THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Юлия Стафеева
Конспект НОД на тему «Планеты Солнечной системы» в старшей группе

Цель : Закреплять представления детей о Солнечной системе .

Задачи :

Обучающие : Формировать элементарные знания о планетах солнечной системы : названия, из чего состоят планеты . Закреплять знания детей о порядке расположения планет относительно Солнца , их величине. Закрепить знание детей о том, кто первым побывал в космосе, первом космонавте Земли, первой женщине – космонавте, обучить детей новому способу рисования с помощью метода отпечатывания.

Развивающие : Развивать творческое воображение и мышление. Развивать у детей интерес к научному познанию космического пространства.

Воспитательные : Воспитывать понимание того, что космонавтом может быть только здоровый, образованный, настойчивый и бесстрашный человек. Воспитывать в детях гордость за свою страну.

Методы и приёмы : Словесный (беседа, рассказ) ; игровой (игра «Планеты стройся ); продуктивный (рисование планет при помощи не традиционной техники) ; поощрение.

Предварительная работа с детьми : Проведение специально организованного обучения, беседы, игры, познавательно – практическая деятельность, изобразительная деятельность.

Предварительная работа воспитателя : Подготовка оборудования, раздаточного материала, музыкального сопровождения, иллюстраций.

Продолжительность : 25 – 30минут

Ожидаемые результаты : Вызвать интерес к планете , на которой мы живём, формирование у детей способности видеть многообразие мира, развитие познавательного интереса, пополнение знания детей о событиях и фактах развития астрономии и космонавтики, воспитание уважения к людям – первооткрывателям.

Оборудование и материалы : Плакат с изображением Солнечной системы , фотографии с изображением космонавтов, аудиозапись «Музыка космоса» , листы бумаги формата А- 4, гуашь, листы для формирования «комка» для «печатанья» планет .

Словарная работа : Солнечная система , космос, звезда, планета , орбита, комета, метеор, астероид, спутник, астрономия, астронавт.

Раздаточный материал : Фотографии с изображением планет солнечной системы .

Структура НОД :

1. Организационный момент : Приветствие. Психологический настрой детей к НОД.

2. Основная часть : Знакомство детей с Солнечной системой . Рассказ детей о тех, кто первым побывал в космосе. Рассказ детей о планетах солнечной системы . Подвижная игра «Планеты , стройся!» . Знакомство детей с понятиями : астероид, комета, астроном, астрономия. Рисование планет , с помощью метода отпечатывания.

3. Заключительная часть : Рефлексия, поощрение.

Ход НОД:

Воспитатель : Здравствуйте, ребята! Поздоровайтесь с нашими гостями! Ребята, сегодня наше занятие посвящено Дню космонавтики. Ровно 55 лет тому назад 12 апреля 1961г., человек совершил свой первый полёт в космос. А кто- нибудь из вас знает, кто это был?

Дети : Юрий Гагарин.

Воспитатель : Правильно. Это был Юрий Алексеевич Гагарин. Русский космонавт – первый космонавт планеты ! И сегодня я приготовила для вас сюрприз. Это звук голоса Юрия Гагарина и его знаменитая на весь мир фраза «Поехали!» произнесённая им за секунду до старта ракеты , записанный на диск (включается аудиозапись) .

Воспитатель : Ребята, а кто из вас знает, как же звали первую женщину – космонавта?

Дети : Валентина Терешкова.

Воспитатель : Действительно, ребята, первая женщина космонавт это Валентина Владимировна Терешкова.

Воспитатель : Ребята, а вы знаете, что до появления первого человека в космосе, там побывали две замечательные и наверное очень смелые собачки? Кто скажет, как их звали?

Дети : Белка и Стрелка.

Воспитатель : Вы просто молодцы! Вокруг нашей звезды - Солнца – вращаются девять планет , входящих в Солнечную систему . Она включает в себя Солнце , все планеты и их спутники , кометы и куски горной породы, космическую пыль и лёд. Как вы думаете, чем планеты отличаются от звёзд ?

Дети : Ответы детей.

Воспитатель : В Солнечной системе девять планет . Большинство из них учёные назвали в честь греческих и римских богов. Ребята, я знаю, что вы хотели рассказать нашим гостям о каждой планете Солнечной системы . Готовы? Тогда начнём!

1-й ребёнок : Меркурий- самая близкая к Солнцу планета . Её поверхность каменистая и пустынная, на планете нет ни воды ни воздуха.

2-й ребёнок : Венера- вторая от Солнца планета . Покрыта Венера толстыми слоями облаков. Здесь царит испепеляющая жара. Венера – самая яркая планета на небе .

3-й ребёнок : Земля – третья от Солнца планета . Планета находится на таком расстоянии от Солнца , что температура на ней не бывает ни слишком высокой, ни слишком низкой, и есть достаточное количество воды, поэтому на Земле есть жизнь. Земля имеет свой спутник Луну.

4-й ребёнок : Марс – четвёртая планета Солнечной системы . Марс – единственная похожая на Землю планета тем , что имеет четыре времени года. До того как учёные узнали, что на Марсе нет жизни, люди верили, что там живут загадочные существа – марсиане.

5-й ребёнок : Юпитер – пятая планета от Солнца . Это самая большая планета Солнечной системы . Она на столько велика, что все остальные планеты могли бы поместиться в неё. Юпитер – гигантский шар, состоящий из жидкости и газа.

6-й ребёнок : Сатурн – шестая планета Солнечной системы . Сатурн – это большой шар, состоящий из жидкости и газа. Планета известная своими великолепными кольцами. Каждое из колец Сатурна состоит из газов, частиц льда, камней и песка.

7-й ребёнок : Уран – седьмая планета от Солнца . Это единственная планета Солнечной системы , которая вращается вокруг солнца , как бы лёжа на боку. Её называют «лежачая» планета .

8-й ребёнок : Нептун – восьмая планета от Солнца . Это громадный шар, состоящий из газа и жидкости. Нептун можно увидеть только в телескоп. На поверхности планеты дуют самые сильные ветры в Солнечной системе .

9-й ребёнок : Плутон – девятая планета от Солнца . Нам очень мало известно о Плутоне, поскольку к нему не посылали автоматических станций.

Воспитатель : Учёные предполагают, что за Плутоном есть десятая планета . Но она ещё не найдена. В ваших силах ребята, стать в будущем астронавтами и найти эту планету . Но что бы стать астронавтом вы, ребята, вы должны вести здоровый образ жизни, быть трудолюбивыми, смелыми и целеустремлёнными. А вы знаете кто такие астронавты?

Дети : Это человек, который летит к звезде. Путешественник в космосе.

Воспитатель : Правильно. Молодцы. А на земле, через специальные телескопы, космос изучают астрономы. Наука, занимающаяся изучением космоса называется – астрономия. А что же ещё кроме Солнца , планет и их спутников есть в космосе?

1-й ребёнок : Астероиды. А стероид – небольшое небесное тело, движущееся по орбите вокруг Солнца .

2-й ребёнок : Комета – небольшое небесное тело состоящее из каменных пород, льда и пыли. Когда комета приближается к Солнцу , у неё образуется светящийся хвост.

Воспитатель : Молодцы. Как много оказывается вы знаете о космосе! А теперь что бы немного отдохнуть я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Планеты , стройся!» (Дети с изображением Солнца и планет выстраиваются по порядку их расположения)

Подвижная игра «Планеты , стройся!» (дети на счёт поднимают руки в верх с изображением планет )

На Луне жил звездочёт,

Он планетам вёл подсчёт .

Меркурий – раз, Венера – два-с,

Три – Земля, четыре – Марс.

Пять – Юпитер, шесть – Сатурн,

Семь – Уран, восьмой – Нептун,

Кто не видит – выйди вон (все вместе) .

(А. Усачёв)

Воспитатель : Вам понравилась игра? А теперь я предлагаю вам нарисовать свои планеты . Готовы? Тогда начнём! Присаживайтесь за столы. Перед вами лежат листы бумаги голубого цвета. Совсем, как маленькие кусочки неба. А на тарелочках я приготовила листы бумаги, из которой мы с вами сделаем «комочки» для рисования планет методом отпечатывания. Возьмите их и хорошенько сожмите их руками. Вот какие замечательные шарики у вас получились!. Теперь обмакните свой бумажный шарик в тарелочку с гуашью, которая стоит у вас на столах и прижмите его к листу. Смотрите, какие красивые и необычные рисунки у вас получились. Покажите их пожалуйста нашим гостям.

Воспитатель : Ребята, вы молодцы! Сегодня вы показали себя настоящими знатоками космоса! А эти рисунки я предлагаю вам оставить на память о сегодняшнем занятии.

Рефлексия : Ребята, вам понравилось наше занятие? Чему оно было посвящено? Что нового вы сегодня узнали? Какое настроение у вас было во время занятия?

Ответы детей.

Воспитатель : Давайте скажем до свидания нашим гостям!

Дети : До свидания! Ждём вас снова в гости!

Публикации по теме:

"Планеты солнечной системы" для оформления группы к тематической неделе "Космос". Мастер-класс. Как и во многих других садах у нас прошла.

Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста «Планеты солнечной системы - парочки» Задачи: Дидактические. Уточнить названия.

Конспект организованной образовательной деятельности «Планеты Солнечной системы» Конспект организованной образовательной деятельности «Планеты солнечной системы». Возрастная группа: старшая группа ОО «Познавательное.

Маленьких жителей планеты Земля и воспитанников старшей группы детского сада "Радость" из города Саратова очень интересует тема космоса.

Задачи:

  • Образовательные : расширять знания детей о Солнце, как о звезде, о планетах, строении Солнечной системы; учить задумывать содержание и выполнять свой замысел в рисунке, совершенствовать технику рисования фантазийных образов.
  • Развивающие : развивать логическое и ассоциативное мышление, зрительную, слуховую память, внимание, любознательность, продуктивное воображение; мелкую моторику рук; активизировать словарь.
  • Воспитательные : умение работать сообща; воспитывать трудолюбие, аккуратность, самостоятельность; эстетическое отношение к природе через рисование планет.

Материалы:

  • Демонстрационный: посылка, письмо, видеоматериалы о Солнечной системе; изображения планет; карточки с названиями планет Солнечной системы; картинки с изображением планет по размерам; таблица с занимательным кроссвордом; музыкальное сопровождение.
  • Раздаточный: бумажные тарелки разного размера, восковые мелки, акварельные краски, палитра, кисточки, поролоновые подушечки, баночки с водой, салфетки, листы бумаги на каждого ребенка.

Предварительная работа:

Ход занятия

Воспитатель : Ребята, Вы любите путешествовать? (ответы детей).

Тогда куда сегодня мы пойдем, полетим или поплывем? (Ответы детей).

Вы знаете, я даже растерялась, какой же будет курс нашего путешествия?

Воспитатель говорит детям, что когда она пришла утром в группу, почтальон принес странную посылку (показывает детям), на которой написано: “Для детей подготовительной группы, открыть во вторник утром”.

Какой сегодня день недели? А какое сейчас время суток?

(Ответы детей).

Все правильно, тогда можно открывать.

Ребята, здесь письмо!

Воспитатель читает письмо.

Дорогие друзья!

Я составил для Вас занимательный кроссворд.

Уверен, что вы его быстро и легко решите.

А выделенное по вертикали слово поможет определить цель вашего путешествия. Удачи. Знайка.”

Воспитатель прикрепляет на доску кроссворд, предлагает его разгадать. Читая задания, просит детей вписывать в таблицу правильные ответы.

Выполнив все задания, дети читают ключевое слово - “КОСМОС”.

Воспитатель : И так, наше сегодняшнее путешествие будет... космическим.

Ребята, как Вы думаете, почему именно это слово зашифровал Знайка?

(Ответы детей).

Конечно, сегодня 12 апреля – день космонавтики. Более 50 лет назад в этот день наш космонавт Юрий Гагарин совершил свой первый полет в космос.

В космосе много тайн и загадок. А Вы умеете разгадывать загадки?

(Ответы детей).

Воспитатель загадывает детям загадку:

“Голубая, круглая,
В небе проплывает,
На ней мы все живем,
Как ее называют?”

Это – ... наша планета Земля. Но она не одинока во Вселенной.

Воспитатель вместе с детьми просматривает видеоматериалы о

Солнечной системе, рассказывая о ней.

Воспитатель : Ребята, присмотритесь внимательно к Солнцу. Это – огромная звезда, состоящая из раскаленных газов. Солнце находится так далеко, что его лучи достигают Земли только через 8 минут. Оно такое большое, что может вместить в себя свыше миллиона Земель. Вблизи Солнца можно разглядеть несколько крохотных звездочек, они сопровождают его со всех сторон. Но для этого необходимо вооружиться телескопами. Давайте сделаем их из листов бумаги, путем скручивания в трубочку.

Дети делают телескопы и смотрят в них.

Воспитатель : Оказывается, это не огненные шары, как все звезды, а темные твердые каменные шары, освещенные солнцем, - планеты.

Планеты сами не светятся. Они “светят” только потому, что горит Солнце. Потухнет Солнце – сразу же потухнут и все планеты.

Планета в переводе с греческого – “блуждающая звезда”.

Как Вы думаете, чем же планеты отличаются от звезд? (ответы детей).

Звезды состоят из раскаленных газов, а планеты – из твердых, жидких частиц и газов.

У Солнца есть дружная семья, в которой оно – глава. Это – 9 планет, вращающихся вокруг Солнца. Все вместе они образуют систему, которая называется Солнечной. Планеты ходят не хороводом, а у каждой свой путь, свой круг, и не одна планета никогда не уйдет от Солнца, их удерживает сила солнечного притяжения. Скорость движения планет разная. У большинства из них есть луны. Луна – твердый шар, который крутится вокруг планеты, сияет не своим, а отраженным солнечным светом.

Сейчас люди осваивают всю Солнечную систему: запускают космические автоматы к планетам, готовят ракеты и космонавтов для путешествия к ним и здесь их ждет много удивительных открытий.

Давайте и мы познакомимся с этими планетами поближе. Для этого я предлагаю Вам отправиться в воображаемое космическое путешествие на ракете. Произносим волшебные слова: “Раз, два, три - ракета в космос унеси!”

(Дети произносят слова).

Воспитатель : И вот мы уже в бескрайних просторах космоса.

Под плавную музыку ребята выполняют различные упражнения, имитируя движения космонавтов в невесомости.

Воспитатель : Приземлимся на родную Землю и посмотрим с нее на другие планеты.

(Дети садятся на ковер).

Сейчас мы с Вами попробуем найти планеты и выложить Солнечную систему.

Перед детьми на мольбертах выставлены карточки с изображением Солнца и планет Солнечной системы, их названиями.

Воспитатель просит детей внимательно слушать и смотреть: по данному ей описанию попробовать найти каждую из планет Солнечной системы, подобрать карточку с ее названием, правильно расположить.

Планета твердая, каменистая, очень похожая на Луну, но самая быстрая и поворотливая (Меркурий).

Очень яркая планета, она отражает солнечный свет, поэтому кажется светящимся шаром. Ее поверхность скрывают белые, плотные, ядовитые облака. Названа в честь богини (Венера).

Прекрасный голубой шар с белыми пятнами. Это единственная, известная нам, обитаемая планета, на которой есть вода и воздух (Земля).

По цвету похожа на огонь, на пламя костра. Иногда ее называют Красной планетой, состоит из красного камня (Марс).

Сплошной горячий океан, на планете нет суши, но есть луны – 4 крохотные звездочки (Юпитер).

Самая красивая планета, видна как яркая белая звезда. Вокруг имеются огромные кольца из кусков камня и льда. У нее 10 лун, причем одна почти такого же размера, как Меркурий (Сатурн).

Состоит из газов. Планета синего цвета, названа в честь древнегреческого бога морей (Нептун).

Планета окружена 9 кольцами, ядро состоит главным образом из льдов и горных пород (Уран).

Состоит из камня и льда, ее обнаружили последней (Плутон).

В Солнечной системе еще много неоткрытых малых планет, они называются астероидами.

По мере необходимости воспитатель оказывает помощь.

Воспитатель : Молодцы! Вы хорошо справились с заданием.

После того, как все планеты выложены, дети их рассматривают, и отвечают на вопросы воспитателя:

  • Чем отличаются планеты друг от друга?
  • Что у них общего?
  • Солнце греет планеты своими лучами. Одни планеты ближе к Солнцу, другие – дальше. Значит, на всех планетах разная погода.
  • Найдите самые ближние к Солнцу планеты.
  • На какой планете будет больше света и тепла – на самой ближней к Солнцу или самой дальней от него?
  • Назовите самую холодную планету.
  • На какой планете будет не жарко и не холодно?
  • Что можно сказать о планете Земля?

Организуется игра “Живая Солнечная система”.

Дети берут карточки с изображением планет солнечной системы, выстраиваются вокруг Солнца, начинают движение каждый по своему кругу, произнося считалочку:

  • Раз – Меркурий.
  • Два – Венера.
  • Три – Земля.
  • Четыре – Марс.
  • Пять – Юпитер.
  • Шесть – Сатурн.
  • Семь – Уран.
  • Восемь - Нептун.
  • Девять - маленький Плутон.
  • Солнце – главный чемпион.

(Поочередно дети поднимают карточку с изображением соответствующей планеты).

(Дети садятся).

Воспитатель : Все планеты разного размера. Детям демонстрируется видео “Сравнение планет по размерам”.

Давайте проверим, так ли хорошо Вы все запомнили. Детям предлагается разложить карточки с изображением планет:

В одну линию от самой большой до самой маленькой.

  • Найти самые большие планеты
  • Найти гигантскую планету.
  • Найти самую маленькую планету.

Разделить планеты на три группы: малые, средние, гиганты.

Воспитатель : Очень хорошо, ребята! Спасибо Вам за это замечательное путешествие, в котором мы узнали много нового, интересного и полезного о Солнечной системе. Но нам пора возвращаться в группу. Занимаем места в ракете, говорим волшебные слова: “Раз, два, три – ракета в группу нас верни!”.

(Дети произносят слова).

Воспитатель : Теперь я приглашаю Вас занять свои места в ИЗО-студии и отразить свои впечатления о путешествии в рисунке.

Воспитатель предлагает пофантазировать: какого цвета будет их планета, чем покрыта, кто может ее населять и превратить бумажную тарелочку в свою необычную планету. Чтобы планеты светились в космосе, их нужно сделать яркими и чистыми цветами.

Воспитатель напоминает детям о приеме рисования “по сырому”. Этот способ позволяет получить интересные цвета и оригинальные оттенки, а также плавное перетекание одного тона в другом.

Дети выбирают материалы и начинают рисовать фантастические картины планет по своим замыслам. Во время рисования звучит негромкая, легкая инструментальная музыка.

При необходимости воспитатель оказывает детям индивидуальную помощь, побуждает тех, кто работает быстрее, вносить дополнения в рисунок.

Анализ занятия

Воспитатель, собирая работы, одобряет их, особенно отмечая оригинальность и проявленное творчество. Дети рассматривают работы друг друга, рассказывают о своих планетах, дают им названия. Из выполненных детских работ выкладывается большое панно “К планетам Солнечной системы”.

Дети приводят в порядок свои рабочие места, моют руки.

Направление: «Познавательно – речевое развитие»

Образовательные области : (познание, физическая культура, здоровье, социализация, труд)

Ход занятия:

1ч. Дети сидят за столами.

Восп.: Сейчас я загадаю вам загадку, а вы попробуйте ее отгадать.

Загадка:

По темному небу

Рассыпан горошек,

Цветной карамели

Из сахарной крошки.

И только тогда,

Когда утро настанет

Вся карамель

Пропадет и растает.

Дети: Звезды.

Восп.: Молодцы. Правильно.

Воспитатель демонстрирует карту звездного неба.

Восп.: Дети, как Вы думаете, что это? (показывает карту)

Дети: Карта ночного звездного неба.

Восп.: Посмотрите, сколько здесь звезд, попробуйте их сосчитать и вы сразу запутаетесь. А где находятся звезды?

Дети: Во Вселенной, в космосе,в Галактике, в космическом пространстве.

Восп.: А кто знает, что такое Галактика?

Дети: Это огромное скопление звезд. Наша Галактика называется Млечный путь.

Восп.: Кто может сказать, что такое звезды?

Дети: Звезды – это большие шары, состоящие из газа и пыли.

Восп.: Правильно. Вселенная бесконечна, одни звезды – крупные, они ближе к нам, другие – мелкие, еле заметные, очень далеко находятся от нас, поэтому и кажутся очень маленькими. Никто на Земле пока не знает, есть ли жизнь на Звездах. Но все – равно на звездное небо интересно смотреть, наблюдать за падающими звездами.

На самом деле, Звезда – это огромный газовый шар. Она рождается из газа и пыли, а угасает, когда заканчивается топливо. Названия каких звезд и созвездий вы

Дети: Созвездие Большой Медведицы, Малой Медведицы, Полярная звезда, Андромеда.

Восп.: Молодцы. Мы с вами поговорили о звездах, а теперь. Поговорим о Солнце.

(прикрепляет солнце на магнитную доску)

2ч. Восп.: Как вы думаете, что такое Солнце?

Дети: - Солнце – это большая звезда.

Солнце – это огромный раскаленный шар, к нему приблизится невозможно, оно все плавит и сжигает.

Солнце – намного ближе к нашей планете, чем другие звезды, поэтому оно выглядит большим и круглым.

На Солнце тяжело смотреть, оно очень яркое, сверкающее, от него идет много тепла и света.

Восп.: Молодцы. Вы много знаете о Солнце. А теперь посмотрите на эту карту (показывает карту Солнечной системы).

Это Солнце и его планеты. Каждая планета движется вокруг солнца по своей орбите.

Скажите мне, сколько всего планет вращается вокруг звезды Солнце?

Дети : Девять.

Восп.: Названия каких планет вы знаете?

Дети: Меркурий, Земля, Сатурн.

Восп.: Какая планета самая ближайшая к солнцу?

Дети: Меркурий.

Восп.: Какая по счету находится планета Земля?

Дети: Третья от Солнца.

Восп.: Какая планета считается самой красивой?

Дети: Сатурн.

Восп.: Молодцы.

3ч. Восп.: А теперь давайте попробуем создать свою Солнечную Систему (на магнитную доску прикрепляет Солнце).

Какая самая ближайшая планета от Солнца?

Дети: отвечают:

1 реб.: Меркурий – самая ближайшая к Солнцу планета. На этой планете очень, очень жарко.

Восп.: Какая следующая планета?

2 реб.: Венера – на этой планете плотная оболочка, которая удерживает тепло. Для людей – очень жаркая планета.

(прикрепляет планету на доску)

Восп.: Хорошо. Какая следующая планета?

3 реб.: Земля – это наш дом. Единственная планета, на которой существует жизнь.

(прикрепляет планету на доску)

Восп.: Отлично. Какая планета будет следующей?

4 реб.: Марс – эта планета красного цвета. Марс – холодный, сухой и скалистый.

(прикрепляет планету на свою орбиту)

Восп.: Что вы скажете о следующей планете?

5 реб.: Юпитер – самая большая планета в солнечной системе. Состоит из жидкости, газа и металла.

(прикрепляет планету на доску)

Восп.: Кто назовет следующую планету?

6 реб.: Сатурн – легко узнать по светящимся кольцам. Самая красивая и необыкновенная планета.

(прикрепляет свою планету на доску)

Восп.: Какая планета будет следующей?

7 реб.: Уран – это ледяной гигант, который состоит из газа. Очень тяжелая планета, тяжелее Земли, у нее нет твердой оболочки.

(прикрепляет на доску)

Восп.: Хорошо. А что насчет следующей планеты?

8 реб.: Нептун – эта планета похожа на штормовое море, но только на газовое с неспокойной атмосферой.

(прикрепляет планету на доску)

Восп.: Ну, и, последняя планета?

9 реб.: Плутон – планета, которую открыли совсем недавно. Это маленький замерзший шарик, который называется карликовой планетой – расположена дальше всех от солнца.

(прикрепляет на доску)

Восп.: Молодцы. Вот мы и создали свой макет Солнечной Системы и его планет. Как красиво у нас получилось.

4ч. Физкультминутка.

Восп.: А теперь давайте немножко отдохнем и сделаем зарядку.

Ребята, встаньте рядом со своими партами. Начали.

Дети: выполняют зарядку:

По порядку правая рука вверх,

Все планеты левая рука вверх,

Назовет любой – правая рука виз,

Из нас – левая рука вниз,

Раз – Меркурий – правая рука на пояс,

Два – Венера – левая рука на пояс,

Три – Земля – правая рука на плечо,

Четыре – Марс – левая рука на плечо,

Пять – Юпитер – правая рука вверх,

Шесть – Сатурн – левая рука вверх,

Семь – Уран – правая рука на плечо,

За ним – Нептун – левая рука на плечо,

Он восьмым – правая рука на пояс,

Идет по счету – левая рука на пояс,

А за ним – правая рука вниз,

Уже потом – левая рука вниз,

И девятая планета – маршируют на месте,

Под названием – Плутон – маршируют на месте.

Восп.: Молодцы. Занимаем свои места.

Дети: Садятся за столы.

5ч. Восп.: Сегодня мы много говорили о Солнце, и попробуем сделать Солнечные часы, чтобы наблюдать за изменениями движения Солнца. Для этого нам понадобятся картон, карандаш и ножницы.

Восп.: Показывает ход работы:

Действие воспитателя

Действие детей

Вырежем ровный круг из картона.

Вырезают

Наметим карандашом центр и проткнем его.

Намечают,

Протыкают

Вставим в середину карандаш.

Вставляют карандаш

Восп.: Часы готовы. С помощью них мы будем наблюдать за изменением положения солнца, в этом нам поможет тень, которую отбрасывают все предметы, освященные солнцем.

Эксперимент:

Воспитатель лампой (солнцем) светит на карандаш, от него отражается тень. Отмечаем карандашом на круге. Солнце движется – тень появляется в другом месте. Вот так вы сможете наблюдать за движением солнца.

Дети: Выставляют на стол часы и выполняют работу.

Восп.: А сейчас Варя прочитает нам стихотворение «Земля».

Варя:

Давайте будем любить планету

Другой такой ведь на свете нету.

Развеем над нею и тучи и дым,

В обиду ее никому не дадим.

Воспитатель подводит итоги:

Восп.: Молодцы. Сегодня мне понравилось как вы занимались, правильно отвечали на вопросы. Много знаете о Солнце и его планетах.

Я хочу наградить вас медалями, чтобы вы помнили о нашем интересном и познавательном занятии.

(раздает медали)

Восп.: Дети, а что больше всего вам понравилось на нашем занятии?

По познавательному развитию

Конспект НОД «Путешествие в планетарий. Солнечная система»

Прислала: Соколова Елена

Оборудование: проектор для показа слайдов, медали планет, различная крупа для составления солнечной системы, желтые круги, карточки с пропущенными буквами в названиях планет.

Цель: знакомить детей с устройством Солнечной системы.

Задачи: познакомить детей с Солнцем и его значением, влиянием на климат; способствовать развитию познавательной активности детей.

Развивать образное мышление, творческое воображение, связную речь.

Ход занятия

1. Воспитатель: Ребята, а сегодня мы с вами совершим экскурсию в необычное место. Для того чтобы узнать куда, вы должны отгадать загадку (2 слайд «Загадка»)

(Загадывается загадка о космосе. Отгадка «космос» появляется на экране. 3 слайд «Космос»)

2. - Ребята, пока нет таких аппаратов, чтобы мы могли отправиться на экскурсию в космос. Но мы можем пойти с вами в планетарий. Ребята, а как вы думаете, что такое планетарий и что там можно увидеть? (ответы детей. 4-5 слайды «Планетарий»)

Вопрос: Почему у здания планетария крыша в виду полушара? (ответы детей)

Воспитатель: Планетарий - это здание с куполообразной крышей. На купол, с помощью аппарата проецируется звездное небо. Это позволяет нам с вами рассмотреть планеты и звезды, изучить их.

И вот мы с вами в планетарии. Мы смотрим на купол - это вселенная, звездное небо. (6 слайд «Звездное небо»)

Воспитатель: Ребята, что нас окружает в космическом пространстве? (звезды, планеты, солнце, спутники, метеориты, кометы) (7 слайд)

3. Воспитатель: Как вы думаете, какими планеты кажутся с Земли? (маленькими, большими, не видим….)

Чтобы ответить на этот вопрос проведем опыт.

Возьмите все круги.

Поставьте его перед глазами. Что видим? (ничего)

Начинайте медленно его отдалять от глаз.

Что происходит с кругом? (Он кажется меньше, из далека)

Вывод: Круг кажется меньше, если его отдалять от глаз, а если приближать к глазам, то кажется, что он увеличивается.

4. - Все предметы при удалении кажутся меньше. Солнце очень большое, но оно кажется маленьким, т. к. Солнце далеко. Звезды очень большие, многие из них крупнее Солнца, но они кажутся маленькими, потому что далеко (8 слайд)

Звездное небо настолько огромное, что мы не сможем изучить его только за один поход в планетарий. Сегодня мы поговорим только о солнечной системе. А что это такое, мы сейчас с вами попытаемся понять.

5. - А что же такое солнечная система?

Дети: Это солнце, вокруг которого вращаются девять планет, множество мелких планет - астероидов и комет. (9 слайд «Солнечная система»)

Солнце - самый знакомый всем людям астрономический объект. Это наша звезда, дающая нам жизнь. Из-за него днём все остальные космические объекты становятся невидимы. Солнце выделяет свет и тепло, до тех пор, пока не зайдёт за горизонт. И только потом небо становиться достаточно тёмным, чтоб увидеть остальные звёзды. Солнце это такая же звезда, как и все остальные звезды, просто оно находится к нам ближе. (10 слайд «Солнце»)

Планета, на которой мы живем, называется «Земля» и она дружит с солнцем. Что дает солнце нашей планете? (тепло и свет) (11 Слайд «Земля»)

6. - Без солнышка мы жить не сможем, поэтому люди с давних пор проявляли к солнышку уважение. Сочиняли пословицы и поговорки про солнце, стихи. (12 - 13 слайды «Пословицы и поговоркм»)

  • Красное солнышко на белом свете черную землю греет.
  • Что мне золото, светило бы солнышко!

(спросить, как дети поняли смысл поговорки)

Стихотворение читает ребенок:

Солнышко

Тучка прячется за лес,

Смотрит солнышко с небес.

И такое чистое,

Доброе, лучистое.

Если б мы его достали,

Мы б его расцеловали.

7. Воспитатель: Но Земля - это не единственная планета в космосе, которая "дружит" с Солнцем. Земля - это одна из планет большой Солнечной семьи. Какие планеты вы знаете? (Слайд 14 «Солнечная система»)

Слайд 15 «Планеты»

Какая планета самая большая? (Юпитер)

Какая планета самая горячая? (Венера)

Какая звезда даёт нам тепло? (Солнце)

Какая планета «катится», как шар по блюдцу? (Уран)

Какая планета по счёту от Солнца наша планета - Земля? (Третья)

Воспитатель: Обратите внимание, что размеры планет различны, но все они значительно меньше солнца

8. ФИЗМИНУТКА (звучит музыка, дети стоят на ковриках) .

Над Землёю ночью поздней, Только руку протяни, (потянулись руки вверх)

Ты ухватишься за звёзды: (Руки вверх, в стороны вниз)

Рядом кажутся они (руки в кулачки сжимать)

Можно взять перо Павлина, (Руки перед глазами)

Тронуть стрелки на Часах, (Руки перед глазами)

Покататься на Дельфине, (ноги вместе, руки вверх, покачаться)

Покачаться на Весах.

Над Землёю ночью поздней, (наклон вниз, руки машут тик-так)

Если бросить в небо взгляд, (присесть руки вперед)

Ты увидишь, словно гроздья, (Ноги на ширине плеч, руки в стороны покачаться)

Там созвездия висят (Руки вниз, поднять голову вверх потянулись вверх, руки вверх. Руками берем созвездия)

9. Воспитатель: Для того, чтобы представить размеры Солнечной системы, мы составить Солнечную систему:

Возьмите лист бумаги с изображением Солнечной системы, чашку с предметами, которые заменят нам планеты.

Солнце - мяч (10 см) , тогда

  1. Меркурий - пшено
  2. Венера - рис
  3. Земля - рис
  4. Марс -горох
  5. Юпитер - ракушка
  6. Сатурн - ракушка
  7. Уран - фасоль
  8. Нептун - фасоль
  9. Плутон - горох

Остальные тела Солнечной системы изобразить невозможно, так как они ничтожно малы. (Слайды 16-18 «Планеты»)

Назовите планеты гиганты? (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун)

Назовите планеты земного типа? (Венера, Земля, Марс)

Назовите самую маленькую планету? (Меркурий)

Теперь мы с вами можем представить планеты Солнечной системы.

На полу изображены орбиты разных планет. Детям раздаются бумажные медали с изображением планет (цвета планет и их орбит должны соответствовать) В центре кругов стоит ребенок, изображающий Солнце. Предложите остальным детям-планетам занять свои места на орбитах. Если будут затруднения, еще раз вернуться к слайду. Затем предлагается детям разойтись в разные стороны и по команде "Планеты - по местам!", построить модель Солнечной системы. Кто из планет быстрее займет свое место? Затем каждая планета должна сделать круг вокруг Солнца. При этом обратить внимание детей: чем ближе планета расположена к Солнцу, тем быстрее она пройдет по кругу. Земля проходит весь свой путь вокруг Солнца за год (от одного Нового года до другого) . Чтобы наглядно показать это, взять большой календарь и по мере движения по кругу ребенка-Земли перелистывать его страницы, называя месяцы. Таким образом, ребенок начнет двигаться в январе, а вернется на свое место в декабре.

11. - Чтобы изучить вселенную, мы не один раз должны побывать в космосе, поэтому мы должны заправить космический корабль топливом. Для этого нам необходимо выполнить задание.

Нужно вписать пропущенные буквы в названия планет.

(дети вписывают.)

12. (Слайды) По порядку все планеты

Дети: Назовёт любой из нас:

Раз - Меркурий,

Два - Венера,

Три - Земля,

Четыре - Марс.

Пять - Юпитер,

Шесть - Сатурн,

Семь - Уран,

За ним - Нептун.

Он восьмым идёт по счёту.

А за ним уже, потом,

И девятая планета

Под названием Плутон.

13. Воспитатель. Итог: ребята, вот и подошло к концу наше первое путешествие в космос, сегодня мы многое узнали, многое увидели. Скажите, что же нового мы узнали (что такое планетарий, солнечная система, орбита, планеты) . А сколько еще интересного и неизведанного нас ждет впереди.

Информационные ресурсы:

http://nsportal.ru/detskii-sad/okruzhayushchii-mir/proekt-kakie-tainy-khranit-kosmos

http://nsportal.ru/detskii-sad/okruzhayushchii-mir/puteshestvie-v-kosmos-1

Программное содержание:

  • формировать у детей элементарные знания о том, что Солнце - самая большая и близкая к Земле звезда;
  • что Земля вертится вокруг своей оси и вокруг Солнца;
  • учить детей ориентироваться в мире физических явлений;
  • дать первоначальные знания о космосе и Солнечной системе;
  • создавать условия для развития воображения;
  • воспитывать бережное отношение к своему здоровью; формировать осознание себя частью природы.

Материал: иллюстрации планет Солнечной системы; набор для моделирования Солнечной системы, лампа настольная, глобус, трубочки-«телескопы» из бумаги (картона); шапочки-шлемы.

Ход занятия

В. Ребята, вы знаете свой адрес? Где находится наш город (село)? Какие другие страны вы знаете и где они расположены? (На планете Земля.)

Знаете, где «живет» Земля? Давайте спросим об этом у нее!

Воспитатель надевает шапочку с изображением планеты Земля, берет на себя роль Земли и включает аудиозапись «Я - Земля!».

В. Земля! Земля! Мы дети из детского сада! Расскажи нам о себе!

Земля. Дети! Дети! Я - Земля! Моя родина - Солнечная система. Вы знаете, почему она так названа? (В честь Солнца.)

В. Что такое Солнце? Это большая звезда, очень горячая. Это огненный шар, который находится далеко от Земли. Например, если бы мы полетели к Солнцу на ракете, то полет занял бы 20-30 лет нашей жизни. Зато солнечный луч добирается до нас за 8 минут.

Расскажите, что вы знаете о Солнце? Какое оно? Чем оно вам нравится? Почему все живое на Земле любит Солнце?

Вы хотите узнать побольше о Солнце, звездах и планетах? Тогда отправляемся в космическое путешествие!

Что для этого надо? Какая одежда нам понадобится? (Скафандры.) Для чего нужны скафандры? Они защищают человека от холода, жары, в них подается воздух, которым человек может дышать. Надевайте шлемы!

На чем мы полетим? Как назовем свой космический корабль?

Дети рассаживаются на стульчиках в два ряда.

В. Внимание! Начинаем обратный отсчет готовности! (Все считают хором: 5, 4, 3, 2, 1 - пуск!) Что вы видите над облаками? Как меняется небо? (Воспитатель демонстрирует иллюстрации звездного неба.)

Воспитатель показывает иллюстрацию всей Солнечной системы.

В. Рассмотрите Солнечную систему. Здесь много шариков - планет разной величины.

Ближе всего к Солнцу планета Меркурий (показывает изображение планеты). Возьмите свои телескопы и рассмотрите эту планету. Как вы думаете, можно ли выйти погулять на Меркурий? (Нет.) Потому, что эта планета расположена близко к Солнцу, там температура больше +400 °С. Это много или мало? Может ли человек вытерпеть такую жару? (Нет.)

Тогда полетим дальше! Вторая планета от Солнца - Венера (показ иллюстрации Венеры). На ней дуют сильные ветры, сверкают молнии, воздух очень ядовитый для человека. Люди давно хотят изучить получше эту планету, посылают к ней различные аппараты, но сам человек еще пока не бывал на Венере. Мы пока не готовы ступить на эту красивую планету.

Воспитатель показывает иллюстрацию планеты Земля.

В. Как вы думаете, над какой планетой мы сейчас пролетаем? (Это наша Земля.) Какого она цвета? (Голубая.) Что вы видите вокруг Земли? Ее как бы окутывает слой воздуха - это воздушный океан - атмосфера. Она, как рубашка, окутала Землю.

Вы летали на самолете? Где летают самолеты? (В небе, в воздухе, по воздушному океану.) Этот слой воздуха защищает нашу Землю от опасных солнечных лучей, метеоритов и других вредных воздействий космоса.

Как вы думаете, почему на Земле нам хорошо жить? Потому что Земля получает от Солнца столько тепла и энергии, сколько необходимо для жизни человека, растений, животных. Всегда большее или меньшее количество солнечной энергии опасно для жизни всего живого на нашей планете.

А что случилось бы, если бы не стало солнца? (Все замерзли бы.)

А что бывает, когда солнца слишком много? (Человек получает ожоги.) Какие вы знаете правила поведения в яркий солнечный день? (Нельзя смотреть на солнце незащищенными глазами; нельзя долго загорать и т. д.)

Какие загадки, стихи вы знаете о солнце?

Рассмотрите нашу родную планету: что вы там видите? Точно так космонавты наблюдают из космоса за нашей Землей. Для чего нужны их наблюдения? (Рассказывают о погоде, предупреждают о штормах, вулканах и др.)

Наш космический корабль приближается к следующей планете Солнечной системы - это Марс (показывает иллюстрацию). Какого цвета эта планета? (Красная.) Что вы увидели в свои телескопы? (Пустыни, песок, камни.) На Марсе дуют сильные ветры, но в атмосфере Марса очень мало кислорода. Может ли человек жить на Марсе? Человек пока изучает эту планету с помощью приборов.

Хотел бы кто-нибудь из вас полететь на Марс в настоящее космическое путешествие? Что бы вы хотели там найти?

Направьте свои телескопы на следующую, пятую планету Солнечной системы. Это Юпитер. Какая она по величине? (Очень большая планета.) Эта планета состоит из газов, на ней нет твердого грунта. Человек ее тоже не смог еще изучить. У Юпитера есть красивые кольца, которые, как пояс, украшают эту планету.

На наш космический корабль поступил сигнал опасности - приближается космическое тело. Что еще есть в космосе, кроме звезд и планет? (Метеориты, астероиды и другие космические тела.) Человек не может долго находиться в космическом пространстве. Почему? (Нам нужен воздух, кислород, тепло, солнечный свет и т. д.) Нам пора возвращаться на Землю.

Продолжим наше космическое исследование на Земле!

Дети «выходят из космолета» и переходят в космическую лабораторию.

В. Вспомним наше путешествие и сделаем модель Солнечной системы. (На полу или на столах.) Что находится в центре Солнечной системы? (Солнце.) Что такое Солнце? Какого оно цвета? Величины?

Дети выбирают большой оранжевый круг.

В. Все планеты безостановочно вращаются вокруг Солнца: каждая по своей дороге-орбите.

Давайте сравним Солнечную систему с районом города или села. В ней есть много улиц - это дорожки планет. Они называются орбитами. Каждая планета движется только по своей «улице»-орбите. Вспомните, какая планета «живет» на первой от Солнца «улице»? (Меркурий.) Найдите его модель среди других планет.

Воспитатель с детьми рисует орбиту Меркурия.

В. У Меркурия самая короткая «улица», поэтому на Меркурии год очень короткий.

Дети вместе с воспитателем рисуют мелом круг-орбиту Меркурия вокруг Солнца и «поселяют» модель планеты на ее «улицу».

В. Какая планета «живет» на второй улице? (Венера.) «Улица» Венеры будет больше или меньше, чем у Меркурия? (Больше.) Потому, что Венера немного дальше от Солнца, чем Меркурий, и орбита Венеры будет больше. Венера по размеру чуть больше Меркурия.

Дети рисуют «улицу» Венеры и «поселяют» на орбиту модель планеты.

В. Выберите модель третьей планеты Солнечной системы. Как она называется? (Земля.) Какая она по цвету? А по величине по сравнению с Меркурием и Венерой

Какой путь, «улица» будет у Земли? (Дети рисуют мелом орбиту Земли.)

Затем воспитатель помогает детям смоделировать всю Солнечную систему.

В. Все эти 9 планет (дети называют их по порядку) с их «улицами» и составляют всю Солнечную систему - целый район «города». А как называется этот «город»? Это Галактика!

В Галактике очень много районов: вы ночью можете увидеть множество звезд на небе. Каждая звезда имеет свой «район». Эти звезды кажутся маленькими. А на самом деле они очень большие: бывают горячие и холодные.

Таких «городов», как Галактика, много. Все они находятся в «стране» - Вселенной.

Нашу страну мы можем объехать на машине. А «страну» Вселенную можно? (Нет.) Какая Вселенная? (Огромная, необъятная, громадная и т. д.)

Давайте запишем «адрес» нашей планеты Земля на конверте:

Страна Вселенная,

Город Галактика,

Район Солнечная система,

Третья улица - Земля.

Сейчас мы поиграем в «Солнечную систему»! Наденьте шапочки-планеты и по сигналу займите место своей планеты от Солнца.

Дети делают один круг (хоровод) вокруг Солнца. Затем меняются шапочками и повторяют игру.

В. Не скучно ли Земле двигаться по такому большому пути вокруг Солнца? А Земля вовсе и не одна - у нее, как и у других планет, есть спутник. Как он называется? (Луна.) Луна тоже движется по своей «улице» вокруг Земли.

Какая Луна по величине по сравнению с Землей? (Маленькая.) Да, Луна меньше Земли в четыре раза. «Поселим» Луну на ее маленькую «дорожку» у Земли.

За какое время пробегает Земля свою «улицу» вокруг Солнца? (За один год.) А если бы мы жили на Меркурии, то встречали бы Новый год каждый день!

Сколько месяцев длится год на Земле? (12 месяцев.) Сколько на Земле времен года? (Четыре: зима, весна, лето и осень.)

Сколько вам сейчас лет? (Шесть лет.) Значит, сколько раз вы вместе с Землей повернулись вокруг Солнца? (Шесть раз.)

Все планеты вращаются не только вокруг Солнца, а еще и вокруг себя (воспитатель показывает глобус), поэтому чередуются день и ночь.

Вы чувствуете, как вращается Земля? (Нет, нам кажется, что Земля стоит на месте, а Солнце гуляет вокруг Земли. Но это не так.) Чтобы лучше понять, как это происходит, проведем опыт с настольной лампой и глобусом.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама