THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Собор Василия Блаженного в Москве на Красной площади - главный храм столицы России. Поэтому для многих жителей планеты он является символом России, так же как Эйфелева башня для Франции или Статуя Свободы для Америки. В настоящее время храм является филиалом Государственного Исторического музея . С 1990 года он входит в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в России.

Из истории собора Василия Блаженного в Москве на Красной площади

1 октября 1552 года, в праздник Покрова Божией Матери начался штурм Казани , который закончился победой русских воинов. В честь этой победы по указу Ивана Грозного был заложен храм Покрова Божией Матери, известный сейчас как собор Василия Блаженного.

Раньше на месте храма стояла церковь во имя Троицы. По преданию, в толпе среди гуляющих часто можно было видеть юродивого Василия Блаженного, который ушел из дома еще в юности и скитался по столице. Он был известен тем, что обладал даром исцеления и ясновидения и собирал деньги на новый Покровский храм. Перед смертью он отдал собранные деньги Ивану Грозному. Похоронили юродивого у Троицкой церкви. Когда же Покровский храм построили, его могила оказалась у самой стены храма. Позже, через 30 лет, по указанию царя Федора Иоанновича был сооружен новый придел, освященный в честь Василия Блаженного. С тех пор храм стал называться этим же именем. В старину Покровский собор был красно-белым, а купола золотыми. Куполов было 25: 9 основных и 16 маленьких, расположенных вокруг центрального шатра, приделов и колокольни. Центральная главка имела такую же сложную форму, как и боковые купола. Роспись стен храма была более сложной.

Внутри храма помещалось совсем мало народу. Поэтому во время праздников богослужения проводились на Красной площади . Покровский собор служил алтарем. На лобное место выходили служители церкви, а куполом служило небо. Храм имеет высоту 65 метров. До постройки Ивановской колокольни в Кремле был самым высоким в Москве. После пожара в 1737 году храм был реставрирован, а во второй половине 18 века 16 маленьких глав вокруг башен убрали, а колокольню соединили с храмом, который стал разноцветным.

За свою историю несколько раз храм был на краю гибели. По преданию, Наполеон держал в храме своих лошадей и хотел перевести сооружение в Париж . Но в то время это сделать было невозможно. Тогда он решил взорвать храм. Внезапно поливший дождь погасил зажженные фитили и спас сооружение. После революции храм закрыли, колокола переплавили, а его настоятеля протоиерея Иоанна Восторгова расстреляли. Лазарь Коганович для открытия автомобильного движения и проведения демонстраций предложил снести здание. Только мужество и упорство архитектора П.Д. Барановского спасло храм. Знаменитая фраза Сталина «Лазарь, поставь на место!» и решение о сносе было отменено.

Сколько куполов на Соборе Василия Блаженного

Храм строился в 1552-1554 гг. в то время, когда шла война с Золотой Ордой за покорение Казанского и Астраханского царств. После каждой победы строилась деревянная церковь в честь того святого, день памяти которого отмечался в этот день. Также некоторые храмы были построены в честь знаменательных событий. К окончанию войны на одной площадке оказалось 8 церквей. Святитель Московский митрополит Макарий посоветовал царю построить один храм в камне с общим основанием. В 1555-1561 гг. зодчими Бармой и Яковлевым были построены на одном фундаменте восемь храмов: четыре из них осевые и четыре поменьше между ними. Все они разные по архитектурному убранству и имеют луковичные купола, украшенные карнизами, кокошниками, окнами, нишами. В центре возвышается девятая церковь с маленькой главкой в честь Покрова Божией Матери. В 17 веке была построена колокольня с шатровым куполом. Учитывая этот купол, на храме – 10 куполов.

  • Северная церковь освящена во имя Киприана и Устины, а позже – во имя святого Андриана и Наталии.
  • Восточная церковь освящена во имя Троицы.Южная церковь - во имя Николы Великорецкого.
  • Западная церковь освящена во имя Входа в Иерусалим в память о возвращении войска Ивана Грозного в Москву.
  • Северо-восточная церковь освящена во имя Трех Патриархов Александрийских.
  • Юго-восточная церковь - во имя Александра Свирского.
  • Юго-западная церковь - во имя Варлаама Хутынского.
  • Северо-западная - во имя Григория Армянского.

Восемь глав, построенных вокруг центральной девятой, в плане образуют фигуру, состоящую из двух квадратов, расположенных под углом в 45 градусов и представляющую собой восьмиконечную звезду. Число 8 символизирует день Воскресения Христа, а восьмиконечная звезда - символ Пресвятой Богородицы. Квадрат означает твердость и постоянство веры. Его четыре стороны означают четыре стороны света и четыре конца креста, четыре апостола-евангелиста. Центральный храм объединяет остальные церкви и символизирует покровительство над всей Россией.

Музей в соборе Василия Блаженного в Москве на Красной площади

Сейчас храм открыт как музей. Его посетители могут подняться по винтовой лестнице и полюбоваться иконостасами, в которых находятся иконы 16-19 веков и увидеть узоры внутренней галереи. Стены украшены масляной живописью и фресками 16-19 веков. В музее представлена портретная и пейзажная живопись, а также церковная утварь 16-19 веков. Есть мнения, что надо сохранить храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве не просто как памятник необыкновенной красоты, но и как православную святыню.

Сначала в 1554 году рядом со стенами построили деревянный храм Покрова с семью приделами, а в 1555 заложили каменный собор Покрова Пресвятой Богородицы - 9 церквей на едином подклете. Пять из них освятили во имя святых и православных праздников, в дни которых состоялись важнейшие события Казанского похода.

Летописи называют строителями этого архитектурного чуда русских зодчих Постника и Барму. Есть даже версия, что это один человек. Но историки считают, что строительство Покровского собора не обошлось без участия западноевропейских мастеров.

Через 30 лет к ансамблю пристроили еще один небольшой храм в честь московского юродивого - святого Василия Блаженного. Он и дал народное название всему собору. Но произошло это не сразу, а лишь в конце XVII века.

Вначале новая церковь не была соединена с подклетом собора и единственная из всех отапливалась. Поэтому богослужения в ней шли круглогодично, а в остальных церквях собора - лишь в теплое время года (от Троицы до Покрова). Со временем в народе стали говорить, что идут на службу в храм Василия Блаженного, в то время как шли в именно в Васильевскую церковь. Так постепенно и стали называть все сооружение храмом во имя прославленного святого.

А до XVII века собор еще называли Троицким, так как первый деревянный храм на этом месте был посвящен Святой Троице. Был Покровский собор известен и как «иерусалимский», что связано с обрядом «шествия на осляти», который символизировал въезд Иисуса Христа в Иерусалим на осле.

Обряд этот впервые упоминается в XVI веке. Он не прекращался даже в 1611 году, когда был занят польскими интервентами. Церемония проходила по строгому ритуалу. Сначала патриарх обращался к царю со специальной пригласительной речью, и после утрени царь выходил в . Сопровождали его бояре, окольничьи и другие придворные. Из начинался крестный ход, в котором участвовало до 300 священников и до 200 дьяконов. Царь и патриарх входили в придел Входа в Иерусалим Покровского собора и совершали там молитву.

На устанавливали аналой с Евангелием и иконы Иоанна Предтечи и Николая Чудотворца, а путь от до Лобного места устилали красными одеждами или сукном. Недалеко от Лобного места стояла лошадь, покрытая белой попоной с пришитыми к ней длинными ушами - символ «осля» - и нарядная верба. Вербу украшали изюмом, грецкими орехами, финиками, яблоками.

По завершении молитвы патриарх поднимался на и вручал царю пальмовую ветвь и ветки вербы. Архидьякон, стоя лицом на запад, читал Евангелие, и со словами «и посла два от ученик» соборный протопоп и ключарь отправлялись за ослятей. Патриарх, держа Евангелие и крест, садился на ослика. Лошадь вел сам царь, перед которым стольники несли царский жезл, государеву вербу, государеву свечу и царское полотенце.

Когда шествие вступало в Спасские ворота, кремлевские церкви звонили во все колокола. И звон продолжался до вступления процессии в Успенский собор. В соборе дочитывали Евангелие. Царь уходил в одну из домашних церквей, а патриарх завершал литургию. После этого патриарх благословлял вербу, ключари отрезали ветви для алтаря, царской семьи и бояр. Остатки вербы и украшения раздавали народу.

Безоговорочный символ Москвы, Покровский собор все же был совсем нехарактерным для русского зодчества сооружением.

Высота собора Василия Блаженного - 61 метр (это очень высоко для XVI века). Церкви построены из кирпича, еще непривычного для того времени материала, и даже расписаны «под кирпич», что придает собору такой «пряничный» характер. Но, вероятно, сначала Покровский собор не был таким, как сейчас, а его палитра ограничивалась только белым и кирпичным цветами. Но все равно он был настолько красив, что впечатлял даже иностранцев.

Но со временем собор ветшал, а у его стен появлялись деревянные постройки. И когда Александру I во время визита в Англию показали изображение собора без пристроек, он сказал, что хотел бы иметь такой же в Москве. Царю пояснили, что храм Василия Блаженного уже почти 300 лет украшает Красную площадь. После этого он приказал снести окружающие собор дома и лавки. А в 1817 году на их месте построили стенки, облицованные диким камнем. Так собор оказался как бы на высокой террасе.

Что есть что в церкви

В соборе 11 куполов, и ни один из них не повторяется.

Девять куполов над церквями второго яруса (по числу престолов), один над нижней церковью Василия Блаженного и один над колокольней:
1. Покрова Богородицы (центральный),
2. Св. Троицы (восточный),
3. Входа Господня в Иерусалим (западный),
4. Григория Армянского (северо-западный),
5. Александра Свирского (юго-восточный),
6. Варлаама Хутынского (юго-западный),
7. Трех Патриархов Константинопольских (северо-восточный),
8. Николая Чудотворца Великорецкого (южный),
9. Киприана и Иустины (северный).
Все 9 церквей объединены общим основанием, обходной галереей и внутренними сводчатыми переходами.

Известно, что раньше помещения подклета были недоступны для прихожан, а глубокие ниши-тайники в нем использовали как хранилища. Их закрывали дверями, от которых сохранились лишь петли. До 1595 года в подклете Покровского собора прятали царскую казну. Зажиточные горожане тоже приносили сюда свое имущество. Попадали в подклет по внутристенной белокаменной лестнице из центральной церкви Покрова Богородицы. А знали о ней только посвященные. Позднее этот узкий ход заложили, но при реставрации 1930-х годах его открыли.

Сейчас собор Василия Блаженного внутри - система лабиринтов, стены которой покрыты фресками. Узкие внутренние переходы и широкие площадки создают впечатление «города церквей».

В 1918 году Покровский собор стал одним из первых памятников культуры, взятых под государственную охрану. Но в послереволюционные годы он находился в бедственном положении: протекала крыша, были выбиты стекла, зимой внутри церквей лежал снег. А 21 мая 1923 года в соборе открылся музей.

Началось комплектование фондов, и через 5 лет Покровский собор стал филиалом . В 1929 году собор Василия Блаженного окончательно закрыли для богослужений, а колокола сняли на переплавку. Зато музей закрывался лишь один раз - на время Великой Отечественной войны. И это несмотря на постоянные реставрации, которые идут в храмах уже почти 100 лет.

В 1991 году Покровский собор отдали в совместное пользование музея и Русской Православной церкви. В храме после длительного перерыва возобновились богослужения. Сейчас они проводятся каждое воскресенье в церкви Василия Блаженного, а 14 октября в праздник Покрова Богородицы - в центральной церкви.

В главной церкви собора стоит иконостас из разобранной в 1770 году кремлевской церкви Черниговских чудотворцев, а в приделе Входа Господня в Иерусалим находится иконостас из разобранного в то же время кремлевского собора Александра Невского.

Собор Василия Блаженного известен по всему миру, и его фотография даже входит в список системных обоев рабочего стола операционной системы Windows 7.

А мистики называют храм Покрова Пресвятой Богородицы «иконой, запечатленной в камне». Его форма - 8 церквей, объединенных двумя квадратами в основании вокруг центральной девятой - не случайна. Число 8 символизирует дату Воскресения Христа. Круг - символ бесконечности и гармонии божественного творения. Квадраты символизируют 4 стороны света, 4 главных ворот Иерусалима и 4 евангелистов. Кроме того, можно увидеть, как повернутые под углом в 45 градусов квадраты у основания собора образуют восьмиконечную звезду, напоминая о Вифлеемской звезде в день Рождения Христа. А сама система лабиринтов внутри собора становится воплощением улиц Града Небесного, который начинается и заканчивается церковью-часовней.

Вопреки распространенному мнению, храм Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге хоть и похож визуально на Покровский собор, но копией его не является. Санкт-Петербургский собор - это один храм с несколькими главками и колокольней. А собор Василия Блаженного - несколько самостоятельных церквей на едином основании. Нигде в мире больше нет таких соборов.

Говорят, что... ...во время строительства Покровского собора Барма и Постник не пользовались чертежами, а опирались на схему, нарисованную прямо на строительной площадке. Зато архитекторы использовали деревянную модель храма в натуральную величину, поэтому при реставрации в кирпичной кладке обнаружили деревянные конструкции. Это и есть натурный макет собора.
...в Москве в XVI веке жил юродивый Василий. Он обладал даром ясновидца, и Василия почитал даже сам Иван IV. Царь позволял ему неслыханные дерзости. Например, однажды Иван IV пригласил юродивого во дворец, желая услышать какое-нибудь предсказание, и велел подать ему чарку вина. Несколько раз Василий опрокидывал в окно наполненную чарку, а когда царь с гневом спросил, что он делает, юродивый ответил, что тушит пожар в Новгороде. А вскоре в Москву действительно прибыли вести о пожаре. Возможно, поэтому после смерти Василия Блаженного сам Иван IV вызвался нести его тело на кладбище.
...однажды какой-то богач подарил Василию Блаженному шубу. Приметила ее воровская шайка и подослала к нему пройдоху, который сказал юродивому скорбным голосом:
- Товарищ мой умер. И были мы с ним так бедны, что нечем покрыть его. Отдай шубу на божье дело, святой человек.
- Бери, - сказал Василий, - и пусть все будет так, как ты поведал мне.
Когда мошенник подошел с шубой к тому, кто, притворившись мертвым, лежал на земле, он увидел, что тот и в самом деле отдал Богу душу.
...Иван IV велел ослепить архитекторов собора Василия Блаженного, чтобы они никогда больше не создали ничего подобного. Но известно, что якобы ослепленный Постник потом участвовал в строительстве Казанского Кремля. Поэтому на самом деле это всего лишь легенда, дополняющая образ грозного царя и воспетая советским поэтом Д. Кедриным в поэме «Зодчие» .
...Наполеон, уходя из Москвы, хотел забрать это чудо с собой, но не смог. Тогда он велел взорвать Покровский собор, чтобы он никому не достался. По одной легенде, внезапно разразившийся дождь погасил фитили. По другой, грянул взрыв, а храм остался непоколебим.
...в 1930-х годах Л.М. Каганович предлагал снести храм, чтобы расчистить место для демонстраций и автомобильного движения. Он даже сделал макет и принес его Сталину, где со словами: «А если бы его – р-раз!...» одним рывком удалил храм.
Сталин ответил: «Лазарь, поставь на место!..»
А еще говорят, что Петр Барановский на заседании ЦК встал на колени, умоляя сохранить культовое строение. И это спасло храм.
...есть еще одна городская легенда о строительстве собора и Блаженном Василии Московском, записанная в 1924 году фольклористом Евгением Барановым.
«Эту церковь выстроил, верно, Иван Грозный, только не им она начата была. А жил тогда в Москве один такой юродивый - Василий Блаженный. От него и пошло начало этому собору, а Иван Грозный на готовое пришел. Ну, правда, не пожалел своих денег.
А этот юродивый зиму и лето ходил в одной рубахе и босиком... И собирал он деньги. А собирал так: придет на рынок, подымет полу и стоит, а сам молчит... Ну уж народ знает: начнет класть в подол - кто пятак, кто копейку, кто сколько может. И как наберет полную полу, сейчас бежит на Красную площадь, где теперь Василий Блаженный стоит. Прибежит и примется бросать деньги через правое плечо. А они падают - пятак к пятаку, копейка к копейке, три копейки к трем копейкам. Сами по порядку падали. И много было таких кучек денег. И никто их не трогал, и воры не трогали. Всяк смотрел, а взять боялся.
И вот почему боялись брать эти деньги: раз нашелся такой человечек - дай, говорит, возьму деньжат немного. Пришел ночью, набил карманы. А тут и серебряные были деньги, и золотые. Ну, наложил в карман, хочет идти, а ноги не идут. Он и так, он и сяк - не идут, хоть ты что хочешь делай. Ровно бы кто гвоздями прибил их к земле. Вор и испугался. Думает: «выброшу деньги». А деньги не идут из кармана. Мучился-мучился, не идет его дело на лад. Да так всю ночь и простоял. А тут утро. Ну, народ видит: стоит человек у Васильевых денег.
- Ты чего тут?
- А вот, говорит, Бог наказал меня за воровство. - И рассказал, какая его постигла беда.
А Василия юродивого тут нету, он уже спозоранку побежал на базар. Ну, народ смотрит на того вора и удивляется... Ждали, ждали Василия. Ну, прибежал, давай деньги бросать через плечо. А тут - царь. А только Василий этого не разбирал: царь и царь, а только он свое дело делает. Вот покидал все деньги, посмотрел на этого вора, погрозил ему пальцем. И тут вора отпустило. Он поскорее выбросил деньги из карманов, хотел уходить. Только царь говорит:
- Посадить этого подлеца на кол, чтобы не воровал святых денег!
Ну, его живо посадили. Поорал-поорал и подох...
А на что собирал Василий деньги - никто не знал. И долго он их собирал. А сам уж старый стал. Вот раз видит народ: копает Василий яму на том самом месте, где деньги бросал. А для чего ему эта яма, никто не знает. Народ собрался, смотрит, а он все копает. Вот выкопал яму, лег около нее и руки на груди сложил.
- Что же это такое? - думает народ.
Да тут один человек разъяснил:
- Да ведь, говорит, помирать собрался Василий.
Тут сейчас побежали и сказали царю:
- Василий Блаженный помирает.
Вот царь поскорее собрался, приходит. Василий и указывает царю на деньги, указывает на карман. Дескать, забери эти деньги. А сам тут умер. Вот царь приказал все эти деньги покласть в мешки, сложить на воза и отвезти во дворец.
А Василия на том месте похоронил. И после того приказал строить церкву Василия Блаженного на том же самом месте. Ну, и своих денег не пожалел.

Храм Василия Блаженного, или собор Покрова Божией Матери на Рву, − так звучит его каноническое полное название, − был построен на Красной площади в 1555-1561 годах. Этот собор по праву считается одним из главных символов не только Москвы, но и всей России.



На том месте, где сейчас красуется собор, в XVI веке стояла каменная Троицкая церковь, «что на Рву». Здесь действительно был оборонительный ров, тянувшийся вдоль всей стены Кремля вдоль Красной площади. Этот ров был засыпан только в 1813 году. Сейчас на его месте – советский некрополь и Мавзолей.

Иван Грозный, лично возглавивший войско в походе покорения Казанского и Астраханского царств в 1552 году, дал обет в случае победы построить в Москве на Красной площади грандиозный храм в память об этом. Пока шла война, в честь каждой крупной победы рядом с Троицкой церковью ставилась небольшая деревянная церковь в честь того святого, в чей день победа была одержана. Когда же русское войско с триумфом возвратилось в Москву, Иван Грозный принял решение на месте выстроенных восьми деревянных церквей поставить одну большую, каменную − на векá.


В 1552 году, у каменной Троицкой церкви был погребен блаженный Василий, скончавшийся 2 августа (по другим источникам, он умер не в 1552 году, а в 1551). Московский «Христа ради юродивый» Василий родился в 1469 году в селе Елохове, с юности был наделен даром ясновидения; он предсказал страшный пожар Москвы в 1547 году, уничтоживший почти всю столицу. Блаженного чтил и даже побаивался Иван Грозный. Легенда гласила, что Василий сам собирал в полу деньги на будущий Покровский храм, приносил на Красную площадь и бросал их через правое плечо - пятак к пятаку, копейку к копейке, и никто, даже воры, не трогали этих монет. После кончины Василия Блаженного он был погребен на кладбище при Троицкой церкви (вероятно, по распоряжению царя), с большими почестями. А вскоре здесь началось грандиозное строительство нового Покровского собора, куда позднее перенесли мощи Василия, на чьей могиле стали совершаться чудесные исцеления.

О строителе (или строителях) храма Василия Блаженного идет немало споров. Традиционно было принято считать, что Иван Грозный заказал постройку мастерам Барме и Постнику Яковлеву, но многие исследователи сейчас сходятся на мнении, что это был один человек – Иван Яковлевич Барма, по прозванию Постник.


Церковь Василия Блаженного. Литография Бишбуа

Бытует легенда, будто после постройки Грозный повелел ослепить мастеров, чтобы они больше не смогли построить ничего подобного, но это не более чем легенда, так как в документах указано, что уже после возведения собора Покрова на Рву мастер Постник «по реклу Барма» (т.е., по прозвищу Барма) строил Казанский кремль.

Земля вокруг Храма Василия Блаженного казалась была покрыта войлоком, так как вокруг храма долгое время сидели цирюльники. Они стригли волосы, но никогда не убирали их, поэтому слой волос, который накопился тут за года, и делал вид войлока.

Храм Василия Блаженного состоит из девяти церквей на одном фундаменте. Центральный престол храма посвящен празднику Покрова Божией Матери. Именно в этот день взрывом была разрушена стена Казанской крепости и город был взят.

Замысел Покровского собора основан на апокалиптической символике Небесного Иерусалима. Восемь глав, расположенных вокруг центрального девятого шатра, в плане образуют геометрическую фигуру из двух квадратов, совмещенных под углом в 45 градусов, в которой нетрудно увидеть восьмиконечную звезду.

Число 8 символизирует день Воскресения Христа, который по древнееврейскому календарному счету был восьмым днем, и грядущее Царствие Небесное - Царство "осьмого века" (или "осьмое царство"), которое наступит после Второго Пришествия Христа - после конца земной истории, связанной с апокалиптическим числом 7.

Квадрат выражает твердость и постоянство веры и является космическим символом Вселенной: его четыре равные стороны означают четыре стороны света, четыре ветра Вселенной, четыре конца креста, четыре канонических Евангелия, четырех апостолов-евангелистов, четыре равносторонние стены Небесного Иерусалима. Совмещенные квадраты символизируют проповедь Евангелий на четыре стороны света, то есть на весь мир.

Восьмиконечная звезда - напоминание о Вифлеемской звезде, указавшей волхвам путь к младенцу Христу, Спасителю мира, - символизирует всю христианскую Церковь как путеводную звезду в жизни человека к Небесному Иерусалиму. Восьмиконечная звезда является и символом Пресвятой Богородицы - Владычицы Церкви и Царицы Небесной: в православной иконографии Божию Матерь изображают в мафории (покрывале) с тремя восьмиконечными звездами на плечах и на челе в знак Ее Вечного Девства - до, во время и после Рождества Христова.

Куполов всего 10. Девять куполов над храмом (По числу престолов: Покрова Богородицы (центр.), Св. Троицы (вост.), Входа в Иерусалим (зап.), Григория Армянского (сев.-зап.), Александра Свирского (юго-вост.), Варлаама Хутынского (юго-зап.), Иоанна Милостивого (бывш. Иоанна, Павла и Александра Константинопольских) (сев.-вост.), Николая Чудотворца Великорецкого (юж.), Адриана и Наталии (бывш. Киприана и Иустины) (сев.)) плюс один купол над колокольней. (В старину Собор Василия Блаженного имел 25 куполов, обозначавших Господа и 24-х старцев, сидящих у престола Его).

Собор состоит из восьми храмов, престолы которых освящены в честь праздников, приходившихся в дни решающих боёв за Казань: Троицы, в честь свт. Николая Чудотворца (в честь иконы его Великорецкой из Вятки), Входа во Иерусалим, в честь мчч. Адриана и Наталии (первоначально — в честь свв. Киприана и Иустины — 2 октября), свт. Иоанна Милостивого (до XVIII — в честь свтт. Павла, Александра и Иоанна Константинопольских — 6 ноября), Александра Свирского (17 апреля и 30 августа), Варлаама Хутынского (6 ноября и 1-я пятница Петрова поста), Григория Армянского (30 сентября).

Все эти восемь церквей (четыре осевые, четыре поменьше между ними) увенчаны луковичными главами и сгруппированы вокруг возвышающейся над ними девятой столпообразной церкви в честь Покрова Божией Матери, завершённой шатром с маленькой главкой. Все девять церквей объединены общим основанием, обходной (первоначально открытой) галереей и внутренними сводчатыми переходами.

В 1588 году с северо-востока к собору был пристроен придел, освящённый в честь Василия Блаженного. Колокольня к собору присоединилась лишь в 1670 году.

Высота храма Василия Блаженного − 65 метров. В 1737 году Покровский храм сильно пострадал от пожара и был отреставрирован, а под его своды перенесли престолы пятнадцати церквей с Красной площади. Во второй половине XVIII века при Екатерине II собор реконструировали: снесли 16 маленьких глав вокруг башен, сохранив в основе восьмеричную символику, а шатровую колокольню соединили со зданием собора. Тогда же собор приобрел современную разноцветную окраску и стал настоящим московским чудом.

По легенде, Наполеон хотел перенести московское чудо в Париж, а в храме пока поставили лошадей французской армии. Техника того времени оказалась бессильной перед этой задачей, и тогда перед отступлением французской армии он приказал взорвать храм вместе с Кремлем. Москвичи пытались загасить зажженные фитили, и внезапно хлынувший проливной дождь помог остановить взрыв.

В 1929 году собор был закрыт и передан Историческому музею. В 1936 году Петра Дмитриевича Барановского вызвали и предложили заняться обмерами храма Покрова на Рву, для того, чтобы его можно было снести. Храм, по мнению властей, мешал движению автомобилей по Красной площади… Барановский заявив чиновникам, что снос собора − безумие и преступление, пообещал немедленно покончить с собой, если это произойдет. После этого Барановский немедленно был арестован. Когда через полгода он был освобожден, собор продолжал стоять на своем месте…

О том, как сохранился собор, ходит немало легенд. Самая популярная – это история о том, как Каганович, представляя Сталину проект реконструкции Красной площади для удобства проведения парадов и демонстраций, снял с площади макет храма Василия Блаженного, на что Сталин скомандовал ему: «Лазарь, поставь на место!». Это будто бы и решило судьбу уникального памятника…

Так или иначе, но храм Василия Блаженного, пережив всех пытавшихся его уничтожить, остался стоять на Красной площади. В 1923-1949 годах в нем проводились масштабные исследования, позволившие восстановить первоначальный вид галереи. В 1954-1955 годах собор снова, как в XVI веке, раскрасили «под кирпич».

В 70-е годы во время реставрации в стене обнаружили винтовую деревянную лестницу, По ней и попадают сейчас посетители музея в центральный храм, где могут видеть великолепный взмывающий в небо шатер, ценнейший иконостас и пройтись по узкому лабиринту внутренней галереи, сплошь расписанную дивными узорами.

В ноябре 1990 года в храме прошло первое всенощное бдение и литургия, а на освящении Казанского собора зазвонили его колокола. В престольный праздник Покрова 13-14 октября здесь совершается служба.

В соборе расположен филиал Исторического музея, и поток туристов туда не иссякает. С 1990 года в нем иногда проводятся службы, но в остальное время это по-прежнему музей. В музее находится 19 колоколов, которые были отлиты в далёкие 1547 года, известными мастерами. Помимо колоколов в соборе вы увидите огромную коллекцию оружия, которую при жизни собирал Иван Грозный.

Одной из интереснейших и красивейших достопримечательностей русской столицы является собор Василия Блаженного (фото ниже), известный также под названием храма Покрова Божьей Матери, построенный еще в XVI веке по приказу царя Ивана IV Грозного. Практически каждый человек в стране знает, что находится он на Красной площади, но не всем известна история его возведения и легенды, связанные с ним. Но все же будет мало узнать только о соборе. Святой, в честь которого был построен придел, а позже стал именоваться и сам храм, носил имя Василий Блаженный. История его жизни, деяний и смерти не менее интересна, чем рассказ о строительстве собора.

Версии о создателях

(фото его украшают множество открыток для туристов) был возведен в период с 1555 по 1561 год в память о взятии города-крепости Казани царем Иваном Васильевичем. Существует множество версий того, кто же являлся подлинным создателем этого памятника архитектуры. Рассмотрим только три основных варианта. Первый из них - архитектор Постник Яковлев, носивший прозвище Барма. Это был известный в то время псковский мастер. Второй вариант - Барма и Постник. Это два архитектора, которые участвовали в постройке данного храма. А третья - собор возвел какой-то неизвестный западноевропейский мастер, предположительно из Италии.

В пользу последней версии говорит тот факт, что большая часть зданий Кремля была построена выходцами именно из этой страны. Неповторимый стиль, в котором создан храм Василия Блаженного (фото его прекрасно демонстрируют), гармонично соединил в себе традиции русского и европейского зодчеств. Но стоит сразу отметить, что эта версия не имеет совершенно никакого документального подтверждения.

Существует также легенда, согласно которой все архитекторы, работавшие над проектом храма, были лишены зрения по приказу Ивана Грозного - с той целью, чтобы они больше никогда не смогли построить ничего похожего. Но тут есть одна неувязка. Если автором храма является все же Постник Яковлев, то его никак не могли ослепить. Всего лишь через несколько лет он работал еще и над созданием Кремля в Казани.

Структура храма

Собор имеет всего десять куполов: девять из них расположены над главным строением, а один - над колокольней. В его состав входит восемь храмов. Их престолы освящены только в честь тех праздников, в дни которых происходили решающие сражения за Казань. Все восемь церквей расположены вокруг самой высокой девятой, которая имеет столпообразную конструкцию. Она выстроена в честь покрова Божией Матери и завершается шатром с небольшой главкой. Остальные купола Василия Блаженного выглядят на первый взгляд традиционно. Они имеют луковичную форму, но отличаются друг от друга своим оформлением. Все девять храмов стоят на общем основании и соединены между собой сводчатыми внутренними переходами и обходной галереей, которая в первоначальном варианте была открытой.

В 1558 году к собору Покрова Божией Матери пристроили придел, который был освящен в честь Василия Блаженного. Его возвели на том месте, где ранее находились мощи этого святого. Также его имя дало собору второе название. Примерно через 20 лет храм обзавелся и своей шатровой колокольней.

Первый этаж - подклет

Надо сказать, что собор Василия Блаженного (фото, конечно, этого не показывают) не имеет подвального помещения. Все составляющие его церкви стоят на одном основании, называемом подклет. Он представляет собой сооружение с довольно толстыми (до 3 м) стенами, разделенное на несколько помещений, высота которых составляет более 6 м.

Северный подклет имеет, можно сказать, уникальную конструкцию для XVI века. Его свод выполнен в виде короба без поддерживающих столбов, несмотря на то что у него большая протяженность. В стенах этого помещения имеются узкие отверстия, именуемые продухами. Благодаря им здесь создается особый микроклимат, который остается неизменным на протяжении всего года.

Когда-то все помещения подклета были недоступными для прихожан. Эти глубокие тайники в виде ниш использовались в качестве хранилищ. Раньше они закрывались дверьми. Но сейчас от них остались только петли. Вплоть до 1595 года в подклете хранилась царская казна и наиболее ценное имущество зажиточных горожан.

Чтобы попасть в эти ранее секретные помещения храма Василия Блаженного в Москве, нужно было пройти по белокаменной внутристенной лестнице, о которой знали лишь посвященные. Позже за ненадобностью этот ход заложили и забыли о нем, но в 30-х годах прошлого века он был случайно обнаружен.

Придел, организованный в честь Василия Блаженного

Он представляет собой церковь кубической формы. Она перекрыта крещатым сводом с маленьким световым барабаном, увенчанным главкой. Само покрытие этого храма сделано в том же стиле, что и верхние церкви собора. Здесь на стене имеется стилизованная надпись. Она сообщает, что церковь Василия Блаженного была пристроена в 1588 году прямо над захоронением святого сразу после его канонизации по распоряжению царя Федора Ивановича.

В 1929 году храм был закрыт для богослужений. Только в конце прошлого века его декоративное убранство, наконец, восстановили. Память Василия Блаженного почитают 15 августа. Именно эта дата 1997 года явилась начальной для возобновления богослужений в его церкви. В наши дни над самим захоронением святого стоит рака с его мощами, украшенная тонкой резьбой. Эта московская святыня является наиболее почитаемой среди прихожан и гостей храма.

Убранство церкви

Надо признаться, что невозможно в одной статье воспроизвести на словах все те красоты, которыми славится храм Василия Блаженного. Описание их заняло бы не одну неделю, а возможно, и месяцы. Остановимся лишь на подробностях убранства церкви, освященной в честь именно этого святого.

Ее масляная роспись была приурочена как раз к 350-летию начала возведения собора. На южной и северной стенах изображен Василий Блаженный. Картины из его жития представляют эпизоды о чуде с шубой и спасении на море. Под ними, на нижнем ярусе, расположен древнерусский орнамент из полотенец. Кроме того, на южной стороне церкви висит большемерная икона, рисунок которой сделан на металлической поверхности. Этот шедевр был написан в 1904 году.

Западная стена украшена храмовым образом Покрова Пресвятой Богородицы. Верхний ярус содержит изображения святых, которые покровительствуют царскому дому. Это мученица Ирина, Иоанн Предтеча, и Федор Стратилат.

Паруса свода заняты изображением Евангелистов, перекрестия - Спасом Нерукотворным, Иоанном Предтечей и Богоматерью, барабан украшен фигурами праотцов, а купол - Спасом Вседержителем.

Что касается иконостаса, то он был выполнен согласно проекту А. М. Павлинова в 1895 году, а написанием икон руководил знаменитый московский реставратор и иконописец Осип Чириков. Его подлинный автограф сохранился на одной из икон. Кроме того, иконостас еще имеет и более старинные изображения. Первое - икона «Богоматерь Смоленская», относящаяся к XVI веку, а вторая - образ Святого Василия Блаженного, где он изображен на фоне Красной площади и Кремля. Последний датируется XVIII веком.

Колокольня

В середине XVII столетия ранее выстроенная звонница находилась в ужасном состоянии. Поэтому ее решили сменить на колокольню в 80-х годах того же века. Кстати, она стоит до сих пор. Основанием для колокольни служит высокий и массивный четверик. Сверху на нем воздвигнут более изящный и ажурный восьмерик, сделанный в виде открытой площадки, которая ограждена восемью столбами, а они, в свою очередь, вверху соединяются арочными пролетами.

Колокольня увенчана восьмигранным довольно высоким шатром с ребрами, украшенными разноцветными изразцами с синей, белой, коричневой и желтой поливой. Его грани покрывает зеленая фигурная черепица и небольшие окошки, которые при звоне колоколов могут значительно усилить их звук. На самой верхушке шатра расположена маленькая луковичная главка с золоченым крестом. Внутри площадки, а также в арочных проемах подвешены колокола, которые были отлиты еще в XVII-XIX веках знаменитыми русскими мастерами.

Музей

Покровский собор в 1918 году был признан советской властью историческим памятником архитектуры не только национального, но и международного значения и взят под госохрану. Именно тогда его стали считать музеем. Первым его смотрителем был Иоанн Кузнецов (протоиерей). Надо сказать, что после революции храм находился, без преувеличения, в весьма бедственном положении: были выбиты почти все стекла, крыша во многих местах дырявая, а зимой прямо внутри помещений лежали снежные сугробы.

Через пять лет на базе собора решено было создать историко-архитектурный комплекс. Первым его заведующим стал Е. И. Силин - научный сотрудник Московского исторического музея. Уже 21 мая храм осмотрели первые посетители. С этого времени началась работа по укомплектованию фонда.

Музей под названием «Покровский собор» в 1928 году превратился в филиал Исторического музея. Через год храм официально закрыли для богослужений и сняли все колокола. В 30-х годах прошлого века поползли слухи о том, что его планируют снести. Но ему все-таки посчастливилось избежать такой участи. Несмотря на то что здесь почти целое столетие ведутся храм всегда открыт для москвичей и гостей столицы. За все время музей закрывался только раз, когда шла Великая Отечественная война.

После окончания войны сразу же были приняты все меры по восстановлению собора, поэтому ко дню празднования 800-летия столицы музей опять заработал. Он снискал себе широкую известность еще во времена Советского Союза. Надо отметить, что музей отлично знали не только в СССР, но и во многих других странах. С 1991 года храм находится в пользовании как Православной церкви, так и Государственного исторического музея. После долгого перерыва здесь наконец-то возобновили богослужения.

Детство святого

Будущий московский чудотворец Блаженный Василий родился в самом конце 1468 года. Согласно преданию, это случилось прямо на паперти Елоховского храма, возведенного в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. Родители его были простыми людьми. Когда он подрос, его отдали обучаться сапожному ремеслу. Со временем его наставник начал замечать, что Василий не такой, как все остальные дети.

Примером его неординарности может служить такой случай: как-то один купец привез в Москву хлеб и, увидев мастерскую, зашел заказать себе сапоги. При этом он просил, чтобы обувь он не мог сносить и за год. Услышав эти слова, Блаженный Василий заплакал и пообещал, что купец не успеет даже стоптать эти сапоги. Когда ничего не понявший мастер спросил у мальчика, почему он так думает, ребенок объяснил своему учителю, что заказчик не сможет надеть сапоги, так как вскоре умрет. Это пророчество сбылось буквально через несколько дней.

Признание святости

Когда Василию исполнилось 16 лет, он перебрался в Москву. Именно здесь начался его тернистый путь в качестве юродивого. По словам очевидцев, Блаженный Василий ходил по улицам столицы босой и нагой практически круглый год, независимо от того, был ли лютый трескучий мороз или летний палящий зной.

Странным считался не только его но и поступки. К примеру, проходя мимо рыночных ларьков, он мог пролить сосуд, наполненный квасом, или опрокинуть прилавок с калачами. За это Василий Блаженный был часто бит рассерженными торговцами. Как ни странно это звучит, он всегда с радостью принимал избиения и даже благодарил Бога за них. Но как позже выяснялось, разлитый квас был негодным, а калачи плохо выпеченными. Со временем в нем признали не только обличителя неправды, но человека Божия и юродивого.

Вот еще один случай из жизни святого. Как-то один купец решил построить каменную церковь в Москве, на Покровке. Но почему-то ее своды трижды обрушивались. Он пришел к Василию Блаженному испросить совета по этому поводу. Но тот отправил его в Киев, к убогому Иоанну. По приезде в город купец отыскал нужного ему человека в бедной хате. Иоанн сидел и качал люльку, в которой никого не было. Купец спросил у него, кого же он все-таки качает. На ответил ему, что убаюкивает он свою матушку за его рождение и воспитание. Только тогда купец вспомнил о своей матери, которую выгнал некогда из дома. Ему сразу же стало ясно, почему у него не получается достроить церковь. Возвратившись в Москву, купец нашел свою мать, попросил у нее прощения и забрал домой. После этого ему с легкостью удалось достроить церковь.

Деяния чудотворца

Блаженный Василий всегда проповедовал милосердие к ближним и помогал тем, кому стыдно было просить подаяние, при этом нуждаясь в помощи более остальных. По этому поводу есть описание одного случая, когда он отдал все подаренные ему царские вещи заезжему купцу-иностранцу, который по воле случая потерял абсолютно все. Торговец уже несколько дней ничего не ел, но не мог попросить о помощи, так как на нем была дорогая одежда.

Василий Блаженный всегда строго осуждал тех, кто подавал милостыню исходя из корыстных побуждений, а не из сострадания к бедности и несчастью. Ради спасения ближних он даже заходил в корчмы, где утешал и старался ободрить самых опустившихся людей, видя в них зерна доброты. настолько очистил свою душу молитвами и великими подвигами, что ему был открыт дар предвидения. В 1547 году Блаженный сумел предсказать великий пожар, случившийся в Москве, а своей молитвой он потушил пламя в Новгороде. Также его современники утверждали, что как-то раз Василий упрекнул самого царя Ивана IV Грозного, так как он во время проведения богослужения думал о строительстве на Воробьевых горах своего дворца.

Умер святой 2 августа 1557 года. Тогдашний Московский митрополит Макарий со своим духовенством совершили погребение Василия. Он был похоронен у Троицкой церкви, где в 1555 году начали строить Покровский храм в память о покорении Казанского ханства. Спустя 31 год, 2 августа, этот святой был прославлен Собором, во главе которого стоял Патриарх Иов.

Современники описывали его примерно одинаково, и обязательно упоминали о трех особенностях: он был чрезвычайно худ, носил минимум одежды и в руке всегда имел посох. Именно таким предстает перед нами Василий Блаженный. Фото икон и картин с его изображением представлены в этой статье.

Почитание этого святого чудотворца в народе было настолько велико, что Покровский собор стали величать его именем. Кстати, его вериги до сих пор находятся на сохранении в Духовной академии столицы. Все, кто хочет полюбоваться прекрасным памятником средневековой архитектуры, могут найти его по адресу: храм Василия Блаженного.

Для всего мира самыми известными «визитными карточками» России являются Кремль, и Собор Василия Блаженного в Москве. Последний имеет еще и другие названия, наиболее популярным из которых является Покровский собор на Рву.

Общие сведения

Собор отпраздновал свое 450-летие 02.07.2011 г. Это уникальное строение возведено на Красной площади. Изумительный по своей красоте храм представляет собой целый комплекс церквей, объединенных общим основанием. Даже те, кто ничего не знает об архитектуре России, сразу же узнают Церковь Василия Блаженного. Собор имеет неповторимую черту - все его пестрые купола отличаются друг от друга.

В основной (Покровской) церкви находится иконостас, который был перенесен из разрушенной в 1770 г. кремлевской церкви Черниговских чудотворцев. В подклете церкви Покрова Богоматери находятся самые ценные наиболее древняя из которых — икона Василия Блаженного (XVI в.), написанная специально для этого храма. Тут же экспонируются иконы XVII в.: Богоматерь Знамение и Покров Пресвятой Богородицы. Первая копирует изображение, расположенное на восточной стороне фасада церкви.

История возникновения храма

Собор Василия Блаженного, история возведения которого обросла целым рядом мифов и легенд, построен по приказу первого царя Руси Ивана Грозного. Он был посвящен знаменательному событию, а именно - победе над Казанским ханством. К большому сожалению историков, имена зодчих, создавший этот бесподобный шедевр, не дошли до наших дней. Существует много версий относительно того, кто работал над возведением храма, но достоверно так и не установлено, кто создал Собор Василия Блаженного. Москва была главным городом Руси, поэтому царь собирал в столице лучших мастеров. По одному преданию главным зодчим был Постник Яковлев из Пскова по прозвищу Барма. Другая версия полностью противоречит этому. Многие считают, что Барма и Постник - разные мастера. Еще больше путаницы возникает по третьей версии, которая гласит о том, что Собор Василия Блаженного в Москве был построен по проекту итальянского архитектора. Но самой популярной легендой о данном храме является та, в которой говорится об ослеплении зодчих, создавших этот шедевр, дабы они не смогли повторить свое творение.

Происхождение названия

Поразительно, но, несмотря на то, что главная церковь этого храма была посвящена Покрову Пресвятой Богородицы, во всем мире он известен как Собор Василия Блаженного. В Москве всегда было много юродивых (блаженных «божьих людей»), но имя одного из них навсегда запечатлено в истории Руси. Безумный Василий жил на улице и даже зимой ходил полуголым. При этом все тело его было обвито веригами, которые представляли собой железные цепи с большими крестами. Этот человек пользовался большим уважением в Москве. Даже сам царь относился к нему с несвойственным ему благоговением. Василий Блаженный почитался горожанами как чудотворец. Он умер в 1552 г., а в 1588 г. над его могилой была возведена церковь. Именно эта постройка дала общепринятое название данному храму.

Практически все, кто посещает Москву, знают, что главным символом России является Красная площадь. Собор Василия Блаженного занимает одно из самых почетных мест в целом комплексе строений и памятников, находящихся на ней. Храм венчают 10 великолепных куполов. Вокруг основной (главной) церкви, называемой Покрова Богородицы, симметрично расположены 8 других. Они построены в форме восьмиконечной звезды. Все эти церкви символизируют приходящиеся на дни взятия Казанского ханства религиозные праздники.

Купола Собора Василия Блаженного и колокольня

Восемь церквей венчают 8 луковичных глав. Главное (центральное) строение завершено «шатром», над которым возвышается маленькая «главка». Десятый купол был построен над церковной колокольней. Поразительно то, что все полностью отличаются друг от друга по своей фактуре и окраске.

Современная колокольня храма была возведена на месте старой звонницы, которая полностью пришла в негодность в XVII в. Ее возвели в 1680 г. В основании колокольни находится высокий массивный четверик, на котором возведен восьмерик. На нем есть открытая площадка, огражденная 8 столбами. Все они соединены между собой арочными пролетами. Верх площадки венчает высокий восьмигранный шатер, ребра которого украшены изразцами разного цвета (белого, синего, желтого, коричневого). Грани его покрыты зеленой фигурной черепицей. Наверху шатра располагается луковичная главка, увенчанная восьмигранным крестом. Внутри площадки на деревянных балках висят колокола, которые были отлиты еще в XVII-XIX вв.

Архитектурные особенности

Девять церквей Собора Василия Блаженного соединены между собой общим основанием и обходной галереей. Ее особенностью является причудливая роспись, основным мотивом которой являются растительные орнаменты. Неповторимый стиль храма сочетает в себе традиции как европейского, так и русского зодчества эпохи Возрождения. Отличительной особенностью собора являются и Высота храма (по наивысшему куполу) составляет 65 м. Названия церквей Собора: Николая Чудотворца, Троицы, Мучеников Адриана и Наталии, Входа в Иерусалим, Варлаама Хутынского, Александра Свирского, Григория Армянского, Покрова Божией Матери.

Еще одной особенностью храма является то, что в нем нет подвала. У него чрезвычайно прочные стены подклета (достигают толщины в 3 м). Высота каждого из помещений составляет примерно 6,5 м. Вся конструкция северной части храма уникальна, поскольку длинный коробовый свод подклета не имеет никаких поддерживающих столбов. Стены здания «прорезаны» так называемыми «продухами», которые представляют собой узкие отверстия. Они обеспечивают в церкви особый микроклимат. Много лет помещения подклета не были доступны прихожанам. Ниши-тайники использовались в качестве хранилищ и закрывались дверями, о наличии которых сейчас свидетельствуют только сохранившиеся на стенах петли. Считается, что до конца XVI в. в них хранилась царская казна.

Постепенное преображение Собора

Только в конце XVI в. над храмом появились фигурные главы, которые заменили собой первоначальное перекрытие, сгоревшее в очередном пожаре. Этот православный собор до XVII в. назывался Троицким, поскольку самый первый деревянный храм, который находился на этом месте, был построен в честь Святой Троицы. Первоначально это строение имело более строгий и сдержанный вид, поскольку оно было возведено из камня и кирпича. Только в XVII в. все купола были украшены керамическими изразцами. В это же время к храму были пристроены асимметричные постройки. Затем появились шатры над крылечками и затейливая роспись стен и потолка. В тот же период на стенах и потолке появилась изящная роспись. В 1931 г. перед храмом был воздвигнут памятник Минину и Пожарскому. На сегодняшний день Собор Василия Блаженного находится в совместном ведении Русской православной церкви и Исторического музея строение является культурным наследием России. Красоту и уникальность данного храма оценили и во всем Василия Блаженного в Москве отнесен к объектам Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Значение Покровского собора в СССР

Несмотря на гонения советской власти в отношении религии и разрушение огромного множества церквей, Собор Василия Блаженного в Москве еще в 1918 г. был взят под государственную охрану как памятник культуры мирового значения. Именно в это время все усилия властей были направлены на создание в нем музея. Первым смотрителем храма стал протоирей Иоанн Кузнецов. Именно он практически самостоятельно заботился о ремонте здания, хотя его состояние было просто ужасным. В 1923 г. в Соборе разместился историко-архитектурный музей «Покровский собор». Уже в 1928 г. он стал одним из филиалов Государственного исторического музея. В 1929 г. с него были сняты все колокола, а богослужения были запрещены. Несмотря на то что храм на протяжении почти ста лет постоянно реставрируется, его экспозиция закрывалась всего один раз - в годы Великой Отечественной войны.

Покровский собор в 1991-2014 гг.

После развала Советского Союза Собор Василия Блаженного перешел в совместное пользование Русской Православной церкви и Государственного исторического музея. С 15.08.1997 г. в храме были возобновлены праздничные и воскресные богослужения. С 2011 г. открыты для посещения недоступные ранее приделы, в которых устроены новые экспозиции.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама