THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Молитва «Царю Небесный» - это еще и стихира службы Пятидесятницы. Мы призываем Святой Дух, чтобы Он пришел и вселился «в нас» и это можно понимать двояко: или мы хотим, чтобы каждый из нас стал обителью Духа, либо - чтобы Святой Дух обитал между нами, объединяя нас в Тело Христово. Но одно не исключает другого. Комментирует иерей Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ.

Сошествие Святого Духа. Рукописное Евангелии сирийского монаха Рабулы. 586 г. Библиотека Лауренциана, Флоренция

Стихира, глас 6:
Царю Небесный,
Утешителю,
Душе истины,
Иже везде сый
и вся исполняяй,
Сокровище благих
и жизни Подателю,
прииди
и вселися в ны,
и очисти ны от всякия скверны,
и спаси, Блаже, души наша.

Греческий оригинал:
Βασιλεῦ οὐράνιε,
Παράκλητε,
τὸ Πνεῦμα τῆς ἀληθείας,
ὁ πανταχοῦ παρών,
καὶ τὰ πάντα πληρῶν,
ὁ θησαυρὸς τῶν ἀγαθῶν,
καὶ ζωῆς χορηγός,
ἐλθέ,
καὶ σκήνωσον ἐν ἡμῖν,
καὶ καθάρισον ἡμᾶς ἀπὸ πάσης κηλῖδος,
καὶ σῶσον ἀγαθὲ τὰς ψυχὰς ἡμῶν.

Перевод иером. Амвросия (Тимрота):
Царь Небесный,
Утешитель,
Дух Истины,
везде пребывающий
и всё наполняющий,
Сокровищница благ
и жизни Податель,
приди
и вселись в нас,
и очисти нас от всякой скверны,
и спаси, Благой, души наши.

Молитва «Царю Небесный» обращена к Третьему Лицу Святой Троицы - Святому Духу, Господу Животворящему, исходящему от Отца (см. Символ веры). Происхождение и авторство этой молитвы неизвестны, однако есть основания полагать, что она возникла ближе к концу первого тысячелетия христианской эры.

«Царю Небесный» - пожалуй, одна из наиболее известных молитв, наряду с «Отче наш» (молитвой Господней) и 90-м псалмом царя Давида. Она входит в состав так называемого «обычного начала», т. е той последовательности молитв, которая звучит в начале многих служб и последований, в том числе в начале привычных нам утренних и вечерних молитв: «Царю Небесный», Трисвятое, «Пресвятая Троице», «Отче наш».

Кроме того, есть обычай читать «Царю Небесный», чтобы призвать Святого Духа перед началом какого-либо дела. Несмомненно, одно из таких дел - молитва, церковное богослужение. И этим, надо полагать, объясняется включение молитвы «Царю Небесный» в состав обычного начала.
Наконец, эта молитва является одной из стихир службы Пятидесятницы - и именно это обстоятельство стало поводом для сегодняшней нашей заметки. Однако рассмотрим сначала сам текст молитвы.

Мы обращаемся к Святому Духу как к Небесному Царю (ср. начало Господней молитвы: «Отче наш, сущий на Небесах…»). Это обращение, строго говоря, не является специфическим для Третьей Ипостаси. Так, например, на великопостной вечерне читается молитва «Небесный Царю, веру утверди…», которая, вероятнее всего, относится ко Христу - однако это не вполне ясно; можно думать также, что она адресована Святой Троице.

Далее следует обращение «Утешитель» (греч. Παράκλητος). Так Спаситель назвал Святого Духа в беседе с учениками: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (Ин 14:16-17). Помимо очевидного значения «тот, кто утешает», это слово может пониматься также в значении «посредник», «ходай», «заступник».

О Святом Духе, как и Боге «вообще», мы говорим как о вездесущем: «Иже везде сый». Церковнославянское выражение, идущее следом - «вся исполняяй» - вероятно, многих сбивает с толку. Как видно из приведенного выше русского перевода, в данном случае речь идет не об исполнении наших молитв и желаний, а все о том же - о вездесущии Божества: «вся исполняяй» означает «все наполняющий Собой». Однако здесь можно усмотреть и нечто большее: Святой Дух не просто «механически» наполняет Собой вселенную, но Он оживотворяет ее, ежесекундно поддерживает ее существование - иначе бы все распалось и рассыпалось, поскольку видимый нами мир не имеет иной причины собственного возникновения и длящегося существования помимо Бога.

Есть еще одно выражение в церковнославянском переводе молитвы, которое, как можно предположить, многими понимается превратно: «Сокровище благих» вовсе не значит, что Святой Дух - некое сокровище для хороших людей. Нет, Дух Животворящий - это сокровищница благ, вместилище и источник всего благого, доброго.

Далее мы называем Духа подателем жизни - тут уместно вспомнить другое песнопение, довольно часто звучащее на всенощной: «Святым Духом всяка душа живится, и чистотою возвышается…»
Все те слова и выражения, о которых сейчас шла речь, - все это было обращение, которое занимает около двух третей молитвы. А дальше идет просительная часть.
О чем мы просим Бога Духа Святого? Мы просим Его, чтобы Он пришел и вселился «в нас». Последнее можно понимать двояко (и одно понимание отнюдь не исключает другого): или мы хотим, чтобы каждый из нас стал обителью Духа, храмом Бога; либо (ср. Ин 1:14) - чтобы Святой Дух обитал среди нас, между нами, объединяя нас в единое Тело Христово.

Затем мы просим, чтобы Дух, поселившись в нас, очистил нас от всякой скверны - т. е. от страстей, от греха - и чтобы Он, Благой (т. е. добрый) спас наши души, т. е. избавил бы нас от власти мира, диавола и, опять-таки, наших собственных страстей, и чтобы Он даровал нам Царство Небесное - т. е. Его собственное Царство (см. начало молитвы).

Как было сказано выше, молитва «Царю Небесный» входит в состав службы праздника Пятидесятницы (иначе, Дня Святой Троицы). Напомним, что эта молитва не читается в период от Пасхи до Пятидесятницы: в пасхальный период она заменяется троекратным чтением (или пением) тропаря Пасхи, а от Вознесения до Пасхи и вовсе ничем не заменяется - и это значимое отсутствие подчеркивает то напряжение, с которым Церковь всякий год ожидает дня ниспослания Святого Духа. И вот в день Пятидесятницы, после семи недель своеобразного воздержания, вновь звучит молитва «Царю Небесный» (нередко ее поют всенародно) - сначала на великой вечерне, в качестве предпоследней стихиры на стиховне, а затем дважды на утрене - после 50-го псалма и перед великим славословием (вместо обычного «Преблагословена еси, Богородице Дево…»). С этого дня «Царю Небесный» читается ежедневно вплоть до первого дня Пасхи.

5 сильных молитв Святому Духу

4.2 (83.08%) 13 голос.

Молитва Святому Духу об исполнении желания

«Дух Святой, светом Своим все пути озаряющий да в любой беде вспоможение оказывающий! Да не минует меня, смиренно просящую рабу Божью (имя), Твое наставление и благословение, Твоя подмога и милость великая. Молю о прощении прегрешений моих да об очищении души моей от всякого зла и лукавства. Благодарю Тебя за сбережение Твое и восславляю Тебя присно и вовеки веков. Не отвернется взор мой от деяний Твоих, не устанут уста мои молитвы благодарения Тебе возносить. Подле Тебя хочу быть и Слово Твое нести присно. Позволь нужде моей исчезнуть да потребному мне (желание) по воле Твоей исполниться. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.»

Молитва Святому Духу «Царю Небесный »

«Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.»

Иная молитва Святому Духу «Царю Небесный »

«Царю Небесный, Утешителю Всеблагий, Душе истины, от Отца предвечно исходяй и в Сыне выну почиваяй, независтный источниче дарований божественных, разделяя их коемуждо, якоже хощеши, Имже и мы недостойнии освятихомся и назнаменани есмы в день крещения нашего! Призри на молитву раб Своих, прииди к нам, вселися в ны, и очисти души наша, да будем уготовани в жилищи Пресвятыя Троицы. Ей, о Всеблагий, не возгнушайся нашея нечистоты и ран греховных, но исцели я всеврачующим помазанием Твоим. Просвети наш ум, да разумеем суету мира и яже в мире, оживи нашу совесть, да немолчно возвещает нам яже подобает творити и яже отметати, исправи и обнови сердце, да не источает день и нощь помышлений злых и желаний неподобных. Укроти плоть и угаси росоносным дыханием Твоим пламень страстей, имже помрачается в нас драгоценный образ Божий. Духа праздности, уныния, любоначалия и празднословия отжени от нас, подаждь же нам духа любве и терпения, духа кротости и смирения, духа чистоты и правды, да исправив разслабленная сердца и колена, неленостно течем по пути заповедей святых, и тако избегая всякаго греха и исполняя всяку правду, сподобимся улучити кончину мирну и непостыдну, внити в Иерусалим небесный, и тамо покланятися Тебе купно со Отцем и Сыном, поя во веки веков: Троице Святая, слава Тебе. Аминь.»

Молитва ко Святому Духу при страхе и тревоге

«Душе Святый! Всю вселенную собою наполняяй, и всем жизнь подаваяй, от скверных же человек удаляяйся, смиренно молю Тя: не гнушайся нечистоты души моея, но прииди и вселися в мя и очисти мя от всякия греховныя скверны. Да помощию Твоею прочее время живота моего поживу в покаянии и творении дел благих, и тако прославлю Тя со Отцем и Сыном во веки веков. Аминь!»

Молитва Святому Духу перед началом дела

«Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша. Благослови, Господи, и помоги мне, грешному, совершить начинаемое мною дело, во славу Твою. Господи, Иисусе Христе, Сыне Единородный Безначальнаго Твоего Отца, Ты бо рекл еси пречистыми усты Твоими, яко без Мене не можете творити ничесоже. Господи мой, Господи, верою объем в души моей и сердце Тобою реченная, припадаю Твоей благости: помози ми, грешному, сие дело, мною начинаемое, о Тебе Самом совершити, во имя Отца и Сына и Святаго Духа, молитвами Богородицы и всех Твоих святых. Аминь.»

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша .

Эта молитва многократно читается и поется на праздничной службе Пятидесятницы и входит в число начальных молитвословий почти всех церковных служб и домашнего правила (в частности, молитв утренних и на сон грядущим). Для чего она читается одной из первых? - Для того чтобы во время нашей молитвы Сам Дух ходатайствовал за нас воздыханиями неизреченными (Рим. 8, 26).

Прежде чем приступить к объяснению этой всем нам знакомой молитвы, вспомним, Кто есть Святой Дух и каково Его действие в человеке.

Дух Святой - Божественная Личность, Третье Лицо Святой Троицы, Царь Небесный, Утешитель, Дух истины, всё проникающий и всё наполняющий, Источник благ и Податель жизни (Животворящий). Он - истинный Бог, вечно (вне времени) исходит от Отца. Дух Святой обладает всеведением, вездесущием, всемогуществом, способностью творить чудеса, очищать людей от греха, возрождать и освящать их души, помогать им в совершении добрых дел. Его наитием написаны богодухновенные книги, Он влагал слова Божии в уста пророков и апостолов. Он в виде огненных языков сошел на апостолов в день Пятидесятницы.

Дух Святой постоянно действует в Церкви Христовой. Его действием во время Литургии совершается великое Таинство: преложение Святых Даров - хлеба и вина - в Тело и Кровь Христа. Во время Таинства Миропомазания, совершающегося сразу после Крещения, Святой Дух сходит на человека и влагает в его душу семя новой благодатной жизни во Христе. Дальше уже от самого человека (и его близких, если Крещение произошло в младенческом возрасте) зависит - взойдет ли это доброе семя и даст плоды или заглушится сорняками.

Преподобный Серафим Саровский учил, что цель жизни христианина - стяжание Духа Святого, то есть такое состояние человека, когда Святой Дух непостижимо вселяется в него и пребывает в нем, приобщая его к полноте Божественной жизни. Объясняя это своему ученику Н. Мотовилову, батюшка Серафим преобразился: лицо его просияло, как солнце. А затем по его молитве Господь дал Мотовилову опытно пережить силу действия Святого Духа: превышающие всякое земное представление мир, тишину, радость, теплоту, сладость, благоухание и свет.

Мы называем человека святым, если он стяжал (то есть приобрел) Духа Святого. Плоды Духа в таком человеке - праведность и истина (см. Еф. 5, 9), любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5, 22-23).

Что нужно для того, чтобы стяжать эти прекрасные качества? - Доверять каждому слову Христа и стараться жить по Его воле, искать более Небесного, чем земного, стараться всех любить и никого не обижать, каяться в грехах и умолять Господа спасти нас. Не забудем, что духовное делание - это не столько внешний подвиг (молитвы, частое участие в богослужениях и т.д.), сколько кропотливое, постоянное понуждение себя к исполнению заповедей Божиих в мыслях, желаниях, словах и поступках. (Всё это мы знаем, да ленимся - думаем, что так, лежа на теплой печке, и въедем в Царство Небесное. Впрочем, слава Богу, хоть что-то делаем - может быть, долготерпеливый Господь, принявший две лепты, призрит на нас, нерадивых.) Во всех этих наших малых трудах и помогает нам Господь Дух Святой. Он подает благодать в церковных Таинствах, в домашних молитвах; Им наполнены наши храмы, Им подается помощь по нашей молитве от святых икон и мощей.

Помолимся и мы вместе с апостолом Павлом, чтобы Бог… дал нам Духа премудрости и откровения к познанию Его, и просветил очи сердца нашего, чтобы мы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых, и как безмерно величие могущества Его в нас (Еф. 1, 17-19). И не забудем слова Спасителя: Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него (Лк. 11, 13).

Теперь перейдем к объяснению самой молитвы.

1. Царю, Утешителю, Душе, Подателю, Блаже - это формы звательного падежа (ныне утраченного). В переводе на современный язык эти слова звучат так: Царь, Утешитель, Дух, Податель, Благой.

2. Царю Небесный . Мы называем Духа Святого Царем, Владыкой Небесного Царства как Бога и Третье Лицо Святой Троицы.

"Небесное" означает духовное, не земное. Царство Небесное именуется также раем, "жизнью будущего века", "новым небом", "Небесным Иерусалимом" (последние наименования относятся ко времени Второго Пришествия Спасителя). В нем блаженствуют (пребывают в вечной радости и взаимной любви) ангельские силы и души праведников, для которых Источником любви и света, превышающих всякое разумение, является Бог. В Небесном Царстве нет зла, в том числе и смерти.

Господь заповедал нам прежде всего земного искать Царства Божия, которое сокрыто в нашем сердце. "Лествица (лестница), ведущая в Царство, - внутри тебя, сокровенна в душе твоей, - говорит великий подвижник VII века преподобный Исаак Сирин. - Беги от греха, погрузись в самого себя и найдешь там ступени, возводящие к небесам".

3. Утешителю означает "Призываемый на помощь, Покровитель, Заступник". Греческий глагол "утешать" имеет также значения "успокаивать, умиротворять, утешать в скорби, убеждать, наставлять к добродетельной жизни".

4. Душе истины - Дух истины, открывающий человеку истину о нем самом и окружающем его видимом и невидимом мире (то есть о смысле его жизни, духовных законах бытия, рае и аде и т. д.), вразумляющий и наставляющий людей на истинный путь Божий, влагающий слова в уста пророков и исповедников: Дух Отца вашего будет говорить в вас (Мф. 10, 20).

Перед Своей Крестной смертью Господь сказал ученикам: Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне и наставит вас на всякую истину (Ин. 15, 26; 16, 13); Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам (Ин. 14, 26). После Вознесения Христа уже Дух Святой непосредственно наставлял и вразумлял учеников, благовествующих о Христе и Его Царстве.

5. Иже везде сый и вся исполняяй - Который везде пребывает и всё (весь мир, всё бытие) наполняет.

6. Сокровище благих - Источник, Сокровищница всего благого, доброго.

7. Жизни Подателю . Дух Святой дает жизнь всему миру, всему живому, то есть одушевляет, а людям дает еще и жизнь Божественную, вечную, то есть одухотворяет, при условии, что они ищут, алчут и жаждут этой жизни.

8. В ны - в нас.

9. Очисти ны от всякия скверны . Дух Святой очищает верных и смиренных сердцем от греховной скверны. Это необходимо, так как ничто скверное не может войти в "рай сладости" Царство Небесное. В земном мире Христос пребывает только в тех душах, которые очищаются искренним покаянием.

10. Блаже . Благим Святой Дух именуется как одно из лиц Пресвятой Троицы, ибо никто не благ, как только один Бог (Мк. 10, 18).

11. Спаси… души наша . Самое главное для человека - это спасение его души. Именно для этого и пришел Господь на землю. Об этом мы и умоляем Духа Святого. Если важно спасать земную жизнь человека, то несравненно важнее спасти его вечную душу.

О молитве. Ошибки и искушения во время молитвы
Автор: Протоиерей Аркадий Штейнберг
Первой и самой серьезной ошибкой в молитвенном деле является отсутствие молитвы. Это происходит либо потому, что человек никогда не молился и не знает, как к этому приступить (а часто - и зачем?..), либо потому, что "заботы века сего" настолько обессилили человека, что для Бога уже не остается места в его жизни.

Одинокой женщине о молитве
Автор: Святитель Николай Сербский
Огорчены вы, что Бог не слышит молитв ваших... Не сетуйте на Того, от Кого имеем и бытие, и жизнь, и дыхание, и разум, и все. Прошу вас, не жалуйтесь на Того, Кто в тысячи раз больше имеет право жаловаться на нас пред Ангелами и святыми Своими.
Хотя бы Господь не исполнял буквально молитв наших - они все равно приносят плод душам нашим, делая души наши более зрелыми и богатыми. Это - тайна, которую познали идущие путем духовного опыта

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт " ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.

Царю Небесный: молитва Тому, Кто утешает

Молитва «Царю Небесный» - это еще и стихира службы Пятидесятницы. Мы призываем Святой Дух, чтобы Он пришел и вселился «в нас» и это можно понимать двояко: или мы хотим, чтобы каждый из нас стал обителью Духа, либо - чтобы Святой Дух обитал между нами, объединяя нас в Тело Христово. Но одно не исключает другого. Комментирует иерей Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ.


МОЛИТВА

« Ц арю́ Н е́бесный, У те́шителю, Д у́ше и́стины, Иже везде́ сый и вся исполня́яй, С окро́вище благи́х и жи́зни П ода́телю, прииди́ и всели́ся в ны, и очи́сти ны от всякия скве́рны, и спаси́, Б лаже, ду́ши на́ша».

ПЕРЕВОД иером. Амвросия (Тимрота):

«Царь Небесный, Утешитель, Дух Истины, везде пребывающий и всё наполняющий, Сокровищница благ и жизни Податель, приди и вселись в нас, и очисти нас от всякой скверны, и спаси, Благой, души наши. »

Молитва «Царю Небесный» обращена к Третьему Лицу Святой Троицы - Святому Духу, Господу Животворящему, исходящему от Отца (см. Символ веры). Происхождение и авторство этой молитвы неизвестны, однако есть основания полагать, что она возникла ближе к концу первого тысячелетия христианской эры.

«Царю Небесный» - пожалуй, одна из наиболее известных молитв, наряду с «Отче наш» (молитвой Господней) и 90-м псалмом царя Давида. Она входит в состав так называемого «обычного начала», т. е той последовательности молитв, которая звучит в начале многих служб и последований, в том числе в начале привычных нам утренних и вечерних молитв: «Царю Небесный», Трисвятое, «Пресвятая Троице», «Отче наш».

Кроме того, есть обычай читать «Царю Небесный», чтобы призвать Святого Духа перед началом какого-либо дела. Несмомненно, одно из таких дел - молитва, церковное богослужение. И этим, надо полагать, объясняется включение молитвы «Царю Небесный» в состав обычного начала.

Наконец, эта молитва является одной из стихир службы Пятидесятницы - и именно это обстоятельство стало поводом для сегодняшней нашей заметки. Однако рассмотрим сначала сам текст молитвы.

Мы обращаемся к Святому Духу как к Небесному Царю (ср. начало Господней молитвы: «Отче наш, сущий на Небесах…»). Это обращение, строго говоря, не является специфическим для Третьей Ипостаси. Так, например, на великопостной вечерне читается молитва «Небесный Царю, веру утверди…», которая, вероятнее всего, относится ко Христу - однако это не вполне ясно; можно думать также, что она адресована Святой Троице.

Далее следует обращение «Утешитель» (греч. Παράκλητος). Так Спаситель назвал Святого Духа в беседе с учениками: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (Ин 14:16-17). Помимо очевидного значения «тот, кто утешает», это слово может пониматься также в значении «посредник», «ходай», «заступник».

О Святом Духе, как и Боге «вообще», мы говорим как о вездесущем: «Иже везде сый». Церковнославянское выражение, идущее следом - «вся исполняяй» - вероятно, многих сбивает с толку. Как видно из приведенного выше русского перевода, в данном случае речь идет не об исполнении наших молитв и желаний, а все о том же - о вездесущии Божества: «вся исполняяй» означает «все наполняющий Собой». Однако здесь можно усмотреть и нечто большее: Святой Дух не просто «механически» наполняет Собой вселенную, но Он оживотворяет ее, ежесекундно поддерживает ее существование - иначе бы все распалось и рассыпалось, поскольку видимый нами мир не имеет иной причины собственного возникновения и длящегося существования помимо Бога.

Есть еще одно выражение в церковнославянском переводе молитвы, которое, как можно предположить, многими понимается превратно: «Сокровище благих» вовсе не значит, что Святой Дух - некое сокровище для хороших людей. Нет, Дух Животворящий - это сокровищница благ, вместилище и источник всего благого, доброго.

Все те слова и выражения, о которых сейчас шла речь, - все это было обращение, которое занимает около двух третей молитвы. А дальше идет просительная часть.

О чем мы просим Бога Духа Святого? Мы просим Его, чтобы Он пришел и вселился «в нас». Последнее можно понимать двояко (и одно понимание отнюдь не исключает другого): или мы хотим, чтобы каждый из нас стал обителью Духа, храмом Бога; либо (ср. Ин 1:14) - чтобы Святой Дух обитал среди нас, между нами, объединяя нас в единое Тело Христово.

Затем мы просим, чтобы Дух, поселившись в нас, очистил нас от всякой скверны - т. е. от страстей, от греха - и чтобы Он, Благой (т. е. добрый) спас наши души, т. е. избавил бы нас от власти мира, диавола и, опять-таки, наших собственных страстей, и чтобы Он даровал нам Царство Небесное - т. е. Его собственное Царство (см. начало молитвы).

Как было сказано выше, молитва «Царю Небесный» входит в состав службы праздника Пятидесятницы (иначе, Дня Святой Троицы). Напомним, что эта молитва не читается в период от Пасхи до Пятидесятницы: в пасхальный период она заменяется троекратным чтением (или пением) тропаря Пасхи, а от Вознесения до Пасхи и вовсе ничем не заменяется - и это значимое отсутствие подчеркивает то напряжение, с которым Церковь всякий год ожидает дня ниспослания Святого Духа. И вот в день Пятидесятницы, после семи недель своеобразного воздержания, вновь звучит молитва «Царю Небесный» (нередко ее поют всенародно) - сначала на великой вечерне, в качестве предпоследней стихиры на стиховне, а затем дважды на утрене - после 50-го псалма и перед великим славословием (вместо обычного «Преблагословена еси, Богородице Дево…»). С этого дня «Царю Небесный» читается ежедневно вплоть до первого дня Пасхи.

Священник Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ

Царю Небесный,
Утешителю, Душе истины,
Иже везде сый и вся исполняяй,
Сокровище благих и жизни Подателю,
прииди и вселися в ны,
и очисти ны от всякия скверны,
и спаси, Блаже, души наша.
Аминь.


Перевод:
Царь Небесный, Утешитель, Дух истины, вездесущий и весь мир наполняющий, Источник благ и Податель жизни, прииди и вселись в нас; очисти нас от всякого греха и спаси, Благой, души наши.

Толкование:
Молитва Святому Духу - это стихира праздника Пятидесятницы. С периода от Пасхи до Пятидесятницы не читается.
В этой молитве мы молимся Святому Духу, третьему Лицу Святой Троицы. Мы называем в ней Духа Святого Царем Небесным, потому что Он, как истинный Бог, равный Богу Отцу и Богу Сыну, невидимо царствует над нами, владеет нами и всем миром. Называем Его Утешителем, потому что Он утешает нас в наших скорбях и несчастиях. Называем Его Духом истины (так назвал Его Сам Спаситель), потому что Он, как Дух Святой, научает всех только одной истине, правде, только тому, что для нас полезно и служит к нашему спасению. Он Бог, и Он везде находится и все Собою наполняет: . Он, как управляющий всем миром, все видит и, где что нужно, дает. Он есть сокровище благих, то есть хранитель всех благодеяний, источник всего хорошего, что только нужно иметь. Мы называем Духа Святого жизни Подателем, потому что все в мире живет и движется Духом Святым, то есть все от его получает жизнь, и особенно люди получают от Него духовную, святую и вечную жизнь за гробом, очищаясь чрез Него от своих грехов. Мы обращаемся к Нему с просьбой: "Прииди и поселись в нас", то есть постоянно пребывай в нас, как в своем храме, очисти нас от всякой скверны, то есть грехов, сделай нас святыми, достойными Твоего в нас пребывания, и спаси, Добрый, наши души от грехов и тех наказаний, которые бывают за грехи, и чрез это даруй нам Царство Небесное.
Царю, Утешителю, Душе (Дух), Подателю, Блаже (Благой) - формы звательного падежа.
Утешителю - означает призываемый на помощь, Покровитель, Заступник . Греческий глагол утешать имеет также значения: успокаивать, умиротворять, утешать в скорби , а также убеждать, наставлять к добродетельной жизни .
Иже (яже, еже) - который, которые (которая, которое). Иже может также иметь значения: кто; то, что; кто-нибудь; этот и др.
Иже везде сый и вся исполняяй - пребывающий везде, как Бог, и все (весь мир, все бытие) наполняющий. Сый - сущий, находящийся.
Сокровище благих - Источник, Сокровищница, вместилище всего благого, доброго.
Жизни Подателю - букв. значение греч слова хоригoс (податель) - тот, кто за свой счет поставлял (в Афинах) хор для празднеств (что было одной из самых расходных общественных повинностей, а потому вменялось в обязанность лишь самым богатым гражданам города). Позднее это слово стало означать вообще помощник , тот, кто доставляет что-либо или снабжает чем-либо: провиантом, жизненными припасами, принимая на себя все расходы.
В ны - в нас.
Блаже - Благим Святой Дух именуется как одно из лиц Пресвятой Троицы, ибо никто не благ, как только один Бог (Мк. 10, 18).
От всякия скверны - от всякой нечистоты, то есть от всех грехов.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама