THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Родился в Манчестере 1 июня 1935 года. Высоким происхождением судьба его не одарила - в рабочей семье не хватало денег на приличное образование, и Норман вынужден был отправиться на тяжёлую работу. Лишь к 21 году у него появилась возможность заняться учёбой - Фостер поступил в Манчестерский университет, где впоследствии окончил архитектурное отделение. Кроме того, будущий всемирно известный архитектор некоторое время учился в архитектурной школе Йельского университета США.
В 1967 году Фостер собирает свою архитектурную команду и с этого момента его имя уже не сходит с уст. В дебютных проектах ярко проявляется страсть архитектора к изящным конструктивным решениям. Всякий раз Норман Фостер словно решает головоломку, собирая множество паззлов воедино.

Главный офис банка в Гонконге \ Hongkong & Shanghai Bank (1986 г.)

К проектированию этого сооружения команда архитектора Нормана Фостера приступает в 1979 году. Небоскрёбы к тому времени строятся вот уже почти 100 лет - накопилось множество проблем, которые неизбежны при таких масштабах проектирования. Высотки похожи одна на другую, у подножия их возникают «острова отчуждения» (пустые, некомфортные для человеческой деятельности зоны), монотонные фасады приводят в уныние.Фостер бросает вызов костенеющей архитектуре небоскрёбов и выходит победителем: новаторство архитектора состоит в том, что он разработал совершенно новую конструктивную систему без использования центрального ядра жёсткости. Норман Фостер заключает сооружение в несущий каркас и преодолевает таким образом очередную высотную отметку. Здание банка в Гонконге становится самым высоким небоскрёбом вне территорий Северной Америки.

Коммерцбанк - Тауэр \ Commerzbank Tower (1997 г., Франкфурт-на-Майне, Германия)

Спустя десятилетие высота по-прежнему привлекает архитектора. Помимо оригинальных конструктивных решений в проектах большое внимание уделяется экономии ресурсов и экологичности здания в целом. Так Башня Коммерцбанка становится первым экологичным небоскрёбом Европы. При внушительной высоте в 259 метров сквозь все 56 этажей проходит центральный треугольный атриум. По периметру небоскрёба расположены панорамные площадки, сориентированные таким образом, чтобы обеспечить наибольшее количество естественного освещения.Ещё одна особенность проекта - использование стали в качестве основного материала строительства. Такое конструктивное решение значительно повысило стоимость работ, но позволило избавиться от массивных несущих колонн. Башню по спирали окружают «поднебесные сады» в 4 этажа высотой.

Аэропорт Станстед \ London Stansted Airport (1991 г., Лондон, Великобритания)

Не только конструкции и экология волновали Нормана Фостера в его творческой деятельности. Ещё одна страсть зодчего - самолёты. Возможно, это отпечаток службы в Королевских военно-воздушных войсках. Множество его объектов так или иначе связаны с полётами.Аэропорт Станстед в Лондоне удостоен премии Королевского института Архитекторов за использование уникальных многофункциональных конструкций. Крыша аэропорта держится на каркасе из металлических трубок, составляющих по форме перевёрнутые пирамиды. Внутри каждой трубки проходят коммуникации, обеспечивающие освещение, кондиционирование и телесвязь с диспетчерскими пунктами.При всей масштабности объект не выглядит тяжеловесным. Фостер мастерски применил здесь стекло и металлические каркасы, сделав крышу аэропорта ажурной, легко пропускающей свет, но защищающей от атмосферных воздействий.Аэропорт Станстед был запланирован как узловой пункт для так называемых low-cost airline. По это причине архитектор Норман Фостер отказался от дорогостоящих и не слишком эффективных решений, взяв на вооружение свой принцип «сложной простоты».


Здание Лондонской мэрии Сити Холл \ City Hall (1998-2002 г. Великбритания)

Лозунгом этого проекта стали прозрачность и доступность демократического процесса. Прототипом послужило знаменитое здание Рнйхстага а Берлине, которое Фостер реставрировал несколькими годами ранее.Внутри всего здания по спирали поднимается пандус общей протяжённостью 500 метров - с него можно свободно наблюдать за работой членов Лондонского собрания. Сити Холл также называют «Лондонской гостиной» за роскошные панорамные виды, открывающиеся с оборудованных площадок комплекса.Сооружение предельно экологично - здесь применена система перекачки родниковой воды, снижающая энергопотери при охлаждении на 25%. Фасад здания выполнен из 3844 уникальных стеклянных панелей, ни одна из которых не повторяет другую.

Музей Американских Воздушных сил \ American Air Museum (1987-1997 г., Кембридж)

Любовь к самолётам пронизывает и следующий проект Фостера. Полукупольная форма сооружения создает новое качество рельефа, отвечая природным формам. Главный фасад выполнен сплошным остеклением, внутри ангара основной экспозиции достаточно воздуха и света. Строгость конструкций и простота линий формируют образ свободного, полезного пространства, в котором без помех можно насладиться всеми деталями представленных экспонатов.


Стадион Уэмбли \ Wembley Stadium (2007 г., Лондон, Великобритания)

Стадион Уэмбли вмещает 90 тысяч зрителей. Уникальность сооружения состоит в невероятной 130-метровой ажурной арке, которая поддерживает выдвижные плоскости крыши и создаёт дополнительное освещение. Крыша стадиона, благодаря авторским конструкциям, защищает от солнечных лучей в восточном, западном и северном направлении.Арка стадиона Уэмбли на сегодняшний день является самой большой однопролётной конструкцией мира.

Виадук Мийо \ le Viaduc de Millau (2004 г., Франция)

Вантовый дорожный мост, пересекающий долину реки Тарн, обеспечивает связь между Южной Францией и Испанией. Виадук оборудован приборами и датчиками, которые со скоростью 100 замеров в минуту способны фиксировать малейшие сдвиги конструкции моста. Норман Фостер не только решает проблему дорожных заторов на старой трассе А 75, но и обеспечивает высокую окупаемость объекта за счёт постоянного притока туристов к этому чуду современной инженерной мысли.Строительство моста продолжалось 38 месяцев: 7 опор, 2.5 километра дорожного полотна и кристально верное ландшафтное решение.


Мост тысячелетия \ Millennium Bridge (1996-2000 г., Лондон, Великобритания)

Лондонский пешеходный мост пересекает Темзу, связывая районы Банксайз и Сити. Общая его протяжённость 325 метров, которая складывается из трёх пролётов. В структуру моста включены 2 речных пирса, есть верхний и нижний пешеходные уровни.Ёмкость моста - 5000 человек. Сразу после открытия его работу пришлось временно остановить из-за проблемы слишком больших резонансных колебаний. Все неполадки были устранены за 2 года и по мосту снова зашагали туристы.

Башня Джеймсон Хаус \ Jameson House Tower (2011г., Канада, Ванкувер)

35-тиэтажный многофункциональный комплекс предстояло органично включить в историческую среду и состыковать с постройками 20-х годов прошлого века. Для решения этой задачи Норман Фостер прибегает к необычному композиционному членению фасада башни. Первые два этажа продолжают торговую зону соседних домов. Следующие десять заняты офисами - плоская стена навесного фасада стыкуется с историческими постройками, соблюдая масштаб. Затем мы видим 23 этажа, в которых размещены жилые квартиры. Эта часть башни оформлена крупными эркерами, где по плану находятся гостиные с отличным видом на город. Кровля здания - эксплуатируемая. На верхних этажах, над пентхаусами, размещены озеленённые террасы.

Космопорт Америка \ Spaceport America (2011г., США+Мексика)

Норман Фостер пристально смотрит в будущее. Один из самых узнаваемых его проектов - космопорт в пустыне на границе США и Мексики. Первая в мире частная площадка для запуска суборбитальных ракетопланов подчинена ландшафту цветом и формой.Электроэнергия вырабатывается при помощи солнечных батарей, применена система повторной очистки воды, сама постройка углублена в землю с целью использовать геотермальную энергию для обогрева и охлаждения.Безупречное пространственное решение новых врат в безвоздушное пространство.


Норман Фостер безусловно является архитектором эпохи. Во время торжественного вручения ему золотой медали Королевского института Британских архитекторов в 1983 году Фуллер произнёс такие слова: «Я низко кланяюсь Вам, Норман, за Вашу исключительную целостность».Несмотря на преклонный возраст, архитектор работает со множеством проектов, которые наверняка скоро займут своё место в золотых архивах мировой архитектуры.

Заложена фраза Бакминстера Фуллера, произнесенная им во время одной из многочисленных совместных прогулок двух архитекторов. Что тогда на это ответил Норман Фостер история умалчивает, но мы точно знаем насколько весомую роль сыграл американец в развитии будущего сэра. Сегодня Фостер называет Фуллера своим ментором и повторяет его высказывание «Мысли глобально, действуй локально».

«Как архитектор, я создаю для настоящего, с оглядкой на прошлое для непредсказуемого будущего»

Двигаясь в этом локальном направлении британец к 80-летнему юбилею построил самую большую архитектурную фирму в Великобритании (и 16-ю в мире). Масштаб его достижений показывает и тот факт, что сэр Фостер единственным из архитекторов в первую тысячу самых богатых британцев. Хотя, наиболее показательным здесь будет девятый подряд титул самого «желанного архитектора» среди заказчиков, который возвращает нас к разговору о глобальном.

Выстроив архитектурный процесс внутри компании, Норман Фостер теперь может позволить себе работать и над отстраненными масштабными проектами. За последние годы бюро участвовало в и прототипа первого аэропорта дронов в Африке. Вместе со шведской компанией Skanska архитекторы создают коммерческого робота, печатающего бетоном, и получают многомиллионные гранды на исследование новых конструкций и материалов. Также в сотрудничестве с Nissan бюро Фостера ведет работу над новыми моделями электрокаров и концепцией «умной улицы», позволяющей подзаряжать автомобиль прямо во время езды.

«Качество инфраструктуры определяет качество нашей жизни»

Такой интерес к транспорту неслучаен. Еще в детстве Фостер мог часами наблюдать за поездами , а теперь для города Джидда в Саудовской Аравии разрабатывает транспортную систему, проекты станций и дизайн самих составов. Не забыты и велосипеды. Для лондонского небоскреба 250 City Road будет предусмотрен внутренний велопаркинг в расчете одного велосипеда на квартиру. Также архитектором была предложена концепция создания велосипедных маршрутов над железными дорогами Лондона.

Остается только гадать, какие из этих проектов будут реализованы, учитывая, что сами архитекторы не всегда могут на этой влиять. В одном из последних интервью Норман Фостер так и заявил: «Архитектор — человек без власти. Единственное, что нам остается, это публично доказывать и отстаивать свою позицию».

Биография Нормана Фостера к его архитектурным решениям шла длинным и извилистым путём. Родился архитектор в 1935 г. в Манчестере в семье простых рабочих. Финансовое положение того времени вынудило Нормана оставить образование: несколько лет он работал в казначействе города, одновременно изучал торговое право. После Фостер ушёл служить в британские ВВС, однако уже тогда начал задумываться о профессии архитектора. По окончании службы будущий архитектор стал работать в пекарне, затем на заводе и, приближаясь к архитектуре, перешёл в мебельный магазин.

Лишь в 21 год Норман Фостер поступил в архитектурную Школу при Манчестерском университете. По её окончании в 1961 году, он выигрывает стипендию на обучение в университете Йельска в США. Там он знакомится с Ричардом Роджерсом и к 1963 году Фостер возвращается в Англию, где вместе с Роджерсом основывает мастерскую "Team 4" (Команда 4). В результате совместной работы данной команды родился такой архитектурный стиль, как «хай-тек», совершенно новое для того времени направление в архитектуре. Проект фабричного здания «Рилайенс контролс» 1966 года, делает имя архитектора знаменитым. И здесь начинается его долгий путь уже по лестнице архитектуры.

В 1967 Фостер открывает свою архитектурную фирму "Foster and partners". И до 1983 года он работает с Бакминстером Фуллером над рядом проектов. Одним из первых таких проектов является главный офис Willis Faber & Dumas – страховая компания в Великобритании (1971-75 годы). Внутренняя планировка, эскалаторы вокруг атриума, сад на крыше и бассейн для сотрудников, который работает в качестве теплоотвода, демонстрируют постоянную озабоченность энергетическими показателями и социальными аспектами архитектуры.

В 1974 году Фостер принимается за проектирование здания Sainsbury Arts Centre – центр изобразительных искусств в кампусе Норвичского Университета в Англии. Проект воплощается в жизнь к 1978 году.

Главный офис банка в Гонконге

Главный офис банка в Гонконге «Hongkong and Shanghai Bank», построенный также под руководством Нормана Фостера, пожалуй, один из первых самых смелых проектов. Он же - первый небоскреб вне территорий Северной Америки. Фостером была разработана новая особенность возведения небоскрёбов без центральной оси, с использованием только наружного скелета. Такая структура даёт возможность создавать башни ещё более высокие. В период проектирования гонконгского банка (1979-86гг.), в 1983 году, архитектор получает золотую медаль RIBA, а в 1994 – аналогичную награду AIA.

1990 год Норману Фостеру приносит титул баронета, а 1999 – титул пожизненного пэра. В этом же году архитектор становится лауреатом премии Притцкера.

Компания Foster and Partners достигла международного уровня, под началом Фостера проекты здесь заказывает весь мир. Британский архитектор проектирует здания аэропортов, картинных галерей, торговые порты и целые города.

Здание мэрии Лондона

На работы Нормана большое влияние оказало как обучение в Америке, так и любовь к русским традициям. Он с каждым своим новым произведением удивляет мир и открывает некое новое обозрение в архитектуре. Основной стиль в его постройках – хай-тек, который он сам основал и вывел в свет. Фостер начинает проектировать музеи, один из самых последних XX века – это Бостонский музей изящных искусств 1999 года. Особая гордость местных горожан.

Старт третьего тысячелетия вдохновляет архитектора на новые открытия. Он проектирует символические здания в разных точках мира, делая акценты на каждую отдельную культуру, но при этом используя в качестве основы всё тот же стиль хай-тек. В 2004 году закончены строительные работы над его новым произведением во Франции.

Французский Мост Мийо высотой своих опор превышает высоту Эйфелевой башни в Париже.

Французский Мост Мийо

Жилой комплекс "Тройка"

Каждый последующий год Норман Фостер выдаёт новые проекты в самых неожиданных странах для его стиля.

Он использует хай-тек в восточных странах, например, Малазийский жилой комплекс из стекла и стали «Тройка» в Куала-Лумпур (2006 год) и развлекательный центр «Хан Шатыр» в столице Казахстана строился 4 года (2006-10). Гигантский шатер в 150 метров высотой, созданный из тёмного стекла и алюминия гармонирует с Астаной, только подчёркивая её восточный налёт. Копенгагенский зоопарк с названием Дом слонов в Дании (2008 год) в этом же стиле стал самым шикарным домом для экзотических животных.

Здание CITIC Bank в Китае (2011 год) и Павильон ОАЭ для ЭКСПО 2010 подтверждает неисчерпаемую фантазию британского архитектора. Павильон ОАЭ - это выражение пассивного проектирования с акцентом на экологические требования. Сам вид павильона отображает символическую связь с пустынным пейзажем, где расположены все семь эмиратов. Это лишь немногие из имеющихся реализованных проектов Нормана Фостера.

Павильон ОАЭ для ЭКСПО 2010

За всё своё архитектурное время Норман Фостер и его фирма спроектировали и построили свыше ста построек самых разных назначений. Сегодня получить проект от признанного архитектора – это большая честь для любой страны в мире.

Сделав многое в прошлом, Фостер не забывает и о будущем. Для каждой страны у него припасено нечто удивительное и, как всегда, уникальное. Готовые проекты будущих построек ждут своей реализации и восхищения инженерной мыслью признанного миром архитектора – Нормана Фостера.

Башня Россия высотой 612 метров (Москва). Самое высокое здание Европы.


Год рождения - 1935
Согласно формулировке Ф. Ньюби, хай-тек - это эстетизация технологии, больше обязанная наперед заданному архитектурному представлению о ней, чем ее инженерной рационализации. Хотя в рамках хай-тека архитектор тесно сотрудничает с инженером, это направление фактически лежит вне инженерной традиции как таковой и имеет прежде всего дело с экспериментами в области технологической образности.


Дворец мира и согласия, Астана

Фостер по праву считается лидером, если не живым классиком сегодняшней архитектуры хай-тека.

Родился Норман Роберт Фостер 1 июня 1935 года в рабочей семье в пригороде Манчестера. Отслужил в армии летчиком. В 1967 году он основал свою фирму из трех человек.

Проект башни "Россия", Москва

Ранние жилые постройки Фостера, начиная с террасообразно спускающихся по прибрежным склонам Корнуолла и кончая его Лондонским «Мьюс-хаус» (1965), активно эксплуатируют традиционные мотивы. Вместе с тем в них неожиданно многое оказалось созвучным сегодняшнему экологическому подходу. Очевидны и отдельные вкрапления, как бы предвещающие будущий хай-тек, и в этом смысле корнуоллский «приют» с его застекленным «капитанским мостиком», вырастающим прямо из земли, был в высшей степени симптоматичен. Сам Фостер отмечает эту смесь традиционного и супернового на заре творческой деятельности и находит там отдельные прототипические элементы «Виллис Фабер» и Сайнсбери-сентр.

Creek Vean, Корнуолл

Его имя стало известным благодаря супертехнологической архитектуре - после постройки производственного здания «Рилайенс контролс» (1966) и ньюпортского конкурса на новый тип школы с его ставшей для Фостера «фирменной» верхней разводкой всех сложных систем оборудования здания (1967). Сам мастер считает здание фабрики по производству компьютеров «Рилайенс контролс» особо важным - как бы поворотным пунктом в своем творчестве. Публику и знатоков поразили элегантная сдержанность решения, изящество и гармоничность, виртуозное умение выявить эстетические возможности новых материалов и конструкций, прежде всего профилированного металла. Вместе с тем Фостер подчеркивает и иные грани: «Форма здания была осмыслена как социально более подходящая для чистой и быстро расширяющейся в XX веке индустрии электроники, чем обычные рабочие пространства и управленческие помещения с их подразумеваемыми смыслами «мы и они», «чистое и грязное», «шикарное и неряшливое», «заднее и переднее»… Где было возможно, элементы выполняли двойную или даже тройную функцию - например, металлические профили покрытия были также световыми рефлекторами для утопленных флюоресцентных трубок, равно как и структурными элементами в качестве жестких диафрагм». Здание «Рилайенс контролс» было последней работой «Группы 4», в рамках которой Фостер сотрудничал с Роджерсом.

Reliance Controls Factory, Swindon, Wiltshire

Первыми работами «Группы 2», в которой Фостер сотрудничал со своей женой В. Фостер, стали операционный центр и пассажирский вокзал в лондонских доках. Особенно примечателен «Фред Олсен сентр» (1967) с его впервые примененными нерасчлененными поверхностями рефлектирующего стекла в сверхтонких алюминиевых обрамлениях, в которых, как в некоем Зазеркалье, опрокидывался окружающий мир порта, доков с их кранами, прихотливыми очертаниями судов, корабельной оснастки.

Проект Хрустального острова, Москва

Дженкс справедливо подчеркивает сам факт воспроизведения этого эффекта Зазеркалья в широко известной гиперреалистической картине Вена Джонсона «Отражение доков». Сюрреалистичность визуального эффекта минималистской архитектуры здесь выявлена с наибольшей полнотой. «Фред Олсен сентр» как бы дал толчок серии сходных «стеклянных боксов» (в основном связанных с нуждами крупного концерна компьютеров IBM), где металлические крепления стекла неуклонно минимизировались. Финалом этого процесса и апогеем всей «стеклянной серии» стало знаменитое здание фирмы «Виллис Фабер и Дьюма» в Ипсвиче (1974).

Willis Faber and Dumas Headquarters, Ipswich

Однако до конца понять смысл этого феноменального объекта можно, лишь учитывая связи Фостера с Фуллером, мощное влияние последнего, их творческое сотрудничество, начавшееся в конце шестидесятых годов и закончившееся со смертью Фуллера в 1983 году. Идеи Фуллера о легких покрытиях (геодезических куполах) над значительными участками городской территории оказали решающее влияние на их совместный проект подземного Самюэль-Беккет-театра в оксфордском Сент-Питер колледже (1971), форму многоцелевого пространства которого Фостер связывает с подводной лодкой. Итогом сотрудничества стал их совместный проект для Международного энергетического ЭКСПО (1978). В столь же ярком виде и крупном масштабе давняя идея многоцелевого надземного пространства с собственным микроклиматом, выделенного в городской среде замкнутой оболочкой, была реализована в опять-таки совместном проекте «Климатрофис» (1971).

Климатрон - геодезический купол оранжереи ботанического сада в Миссури

Проект Фостера - Сайнсбери-сентр в Норвиче (1977) - совсем новый тип монументализма. Здание было неоднократно официально отмечено наградами разного уровня, в том числе наградами Королевского института британских архитекторов (1978) и Американского института архитекторов (1979). Здесь синтезировались, по сути дела, все наиболее характерные аспекты творчества Фостера. Ближайшим прототипом Сайнсбери-сентр послужило здание «Модерн-арт гласс» в Темзмиде, Кент (1973). Сверхмощная, открыто демонстрируемая пространственная конструкция в форме огромной распластанной буквы «П» объединяет в Сайнсбери-сентр под одной крышей многие функции, среди которых, естественно, доминирует экспозиция уникальной художественной коллекции примитивного и современного искусства.

Сайнсбери-сентр

В больших пространствах между артикулированными поясами ферм и более хрупкими раскосами размещены все коммуникации, рабочие помещения, но все это в общем-то уведено из поля зрения и как бы «обернуто» вокруг главного - гигантского экспозиционного помещения - уже даже не зала, а некой крытой и защищенной с боковых сторон площади свободного многоцелевого использования. С торцов огромное здание просматривается насквозь и как бы сливается с природой. С других точек зрения его лаконичный абрис противостоит ей. Огромные обрамленные фермами порталы торцов этого супершеда буквально распахнуты в природу. Они служат своего рода обрамлениями, кулисами прекрасных ландшафтных картин, и внешнее пространство как бы с гулом устремляется сквозь гигантское сооружение, сообщая его статике неожиданный динамизм.

Хотя в некоторых аспектах Сайнсбери-сентр - здание «низкой» технологии, его по праву называют «храмом хай-тек». Но это уже хай-тек какого-то особого рода, более высокой ступени. Здесь практически ничего нет от холодного любования супертехникой. Алюминий, сталь, стекло, неопрен - новейшие материалы, как бы согретые неким особым, почти рукодельным к ним отношением, воскрешая, казалось бы, навек ушедшие традиции ремесленной обработки поверхности, лепки деталей. Огромная «живая машина» покоряет своей особой красотой очеловеченной техники.

Даже принципиальные противники технологической образности подпадают под чары этого удивительного сооружения. Архитектурные достоинства Сайнсбери-сентр неоспоримы - эта новая по духу архитектура формально совершенна и рождает многообразные образные ассоциации.

Здание Рено-сентр близ Суиндона (1983) - один из «ударных» объектов первой половины восьмидесятых - по меркам сдержанного Фостера в высшей степени экспрессивно. Крупные фирмы теперь стремятся к повышенной образности своих зданий, убедившись, что дополнительные затраты на это окупаются с лихвой. Если Сайнсбери-сентр воплощает в творчестве Фостера классические начала, то в Рено-сентр просвечивают некие барочные тенденции. Предварительно напряженные шестнадцатиметровые колонны держат с помощью натянутых тросов модули перекрытия с вырезанными в них «окнами» верхнего света. Сетка таких модулей покрывает прямоугольный с одним срезанным утлом участок. Использованы характерные для Фостера «переносы технологий». Здание в целом оказалось столь выразительным и запоминающимся, что сразу же стало использоваться в рекламе фирмы «Рено».

Рено-сентр

Затем последовало строительство Шанхайского банка в Гонконге (1981—1985). Гонконгский небоскреб поражает размерами и сложностью конструкции, представляет собой выдающееся достижение современной технической мысли. Здание, проект которого был заказан в период политической нестабильности, теперь стало символом Гонконга (ныне Сянган) как крупного мирового финансового центра. Шанхайский банк был возведен всего за четыре года. В начале работы автор проекта Фостер придерживался принципа «постепенной перестройки» - новое здание возводилось на базе функционирующего банка так называемыми вертикальными слоями. В основе конструкции - вертикальные опорные башни, несущие межэтажные перекрытия офисных ярусов и скрепленные между собой огромными стальными раскосными фермами. От принципа «постепенной перестройки» со временем пришлось отказаться, но благодаря оригинальной конструкции остается возможность гибкой перепланировки служебных помещений и других мелких и крупных переделок - целостная структура здания при этом не нарушается.

Шанхайский банк

Во время строительства подъемные краны укрепляли прямо на опорных башнях - так экономилось место на стройплощадке. В период тайфунов краны оснащали металлическими лопастями (флюгарками), благодаря которым краны свободно двигались, но не ломались. Каждая из восьми опорных башен состоит из четырех колонн. Они располагаются двумя рядами в западной и восточной частях здания. Служебные башни, в которых размещены лифты и туалеты, сгруппированы. Эскалаторы, смонтированные по диагонали в соответствии с китайским учением фэн-шуй, вносят динамизм в интерьер главного холла и банковского зала.

Горизонтальные раскосные фермы, расположенные через каждые восемь этажей, поддерживают нижние этажи Н-этажных секций. Фермы через опорные башни передают нагрузку на землю. При планировке каждого этажа соблюдены три принципа: перегородки офисов скрывают входы и проходы: обеспечен максимальный простор для служащих; сохраняется свобода и прозрачность внутреннего пространства.

Атриум прорезан на высоту двенадцати этажей. Свет проникает туда через сплошные окна фасадов. Кроме того, солнечный рефлектор улавливает и направляет в атриум дневной свет. Атриум играет важную роль в организации внутреннего пространства здания - он зрительно объединяет сгруппированные вокруг него помещения. Солнечный рефлектор из зеркал, помещенный на южном фасаде здания на уровне потолка атриума, через систему отражателей направляет свет в атриум. Оттуда свет проникает дальше - в банковский зал и сервисный комплекс.

В 1991 году по проекту Фостера строится аэропорт «Стендстед» в Эссексе, удостоенный премии Королевского института архитекторов. Подобной награды удостоена и пристройка к зданию Королевской академии искусств в Лондоне (1992), гармонично сочетающаяся со старинной архитектурой.

Аэропорт "Стендстед"

Одна из последних работ Фостера - проект реконструкции рейхстага. По мере развития конкурса немцы решили, что мир не будет упрекать их в возрождении фашизма, если реконструированный рейхстаг будет как можно менее имперским. Форстер ответил на это сохранением идеи музея, в который незаметно вставлен зал заседаний. В рейхстаге сохраняются и восстанавливаются все пласты истории, кроме периода фашизма. Последний заменяют, как сказано в пояснительной записке Фостера, «граффити русских-1945». Зал же заседаний, по мысли Фостера, должен был быть максимально незаметным, для чего - иметь плоское стеклянное перекрытие, поскольку купол - имперская деталь.

Рейхстаг

Купол рейхстага - это огромный аттракцион. Сотни зеркал улавливают дневной свет и посыпают его в зал заседаний парламента, поворачиваясь под разными углами в зависимости от времени суток и погоды. Как всегда здание оснащается самой современной техникой.

Купол Рейхстага

Здания Фостера регулярно попадают в Книгу рекордов Гиннесса по какому-нибудь техническому показателю. С Фостером связано даже специальное понятие «умные здания» - когда дом превращается в сложнейшую машину, которая управляется серьезной компьютерной станцией.

Проект небоскреба "Кристалл", Ханты-Мансийск

За проект реконструкции рейхстага Германия удостоила архитектора Ордена за заслуги - это высшая награда в области культуры. Кстати, он является дважды кавалером Ордена за заслуги - в 1997 году его удостоила этого звания британская корона. Английская королева в 1990 году посвятила его в рыцари. Жюри премии Притцкера - аналога Нобелевской премии в области архитектуры - объявило о том, что Фостер становится лауреатом премии 1999 года. В мире сегодня нет более чествуемого архитектора. Фирма Фостера процветает. Сегодня в ней работают пятьсот постоянных архитекторов. И еще по сто нанимаются на каждый новый объект.

Башня Херст, Нью-Йорк

Фостера продолжают ценить за виртуозную художественную трактовку, многообразие возможностей техники, за постоянное стремление ее гуманизировать, дать человеческое измерение масштабу, превратить ее из пугающей отчужденной силы в источник радости и красоты. Именно в этом состоит ядро его творческой концепции, ее глубинная цельность, объединяющая столь, казалось бы, разные по назначению и образным характеристикам объекты мастера. Это точно уловил Б. Фуллер. Свою речь на торжественном акте вручения Фостеру Золотой медали Королевского института британских архитекторов в 1983 году он завершил словами: «Я низко кланяюсь Вам, Норман, за Вашу исключительную цельность».


Kogod Courtyard, Center for American Art and Portraiture at the National Portrait Gallery , Washington, DC

Сам Фостер против однозначного уравнивания его творчества с эстетикой хай-тека. «Все зависит от того, что вы подразумеваете под термином. Если хай-тек вы понимаете как неразборчивую погоню за передовой и изощренной технологией ради нее самой, тогда я буду категорически отрицать, что мы архитекторы хай-тека».

Expo MRT Station, Сингапур

Для таких утверждений есть основания, но и очевидность пристрастий к супертехнике несомненна. «Он испытывает просто какой-то детский восторг, обнаруживая новые конструктивные и экспрессивные возможности. Его находки всегда интересны, неожиданны. Он использует самые последние достижения в наиболее развитых областях техники». Недаром сам Фостер считает, что использование передовых технологий, не свойственных строительству, «всегда было главной заботой фирмы», приводя в качестве примеров свою надувную оболочку для компьютерного производства, систему, принятую им во «Фред Олсен сентр», суперскульптурные панели Сайнсбери-сентр, сочетание конструкций и остекления в здании Рено-сентр, перекрытия в гонконгском банке, где опробована технология самолетостроения. Создается впечатление, что самые сложные обстоятельства, финансовые ограничения, головоломные функциональные требования лишь воодушевляют Фостера.

Gherkin, Лондон

Текст Дмитрия Самина

(Norman Foster, р. 01.06.1935) успевает всегда и везде - баронет, лыжник, увлеченный пилот и велосипедист, отец пятерых детей, 84-летний архитектор-машина. Успевает работать над сотней проектов одновременно, управляет бюро Foster + Partners, 1200 сотрудников которого говорят на 40 языках, - идеально налаженный механизм, чей продукт моментально становится стандартом: так надо строить.

NORMAN FOSTER Закончил School of Architecture and City Planing в Университете Манчестера и Йельский университет. Ученик Р.Б. Фуллера и последователь В. Шухова, от которых воспринял остекленные своды и сетчатые диагональные металлоконструкции. Его бюро получило с 1967 года две сотни наград и выиграло полсотни конкурсов.
С 1990 года - сэр, с 1999-го - пожизненный пэр и лауреат Притцкеровской премии.

Один из примеров - эко-город Масдар, проектируемый недалеко от Абу-Даби. Низкоэтажные дома для сорока тысяч жителей, начиненные современными технологиями, построят по-арабски скученно, что позволит сохранить относительно низкие температуры во внутренних дворах. Masdar City - не социальный проект, но в качестве «идеального города» способен стать урбанизационной моделью в любой стране. С шейхами Фостер сотрудничает давно и плотно, он - автор национальных павильонов ОАЭ на межэдународных EXPO

Фостера можно назвать рекордсменом во многих измерениях. Едва ли манчестерский мальчишка из неблагополучного рабочего района, подрабатывавший то мороженщиком, то пекарем, то вышибалой на дискотеке, мог мечтать, что станет архитектором самых больших, высоких, длинных и дорогих сооружений в мире, получит все возможные профессиональные награды, станет героем нашумевшего документального фильма How Much Does Your Building Weigh, Mr Foster? и будет автором космодромов, городских агломераций и политической фигурой мирового масштаба.

Проект аэропорта New Mexico Сity. Foster + Partners совместно с Фернандо Ромеро (FR-EE). 2014.

Известность пришла в 1975-м, когда здание страхового общества Willis Faber & Dumas в Ипсвиче перевернуло традиционные взгляды на офис: изогнутые стены одело сплошное затемненное стекло, в котором отразилась окружающая историческая застройка, газон на крыше начал свою работу по сохранению тепла, а бассейн разбавил рабочие будни.

Кампус Apple Cupertino 2, Калифорния. Foster+Partners.

Основные клиенты Фостера - люди, которые стоят у руля или, по выражению самого архитектора, «держат кнут за рукоятку». Его можно сравнить с Карлом Фридрихом Шинкелем: в XIX веке тот стал практически официальным архитектором прусской столицы, а Фостер определил картину сегодняшнего Лондона. Сейчас мало кто может представить город не только без старинного Тауэрского моста, но и без фостеровского моста Millennium, здания городской мэрии со сдвинутыми с вертикальной оси этажами, реконструированных музеев и, конечно, 180-метрового небоскреба швейцарской страховой компании Swiss Re. Это первое экологически чистое высотное здание в Британии журналисты едко сравнивали с початком, корнишоном, гильзой, шишечкой и т. п. За этот проект архитектор был удостоен премии Стерлинга.

Главный офис компании Swiss Re, Лондон, 2003.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама