THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Конфликты в вашей жизни

Что означает слово «конфликт» ? Какие ассоциации оно вызывает?

Конфликт – это столкновение противоположных сторон, мнений, сил; серьезное разногласие, острый спор; осложнение в международных отношениях, приводящее иногда к вооруженному столкновению. Для возникновения конфликта необходимо присутствие двух человек, двух точек зрения и предмет спора.

СИТУАЦИЯ Две ученицы спорят по поводу дежурства по классу. Я вчера дежурила. Нет. Дежурила. Нет. Да. Нет. Ничего не знаю, дежурь сегодня. ? Конфликт ли это? Почему? Эту ситуацию можно назвать конфликтом, так как есть два человека, предмет спора – выяснение, кто должен дежурить.

Что происходит, если конфликт разрешается неправильно или подавляется? Ответ

Возникают: тревога, уход в себя, беспомощность, отрицание, стресс, смятение, разрыв отношений.

6. Разрыв 5. Агрессия 4. Унижение 3. Противодействие 2. Недовольство 1. Несогласие Нарастание конфликта

Что происходит, если конфликт разрешается правильно? Ответ?

Наступают: покой, веселье, открытость чувств и отношений, радость, расслабление, ощущение сил, уверенность в своих силах.

9. Временный разрыв 8. Согласие 7. Понимание 6. Умение слушать 5. Анализ своих действий 4. Компромисс 3. Юмор 2. Нежность 1. Покой Разрешение и предотвращение конфликта

Людей неинтересных в мире нет. Их судьбы – как истории планет У каждой все особое, свое, И нет планет, похожих на нее. Е. Евтушенко


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Конфликты в нашей жизни".

Классный час посвящён способам эффективного общения. Многие дети просто не научены мирно решать конфликты. Причинами конфликтов между подростками становится их нервозность, неспособность долго в...

Работа классного руководителя очень сложная и трудоемкая, особенно в проблемном по социальным показателям классе. В моем классе было много детей из неблагополучных семей, семей риска, из неполных семе...

ОБУЧАЮЩИЙ ТРЕНИНГ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ: "КОНФЛИКТЫ В НАШЕЙ ЖИЗНИ"

Тренинг направлен на знакомство с основными стратегиями поведения в конфликтах и наиболее эффективными способами их разрешения. Учителя в игровой безопасной обстановке смогут исследовать и проанализир...

273.43kb.

  • «Упражняется ли милосердие в нашей жизни?» , 45.56kb.
  • Политические конфликты и кризисы , 185.05kb.
  • Тема классного часа: «Конфликты в нашей жизни»

    Классный час "Конфликты в нашей жизни".

    Классный час посвящён способам эффективного общения. Многие дети в этом возрасте просто не научены мирно решать конфликты. Причинами конфликтов между подростками становится их нервозность, неспособность долго выдерживать напряжение, привычка к агрессии.

    Уточнение понятия "конфликт", "конфликтная ситуация", осознание причин конфликтов, освоение навыков конструктивного разрешения конфликтов - таково содержание классного часа.

    познакомить детей с понятием "конфликт" и "конфликтная ситуация", со способами предупреждения конфликтов;

    способствовать формированию позитивного отношения к людям, желания овладеть навыками общения и социального взаимодействия;

    побуждать детей к сотрудничеству и взаимопониманию.

    Форма проведения: час общения.

    Оформление: Эпиграф на доске "Те кто, не могут сварить суп, заваривают кашу", таблички с незаконченным предложением: "Причиной конфликта было то, что ……..", "Способы предупреждения конфликтов: мягкое противостояние, конструктивное предложение".

    Организационный момент

    Мотивация: в начале занятия учитель задает ситуацию-провокацию. К доске выходят 2 учащихся. Им дается игровое задание: быстро и красиво нарисовать здание. Учащиеся начинают рисовать. Учитель останавливает игру и просит начать все сначала, потому что учащиеся допустили ошибку. Так он останавливает игру несколько раз, перебивает учащихся и выдвигает все новые и новые претензии: здание должно быть объемным, а не плоским, крыша – современная и т.д. Затем учитель дает возможность уч-ся закончить рисунок. После чего он сообщает, что все равно художники неправильно выполнили задание, например, нарисовали жилой дом, а надо было школу. Поэтому победителей в игре нет.

    Вам понравилась такая игра?

    Уч-ся после выполнения задания расстроены.

    Почему?

    Что произошло в данной ситуации? (конфликт)

    Почему рисунок не получился? (комментарии уч-ся: плохо объяснили, не поняли и т.д)

    Что не было сделано до начала работы? (не обговорили правила выполнения рисунка)

    Можно было избежать конфликта? (можно)

    Как? (ответы уч-ся)

    Сегодня на занятии мы с вами поговорим о причинах конфликтов и путях их решения. Тема классного часа: «Конфликты в нашей жизни»

    Беседа по теме.

    Кл. рук. Ребята, приходилось ли вам "заваривать кашу"? В чём это заключалось?

    Примерные ответы детей: Напутал чего-то, перессорился со всеми; попал в трудную ситуацию и т.д.

    Кл.рук. А есть другая поговорка со словом каша: "С тобой каши не сваришь". О ком так говорят?

    Дети: о бестолковых, ленивых, несговорчивых, о таком человеке с которым невозможно договориться.

    Кл.рук. Прочитайте эпиграф к классному часу. Как бы вы объяснили его значение?

    Тот, кто не способен к общению и пониманию, попадает в запутанные ситуации.

    Кто не может ладить с людьми, то постоянно создаёт трудности для себя и других.

    Если в коллективе не могут работать дружно, там любое дело превращается в кашу.

    Кл.рук. Если коллектив не может работать дружно, в этом коллективе постоянно выясняются отношения, копятся обиды, происходят столкновения.

    Как их избежать? Как прекратить "расхлёбывать" кашу, которую заварили во время таких столкновений? Об этом мы и будем говорить во время классного часа.

    А сейчас поднимите руки, кому приходилось когда- либо участвовать в конфликтной ситуации?

    Давайте вспомним, отчего возникла ваша конфликтная ситуация. Что было причиной конкретного конфликта?

    Для этого предлагаю вам закончить предложение, записанное на доске: "Причиной конфликта было то, что……"

    Ответы детей:

    Мы с подругой обе хотели быть лидерами в компании. У нас совершенно разные характеры. Мне не понравилось его поведение. Мы стали болеть за разные футбольные команды. И т.п.

    Кл. рук. Как мы видим, конфликты возникают по самым разным поводам, но причины у всех схожие: несовпадение целей, желаний, оценок, неуважение к другим, неумение общаться.

    А что же такое конфликт?

    Конфликт - это столкновение, противоречие, которое рождает враждебность, страх, ненависть между людьми.

    Работа в группах: обсуждение

    Мама решила проверить школьный дневник дочери. Когда она взяла дневник в руки, из него выпал сложенный в несколько раз листок. Мама развернула листок и увидела, что это записка. За чтением записки ее застала дочь, вернувшаяся от подруги. Девочка вырвала записку из рук матери. Та накричала на дочь. Девочка хлопнула дверью и закрылась в комнате.

    Ответьте на вопросы:

    Кто участвует в конфликте?

    Кто виноват в конфликте?

    Каковы позиции участников конфликта?

    Два 9-х класса решили провести между собой встречу по футболу. В назначенное время ребята собрались на школьном стадионе. Не было только вратаря 9 «А» класса. Никто не знал, почему он отсутствует. Его одноклассники попросили не начинать игру и подождать некоторое время. Но футболисты 9 «Б» стали требовать начинать немедленно. Было понятно, что без вратаря команда 9 «А» обязательно проиграет. Завязался спор. Страсти накалялись. Один из ребят нечаянно наступил на ногу капитану команды соперников. Тот не сдержался и, размахнувшись, ударил обидчика по лицу. Удар был таким сильным, что парень упал. На его защиту бросились товарищи. Началась драка. Драку остановил учитель, проходивший мимо. В результате игра так и не состоялась, настроение было испорчено. На следующий день произошел неприятный разговор в кабинете директора.

    Ответьте на вопросы:

    Что такое конфликт?

    Почему возник конфликт?

    Какими могли быть пути развития данного конфликта и его последствия?

    Группа подростков собралась послушать музыку. Мнения разделились: одни хотели слушать поп-музыку, а другие были любителями «металла». Завязался спор, который мог перерасти в крупную ссору. Вдруг один из подростков, вспомнив мультфильм про кота Леопольда, громко крикнул: «Ребята, давайте жить дружно!» Всем стало смешно и весело. Быстро договорились слушать любимую музыку поочередно: сначала поп-музыку, затем «металл». Все остались очень довольны.

    Ответьте на вопрос:

    Благодаря чему удалось избежать конфликта?

    Поговорим о собственном поведении в конфликтной ситуации.

    Прошу детей ответить на вопросы теста.

    «Как вы обычно ведете себя в конфликтной ситуации(когда ссоритесь)?»

    Если вам свойственно то или иное поведение, поставьте определенное количество баллов после каждого номера ответа, характеризующего ваше поведение. Если подобным образом ведете себя

    часто – 3 балла

    от случая к случаю – 2 балла

    редко – 1 бал

    Вопрос 1. Как вы обычно ведете себя в споре или конфликтной ситуации?

    1.Угрожаю или дерусь

    2.Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней как со своей.

    3.Ищу компромиссы.

    4.Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.

    5.Избегаю противника.

    6.Желаю во, чтобы то ни стало добиться своей цели.

    7.Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем категорически – нет.

    8.Иду на компромисс.

    10.Меняю тему.

    11.Настойчиво повторяю одну мысль, пока не добьюсь своего.

    12.Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все началось.

    13.Немножко уступлю, и подтолкну тем самым к уступкам другую сторону.

    14/Предлагаю мир.

    15/Пытаюсь обратить все в шутку.

    На доске:


    1

    6

    11

    А

    2

    7

    12

    Б

    3

    8

    13

    В

    4

    9

    14

    Г

    5

    10

    15

    Д

    Подсчитайте количество баллов под номерами…

    Узнайте количество баллов по типам.

    Определите свой стиль (больше всех баллов по буквам)

    А. – это «жесткий тип решения конфликтов и споров». Вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию. Во что-то бы то ни стало, стремитесь выиграть. Это тип человека, я всегда прав.

    Б. – это «демократичный» стиль. Вы придерживаетесь мнения, что всегда можно договориться. Во время спора вы всегда стараетесь предложить альтернативу, ищете решение, удовлетворили бы обе стороны.

    В. – «компромиссный» стиль. С самого начала вы согласны на компромисс.

    Г. – «мягкий» стиль. Своего противника вы «уничтожаете» своей добротой. С готовностью вы встаете на точку зрения противника, отказываясь от своей.

    Д. – «уходящий» стиль. Ваше кредо – «вовремя уйти». Вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.

    Делаем выводы из тестирования.

    Получив результаты теста, возможно, кто-то из вас открыл что-то новое в себе. Но не стоит воспринимать это как нечто неизменное. Это повод задуматься и в дальнейшем изменить свою точку зрения, самого себя.

    Игра практикум.

    Существуют разные способы выхода из конфликта.

    В ходе этой игры мы рассмотрим некоторые из путей выхода из конфликта.

    Разделимся на группы.

    Раздать задания (выбираются наиболее типичные конфликтные ситуации).

    Обсудить конфликтную ситуацию, предложить найти выход из этой ситуации.

    Ситуация №1

    Класс условно разделен на две микрогруппы (группировки), в которых и там и там, есть сильные лидеры, активисты, отличники. На протяжении учебного года идет конкуренция между ними за оценки, за учительское уважение, за авторитет перед классом, за первенство. Все это выражается на уроках в колких шутках, в насмешках в адрес друг друга. На переменах – «стычки», ссоры и даже были случаи драк. Эта ситуация напрягает весь класс. Как ребята конструктивно могут разрешить данную ситуацию?

    Ситуация №2

    В класс пришла новая девочка. Очень симпатичной внешности, хорошо одевается, хорошо учиться, отличается неординарностью и своеобразностью. Девочка сразу же заняла ведущие позиции перед одноклассниками – мальчишками.Естественно девчонкам в классе эта ситуация не нравится. Сначала «новенькая» была предупреждена о том, если она будет так воображать, то ей в этом классе не учиться. Но ничего не изменилось. Ее встретили на улице, и состоялся предметный разговор. Она же в ответ заявила, что ее не интересует мнение девочек. Как добиться понимания?

    Ситуация №3

    На перемене ты дал другу свой новенький, только что купленный мобильный телефон. Он вышел с ним в коридор, а ты остался в классе. Когда ты вышел в коридор, то увидел, что друг собирает с пола разломанный корпус твоего телефона. Оказывается, его толкнули пробегающие мимо ребята, и он уронил телефон, а сам он ни в чем не виноват. Ты знаешь, что тебя будут ругать родители. Что делать? Как не испортить отношения с другом? Как объяснить все родителям?

    Существует много способов решить возникшую конфликтную ситуацию:

    Прежде чем вступать в спор успокойся, обдумай, взвесь все.

    Просчитай в уме до десяти.

    Будь мудрее.

    Выяснить причину ссоры, попытайся объяснить о возможных моральных травмах.

    Классный час – тренинг

    «Конфликты в нашей жизни».

    Подготовила

    Классный руководитель 11 класса

    Парамонова А.А.

    2016г.

    Классный час-тренинг

    «Конфликты в нашей жизни».

    Цели классного часа:

    Познавательная:

      Учащиеся должны усвоить сущность понятия «конфликт» и «конфликтная ситуация», развить навыки предупреждения конфликта.

    Развивающая:

      Развитие умений нравственного самопознания, самоанализа, самооценки.

    Воспитывающая:

      Решение проблемы возникновения конфликтов в классе, повышение сплоченности в классе.

      Выявить степень удовлетворенности учащихся различными сторонами жизни коллектива

    Оборудование: листы бумаги для тестирования, квадратики (красные, зеленые, черные), мультифоры на доске. На доске: название темы и понятие «конфликт».

      Вступительное слово.

    Мы в очередной раз встретились, чтобы вместе поговорить на тему: «Конфликты в нашей жизни». Почему мы выбрали эту тему? Выбор этот, конечно же, не случаен. Анкета проведенная среди старшеклассников показала что 90 % учащихся считают что подвергаются насилию. Какое бывает насилие?

    1. психологическое (насилие над личностью).

    2. физическое (причинение вреда здоровью).

    3. экономическое (вымогательство денег).

    4. сексуальное.

    В основе любого насилия лежит конфликт.

    При помощи теста, беседы, игры и по-возможности откровенных высказываний, решений мы попробуем понять, что такое конфликт, как и почему он происходит, как вести себя в подобной ситуации, как быть мудрее, выше конфликтов.

      Беседа: учащиеся садятся вокруг стола лицом друг к друг.

    Вопросы:

    1. Конфликт – это ……

    2. Я боюсь конфликта потому что ……

    3. Я не боюсь конфликта потому что …….

    А что такое конфликт?

    Конфликт – 1. столкновение, серьезное разногласие, спор.

    2. столкновение противоположных сторон, мнений, сил, серьезное

    разногласие.

    Когда и почему возникает конфликт?

    Продолжим разговор о собственном поведении в конфликтной ситуации.

    Прошу ответить на вопросы теста.

    «Как вы обычно ведете себя в конфликтной ситуации?»

    Если вам свойственно то или иное поведение, поставьте определенное количество баллов после каждого номера ответа, характеризующего стиль поведения. Если подобным образом ведете себя

    часто – 3 балла

    от случая к случаю – 2 балла

    редко – 1 бал

    Вопрос 1 . Как вы обычно ведете себя в споре или конфликтной ситуации?

      Угрожаю или дерусь

      Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней как со своей.

      Ищу компромиссы.

      Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.

      Избегаю противника.

      Желаю во, чтобы то ни стало добиться своей цели.

      Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем категорически – нет.

      Иду на компромисс.

      Сдаюсь

      Меняю тему.

      Настойчиво повторяю одну мысль, пока не добьюсь своего.

      Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все началось.

      Немножко уступлю, и подтолкну тем самым к уступкам другую сторону.

      Предлагаю мир.

      Пытаюсь обратить все в шутку.

    На доске:

    Подсчитайте количество баллов под номерами…

    Узнайте количество баллов по типам.

    Определите свой стиль (больше всех баллов по буквам)

    А. – это «жесткий тип решения конфликтов и споров». Вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию. Во что-то бы то ни стало, стремитесь выиграть. Это тип человека, я всегда прав.

    Б. – это «демократичный» стиль. Вы придерживаетесь мнения, что всегда можно договориться. Во время спора вы всегда стараетесь предложить альтернативу, ищете решение, удовлетворили бы обе стороны.

    В. – «компромиссный» стиль. С самого начала вы согласны на компромисс.

    Г. – «мягкий» стиль. Своего противника вы «уничтожаете» своей добротой. С готовностью вы встаете на точку зрения противника, отказываясь от своей.

    Д. – «уходящий» стиль. Ваше кредо – «вовремя уйти». Вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.

    Сделать выводы из тестирования.

    Получив результаты теста, возможно, кто-то из вас открыл что-то новое в себе. Но не стоит воспринимать это как нечто неизменное. Это повод задуматься и в дальнейшем изменить свою точку зрения, самого себя.

    Отрадно, что в классе в основном нет конфликтных людей.

    Игра практикум.

    Существуют разные способы выхода из конфликта.

    В ходе этой игры мы рассмотрим некоторые из путей выхода из конфликта.

      Разделимся на группы.

      Раздать задания (выбираются наиболее типичные конфликтные ситуации).

      Обсудить конфликтную ситуацию, предложить найти выход из этой ситуации.

    Ситуация №1

    Класс условно разделен на две микрогруппы (группировки), в которых и там и там, есть сильные лидеры, активисты, отличники. На протяжении учебного года идет конкуренция между ними за оценки, за учительское уважение, за авторитет перед классом, за первенство. Все это выражается на уроках в колких шутках, в насмешках в адрес друг друга. На переменах – «стычки», ссоры и даже были случаи драк. Эта ситуация напрягает весь класс. Как ребята конструктивно могут разрешить данную ситуацию?

    Ситуация №2

    В класс пришла новая девочка. Очень симпатичной внешности, хорошо одевается, хорошо учиться, отличается неординарностью и своеобразностью. Девочка сразу же заняла ведущие позиции перед учителями и одноклассниками – мальчишками. Посыпались записки, звонки с предложениями встретиться сходить в кино и т.д. Естественно девчонкам в классе эта ситуация не нравиться. Сначала «новенькая» была предупреждена о том, если такая «песня» будет продолжаться, то ей в этой школе не учиться. Но ничего не изменилось. Ее встретили на улице, и состоялся предметный разговор. Она же в ответ заявила, что ее не интересует мнение девочек. И вообще, с кем хочет, с тем и будет встречаться. Как добиться понимания?

    Ситуация №3

    На перемене ты дал другу свой новенький, только что купленный мобильный телефон. Он вышел с ним в коридор, а ты остался в классе. Когда ты вышел в коридор, то увидел, что друг собирает с пола разломанный корпус твоего телефона. Оказывается, его толкнули пробегающие мимо ребята, и он уронил телефон, а сам он ни в чем не виноват. Ты знаешь, что тебя будут ругать родители. Что делать? Как не испортить отношения с другом? Как объяснить все родителям?

    Для изучения дружбы, сплоченности или, наоборот, конфликтности:

    1. Наш класс очень дружный и сплоченный

    2.Наш класс дружный

    3.В нашем классе нет ссор, конфликтным наш класс назвать нельзя.

    4.В нашем классе иногда бывают ссоры, но конфликтным наш класс назвать нельзя.

    5.Наш класс недружный. Часто возникают ссоры

    6.Наш класс очень недружный. Трудно учиться в таком классе.

    Сделать выводы из тренинга (делает психолог).

    Итак, существует много способов решить возникшую конфликтную ситуацию: учащиеся

      Прежде чем вступать в спор успокойся, обдумай, взвесь все.

    Или:

    Разрыв связи

    Ультиматум

    Анализ

    Третейский суд

    Компромисс

    Нежность

    Юмор

    нежность – «признание достоинств».

    Снижается уважение друг к другу, возрастает мера напряженности.

    Вопрос:

      Как вы выходите из конфликта, ваш универсальный способ?

      Каким способом, о котором вы узнали сегодня, вы воспользуетесь в конфликтной ситуации?

    И напоследок: У каждого из вас есть 3 цветных квадратика. Считаете ли вы обсуждение данной темы полезной, изменит ли оно ваше поведение в конфликтной ситуации.

    «ДА» - красный.

    «НЕТ» - черный

    «СОМНЕВАЮСЬ» - зеленый

    Положить квадратики в конвертики на доске.

    Цель: сформировать у школьников представление о конфликтах и возможных моделях поведения в них - развитие конфликтной компетентности.

    Задачи :

    • осознание конфликта как формы развития взаимоотношений и как проблемы, которую необходимо разрешить;
    • осознание взаимозависимости, формирование чувства безопасности, доверия и взаимной ответственности;
    • формирование установок на альтруистическое поведение; желание оказывать и принимать помощь;
    • развитие способностей вербального выражения чувств поддержки и одобрения;
    • формирование конструктивных моделей управления конфликтами;

    Советы тренеру.

    Занятие следует начинать с определения сложного и неоднозначного понятия «конфликт». Тренер должен рассказать участникам группы доступным для их возраста языком, что о конфликте мы говорим тогда, когда встречаемся с восприятием несовместимости интересов двух сторон либо с убеждением в том, что их цели не могут быть достигнуты одновременно. Далее рассматриваются основные типы конфликтов - внутриличностный, межличностный (между двумя и более людьми), межгрупповой (между группами - этническими, конфессиональными, профессиональными и т.п.). Как отмечает ведущий отечественный специалист в области психологии конфликтов Н. В. Гришина, теоретическая и практическая части обучения по этой теме четко не разделяются, «теоретические рассуждения снабжаются примерами, на которых часто строится обучение навыкам разрешения конфликтов» .

    Школьники должны также осознать, что «конфликты существуют, они правомерны, и избежать их невозможно, так как каждый человек имеет свои собственные интересы, которые он вправе отстаивать» . Чаще всего конфликт благополучно улаживается к обоюдному удовольствию вовлеченных в него сторон без особых обид и вражды. Более того, конфликты имеют положительные свойства: сигнализируя об объективных противоречиях, они являются источником развития как отдельного индивида, так и отношений между людьми. Однако обострение конфликта способно нанести людям, вовлеченным в него, большой ущерб и иметь самые пагубные последствия.

    I ЭТАП. Конфликты в нашей жизни

    Упражнение «Рука дающая и принимающая».

    Цель : осознание взаимозависимости, формирование установок на альтруистическое поведение.

    Участники тренинга встают в круг. Желательно, чтобы участников было четное количество (чтобы каждый имел возможность найти себе пару). В противном случае тренер также участвует в этом упражнении.

    Тренер показывает ученикам руку, обращенную ладонью вверх («принимающая» рука), а потом - ладонью вниз («дающая» рука) и дает инструкцию ,: «Сейчас каждый из нас должен подумать и решить: что я больше люблю и предпочитаю делать - давать или принимать (подарки, отношение и т.д.). По моему сигналу те, кто больше любит давать, протянут правую руку ладонью вниз, а те, кто больше любит принимать - ладонью вверх. После этого каждый из нас постарается найти дополнительную к своей руку: дающая рука ищет принимающую, а принимающая - дающую. Посмотрим, сколько у нас образуется пар и какие руки останутся без пары. Начали!»

    • - Почему вы выбрали «дающую» или «принимающую» руку?
    • - Легко ли вам удалось найти дополнительную к своей руку?
    • - Какие руки остались без пары (если остались)? Как вы думаете, почему?
    • - Что вы чувствовали, когда нашли (или не нашли) парную руку?

    Советы тренеру.

    • - Знаете ли вы, какая группа крови может переливаться всем людям? (Люди с первой группой крови - универсальные доноры.)
    • - Люди с какой группой крови могут принимать кровь любой группы? (Четвертая группа - универсальный реципиент - принимающий.)
    • - Знаете ли вы, какие группы крови имеют люди на нашей планете? Каково процентное соотношение этих групп? (первая группа - 47%, вторая - 41%, третья - 9%, четвертая - 3%).
    • - Как вы думаете, о чем этот факт говорит?

    Упражнение «Доверительное падение».

    Цель : осознание взаимозависимости, формирование чувства безопасности, доверия и взаимной ответственности.

    Инструкция: «Сейчас нам предстоит выполнить упражнение, которое покажет, насколько мы можем доверять группе и насколько группа готова создать чувство безопасности самым смелым из нас. Добровольцам, которые хотят испытать себя в свободном падении на руки группы, предстоит упасть спиной на наши сцепленные руки. Для этого 8-10 человек разделятся на пары и встанут двумя шеренгами напротив друга, крепко соединив руки с партнером напротив. Добровольцы встают спиной к группе ловящих и падают по очереди из вертикального положения, не сгибая ноги в коленях. Падать можно с разной высоты: из положения “стоя на полу”, “стоя на стуле”. Задача группы - принять падающего на крепко сцепленные руки. В момент соприкосновения падающего с руками ловящих, им надо немного опустить руки, “спружинить”, смягчив приземление. Если падающий стартует из положения “стоя на полу”, то ловящим следует присесть. Падающему следует держать руки “по швам”, а всем участникам обязательно снять с рук часы, браслеты, кольца, все, что может травмировать».

    Советы тренеру :

    • данное упражнение можно проводить со школьниками старше 13- 14 лет;
    • тренеру необходимо специально подчеркнуть, что он гарантирует безопасность всех участников;
    • важно проследить, чтобы наиболее сильные участники встали в третью, четвертую и пятую пары цепочки, на которые придется наибольшая нагрузка; важно, чтобы пары принимающих не стояли плотно друг к другу;
    • если вы не уверены в физической силе участников, следует встать самому в одну из основных (3-4) пар и помочь подхватить падающего участника;
    • падающий должен стоять максимально близко к цепочке принимающих;
    • следует позволить участникам обсуждать, как лучше сцепить руки, кто куда должен встать и т.п.;
    • следует отнестись с пониманием к тем, кто в последний момент испугается, и не допускать обидных реплик и упреков в адрес отказавшегося со стороны участников группы;
    • после падения одного-двух человек обычно появляется много желающих получить этот опыт, и вы можете дать им эту возможность, подчеркнув важность запоминания своих ощущений и переживаний;
    • желательно запомнить реплики и действия участников, чтобы потом прокомментировать их как форму проявления заботы о падающем, о его безопасности;
    • после окончания упражнения следует обсудить чувства и полученный опыт участников группы (как «ловивших», так и «падавших»). В процессе обсуждения желательно вывести группу на осознание положительных эмоций при преодолении страха, проявления доверия к группе. Важно отметить, что это - взаимный процесс.

    Вопросы для обсуждения.

    Какие чувства испытывали падающие во время старта, полета, приземления?

    Как падающим удалось преодолеть страх? Какие слова они себе говорили?

    • - Как изменилось отношение к группе тех, кто испытал полет?
    • - Какие чувства испытывали ловившие в ожидании падения и после того, как они приняли в свои руки товарища?
    • - Что хочется участникам группы изменить в этом упражнении? (При успешном проведении упражнения группа просит, как правило, дать возможность испытать этот опыт всем желающим, а также увеличить высоту падения.)

    Упражнение «Личность в конфликте».

    Цель : осознание различий в поведении людей в конфликтных ситуациях.

    Материалы : карточки с заданиями (см. Приложение 6), бумага для выполнения заданий.

    Группа располагается полукругом, перед ней ставятся стол и стулья.

    Тренер предлагает 4-5 участникам группы выйти за дверь и быть готовыми решать несложные арифметические задачи. Условно их можно назвать «математики».

    Оставшимся в комнате участникам группы тренер дает следующую инструкцию". «Сейчас ушедшие за дверь ребята будут по одному входить, садиться за стол и решать предложенные задачи. 2-3 человека подойдут к столу и будут организаторами помех, мешая выполнять задания. По моей команде работа закончится, и решавший расскажет нам о своих чувствах во время выполнения задания. Наша задача - внимательно следить за поведением “математиков”, проявлением их эмоциональных состояний, выслушать их рассказы и запомнить их реакции».

    Инструкция организаторам помех: «Вам надо встать или сесть рядом с решающим задачу и стараться отвлекать его от работы - шутить, комментировать его действия, громко разговаривать между собой. При этом ни в коем случае не следует оскорблять человека. Уместными могут быть, например, такие фразы: “Да, задачка сложная. Не каждому по зубам”, “Неправильно ты понял, не так все” “Как ты себя чувствуешь?”, “Как спал?”, “Что ел на завтрак?”, “Смотрел ли вчера футбол?”, “Что делаешь после уроков?” “Где купила такую красивую заколку (бант и т.п.)?”».

    Инструкция «математикам» (дается за дверью): «Вас но очереди будут приглашать в комнату и предлагать для решения несложные задачи. Условия, в которых вам придется работать, будут не совсем обычными. Ваша задача - выполнить работу и рассказать группе о том, как вы себя чувствовали, решая задачи, что вам помогало и мешало идти к цели, как вы преодолевали помехи». Важно, чтобы работающий ощутил конфликт между желанием решить задачу и необходимостью реагировать на помехи.

    Задания (по одному на каждой карточке) тренер выдает «математику». Начинать надо с самых простых задач. Если тренер видит, что задачи успешно решаются, необходимо давать более сложные задачи и при необходимости усиливать давление на «математика». Важно добиться от «математика» проявления реакции на неудачу и помехи. Тренер сам определяет момент, когда следует прекратить выполнение заданий.

    После того, как все «математики» закончат выполнение заданий, группа садится в круг и обсуждает их поведение, реакции и рассказы о том, что они чувствовали. Задача тренера вывести участников на осознание того, что в конфликтной ситуации люди ведут себя по-разному и испытывают разные чувства.

    Если «математики» вели себя однотипно, можно разделить группу на подгруппы по 3-4 человека и предложить им представить иные варианты поведения людей в подобных ситуациях (например, спросить участников группы, как бы они сами повели себя, оказавшись в роли «математика»).

    Затем группа садится в круг, выслушивает результаты работы каждой подгруппы и обсуждает возможные реакции людей на конфликты, особенности самочувствия в конфликтной ситуации.

    Вопросы для обсуждения.

    - Какие чувства чаще всего испытывали наши «математики», сталкиваясь с помехами при выполнении задания?

    Какие чувства обычно возникают у вас в похожих ситуациях?

    • - Какие чувства возникали у вас, когда вы наблюдали ситуации с «математиками»? (желание помочь, сочувствие, злорадство и т.п.)?
    • - Как отличается ваша реакция на конфликт, если в него включены сверстники, учителя, родители?
    • - Как бы вам хотелось вести себя в конфликте? Приведите примеры, достойные подражания.

    Советы тренеру.

    В группу «математиков» необходимо включать школьников, которые, на ваш взгляд, по-разному поведут себя в конфликтных ситуациях. Ваш выбор должен основываться на результатах наблюдения за участниками на предыдущих занятиях.

    В группу «организаторов помех» следует включать активных, инициативных участников.

    Можно написать на листе ватмана все выявленные переживания и реакции участников и подвести группу к осознанию многообразия реакций на конфликт.

    Следует обязательно поблагодарить всех «математиков», отметив их смелость и важный вклад в исследовательскую работу группы.

    Важно в этом упражнении не перейти на анализ способов разрешения конфликтов. Следует ограничиться осознанием наличия различий в поведении людей в конфликтных ситуациях.

    Упражнение «Конфликт внутри нас».

    Цель : осознание конфликта как проблемы, которую необходимо разрешить, знакомство с различными стратегиями выхода из конфликта, которые могут быть обусловлены различиями между культурами.

    Группа делится на подгруппы по этническому признаку, каждая подгруппа получает описание ситуаций из жизни школьников (см. Приложение 7.1).

    Тренер дает инструкцию : «В нашей жизни довольно часто возникают ситуации, когда мы стоим перед выбором: как поступить? Сейчас каждый из вас получит описание подобных ситуаций, которые могут происходить в школе, в семье, в общении с друзьями. Сначала каждый участник на отдельном листе напишет, как бы он сам поступил в такой ситуации. Потом в своей подгруппе вы сравните свои ответы, обсудите их и выберите тот ответ, с которым согласны все (или большинство). Если вы не сможете выбрать один ответ, выберите два. Подготовьте объяснения, почему вы выбрали тот или иной ответ. Потом вы представите ваши варианты всей группе, и мы все вместе обсудим их».

    Вопросы для обсуждения.

    • - Какие чувства вызвали у вас эти ситуации?
    • - Была ли в вашем опыте сходная ситуация, когда вы колебались (сомневались, «раздваивались») при принятии важного решения?
    • - Считаете ли вы такой внутренний конфликт нормальным?
    • - Что вы чувствовали, когда два разных желания внутри вас вступали в конфликт?
    • - Какие решения вам кажутся наилучшими? Почему?
    • - Есть ли этнокультурные различия в предложенных решениях? Как вы думаете, чем они обусловлены?

    Советы тренеру.

    Очень важно объяснить школьникам, что часто мы при решении таких конфликтов руководствуемся ложными нормами (например, в случае с Колей - опасениями быть обвиненными в «стукачестве»). Однако когда речь идет о противоправных действиях (избиение одноклассников п т.д.), которые могут причинить вред жизни и здоровью, необходимо привлекать на помощь авторитетных взрослых. Они помогут разрешить конфликт и защитить более слабых. В этом случае выбор в пользу защиты обижаемых более морален и оправдан, чем умалчивание и попытка справиться своими силами (например, дракой). Во многих традиционных культурах распространены обычаи привлечения посредников - более опытных, старших товарищей, родственников, учителей, признанных моральных авторитетов, который необходимо также использовать как очень полезный в подобных случаях. В таких культурах предание публичной огласке недостойного поведения человека способно вызвать стыд как основной регулятор морального поведения.

    В случае с Ирой возможно и другое решение - попытка напрямую поговорить с ней, обратиться к ее совести. Если это подействует, никому не рассказывать о ее проступке. В любом случае следует направлять дискуссию так, чтобы урегулирование конфликта происходило в пользу выбора наиболее нравственного решения (наименьший вред для всех участников конфликта, сохранение отношений, моральное развитие личности).

    Упражнение «Послание поддержки».

    Цель : формирование установок на альтруистическое поведение; развитие навыков вербального выражения поддержки.

    Инструкция-. «В жизни каждого из нас бывают трудные минуты, тяжелые переживания. Не всегда рядом оказывается друг или близкие люди, которым можно доверять. А слов одобрения и поддержки порой так не хватает. Пусть каждый из нас представит незнакомого человека, которому сейчас тяжело и напишет ему теплое послание из нескольких предложений. Это не ваш родственник, друг или подруга. Ваши слова должны быть обращены просто к человеку, которому плохо».

    Советы тренеру.

    Если вы почувствуете, что у участников есть вопросы, можно подсказать им несколько типичных выражений, например, «держись», «не падай духом», «ты справишься» и т.п. Однако следует посоветовать избегать дословного отражения в посланиях этих выражений.

    Следует приготовить красивую коробку, в которую участники сложат свои послания (она будет открыта в конце занятия, перед ритуалом прощания).

    II ЭТАП. Стратегии урегулирования конфликтов

    Упражнение «Стратегии выхода из конфликта».

    Цель : сформировать у школьников представление о возможных стратегиях выхода из конфликта.

    Тренер рисует на доске или показывает изображенную на ватмане модель, в которой представлены основные стратегии поведения (рис. 10.1), выбираемые участниками конфликта. В ее основе лежит «модель двойной заинтересованности»: заинтересованности в собственном успехе и заинтересованности в успехе другого.

    Рис. 10.1.

    Тренер делит группу на подгруппы по этническому признаку и дает следующую инструкцию: «Вы должны выбрать животных, которые, с вашей точки зрения, используют ту или иную стратегию выхода из конфликта из данных пяти вариантов. Вспомните уроки биологии, литературы (например, басни). Перерисуйте на лист бумаги модель, которую вы видите на доске, и впишите рядом с каждой стратегией название подходящего, на ваш взгляд, животного.

    Затем под руководством тренера группа пытается прийти к единому мнению, вписав в модель, изображенную на доске, названия животных, наиболее соответствующих каждой стратегии (например, сотрудничество - дельфин, избегание - черепаха, компромисс - лиса, соперничество - акула и т.п.).

    Однако единство мнений может и не быть достигнуто. В этом случае необходимо обратить внимание школьников на то, что у представителей разных культур одна и та же стратегия поведения участников конфликта может ассоциироваться с разными животными.

    И, наконец, детей просят вспомнить реальные конфликтные ситуации, участниками которых они были. «Стиль поведения какого животного ты использовал, когда вступал в конфликт с младшим братом/сестрой, отцом, матерью, учителем, другом, одноклассником? Почему?»

    Советы тренеру.

    После того, как дети закончат выполнение задания, следует более подробно, но на доступном для того или иного возраста уровне ознакомить обучаемых с проблемой поведения людей в конфликтных ситуациях и со способами выхода из конфликта, которые они используют. Вернувшись к рассмотренной ранее модели, тренер анализирует основные стили поведения, различающиеся в зависимости от ориентации участника конфликта на достижение своих собственных целей и (или) ориентации на достижение цели другой стороной.

    Высокий уровень заинтересованности участника конфликта лишь в собственных успехах проявляется в наступательной стратегии соперничества, которая означает любые попытки урегулировать конфликт на своих условиях без учета интересов другой стороны. При этом могут использоваться разные методы: от попыток настоять на своем, уговорить, доказать свою правоту до более «жесткого» давления - угроз, запугивания наказанием и т.п.

    Когда высокий уровень заинтересованности в собственных успехах сочетается с высоким уровнем заинтересованности в успехах другой стороны, участник конфликта для его урегулирования прибегает к стратегии сотрудничества. Он встает на путь разрешения проблемы и прилагает усилия, чтобы прийти к взаимовыгодному для двух сторон решению, впрочем, не отказываясь от своих притязаний. Это способ урегулирования конфликтов, при котором участники приходят к решению, полностью удовлетворяющему интересы обеих сторон.

    Слабая заинтересованность в собственных успехах в сочетании с сильной заинтересованностью в успехах другой стороны проявляется в стратегии уступок, при которой стороны идут на снижение своих притязаний, приносят в жертву собственные интересы ради интересов других. Однако эта стратегия не всегда означает полную капитуляцию - уступки могут быть и частичными.

    Стратегия избегания конфликта свидетельствует о том, что сторону мало волнуют как собственные успехи, так и успехи другой стороны. В этом случае участник конфликта ничего не будет предпринимать в надежде, что все решится само собой.

    К этим четырем стратегиям часто добавляют еще одну - стратегию компромисса. Отличие этой стратегии от остальных до настоящего времени не определена достаточно четко: некоторыми авторами она рассматривается как вариант сотрудничества, другие обращают внимание прежде всего на то, что к согласию в этом случае приходят при помощи уступок. Но в любом случае результаты исследований показывают, что компромиссный стиль следует помещать между стратегиями сотрудничества и уступок, от соперничества и избегания он отстоит гораздо дальше. Видимо, стратегия компромисса является результатом сильной заинтересованности одной стороны в успехах другой в сочетании с умеренной заинтересованностью в своих собственных успехах.

    Впрочем, достаточно часто стороны конфликта не могут или нс хотят использовать ни одну из перечисленных стратегий. В таких обстоятельствах к управлению конфликтом привлекается третья сторона - посредник. Урегулирование конфликта благодаря вмешательству посредника считается - наряду с сотрудничеством в разрешении проблемы - одной из его конструктивных форм. В последние годы во многих странах уделяется большое внимание подготовке «школьных посредников» - учеников, обученных для помощи спорящим индивидам или группам с целью решения проблемы.

    Упражнение «Межкультурный конфликт в школе».

    Цель: осознание различий в поведении (своем и других людей) в конфликтных ситуациях и знакомство с различными стратегиями выхода из конфликта, которые могут быть обусловлены различиями между культурами.

    Тренер разбивает группу на смешанные по этнокультурному признаку подгруппы (см. Приложение 7.2). Детям дается инструкция’. «В теме “Культурный ассимилятор” приводились потенциально конфликтные ситуации, обусловленные тем, что их герои не знали особенностей другой культуры. Вы учились давать объяснения поведения людей исходя из особенностей их культуры. А сейчас мы с вами попробуем урегулировать конфликты, которые могут возникнуть в межкультурном общении. Сейчас я раздам вам описания одной из ситуаций культурного ассимилятора. Каждая группа должна подобрать наилучший, с ее точки зрения, способ урегулирования конфликта, возникшего между персонажами ситуации, а затем объяснить свой выбор всем нам».

    Вопросы для обсуждения.

    • - Какие варианты разрешения конфликта вы предпочли в этом случае? Почему?
    • - Нужен ли посредник в этом конфликте? Если да, то какова его роль?
    • - Какие варианты разрешения конфликта еще возможны? Опишите их сильные и слабые стороны.
    • - Были ли аналогичные конфликты в вашей жизни? Если можно, расскажите о них.
    • - Как вы их разрешали?
    • - Как помогает в разрешении конфликта знание культурных особенностей его участников?

    Советы тренеру.

    Школьники должны осознать, что представители разных народов могут предпочитать различные стратегии выхода из конфликта, что необходимо учитывать при межличностном взаимодействии. Детям необходимо привести яркие примеры подобных межкультурных различий. Например, можно использовать пример JI. Н. Гумилева о стереотипе поведения, которые продемонстрируют представители разных народов, если в трамвай, в котором они едут, войдет буйный пьяный. Напомним, но мнению Гумилева, грузин «схватит обидчика за грудки и попытается выбросить его из вагона», немец начнет звать полицию, татарин предпочтет уклониться от участия в конфликте, а русский может сказать «несколько сакраментальных слов», но скорее всего пожалеет пьяного и усадит его на свое место. Иными словами, грузин продемонстрирует стратегию соперничества, татарин - избегания конфликта, русский пойдет на уступки, а немец прибегнет к помощи посредника.

    К настоящему времени проведено множество психологических исследований, результаты которых свидетельствуют, что представители коллективистических культур стремятся либо уклониться от конфликта, либо уступить другой стороне, чтобы поддержать гармонию в группе. Например, в эмпирическом исследовании стратегий выхода из конфликта, проведенном под руководством одного из авторов пособия, было выявлено, что в дружеском общении русские студенты предпочитают пассивные стратегии, отражающие низкий уровень заинтересованности в собственном успехе (уступки и избегание), активным стратегиям, отражающим высокий уровень заинтересованности в собственном успехе (сотрудничество п соперничество). В отличие от них для представителей более индивидуалистической - американской - культуры характерны активные способы разрешения конфликтов: сотрудничество и конкуренция, причем как в деловом, так и в дружеском общении.

    В целом в коллективистических культурах, о чем свидетельствуют результаты эмпирических исследований, в большей степени обнаруживается стремление либо учесть интересы другой стороны, либо избежать конфликта. Так, японцы часто стараются использовать обходные пути (попытаться внушить определенные мысли, снискать расположение, произвести впечатление, умиротворить противную сторону).

    Впрочем, необходимо учитывать, что отмеченные особенности поведения членов коллективистических культур проявляются при взаимодействии и с представителями своей группы. Если возник конфликт с членами чужой группы, то уйти от него коллективисты не стремятся. В этом случае у них зачастую проявляется даже большая склонность к конкуренции, чем у индивидуалистов.

    Обучаемые должны также осознать, что культурно обусловлена и роль посредника. Например, китайцы предпочитают использовать посредничество в большей степени, чем американцы. Китайцы полагают, что посредники, прежде всего влиятельные лица, снимают враждебность, существующую между спорящими, а американцы привыкли рассчитывать на собственные силы. В традиционной русской культуре также придавалось большое значение третьей стороне конфликта, не случайно крылатыми словами стала цитата из стихотворения Н. А. Некрасова «Забытая деревня»: «Вот приедет барин - барин нас рассудит».

    Вместе с тем ход обсуждения должен привести школьников к пониманию того, что любой межличностный конфликт между представителями разных этнических общностей должен и может быть разрешен, причем стремиться необходимо к сотрудничеству, т.е. выработке такого решения проблемы, которое бы объединяло противоположные позиции или, в крайнем случае, к компромиссу между ними.

    Перед ритуалом прощания тренер предлагает участникам сесть в круг на расстоянии друг от друга и дает инструкцию". «Сейчас я открою коробку с посланиями и подойду к каждому из вас, п вы возьмете из коробки любое послание. Если кто-то обнаружит, что он получил собственное послание, молча поднимите руку. Я подойду, и мы сделаем обмен. После прочтения посланий вы можете оставить их себе».

    Ритуал прощания.

    Инструкция : «Мы все становимся в круг. Первый участник протягивает обе руки вперед, ладонями вверх. При этом он говорит любое краткое пожелание группе. Следующий, стоящий рядом, участник повторяет те же действия и говорит свое пожелание. При этом одна его рука должна соприкасаться с ладонью соседа. Эти действия повторяют все по очереди, пока весь круг не будет замкнут, а руки участников нс образуют соцветие».

    Когда круг замкнется, тренер может сказать: «У нас получился общий цветок из наших рук, тепло которых мы ощущаем. Пусть каждый возьмет образ этого живого цветка с собой домой. Его мысленно можно даже в вазу поставить как память о нашей совместной работе».

    • Гришина Н. В. Психология конфликта. СПб., 2000. С. 428.
    • Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. М., 1995. С. 28.

    « Сотрудничество педагога и учащихся,

    как основа складывающихся взаимоотношений

    в детском коллективе »

    Пути повышения эффективности воспитания ищут все педагоги. Существуют различные технологии воспитательной работы, но мне кажется, что технологию сотрудничества можно рассматривать как наиболее успешную альтернативу традиционным методам.

    Инновационные педагогические технологии взаимосвязаны, взаимообусловлены и составляют определенную дидактическую систему, направленную на воспитание таких ценностей как открытость, честность, доброжелательность, сопереживание, взаимопомощь и обеспечивающую образовательные потребности каждого воспитанника в соответствии с его индивидуальным характером.

    В воспитательном процессе, построенном на основе технологии сотрудничества прямая цель – развитие интеллектуальных, духовных и физических способностей, интересов, мотивов, выработка научно-материалистического мировоззрения. Содержанием в таком воспитательном процессе является освоение способов познания, общественно и лично значимых преобразований в окружающей действительности

    Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество педагога и воспитанника. Основная идея этой технологии – создать условия для активной совместной деятельности кадет в разных учебных и жизненных ситуациях.

    Личностно-ориентированный подход в воспитании предполагает уважение личности воспитанника, доверие к нему, принятие его личностных целей, запросов и интересов. Поэтому учебно-воспитательный процесс в нашем училище строится так, чтобы создать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития творческого потенциала воспитанника, для его самоопределения и самореализации.

    Классный час:

    «Конфликты в нашей жизни и пути их решения».

    Цели: познакомить детей с понятием "конфликт" и "конфликтная ситуация", со способами предупреждения конфликтов; способствовать формированию позитивного отношения к людям, желания овладеть навыками общения и социального взаимодействия; побуждать детей к сотрудничеству и взаимопониманию.

    Форма проведения: классный час

    Оформление: Эпиграф на доске "Те кто, не могут сварить суп, заваривают кашу" (В. Домиль), "Способы предупреждения конфликтов: мягкое противостояние, конструктивное предложение", мультимедийный комплекс, мультфильм «Конфликт».

    Ход классного часа

    1. Организационный момент.

    2. Приём «Удивляй!» (направлен на активизацию мыслительной деятельности и привлечение интереса к теме урока, формирует умение анализировать.)

    Здравствуйте, всем! По-моему, все согласятся с тем, что общение важно для человека. Также важно уметь общаться, зная правила взаимоотношений. Для того чтобы определить, о чём мы будем сегодня говорить, давайте похлопаем в ладоши, сыграем в ладушки, но необычные, а с заданием. Представьте, что две ладони - это два человека, которые являются друзьями. Давайте поздороваемся. А теперь они усердно выясняют отношения. Хлопните так, чтобы ваш хлопок иллюстрировал лёгкие разногласия между партнёрами. Теперь пусть ваш хлопок проиллюстрирует более острые разногласия. Теперь хлопните, показав враждебные отношения. Кто может определить, как называется подобное столкновение людей? (Конфликты). Что несут с собой такого рода столкновения? (Душевные страдания или физические увечья).

    Тема нашего классного часа: «Конфликты в нашей жизни и пути их решения». Сегодня на занятии мы с вами поговорим о причинах конфликтов и путях их решения.

    3. Приём «Ассоциативный ряд». Какие ассоциации вызывает у вас слово «конфликт»? (Ругань, слезы, драки, синяки, кулаки, ссоры, обиды, убийства, разрушение семьи, потеря работы, тюрьма и т.п.)

    4. Беседа по теме.

    Ребята, приходилось ли вам участвовать в конфликтах? В чём они заключались? У вас на столах лежат листочки в виде облаков. На облаке напишите один конфликт, в котором вы участвовали. (Ребята пишут о своих конфликтах). К доске прикреплено солнце.

    Классный руководитель: У нас сейчас солнечно, ясное небо. Но вот набежали облака. Что сейчас произойдет? (пришла гроза: молния, гром и полил сильный дождь). Так и в жизни, ссорясь друг с другом, люди поражают своими обидами самые ценные человеческие органы сердце и душу. И очень часто мы, плачем тихо затаившись от всех.

    Классный руководитель: А есть другая поговорка со словом каша: "С тобой каши не сваришь". О ком так говорят? (о ленивых, несговорчивых; о таком человеке с которым невозможно договориться).

    Классный руководитель: Прочитайте эпиграф к классному часу. Как бы вы объяснили его значение?

    Дети:

    Тот, кто не способен к общению и пониманию, попадает в запутанные ситуации.

    Кто не может ладить с людьми, тот постоянно создаёт трудности для себя и других.

    Если в коллективе не могут работать дружно, там любое дело превращается в кашу.

    Классный руководитель: Если коллектив не может работать дружно, в этом коллективе постоянно выясняются отношения, копятся обиды, происходят столкновения.

    Классный руководитель: А что же такое конфликт? Какие конфликты бывают в нашей жизни? Как научиться решать конфликты? На эти вопросы мы попытаемся ответить, работая в группах. Для этого разделимся на группы по принципу мне нравится… (ВОРОБЕЙ, СТРАУС, ЯСТРЕБ, ГОЛУБЬ).

    Воробей - боится потерять отношения, уступает молча.

    Страус – прячет голову в песок, уходит от конфликта.

    Ястреб – сам разжигает конфликты и решает в свою пользу.

    Голубь – вступает в конфликт, но старается решить его мирным путем, не причиняя никому вреда.

    5. Теория и практика.

    I группа: Конфликт - это столкновение, противоречие, которое рождает враждебность, страх, ненависть между людьми.

    Учёные выявили несколько разновидностей конфликтов. Самый распространённый - неуправляемый конфликт.

    Вот в автобусе вам кто-то наступил на ногу, и вы возмутились: "Вот нахал даже не извинился!" Теперь уже тот вынужден нападать: "Не нравится, на такси нужно ездить!" В результате дело может дойти до драки.

    Другой вид конфликта - холодная напряжённость (внутренний конфликт).

    Он может возникнуть у людей стоящих в очереди, когда кто то, пользуясь своим правом, пытается обойти всех. Например, показывая удостоверение социального работника, люди молчат, но внутри у них всё кипит. Но вот кто-то не выдерживает и протестует, очередь его поддерживает и разгорается скандал.

    Есть и третья разновидность - избегание, когда человек явно показывает, что не хочет поддерживать общение.

    Классный руководитель: В чём же вред таких конфликтов? Расскажет нам вторая группа.

    II группа: Нам бы хотелось добавить, что существуют 4 типа конфликтов: внутри личностный, между личностью и группой, межгрупповой, межличностный.

    В чём же вред таких конфликтов?

      Во-первых, от конфликтов страдает достоинство человека.

      Во-вторых, на каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих переживаний, когда и работа не ладится, и вообще, всё валится из рук.

      В-третьих, страдает физическое здоровье - поражаются нервы, сердце, сосуды.

    Поэтому нужно обязательно научиться предотвращать конфликты. Прежде всего ни в коем случае нельзя употреблять запрещённые приёмы - это фразы типа: "Да брось ты!", "Чего ты понимаешь!", "Ты вроде умный человек, а говоришь такую чепуху!"

    Наоборот, просто волшебное действие производят слова: "мне кажется", "может быть, я ошибаюсь", "может быть, ты со мной согласишься" и т.д.

    Правильное поведение при конфликте сохранит ваше здоровье, сделает спокойнее и счастливее не только вас, но и других.

    Классный руководитель: Как и болезни, конфликты лучше предупредить, чем лечить. Сейчас мы будем учиться предупреждать конфликтные ситуации.

    III группа: Для предупреждения конфликтных ситуаций существует множество способов. Мы рассмотрим два самых распространённых.

    Первый способ предупреждения конфликтов - мягкое противостояние.

    Мягкое противостояние - это решительное возражение, высказанное в мягкой форме. Так можно отстоять свою позицию, и не обидеть другого человека.

    Ситуация 1. Вам не нравится, что ваш сосед по парте никогда не носит в школу учебников и пользуется вашими. Окажите ему мягкое противостояние. Попробуйте мягко намекнуть ему на это.

    Примерные фразы: Дима, не хочется ссориться, но мне не нравится, когда моими вещами пользуются другие. Не обижайся, но это мои учебники, и мне одному удобнее ими пользоваться.

    Второй способ называется "конструктивное предложение". Это попытка найти компромисс, т.е. выход, который мог бы устроить всех. Рассмотрим конкретную ситуацию.

    Примерные фразы: Дима, мне кажется несправедливым то, что я один ношу учебники в школу, давай будем это делать по очереди. Я понимаю, что тяжело носить в школу полный портфель учебников. Сейчас есть такие сумки на колёсиках и с выдвигающейся ручкой. Может, попросишь у родителей такую.

    Ситуация 2. Выходят две ученицы.

    1-й вариант разговора. - Ой, привет, ты где это так подстриглась? - А что, тебе не нравится? - Так вообще давно уже никто не стрижется - ты выглядишь как пенсионерка. - Ты на себя в зеркало посмотри!..

    Обобщения типа «вообще никто», «никто так не делает» только провоцируют развитие спора.

    2-й вариант разговора. - Тебе просто не идет эта стрижка. - Ты на самом деле так считаешь? - Ну да, я же твоя подруга, а кто тебе еще честно скажет? - А что мне делать? - Пойдем ко мне, я попробую уложить тебе волосы по-другому. - Пойдем.

    Классный руководитель: В данном случае искренность и готовность пойти навстречу помогли избежать ссоры.

    Классный руководитель: Итак, мягкое противостояние и конструктивное предложение - это два способа поведения, которые помогут вам предотвратить конфликты и сохранить собственное достоинство.

    IV группа: Копилка добрых советов. Послушайте несколько советов, которые помогут вам взглянуть на процесс общения по-новому.

    1. Относитесь к другим людям так, как хотели бы, чтобы они относились к вам.

    2. Помните о законе «отзеркаливания»: как вы к людям - так и они к вам.

    3. Замечайте в людях только хорошее. Во всех людях без исключения.

    4. Не обижайтесь. Есть русская пословица: «Кто старое помянет, тому глаз вон».

    5. Отходя ко сну, спроси себя – «Кого и чем порадовал ты за день?»

    Классный руководитель: Я бы хотела еще добавить «Заповеди поведения в конфликтной ситуации» очень легко запомнить при помощи ключевого слова КОНФЛИКТ.

    К – критику по возможности устранить!

    Критика должна быть конструктивной, корректно-щадящей и подаваться в соответствующей обстоятельствам форме.

    О – ответственность на 100 % брать на себя!

    Как сказал И. Гете, «В споре виноват тот, кто умнее».

    Н - непонимание предмета споров, интересов сторон и их позиций устранять!

    Если уподобить конфликт сорняку, то инцидент – это ботва, а корнем является конфликтная ситуация, на ней и следует сфокусировать внимание.

    Ф – фон конфликта не расширять!

    Шаг влево, шаг вправо (прошлые прегрешения, переход «на личности» и т.д.) – это расстрел самого себя!

    Л – «леди / джентльмен» (из этого образа не выходить!).

    По выражению Б. Рассела, «джентльмен – это человек, в общении с которым чувствуешь себя джентльменом». Лишь исполнение этой роли помогает погасить конфликт.

    И – интересы искать общие!

    Надо спрашивать не только «Чего Вы хотите?», но и «Почему Вы хотите этого?» Ответ на первый вопрос раскроет позиции оппонента, на второй – интересы. В итоге появится реальная возможность «выйти из окопов войны на общий плацдарм» и начать совместный поиск приемлемого для обеих сторон решения.

    К конструктивное решение искать сообща!

    Все возражения и нападки следует переводить в конструктивную форму, задавая вопрос: «Что предлагаете делать?».

    Т – терпимость сохранять в любых ситуациях!

    6. Игра практикум. Примените мягкое противостояние и конструктивное предложение.

    Ситуация 1. Мама решила проверить школьный дневник дочери. Когда она взяла дневник в руки, из него выпал сложенный в несколько раз листок. Мама развернула листок и увидела, что это записка. За чтением записки ее застала дочь, вернувшаяся от подруги. Девочка вырвала записку из рук матери. Та накричала на дочь. Девочка хлопнула дверью и закрылась в комнате.

    Ситуация 2. Ира обижена: «Вчера ты, Витя, шел мне навстречу и не поздоровался. Это невежливо». Витя удивлен: «А почему я должен здороваться? Ты меня первая увидела, вот бы и поздоровалась».

    Ситуация 3. Подруга взяла у вас на вечер ваши любимые брюки, а наутро возвращает их надорванными.

    Ситуация 4. Вика долго и обстоятельно делает домашние работы. Наташа к урокам не готовится. Наташа просит Вику дать списать. Вике обидно, она долго готовилась, приложила много сил, чтобы хорошо учиться.

    Ситуация 5. Класс условно разделен на две микрогруппы, в которых и там и там, есть сильные лидеры, активисты, отличники. На протяжении учебного года идет конкуренция между ними за оценки, за учительское уважение, за авторитет перед классом, за первенство. Все это выражается на уроках в колких шутках, в насмешках в адрес друг друга. На переменах – «стычки», ссоры и даже были случаи драк. Эта ситуация напрягает весь класс.

    7. Индийская сказка. Конфликты стары как мир. Люди всегда старались понять мир и друг друга. Иногда это трудно, потому что не все видят проблемы одинаково. Послушайте индийскую сказку и попытайтесь определить причину ошибки мудрецов.

    Мудрецы и слон

    Давным - давно в маленьком городе жили - были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели его увидеть. Но как? "Я знаю,- сказал один мудрец,- мы ощупаем его". - "Хорошая идея,- сказали другие,- тогда мы будем знать, какой он- слон". Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед - назад. "Слон похож на веер!" - закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. "Он похож на дерево!" - воскликнул он. "Вы оба не правы,- сказал третий,- он похож на веревку". Этот человек нащупал слоновий хвост. "Слон похож на копье",- воскликнул четвертый, нащупав бивень слона. "Нет, нет, - закричал пятый,- слон как высокая стена!". Он говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец дергал слоновий хобот. "Вы все не правы,- сказал он,- слон похож на змею". "Нет на веревку!" - "Змея!" - "Стена!" - "Вы ошибаетесь!" - "Я прав!". Шестеро слепых кричало друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.

    Почему мудрецы так и не узнали, как выглядит слон? Каждый человек мог представить себе лишь то, что могли чувствовать его руки. В результате каждый думал, что он открыл истину и знает, на что похож слон, Никто не хотел слушать, что говорят другие. У них возник конфликт, основанный на различиях в восприятии.

    Были ли мудрецы на самом деле мудрыми?

    Как мудрецы могли бы узнать, как на самом деле выглядит слон? Наличие другой стороны.

    Классный руководитель: Медиатор – нейтральный посредник, помогает сгладить острые углы, лучше разобраться в ситуации и быстрее найти верное решение, устраивающее обе стороны.

    Наследство

    Перед смертью шейх завещал 19 верблюдов своим трем сыновьям, оставив первому сыну половину верблюдов, второму – четверть, а третьему – одну пятую. Так как разрезать верблюдов на части было бы явно неэкономно, сыновья решили пригласить посредника, прибывшего на своем верблюде. Посредник взвесил ситуацию и прибавил своего верблюда к наследству. Из полученных таким образом двадцати верблюдов, первый сын шейха забрал половину (10 верблюдов), второй сын – четверть (5 верблюдов), третий сын – пятую часть (4 верблюда). Таким образом, общая сумма полученных верблюдов равнялась девятнадцати. Верблюд посредника остался лишним. Посредник взобрался на него и уехал.

    2) Конфликт разрешен или нет?

    8. Упражнение «От сердца к сердцу». А сейчас я предлагаю вам рассчитаться по порядку номеров, запомнить свои номера, затем встать и выйти в середину класса. Вам необходимо стать в два круга - внутренний и внешний - так, чтобы вы разбились по парам. Во внутренний круг пусть станут те ребята, у кого номера четные, а во внешний - у кого нечетные. Возьмите, пожалуйста, друг друга за руки. Я думаю, есть что-то хорошее, что вы хотите сказать друг другу. Скажите вашему другу теплые и добрые слова о нем. Затем по хлопку ведущего внешний круг передвигается по часовой стрелке.

    9. Упражнение «Подарок». Здесь, в комнате, для каждого из вас есть небольшой подарок. Вспомните свой номер, под таким же номером вы найдете свой подарок. И помните: ничто не случайно. То, что скажет твой подарок, - предназначено именно тебе. Каждый находит в комнате листок (в виде сердца) со своим номером, на оборотной стороне которого написано пожелание.

    1. Чтобы контролировать ситуацию, надо оставаться спокойным.

    2. В споре умей выслушивать собеседника до конца.

    3. Уважай чувства других людей.

    4. Любую проблему можно решить.

    5. Будь внимателен к людям, с которыми общаешься.

    6. Не сердись, улыбнись.

    7. Начни свой день с улыбки.

    8. Будь уверен в себе.

    9. Раскрой свое сердце, и мир раскроет свои объятия.

    10. Взгляни на своего обидчика - может, ему просто нужна твоя помощь.

    11. Будь обаятелен и добр.

    12. Извинись, если ты не прав.

    13. Не забывай выражать свою благодарность.

    14. Выполняй свои обещания.

    15. Не критикуй постоянно других.

    16. Умей сказать другу правду, даже если она не очень приятна.

    17. Полюби себя, поверь в себя. Один из великих писал: «Только человек, любящий и уважающий себя, может уважать и любить других».

    18. Не обижайся. Надо уметь прощать, не копить в себе зло, не быть мстительным.

    19. Терпимость сохраняй в любых ситуациях!

    10. Заключительное слово. В обществе нельзя жить без противоречий, люди всегда будут отличаться взглядами, вкусами и пристрастиями. Но эти противоречия нельзя доводить до конфликтов. Что бы сохранить душевное, психическое и физическое здоровье, нужно научиться предотвращать конфликты, а если конфликт уже разгорелся, нужно уметь из него выйти. Закончить наше занятие мне хочется следующими словами: «Человек, который совершает не очень хороший поступок, рискует остаться в одиночестве и вызвать осуждение окружающих. И наоборот, бывают поступки, которые возвышают людей в глазах других. И в том, и в другом, находясь перед выбором, прежде чем что-то сделать, подумай о последствиях. И пусть решение окажется верным». Если бы наше общество жило по закону “око за око”, весь мир был бы незрячим.

    11. Рефлексия. Какое впечатление оставил классный час? Прибавилось ли уверенности в своих силах? Появилось ли желание воспользоваться способами предотвращения и погашения конфликтов?



    THE BELL

    Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
    Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
    Email
    Имя
    Фамилия
    Как вы хотите читать The Bell
    Без спама