THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Если воображение рисует сознанию такие картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии.

Если, кроме того, воображение нацелено на будущее, его называют мечтой.

Мечта - необходимое условие претворения в жизнь творческих сил человека, направленных на преобразование действительности. Она выступает в качестве побудительной причины или мотива деятельности, окончательное завершение которой по тем или иным причинам оказалось отсроченным. Именно поэтому любой предмет, сделанный руками человека, в своей исторической сущности есть осуществлённая человеческая мечта.

В любом, даже самом обычном предмете можно увидеть опредмеченную, воплощённую мечту многих поколений людей, испытывавших настоятельную потребность именно в таких вещах. Чем длиннее история вещи, чем больше она изменялась, тем большее число человеческих мечтаний в ней запечатлено. Осуществлённая мечта вызывает новую потребность, а новая потребность порождает новую мечту.

Сначала каждое новое достижение производственной деятельности, новая вещь кажется совершенной, но по мере её освоения обнаруживаются недостатки, и люди начинают мечтать о лучших вещах, стимулируя этим процесс их предметного воплощения.

Для большинства людей мечты являются приятными думами о будущем. У некоторых встречаются и тревожные видения, порождающие чувства беспокойства, вины, агрессивности.

Мечтая, человек всегда создает образ желаемого.

Она не включена напрямую в деятельность человека и не дает сразу же практических результатов.

Мечта направлена в будущее, в то время как некоторые другие формы воображения работают и с прошлым.

Образы, которые человек создает в своих мечтах, отличаются эмоциональной насыщенностью, ярким характером, и в то же время - отсутствием понимания конкретных путей к осуществлению мечты.

Слайд 2

Маклаков Алексей Константинович

Воображение - это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений.

Слайд 3

Типы воображения Сон Дремотное состояние Галлюцинации Воссоздающее воображение Творческое воображение Мечта Непроизвольное Произвольное

Слайд 4

Воссоздающее воображение

Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта, как можно более полно соответствующее его описанию. С этим видом воображения мы сталкиваемся, когда: читаем описание географических мест исторических событий знакомимся с литературными героями

Слайд 5

Творческоевоображение

Оно характеризуется тем, что человек преобразует представления и создает новые не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы.

Слайд 6

Мечта

Особой формой воображения является мечта. Суть данного типа воображения заключается в самостоятельном создании новых образов. В мечте человек всегда создает образ желаемого, тогда как в образах творческих вовсе не всегда воплощаются желания их создателя. В мечтах находит свое образное выражение то, что влечет к себе человека, к чему он стремится.

Слайд 7

Мечта - это процесс воображения, не включенный в творческую деятельность, т. е. не дающий немедленно и непосредственно объективного продукта в виде художественного произведения, научного открытия, технического изобретения и т. д.

Активный произвольны сознательный процесс Сознательный процесс не имеющий практического завершения

Слайд 8

Слайд 9

Как развивать воображение

Воображение развивается в игре, особенно в тех ее видах, где человек как бы выполняет определенную роль. Воображение развивается при чтении книг. Для развития воображения важны жизненный опыт и широкий круг знаний.

Слайд 10

Упражнение 1. Доска Выберите спокойное место, удобно сядьте. Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов и расслабьтесь. Теперь закройте глаза, представьте себе доску, на которой вы пишете букву “А”. Затем добавьте букву “Б” и так далее. Некоторые могут “написать” таким образом весь алфавит. Посмотрите, до какой буквы вы дойдете. Что происходит по мере “написания” новых букв? Не перестаете ли вы видеть некоторые из уже написанных? Не затуманивается ли картинка? Пронаблюдайте за процессом, происходящим в вашем воображении, и попытайтесь добиться максимальной яркости мысленной картинки. Достаточно пяти минут тренировки. Упражнение 2. Электрическая лампочка Закройте глаза и представьте себе, что перед вами висит тускло светящая лампочка. Сконцентрировавшись на этом образе, постарайтесь представить, что ее свет то становится ярче, то снова тускнеет. По очереди представляйте то яркий, то приглушенный свет. Теперь представьте, что яркость все время нарастает. Попробуйте представить, что свет лампочки стал настолько ярким, что она освещает все вокруг. Затем вообразите, что яркость постепенно уменьшается, пока свет снова не станет тусклым. Для выполнения этого упражнения также хватит пяти минут. Упражнение 3. Предмет обыденной жизни Возьмите любой обыкновенный предмет - реальный предмет - первое, что попадется под руку, и тщательно его обследуйте. (Подойдет все, что угодно - камень, фрукт, бутылка, карандаш, часы, все, что найдется поблизости.) Смотрите на него, пока хорошо не изучите. Теперь закройте глаза и представьте себе, что смотрите на тот же предмет. Представьте его себе максимально ярко. Рассмотрите образ так же, как рассматривали реальный предмет. Продолжайте “видеть” его перед собой. Откройте глаза. Снова обследуйте реальный предмет. Сравните с ним ваш образ, выясните, чем он отличается от реальности. Внимательно осмотрите предмет и подумайте, не пропущено ли что-то в вашем образе. Снова закройте глаза и повторите упражнение.

Подобные документы

    Характеристика психического процесса создания образов, включающего предвидение конечного результата предметной деятельности. Изучение механизмов переработки представлений в воображаемые образы. Анализ физиологических основ и основных видов воображения.

    контрольная работа, добавлен 20.01.2012

    Психологическая характеристика представлений, механизмы их возникновения, функции и классификация. Изучение понятия о воображении, механизмы процесса воображения, физиологические основы, виды, влияние воображения на творческую деятельность индивида.

    контрольная работа, добавлен 20.02.2010

    Понятие, основные виды и функции воображения. Проблема творческого воображения в психологии. Воображение в структуре научного познания. Уровень детального отображения задуманной идеи. Связь тенденции к риску с наличием воображения и проработанностью.

    курсовая работа, добавлен 11.09.2014

    Воображение как отражение действительности. Воображение и чувственный образ. Воображение как одна из форм преобразования содержания наглядных образов. Связь воображения с чувственным и рациональным познанием. Воображение и гипотеза.

    курсовая работа, добавлен 01.02.2003

    Описание процесса преобразования представлений, создания новых образов на основе имеющихся. Пассивное и активное воображение. Исследование особенностей образов представления. Сущность и классификация эмоций и чувств. Изучение физиологических основ эмоций.

    презентация, добавлен 28.06.2014

    Воображение - особая форма человеческой психики. Оценка природы воображения и проблемы творческого мышления с позиций психологии. Роль воображения в процессе творческого мышления в художественном и научном творчестве. Этапы художественного творчества.

    курсовая работа, добавлен 06.12.2010

    Понятие воображения как психического процесса создания новых образов и представлений. Развитие воображения у дошкольников. Особенности воображения у детей конкретных возрастных групп. Использование сказок и рассказов для развития детского воображения.

    курсовая работа, добавлен 27.11.2009

    Воображение как форма психического отражения, создания образов на основе ранее сформированных представлений. Сущность, виды и роль воображения в научно-техническом и художественном творчестве. Развитие воображения в процессе творческой деятельности.

    реферат, добавлен 24.07.2010

    Воображение как форма человеческой психики, его роль в познании, особенности изучения и исследования представлений. Природа, виды и функции воображения, значение в жизни человека. Организация эмпирического исследования воображения в юношеском возрасте.

    курсовая работа, добавлен 18.05.2011

    Изучение соотношения воссоздающего воображения в вербальном и невербальном плане в среднем дошкольном возрасте. Психологическая характеристика основных видов воображения. Проблема воображения в отечественной и зарубежной психологии. Генезис воображения.

Урок № 55 Урок № Тема урока: Тема урока: Воображение как Воображение как психический познавательный психический познавательный процесс процесс

План  1. Понятие о воображении  2. Физиологические основы воображения  3. Функции воображения  4. Классификация воображения

« Если бы человек был совершенно лишен « Если бы человек был совершенно лишен воображением своим в цельной и воображением своим в цельной и способности мечтать, если бы он не мог способности мечтать, если бы он не мог изредка забегать вперёд, и созерцать изредка забегать вперёд, и созерцать законченной красоте то самое творение, законченной красоте то самое творение, которое только что начинает складываться которое только что начинает складываться под его руками,- тогда я решительно не могу под его руками,- тогда я решительно не могу себе представить, какая побудительная себе представить, какая побудительная причина заставила бы человека причина заставила бы человека предпринимать и доводить до конца предпринимать и доводить до конца обширные и утомительные работы в области обширные и утомительные работы в области искусства, науки и практической жизни» искусства, науки и практической жизни» Д.И.Писарев

С. Выготский считает, что воображение априори связано с реальностью, и указывает на различные формы связи воображения с.С. Выготский считает, что воображение априори связано с реальностью, и указывает на различные формы связи воображения с Л.С. Выготский считает, что воображение априори связано с реальностью, и указывает на различные формы связи воображения с Теоретические концепции реальностью. реальностью. реальностью. воображения: « Творческая деятельность воображения Выготский Л.С Немов Р.С. находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение» Воображение – это способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им Воображение связано со всеми сторонами жизнедеятельности человека с памятью, восприятием, мышлением.

С.Л. Рубинштейн подчеркивал: "Воображение - особая форма психики, которая может быть только у человека. Оно непрерывно связано с человеческой способностью изменять мир, преобразовывать действительность и «Воображение, ­ пишет С.Л. творить новое". Рубинштейн, ­ связано с нашей способностью, и необходимостью творить новое». И далее «Воображение ­ это отлет от прошлого опыта, преобразование его. Воображение ­ это преобразование данного, осуществляемое в образной форме»

особый процесс человеческой психики, стоящий отдельно от остальных психических процессов и занимающий вместе с тем промежуточное положение между восприятием, памятью и мышлением. Понятие о воображении Понятие о воображении.. Воображение – это особый процесс человеческой психики, стоящий отдельно от остальных психических процессов и занимающий вместе с тем промежуточное положение между восприятием, памятью и мышлением. вид

Физиологические основы воображения.. Физиологической основой воображения является распад нервных связей, их перегруппировка и объединение в новые системы. Физиологическая основа воображения- появление новых сочетаний между теми временными связями» которые ранее образовались в коре больших полушарий мозга. Физиологические основы воображения Возбуждение и торможение Иррадиация и концентрация Положительная и отрицательная индукция Анализ и синтез

«История психологии» - Общие закономерности развития психологических знаний. Второй подход в определении предмета истории науки (в том числе психологии). 1. Принцип детерминизма. Первый подход в определении предмета истории науки. Третий подход в определении предмета истории науки. Нет ни одного факта в истории психологии, которому бы не предшествовали определенные причины.

«Семейная психология» - Трофимова И.М. психолог Кафедра клинической психологии ЮУрГУ. Проективные методы в психодиагностике семейных взаимоотношениях. Циркулярное интервью Интервью по генограмме Линия времени. Теоретические основы психодиагностики в семейной психологии и психотерапии. Структура курса. Клинические беседа и интервью как методы психодиагностики в семейном консультировании и психотерапии.

«Процессы в психологии» - ПРИЛЕПИНА Ольга Владимировна. Раздражителями называются предметы и явления действительности, воздействующие на наши органы чувств. Ощущения. Свойства речи. Диалогическая. Регуляция и контроль. - Анализ - синтез - сравнивание - абстрагирование - обобщение - конкретизация. Воздействие. Тема №2: познавательные процессы.

«Внимание память речь мышление» - Кратковременная память. Составляющие продуктивности ума. «Без памяти мы были бы существами мгновения. Классификация восприятия. Виды восприятия. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Общие свойства ощущений. Связывающим звеном между языком и речью выступает значение слова. 5. Пример. Виды воображения:

«Память в психологии» - Виды памяти: Автобиографическая. К привычкам относится то, что Уильям Джеймс называл: 1. Привычки 2. Навыки и умения 3. Знания 4. Воспоминания. Запомни! по материалу: МОТОРНАЯ АФФЕКТИВНАЯ ОБРАЗНАЯ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКАЯ. По отношению к сознательному контролю: ПРОИЗВОЛЬНАЯ – НЕПРОИЗВОЛЬНАЯ. Общая психология.

«Предмет психологии» - Отсюда непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека. Тема 3. Рациональные формы освоения действительности. Тема 2. Чувственные формы освоения действительности. Человеческий организм НЕ НАБОР дифференцированных ЧАСТЕЙ……. Свойства ощущений. План лекций. Свойства восприятия.

Всего в теме 10 презентаций



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама