THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

С древних времен икона для русского человека является олицетворением духовности. Известно много случаев, в которых именно икона помогала русскому народу в избавлении от бед. Исцеление от неизлечимых болезней, прекращение войн, спасение во время пожаров - все под силу чудодейственным иконописным изображениям.

Как известно, первые изображения ликов Иисуса Христа, Богородицы и святых появились очень давно. Некоторые из них дошли до нашего времени.

Самые известные иконы России

На сегодняшний день известно 30 старинных икон. Все они ценны не только в финансовом плане, но и в историческом.

Список самых известных икон России:

Перечисленные иконы являются исторически важными объектами. Все они сохранены и доступны для просмотра. Многие из них находятся в государственных музеях и галереях.

Икона Владимирской Божьей Матери

Одной из известнейших старинных икон является изображение Владимирской Божьей Матери. Существует предание, в котором говорится, что автором иконы стал сподвижник апостола Павла Лука. Дату написания относят к 5-му веку. К сожалению, прямых доказательств, что изображение написано рукой евангелиста, нет.

Предположительно, икона привезена в Россию в 1131 году. Это был подарок русскому князю из Константинополя от патриарха Луки. На Руси Владимирская икона Божьей матери прошла долгий путь и побывала в разных уголках страны.

Сначала она получила название Вышгородской Божьей Матери. Это связано с ее первоначальным местоположением. Икона более двадцати лет находилась в Богородническом монастыре, который расположен в Вышгороде вблизи Киева. В 1155 году князь Андрей Боголюбский перенес антикварную икону во Владимир. В связи с этим изображение стало носить название Владимирской Божьей Матери. Различные междоусобицы и войны не обошли икону стороной.

В Москву Владимирская Божья Матерь перевезена в 1395 году. После этого ее несколько раз перевозили, но в итоге в 1480 году вернули в Успенский собор города Москвы. Там она находилась вплоть до 1918 года. После некоторое время находилась в Государственном историческом музее. Позже в Третьяковской галерее. Сегодня Владимирскую икону Божьей Матери можно увидеть храме Святителя Николая. Храм не функционирует по своему прямому назначению. Это музей. Расположен он при Государственной Третьяковской галерее.

Владимирская Божья Матерь является одной из самых дорогих икон в России.

Перечень самых ценных икон России

Помимо знаменитых иконописных образов, которые находятся в различных музеях и доступны для общественного просмотра, существуют и другие старинные иконы. Они выставляются на аукционах и имеют достаточно высокую стоимость. На сегодняшний можно приобрести следующие иконописные образы:

  1. Икона с лампадой "Георгий Победоносец", 8.600.000 рублей.
  2. Храмовая икона Николая Чудотворца, 8.400.000 рублей.
  3. Икона "О тебе радуется", 8.000.000 рублей.
  4. Владимирская икона Богоматери, 3.200.000 рублей.
  5. Иконописный образ Дмитрия Солунского, 3.200.000 рублей.
  6. Икона Владимир с житием, 3.200.000 рублей.
  7. Икона Сергий Радонежский, 3.100.000 рублей.
  8. Семистрельная икона, 3.100.000 рублей.
  9. Икона с 2.900.000 рублей.
  10. Четырехчастная икона, 2.250.000 рублей.
  11. Казанская икона, 2.100.000 рублей и т. д.

На самом деле список этот довольно большой. Здесь рассмотрены только часть самых дорогих икон. Все они выставлены на продажу. Скупкой таких изображений занимаются настоящие ценители иконописи - коллекционеры.

Сложно сказать, какая икона самая дорогая в мире и сколько она стоит на сегодняшний день. Так, одной из ценнейших православных икон является изображение "Святой Георгий с житием". Хранится она в украинском Национальном художественном музее, который находится в городе Киеве. Приблизительная стоимость данного произведения искусства составляет 2 миллиона долларов. Безусловно "Святой Георгий с житием" является одной из самых дорогих икон в мире. Но возможно, существуют и более ценные иконописные изображения.

Критерии оценки антикварных изображений

Антиквариат - это старинная вещь, которая имеет высокую рыночную стоимость. Над оценкой антикварных икон нередко трудится целая команда специалистов, имеющих большой опыт работы в данной сфере. Если человек является обладателем старинного иконописного изображения, ему просто необходимо знать рыночную стоимость данного предмета. В противном случае при продаже иконы владелец получит сравнительно меньшую сумму. Как определить возраст иконы? Данный вопрос интересует многих коллекционеров. Ведь данный аспект играет решающую роль в определении стоимости.

Рыночная стоимость зависит от нескольких важных факторов:

  • время написания, то есть возраст;
  • автор изображения;
  • наличие или отсутствие оклада и драгоценных камней;
  • размер;
  • наличие отметок на тыльной стороне изделия;
  • внешнее состояние;
  • подлежит ли изделие реставрации.

Для икон часто использовались оклады. Более ценные - это иконы в золотом окладе. Реже можно встретить изображения с драгоценными камнями. Иконы в серебряном окладе также имеют довольно высокую стоимость. Бывают случаи, когда драгоценный оклад стоит дороже самого иконописного изображения.

Помимо всех вышеописанных критериев, на стоимость влияет сюжет изображения и чудодейственные свойства.

Художественная ценность иконы

Не стоит путать понятия "художественная ценность" и "рыночная стоимость". Некоторые люди, при попытке узнать цену иконы, обращаются на интернет-форумы, отсылают фотографии. Дело в том, что ни один специалист не сможет определить подлинность и стоимость изображения, не взглянув на него своими глазами. Многие обращаются за помощью в церкви и музеи. Сотрудники данных организаций также не смогут помочь в вопросе оценки. Они расскажут о возможном авторе, сюжете изображения, технике и стиле написания. Художественная ценность иконы состоит в восприятии ее как предмета искусства, а не антикварного предмета. Сотрудник музея определит стоимость такого изображения как картины. Конечно, эти параметры могут повлиять на цену, но только в том случае, когда они интересны покупателю.

Подлинность иконописного изображения

Перед оценкой стоимости иконы необходимо определить ее подлинность. Обыкновенную подделку отличит любой специалист. А вот для определения качественной копии понадобится проведение экспертизы. Люди давно научились писать изображения под старину, предпринимая определенные приемы. Сложнее всего обстоит дело с определением подлинности, когда старинная икона дописана рукой более молодого мастера. В данном случае проводят экспертизу в лаборатории, при помощи специального оборудования. Изучают основу иконы, грунт, возможные вмешательства.

Особенности старинных красок

Немаловажным фактором является изучение красок. Антикварные иконы 6-го века, дошедшие до нашего времени, написаны красками на основе пчелиного воска. На Руси мастера использовали темперу. Это краска на основе яичного желтка. Такую иконопись можно отличить и невооруженным глазом. В отличие от масляных изображений, темпера более строга и схематична.

Основа иконы

Лучшим материалом для иконописных изображений издавна считается древесина. В Древней Руси мастера использовали липу. Доски этого дерева считались лучшей основой. Намного реже можно встретить основания из ольхи, ели или кипариса. Доски, предназначенные для иконописи, тщательно высушивали и скрепляли клеем. Сучки и неровности удалялись, во избежание осушки. Самые дорогие иконы имеют основание, обработанное топором. Поверхность их неровная. Иконы, написанные на дереве, ценятся намного выше, чем на какой-либо другой основе.

Начиная с 19-го века иконописные изображения стали производить массово. Появились фабрики и заводы. Стали использовать более дешевый материал для иконописи - тонкие жестяные листы. На таких иконах ставилась фабричная метка с тыльной стороны. Практически в каждой российской семье сохранились такие изображения. Поэтому они имеют меньшую антикварную стоимость.

Определение авторства

В древние времена мастеров в области иконографии называли изографами. Считалось, что эти люди получили свой дар от Бога. Они избранные и достойны своего звания. Вплоть до начала 18-го века изографы не оставляли своих подписей на иконописных образах. Считалось, что они посредники Господа на земле. И именно Господь создает уникальные образы их руками.

Несмотря на это обстоятельство, современному человечеству стали известны имена нескольких выдающихся иконописцев. Это Андрей Рублев, Феофан Грек, Григорий, Дионисий, Алипий и т. д. Самые дорогие иконы принадлежат кисти именно этих иконописцев. Изображения этих изографов уникальны и неповторимы. Они хранятся в государственных музеях и галереях. Любой желающий может их увидеть. Более того, согласно сохранившимся летописям, византийский художник Феофан Грек занимался росписью нескольких русских церквей. Существует множество икон других, неизвестных авторов. Они не менее ценны.

Создатели самых дорогих икон в мире давно известны человечеству. Стоимость антикварного образа напрямую зависит от известности иконописца.

Причины, по которым стоит приобрести намоленную веками икону

Сегодня фабричные иконописные изображения можно купить практически на каждом шагу: церковные лавки, специализированные магазины, различные выставки. Более того, во многих городах можно заказать индивидуальное изготовление иконы. Мастера учтут все требования: размеры, сюжет, технику написания, стиль и т. д. Но все же для верующего человека важно произносить молитву именно перед старинной иконой.

Христианская церковь говорит о том, что икона является проводником человеческих молитв. Старинная икона, просуществовавшая многие века, является предметом намоленным. Многие поколения людей возносили ей свои молитвы. Многие старинные иконы возят по различным уголкам России для того, чтобы люди смогли приложиться к ним и помолиться о самом сокровенном.

Чудодейственные свойства антикварных икон также являются немаловажным фактором. В основном такие изображения находятся в храмах или музеях. Но существует множество икон, обладающих чудодейственными свойствами, о которых не известно всему миру.

Эти факты говорят о духовной стороне иконописного образа. Но есть и другая сторона - это художественная ценность. Многие люди стремятся приобрести антикварную икону именно по этой причине. Ведь каждое такое изображение неповторимо. Оно написано в единственном экземпляре. В него вложена душа.

Как продать икону?

Любого верующего христианина при необходимости продать старинную икону начинают терзать сомнения. В данном вопросе поможет православный батюшка. Церковь не ставит запрет на продажу иконописных образов. Данное действие не является грехом.

Если же человек глубоко неверующий, то вопрос стоит только в наличии покупателя. Для выгодной продажи лучше обратиться в проверенные Самостоятельно найти покупателя вряд ли удастся. Не каждый коллекционер захочет иметь дело с непроверенным продавцом.

Из всего вышеописанного можно сделать вывод, что антикварная икона - вещь особенная. Она не только несет в себе глубокий духовный смысл, но и имеет высокую рыночную стоимость. Человек, обладающий таким произведением искусства, должен самостоятельно решить: продать икону или оставить дома и передавать из поколения в поколения как семейную реликвию.

К счастью, в Российской Федерации находится более 30 самых дорогих икон, известных на сегодняшний день.

Икона — это очень важная часть христианства. В переводе с греческого это слово обозначает «образ». Обычно на иконах изображены разные святые, Божья Матерь, Иисус Христос или действия, которые происходили в древние времена и описаны в Священном Писании.

Лик, изображенный на иконе, не является Господом Богом. Считается, что он призван лишь напоминать молящемуся о Божестве. Поэтому и пишут на иконе не лицо, а лик. Очень важным в нем являются глаза, которые отображают глубину души. Не менее значимы и руки, жесты которых несут определенный смысл.

В остальном фигура очень воздушна, так как она призвана показывать внутреннюю силу. Именно на этом и делается акцент.

В определенный период времени среди художников стала популярной религиозная тема. И вот вроде бы — картина и икона на одинаковую тему, изображен на ней один и тот же святой, к примеру. Но на первом полотне присутствует духовность, а на втором ее нет. Поэтому и требуют при иконописи соблюдать давно написанные каноны, которые исключают случайные детали. Каждый фрагмент несет в себе определенную смысловую и духовную нагрузку.

Икона с точки зрения истории

Появление икон датируется I веком от Р. Х. Считается, что первая из них была создана Лукой, который написал одну из частей Евангелия. По второй версии, самым старым образом является отпечаток лица Иисуса Христа, когда он приложился к полотенцу во время умывания.

Так или иначе, самые древние найденные изображения были датированы VI веком. Они были изготовлены в Византийской империи, которая оказала большое влияние на написание икон. В ней же, но значительно позже, были написаны каноны для написания образов.

История икон имеет разные периоды. Были и гонения, и расцвет, и изменения стиля написания. Каждый из образов отображает свое время, каждый уникален. Очень много икон, источавших миро, слезы, кровь, исцелявших больных в трудные времена. Они почитаются как величайшие святыни.

Как создаются иконы

Икона — это важный символ для верующего человека, поэтому процесс ее создания отображают давно описанные каноны, которые сохранены до сих пор. Создание образа — дело небыстрое, необходимо как минимум месяца три для этого.

Создание иконы имеет некоторые этапы, которые четко соблюдаются:

  • Выбор дерева и изготовления доски, которая будет основой.
  • Затем подготавливается поверхность. Это необходимо для того, чтобы изображение сохранилось длительный срок без изменений. Для этого совершают несколько действий. Сначала делают зазубривание, затем наносят жидкий клей, после — грунтовку (левкас). Последний следует нанести несколько раз и дать ему хорошо просохнуть, после — отшлифовать. Зачастую перед слоем левкаса приклеивают паволоку или серпянку (специальную ткань).
  • Следующий этап — это нанесение рисунка. Это не окончательное изображение — всего лишь контур. Его следует после выдавить чем-то острым, чтобы он не потерялся среди других слоев.
  • Если икона будет иметь позолоту, то ее следует нанести именно сейчас, на этом этапе.
  • Теперь нужно подготовить краски. Для росписи иконы необходимо брать натуральные.
  • Первые краски наносятся однотонные, на фон и доличные элементы.
  • Затем идет роспись. Первыми обрабатывают доличные элементы (пейзаж, одежда), после чего расписывают личные детали (руки, ноги, лик). Также подписывают икону (кто на ней изображен).
  • Последним штрихом является обработка олифой или лаком.

Затем икону необходимо освятить.

Важность и значение икон в храме

Все находящиеся иконы в храме имеют свое значение, находятся на своем месте. Входящему в церковь сразу виден иконостас. Это деревянная стена, которая находится перед алтарем храма. На ней — изображения жизни Христовой, описание его страданий.

Следует знать, что каждая икона висит на своем месте не случайно. В центре обязательно находится так называемый Деисусный ряд, в котором находятся многочисленные святые, мученики. В его центре — икона Христа Вседержителя. Сверху — праздничные изображения, среди которых — сюжеты из Нового Завета.

В центре иконостаса находятся Царские врата, за которыми — алтарь. По бокам — образы с ликами Христа и Богоматери. Также есть еще и нижний ярус, который заполнен иконами святых, а также изображениями праздников, которые здесь более чтимы.

Говоря о том, что означают иконы в церкви, можно отметить их важность в различных обрядах, в напоминании о Господе для верующих. Некоторые имеют особый статус как исцеляющие от недугов, исполняющие мирские желания. К ним обращаются также с благодарностью за помощь.

Считается поэтому, что иконы в церкви являются посредниками. Верующие знают, что, обратившись с искренней просьбой к святым, изображенным на них, можно ожидать помощи.

Самые древние и старинные иконы

В христианстве есть особо почитаемые образы, которые пришли к нам с древних времен. Они являются связующим звеном между временем, когда происходили события, описанные в Библии, и нашим. Эти старинные иконы в оригинале в основном хранятся в музеях, однако зачастую их переписывали для других храмов.

К примеру, в Киевском музее западного и восточного искусства хранится самая древняя икона Иоанна Крестителя, которая датируется VI веком. Она выполнена с помощью техники тех времен — энкаустики. Именно ее использовали для росписи древних икон в Византии.

Также одним из древнейших сохранившихся образов является роспись Апостолов Петра и Павла. Дата ее создания — XI век. Сейчас она хранится в Новгородском музее. Она сохранена не полностью: руки, лица и стопы не сохранили первоначальную краску. Однако при реставрации были обновлены контуры.

Существующая икона Святого Георгия, которая хранится в Успенском соборе в Москве, по предположениям, относится к концу XI — началу XII века. Сохранность данной реликвии хорошая.

Старинные иконы — это важное наследие христианства. Каждая из них имеет свою особенную историю, технику написания. Исследование икон показывает, какие тогда использовались материалы для их создания. К сожалению, очень мало сохранилось тех первых образов, так как были периоды их массового уничтожения.

Следует также заметить, что редко в то время указывался автор. Это говорило о том, что важным в иконописи все же было изображение.

Именные иконы

Это отдельная категория образов в христианстве. Обычно именные иконы приобретаются при крещении, затем они должны храниться на протяжении всей жизни. Будет даже лучше, если повесить такой образ над кроваткой ребенка, для того чтобы он охранял его от бед.

Следует знать, что именные иконы — это те, на которых изображен святой, в честь которого крещен человек. Обычно такой образ выбирается по имени ребенка. Если же такового нет среди святых, то следует взять то, которое больше всего подходит. Таким образом, у ребенка появляется небесный покровитель.

В древности такие иконы заказывали специально к рождению или крещению ребенка. Они назывались мерными и мастерились в рост младенца.

Именные иконы не единственные, которые используются для особых случаев. Существуют также:

  • венчальные иконы — используются во время обряда в церкви;
  • семейные — на них могут быть изображены святые, имена которых соответствуют членам семьи, обычно они передаются из поколения в поколение;
  • те, которые должны быть на домашнем иконостасе;
  • иконы почитаемых семьей святых.

Самые известные иконы Божьей матери

Особое отношение в иконописи к женскому образу, а именно к Божьей Матери. Ее иконы очень почитаемы верующими, зачастую имеют чудотворную силу. Каждая из них имеет свое значение. Любые такие иконы (фото есть в статье) очень оригинальны.

Существуют еще и другие изображения Божьей Матери, которым молятся. Каждая икона — это особая защита и помощь этого женского образа в христианстве.

Икона Николая Чудотворца

Николай Чудотворец — не менее почитаемый святой в христианском мире. Обращаются к нему по разным вопросам — от телесных заболеваний до прекращения ссор и военных действий. Он жил в III-IV веках и уже при жизни прославился великими делами. Существуют многочисленные его иконы, фото которых иллюстрируют его духовность.

Самый древний образ святого датируется XI веком и находится на горе Синай, в монастыре святой Екатерины.

На сегодняшний день во многих монастырях и храмах находятся его образы, которые обладают чудесными свойствами.

Иконы Сына Божьего Иисуса Христа

Одним из первых образов Иисуса Христа был его отпечаток на полотенце, который появился там чудесным образом. В современном мире он получил название Нерукотворный Спас.

Если говорить про иконы Иисуса Христа, то их очень много. Также существует несколько форм написания его образов.

  • Спаситель — это строгий лик, его написание не отходит от канона.
  • Спас Вседержитель — считается, что это главный его образ, который также соответствует его проповедническому возрасту.
  • Спас Нерукотворный. Представлен двумя видами — «Спас на убрусе» и «Спас на черепии».

Изображение Сына Божьего сейчас имеет некоторые обязательные элементы. Это нимб, книга, верхняя одежда, клав, хитон. Также обязательна надпись.

Его иконы и их значение имеют особый статус в христианстве.

Иконы Сергия Радонежского

Сергий Радонежский — это один из наиболее почитаемых святых. При жизни совершил много подвигов во имя Христа. Его слова примиряли и усмиряли.

На иконе Сергий Радонежский изображен строгим, с поднятой правой благословляющей рукой. В левой же он держит свиток как символ познания. Его иконы и их значение очень важны для христиан. Молятся этому святому о защите от врагов для страны. Также он помогает в учебе, перед экзаменом или просто во время сложностей в понимании чего-либо.

Мироточение и чудеса икон

Мироточивая икона — это чудо, которое происходит не очень часто. Считается, что это является предупреждением о чем-либо. Также это явление может быть результатом искренней и долгой молитвы.

Считается, что жидкость, которую выделяет икона в этот момент, является целительной. Если совершить помазание болящего, то его недуг может уйти.

Мироточение — это также явление Господа к людям, которые верят. Это его послание к ним.

Цены на иконы

В каждой церковной лавке можно купить иконы. Цены на них могут быть разными. Самыми дорогими, конечно, являются старинные образы, которые сохранились на сегодняшний день. Многие из них хранятся в музеях или храмах. Такие иконы обычно не продают, только оценивают. К примеру, образы Апостолов Петра, Павла, Иоанна, Марка датируются XVI веком. Они оценены в 150 тысяч евро.

Также стоимость иконы будет зависеть и от ее оформления. Ведь даже образы, написанные в наше время, но оформленные дорогими материалами (золото, серебро, драгоценные камни), будут продаваться недешево. Ценовой диапазон их может начинаться с 2500 рублей. Стоимость будет зависеть от материалов.

Если же нужны недорогие иконы, то есть совершенно простые в оформлении. Их можно приобрести в магазинчиках близ церкви. Подобные образы можно купить по цене от 100 рублей и выше.

Редкие же иконы можно приобрести в антикварной лавке или при распродаже частной коллекции. Трудно переоценить подобные иконы и их значение, так как для верующего человека они по-настоящему бесценны.

Специально к этому дню предлагаем подборку древнейших икон «первого из рожденных женами». Вы также узнаете о символике икон Иоанна Крестителя, почему его называют «ангелом пустыни», а также о том, где именно в Киеве находится самый древний в мире образ Предтечи Господня.

Почитание Иоанна Крестителя в православии обусловлено его исключительным статусом «первого из рожденных женами». А потому неудивительно, что его образ мы встречаем среди первых христианских изображений.

Впрочем, в первые века христианства – время когда иконопочитание и иконографический канон только формировался, мы встречаем изображение Иоанна в сюжетных композициях, например, «крещение Христа». Самым первым таким изображением, скорее всего, можно считать роспись катакомб Каллиста (III век). Почти сразу в росписях катакомб и в рельефах на саркофагах, на пластинках из слоновой кости и мозаиках, образ Предтечи имеет все основные, узнаваемые и в наше время признаки – это человек средних лет с длинными темными волнистыми волосами и бородой. Он облачен во власяницу (хитон из верблюжьей шерсти) .

Крещение Господне. Италия. Равенна. Баптистерий ариан. VI в.

Что до моленных образов Иоанна (собственно икон), то самой древней из дошедших до нас можно считать икону, происходящую из знаменитого монастыря св. Екатерины на Синае. Некогда ее вывез известный востоковед, византолог и археолог XIX века владыка Порфирий (Успенский).

Он завещал свою коллекцию древних рукописей и икон (в том числе и икону Иоанна Крестителя) церковно-археологическому кабинету Киевской духовной академии (с 1940 года иконы находятся в собрании Киевского музея западного и восточного искусства имени Богдана и Варвары Ханенко , где ныне эта икона пребывает).

Увы, мало кто из киевлян знает, что древнейшая икона Иоанна Крестителя хранится именно в их городе .

Иоанн Креститель. Византия. VI в.

Это довольно древний (VI век) образ, выполненный в технике энкаустики, где красочный пигмент замешивался на воске. Энкаустика была наиболее распространенной техникой живописи в античном мире и первые иконы были выполнены именно в ней. Большая часть восковых энкаустических икон была утрачена в иконоборческое гонение. Тем больше уникальна киевская икона Предтечи.

На этом образе Иоанн предстает в полный рост. Он традиционно облачен во власяницу и гиматий (античное верхнее одеяние). В руке он держит свиток с надписью по-гречески «се Агнец Божий», что подчеркивает функцию Иоанна, как Предтечи Спасителя и свидетеля Его явления.

Со временем образ Иоанна Крестителя прочно вошел в деисусный чин , где Христу в молитвенных позах предстает сонм святых и ангелов. Наиболее близкими к Престолу Господнему неизбежно оказываются «честнейшая херувимов и славнейшая без сравнения серафимов» Богородица и больший из рожденных женами - Иоанн.

Деисус (деисис). Мозаика. София Киевская. ХІ в.

Единоличный же образ Крестителя со временем получает различные дополнения, подчеркивающие те или иные акценты его проповеди.

Так, сразу после 7-го Вселенского Собора и окончательной победы Православия над иконоборчеством, получает распространение композиция «Моление Иоанна Предтечи в пустыне» .

Иоанн изображается в молитвенной позе среди пустынного пейзажа. В его руке обычно присутствует свиток с призывам к покаянию: "Покайтеся, приближи бо ся царствие небесное" (Мф.3: 2). Нередко этот призыв представлен аллегорически в виде древа с топором, что является иллюстрацией продолжения слов Крестителя: «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Лк.3:9).

Также часто в этот сюжет добавляется глава Иоанна, что напоминает о его мученическом конце.

Иоанн Предтеча в пустыне со сценами жития. Византия. XIII в.

С течением времени эта иконография продолжает развиваться, приобретая все новые символические детали. Так, в 13 веке Предтечу начинают изображать с крыльями , что является графическим отображением пророчества: «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною...» (Мал. 3. 1), которое относится именно к Иоанну.

Также эти крылья символизируют аскетическую жизнь Пророка, которую можно сравнить с ангельской (собственно здесь имеем параллель с монашеством («равноангельское бытие»), духовным родоначальником которого можно по праву считать Иоанна Крестителя).

Это иконографическое изображение называется «ангел пустыни» .

Иоанн Предтеча ангел пустыни. Русь. Владимир. XVI в.

Москва. Музей им. Андрея Рублева

Этот извод получил наибольшее распространение на Руси. Предтеча изображается чаще всего фронтально. Правая рука представляет ораторский жест, символизирующий проповедь Крестителя. В левой – свиток, раскрывающий суть этой проповеди, либо вмещающий призыв к покаянию («Покайтеся…») или проповедь о Мессии («се Агнец…»). В образе присутствуют и секира у корней неплодного древа и голова самого Крестителя в чаше. Иногда Иоанн держит эту чашу в руке.

Впрочем, эта чаша имеет разные варианты изображения с разной смысловой нагрузкой. Помимо головы Крестителя, в чаше может изображаться ягненок, символизирующий Христа («се Агнец Божий…») и в таком случае, икона приобретает евхаристический оттенок. Агнец в чаше (иногда на блюде) намекает на евхаристического Агнца на дискосе.

Иоанн Креститель. Фрагмент триптиха. Византия. XIII в.

Египет. Синай. Монастырь св. Екатерины

На русской почве после XVI века этот евхаристический намек (агнец на дискосе) сменился явным изображением Младенца Христа в чаше:

Иоанн Креститель. Старообрядческая икона. Невьянск. Кон. XIX в.

Одновременно с этим развивался более простой и менее перенасыщенный символикой изначальный сюжет «Иоанн в пустыне». Предтеча изображается с тем же «проповедующим» жестом и свитком. Но дополнительно на иконе появляется посох, увенчанный процветшим крестом.

Иоанн Креститель. Византия. XIV в. Афон, монастырь Хиландар

Житийная иконография Иоанна Крестителя ещё более разнообразна, и мы в дальнейшем посвятим ей отдельный очерк.


Код для вставки у блог / сайт

7 376

Самые ранние моленные иконы, дошедшие до наших дней, относятся к периоду не ранее VI века. Они изготовлялись в технике энкаустики (гр. ἐγκαυστική – выжигание), когда краска замешивалась на разогретом воске. Нужно отметить, что все краски состоят из красочного порошка (пигмента) и связующего материала – масла, яичной эмульсии либо, как в данном случае, воска.

Энкаустика была самой распространенной живописной техникой античного мира. Именно из античной эллинистической культуры эта живопись пришла в христианство.

Для энкаустических икон характерен определенный «реализм» в трактовке образа. Стремление к документальному отражению реальности. Это не просто культовый предмет, это, своего рода, «фотография» — живое свидетельство реального существования Христа, Богородицы, святых и ангелов. Ведь оправданием и смыслом иконы святые отцы считали сам факт истинного вочеловечивания Христа. Невидимый Бог, не имеющий образа, изображен быть не может.

Но если Христос был действительно воплощен, если Его плоть была реальна, значит она была изобразима. Как позднее писал прп. Иоанн Дамаскин: «В древности Бог, бестелесный и не имеющий вида, никогда не изображался. Теперь же, когда Бог явился во плоти и жил среди людей, мы изображаем видимого Бога». Именно этим свидетельством, своего рода «документалистикой», пронизаны первые иконы. Если Евангелие, в буквальном смысле, благая весть – своего рода репортаж о воплотившемся Господе, распятом за наши грехи, то икона – иллюстрация этого репортажа. Здесь нет ничего удивительного, ведь само слово икона – εἰκών – означает «образ, изображение, портрет».

Но икона передает не только и не столько телесный облик изображаемого. Как пишет тот же прп. Иоанн: «Всякий образ - есть обнаружение и показание скрытого». И на первых иконах, несмотря на «реализм», на иллюзорную передачу света и объема, мы видим также знаки мира невидимого. Прежде всего, это нимб – окружающий голову световой диск, символизирующий благодать и сияние Божества (свт. Симеон Солунский). Точно так же на иконах изображаются и символические образы бестелесных духов – ангелов.

Самой известной энкаустической иконой сейчас, наверное, можно назвать образ Христа Вседержителя, хранящийся в монастыре святой Екатерины на Синае (стоит отметить, что коллекция икон Синайского монастыря совершенно уникальна, там сохранились древнейшие иконы, поскольку монастырь, находясь с VII века вне Византийской империи, не пострадал от иконоборчества).

Синайский Христос написан в свободной живописной манере, присущей эллинистическому портрету. Для эллинизма характерна и определенная асимметрия лика, которая уже в наше время вызвала много споров и подвигла некоторых на поиск скрытых смыслов. Эта икона, скорее всего, была написана в одной из мастерских Константинополя, о чем свидетельствует высокий уровень ее исполнения.

Христос Вседержитель. VI век. Монастырь св. Екатерины. Синай

К этому же кругу, скорее всего, относятся также иконы апостола Петра и Богоматери на троне, в сопровождении святых и ангелов.

Апостол Петр. VI век. Монастырь св. Екатерины. Синай

Богородица с предстоящими святыми Феодором и Георгием. VI век. Монастырь св. Екатерины. Синай

Богородица изображена как Царица Небесная, восседающая на троне, в сопровождении святых, облаченных в придворные одеяния, и ангелов. Интересно продемонстрированы одновременно царственность и смирение Марии: на первый взгляд она облачена в простой темный хитон и мафорий, но его темно-фиолетовый цвет говорит нам, что это – пурпур, а пурпурные одеяния в византийской традиции могли носить только Император и Императрица.

Подобный образ, но писаный позднее в Риме, представляет Богоматерь – уже без всяких намеков – в полном императорском облачении и венце.

Богоматерь — Царица Небесная. Ранний VIII век. Рим. Базилика Санта Мария ин Траставере

Икона имеет парадный характер. Она следует стилю церемониальных императорских изображений. При этом лики изображенных персонажей наполнены мягкостью и лиричностью.

Богоматерь — Царица Небесная. Ангел. Фрагмент

Изображение святых в придворных одеждах должно было символизировать их славу в Царстве Небесном, а для передачи этой высоты византийские мастера прибегали к привычным, понятным для своего времени формам. В таком же стиле исполнен образ святых Сергия и Вакха, ныне хранящийся в Киеве в музее искусств имени Богдана и Варвары Ханенко.

Свв. Сергий и Вакх. VI век. Киев. Музей искусств им. Богдана и Варвары Ханенко

Но, помимо утонченного искусства культурных центров Империи, ранняя иконопись представлена и более аскетичным стилем, который отличается большей резкостью, нарушением пропорций изображенных персонажей, подчеркнутым размером голов, глаз, рук.

Христос и св.Мина. VI век. Париж. Лувр

Такие иконы характерны для монашеской среды Востока Империи — Египта, Палестины и Сирии. Суровая, резкая выразительность этих образов объясняется не только уровнем провинциальных мастеров, несомненно отличным о столичного, но и местными этническими традициями и общей аскетической направленностью данного стиля.

Епископ авраам. VI век. Гос.музеи Далема. Берлин.

Без всякого сомнения, можно убедиться, что еще задолго до иконоборческой эпохи и 7-го Вселенского Собора, осудившего иконоборчество, существовала богатая и разнообразная традиция иконной живописи. И энкаустическая икона – только часть этой традиции.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама