THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Присутствовал во все времена. Вера в существование бессмертной души и ее переселение в другой мир была свойственна всем народам, в том числе и славянам.

Корни православных похоронных традиций

Похороны, православные традиции и обряды относятся к самым устойчивым видам ритуалов. Они считаются подготовкой перехода души умирающего в иной мир, поэтому действия из века в век совершаются по строго установленным правилам. Верующие люди православные похороны по православным традициям делят на три этапа:

  • подготовка умирающего (проводится еще до его кончины);
  • сам процесс похорон;
  • поминание.

То, что православные люди придерживаются традиций со времен крещения Киевской Руси, говорит о том, что погребение - это дань уважения к самому факту смерти и к покойному. За сотни лет ритуалы погребения претерпели влияние глубоких языческих корней славянской культуры, но постепенно похороны по православным традициям стали такими, какими мы знаем их сегодня.

Подготовка к смерти

Издавна в верующих семьях люди готовились к смерти: покупали или шили вручную рубахи и похоронное платье. Во многих поселеньях было принято загодя делать гробы старикам. С приходом православия людей стали хоронить именно в них, так как по языческим обрядам покойника принято было сжигать, а пепел класть в горшок или просто в землю и закапывать. Если родные усопшего хотят знать, как проводить похороны, православные традиции, ответ священника однозначный - гроб с телом должен быть предан земле.

Если человек долго болел, то его соборовали, во время чего священнослужитель отпускал ему грехи. Таким образом, душу очищали и подготавливали к переходу. Умирающий должен был проститься с родными, благословить их на святом образе, простить долги и обиды, отдать последние распоряжения.

Подготовка тела к погребению

Похороны (православные традиции) требовали подготовки тела усопшего к захоронению. Для этого покойника обмывали специальные люди, чаше всего старухи. По православным верованиям очищение тела так же важно, как и прощение грехов для души. Во время омовения читались молитвы «Трисвятое» или «Господи помилуй». По церковным порядкам человек должен предстать перед Господом с чистыми душой и телом.

В наши дни усопших обмывают в морге или при службе ритуальных услуг. Если нет такой возможности, то этот традиционный обычай исполняют люди, не состоящие с покойником в родстве.

После того как усопшего омыли, его кладут на застеленный чистой тканью стол и одевают в новую одежду. Если такой возможности нет, то вещи обязательно должны быть по крайней мере чистыми.

Подготовка к похоронам

После омовения покойника кладут в гроб и накрывают саваном с вышитыми крестами. Перед этим его подготавливают, окропляя священной водой. Кладут усопшего лицом вверх, положив под голову подушечку. Глаза у покойника должны быть закрыты, руки - сложены на груди, правая поверх левой. Обязательным считается надевание на умершего нательного крестика, который должен сопровождать похороны.

Православные традиции и ритуалы в старые времена требовали читать молитвы над покойником до самых похорон, которые проводились на третий день. Для этого приглашали читальщиков. Пока усопший лежал в доме под иконами, а над ним читались молитвы, к умершему приходили родственники и знакомые, чтобы проститься.

В наши дни, после того как покойного омыли и положили в гроб, необходимо читать канон «Последование по исходе души из тела». Если нет возможности пригласить для этого священника, то эту часть похоронного ритуала может взять на себя кто-нибудь из родственников.

В том случае, если покойного нет возможности принести в дом, то следует читать, стоя лицом к иконе или возле того места, откуда начнутся похороны, например возле дверей морга.

Еще до начала в церкви, нужно заказать по нему сорокоуст.

Отпевание покойного

Для отпевания гроб с покойным вносят в церковь и ставят перед алтарем. У покойного на лбу должен быть венец с напечатанным «Трисвятым», а в руках - образок с изображением Иисуса. У головы усопшего кладут крест, который родственники и друзья могут целовать при прощании.

В наше время отпевание может проходить в доме покойного или в похоронном бюро на третьи сутки после смерти. Усопший при этом лежит в гробу с открытым лицом, развернутый к востоку, а в ноги ему ставят икону и зажженные свечи. Независимо от того, где проводится отпевание, покойник должен лежать лицом к иконе, а не к людям. Так он как бы обращается к святому образу о помиловании и прощении грехов.

Во время отпевания поют «Вечную память» и «Отпусту», по окончании которых гроб закрывают и выносят из храма. Пришедшие в церковь родственники во время обряда стоят с зажженными свечами и молятся о покойном, а затем начинаются похороны. Православные традиции не позволяют ничего помещать в гроб, но разрешают пришедшим на прощание целовать иконку в руках усопшего и полоску из бумаги на лбу. Класть в гроб деньги, еду, украшения или другие вещи запрещается, так как это считается пережитком язычества.

Похороны

Традиции предусматривают следование траурной процессии за гробом после отпевания покойника. Она должна идти, а остановка совершаться может только у церкви и уже на погосте. В наше время с учетом того, что кладбище может находиться на расстоянии нескольких километров, процессия идет некоторое время после отпевания в церкви, а затем провожающие садятся в транспорт и едут до места погребения.

На кладбище проходит прощание с усопшим, после которого гроб закрывают крышкой и с помощью веревок или полотенец опускают в могилу. Родственники и члены траурной процессии кидают на гроб горсти земли, после чего отходят, а работой занимаются могильщики.

Это тяжелый эмоциональный момент для родственников, поэтому желательно, чтобы они не наблюдали, как гроб опускают в яму. После того как будет насыпан родные прощаются с покойным, кладут цветы и венки, а процессия едет на поминальную трапезу.

Поминки после похорон

Православные традиции после похорон предполагают обязательное поминание души усопшего совместной трапезой. Происходит это в доме покойного или в заказанном помещении.

Совместная трапеза объединяет воспоминания живых об умершем. Слова и мысли должны быть добрыми, светлыми, ведь смерть - это естественное окончание жизни.

Немаловажное значение имеет и еда на православные похороны, традиции. в день похорон? Обычно подаются несколько блюд. Их перечень относительно постоянен, но различия могут возникать по причине непохожести традиций разных регионов.

Часто первой подают кутью, а затем какую-нибудь похлебку - борщ, щи, суп или лапшу. На второе предлагают кашу или картошку. Блюда могут быть с мясом, а могут оказаться и нескоромными, если поминание проводится в дни поста. Так же могут быть поданы рыба или студень. Заканчивается поминальный обед кутьей или блинчиками, в некоторых случаях - оладьями.

Из спиртного подают вино или водку, но делается это не всегда, а количество таких напитков обязательно должно быть небольшим.

Поминание на девятый и сороковой день

Девятый и сороковой дни после смерти считаются по православным традициям очень важными для души, так как в это время начинаются ее мытарства. Это значит, что душа проходит этап покаяния и очищения от грехов. В этот период обязательно нужно заказывать поминальные литургии в нескольких церквях. Чем больше молитв читается по усопшему, тем легче его душе пройти этот этап.

На похороны (православные традиции, 9 дней) состоит из тех же блюд, что и на поминках. Подаются они в одинаково строгой последовательности во все поминальные дни.

Сороковой день считается знаковым, так как душа покидает этот мир навсегда. Заказ литургии или сорокоуста обязателен в нескольких церквях, также следует провести поминальную трапезу.

Сроки ношения траура по усопшему зависят от его возраста и пола. По старикам траур носят до сорока дней. Если умерли кормильцы - отец или мать, по ним скорбеют в течение года. Для вдовы или вдовца так же определяется правило ношения траурных цветов в одежде до одного года.

Смерть в жизни многих людей – событие не просто трагическое, но и достаточно загадочное, сопряженное с печалью и неприятностями. О том, что же случается с покойным за незримой чертой – каждый живой может только догадываться.

Но сам страх перед незримой неизвестностью – это естественная для человека реакция и даже самый закоренелый атеист начинает верить во всевозможные приметы и суеверия, связанные с похоронами и , соблюдаемых как до, так и после похорон.

Традиции, связанные с похоронами – считаются во всем мире самыми почитаемыми и о том, как правильно вести себя, когда случилось в семье горе, смерть родного человека, знает не каждый. К нам часто приходят вопросы, связанные с поведением до и после, а также во время похорон и потому мы постараемся дать ответ на самые распространенные, часто задаваемые.

Телевизор и похороны – можно ли смотреть его после погребения?

На практике существует непреложное правило – пока покойник находиться в доме, все и каждая зеркальная, отражающая поверхность должна быть завешена темным и плотным полотном. И сюда входит не только поверхность зеркал, но и телевизор – сама традиция носит в себе скорее языческие корни, нежели связана с православными нормами и догмами.

Наши предки считали – после кончины человека, его душа может быть затянута в зазеркалье и уже не сможет оттуда выйти, будет веками маяться, и не сможет упокоиться. После выноса тела из помещения – полотна с зеркальных поверхностей можно снять, хотя некоторые советуют оставить их до истечения 9 или же 40 дней.

В отношении просмотра телевизора –важен не так сам факт просмотра, как то, что именно смотрит человек. Не стоит смотреть развлекательные передачи и фильмы – лучше всего в этом случае выдержать интервал в 9 дней, и так выказать уважение покойному. А вот смотреть новости – традиция не возбраняет, главное не включать громкий звук.

День рождения – можно ли его праздновать после похорон?

В этом отношении многое определено тем, сколько времени прошло после похорон – церковь четких сроков не прописывает, отмечая, что в самые первые дни стоит уделить внимание молитвам по усопшему. Если за основу брать этические нормы – то в этом случае рекомендации не слишком сильно разняться с церковными устоями.

Прежде всего – не стоит устраивать слишком шумное застолье. Если действительно есть причина отмечать праздник (например, в роли именинника выступает маленький ребенок), то проведите День рождение в семейном кругу, без гостей и громкой музыки. Согласитесь: почтить таким образом память покойного – это самая адекватная черта цивилизованного сообщества.

А разрешено ли пить алкоголь после похорон?

Церковь считает, что само распитие алкоголя, даже с такой, казалось бы, благородной целью как поминание покойника – это недопустимое и вредное для покойника и самого пьющего. Самый лучший для усопшего помин – это православная молитва всех, кто скорбит о покойном, а в алкогольном помине нет никакого здравого и ритуального смысла.

Единственно, что советуют церковники – после похорон можно в качестве поминания выпить кутью, напиток из сухофруктов. А вот во всем остальном – нет никакой необходимости и смысла, а алкоголь только навредит и телу, и душе. Лишние градусы на поминках могут спровоцировать споры и драки меж всеми гостями, а это по этическим соображениям уж никак не нужны ни им самим, ни покойному.

Разрешено ли после похорон слушать музыку?

Как и в отношении с телевизором – тут важен не сам факт прослушивания, а характер мелодии и смысл самой музыки. Так все, что можно условно отнести к увеселительной музыке – на время траура стоит отказаться от ее прослушивания. Если хотите послушать музыку – лучше всего, если это будет классика, спокойная музыка, которую не стоит включать на большую громкость.

Некоторые люди считают – лучше всего, если это будут любимые произведения покойного, и по этическим соображениям так вы показываете свою дань по усопшему. В отношении траурного оркестра, который играет на похоронах – это не традиция, а скорее отголосок советской эпохи, хотя правильнее будет придерживаться позиции религии и слушать молитвы и церковные песнопения.

Когда можно выходить замуж/жениться после похорон?

Нередко случаются ситуации, что накануне свадьбы близкий человек умирает и это закономерно влечет за собой вопрос – что делать? Поскольку свадьба отбирает много денег, времени и сил – церемонию не отменяют, а уже на ней поминают память усопшего.

Церковь отмечает – ничего осудительного в этом решении нет, и православные священники разрешают проводить свадьбу и до истечения 40 дней памяти по покойному. Но в силу того, что светская церемония – это мирское событие, то лучше всего провести его без особого излишества, тихо или же перенести ее хотя бы за рамки в 9 дней памяти по усопшему.

Отпуск и похороны – как они сочетаются между собой?

Запрета на поездки после церемонии погребения не существует – наоборот, такая поездка поможет перенести боль утраты легче и отвлечься от траурных, печальных мыслей. Да и сам отпуск каждый проводит по-разному, но все-таки, все, что относят к увеселительным мероприятиям стоит на время отложить. С позиции православной церкви – поездка в отпуск это не ограничении в вопросе почитания памяти покойного, просто стоит вести себя должным образом, молясь об ушедшем человеке.

Ремонт после похорон – можно ли проводить?

По приметам, которые православная церковь уж никак не поддерживает – ремонт в квартире, где ранее жил покойник не делают на протяжении 40 дней. Не стоит менять мебель и интерьер, делать перепланировку, а на постели покойного – кровным родственникам запрещается даже спать.

С позиции этических соображений – ремонт поможет отвлечься и поможет освободиться от вещей покойного. Хотя некоторые и оставляют на память себе вещи покойного – знающие люди не рекомендуют этого. Проведение ремонта после похорон – это хорошее и правильное решение.

Можно ли мыться сразу после похорон?

По некоторым приметам – пока покойный остается в доме, не погребен на кладбище мыться нельзя, поскольку так его поливают грязью. Некоторые особо суеверные люди не моются и дольше, но ничего общего с учениями православной церкви это не имеет. А ходить немытым 9 и даже 40 дней – это уж точно негигиенично, не эстетично. Поверье то поверьем, но здравый смысл должен брать вверх над суевериями и приметами.

Утрата родственника либо близкого человека - немыслимая трагедия, которая провоцирует глубокую апатию к жизни, эмоциональный и даже физический ступор. Тем не менее скорбящие продолжают жить в социуме, поэтому обязаны соблюдать традиции, церковные каноны, а также общепринятые правила поведения после проводов усопшего в последний путь.

Четкое понимание, что делать после похорон можно, а что нельзя, позволит продемонстрировать искреннее уважение к покойнику, а также избежать всевозможных сплетен, толков и пересудов.

Как правильно вести себя после похорон

Поскольку смерть, наверное, самое загадочное событие в жизни человека, похороны родственника вызывают у нас замешательство и страх перед неизвестностью. Именно поэтому большинство людей старается беспрекословно соблюдать конкретные нормы поведения до, в процессе и после погребения близкого человека.

Причин тому несколько:

  • Вера в загробную жизнь, а также стремление обеспечить душе покойника спокойствие и комфорт после смерти.
  • Желание уберечь себя и родню от неблагоприятной энергетики, которая царит в доме после похорон.
  • Страх пересудов, возникающих при несоблюдении псевдорелигиозных обычаев, которые укоренились в социальной общине.

По православию многие традиции, которые люди чтят после захоронения родственников, считаются суевериями. К примеру, завешивание зеркальных поверхностей после смерти человека с целью уберечь его душу от безвозвратного попадания в зазеркалье, не имеет ничего общего с учениями Иисуса Христа. Тем не менее существуют правила этикета, соблюдение которых поможет проявить уважение к покойнику, а также не позволит публично либо тайно осквернить его память. Знание и понимание исторических традиций, а также церковных канонов - залог надлежащего поведения после похорон.

Что делать на следующий день после похорон

Традиционно, утром следующего дня после погребения родственники усопшего приносят ему символический завтрак, а прохожим раздают пирожки и сладости. Естественно, в этом нет ничего плохого, но выполнять эту процедуру постоянно не стоит, одного раза вполне достаточно. Оставляя душу усопшего в покое, мы позволяем ей беспрепятственно освободиться от оков нашего грешного мира.

По церковному уставу покойников нужно поминать на 3, 9 и 40 день после погребения, а носить еду на могилу нет надобности.

Помните, душа нуждается не в еде, а в искренних, откровенных молитвах. При этом молиться нужно непринужденно и от чистого сердца, заставлять себя не нужно. Как правильно вести себя на следующий день после похорон и дальше, обязательно подскажет местный батюшка.

Что делать на 9 дней после похорон

На поминальную трапезу девятого дня после смерти родственника приглашать гостей не принято. Друзья, коллеги и близкие усопшего могут прийти на поминки по собственному желанию. Поминальный обед обязательно начинают с молитвы. Основным блюдом является кутья. По православию алкоголь, сквернословие, смех, забавы и веселые песни недопустимы. Оставшуюся еду следует раздать нуждающимся.

На 9 дней после смерти в церкви следует заказать молебен. Помните, устраивать поминки на месте погребения нельзя. На кладбище крайне нежелательно есть, а также распивать спиртные напитки. Поливание могильного холма водкой считается кощунством и проявлением неуважения к памяти покойника. В отношении гардероба, макияжа и поведения следует соблюдать траур и скромность. У женщин волосы должны быть собраны под платком, а мужчинам следует позаботиться об официально-деловом стиле одежды.

Что делать на 40 дней после похорон

На сороковой день после смерти родственники покойника отправляются в церковь, заказывает панихиду и сорокоуст. Усердные молитвы помогут душе навсегда освободится от пут материального мира и вознестись к Отцу Небесному. Устраивать поминки на кладбище, на литургии или панихиде запрещено. Перекусы и распивание спиртных напитков на могильном холме недопустимы. Существует много традиций, касающиеся 40 дней после похорон. Они дошли до нас еще со времен язычества, поэтому церковь не всегда их приветствует. Тем не менее знать народные приметы нужно и даже полезно.

В течение сорока дней после кончины родственника уделять особое внимание внешнему виду не следует, ведь так мы демонстрируем приоритет личных потребностей перед скорбью о покойнике. Естественно, это не означает, что скорбящим нужно пренебрегать правилами личной гигиены, ведь в этом случае общаться с ними будет крайне неприятно и даже противно.

При сервировке стола к поминальному обеду острые столовые приборы использовать запрещено. Ложки следует класть тыльной стороной кверху.

Традиционные блюда: кутья из риса либо пшена и блины без начинки. Они помогают духовно переосмыслить бренность бытия. На поминальной трапезе также присутствуют салаты, голубцы, пироги с начинками, блюда из рыбы и всевозможные гарниры. Если поминки происходят в пост, мясные блюда запрещены. Традиционно, на 40 дней после смерти принято также готовить любимые блюда умершего человека.

Крошки, которые остались на столе после поминальной трапезы, нельзя сметать и выбрасывать. Как правило, их аккуратно собирают, а затем относят на кладбище. Так родственники сообщают усопшему, что поминки его кончины состоялись, они его уважают и отпускают. Посещение кладбища на 40 дней после погребения является обязательным сакральным ритуалом, поэтому требует соответствующей физической и духовной подготовки.

Как только гости разошлись в доме следует плотно закрыть все окна и двери. Не стоит сильно убиваться и плакать по поводу последнего прощания с душой покойника, поскольку скорбь удерживает ее в грешном мире и не позволяет вознестись к Богу. Молиться лучше всего перед иконами святых, около которых горят свечи. Некоторые люди оставляют на тумбочке, столе либо около могильного холма рюмку водки, накрытую хлебом. К канонам православной церкви эта традиция отношения не имеет.

Что делать с вещами умершего после похорон

По православию вещи покойника необходимо в течение сорока дней раздать бедным или нуждающимся людям, которые в силу объективных обстоятельств не могут приобрести себе приличную одежду. Передавая предметы гардероба усопшего другому человеку, последнего просят молиться за упокой души умершего. Библия период расставания с вещами умершего по времени не ограничивает, поэтому их можно передать малоимущим, когда родственники морально готовы к этому шагу.

Найти людей, которые нуждаются в одежде несложно. Для этого можно обратиться в ритуальное агентство, приют при церкви или же в благотворительный фонд. Выбрасывать одежду усопшего на мусор нельзя. Если перед смертью человек сильно болел, то предметы гардероба нужно сжечь, но не выбрасывать. Передача вещей усопшего нуждающимся людям позволит завершить его добрые дела не земле, а малоимущим поможет выжить в ложной жизненной ситуации.

Что нельзя делать после похорон

Огромное количество примет, рекомендаций и правил, касающихся поведения родственников после смерти близкого человека, иногда вызывают у них замешательство, ведь соблюсти все традиции очень проблематично. Естественно, подчиняться суевериям вовсе необязательно, но дабы не оказаться в неловкой ситуации, знать их необходимо.

  • Плотную ткань, которой после смерти человека закрыли все зеркала, не снимают в течение 40 дней.
  • Свадьбу либо другое торжественное событие лучше всего перенести на более поздний срок.
  • Любые увеселительные мероприятия, громкая музыка, а также плотские утехи в течение 40 дней после похорон неприемлемы.
  • Непосредственно после погребения убирать двор и мыть полы в доме родственникам усопшего нельзя.
  • Если родственник желает носить одежду покойника, то предварительно ее следует окропить святой водой в церкви.
  • В первые 7 дней после кончины близкого человека из дома запрещено выносить какие-либо вещи.
  • Жене в течение года после смерти мужа запрещено стирать вещи в тот день недели, когда случилась трагедия.
  • В течение первого года после смерти родного человека членам семьи нельзя на Пасху окрашивать яйца в красный цвет.

Существуют и другие как объективные, так и субъективные нормы поведения после похорон родственника. Дабы избежать патовой ситуации и всевозможных пересудов, после смерти близкого человека по поводу поведения лучше всего проконсультироваться с ответственным священнослужителем.

Мы так привыкли к тому, что похороны совершают на третий день, что малейшее изменение этого обычая вызывает множество вопросов. Но исследование этого вопроса приводит нас к неожиданным выводам.

Конечно, у нас нет церковных или государственных установлений, которые бы регламентировали порядок и сроки похорон. Нет такой регламентации и в общехристианских установлениях. Поэтому мы можем воспользоваться имеющимися указаниями на смерть в летописях и иных источниках. Некоторые сведения мы можем почерпнуть из воспоминаний западных путешественников, которые описывали обычаи московитов. Но, даже если указывается день смерти, лишь в нескольких случаях мы имеем сведения о времени самих похорон. За период ХI-ХVII вв. их чуть более сорока. Появление этой даты было связано с некоей задержкой похорон, связанной с перемещением тела, смутой, или иными обстоятельствами. Иногда дата похорон выделялась для придания повествованию большей подробности. Но даже из весьма ограниченного материала можно сделать определенные выводы. В большинстве случае похороны проходили в ближайшее время после времени смерти, в течение дня, или на следующий день после смерти.

В остальных случаях удлинение времени до предания земле связаны с перемещением усопших к месту своего захоронения. Хотя известны и другие причины переноса похорон. В 1473 г. похороны князя Юрия Васильевича были отложены из-за отсутствия в Москве великокняжеской семьи. Юрий Васильевич умер 12 сентября, в субботу. Великий князь вернулся в Москву 16 сентября, в среду. В тот же день, немедленно по приезду великого князя, состоялось погребение. В 1175 г. тело Андрея Боголюбского было на следующий день после убийства положено в церковь, где оно лежало два дня и две ночи, так как смута в городе не позволяла произвести погребение.

«И так положил его в притворе, накрыв плащом, и лежало тут тело два дня и две ночи. На третий день пришел козьмодемьянский игумен Арсений и сказал: «Хотя мы и долго ждали старших игуменов, но долго ли этому князю лежать так? Отоприте мне церковь, отпою его и положим в гроб. А когда уляжется эта смута, то, придя из Владимира, перенесут туда князя». И пришли клирошане боголюбские, взявши тело его, в церковь внесли и вложили в каменный гроб, отпев над ним погребальные песни с игуменом Арсением вместе». (Повесть об убиении Андрея Боголюбского).

В традиции Киево-Печерского монастыря важным считалось скорое погребение усопшего. Так Феодосий Печерский рано утром 3 мая 1074 г., перед самой своей смертью, счел необходимым указать братии монастыря: «В ночь похороните тело мое», что и было исполнено монахами. А в Патерике этого монастыря есть несколько рассказов о чудесах, связанные со временем похорон. Первый рассказ говорит об Афанасии Затворнике. Сам Афанасий был монахом строгой жизни, но он заболел и умер. Тело его омыли, приготовили к погребению, но так как он был очень беден, то монахи в небрежении не похоронили его, оставив лежать в кельи. Так усопший и пролежал два дня без погребения. Ночью игумену обители было явление — он слышал голос, который говорил: «Человек Божий Афанасий два дня лежит непогребенным, а ты об этом не заботишься». Как только наступило утро, игумен с братиею поспешили к умершему, чтобы исправить свою оплошность и совершить его погребение, но вдруг увидели его воскресшим.

В другом рассказе, о преподобном Марке пещернике рассказывается о двух случаях, когда этот святой подвижник не успевал сделать место для погребения усопших братий монастыря в день их смерти. В первом случае могила была столь узкой и нерасширенной, что не позволяла ни поправить одежды на усопшем, ни возлить елей. Тогда Марк сказал мертвому: «Так как тесна могила эта, брат, окропись сам: возьми елей и возлей на себя». Мертвый же, приподнявшись немного, протянул руку, взял елей и возлил себе крестообразно на грудь и на лицо, потом отдал сосуд и перед всеми сам оправил на себе одежды, лег и снова умер. В следующий раз тот же монах Марк, не успевая закончить своей работы, попросил мертвого воскреснуть и прожить еще сутки.

Потом другой брат, после долгой болезни, умер. Некто из друзей его отер тело губкой и пошел в пещеру посмотреть могилу, где будет лежать тело друга его, и спросил он о ней блаженного. Преподобный же Марк ответил ему: «Брат, пойди, скажи брату: «Подожди до завтра, я выкопаю тебе могилу, тогда и отойдешь от жизни на покой». Пришедший же брат сказал ему: «Отче Марко, я уже губкой отер мертвое тело его, кому мне велишь говорить?» Марк же опять сказал: «Видишь, могила не докончена. И как велю тебе, иди и скажи умершему: «Говорит тебе грешный Марко: брат, поживи еще этот день, а завтра отойдешь к возлюбленному Господу нашему. Когда я приготовлю место, куда положить тебя, то пришлю за тобой».

Послушался пришедший брат преподобного, и когда пришел в монастырь, то нашел братию совершающей обычное пение над умершим. Он же, став пред мертвым, сказал: «Говорит тебе Марко, что не приготовлена еще для тебя могила, брат, подожди до завтра». Удивились все словам таким. Но только что произнес их пред всеми пришедший брат, тотчас мертвый открыл глаза и душа его возвратилась в него, весь тот день и всю ночь пробыл он с открытыми глазами, но никому ничего не говорил.

На другой день тот брат, который ходил к Марку, пошел в пещеру, чтобы узнать, готово ли место. Блаженный же сказал ему: «Пойди и скажи умершему: «Говорит тебе Марко — оставь эту временную жизнь и перейди в вечную, вот уже место готово для принятия тела твоего, предай Богу дух свой, а тело твое положено будет здесь, в пещере, со святыми отцами». Пришел брат, сказал все это ожившему, и тот пред всеми, пришедшими посетить его, тотчас сомкнул глаза и испустил дух. И положили его честно, в предназначенном ему месте в пещере. И дивились все такому чуду: как по одному слову блаженного ожил мертвец и по повелению его снова преставился.

Сходный сюжет находим в «Слове о князьях» — произведении второй половины XII века. Согласно этому тексту, после смерти князя Давыда Святославича его перенесли в построенную им церковь Бориса и Глеба. Отпел епископ князя, а гроб ему еще не был готов. Сказал тогда епископ: «Уже солнце заходит, — завтра похороним его». Услышав эти слова, сидящие у князя вышли и, вернувшись назад в церковь, поведали епископу: «Солнце не заходит, но во едином месте стоит». Подивился епископ и восхвалил Бога. Когда камень сровняли и положили князя в гроб, — тогда солнце зашло.

Как мы можем увидеть, данные чудеса совершаются для того, чтобы соблюсти суточный срок между смертью и погребением. При этом сам срок воспринимается как некая норма и случаи длительного разрыва между смертью и похоронами воспринимаются как отступления от данной нормы. Остается задать вопроса, на чем же могла базироваться данная норма. Надо сказать, что быстрые похороны присущи различным религиозным традициям. В этом сказывалось как архаичная боязнь смерти и мертвого человека, так и меры элементарной предосторожности, особенно в жарких странах, где тело усопшего достаточно быстро начинало разлагаться. Но для христианина есть тот образец, который задает ориентир в жизни верующего — это земная жизнь Иисуса Христа. Смерть Господа на Кресте является ключевым событием мировой истории и ориентация на него может быть прослежена во многих произведениях как общехристианской, так и древнерусской литературы. Захоронение тела Христа состоялось в соответствии с требованиями иудейской религии, в день его смерти, т. е. менее чем через сутки. Возможно, что именно ориентацией на этот значимый образец вызвано восприятие краткого, в течение суток, срока погребения, как нормы.
Творцом новой традиции трехдневного срока между смертью и погребением является Петр Первый. 28 января 1704 г. вышел указ императора о порядке погребения умерших. В нем говорилось:

«Умерших всяких чинов мужеска и женска пола, которые будут надлежать к погребению у святых церквей, и тех до трех дней не погребать, а выносить их из домов в церкви, и в третий день их погребать по обыкновению».

Данный указ предписывает не погребать усопших прежде третьего дня. При этом требуется нахождение тела усопшего во время промежутка до похорон в храме. Как видно, Петр I законодательно вводит новую норму, отходя от предыдущего обычая, погребать тело в течение суток после смерти. В самом указе никак не объясняются причины его появления. Но можно говорить, что царь не стремился соблюсти традиции русского Православия. Цель у этого указа была иная. Возможно, что выяснить причины этой новации Петра I помогут более поздние этапы законотворчества. В «Уложении о наказаниях уголовных и исправительных» — первом уголовном кодексе Российской империи, подписанном императором Николаем I в 1845 году в статье 1081 трехдневный срок между смертью и похоронами также вводится как обязательный. Текст статьи разъясняет причину столь жесткой регламентации срока похорон. Если человек будет похоронен раньше трехдневного срока и: «… впоследствии окажется, что похороненный таким образом человек находился в летаргическом сне или в припадке оцепенения, принятом за смерть, и умер от преждевременного погребения, то виновный в сем приговаривается...» и дальше приводиться перечень наказаний.

Объяснением нормы погребения на третий день является опасение похоронить человека еще живого. Думается, что плодотворно будет сравнить этот факт с наблюдениями французского исследователя Филиппа Арьеса. Он отмечает, что уже со второй половины XVII века, а особенно в XVIII — первой половине XIX века на западе Европы умами овладевает, по его определению, «всеобщая паника», «страх быть похороненным заживо, очнуться от долгого сна на дне могилы». В обществе начинает распространяться множество историй об оживших покойниках. Эти страхи проникли и в Россию. Известно, что страх быть похороненным заживо преследовал Н.В. Гоголя. «Мнимая смерть» как литературный мотив используется в таких широко известных и вроде бы далеких от нашей темы произведениях, как сказка «Спящая царевна» В.А. Жуковского, «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина и другие. Летаргия стала «общим местом» культуры.

Приведенный выше текст «Уложения о наказаниях» позволяет утверждать, что именно эта фобия, охватившая всю Европу, стала причиной жесткой регламентации срока похорон в российском законодательстве середины XIX века. Срок в три дня восходил, безусловно, к приведенному выше Указу Петра I от 28 января 1704 г. Но не исключено, что и сам этот указ был вызван теми же причинами. А трехдневный срок до похорон преследовал цель наглядно увидеть, что человек умер. К третьему дню необратимые изменения тела усопшего будут уже явно видны. И именно этот факт неопровержимо указывает на действительную смерть. И здесь указ Петра I почти на столетие опередил появления моргов, специальных хранилищ, где тела усопших оставались вплоть до начала разложения. Так церковь выполняла не только функции современных ЗАГСов, но и моргов.

Тем не менее, к концу XIX века страхи мнимой смерти сошли на нет, но процесс сакрализации трехдневного срока похорон зашел так далеко, что он стал общепринятой нормой.

Узнайте, почему хоронят на 3 день после смерти и какие традиции и суеверия связаны с этой датой. Третий день - один из поминальных дней, как и девятый, сороковой, год и иногда полгода.

В статье:

Почему хоронят на 3 день после смерти - погребальные традиции

Из-за духовного соотношения между Христом и человеческой душой подходящим для похорон считается третий день. Именно на третий день после смерти окончательно обрываются все связи души с телом. Нематериальная составляющая человека уходит в Небесное Царство в сопровождении . Днем раньше и в день смерти душа еще находится в мире живых. Она не должна видеть свои похороны - это большой стресс для недавно почившего человека.

Кроме этого, третий день после смерти отождествляется с Троицей. Третий день - всегда поминальный. Поминки, как правило, проводятся после захоронения тела человека. Третины таким образом совмещены с днем похорон. Подсчитать их наступление математически, прибавляя тройку, нельзя. Так, например, для человека, умершего 18 января, третины наступят не 21, а 20 января.

Священники утверждают, что хоронить раньше 3 дня нельзя. Душа еще привязана к телу, и ей некуда будет отправиться, если захоронить его раньше. Только на третий день она отправится смотреть небеса вместе со своим ангелом. Связь души и мертвого тела обрывать нельзя, для этого существует естественный процесс, предусмотренный Богом. Кроме этого, далеко не сразу она может свыкнуться с отсутствием физического тела столь быстро. Обычно для этого хватает три дня.

Хоронить позже, например, на 4 или 5 после смерти день допускается. Церковь не возражает против таких задержек - ситуации бывают разными. Далеко живущим родственникам может быть сложно добраться в короткий промежуток времени, не всегда удается провести полноценную подготовку к похоронной церемонии - причин отложить похороны на несколько дней может быть множество. Поминки в таком случае тоже переносятся - их проводят после похорон. А вот молитвы и заказ службы в церкви отменяться не могут.

Третий день после смерти и его значение в христианстве

Местонахождение души умершего и ее путь в посмертии известен православным христианам благодаря откровениям Святого Макария Александрийского . По его словам было записано состояние душ с первого по сороковой день посмертия. Дальнейший путь усопшего зависит от вердикта, который будет вынесен на Небесном Суде. Кроме этого, многие верят в реинкарнацию, но она с православной традицией не имеет ничего общего.

Итак, после смерти душа отделяется от тела. День смерти считается первым днем посмертия. Даже если человек умер за несколько минут до полуночи, считать дни после смерти нужно от той даты, которая имеется на календаре. Первый и второй день его дух бродит по миру живых в сопровождении ангела-хранителя. Он посещает любимые места, смотрит на дорогих и близких людей. По словам Святого, душа почившего навещает также место смерти и гроб со своим телом.

На третий день после смерти душа возносится на небо вместе с ангелом-хранителем. Там она впервые видит Бога. Визит к его престолу на поклон будет совершен трижды - на третий, девятый и сороковой дни. После третьего дня душа отправляется смотреть Рай. Но это не навсегда, Суд произойдет только на сороковой день. А до него каждая душа увидит и Ад, а также пройдет испытания, которые укажут на его уровень духовности и степень греховности. Их называют мытарствами души .

Поэтому три дня после смерти - важный период и для почившего, и для его живых родственников. В это время дух его готовится к испытаниям, а также смотрит на Рай, чтобы на девятый день снова явиться на поклон к Господу. Что могут сделать родственники, чтобы облегчить его участь? Соблюдение традиций и обычаев вроде поминок, молитв и церковных служб поможет умершему снискать благословение и попасть в Рай.

Почему же именно третий день? Известно, что Иисус Христос на третий день после распятия воскрес. Подобным образом происходит и воскрешение каждого человека, но не в мире людей, а на небесах. Третий день после смерти называется третинами.

По книге Еноха , вход в Рай был закрыт после грехопадения Адама и Евы. На страже райского сада стоит ангел-херувим , которому дано указание свыше – не пропускать никого. Все, как грешники, так и праведники, могут попасть только в ад. Исключением в этом правиле стал только Енох. Однако церковь не признает этот источник, и в православной традиции принято считать, что как минимум с третьего по девятый день все усопшие находятся в Раю.

Принято считать, что отмолить можно любую душу. Именно поэтому, даже если вы уверены, что ваш близкий человек был заядлым грешником, нужно продолжать молиться за его душу, снисхождение на Небесном Суде и допуск в Рай.

Три дня после смерти - как поминать в этот день

В третий, как и в девятый и сороковой дни обязательно следует заказывать панихиду . Пусть в церкви идет служба за упокой души погибшего. Это поможет ей пройти все испытания загробного мира, а также получить оправдательный приговор на Небесном Суде. Кроме этого, следует читать молитвы в храме и дома, а также ставить свечки за упокой души. Желательно раздать милостыню нищим на кладбище и возле церкви.

Поминки на третий день обычно происходят после похорон - именно в этот день полагается предавать земле тела усопших. Приглашать на них полагается всех, кто присутствовал на похоронах. Традиционно все гости отправляются поминать усопшего сразу с кладбища. Если поход в церковь планируется после похорон, тогда приглашенные отправляются на поминки оттуда.

Перед началом застолья читается молитва «Отче наш». Затем подается кутья - традиционное обрядовое блюдо из пшеницы или риса с добавлением меда, сахара или варенья. В кутью на третий день дозволяется добавить изюм. Ее подают первой, и она же должна стать первым блюдом для каждого присутствующего. Если вы не любите кутью, нужно съесть хотя бы три ложки.

Поминальная трапеза не должна быть роскошной, чревоугодие - большой грех. Если родственники почившего будут предаваться греху, поминая его, это в плохом смысле отразится на его загробной жизни. На столе обязательно должны присутствовать блюда из рыбы, а также компот или кисель. Не должно быть алкогольных напитков, как на поминках, так и на кладбище в качестве подношения усопшему.

Полагается раздавать сладкое и выпечку гостям, соседям и незнакомым людям после похорон или поминок, чтобы они помянули усопшего. Если после траурной трапезы остались продукты и блюда, их нужно раздать нищим в качестве подаяния. Выбрасывать их в любом случае нельзя, это грех.

В целом, каждому человеку рано или поздно приходится столкнуться с необходимостью хоронить родных и близких людей. Поэтому любому пригодится информация о том, как правильно соблюдать православные традиции в отношении поминальных дней. После смерти человека его родственники способны помочь только таким способом. Соблюдайте традиции, молитесь, заказывайте молебны - и, скорее всего, душа вашего родственника попадет в Рай.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама