THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

О Василии Сухомлинском я уже писала.

А недавно его книга “Письма к сыну” вновь попала ко мне в руки. Я взяла ее в детской библиотеке рядом с домом, куда записала свою крошку – внучку. И еще много книжек, которые мне захотелось перечитать.

Какое счастье ходить в библиотеку!

Сидеть в тишине, перебирать старые книжки. Радоваться, встречая знакомые корочки и любимые с детства иллюстрации.

У нас рядом с домом библиотека имени Матросова. Подобная была и в моем родном Барабинске. Ничего не изменилось. Старый облезлый линолиум, стеллажи, которым уже много-много лет. Да и свежих поступлений практически нет. Сама библиотека уже несколько лет на грани закрытия.

Но это отдельная и очень грустная история.

Сдавая книги внучки, я решила покопаться в книгах по психологии.

Тут и наткнулась на книгу Сухомлинского . Именно такую, по какой я еще училась сама в педагогическом институте.

Фронтовик, настоящий гражданин, он всю жизнь посвятил школе. Воспитанию подрастающего поколения. Сейчас даже трудно себе представить, как бы он воспринял то, что происходит на Украине. Потому что преподавал он в украинской школе и защищал Советский Союз от фашизма.

Но я отпущу политику. Мне интересен он прежде всего как отец. Отец своих детей.

Кем он хотел их видеть?

Чему учил?

В чем видел ценность жизни?

Сухомлинский – атеист, настоящий коммунист, убежденный в том, что наша Родина самая лучшая и идет верным путем. Нужно лишь, чтобы в нашей стране росли достойные ее граждане.

Однако, отпуская идеологию того времени, его письма к сыну не теряют актуальности.

Это разговор мужчины с мужчиной. Который несет ответственность за страну, семью, своих будущих детей. Разговор о нравственности, предназначении человека, его роли на Земле, о любви, о счастье.

Смотрите, как актуально звучит: “Помни, что раннее детство – с тех пор, как ребенок себя осознал, является школой СЕРДЕЧНОСТИ. Создание, творение добра для людей начинается с заботы ребенка о красоте, о красивом. Все, что доставляет человеку эстетическое наслаждение, радость, имеет чудодейственную воспитательную силу.

Пусть в твоей семье будет семейный праздник, в день которого ребенок творит радость для родителей. У нас это был Осенний Праздник Розы. Ты его, конечно, помнишь. Нет для родителя счастья больше, чем видеть сияющие глаза ребенка, который сам вырастил розу и теперь срывает ее, чтобы подарить матери. Это и есть радость творения добра для людей.

15 заповедей Сухомлинского об организации времени не потеряли своей актуальности и сегодня.

Это жизненные правила, которые в итоге и приводят к результату.

К сожаление, я не смогла найти в интернете, кем в итоге стали дети Сухомлинского. Но я почему-то уверена, что выросли они достойными людьми.

“Письма к сыну” – я думаю, останутся важным чтением для тех, кого волнует будущее детей. Кто серьезно беспокоится о душе ребенка, а не о том, как его ублагостить. Точнее откупиться, как это сегодня часто бывает.

Я перечитала знакомую книжку с огромной радостью.

Сегодня, когда мы все сидим в интернете, может, есть смысл вновь начать писать письма своим детям. Может быть, так они нас лучше услышат?

В.Дёмина
аспирантка кафедры педагогики Слов "Славянского государственного педагогического университета, ассистент

В статье исследуются воспитательные аспекты писем В.А. Сухомлинского к сыну, их влияние на нравственное формирование личности юноши. Приходится актуальность педагогических советов по развитию нравственных убеждений современного молодого поколения.

Ключевые слова: письмо, переписка, моральные взгляды, моральная ответственность, жизненные ценности, самовоспитания, истинная красота человека, любовь.

Постановка проблемы. Развитие информационных технологий приводит к тому, что современные дети избегают непосредственного общения со взрослыми, предпочитая общению в Интернет пространстве со своими сверстниками.

сожалению мы редко обращаемся к такому виду общения, как переписка. Мысли изложенные на бумаге позволяют полнее раскрыться человеку, выразить свои настоящие волнения (при условии, что оно адресовано близкому человеку). Если человек замкнутый в повседневной жизни, переписки выступает, как своеобразная компенсация маломовнисть. Таким образом листы позволяют понять истинную суть человека, особенно человека творческого.

Анализ последних исследований и публикаций. Многие ученые и педагогов исследуют эпистолярное наследие выдающихся деятелей украинского общества, которые внесли значительный вклад в учебно-воспитательный процесс (Сухомлинская А. В.А. Сухомлинский Библиография: 1987 - 2000гг. ", Публикации и т.д., Коцюбинский М. Зафиксировано и нетленное, Волошина В., Петренко

А. "Письма к сыну" и "Письмо к дочери" В.А. Сухомлинского: попытка гендерного анализа, Залиток М. О. Сухомлинский Библиография: 2001-2008гг., Мамчур Л. Лингводидактична наследие В.А. Сухомлинского, Резник А. Памятные письма, Ткаченко И. История великой дружбы в письмах: В.А. Сухомлинский и И.Г. Ткаченко, Головатый Ю. Встречи и переписка, Журецький Я. В.А. Сухомлинский и МГУ: исторические фрагменты эпистолярное, Войцеховская И., Ляхоцкий В. Епистология и др.)..

Цель статьи раскрыть воспитательное воздействие писем В.А.Сухомлинского на нравственное формирование личности.

Изложение основного материала. Во все времена переписки была бесценным источником, ведь она позволяло раскрыть истинную сущность человека, выявить ее предпочтения и мысли не скрывая оттенков, внутреннего мира. Письмо - это диалог словно сам с собой и одновременно с адресантом. Именно это и позволяет вырваться из мыслей и сердца, тем вещам, о которых иногда сложно сказать в глаза.

Уникальность переписки заключается не только в информированности о жизни определенной человеком, но и в том, что именно с помощью этой формы общения нам легче советоваться и давать советы, рассуждать, как бы вдвоем принимать определенные решения, корректировать поведение адресанта, НЕ нав " связывая при этом собственные предпочтения.

Письма известных деятелей образования, науки, культуры - бесценное сокровище, поскольку отражают отдельные фрагменты нашей истории. В них можно найти то, что не было высказано, не могло быть иначе зафиксировано, как в письме. Сохранились эпистолярные сборки выдающихся украинского Гоголя, М. Драгоманова, М. Костомарова, П. Кулиша, Т. Шевченко и других.

Воспитательные советы родителей и другие, содержащиеся в письмах, является одним из древних литературно - педагогических жанров, который имел широкое распространение у разных народов мира.

Эпистолярное наследие В.А. Сухомлинского помогает не только родителям лучше познавать мир детской души, но и учителям, и становится для них одним из инструментов влияния на своих воспитанников. Письма Василия Александровича неисчерпаемый источник мудрых советов, которые помогают воспитателям делать настоящие чудеса в учебно-воспитательном процессе.

Большое воспитательное значение для формирования нравственных качеств молодежи имеет книга выдающегося педагога "Письма к сыну", которая содержат тридцать писем-ответов на вопросы, которые беспокоили сына педагога, и на которые он стремился получить обстоятельный ответ от отца.

Василий Александрович, как и любой родитель обеспокоен судьбой сына, который покинул родной дом и стал на путь самостоятельной жизни, пытается помочь сыну формировать моральные взгляды по переписке.

С первого письма автор будто начинает рассказ, вводит читателя в свой диалог с сыном, который будет и дальше развиваться в следующих письмах. Он очень хотел, чтобы содержание его первого письма, сын пронес через всю жизнь, и со временем он, перечитывая его, задумывался над ним точно так же, как и Василий Александрович, помнил и берег письмо от своего отца.

В своих письмах к сыну педагог размышляет над сложными вопросами, которые волнуют не только его сына, но и все общество, проблемой безответственности. Автор рассказывает о Талейрана, надциничного политика, учил молодежь "Бойтися первого душевного порыва, потому что оно конечно благородное ". Эта позиция политика нашла свое отражение в В.А. Сухомлинского, в следующих словах педагога: "Человек без убеждений - кисть, ничтожество ". Своеобразие моральной ответственности заключается в том, что критерием внешнего контроля является общественное мнение, а внутреннего - совесть.

Общество, возлагая на человека моральную ответственность, рассчитывает воспитать ее в нужном направлении. Василий Александрович в письмах утверждал, что осознание собственной ответственности формирует поведение человека, приводит в соответствие личностные и социальные потребности, если между ними возникают противоречия.

В общении с сыном педагог раскрывает суть важных для юноши вопросам выбора жизненных ценностей: честь, долг, достоинство, совесть и т.д.. ?? Аме в этом возрасте молодежь сознательно выбирает свое место среди категории добра и зла. Василий Александрович отмечал, что выбор, который осуществит молодой человек зависит не только от его воспитателей: родителей, учителей, окружения, но и от самого ребенка, поскольку 12 лет человек должен начинать заниматься самовоспитанием, а уже с 16 лет, самовоспитания становится главной задачей каждого человека . В письме к сыну он писал: "Ты - творец собственной духовной красоты. От тебя зависит красота людей, которые находятся рядом с тобой ".

Переписываясь с сыном В. А. Сухомлинский каждый раз выдвигает новые задачи для юноши, которые подталкивают его к поиску правильных ответов. "Из твоего письма видно, что мои поучения стали будто искра для горячего костра дискуссии, разгоревшейся у вас в общежитии ". Своими размышлениями отец активизирует мысли, формирует живой "творческой ум", ради "справедливой истины".

Даже на расстоянии педагог помогает юноше раскрыть значение "настоящей красоты человека". Василий Александрович подчеркивает, что она проявляется только тогда, когда человек занимается любимым делом, и именно при этом условии раскрывается все хорошее, что есть в душе.

В.А. Сухомлинский приводит пример о древнегреческого скульптора, создавшего статуи атлетов. Педагог не случайно рассказал об этом историческом факте, ведь скульптор передал красоту дискобола в тот момент, "когда напряжение внутренних духовных сил сочетается с напряжением сил физических, в этом сочетании - апофеоз красоты ". Отец доказывает сыну, что именно любимое дело, что вдохновляет человека на настоящие чудеса, и делает ее красивой. Василий Александрович, приводит эпизод из новеллы В.А. Гончара "Подсолнухи", о скульпторе, которому поручили увековечить образ девушки - мастера высоких урожаев подсолнечника. Когда он впервые увидел ее, девушка показалась ему некрасивой, человек отказался от работы. Возвращаясь на станцию ​​вдоль подсолнечного поля, художник увидел свою героиню за работой. Его поразила красота лица, - что было озарено ощущением красоты труда . Вдохновенный труд в пользу общества делает личность благороднее, помогает познать истинную красоту человеческой души.

Испытаниям на зрелость и достоинство выступает по мнению В.А. Сухомлинского, любовь, которая является высшим проявлением человеческой сущности. Молодой человек должен строить свои взаимоотношения с окружающим миром на основе принципов добра и красоты, веры, надежды и любви. Ощущение сердцем близкого человека, - важная потребность каждого человека. И именно в юношеском возрасте она актуальна. Благодаря переписке, отец постоянно был личностные беседы с сыном о настоящей любви, половые отношения, моральный долг человека и тому подобное. "Любовь - это самый строгий экзамен человечности", отмечал педагог, и каждый человек должен нести ответственность за свои действия, ибо брак это не только юридические, материальные, но и духовные обязанности .

Важным педагогическим наработки Василия Александровича является созданный им духовный культ Матери, в разговорах с сыном, педагог доказывал, что именно любовь и уважение к матери, в будущем, для мальчиков означает заботливое отношение к женщине вообще. "Женщина-мать - первый создатель жизни. Никогда не забывай, сынок, что она дала тебе жизнь ". «Мать» - самая дорогая и родной человек для каждого из нас. Она - первый педагог в жизни ребенка, которая окружает теплом и горячей любовью.

Воспитательные советы Василия Александровича в письмах, помогали сыну не чувствовать стыда перед вопросами, которые смущали его душу, они позволяли рассказать о своих личностных волнения и получать из уст опытного человека больше полезной информации. Отец учит подростка анализировать собственные действия, постоянно работать над становлением своего характера, заниматься самосовершенствованием и самовоспитанием, свободно преодолевать жизненные невзгоды.

Заключение. "Письма к сыну" В.А. Сухомлинского включают в себя большой воспитательный потенциал для влияния на формирование нравственной личности подростка. Все письма пронизаны гуманистическими взглядами педагога, в доступной форме раскрывает актуальные проблемы - моральные ценности молодого поколения. Творческое переосмысление и последующее внедрение педагогического опыта Василия Александровича способствовать решению современных проблем воспитания подростков.

Литература

Атаян Р.А. В.А. Сухомлинский, каким я его знал //Воспоминания о Сухомлинского /Сост. Заволока С.П. - М.: Сов. Шк., 1990. - С. 159 - 163.

Войцеховская И.Н., Ляхоцкий В.П. Епистология. Краткий исторический очерк. - К., 1998. - 54 с.

Коцюбинская М. Зафиксировано и нетленно. - М., 2001. - 300с.

Сухомлинская Г.И. Сила духа и разума //Воспоминания о Сухомлинского /Сост. Заволока С.П.

К.: Рад. шк., 1990. - С. 15 - 30.

Сухомлинский В.А. Письма к сыну //Избранные произведения: В 5-ти т. - М.: Сов. школа, 1977. - Т. 3. -

Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека //Избранные произведения: В 5-ти т. - М.: Сов. школа, 1977. - Т. 2. - С. 149 - 416.

Петренко, А. "Письма к сыну" и "Письмо к дочери" В.А. Сухомлинского: попытка гендерного анализа /А. Петренко. - С.286-291.

В.А.Сухомлинский

ПИСЬМА К СЫНУ

В книгу вошли широко известные произведения В. А. Сухомлинского "Сердце отдаю детям", "Рождение гражданина", а также "Письма к сыну". Названные произведения тематически связаны между собой и составляют своеобразную трилогию, в которой автор поднимает актуальные проблемы воспитания ребенка, подростка, юноши.

Предназначается для учителей, воспитателей общеобразовательных школ, работников народного образования, студентов и преподавателей педагогических вузов.

1. Добрый день, дорогой сын!

Вот ты и улетел из родительского гнезда - живешь в большом городе, учишься в вузе, хочешь чувствовать себя самостоятельным человеком. Знаю по собственному опыту, что, захваченный бурным вихрем новой для тебя жизни, ты мало вспоминаешь о родительском доме, о нас с матерью, и почти не скучаешь. Это придет позже, когда ты узнаешь жизнь. ...Первое письмо сыну, улетевшему из родительского гнезда... Хочется, чтобы оно осталось у тебя на всю жизнь, чтобы ты хранил его, перечитывал, думал над ним. Мы с матерью знаем, что каждое молодое поколение немного снисходительно относится к поучениям родителей: вы, мол, не можете видеть и понимать все то, что видим и понимаем мы. Может быть, это и так... Может быть, прочитав это письмо, ты захочешь положить его куда-нибудь подальше, чтобы оно меньше напоминало о бесконечных поучениях отца и матери. Ну что же, положи, но только хорошенько запомни, куда, потому что придет такой день, когда ты вспомнишь эти поучения, скажешь себе: а все-таки прав был отец... и тебе надо будет прочитать это старое полузабытое письмо. Ты найдешь и прочитаешь его. Сохрани же его на всю жизнь. Я тоже сохранил первое письмо от отца. Мне было 15 лет, когда я улетел из родительского гнезда - поступил учиться в Кременчугский педагогический институт. Был трудный 1934 год. Помню, как провожала меня мать на вступительные экзамены. В старенький чистый платок завязала новое, хранившееся на дне сундука рядно и узелок с продовольствием: лепешки, два стакана жареной сои... Экзамены я сдал хорошо. Абитуриентов со средним образованием тогда было мало, и в институт разрешали принимать выпускников семилетки. Началось мое учение. Трудно, очень трудно было овладевать знаниями, когда в желудке пусто. Но вот появился хлеб нового урожая. Никогда не забуду того дня, когда мать передала мне первый каравай, испеченный из новой ржи. Привез передачу дедушка Матвей, извозчик сельского потребительского общества, еженедельно приезжавший в город за товаром. Каравай был в чистой полотняной торбе - мягкий, душистый, с хрустящей корочкой. И рядом с караваем отцовское письмо-то первое письмо, о котором я говорю: оно хранится у меня, как первая заповедь... "Не забывай, сын, о хлебе насущном. Я не верю в бога, но хлеб называю святым. Пусть и для тебя он на всю жизнь останется святым. Помни, кто ты и откуда вышел. Помни, как трудно добывается этот хлеб. Помни, что дед твой, мой отец Омелько Сухомлин был крепостным и умер за плугом на ниве. Никогда не забывай о народном корне. Не забывай о том, что пока ты учишься - кто-то трудится, добывая тебе хлеб насущный. И выучишься, станешь учителем - тоже не забывай о хлебе. Хлеб - это труд человеческий, это и надежда на будущее, и мерка, которой всегда будет измеряться совесть твоя и твоих детей". Вот что писал отец в своем первом письме. Ну, была еще приписка о том, что получили рожь и пшеницу на трудодни, что каждую неделю будет привозить мне дед Матвей по караваю. Для чего я пишу тебе об этом, сын? Не забывай, что корень наш - трудовой народ, земля, хлеб святой. И проклят будет тот, кто хоть одним помыслом, одним словом, одним поступком своим выразит пренебрежение к хлебу и труду, к народу, давшему всем нам жизнь... Сотни тысяч слов в нашем языке, но на первое место я бы поставил три слова: хлеб, труд, народ. Это три корня, на которых держится наше государство. Это самая сущность нашего строя. И эти корни так прочно переплелись, что ни разорвать их, ни разделить невозможно. Кто не знает, что такое хлеб и труд, перестает быть сыном своего народа. Тот теряет лучшие духовные качества народные, становится отщепенцем, безликим существом, недостойным уважения. Кто забывает, что такое труд, пот и усталость, тот перестает дорожить хлебом. Какой бы из этих трех могучих корней ни был поврежден у человека, он перестает быть настоящим человеком, у него появляется внутри гниль, червоточинка. Я горжусь тем, что ты знаешь труд на хлеборобской ниве, знаешь, как нелегко добывается хлеб. Помнишь, как накануне первомайского праздника я пришел к вам в класс (кажется, учились вы тогда в девятом) и передал просьбу колхозных механизаторов: замените нас, пожалуйста, в поле в праздничные дни, мы хотим отдохнуть. Помнишь, как не хотелось всем вам, юношам, вместо праздничного костюма одевать комбинезон, садиться за руль трактора, быть прицепщиком? Но зато какая гордость светилась у вас в глазах, когда эти два дня прошли, когда вы вернулись домой, чувствуя себя тружениками. Я не верю в такое вот, я бы сказал, шоколадное представление о коммунизме: всех материальных благ будет предостаточно, всем человек будет обеспечен, все будет у него как будто бы по мановению руки, и все так легко ему будет доставаться: захотел - вот тебе на столе, что душе твоей угодно. Если бы все это было так, то человек превратился бы в черт знает что, наверное, в пресыщенное животное. К счастью, этого не будет. Ничто не будет доставаться человеку без напряжения, без усилий, без пота и усталости, без тревог и волнений. Будут и при коммунизме мозоли, будут и бессонные ночи. И самое главное, на чем всегда будет держаться человек - его ум, совесть, человеческая гордость - это то, что он всегда будет добывать хлеб в поте лица своего. Будет всегда тревога у вспаханного поля, будет сердечная забота, как о живом существе, о нежном стебельке пшеницы. Будет неудержимое стремление к тому, чтобы земля давала все больше и больше - на этом всегда будет держаться хлебный корень человека. И этот корень надо беречь в каждом. Ты пишешь, что скоро вас посылают на работу в колхоз. И очень хорошо. Я этому очень, очень рад. Работай хорошо, не подводи ни себя, ни отца, ни товарищей. Не выбирай чего-нибудь почище да полегче. Выбирай труд непосредственно в поле, на земле. Лопата-тоже инструмент, которым можно показать мастерство. А в летние каникулы будешь работать в тракторной бригаде у себя в колхозе (конечно, если не будут набирать желающих на целинные земли. Если же будут набирать обязательно поезжай туда). "По колосу пшеницы узнают человека, вырастившего ее",- ты, наверное, хорошо знаешь эту нашу украинскую пословицу. Каждый человек гордится тем, что он делает для людей. Каждому честному человеку хочется оставить частицу себя в своем пшеничном колосе. Я живу на свете уже почти пятьдесят лет, и убедился, что ярче всего это желание выражается в том, кто трудится на земле. Дождемся твоих первых студенческих каникул - я познакомлю тебя с одним стариком из соседнего колхоза, он уже больше тридцати лет выращивает саженцы яблонь. Вот это настоящий художник в своем деле. В каждой веточке, в каждом листике выращенного деревца он видит себя. Если бы сегодня все люди были такими, можно было бы сказать, что мы достигли коммунистического труда... Желаю тебе здоровья, добра, счастья. Мама и сестричка обнимают тебя. Они написали тебе вчера. Целую тебя. Твой отец.

2. Добрый день, дорогой сын!

Письмо твое из колхоза получил. Оно очень взволновало меня Не спал всю ночь. Думал о том, что ты пишешь, и о тебе. С одной стороны, хорошо, что тебя тревожат факты бесхозяйственности: в колхозе прекрасный сад, но уже тонн десять яблок скормили свиньям; гектара три помидоров остались неубранными, я председатель колхоза приказал трактористам перепахать участок, чтобы и следов не осталось... Но, с другой стороны, меня удивляет, что в твоем письме - только недоумение и больше ничего, растерянность перед этими возмутительными фактами. Что же это получается? Ты пишешь: "Когда я увидел утром этот участок вспаханным, у меня чуть сердце не вырвалось из груди..." А потом что? Все-таки, что же произошло с твоим сердцем? Успокоилось оно, по-видимому, и бьется ровненько? И сердца твоих товарищей-тоже ни у кого не вырвались из груди?



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама