THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Государственная жилищная политика определяется как совокупность государственных мероприятий по обеспечению всего населения или его наиболее нуждающихся социальных групп жилищем, соответствующим общепринятым нормам .

Жилье стало предметом жилищной политики потому, что оно обеспечивает функцию защиты человека, а в условиях рыночной экономики является еще и объектом капиталовложений.

Основные положения политики Российской Федерации в жилищной сфере определены ЖК РФ, а также рядом целевых государственных программ в жилищной сфере.

Задачи жилищной политики:

содействие правильному распределению, поддержанию, эксплуатации и улучшению качества имеющегося жилья;

защита квартиросъемщиков от неправомерного выселения и повышения квартирной платы .

Начало проводимой в настоящее время в России жилищной реформе положили Государственная целевая программа "Жилище", одобренная постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 20 июня 1993 г. № 595, и Основные направления нового этапа реализации Государственной целевой программы "Жилище", одобренные Указом Президента РФ от 29 марта 1996 г. № 431 .

В процессе проведения жилищной реформы было намечено решить следующие задачи:

  • – разработать законодательство, позволяющее гражданам реализовать конституционное право на жилище;
  • – убедить население в том, что получение жилья в условиях рыночной экономики является благом, за которое следует платить личными средствами;
  • – уменьшить инфляцию, понижающую уровень обеспечения населения;
  • – при строительстве новых домов использовать натуральные строительные материалы, а возводимые новые здания для жилья строить малоэтажными;
  • – управление жилищной сферой перевести из государственной компетенции на рыночную систему управления.

Федеральная программа "Свой дом" 1996 г. была направлена на расширение индивидуального строительства жилых домов по новейшим технологиям по ценам, доступным для населения (стоимость 1 кв. м жилья не должна быть выше среднего двухмесячного дохода на человека в субъектах РФ), увеличение доли строительства малоэтажных индивидуальных домов с автономными средствами жизнеобеспечения.

Федеральная целевая программа для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера 1995 г. направлена на регулирование потока выезжающих граждан (их должно было выехать 2 млн человек) и обеспечение их жильем с учетом того, что они являются городскими жителями и не приспособлены к жизни в сельской местности.

Программа социальных реформ в Российской Федерации на период 1996–2000 гг. определила целью жилищной политики обеспечение доступности улучшения жилищных условий для семей с малым и средним достатком, сохранение бесплатного предоставления жилья малоимущим гражданам, военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел и их семьям. Этой программой предусмотрено увеличение финансирования строительства жилья, реформирование жилищно-коммунального хозяйства и совершенствование системы управления последним.

В результате осуществления намеченных мероприятий были сформулированы правовые и организационные основы государственной жилищной политики, определены ее приоритетные направления и отработаны механизмы их реализации. Сформирована нормативная правовая база, которая является основой для осуществления дальнейших преобразований в жилищной сфере. За период реализации указанных выше программных документов было принято более 230 законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы, связанные с жилищным строительством, жилищно-коммунальным хозяйством, обеспечением прав собственности и сделками в жилищной сфере в условиях развивающихся рыночных отношений. Проведенные реформы обеспечили коренной поворот от планово-административных методов регулирования к рыночным механизмам при соблюдении принципов обеспечения социальных гарантий в области жилищных прав малоимущих граждан и иных категорий граждан, установленных законодательством РФ.

Кардинальным образом изменилась структура жилищного фонда России по формам собственности, сформирован новый слой собственников как социальная база жилищной реформы. В результате принятия и реализации Закона РФ от 4 июля 1991 г. № 1541-ФЗ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" доля частного жилищного фонда в 2000 г. составила более 63% по сравнению с 33% в 1990 г., а доля государственного и муниципального жилищного фонда сократилась с 67 до 34,8%.

Однако ряд поставленных задач в жилищной сфере не удалось решить в полном объеме. Несмотря на то, что в регионах были успешно апробированы намеченные преобразования, не удалось сформировать экономические стимулы для их широкомасштабной реализации во всех регионах страны. Поэтому в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 14 марта 2001 г. № 346-р была разработана Федеральная целевая программа "Жилище" на 2002–2010 гг.

Указанная Программа исходит из того, что в долгосрочной перспективе (после 2010 г.) необходимо обеспечить устойчивое функционирование жилищного сектора, которое позволит удовлетворить жилищные потребности населения без существенного участия федерального центра и привлечения значительных объемов бюджетных средств. Роль государства должна быть ограничена регулированием отношений в области осуществления прав на недвижимость в жилищной сфере, установлением строительных норм и правил и основных принципов градорегулирования. Средства местных бюджетов в первую очередь должны будут направляться на обеспечение социальным жильем малоимущих граждан и развитие коммунальной инфраструктуры.

Мероприятия Программы выполняются в течение 2002– 2010 гг. поэтапно.

На первом этапе (2002–2004 гг.) было осуществлено:

  • – нормативное правовое обеспечение Программы по всем направлениям ее реализации;
  • – проведение организационных мероприятий по внедрению в практику субъектов РФ механизмов повышения эффективности функционирования жилищной сферы;
  • – реализация подпрограмм и программы "Государственные жилищные сертификаты", включенной в состав Программы.

На втором этапе (2005–2010 гг.) осуществлялось:

  • – совершенствование и развитие созданной на первом этапе нормативной правовой базы жилищной сферы с учетом итогов реализации Программы на практике в субъектах РФ;
  • – широкомасштабное внедрение организационных, финансовых и экономических механизмов реализации программных мероприятий по всем направлениям;
  • – продолжение реализации программ и мероприятий Программы.

Постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2001 г. № 797 была утверждена подпрограмма "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации" целевой программы "Жилище" на 2002–2010 гг., основными задачами которой являлись:

  • – финансовое оздоровление жилищно-коммунальных мероприятий путем реструктуризации и ликвидации их задолженности и доведение тарифов на жилищно- коммунальные услуги для населения и других потребителей до экономически обоснованного уровня, жесткого соблюдения установленных стандартов оплаты услуг населением, перехода от дотирования жилищно- коммунальных предприятий и предоставления категориальных льгот к субсидированию малообеспеченных семей, ликвидации перекрестного субсидирования тарифов;
  • – снижение издержек и повышение качества и доступности жилищно-коммунальных услуг, формирования инвестиционной привлекательности жилищно- коммунального комплекса путем развития конкуренции в сфере предоставления жилищных услуг, создания взаимосвязанных процедур тарифного регулирования коммунальных предприятий и естественных монополистов – предприятий топливно-энергетического комплекса;
  • – обеспечение государственной поддержки процесса модернизации жилищно-коммунального комплекса на основе современных технологий и материалов путем предоставления бюджетных средств и государственных гарантий по привлекаемым инвестициям.

Организация управления реализацией подпрограммы и контроль за ходом ее реализации были возложены на Госкомитет РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу .

Государство принимает участие в разработке практических мер, направленных на расширение строительства жилья в стране. Этой проблеме, в частности посвящен Указ Президента РФ "О мерах по развитию жилищного строительства" .

В ЖК РФ отсутствует правовое регулирование некоторых вопросов, которые были урегулированы в ЖК РСФСР. Так, не регламентированы возможность бронирования жилого помещения социального найма, раздела лицевого счета нанимателя между ним и членом его семьи, проживающим с ним, не указаны некоторые категории льготников, имеющих право на внеочередное получение жилого помещения по социальному найму, и т.д. При этом некоторые положения ЖК РСФСР законодателем не отменены. В результате образовались пробелы в ЖК РФ, которые суды толкуют не в пользу граждан.

Образовавшиеся пробелы в ЖК РФ постепенно ликвидируются. Например, необходимость предоставления жилья по договору социального найма вне очереди молодым семьям урегулирована постановлением Правительства РФ "Об утверждении Правил предоставления жилья в рамках реализации подпрограммы “Обеспечение жильем молодых семей” федеральной целевой программы “Жилище” на 2007–2010 годы" .

Директор Департамента регулирования градостроительной деятельности Минрегионразвития РФ Сергей Малышев в Иркутске в рамках V Байкальского экономического форума на заседании секции «круглого стола», посвященного основным направлениям государственной политики в области строительства и жилищной сфере рассказал об основных направлениях государственной строительной политики .

Отметим, что в настоящее время государственное регулирование строительной отрасли на федеральном уровне осуществляется несколькими федеральными органами исполнительной власти.

Одним из главных вопросов в движении стройпроектов является прохождение РГ, ГЗК и оформление ГПЗУ с параметрами, которые делают строительство или реконструкцию объектов рентабельными.

Как отмечают в компании ООО "Бюрократор", всегда есть возможность профессионально ускорить процесс. Желание максимально быстро и с гарантией внести изменения в ранее выданный Градостроительный план земельного участка необходимо подкреплять соответствующими компетенциями.

Эксперты компании говорят: "В практике оформления ГПЗУ возникает немало нюансов - наши юристы имеют большой опыт деятельности в данной сфере и готовы решить поставленные задачи так, чтобы олучить градостроительный план земельного участка можно было без лишних осложнений".

Уже истории градостроительной политики (на 2008 год):
Существуют три основных нарравления реализации государственной политики.
Первое направление - сфера технического регулирования в строительстве. Базовым законодательным актом здесь является Федеральный закон «О техническом регулировании». В соответствии с действующим законодательством данное полномочие находится в исключительном ведении Российской Федерации. Если до принятия данного федерального закона субъекты Российской Федерации имели право утверждать территориальные строительные нормы (ТСН), содержащие технические требования к проектно-изыскательским и строительно-монтажным работам, то после его вступления в силу такой возможности у регионов нет.
Второе направление - регулирование градостроительной деятельности или градорегулирование. Базовым законодательным актом, на котором строится государственная политика в этой сфере является Градостроительный кодекс Российской Федерации.
Данное направление в соответствии с законодательством Российской Федерации реализуется тремя уровнями публичной власти: федеральный, региональный и муниципальный.
Эту сферу по своему внутреннему содержанию в свою очередь можно разделить на 2 части:
регулирование деятельности органов публичной власти на всех уровнях;
регулирование деятельности непосредственно участников строительства: застройщиков, заказчиков, проектировщиков, строителей.
Третье направление - это сметное нормирование и ценообразование в строительстве . Базовым законом здесь выступает Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений».
Данное полномочие реализуется Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.
Из доклада Сергея Малышева:

1. Техническое регулирование
Основной задачей в этой сфере является разработка и утверждение технических норм, которые, с одной стороны, при их исполнении обеспечат безопасность строительства и эксплуатации здания, сооружения и, с другой стороны, не будут тормозом для внедрения новых технических решений, применения новых технологий иматериалов.
Необходимо признать, что в этой сфере мы отстаем от реальных потребностей строительной отрасли. Практически четыре года с момента принятия Федерального закона «О техническом регулировании» и до внесения в него поправок в прошлом году работа в этой сфере не велась. Минрегион России или какой-то другой федеральный орган исполнительной власти не был наделен полномочиями по актуализации действующих технических нормативных документов. Кроме того, не было возможности разрабатывать технические регламенты о безопасности зданий, т.к. закон в предыдущей редакции не учитывал особенностей строительной продукции. Она была приравнена к выпуску типовой продукции, например, калош.
При этом безусловным приоритетом являются первые три направления, которые необходимо рассматривать в их взаимной связи друг с другом. Первый уровень документов - это технические регламенты. Это единственные документы, в которых (после вступления их в силу) будут содержаться обязательные требования к зданиям и сооружениям, как к объекту технического регулирования.
Основными здесь являются два технических регламента: «О безопасности зданий и сооружений» и «О безопасности строительных материалов и изделий». Первый технический регламент уже разработан, прошел все необходимые процедуры, включая публичное обсуждение, согласован с федеральными органами исполнительной власти и внесен в Правительство Российской Федерации. После рассмотрения на Правительстве он будет внесен в Государственную Думу Российской Федерации. Мы надеемся, что до конца года он будет принят в форме федерального закона и вступит в силу через год после его принятия, т.е. с 1 января 2010 года. По второму техническому регламенту мы провели конкурсные процедуры, определили победителя, сейчас заключается государственный контракт. Этот технический регламент принимается в форме постановления Правительства Российской Федерации. Срок внесения в Правительство установлен - декабрь текущего года.
При этом это не единственные регламенты, которые будут устанавливать требования к зданиям и сооружениям. Уже принят технический регламент «О пожарной безопасности», разрабатывается технический регламент «О безопасности лифтов». Здесь задача Министерства состоит в том, чтобы координировать этот процесс, т.е. при согласовании таких технических регламентов мы смотрим на то, чтобы они по своему содержанию применительно к зданиям и сооружениям не противоречили нашему техническому регламенту.
Вполне возможно, что в последующем выявится необходимость разработки и Минрегионом дополнительных технических регламентов, например, «О безопасности высотных зданий». Время покажет.
Второй уровень документов - это документы в области стандартизации под коими понимаются национальные стандарты и своды правил. Это документы добровольного применения, которые являются доказательной базой соблюдения обязательных требований технических регламентов. Добровольность применения означает, что проектировщики, например, могут ими пользоваться или нет. В первом случае государство гарантирует, что те требования безопасности, которые заложены в техническом регламенте будут обеспечены и контроль оно будет осуществлять за соблюдением требований сводов правил и национальных стандартов в процессе государственной экспертизы, государственного строительного надзора, во время ввода объекта в эксплуатацию.
На самом деле в новой системе технического регулирования без разработки сводов правил положения технических регламентов будут труднореализуемы. Если применительно к техническим регламентам можно сказать, что они устанавливают «что должно быть обеспечено», то применительно к сводам правил, мы говорим «как это сделать».
Необходимо сказать о том, что у проектировщика есть возможность не пользоваться сводами правил, а идти, как говорится, своим путем, но тогда он должен будет доказать государственным органам, что безопасность строительства и эксплуатации в проектных решениях обеспечена, что сделать будет проблематично.
Своды правил будут содержать как собственные технические нормы, так т отсылочные нормы к документам третьего уровня, т.е. к строительным нормам и правилам, ППБ, СанПинам и т.д. И в этом их тесная взаимосвязь. Говоря о системе сводов правил, мы предполагаем, что их будет шесть первоочередных в соответствии с видами безопасности, определенными в техническом регламенте «О безопасности зданий и сооружений». Мы их условно называем общими сводами правил. Затем будут разрабатываться специальные своды правил, например, по индивидуальным жилым домам, по сложным инженерным сооружениям и т.д.
И лишь после этого можно будет сказать, что мы создали тот минимум в плане нормативного регулирования, который позволит всем участникам строительства реально проектировать и строить объекты. Сейчас мы только приступили к проработке возможной структуры свода правил «О пожарной безопасности зданий и сооружений».
Говоря об актуализации документов необходимо сказать, что работа сейчас ведется по 11 первоочередным СНиП и мы думаем, что до конца года мы их введем в новой редакции. Эта работа также небыстрая, т.к. документы в обязательномпорядке один, два и более раза рассматриваются на экспертной комиссии Минрегиона, соответственно имеются замечания, затем их устранение и т.д.
И заканчивая характеристику этой сферы деятельности Минрегиона России, хочу сказать о том, что издан и зарегистрирован в Минюсте России приказ Министерства «О порядке разработки и согласования специальных технических условий...». Сейчас организована работа по их рассмотрению, экспертизе и согласованию в соответствии с приказом. По состоянию на 1 сентября 2008 г. Поступили материалы по 131 объекту, согласованы специальные технические условия по 57 объектам.

2. Регулирование градостроительной деятельности.
Вторая сфера деятельности - это регулирование градостроительной деятельности. В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации градостроительная деятельность включает в себя: территориальное планирование, градостроительное зонирование, планировку территории, инженерные изыскания, проектирование и строительство зданий и сооружений (слайд № 6).
Данную сферу условно можно разделить на два блока (слайд № 7).
Первый - это регламентация действий органов публичной власти всех уровней по подготовке, согласованию, утверждению и реализации документов территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории.
Второй - это регламентация деятельности хозяйствующих субъектов - участников строительства по проведению инженерных изысканий, проектированию и строительству зданий и сооружений.
Коротко остановлюсь на первом блоке.
Основное отличие данного блока градорегулирования от сферы технического регулирования состоит в том, что регулируются вопросы, входящие в его состав, органами публичной власти всех уровней. Более того, центр тяжести здесь смещен в сторону субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Важными нормами, которые должны способствовать тому, чтобы органами власти реализовывались нормы Градостроительного кодекса РФ в части разработки градостроительной документации, являются следующие.
Во-первых, введен механизм понуждения органов публичной власти к осуществлению ими градостроительной деятельности посредством установления последствий за бездеятельность.
Так, при отсутствии документов территориального планирования с 1 января 2010 года не допускается принимать решения о резервировании, изъятии и переводе из одной категории в другую земельных участков, принадлежащим частным лицам, для государственных или муниципальных нужд.
При отсутствии правил землепользования и застройки с 1 января 2010 года не допускается предоставлять частным лицам земельные участки для строительства, выделенные из состава государственных и муниципальных земель.
Во-вторых, введены процедуры подготовки и предоставления земельных участков для жилищного строительства на аукционах. Аукционные процедуры должны вытеснить процедуры предварительного согласования мест размещения объектов строительства.
Кроме того, в настоящее время подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты» (принят в 1 чтении), которым вводятся аукционные процедуры на все земельные участки (не только в отношении объектов жилищного строительства).
И, наконец, в третьих, введен институт контроля за градостроительной деятельностью. Этот контроль должны осуществлять субъекты за деятельностью муниципальных образований и Минрегион России - за деятельностью субъектов Российской Федерации.
Все эти меры должны были бы улучшить ситуацию с разработкой градостроительной документации, однако анализ деятельности в этой части показывает, что здесь не все в порядке, в первую очередь, на муниципальном уровне.
Задачи на региональном и местном уровне, которые должны быть решены в ближайшие годы. Я не буду на них останавливаться подробно, но основными являются:
На уровне субъектов Российской Федерации
подготовка и принятие законов субъектов РФ о градостроительной деятельности;
подготовка и утверждение схем территориального планирования субъектов Российской Федерации, и планов реализации этих схем.
На местном уровне
подготовка и утверждение программ развития местных систем градорегулирования (в составе региональных программ);
подготовка и принятие правил землепользования и застройки;
подготовка планов реализации генеральных планов, включающих комплексные схемы развития сетей инженерного обеспечения, приоритетные проекты (в увязке с объёмами и сроками финансирования строительства приоритетных объектов местного значения).
На федеральном уровне в этой части проведена следующая работа:
внесены соответствующие изменения в Градостроительный кодекс РФ;
принято постановление Правительства РФ о порядке согласования схем территориального планирования Российской Федерации;
утверждена форма градостроительного плана земельного участка;
утверждена форма разрешения на строительство;
утверждена форма разрешения на ввод объектов в эксплуатацию;
подготовлен проект типового закона субъекта РФ о градостроительной деятельности;
подготовлены методические рекомендации по разработке правил землепользования и застройки;
подготовлен и утвержден порядок согласования Минрегионом России структуры органов исполнительной власти субъектов РФ в области контроля за градостроительной деятельностью, осуществляемой органами местного самоуправления;
утверждена форма представления отчетности о ходе контроля субъектами РФ за градостроительной деятельностью, осуществляемой органами местного самоуправления.
Не все вопросы, конечно же, решены, не все необходимые нормативные правовые акты приняты. При этом основной задачей является разработка схем территориального планирования Российской Федерации.
Теперь о регулировании деятельности участников строительства (второй блок, который был показан на слайде).
Здесь в отличие от первого блока основная роль принадлежит федеральному уровню и в первую очередь Минрегиону России.
В целях регулирования вопросов инженерных изысканий, проектирования, строительства Министерством совместно с другими федеральными органами исполнительной власти проделана следующая работа:
подготовлено и утверждено правительственное постановление о порядке проведения инженерных изысканий для строительства объектов;
утвержден порядок согласования Минрегионом России нормативных актов субъектов Российской Федерации в части проведения на их территориях инженерных изысканий, сейчас он находится на регистрации в Минюсте России;
разработано и утверждено правительственное постановление о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, сейчас готовятся в 87 постановление изменения и дополнения;
подготовлены и находятся на согласовании в федеральных органах исполнительной власти два приказа Минрегиона России «О порядке организации и осуществления строительства» и «О порядке консервации объектов капитального строительства»;
принят ряд документов, необходимых для функционирования единой государственной экспертизы проектной документации, основным из которых является постановление № 145 «О порядке проведения государственной экспертизы проектной документации»;
подготовлен и находится в Правительстве Российской Федерации проект постановления Правительства Российской Федерации «О порядке проведения негосударственной экспертизы проектной документации;
принято постановление Правительства РФ о порядке проведения единого государственного строительного надзора, а также в его развитие принят ряд нормативных актов, которыми урегулированы вопросы осуществления государственного строительного надзора.
Хотел бы здесь остановиться еще на одном вопросе, которым напрямую регулируется деятельность организаций по проведению инженерных изысканий, проектных и строительных организаций - это введение саморегулирования в строительстве.
Поправками в Градостроительный кодекс Российской Федерации, которые вступили в силу с 25 июля 2008 года, вводится этот институт, ликвидируется государственное лицензирование строительной деятельности как самостоятельная форма государственного регулирования, вводится переходный период от лицензирования к саморегулированию.
Должен сказать, что некоторые положения данного закона приняты не в той редакции, на которой мы настаивали, и сейчас идут многочисленные запросы от организаций как раз по тем самым спорным вопросам:
размер компенсационного фонда;
минимальное число организаций, необходимых для приобретения статуса саморегулируемой организации;
срок действия ранее полученных лицензий.
Должен сказать, что мы очень осторожно относимся здесь к прогнозам - как пойдет этот процесс сказать сейчас очень сложно. Не получим ли мы в результате еще более забюрократизированную машину в лице негосударственных организаций по сравнению с государственным лицензированием, на которое было так много нареканий.
Во всяком случае, мы будем отслеживать этот процесс и по результатам правоприменения будем вырабатывать соответствующие предложения.
В этой части нами сейчас готовятся перечни работ в области инженерных изысканий, проектирования и строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, и возможно здесь нам удастся сгладить некоторые моменты Закона.
Это то, о чем я коротко хотел вам сообщить в части направлений государственной политики в области регулирования градостроительной деятельности.

3. Сметное нормирование и ценообразование в строительстве.
Эта сфера государственного регулирования в строительстве, как я уже говорил, тесно связана со сферой технического регулирования.
Основная задача в этой сфере регулирования - ввести в правовые рамки систему сметного нормирования в строительстве, одновременно актуализировав ее и создав новые инструменты для определения объективной сметной стоимости строительства, в том числе на ранних стадиях инвестиционно-строительного процесса.
Основной проблемой ранее действовавшей системы сметного нормирования являлся ее неопределенный статус.
С одной стороны, разрабатывались и утверждались различные сметные нормативы, при проведении проверки сметной стоимости строительства они принимались органами государственной экспертизы, Минфином России и Минэкономразвития России.
С другой стороны, как это ни парадоксально, ни в одном нормативном документе не было сказано о том, что они в обязательном порядке должны использоваться. Даже в отношении бюджетных объектов.
Поэтому при уточнении функций Минрегиона России в Положение о нем была включена норма о том, что Министерство утверждает порядок разработки и утверждения нормативов в области сметного нормирования и ценообразования в сфере градостроительной деятельности. В соответствии с данным полномочием Минрегионом России был издан соответствующий приказ от 11 апреля 2008 г. № 44, которым в том числе определена система документов в области сметного нормирования и ценообразования. На слайде 12 изложены основные полномочия Минрегиона России в этой сфере.
Система ценообразования и сметного нормирования в строительстве включает в себя государственные, территориальные, отраслевые и индивидуальные сметные нормативы, предназначенные для составления сметной документации в целях определения необходимого и достаточного лимита денежных средств для осуществления проектирования и строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов различного назначения (слайд № 13).
Государственные сметные нормативы включают в свой состав:
а) государственные элементные сметные нормы (ГЭСН-2001):
б) федеральные единичные расценки (ФЕР-2001).
Теперь они будут утверждаться приказами Минрегиона России.
Территориальные сметные нормы - это территориальные единичные расценки (ТЕР-2001). Территориальные единичные расценки разрабатываются региональными органами по ценообразованию на основании сборников ГЭСН-2001 и территориальных сборников цен на строительные ресурсы в базисном уровне цен.
Теперь их утверждение может быть только после согласования с Минрегионом России. При этом будет проверяться их соответствие государственным сметным нормативам.
Отраслевые сметные нормы и единичные расценки (ОЕР-2001).
К указанным сборникам относятся сборники, утверждаемые в порядке установленным отраслевыми министерствами и крупными предприятиями, монополистами в данной отрасли. При этом они по аналогии с территориальными сметными нормативами должны пройти процедуру согласования и регистрации.
Основные достоинства действующей системы сметных нормативов:
нормы расхода ресурсов (затраты труда, время работы машин и механизмов, расход материалов) на единицу выполнения строительно-монтажных, ремонтно-строительных и пусконаладочных работ разработаны для значительного количества работ (более 50 тысяч видов) и могут быть использованы для определения стоимости работ на стадии разработки рабочей документации с достаточной степенью достоверности (3-5%);
сметная документация, составленная на основе сборников ФЕР-2001 или ГЭСН-2001, включает не только стоимость отдельных работ и в целом объекта, но и является подробным описанием технологии и состава работ, подлежащих выполнению, что позволяет избежать споров между заказчиком и подрядчиком;
сметная документация, составленная на основе сборников ФЕР-2001 или ГЭСН-2001, позволяет с достаточной степенью достоверности определить себестоимость выполняемых работ, что полезно для подрядных организаций и налоговых органов (3-5%).
Основные недостатки действующей системы сметных нормативов
невозможность определения стоимости строительства на ранних стадиях проектирования ввиду отсутствия укрупненных сметных нормативов, методик их разработки и применения;
сложность осуществления расчетов за выполненные работы по контрактам с твердой договорной ценой, в случае снижения стоимости строительства объекта по результатам проведенного конкурса;
отсутствие значительного количества норм и расценок на новые технологии в строительстве вследствие отсутствия порядка разработки и утверждения новых нормативов;
достаточно долгая и трудоемкая работа по составлению сметной документации на основе единичных расценок или ресурсных показателей;
отсутствие четко описанной системы применения индексов пересчета в текущий уровень цен;
отсутствие порядка применения прогнозных индексов-дефляторов для определения стоимости строительства объекта на всем протяжении его строительства;
Меры по совершенствованию системы сметных нормативов
Учитывая, что действующие в настоящее время сметные нормативы разрабатывались на основе нормативов, разработанных в период плановой экономики СССР 1984 и 1991 годов, а также с учетом изменившегося в последнее время законодательства в градостроительной и экономической сфере требуется значительная переработка нормативно-методических документов по ценообразованию в строительстве, а также соответствующих форм статистической отчетности, в том числе КС-2 и КС-3.
Основными мерами при этом являются:
1. Изменение структуры сметных нормативов в системе сметного нормирования для целей их использования в рыночной системе. При этом одним из основных сметных нормативов должны стать укрупненные сметные нормативы (УСН) и методик по разработке и применению нормативов.
2. Проведение мониторинга действующих сметных нормативов. На основании мониторинга организовать переработку существующих и разработку недостающих нормативных правовых актов и нормативно-методических документов в сфере ценообразования и сметного нормирования в строительстве, в том числе:
нормативный правовой акт «О порядке формирования начальной (максимальной) цены государственного контракта при размещении заказов на выполнение строительных работ и порядке расчетов в пределах твердых договорных цен»;
нормативный правой акт «О порядке расчетов за выполненные работы по государственным контрактам с твердой договорной ценой на весь срок выполнения работ»;
новую редакцию МДС 81-35-2004 «Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации» с учетом изменившегося законодательства в сфере градостроительной деятельности и порядка закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд;
методические рекомендации по расчету индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, а также порядок применения прогнозных индексов-дефляторов;
другие нормативно-методические документы.
3. Организация разработки укрупненных сметных нормативов (УСН) на базе ряда специализированных организаций в области сметного нормирования.
Их использование позволит определять стоимость строительства объектов на ранних стадиях проектирования с достаточной степенью достоверности и минимальными затратами времени (≈10%).
Ориентировочный срок разработки основных УСН может составить 1-2 года.
4. Организация разработки системы текущих и прогнозных индексов изменения сметной стоимости строительства. Необходимо установить единый порядок разработки и применения индексов изменения сметной стоимости СМР (оборудование, прочие затраты) на разных стадиях инвестиционного процесса.
5. Организация мониторинга стоимости строительных ресурсов в текущем уровне цен в субъектах Российской Федерации. Данная информация является основной при разработке индексов, определении стоимости строительства объектов производственного и жилищно-гражданского назначения.
6. Создание и ведение банка данных о запроектированных и построенных объектах капитального строительства. Данная информация необходима для разработки УСН, а также использования для расчета стоимости строительства объектов по сопоставлению с «объектами-аналогами».
7. Организация совместно с Росстатом разработки новых и переработки существующих форм отчетности о стоимости выполненных строительно-монтажных работ в капитальном строительстве.
В частности необходима разработка новых форм, связанных с отчетностью при выполнении работ по твердой договорной цене.
Хочу сказать, что работа в этой сфере начата. В настоящее время нами актуализированы 239 сборников сметных норм и расценок, которые подготовлены для их утверждения в качестве государственных сметных нормативов. В текущем году мы планируем в основном завершить работу по актуализации ранее разработанных сборников.
Промышленность строительных материалов
В настоящее время Министерством регионального развития Российской Федерации совместно с другими федеральными органами исполнительной власти ведется разработка стратегии развития промышленности строительных материалов на период до 2020 года. Внесение в Правительство РФ - ноябрь 2008 г.
Стратегия предусматривает решение системных проблем отрасли структурного характера, таких как:
технологическое отставание России от ведущих стран мира, низкий уровень значительной части научно-технических разработок, недостаточная инновационная активность российских компаний;
недостаточное развитие одного из базовых секторов российской экономики с точки зрения конкурентоспособности экономики и национальной безопасности.
Исходя из общероссийских проблем, в рамках стратегии развития отрасли должна быть решена проблема структурного характера - обеспечение соответствия объемов производства, качества и ассортимента продукции комплекса промышленности строительных материалов спросу на отечественном рынке.
Стратегия разрабатывается с учетом основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период 2008-2010 гг., положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г., проектом долгосрочной стратегии массового строительства жилья для всех категорий граждан на перспективу до 2020 года, готовящимися стратегиями развития других секторов экономики и регионов Российской Федерации, а также материалами по стратегическому развитию, представленными крупными компаниями, отдельными предприятиями и организациями.
Кроме того, Министерством совместно с другими федеральными органами исполнительной власти решаются другие вопросы по развитию отрасли промышленности строительных материалов, в том числе:
внесение изменений в земельное законодательство и законодательство о недрах в части урегулирования имеющихся противоречий законодательных норм, регулирующих земельно-имущественные отношения и отношения в сфере недропользования;
расширение геологоразведочных работ по воспроизводству ресурсов и запасов цементного сырья;
обнуление ввозных таможенных пошлин на цемент и изделия из него;
связанные со строительством специализированных на перевалке цемента портовых комплексов, размещении их по регионам.
По данным упраздненного Минрегиона.

Понятие государственной жилищной политики Российской Федерации: цели,задачи, средства реализации

Проводимая государством политика всегда представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий с выделенными субъектами, объектами, принципами и методами ее реализации. Жилищная политика как одна из приоритетных типов государственной политики осуществляется при участии:

  • - органов государственной и муниципальной власти Российской Федерации;
  • - граждан РФ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и способных самостоятельно решить жилищную проблему.

Деятельность субъектов, реализующих государственную жилищную политику, направлена на конкретный объект - решение жилищной проблемы граждан Российской Федерации.

Соответственно, обеспечение нуждающихся граждан комфортабельным и достойным жильем представляет собой цель государственной жилищной политики. Достижение цели происходит путем участия государства в непосредственном строительстве жилья и субсидирования строительства, разработки нормативных регламентирующих документов и создания эффективных механизмов, способствующих разрешению жилищной проблемы гражданами самостоятельно.

Для реализации цели, которую ставит государственная жилищная политика, необходимо обеспечить выполнение следующих задач:

  • 1) обеспечение социальной поддержки населения;
  • 2) поддержка демографической ситуации;
  • 3) контроль миграционных потоков;
  • 4) воздействие на экономическое развитие государства;
  • 5) управление мобильными ресурсами;
  • 6) акцентирование внимания граждан и органов государственной и муниципальной власти на жилищном фонде, как составной части национального богатства страны.

Деятельность по реализации государственной жилищной политики - это совокупность целей, задач, приоритетов, принципов, которые разрабатываются и приводятся в исполнение органами публичной власти государства при участии институтов гражданского общества. На практике жилищная политика государства представляет собой исполнение принятых законов и национальных проектов, реализуемых в виде различных программ.

Процесс исполнения указаний органов государственной и муниципальной власти представляет собой сложную процедуру, реализуемую в несколько этапов, - так называемый «политический цикл».

Первый этап - инициирование политики состоит в первую очередь из анализа сложившейся ситуации, разбора проблемы на ее составляющие, оценки факторов, оказавших наибольшее влияние, выбора приоритетных проблем, принятия решений о конкретных действиях в конфликтной сфере.

Далее, при разработке политики, необходимо определить комплекс мероприятий, составляющих целевую программу, а именно: круг субъектов, процесс согласования, временные ограничения, определение источников финансирования и лиц, ответственных за контролем исполнения, а также принятие официального документа.

На третьем этапе происходит исполнение принятых документов, реализация разработанного плана мероприятий по реализации жилищной политики. В этот период важно контролировать все этапы исполнения Программы, осуществлять постоянный мониторинг текущей ситуации.

Принятие действий по ходу исполнения Программы, оценка проводимой политики, формулировка выводов, разработка предложений для будущего - это четвертый этап процесса формирования и реализации государственной политики. Важным аспектом реализации государственной политики, в том числе жилищной, является целенаправленность проводимых мероприятий - понимание того, как именно можно решить жилищную проблему граждан Российской Федерации. Средства, используемые при проведении таких мероприятий, должны быть эффективными, обладать достаточной силой воздействия и, главным образом, направленно достигать поставленной цели.

Государственная жилищная политика с течением времени претерпевала изменения, соответственно и комплекс инструментов был различен. Так, например, во времена Советского Союза жилищная политика реализовывалась посредством таких правовых и экономических инструментов:

  • - планирование и реализация жилищной политики по инициативе государства;
  • - преобладание государственной формы собственности;
  • - предоставление объектов жилища из государственного фонда нуждающимся на безвозмездной основе в порядке очередности;
  • - ограничение права продажи государственных объектов жилья, но сохранение возможности обмена;
  • - государственное регулирование цен на жилищно- коммунальные услуги.

С проведением экономических и политических реформ, переходом государства к рыночной системе отношений жилищная политика меняет комплекс используемых инструментов . Для новой политики характерны такие особенности, как: проведение процесса приватизации жилищных объектов, строительных и обслуживающих предприятий; создание условий для участия бизнеса в реализации жилищной политики; регулирование конкуренции на рынке жилья; государственное регулирование механизма конкуренции на рынке предоставления жилищно-коммунальных услуг.

Средства реализации государственной жилищной политики в настоящее время подразделяются на правовые (купля-продажа, строительство, ипотека, сертификаты) и организационно-правовые (органы государственной власти, которые наделены полномочиями по реализации какой-либо программы).

Список использованной литературы

  • 1. Об утверждении государственной программы «Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области в 2014-2020 годах» [Электронный ресурс].: постановление Правительства Оренб. Области от 30.08.2013 года №737 - пп // КонсультантПлюс: справочная правовая система, 2016. - Вып. 2: Осень 2016.-1 электрон, опт. диск (CD-ROM).
  • 2. Алексеев, А. А. Механизм реализации жилищной политики крупного города (на примере города Москвы) / А. А. Алексеев. - Москва: Машиностроение, 2013. - С. 96.
  • 3. Андрианов, В. Д. Бюрократия, коррупция и эффективность государственного управления: история и современность / В. Д. Андрианов. - Москва:ВолтерсКлувер, 2011. - 278 с.
  • 4. Баратова, М.А. Становление жилищного права в России / Право. Журнал Высшей школы экономики / М. А. Баратова - Москва: Изд-во НИУ ВШЭ, 2013. - №4. - С. 17-28.

дипломная работа

1.2 Основные цели, принципы и задачи государственной жилищной политики

Сегодня стала настоятельно необходимой национальная жилищная политика. Её общегосударственный характер и программные установки предопределяются тем, что достижение жилищной обеспеченности отдельных граждан требует одновременного решения общественных задач: организации системы расселения, проработки её региональных аспектов, формирования современной жилой среды, обеспечения коммуникаций, экологических условий и природоохранных мероприятий.

Поскольку жилье - это самое дорогостоящее благо, и достижение современных удобств предполагает высокий уровень развития соответствующей инфраструктуры и отраслей строительного комплекса, принятие продуманной государственной программы строительства и общедоступной системы предложения жилья является обязательным условием достижения нормальной жилищной обеспеченности. В этой программе должны быть осмыслены многообразные пути удовлетворения жилищных потребностей, которые заведомо будут неодинаковыми для отдельных групп населения в зависимости от их социально-демографических характеристик (возраста, семейного положения, здоровья), рода занятий и профессии, проживания в городских и сельских поселениях, экономического положения, образования и культуры и т.д.

Жилье служит важным фактором стабилизации и устойчивого развития общества.

Неотъемлемым принципом политики должна быть общая доступность удовлетворения жилищных потребностей на основе создания разнообразных форм предложения и кредитования жилья для дифференцированного его приобретения в соответствии с экономическим и социальным положением семей и отдельных граждан.

В иерархии жизненных потребностей людей жилище находится на одном из первых мест. Жилищные условия являются существенным фактором формирования личности, утверждения человеческого достоинства, сохранения здоровья, самореализации в трудовой и духовной сфере.

Во всем мире выработаны и действуют (в развитых странах более полувека) единые принципы государственной жилищной политики. Главные среди них - два следующие:

§ Во-первых, любой человек может получить на доступных основаниях долгосрочную ссуду (иили субсидию) для приобретения собственного жилья; для неплатежеспособных строится государственное и муниципальное жилье, предоставляемое на правах найма;

§ Во-вторых, уровень текущей платы за коммунальные услуги находится под контролем центральных или местных органов власти, которые, с одной стороны, следят за обоснованностью устанавливаемых тарифов фирмами, предоставляющими коммунальные услуги, с другой стороны. Дотируют квартплату отдельным категориям жильцов по имущественным показаниям.

Активное участие государства и местного самоуправления в решении проблемы обеспечения граждан жильем предусмотрено Конституцией Российской Федерации, и служит реализацией гарантированного права на жилище. Реализация жилищных прав является одной из важнейших составляющих прав и свобод человека и гражданина. Статья 40 Конституции Российской Федерации относит право на жилище к числу основных прав человека и гражданина. Согласно статье 17 Конституции Российской Федерации основные права и свободы человека и гражданина неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Право на жилище не может быть ограничено даже в условиях чрезвычайного положения (ст. 56). Конституция Российской Федерации предусматривает вполне определенные гарантии этого права на жилище, что делает его стабильным. Также статья 40 Конституции определяет следующие действия по реализации жилищной политики:

1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

2. Малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Преамбула Закона Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» установила цели федеральной жилищной политики:

ь обеспечение социальных гарантий в области жилищных прав граждан;

ь осуществление строительства и реконструкции государственного, муниципального и частного жилищных фондов;

ь создание условий для привлечения внебюджетных источников финансирования (средств населения, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений, отечественных и иностранных предпринимателей, кредитов банков и других источников);

ь развитие частной собственности, обеспечение защиты прав предпринимателей и собственников в жилищной сфере;

ь развитие конкуренции в строительстве, содержании и ремонте жилищного фонда, производстве строительных материалов, изделий и предметов домоустройства.

Закон также определил следующие основные формы помощи гражданам, не обеспеченным жильем:

ь строительство домов государственного и муниципального жилищных фондов, предназначенных для предоставления жилых помещений по договору [социального] найма;

ь компенсации (субсидии) и льготы по оплате строительства, содержания и ремонта жилья.

Основными задачами государственной жилищной политики являются:

Ш обеспечение соответствия объемов жилищного фонда потребностям населения и доступности жилья для всех категорий граждан Российской Федерации;

Ш привлечение во все компоненты жилищной сферы внебюджетных финансовых ресурсов;

Ш создание набора механизмов жилищного финансирования, позволяющего каждой категории граждан решать свои жилищные проблемы в соответствии со своими возможностями и адекватно им сформированными потребностями;

Ш обеспечение массового строительства жилья на уровне 1 кв.м. на человека в год путем:

· устранение правовых и административных барьеров в деятельности по строительству, предоставлению и обслуживанию жилья;

· развития кадрового потенциала сферы строительства и управления жильем;

· организации территориального планирования и проведения эффективной градостроительной политики, обеспечивающей сбалансированное развитие новых и ранее застроенных территорий путем обеспечения строительства инженерной, социальной и транспортной инфраструктуры;

· внедрения инноваций на рынке жилья, наиболее эффективных технологий строительства, управления и обслуживания жилья;

· контроля соблюдения правил конкуренции и условий недискриминационного доступа к инфраструктуре и земельным ресурсам;

· эффективной тарифно-ценовой политики в жилищной сфере;

Ш создание условий для приобретения собственного жилья широкими слоями населения (применяя различные способы снижения стоимости либо субсидирования приобретения жилья для отдельных категорий граждан);

Ш развитие сектора социального жилья;

Ш создание сектора наемного жилья;

Ш повышение комфортности проживания населения в жилищном фонде;

Ш обеспечение доступности расходов на эксплуатацию жилья;

Ш расширение сферы частно-государственного партнерства в жилищной сфере;

Ш внедрение механизмов саморегулирования строительной деятельности и управления жилищным фондом;

Ш развитие механизмов страхования в жилищной сфере;

Ш совершенствование правовых основ деятельности по строительству, предоставлению и эксплуатации жилья;

Ш повышение эффективности системы контроля и надзора в строительном и жилищно-коммунальном комплексе путем совершенствования правовых основ функционирования системы контроля, установления требований к жилью, строительным материалам;

Ш развитие системы жилищного кредитования.

Жилищная сфера - это не только экономика, но и, в большей степени, сфера социальной жизни общества. Обеспечивая одни из самых важных потребностей человека, она является неотъемлемой частью государственной политики в целом.

Государственная жилищная политика в Республике Беларусь

Государственная информационная политика

информационный политика экономический стратегический Государственная информационная политика представляет собой совокупность целей, отражающих национальные интересы России в информационной сфере...

Государственная информационная политика в РФ

Государственная информационная политика представляет собой совокупность целей, отражающих национальные интересы России в информационной сфере, стратегических направлений их достижения (задач) и систему мер их реализующих...

Государственная молодежная политика: механизм реализации

Государственная молодежная политика в Российской Федерации осуществляется в целях: - возрождения России как государства, обеспечивающего достойную жизнь и свободное развитие своих граждан; создания правовых, социально-экономических...

Демографическая политика и регулирование миграционных процессов на территории региона на примере деятельности правительства Мурманской области

Целями демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года являются стабилизация численности населения к 2015 году на уровне 142-143 млн. человек и создание условий для ее роста к 2025 году до 145 млн. человек...

Жилищная политика и жилищные проблемы РФ

Сегодня стала настоятельно необходимой национальная жилищная политика. Её общегосударственный характер и программные установки предопределяются тем...

Культурная политика как составляющая стратегического направления развития государства

Размышляя о целях, задачах, средствах и принципах новой культурной политики России...

Научно-техническая политика как целевая функция государственного управления

Научно-техническая деятельность - деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки...

Основные направления социальной политики государства на современном этапе экономического развития

Российская Федерация по своей Конституции -- социальное государство. Это обязывает рассматривать социальную сферу и социальную политику в числе важнейших компонентов, задающих общий тон в государственном управлении. В этой связи, очевидно...

Разработка путей совершенствования жилищной политики в Санкт-Петербурге (на примере Московского района)

Активное участие государства и местного самоуправления в решении проблемы обеспечения граждан жильем предусмотрено Конституцией Российской Федерации, и служит реализации гарантированного права на жилище...

Реализация государственной политики в сфере обеспечения информационной безопасности (на примере Центрального военного округа)

Государственная политика - это целенаправленная деятельность органов государственной власти по решению общественных проблем, достижению и реализации общезначимых целей развития общества или его отдельных сфер. Она является средством...

Роль государства в регулировании национальных отношений

Роль государства в регулировании национальных отношений выражается в его национальная политике. Национальная политика - это целенаправленная деятельность по регулированию взаимоотношений между нациями, этническими группами...

Современные проблемы реализации и защиты имущественных прав несовершеннолетних

Правовая защита несовершеннолетних - система правовых средств, которая устанавливает правовой статус несовершеннолетних как участников общественных отношений (права, обязанности...

Сущность, содержание и цели социальной политики

Целью социальной политики является повышение благосостояния населения, обеспечение высокого уровня и качества жизни, характеризующихся следующими показателями: доход как материальный источник существования, занятость, здоровье, жилье...

Управление государственной и муниципальной собственностью

Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, в том числе в области земельных отношений...



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама