Хамаспатмаидайа Гаханбар- близко к весеннему равноденствию. Это было меньше, чем требовалось, на 0.12484 дня или 2.99616 часа. Только дальнейшее прибавление одного дня каждые восемь лет (точнее, каждые 8.010253 лет) помогало сохранять сезонные праздники на надлежащих местах. Мы не знаем, каким образом добавлялись дополнительные дни во времена Гат. Мы лишь знаем, что не имеется никакого указания, зафиксированного в Авесте, на смещение праздников относительно верных сельскохозяйственных сезонов.

Некоторое время спустя, во времена Младшей Авесты, продолжительность года была принята равной простому солнечному году в 365 дней, с двенадцатью месяцами по тридцать дней и пятью днями Гат в качестве добавочного периода. Если верить пехлевийской традиции IX века, исправление пяти с небольшим часов разницы предпринималось каждые четыре года, либо сообщество должно было ждать 40 лет для добавления 10 дней или же 120 лет для добавления тринадцатого месяца в 30 дней. Указание на добавление одного месяца по истечении 120 лет напоминает о тяжкихиспытаниях, выпавших на долю сасанидской империи в последние дни её существования.

Високосный год

Следует сказать несколько слов о високосном годе. Точное время весеннего равноденствия определяется по нулевому меридиану, в настоящее время проходящему через Гринвич. Обычно год принимается равным 365 дням и 6 часам. Четыре отрезка по 6 часов составляют один день, который прибавляется для возвращения года к правильному движению. Этот четвертый год называется високосным годом, поскольку добавляется один високосный день. Однако фактически к 365 дням должно быть добавлено не 6 часов, а 5 часов 48 минут и 45.5 секунд, то есть на 11 минут и 14.5 секунд меньше. Это составляет один день за 128 лет. Чтобы исправить эту разницу, принято не считать високосным год, который делится на 400. Но даже это делает христианский, или григорианский, календарь на 26 секунд дольше тропического года.

Иранский календарь не сталкивается с этой проблемой. Его Новый Год начинается точно с весеннего равноденствия. Хотя формально иранский год в настоящее время имеет понятие високосного года, он не беспокоится об этом. Всё, что требуется- посмотреть на точное время наступления равноденствия, и если оно наступает после полуночи (00 часов 00 минут 01 секунды), то первый день года также начинается в этот день. Это так, поскольку авестийский день начинается с Ушахин Гах (Ushahin Gāh), то есть с полуночи. Да, иранцы исчисляли начало дня с полуночи как минимум с 1737 года до н.э., Запад же перенял это много позже, уже в наше время. Иранский календарь не нуждается в високосном годе вообще. Он автоматически согласуется с точным временем. Хочется надеяться, что в один прекрасный день власти поймут этот факт и исправят календарь, устранив так называемый високосный год.

Названия календарей

Каждый из двенадцати авестийских месяцев и тридцати дней был назван в честь одного из божественных объектов и принципов, называемых общим словом Язаты (yazata), что означает «уважаемые, почитаемые». Год в целом назывался йаири (yāiri) или йари (yāri), но регулирующий календарь солнечный год назывался сарэда (saredha), на древнеперсидском языке Ахеменидов- тарда (tharda), на пехлеви и современном персидском- сал (sāl) (сравн. санскр. «sharad» - осень, год).

Этому календарю следуют по сей день иранские заратуштрийцы и некоторые парсы. Он называется современным персидско-арабским словом Фасли (Fasli), что означает «сезонный».

Однако большинство парсов используют календарь Шахеншахи (Shāhenshāhi), или «царский» (на гуджарати- Шеншаи). Парсы не регулировали календарь с 1126 г. н.э. В настоящее время он начинается 21 августа- ровно на семь месяцев и один день раньше. Иранские заратуштрийцы, которые следуют календарю Кадими (Qadimi) (арабское слово, означающее «первичный, древний», на гуджарати- Кадми), прекратили регулирование в 1006 г. н.э. Этот год начинается 21 июля. Их 365-дневный год сместился относительно весеннего равноденствия на восемь месяцев. Как легко увидеть, эти два календаря не являются ни точно гатическими, ни обоснованными астрономически. Таково и существующее летосчисление заратуштрийской эры, которому следуют последователи Шахеншахи, Кадими и парсы, следующие Фасли. Оно ведется от коронации последнего сасанидского царя Йаздегерда III (632-642 гг. н.э. + 10 лет скитаний до его убийства) и не имеет религиозного значения.

К счастью, почти все иранские заратуштрийцы, за исключением небольшого числа живущих в Индии, предпочли календарю Кадими календарь Фасли и ведут летосчисление от Эры Религии Заратуштры. В настоящее время есть определённое движение за объединение всех заратуштрийцев, по крайней мере в Северной Америке и Европе, на основе календаря Фасли.
Названия сезонных событий Гаханбары

Люди, занимающиеся сельским хозяйством, в своей повседневной жизни пребывали в согласии с природой. Они прекрасно знали движение Луны и Солнца и смену времён года. Они рассчитывали свои действия, чтобы приспособиться к климату, в котором жили. Этот распорядок шел нога в ногу с сарэда, тропическим солнечным годом в 365 дней 5 часов 48 минут и 45.5 секунд, но несколько отличался в определённых точках.

Действия людей были спланированы таким образом, чтобы соответствовать различным стадиям их сельскохозяйственной жизни на Иранском Плато, которая была разделена на шесть фаз. Конец одной фазы и начало другой отмечалось как особое время, праздник. Шестью сезонными праздниками были следующие:

1. Хамаспатмаидайя (Hamaspathmaidhaya) - «весеннее равноденствие» (1-ый день месяца Фарвардин, начало весны, около 21 марта)- окончание старого года и начало нового. Согласно Авесте, это было время «должного приготовления» всего и подготовки к Новому Году.
2. Маидйои-заремайа (Maidhyoi-zaremaya) - «середина весны» (14-ый день месяца Ардибехешт, около 4 мая)- время праздника в честь скота, дававшего «обилие молока», а также время оценки всходов зерновых- озимых или посеянных в начале весны.
3. Маидйои-шема (Maidhyoi-shema) - «середина лета» (12-ый день месяца Тир, около 3 июля)- начало сезона сбора урожая.
4. Паитиш-хахья (Paitish-hahya)- «уборка хлебов» (25-ый день месяца Шахривар, около 16 сентября)- конец сбора урожая.
5. Айатрема (Ayāthrema)- «без путешествия» (24-ый день месяца Мехр, около 16 октября)- праздник окончания торговых караванов и время спаривания скота перед наступлением зимы.
6. Маидйаирья (Maidhyāirya) - «середина года» (15-ый день месяца Дэй, около 4 января) - пик зимы, начало приготовлений к весне и сельскохозяйственной деятельности.

Лишь первые два праздника совпали с солнечными сезонными изменениями. Другие были сознательно отложены, чтобы соответствовать условиям жизни. Эти люди не посвящали свою жизнь календарю или традиции, но были весьма практичными людьми, что достойно особого внимания.
Гаханбары и заратуштрийцы

Ашо Заратуштра, рождённый в сельскохозяйственной среде, проповедовал и распространял свою Благую Веру среди людей, занятых выращиванием урожая и животноводством. Его динамичное послание вводило полностью новый порядок в духовной сфере или, как говорил он сам, в сфере мышления, и удаляло все дурные и суеверные мысли, вводящие в заблуждение слова, приносящие вред деяния, поверхностные церемонии и излишние ритуалы, помогая усилению и продвижению всех существовавших деяний доброй жизни. Гаханбары же представляли собой созидательные и радостные праздники.

Пение и угощение

Авестийские свидетельства, в особенности книги Висперед, показывают, что первые заратуштрийцы превратили Гаханбар в событие, соответствующее их новому образу жизни. Каждый праздник традиционно праздновался в течение одного дня, а позднее- в течение пяти дней, которые были посвящены чтению, воспеванию, объяснению, пониманию, вопросам-ответам по каждой из пяти Гат Ашо Заратуштры. Праздник сопровождался угощениями, приготовленными усилиями всех участников, и весельем.

Согласно предписаниям Авесты, каждый из участников должен был принести на на праздник то, что мог себе позволить- молочные продукты, мясо, овощи, бобы, зерно, другую пищу, а также дрова для огня. Если кто-либо не имел возможности внести свой вклад, он мог предложить своё участие в приготовлении принесенной пищи, или только присоединиться к молитвам. Пища с большим разнообразием ингридиентов была очень вкусной и напоминающей иранский «аш» (āsh), более сложный в приготовлении, или парсийский пряный «дансак» (dhansāk), которые готовятся заратуштрийцами на праздники в наши дни.

Ведический календарь

Следует отметить, что индо-арии также имели шесть сезонов (санскр. rtu, авест. ratu), очевидно, изменённых, чтобы соответствовать климату в долине Инда- Васанта (весна), Гришма (лето), Варша (дожди), Шарада (осень), Хеманта (зима) и Шишира (сезон холодов).
Персидский и другие иранские календари

Ахемениды, согдийцы, хорезмийцы и армяне, бывшие заратушрийцами, имели собственные названия для месяцев. Названия ахеменидских месяцев, как следует из барельефов Дария Великого, были следующими:

* 1 - месяц чистки оросительных каналов;
* 2 - приносящая энергию весна;
* 3 - месяц уборки чеснока;
* 4 - горячий шаг;
* 7 - почитание Бога;
* 8 - рождение волка;
* 9 - почитание огня;
* 10 - анамака (anāmaka)- безымянный месяц;
* 12 - вскапывание.

Названия трёх из двенадцати месяцев не даны на древнеперсидском, но известно их эламитское произношение, и большинство названий (за исключением двух) не имеют религиозного оттенка. Ахемениды вместо названий для дней месяца использовали числа (см. Old Persian, Ronald G. Kent, 2nd ed., New Haven, 1953). Таким образом, использование для названия месяцев и дней имён Язатов- более поздняя традиция. Есть некоторые указания на то, что это было сделано в правление Артаксеркса II (405-359 гг. до н.э.), и что традиция подобного названия месяцев и дней была перенята от египтян.

Названия Гаханбаров и названия ведических, ахеменидских, согдийских, хорезмийских и армянских месяцев показывают, что названия дозаратуштрийских и гатических месяцев, должно быть, основывались на обозначении времён года и общественных событий. Однако из существующих заратуштрийских текстов мы не имеем представления о том, каковы они были.

Младоавестийский календарь

Ниже приведены названия двенадцати месяцев на современном персидском с их авестийской формой и соответствием знакам Зодиака:

№ на персидском на авестийском Знак Зодиака

Обратите внимание: выделенные названия являются гатическими «Основными Принципами Жизни». Азар/Атра (Огонь) был упомянут в Гатах как символ Прогрессивного Мышления (Спента Маинью), Ап (Вода) также была упомянута в гатических текстах, остальные же представляют собой имена Язатов Младшей Авесты.

Неделя

Люди времён Старшей Авесты не имели понятия о неделе как периоде протяженностью в 7 дней, который в наши дни является обычным отрезком времени. Неделя- это искусственно образованная единица. Её длина у разных народов составляла от пяти до десяти дней. Но поскольку лунный месяц как один их самых первых способов подсчёта времени содержит 29 или 30 дней с двумя фазами- роста и убывания, легче всего было разделить их далее надвое и получить четыре четверти в 7 и 8 дней. Семь планет, видимых невооружённым глазом, возможно, также сыграли роль в формировании недели. Именно поэтому дни недели названы в честь небесных тел. Однако существующая неделя имеет, скорее всего, халдейское или еврейское происхождение, и была распространена иудаизмом, христианством и исламом.

Младоавестийский солнечный календарь, основанный на 30-дневном месяце, имеет четыре четверти- первые две по семь дней и вторые две по восемь дней. Однако авестийский и пехлеви не содержат никаких названий для каждой из этих четвертей. Современный персидский следует еврейскому образцу определения субботы как Шанбэ (Shanbeh), иранизированной форме Шаббат (Shabbath), и затем считает от одного до пяти как Йек-шанбэ (Yek-shanbeh), До-шанбэ (Do-shanbeh), Сэ-шанбэ (Se-shanbeh), Чахар-шанбэ (Chahār-shanbeh), Пандж-шанбэ (Panj-shanbeh), и, под исламским влиянием, Адинэ (Ādineh) или Джом`э (Jom`eh) для пятницы, дня коллективных молитв.

Пехлевийские тексты говорят нам о том, что религиозная эра началась со дня, когда Заратуштра провозгласил свою Божественную Миссию человечеству. Основываясь на астрономическом вычислении, что Заратуштра провозгласил свою миссию в день весеннего равноденствия, когда, согласно прецессии, как предполагается, наступил период Овна, за начало эры принимается 1737 г. до н.э. В пехлевийских текстах религиозная эра была названа «Годом Религии». Современные заратуштрийцы называют ее Заратуштрийской Религиозной Эрой (Zarathushtrian Religious Era, ZRE) и используют год провозглашения религии как точку отсчёта заратуштрийского календаря. Заратуштрийское сообщество в Иране присоединилось к использованию ZRE для своего календаря в 1993 г., и многие заратуштрийцы в диаспоре также приняли это.

Ранее каждый из иранских шахов, следуя примеру других ближневосточных правителей, в особенности вавилонян, исчислял новую эру от своего собственного восшествия на трон. После более 80 правителей иранского трона в течение тысячи с лишним лет- Ахеменидов, македонцев, парфян и Сасанидов- в хронологии наступил огромный беспорядок, и многие даты были искажены, неверно использованы, неверно указаны, неверно истолкованы, неверно исчислены и пропущены. Йаздгерди Эра напоминает об одном из последних императоров, который был свергнут арабскими завоевателями.

Сасаниды и два календаря

Сасаниды продолжали поддерживать оба календаря- «yāiri» продолжительностью в 365 дней и «saredha» продолжительностью в 365.24224 дня. Первый они назвали «oshmurdīk», что означало «пригодный для запоминания, пригодный для счёта», а второй- «vihezakīk», что означало «движущийся, продвигающий, добавленный». В то время как «пригодный для счета» использовался мирянами вследствие лёгкости для запоминания и подсчёта по именам, «добавленный» принадлежал священнослужителям-астрономам, связанным с императорским двором, и использовался для сохранения формального года точным и пребывающим в соответствии временам года. Как уже было сказано, они обновляли «oshmurdīk» каждые четыре года. Это позволяло двум календарям сосуществовать параллельно. Падение сасанидской империи лишило священнослужителей-астрономов их высокой позиции. Однако високосный год, как говорят пехлевийские книги и существующее положение календарей Кадими и Шахеншахи, сохранялся вплоть до XI в. н.э. Отстранение от дел священнослужителей-астрономов положило конец как исчислению «vihezakīk», так и обновлению «oshmurdīk», и рядовые священнослужители продолжили лишь использовать «oshmurdīk», смещающийся примерно на один день каждые четыре года сезонного и солнечного года. Это объясняет, почему парсийский календарь Шахеншахи и иранский календарь Кадими ушли вперед на семь и восемь месяцев соответственно.

Однако потребности экономики, в частности, в сезонном сборе налогов, вынудили мусульманских халифов (по-видимому, с помощью тех священнослужителей-астрономов, которые приняли ислам) поддерживать високосный год в дополнение к исламскому календарю, основанному исключительно на лунном годе без учёта каких-либо астрономических и сезонных факторов.

Именно этот «vihezakīk» год, равнодушно поддержанный мусульманскими правителями, был улучшен, усовершенствован и формально восстановлен Омаром Хайямом и другими иранскими учеными. Он был назван календарем «Jalāli» в честь его покровителя, султана Джалал ал-Дин Малекшах Сальджуки (1072-1092 гг. н.э.).

Год Фасли, официально соблюдаемый в современном Иране заратуштрийцами, иудеями, христианами и мусульманами- это «saredha» людей Авесты, «tharda» Ахеменидов, «vihezakīk» Сасанидов и «Jalāli» Омара Хайяма. Точный солнечный год также рассчитывают все астрономические обсерватории мира. Это универсальный астрономический и научный год. Этот календарь, «vihezakīk» (перс. «behizaki»), теперь называемый «Хоршиди» (Khorshidi), или «солнечный», является официальным иранским календарем- точным календарем с пронумерованными датами. Он является астрономически точным, прогрессивным и истинно заратуштрийским.

Ноуруз

Ноуруз на персидском означает «Новый День» («День Нового Года»). Это начало года для людей в Афганистане, Азербайджане, Иране, Таджикистане и общее культурное наследие. Он также отмечается как Новый Год людьми иранского происхождения, в особенности курдами, в соседних странах- Грузии, Ираке, Сирии и Турции. Он начинается точно с началом весны в день весеннего равноденствия, около 21 марта.

Традиция празднования Ноуруза берёт начало около 15000 лет назад- перед последним ледниковым периодом. Шах Джамшид (Йима/Йама у индо-европейцев) символизирует в истории человечества переход индо-иранцев от охоты к животноводству и более осёдлой жизни. Сезоны играли тогда жизненно важную роль. Всё зависело от четырёх времен года. После разделяющей зимы, начало весны было великим событием в матушке-природе, сопровождаемым появлением зелёного покрова с красочными цветами и принесением потомства скотом. Это был рассвет изобилия. Джамшид, как сказано, был человеком, который ввёл традицию празднования Ноуруза.

Авестийские и более поздние писания показывают, что Заратуштра усовершенствовал в 1725 г. до н.э. старый индо-иранский календарь. Преобладавший тогда календарь был лунно-солнечным. Лунный год содержит 354 дня. Прибавление одного месяца каждые тридцать месяцев сохраняло календарь почти соответствующим сезонам. Заратуштра, Основатель Благой Веры, сам бывший астрономом, основал обсерваторию и реформировал календарь введением одиннадцатидневного добавочного периода, чтобы сделать лунно-солнечный год равным 365 дням и 5 с небольшим часам. Позднее год был сделан исключительно солнечным, с тридцатью днями в каждом месяце. Добавление пяти дней и дальнейшее добавление одного дня каждые четыре года было введено, чтобы сохранить год равным 365 дням и 5 с небольшим часам. Ещё позже календарь снова был исправлен, чтобы составлять ровно солнечный год в 365 дней 5 часов 48 минут 45.5 секунд. Год всякий раз начинался точно с весеннего равноденствия, и поэтому не было никакой особенной потребности в добавлении одного дня каждые четыре года, не было никакой потребности в високосном годе. Это был самый лучший и самый правильный календарь, который когда-либо был произведен.

Приблизительно 12 столетиями позже, в 487 г. до н.э., Дарий Великий из династии Ахеменидов праздновал Ноуруз в своём только что построенном Персеполе в Иране. Недавние исследования показывают, что это был особый случай. В этот день первые лучи восходящего солнца упали на обсерваторию в главном зале для приемов в 6:30 до полудня- событие, которое повторяется раз в 1400/1401 лет. Эта дата также совпала с вавилонским и иудейским Новым Годом. Поэтому это было весьма благоприятное событие для древних народов. Персеполь был местом, где ахеменидский шах принимал в Ноуруз представителей всех народов своей обширной империи. Стены великого царского дворца изображают сцены празднований.

Мы знаем, что парфяне также отмечали это событие, но не знаем деталей. Это должно было более или менее следовать образцу Ахеменидов. В сасанидские времена приготовления начинались как минимум за 25 дней до Ноуруза. Двенадцать столбов, сложенных из брикетов земли и посвящённых месяцам года, устанавливались в королевском дворе. Семена растений- пшеницы, ячменя, чечевицы, бобов и других- высевались на вершины столбов и ко дню Нового Года давали роскошную зелень. Великий Шах давал общий приём, и Первосвященник империи был первым, кто приветствовал его. Следующими следовали официальные правители. Каждый человек приносил дар и получал подарок. Приём продолжался в течение пяти дней, каждый день был предназначен для людей определённой профессии. Затем в шестой день, называемый Великим Ноурузом, царь давал особый прием. Он принимал членов царской семьи и придворных. Для осуждённых за незначительные преступления провозглашалась всеобщая амнистия. Столбы удалялись на 16-ый день, и праздник подходил к завершению. С несколько меньшим размахом радостное событие наступления Нового Года отмечалось всеми людьми во всех краях империи.

С тех самых времен народы иранского происхождения, будь то заратуштрийцы, иудеи, христиане, мусульмане, бахаи или другие, отмечали Ноуруз точно во время весеннего равноденствия, в первый день первого месяца, около 21 марта.

К сегодняшнему дню церемония упрощена. Каждый дом проводит уборку примерно за месяц до наступления Нового Года. На фарфоровых пластинах и в круглых чашах примерно за десять дней до праздника замачиваются пшеница, ячмень, чечевица и другие семена, чтобы к Ноурузу дать ростки высотой в три-четыре дюйма. К празднику накрывается стол. На нём находится священная книга (для заратуштрийцев- Гаты), портрет Заратуштры, зеркало, свечи, курительница для благовоний, аквариум с живой золотой рыбкой, пластины и чаши с зелёными ростками, цветы, фрукты, монеты, хлеб, конус сахара, различные зерновые, свежие овощи, красочно раскрашенные вареные яйца (похожие на пасхальные), и обязательно семь изделий с названиями, начинающимися на персидском на букву «с» или «ш».

Обычные предметы на букву «с» включают сэркэ (уксус), сумах (приправу), сир (чеснок), саману (пасту из проросшей пшеницы), сиб (яблоко), сэнджед (рябину) и сабзэ (зелень). Предметы на букву «ш» включают шараб (вино), шакар (сахар), шарбат (сироп), ша`д (мёд), ширини (сладости, леденцы), шир (молоко) и шали (рис, рисовый пудинг). В других азиатских странах, Африке, Северной Америке, Латинской Америке, Европе и Австралии они могут быть заменены другими предметами в соответствии с английским или национальным языком- с использованием слов, которые могут быть аллитерированы, рифмованы или просто разжигают аппетит. Эти семь предметов явно выставляются на маленьких шарах или пластинах на столе. Весь стол, красиво убранный, символизирует Откровение и Посланника, свет, отражение, теплоту, жизнь, радость, рождение, процветание и природу. Это, фактически, очень сложный стол благодарения за всё доброе и прекрасное, дарованное Богом.

Члены семьи, одетые в лучшие одежды, сидят вокруг стола и с нетерпением ждут объявления точного времени весеннего равноденствия по радио или телевидению. Глава семейства читает молитвы на Ноуруз, и после того, как время наступает, каждый член семьи целует другого и желает счастливого Ноуруза. Родители дарят подарки младшим членам семьи. Затем начинаются посещения соседей, родных и друзей. Каждый визит отплачивается взаимностью.

День рождения Заратуштры отмечается заратуштрийцами 6 Фарвардина (около 26 марта). Пение и танцы- обычный распорядок дня в течение первых двух недель Ноуруза. Праздник продолжается в течение 12 дней, а на утро 13-го дня устраивается массовый пикник на природе. Он называется «сиздэ-бе-дар» (sizdeh-be-dar), что означает «тринадцатое-за-дверями». Города и деревни становятся пустыми- все жители спешат насладиться пребыванием в лесу, в горах, на берегах рек. Люди поют, танцуют и веселятся. Девушки, достигшие возраста замужества, плетут венки и загадывают желание, чтобы к следующему Ноурузу выйти замуж и родить прекрасного ребенка.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама