THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама
  • прот.
  • прот.
  • прот.
  • диакон Андрей
  • прот.
  • прот. Григорий Дьяченко
  • священник Андрей Лоргус
  • Энциклопедия изречений
  • святитель
  • Душа – это то, что болит у человека, когда все тело здорово.
    Ведь говорим же мы (и ощущаем), что не мозг болит,
    не сердечная мышца – душа болит.
    диакон Андрей

    Душа́ 1) составная, субстанциональная часть человеческой , обладающая свойствами, отображающими Божественные совершенства (); 2) отличная от часть человеческой (); 3) человек (); 4) животное (); 5) жизненная сила животного ().

    Душа человека самостоятельна, поскольку, по слову св. , она не есть проявление иной сущности, иного существа, а сама есть источник явлений от нее исходящих.

    Душа человека сотворена бессмертной, поскольку не умирает подобно телу, пребывая в теле, может разлучаться с ним, хотя подобное разлучение и противоестественно душе, есть печальное следствие . Душа человека есть личность, ибо сотворена как неповторимое и уникальное личное существо. Душа человека разумна и , ибо обладает разумной силой и свободной . Душа человека отлична от тела, поскольку не обладает свойствами видимости, осязаемости, не воспринимается и не познается телесными органами.

    Раздражительная сила души (παρασηλοτικον, irascile) есть ее , эмоциональная сила. Св. называет ее душевным нервом, сообщающим душе энергию для утруждения в добродетелях. Этой части души свв. Отцы приписывает гнев и яростное начало. Однако в данном случае гнев и ярость означают не страсти, а ревность (рвение, энергию), которая в своем первозданном состоянии была ревностью к добру, а после падения должна использоваться как мужественное отвержение . «Дело раздражительной части души гневаться на дьявола», – говорят свв. Отцы. Раздражительная сила души также именуется .

    Вожделевательная часть души (επιθυμητικον, concupiscentiale) также называется желательной (пожелательной) или деятельной. Она позволяет душе стремиться к чему-либо или отвращаться от чего-либо. К вожделевательной части души относится , которой свойственно действовать.

    «Раздражительную часть души обуздай любовью, желательную воздержанием увядь, разумную молитвою окрыли…» /Каллист и Игнатий Ксанфопулы/.

    Все силы души суть стороны ее единой жизни. Они неотделимы друг от друга и непрестанно взаимодействуют. Наибольшего единства они достигают, когда подчиняются духу, сосредотачиваясь на созерцании и познании Бога. В этом познании, по слову св. , от их разделения не остается и следа, они пребывают в единстве подобно единству .

    Человеческая душа соединена с телом. Это соединение есть неслиянное соединение. В результате этого соединения в человеке присутствуют две природы – душевная и телесная, которые, по слову св. , срастворенны неслиянно. Из двух природ Богом образовано одно человеческое существо, в котором «ни тело не прелагается в душу, ни душа не изменяется в плоть» (св. ). При всем такое соединение является неслиянным, но не является нераздельным и неразлучным, поскольку человеческое тело приобрело смертность и разделение с душой в результате греха.

    Понятие души

    Душа – это некая особая сила, присутствующая в человеке, которая составляет высшую его часть; она оживляет человека, дает ему способность мыслить, сострадать, чувствовать. У слов «душа» и «дышать» общее происхождение. Душа создана дыханием Бога, и она обладает неуничтожимостью. Нельзя сказать, что она бессмертна, потому что бессмертен по природе только Бог, душа же наша неуничтожима – в том смысле, что она не теряет своего сознания, не исчезает после смерти. Однако у нее есть своя «смерть» – это неведение Бога. И в этом отношении она может умереть. Потому и сказано в Писании: «Душа согрешающая, она умрет» ().

    Душа есть сущность живая, простая и бестелесная, по природе своей невидимая для телесных глаз, разумная и мыслящая. Не имеющая формы, пользующаяся снабженным органом – телом, предоставляющая ему жизнь и возрастание, чувствование и порождающая силу. Имеющая ум, но не иной, по сравнению с ней самой, а как чистейшую часть ее – ибо как глаз в теле, так и ум в душе. Она самовластная и способная желать и действовать, изменчивая, т.е. добровольно меняющаяся, поскольку сотворена. Получивши все это по природе от благодати Создавшего ее, от Которого она и получила свое бытие.

    Некоторые сектанты, такие как Свидетели Иеговы и Адвентисты седьмого дня, отвергают бессмертие души, считая ее просто частью тела. И они при этом лживо ссылаются на Библию, на текст Екклесиаста, где ставится вопрос о том, подобна ли душа человека душе животных: «Потому что участь сынов человеческих и участь животных – участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом, потому что все – суета!» (). Потом Екклесиаст сам и отвечает на этот вопрос, чем пренебрегают сектанты, он говорит: «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его» (). И здесь как раз мы понимаем, что душа неуничтожима, но может и умереть.

    Силы души

    Если мы обратимся к святоотеческому наследию, то увидим, что обычно в душе выделяют три основные силы: ум, волю и чувства, которые проявляются в разных способностях – мыслительной, желательной и вожделевательной. Но при этом надо понимать, что у души есть и другие силы. Все они разделяются на разумные и неразумные. Неразумное начало души состоит из двух частей: одна непослушно разумная (разуму не повинуется), другая послушно разумная (повинуется разуму). К высшим силам души относятся ум, воля и чувства, а к неразумным относятся жизненные силы: сила сердцебиения, семенная, возрастательная (которая образует тело) и т.д. Действие силы души оживляет тело. Бог сознательно сделал так, чтобы жизненные силы были неподвластны разуму, чтобы человеческий разум не отвлекался на управление сердцебиением, дыханием и т.д. Существуют разные технологии, связанные с управлением человеческим телом, которые пытаются повлиять на эту жизненную силу. Чем усиленно занимаются йоги: они пытаются контролировать сердцебиение, изменять дыхание, контролировать внутренние процессы пищеварения? и страшно этим гордятся. На самом деле гордиться здесь абсолютно нечем: Бог сознательно освободил нас от этой задачи, и заниматься этим глупо.

    Представьте себе, что, помимо вашей обычной работы, вас заставят выполнять работу ЖЭКа: организовывать вывоз мусора, перекрывать крышу, контролировать подачу газа, электроэнергии и т.д. Сейчас многие люди в восторге от всяких оккультных, эзотерических искусств, они гордятся тем, что в какой-то степени овладели регулировкой этой жизненной силы души, которая неподвластна разуму. Фактически они гордятся тем, что поменяли работу преподавателя университета на работу ассенизатора. Это связано с глупой идеей, что будто бы разум лучше справится с телом, чем неразумная часть души. Я отвечу, что на самом деле справится хуже. Давно известно: всякие попытки рационально построить жизнь приводят к очень нерациональным последствиям. Если мы пытаемся силу нашего разума обернуть на то, чтобы правильно управлять нашим телом, получится полная глупость.

    Зачем говорил, что монах должен даже на количество капель воды, которые выпьет, взять благословение? Для того, чтобы максимально освободить разум монаха от жизненных забот. Задача послушания – это прямая противоположность йоге. Если йог или оккультист пытаются своим телом управлять при помощи разума, то православный монах полностью высвобождает свой разум от заботы о теле, чтобы переключить его весь на Бога.

    Поговорим о смерти. Точнее о том, что смерти нет. Конечно, тело человека, после того как испустит последний выдох, постепенно превращается в груду ненужных костей или кучку серого праха, и фактически такое перевоплощение живого существа в недвижимое бездыханное нечто — можно назвать смертью . Но давайте на минуточку оторвемся от порой излишней материалистичности и обратимся к не менее ощутимым и значимым сторонам своей жизни. Вернее сказать, — к жизни на грани смерти.

    Наверное, некоторые читатели уже слышали о том, что в медицине существует такое понятие как «клиническая смерть». Те, кто сталкивался с этим состоянием — знают, что переходный этап между жизнью и смертью — существует. Более того, большинство людей, переживших клиническую смерть, говорили о том, что способны были наблюдать происходящее с ними и вокруг — как бы со стороны, несмотря на то, что фактически по всем медицинским показателям эти люди находились в полной отключке.

    Именно данные свидетельства стали своего рода доказательством, пусть и неосязаемым, что помимо тела, человек также имеет и душу, которая после смерти физической оболочки продолжает свое существование.


    Сегодня мы разберемся с тем, что на самом деле является душой, узнаем, есть ли жизнь после смерти и стоит ли при жизни готовиться к тому, что возможно ожидает нас потом.

    Есть ли у человека душа?

    Определение человеческой души издревле являлось предметом споров и разногласий в различных философиях и религиях мира. На сегодня, исходя из идеалистических, двойственных и религиозных трактовок душой считается некая бессмертная составляющая, нематериальная основа, в которой заключается божественное начало, дающее жизнь, возможность чувствовать, мыслить, осознавать. Практически во всех учениях душу противопоставляют телесной оболочке.


    В ряде религиозных и идеалистических течений утверждается, что бесплотное существо души продолжает пребывать в мире и после смерти человека. О том, что душа бессмертна настойчиво говорится, например, в христианстве и каббале. В иудаизме, как и в буддизме, указывается на то, что грешная душа перерождается всякий раз в новом человеке. Данное понятие известно в современном мире как реинкарнация. Но здесь важно знать, что буддизм как таковой не признает существование души, и, тем не менее, говорит о цикле перерождений живых существ.

    Противники перевоплощений неведомой глазу души имеются и в христианской конфессии. Особенно настаивают на смертности души — Адвентисты седьмого порядка и Свидетели Иеговы. Последние, в частности, ссылаются на строки из Библии:

    «Все, что найдет душа твоя сделать, делай по силам твоим; потому что в преисподней, куда ты пойдешь, нет ни дела, ни размышления, ни знания, ни мудрости».

    Таким образом, даже в религиозных течениях по поводу существования и бессмертия души нет единого мнения.

    И если философские и духовные трактаты чаще всего основаны на результатах нематериальных наблюдений, что всякий раз заставляет задуматься об истинности предлагаемых ими устоев, то наука, привыкшая опираться на факты, уже более сотни лет назад прибегла к попытке зафиксировать «вес» человеческой души.


    Каков вес души?

    Так, в 1901 году врач из США Дункан Макдугалл в ходе своего эксперимента выяснил, что во время окончательной остановки дыхания и сердцебиения человек теряет от прежнего веса 15-35 грамм. Однако это исследование было опробовано всего на шести людях и поэтому не могло являться однозначно признанными в научном мире. Макдугалл отметил, что для научного подтверждения подобные исследования необходимо проводить на большом числе умерших людей. Но в последствие официально нигде о подобных экспериментах взвешивания душ не упоминалось.

    Конечно, с научной точки зрения присутствие души в человеке чаще всего отрицается , ведь сама суть науки заключается в том, чтобы все можно было объяснить на неоспоримых фактах. И, тем не менее, возвращаясь к медицинскому понятию о клинической смерти пациентов и описываемые после пробуждения к жизни людьми околосмертные переживания, наталкивают некоторых психологов и психиатров на формирование убеждения, что помимо существования души есть еще и так называемый загробный мир.


    Куда улетает душа?

    Впервые исследовать околосмертные переживания пациентов взялся опять-таки американец – психолог и психиатр Реймонд Моуди. Собранные им статистики были представлены на всемирное обозрение в книге «Жизнь после смерти», вышедшей в 1975 году. А уже в 1978 году в Америке основали и Международную ассоциацию исследований околосмертных переживаний. Спустя 20 лет другим доктором медицины — Джеффри Лонгом был создан исследовательский фонд околосмертных переживаний. Стоит отметить, что данный спектр человеческих ощущений изучают и в психологии, и в психиатрии, и в медицине.

    Чаще всего околосмертные переживания людей независимо от пола, места жительства и вероисповедания – похожи. Благодаря чему была создана целая феноменология, отражающая последовательность того, через какие стадии проходит человеческая душа во время клинической смерти.

    Итак, вначале человек, как правило, сталкивается с неприятным всепоглощающим шумом, потом приходит осознание, что он мертв, за этим следует опять-таки осознанное успокоение, чувство выхода из собственного тела и парение над ним и всем окружающим. Именно в этот момент умерший начинает наблюдать за происходящим вокруг — со стороны, осознает, что он – не тело.

    Затем происходит некая пространственная и временная деформация, ощущение передвижения вверх на яркий свет в туннель. Далее — душа встречает всех важных для себя при жизни, но уже умерших персонажей, попадает в наполненное одним лишь светом пространство и после этого в один миг видит все эпизоды своей жизни, потом душа доходит до какой-то незримой границы и остается с ощущением того, что не желает впредь возвращаться в тело.


    Как правило, религиозные люди, сталкивавшиеся с околосмертными переживаниями, относят данный опыт к встрече с загробным миром .

    Ряд исследователей, в том числе Реймонд Моуди, в полной серьезности утверждают, что околосмертный опыт является прямым доказательством существования загробной жизни.

    Однако объяснить это с научной точки зрения, с использованием физиологических или психологических причин не представляется возможным . И, тем не менее, множественные свидетельства людей, переживших клиническую смерть, о том, что именно они видят по ту сторону «экрана», по мнению некоторых докторов науки отчетливо говорят нам, что сознание способно функционировать независимо от работы мозга.


    Существует также масса случаев, которые не поддаются никакому логическому объяснению, кроме как признанию того, что сознание действительно способно выходить из тела, жить вне тела и видеть, что происходит. Например, некоторые люди, пережившие клиническую смерть, могли точно описать происходящее в палате или даже в других кабинетах больницы, то, что они никаким образом не могли знать ни до своей «смерти» ни в момент после «воскрешения».

    Так, в документальной телепередаче «На пороге вечности. Код доступа», рассказывается: пациент, переживший околосмертный опыт, после «пробуждения» — в точности описал одно из помещений больницы, где какой-то грязный мужчина снимал рабочие сапоги.

    Вначале никто не придал значения этому рассказу, но потом, когда один из любопытных врачей решил уточнить, есть ли в больнице подобное помещение, выяснилось, что эта небольшая подсобка действительно существует и в ней переобувается бригадир строительной группы, которая в настоящее время ремонтирует здание. Каким образом об этом мог узнать случайный пациент клиники — с точки зрения науки объяснить невозможно. А вот в то, что он, будучи уже отдельной от тела душой, мог сверху видеть всё происходящее и свободно перемещаться в пространстве — поверить вполне можно.

    Подобных случаев в современной медицине масса, но стереотип подкрепления историй насущными фактами столь крепок, что наука находит свои объяснения так называемым околосмертным переживаниям больных.


    А может всё-таки, нет никакой души?

    Согласно медицинской точке зрения, во время клинической смерти происходит патологическая реакция рецепторов на сбой поступления кислорода в ткани головного мозга. За счет этих изменений наблюдаются слуховые и зрительные галлюцинации, сравниваемые с шумом или звоном, а также вспышками яркого света . Как правило, возникновение подобных реакций организма обусловлено гиперкапнией или гипоксией, также это может быть воздействие эндорфинов с серотонином и некоторые другие факторы.

    В одном из своих исследований Кевин Нельсон из Центра околосмертных переживаний попытался выявить связь между осознанными сновидениями и предсмертными реакциями сознания человека. В результате выяснилось, что и тот и другой тип изменений переживаются человеком в тот момент, когда «логический центр», расположенный в коре головного мозга, активируется во время сна.

    Стоит отметить причины, способные привести человека к околосмертным переживаниям . Сюда относят такие клинические случаи как — остановка сердца, наступление смерти от полученного разряда электричества, потеря крови в большом объеме, анафилактический шок, кровоизлияние в мозг или инфаркт мозга, неудавшийся суицид, утопление, внезапная остановка дыхания, серьезная стадия депрессии и некоторые другие диагнозы.

    Таким образом, как мы видим, единого мнения по поводу существования души не находится и в науке . Также прискорбно осознавать то, что в медицинском сообществе практически не уделяется внимание изучению околосмертных переживаний, что замедляет процесс объективного исследования вопроса.

    Можно ли подготовить «душу» к смерти?


    Если разные религии, наряду с философией и наукой предлагают человечеству неоднозначный ответ по поводу того, что такое душа и продолжает ли она свое существование после человеческой смерти, то буддисты тем временем, вроде бы и не верящие в душу, — согласно древним учениям тибетцевпередают из поколения в поколение особую йогическую практику медитации. В ходе практики человек проходит настоящую подготовку к переносу сознания в момент смерти — в высшие миры , для воссоединения с мудростью самого Будды.

    Тибетская практика называется Пхова и выполнять её могут как последователи Будды, так и люди, не являющиеся буддистами . Интересно, что главным признаком того, что человек удачно прошел практику является, помимо внутреннего «переформатирования», и внешний признак – на макушке головы появляется ямочка, в некоторых случаях она еле заметна, в иных – выглядит как настоящая дырка в голове! Этот внешний признак необходим для того, чтобы сознание беспрепятственно покинуло тело.

    Изучая психофизиологическое воздействие древней буддийской практики на людей, японский ученый Хироси Мотояма выявил — очевидные физиологические изменения нервной системы , преобразование метаболизма и корректировку акупунктурных меридианов. Также обнаружилось, что во время Пхова происходит несравнимая ни с одним видом практики стимуляция такой части мозга как гипоталамус, кроме этого, в результате конкретной медитации приостанавливается стандартная мыслительная активность человека.

    Люди, прошедшие практику Пхова, как правило, не рассказывают о том, что представляет собой медитация и какие ощущения, и видения во время нее испытываются. Однако все они по тем или иным признакам дают понять, что после физической смерти тела — есть что-то еще . Для буддистов это выход в наивысшее пространство либо реинкарнация, людьми же непосвященными в учение Будды этот промежуточный момент воспринимается как некое странствие души.

    Есть ли жизнь после смерти?


    Возвращаясь к вопросу о том, есть ли жизнь после смерти, буддизм, а вместе с ним и иудаизм, принимая во внимание процесс перерождения человеческого сознания, дают понять, что умерев в одной «оболочке» ты тут же просыпаешься в другой. Хоть и не признанное до сих пор с точки зрения науки явление реинкарнации — довольно серьезно поддерживается не только в восточных религиях и учениях, но и в современном западном и американском обществе, правда, в основном, среди последователей азиатских традиций восприятия мира.

    Однако находятся и независимые, уважаемые в мире люди, которые считают, что и науке и человечеству необходимо обратить пристальное внимание на теорию перерождения.

    Например, — ученый, скептик, учредитель группы, разоблачающей ненаучные исследования Карл Саган в книге «Мир полный демонов» среди уймы пунктов парапсихологии выделил лишь три – достойные детального научного исследования, сюда вошла и тема реинкарнации. Вот, что заинтриговало в возможности перерождения сознания Карла Сагана:

    «…маленькие дети иногда сообщают о деталях прошлой жизни, которые после проверки оказываются точными, и о которых они не могли бы знать в любом случае кроме перевоплощения…»

    Также интересно и то, что в реинкарнацию верил успешный промышленник Генри Форд , который подтвердил это в своем интервью, состоявшемся еще в 1928 году. Вот, что говорил известный всему миру бизнесмен на счет перерождения:

    На самом деле, верить или не верить в то, что помимо тела в нас имеется еще и некая практически невесомая субстанция, называемая душой – дело личное для каждого человека. Также каждый решает для себя сам – существует жизнь после смерти или нет, существует ад или рай – или нет, существует возможность вырваться из цикла бесконечных перерождений или не существует…

    Все эти понятия, воззрения, учения, теории и факты, перемешанные с неподдающимися объяснениям историями людей, побывавших по ту сторону жизни – несмотря ни на что довольно субъективны. А если взять во внимание, что и религиозные измышления, и философские трактаты, и научные исследования чаще всего предстают пред нами всего навсего в виде слов – столь же невесомых и неосязаемых на весах, сколь и рассматриваемая здесь душа, то все эти беседы и бесчисленные опыты и вовсе можно обесценить.

    Но мы этого делать не станем. Потому что, подобно Генри Форду, хотели бы успокоить наконец-то свой ум однозначным ответом. Например, для меня он заключается в том, что душа есть, а смерти нет.

    А что думаете Вы про существование души? И есть ли жизнь после смерти по Вашему мнению?

    Каждый верующий хоть раз в жизни задумывается, что такое душа человека. Почему именно человеку дано мыслить, сострадать, чувствовать? Почему человек может творить?

    Какая «часть» нашего организма «отвечает» за эти способности? Душа – это реальность или поэтический символ? Она есть или её нет?

    Есть ли душа у человека

    Этим вопросом всерьез задавались средневековые философы и ученые-материалисты. Для православного христианина ответ очевиден. Конечно, есть!

    Только никто не может сказать, как именно она выглядит. Потому что душа – это бестелесная часть человеческой сущности, которая отличает род людской от других существ, живущих на земле.

    Душа человека – определение

    Описание души: созданная Богом, Творцом всего сущего, разумная, свободная и бессмертная субстанция, которая не является частью тела, а лишь находится в нем на время земной жизни.

    Феофан Затворник преподносит понятие о душе, как об источнике явлений, которые исходят от нее. Святой говорит, что душа это не проявление воли и силы некоего существа.

    Душа – главная сила человека, которая дает ему способность познать Любовь Божественную, понять и узреть величие Господа нашего. Она широкая и одновременно тонкая.

    Интересный факт: по-гречески этимология слов «душа» и «дыхание» сходна; оба они произошли от слова «дыхание».

    Единственная опасность для бестелесной, невидимой глазам и вечно существующей души – неведение Господа. Заземленная, лишенная крыльев Божественной Благодати, душа умирает, будучи «номинально» живой – становится черной. Ибо сказано в Писании: «Душа согрешающая, да умрет» (Иез.18:20).

    Что такое душа и дух человека

    Как душа дает человеку способность чувствовать, так дух наделяет его силой познать Бога. Святые Отцы называют дух высшей, сокровенной «душой души». Именно через дух в душу проникает Божественная благодать, сила Любви. Дух знает вся о душе, как мозг – о теле.

    Дух человеческий каждую секунду своего существования стремится расти, проникать в неведомые области, взбираться выше и выше по лестнице понимания и духовного роста. Сила духа влечет человека к познанию невидимого, вечного, Божественного, в противовес простым земным радостям и осязаемым вещам, предметам и понятиям.

    Дух роднит человека с Ангелами, как тело – с тварями земными. Люди, чей разум полностью сосредоточен на насущных проблемах и вопросах, ослабляют свой дух, заглушают его голос – но даже так не могут его уничтожить.

    Существует ли душа с научной точки зрения

    Ученые довольно долго пытались игнорировать вопрос, существует ли человеческая душа. Как оказалось сравнительно недавно – только для того, чтобы подтвердить ее существование и изучить свойства!

    Сегодня наличие у человека души подтверждают результаты множества исследований. К примеру, группа немецких психологов и медиков, собрав материал о пережитых околосмертных состояниях примерно 1000 человек разных конфессий, пола, возраста, взглядов на мир и жизнь, подтвердила существование жизни после смерти.

    Все испытуемые, за исключением некоторых незначительных подробностей, рассказывали одно и то же: за порогом смерти они ощутили, как выходят из тела и плывут по белому тоннелю к теплому и доброму свету.

    Когда у человека появляется душа

    Душа не имеет предвечного воплощения. Она зарождается в момент зачатия ребенка, растет и развивается вместе с его растущим телом.

    После рождения малыша, его душа знакомится с миром, растет, развивается, учится творить и… разрушать.

    А потом душа делает выбор: стремиться к свету, к Богу – или нет. И всю оставшуюся жизнь следует ему. После умирания физического тела, душа не переходит в другое, а предстает на Суд Божий, где получает награду и наказание соответственно деяниям своим.

    После всего вышеперечисленного душа направляется в Рай или ад до конца истории этого мира.

    Что такое неприкаянная душа

    Такие слова прочно вошли в наш лексикон. Неприкаянная душа - что же это значит? Душа, которая обречена на вечное существование без молитвенного заступничества, душа мятётся, страдает от растерянности.

    Это души людей, умерших и не успевших по разным причинам принять Таинство Святого Крещения. Неприкаянные души тычутся в закрытые двери и ставни небесных жилищ, нет им там места, они подобны бездомным, без кровли и приюта.

    Какая бывает душа у человека

    Святые Отцы уверяют, что душа человеческая состоит из трех сил: разума, чувств и воли. Разум, то есть часть, отвечающая за познание, мышление и выражение словами своего мнения по разным вопросам – главная часть души.

    «Миссия» разума, с которой он в незамутненном состоянии успешно справляется, — отличать добро от зла, познавать мир – и указывать силе желания (воле), в каком направлении действовать, кого считать друзьями, к чьему мнению прислушиваться.

    Эмоции – самая трудноуправляемая часть души, которая только тем и занимается, что портит «отношения» между волей и разумом, затрудняя духовный рост. Вот почему так важно следить за своими эмоциями, держать их под контролем.

    Заключение

    Человек – существо, единое в своей двойственности. Две его половинки, тело и душа, хоть и являются по сути своей автономными образованиями, но слиты воедино по воле Бога.

    В отличие от других Божьих творений, человек – иллюстрация закона равновесия, на котором держится видимый глазу, осязаемый материальный мир.

    Душа всегда считалась неотъемлемой частью человеческой природы. Различные направления в науке, философии, религии приписывали ей всевозможные, а иногда и диаметрально противоположные свойства. Существует эта часть или нет – до сих пор остается спорным вопросом.

    Определения души

    В психологии душа – это совокупность различных психических явлений, свойственных личности. В философии и религии под данным термином понимается бессмертная сущность, не имеющая материальной субстанции. Она обусловливает начало жизни, благодаря ней у человека есть воля, сознание, чувства. Все это называется сторонами души человека. Обычно она противопоставляется телу.

    Под душой также понимается бесплотное существо, которое остается после умирания физического тела человека. Согласно некоторым религиозным и этическим взглядам, душа есть и у животных.

    Душа в обыденном понимании

    Душа представляет собой живую часть психологического пространства человека. К ней относят чувства, эмоции, планы, желания, порывы, интересы. Как известно, душевный разговор всегда отличается теплотой. А творить что-либо с душой означает делать это заботливо, не лениться. Многие девушки любят поговорить об особенностях своей душевной жизни. Однако во многих случаях, если юная леди говорит о душе, можно предположить, что в действительности речь идет о ее теле. К примеру, если она говорит, что ее душа «стремится» к молодому обожателю, на самом деле речь идет о влиянии гормонов. А если «душа просит сладостей», речь опять-таки идет о теле.

    Мнение философии

    Практически все мудрецы древности стремились при помощи данного понятия выразить основное, сущностное начало, которое свойственно всему живому (а в некоторых случаях и неживому) миру. Вопрос о том, в чем заключается природа души, решался философами разных школ в зависимости от их принадлежности к одному из направлений – материалистическому или идеалистическому.


    Например, Демокрит полагал, что душа – это нематериальный вид вещества, содержащий в своем составе крайне подвижные атомы огня. Все явления внутренней, душевной жизни этот философ стремился объяснить при помощи физических явлений. Например, согласно его мнению, душа воспринимает внешний мир благодаря тому, что атомы, содержащиеся в ней, приводятся в движение атомами воздуха.

    Взгляд Аристотеля

    Более сложное представление о душе было развито Аристотелем. Один из самых известных его трактатов под названием «О душе» представлял собой своего рода первое специальное психологическое исследование. В течение многих столетий оно оставалось основным руководством по психологии. А Аристотель и сегодня по праву считается одним из влиятельнейших основателей психологической науки (как и ряда других областей знания).

    Философ не считал душу всего лишь веществом. Но, с другой стороны, он и не стремился рассматривать ее в полном отрыве от материального, подобно представителям других современных ему учений. Он писал о том, что душа – это сущность, облаченная в форму естественного тела, которое обладает возможностью физической жизни.

    В иудаизме

    Верят в существование души и в иудаизме. Согласно Талмуду, душа – это независимая от физического тела сущность. Это та часть человека, которая обладает непосредственной связью со Всевышним. По своей природе она непорочна. Все плохое в людях обусловлено наличием существующего наряду с положительным отрицательного начала. Душа делает тело одухотворенным. Именно она управляет им. Точно так же, как Всевышний наполняет окружающий мир и остается невидимым, душа наполняет собой физическое тело.


    Идеи о загробной жизни евреев отчасти похожи на буддийские, а также на древние верования египтян (откуда, возможно, были заимствованы эти представления). Согласно этим идеям, душа человека вечна. А грешные души снова и снова возвращаются на землю, чтобы проходить круг перерождения. Происходит это до тех пор, пока не достигнется полное совершенство.

    В христианстве

    Согласно христианскому мировоззрению, душа – это реальность. Большая часть всевозможных направлений христианства трактует душу как высшую нематериальную сущность человека, носитель разума, эмоций, а также воли. После того как физическое тело умирает, она продолжает существовать. А дальнейшая судьба души определяется ее действиями на протяжении земной жизни. Бессмертие - важнейшее свойство души человека в христианстве. Попадет ли душа в рай или ад, определяется на Божьем суде. Помимо этого, в римско-католической церкви имеется также и учение о чистилище.


    В буддизме

    Одной из центральных идей во многих направлениях буддизма является Анатма-вада. Данная концепция отрицает абсолютное «Я», или «Атман». Будда отрицает существование целостной души у человека. Люди состоят из различных элементов – материального тела, нематериального разума, а также бесформенного сознания. Природу человека Будда сравнивает с колесницей, состоящей из колес, осей, оглоблей и пр. Поэтому можно сказать о том, что понятие души в буддизме отсутствует. Когда такая «колесница» распадается, человек прекращает существовать.

    Тибетские представления

    Согласно тибетской Книге Мертвых (Бардо Тодол), душа человека является реальностью. После смерти она попадает в туннель, расположенный внутри особой серебряной нити. Она связывает человека с богом. У темной души нить очень тонкая. Если человек на протяжении многих воплощений творил зло, то Высшие силы лишают его связи с Богом. У грешника изымается Божья искра, и он уже не имеет шансов на возобновление связи с высшим миром. Его дух становится полностью черным.


    Если у светлого духа нить, связующая ее со Всевышним, прочна, то у темной души она постоянно истончается. Серебряная нить, согласно Бардо Тодол, может восстановиться по желанию человека. Если человек искренне раскаивается в плохих поступках и стремится стать лучше, его связь с вышним миром упрочняется.

    Существуют ли люди без души?

    В православии считается, что личность лишается духовного начала в том случае, когда она окончательно выбирает грех. При этом как таковой смерти духа не существует – есть только вечные мучения. Смысл же человеческой жизни состоит в том, чтобы сделать душу живой, приблизить ее к Богу.

    Согласно Каббале, человек который развивает духовную сторону своей жизни правильным образом, исправляет свои желания, постепенно начинает ощущать новую реальность. Когда он устремляется к духовности, истинному постижению смысла вещей, ему открываются причины тех событий, которые с ним происходят. Иными словами, у человека нет души до тех пор, пока он сам в себе ее не разовьет. Процесс этот подобен выращиванию растения из семени – так учат сторонники Каббалы.


    Так или иначе, люди без души – это те, кто не живут, а всего лишь существуют. Их внутренний мир лишен любви. Родиться таким человек не может. Процесс формирования «Я» личности происходит во время взаимодействия с миром. Иными словами, человек утрачивает себя постепенно, в результате негативного воздействия внешних факторов, а также и собственной реакции на эти факторы. Поэтому о тех людях, которые по причине несчастий и страданий стали черствыми, безэмоциональными, и говорят, что у них нет души.

    Добрая душа: основные качества

    Если негативного человека определить достаточно просто, то какими же свойствами обладают люди противоположного склада? Как правило, такие личности тоже всегда заметны. Но в некоторых случаях добрая душа человека раскрывается только в процессе общения с ним. Такие люди обладают следующими качествами: добросовестность, милосердие, любовь, способность к состраданию, преданность. У них имеется обостренное чувство справедливости. Они отзывчивы и никогда не пройдут мимо чужой беды. Также добрый человек не станет лгать. Еще одно его качество – это трудолюбие.

    Эксперименты американских ученых

    Ученые из США решили провести опыты, результаты которых позволили бы судить о наличии или отсутствии у человека бессмертной души. Эксперименты были простыми. На потолке в операционной палате размещались различные рисунки. Если во время умирания сознание человека действительно продолжает функционировать, то люди должны были видеть, что на них изображено.


    Ученые слабо верили, что результат опытов может быть положительным. И они оказались правы. Результаты показали, что описания «увиденного» больными во время клинической смерти представляли собой не более чем галлюцинацию, спровоцированную умиранием нейронов.

    Мнение профессора неврологии К. Нельсона

    Данные опыты позволили сделать вывод о том, что представления о загробной жизни все же являются мифом. Ранее профессор неврологии К. Нельсон, проводивший исследования в университете Лексингтона в штате Кентукки, пришел к выводу о том, что больные, находящиеся в состоянии комы, не способны отличить реальность от видений и галлюцинаций. Исследователь пишет: «Чувство окруженности белым светом является следствием деятельности глаз во время фазы быстрого сна». Ученый также подчеркивает, что очень сильное мышечное расслабление приводит больного к чувству, что он умер. Помимо этого, кома способствует возникновению чувства нахождения вне собственного тела.

    Исследования ученых из Британии

    А другим ученым на вопрос о том, есть ли душа у человека, удалось получить утвердительный ответ. Масштабный эксперимент проходил под чутким руководством реаниматолога С. Парниа. Из 2060 больных, которые попали в поле зрения медиков, выжить удалось 330. Более 40 % из этих людей сообщали о том, что даже после смерти у них сохранялась способность воспринимать окружающую реальность. 140 человек говорили о том, что при этом они отчасти были в сознании. Однако 39 % опрошенных не могли вспомнить конкретных воспоминаний. Парниа утверждает: нельзя сказать однозначно о том, что происходит после смерти с сознанием. Однако нет сомнений, что оно никуда не исчезает.

    Например, один из больных (возраст 57 лет) сообщил о том, что вышел из тела и три минуты наблюдал за тем, как врачи проводят реанимационные процедуры. Он детально описал действия медиков и то, какие звуки при этом издавала специальная техника, которой проводились манипуляции.


    Парниа пишет о том, что сознание в этом случае присутствует еще в течение трех минут после остановки сердца, притом что обычно оно отключается максимум через полминуты. Это одно из важнейших свидетельств в пользу существования души. Ученый подчеркивает: после того, как физическое тело человека прекращает функционировать, каким-то неведомым образом его сознание все еще действует. Человек сохраняет способность воспринимать окружающий мир, что заставляет ученых поверить в бессмертие души.

    Вряд ли в ближайшем будущем людям удастся полностью разгадать тайну человеческого духа. Однако эта интрига продолжает волновать ученых, религиозных деятелей и простых людей. Возможно, неведомые силы позволят человечеству раскрыть тайну души после того, как он сможет достичь внутренней гармонии и совершенства.

    По-гречески слово «душа» (psyche – от psykhein – «дуть, дышать») означало самую жизнь человека. Значение этого слова близко к значению слова «pneuma» («дух», spirit), означающее «дыхание», «дуновение».

    Тело, которое больше не дышит, – мертво. В Книге Бытия именно вдунул жизнь в Адама:

    «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Бытие, 2:7).

    Душа не есть что-то материальное, вещественное, видимое. Это совокупность всех наших чувств, мыслей, желаний, стремлений, порывов сердца, нашего разума, сознания, свободной воли, нашей совести, дара веры в Бога. Душа бессмертна. Душа – это бесценный дар Божий, полученный от Бога исключительно по любви Его к людям. Если бы человек и не знал из Священного Писания, что, кроме тела, он имеет еще душу, то при одном уже только внимательном отношении к себе и окружающему миру, он мог бы понять, что присущие только ему: разум, сознание, совесть, вера в Бога, все то, что отличает его от животного, составляет его душу.

    Нередко в жизни наблюдается, что люди, здоровые и обеспеченные, не могут найти полного удовлетворения в жизни, и, наоборот, люди, изможденные болезнями, полны благодушия и внутренней духовной радости. Эти наблюдения нам говорят о том, что, кроме тела, в каждом человеке есть душа. И душа и тело живут своими жизнями.

    Именно душа делает всех людей равными перед Богом. И мужчине, и женщине даны Богом при творении одинаковые души. Душа, которую дал людям Господь, носит в себе образ и подобие Божие .

    Бог – вечен, Он не имеет ни начала ни конца Своему Бытию. Наша душа, хотя и имеет начало своему существованию, но она не знает конца, она бессмертна.
    Бог наш есть Бог Всемогущий. И человека Бог наделил чертами могущества; человек – хозяин природы, он владеет многими тайнами природы, он покоряет себе воздух и другие стихии.

    Душа сближает нас с Богом. Она Нерукотворный , предназначенный быть жилищем для Духа Божия. Она является местом обитания в нас Духа Божия. И в этом ее высочайшее достоинство. В этом ее особая честь, предназначенная ей Богом. Даже чистым и безгрешным не дано этой чести. Не о них сказано, что они являются Храмом Духа Святаго, а о человеческой душе.
    Человек не рождается готовым храмом Божиим.

    И при крещении человека она одевается в белоснежные одежды, которые обычно в течение жизни загрязняются грехами. Нельзя забывать, что наша духовная природа так устроена, что все мысли, чувства, желания, все движения нашего духа тесно связаны между собой. И грех, попадая в сердце, даже когда еще и не совершен, а только пришла мысль о нем, а потом уже и через действие, сразу налагает свою печать на все стороны нашей духовной деятельности. И добро, вступая в борьбу со злом, проникшим в нас, начинает слабеть и тускнеть.
    Очищается душа слезным покаянием. И это необходимо, ибо она есть Храм Святаго Духа. А Дух Святой может обитать только в чистой храмине. Очищенная же от грехов душа представляет собой невесту Божию, наследницу рая, собеседницу Ангелов. Она становится царицей, исполненной благодатных дарований и милостей Божиих.

    Из книги архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

    Когда св. Григорий писал о душе, он начал с апофатического подхода, признавая с самого начала, что душа принадлежит, как и сам Господь, к области непознаваемого с помощью одного только разума. Вопрос «Зачем я живу?» требует тишины и молчания.

    Когда Святые Отцы говорили о разуме по отношению к душе, они называли его «nous» (термин, введенный Платоном для обозначения Высшего Разума. «Nous» - это проявление божественного сознания в человеке – прим. ред.). То, что это слово считается синонимом к слову «интеллект» - часть печальной истории утраты понимания нами значения этого понятия. Nous, конечно, тоже разумеет и воспринимает, но совсем не так, как интеллект.

    Происхождение души

    Происхождение души каждого отдельного человека не раскрыто вполне в слове Божием, как “тайна, ведомая одному Богу” (св. Кирилл Александрийский), и Церковь не предлагает нам строго определенного учения об этом предмете. Она решительно отвергла только взгляд Оригена, унаследованный из философии Платона, о предсуществовании душ, согласно коему души приходят на землю из горного мира. Это учение Оригена и оригенистов осуждено Пятым вселенским собором.

    Однако данное соборное определение не устанавливает: творится ли душа от душ родителей человека, и в этом только общем смысле составляет новое творение Божие, или же каждая душа непосредственно отдельно творится Богом, соединяясь затем в определенный момент с образующимся или образовавшимся телом? По взгляду одних Отцов Церкви (Климент Александрийский, Иоанн Златоуст, Ефрем Сирин, Феодорит), каждая душа отдельно творится Богом, причем некоторые приурочивают соединение ее с телом к сороковому дню образования тела. (К точке зрения отдельного творения каждой души решительно склонилось римо-католическое богословие; она догматически проводится и в некоторых папских буллах; папа Александр 7 связал с этим взглядом учение о непорочном зачатии Пресвятой Девы Марии). - По взгляду других учителей и Отцов Церкви (Тертуллиана, Григория Богослова, Григория Нисского, преп. Макария, Анастасия Пресвитера), о субстанции, душа и тело, одновременно получают свое начало и совершенствуются: душа творится от душ родителей, как тело от тел родителей. Таким образом, “творение здесь понимается в широком смысле, как участие творческой силы Божией, присущей и необходимой всюду для всякой жизни. Основанием для этого взгляда служит то, что в лице праотца Адама Бог сотворил род человеческий: “от одной крови Он произвел весь род человеческий ” (Деян. 17:26). Отсюда следует, что в Адаме потенциально даны душа и тело каждого человека. Но Божие определение осуществляется так, что и тело и душа творятся, созидаются Богом , ибо Бог все содержит в своей руке, “Сам дая всю жизнь и дыхание, и все ” (Деян. 17:25). Бог, создав, созидает.

    Св. Григорий Богослов говорит: “Как тело, первоначально сотворенное в нас из персти, сделалось впоследствии потомком человеческих тел и от первозданного корня не прекращается, в одном человеке заключая других: так и душа, вдохнутая Богом, с сего времени сопривходит в образуемый состав человека, рождаясь вновь, из первоначального семени (очевидно, по мысли Григория Богослова, семени духовного) уделяемая многим, и в смертных членах всегда сохраняя постоянный образ… Как дыхание в музыкальной трубе в зависимости от толщины трубы производит звуки, так и душа, оказывающаяся бессильной в немощном составе, появляется в составе укрепившимся и обнаруживает тогда весь свой ум” (Григорий Богослов, слово 7, О душе). Таков же взгляд и Григория Нисского.

    О. Иоанн Кронштадтский в своем Дневнике рассуждает так: “Что такое души человеческие? Это одна и та же душа или одно и то же дыхание Божие, которое Бог вдохнул в Адама, которое от Адама и доселе распространяется на весь род человеческий. Все люди, поэтому все равно, что один человек или одно древо человечества. Отсюда заповедь самая естественная, основанная на единстве нашей природы: “Возлюби Господа Бога твоего (Первообраз твой, Отца твоего) всем сердцем твоим и всею душою твоей, и всем разумением твоим. Возлюби ближнего твоего (ибо кто ближе ко мне подобного мне, единокровного мне человека), как самого себя “. Естественная необходимость исполнять эти заповеди” (Моя жизнь во Христе).

    Из книги протопресвитера Михаила Помазанского

    Душа, дух и тело: как они соотносятся в православии?

    Душа, не являясь «частью» человека, есть выражение и проявление целостности нашей личности, если смотреть на нее под особым углом зрения. Тело также является выражением нашей личности, в том смысле, что хотя тело и отличается от души, оно дополняет ее, а не противопоставлено ей. «Душа» и «тело», таким образом, только два способа отобразить энергии единого и нераздельного целого. Взгляд настоящего христианина на человеческую природу всегда должен быть целостным.

    Иоанн Лествичник (VII век) говорит о том же самом, когда в недоумении описывает свое тело:

    «Оно – мой союзник и мой враг, мой помощник и мой противник, защитник и изменник… Что за загадка такая во мне? По какому закону душа соединена с телом? Как можно быть одновременно и своим другом, и своим недругом?»

    Однако если мы чувствуем в себе это противоречие, эту борьбу между душой и телом, то вовсе не потому, что Бог создал нас такими, а потому, что мы живем в падшем мире, подверженном влиянию греха. Бог со Своей стороны сотворил человека как нераздельное единство; а мы через нашу греховность нарушили это единство, хотя полностью и не разрушили его.

    Когда апостол Павел говорит о «сем теле смерти» (Рим 7:24), он имеет в виду наше падшее состояние; когда он говорит: «…тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа… Посему прославляйте Бога и в телах ваших» (1Кор 6:19-20), он говорит о первозданном, сотворенном Богом теле человека и о том, каким оно станет, спасенное, восстановленное Христом.

    Также и Иоанн Лествичник, когда называет тело «врагом», «неприятелем» и «предателем», имеет в виду его нынешнее падшее состояние; а когда называет его «союзником», «помощником» и «другом», обращается к его истинному, естественному состоянию до грехопадения или после восстановления.

    И когда мы читаем Писание или творения Святых отцов, нам следует каждое высказывание об отношениях души и тела рассматривать в его контексте, с учетом этого важнейшего различия. И как бы остро мы ни ощущали это внутреннее противоречие между физическими и духовными потребностями, никогда не следует забывать о принципиальной целостности нашей личности, сотворенной по образу Божьему. Наша человеческая природа сложна, но она едина в своей сложности. В нас есть различные стороны или склонности, но это есть разнообразие в единстве.

    Истинный характер нашей человеческой личности, как сложной целостности, разнообразия в единстве, прекрасно выразил святой Григорий Богослов (329-390). Он различал два уровня творения: духовный и материальный. Ангелы относятся только к духовному или нематериальному уровню; хотя многие Святые Отцы считают, что только Бог абсолютно нематериален; ангелов, по сравнению с другими творениями, все же можно назвать относительно «бестелесными» (asomatoi ).

    Как говорит Григорий Богослов, каждый из нас есть «земной и в то же время небесный, временный и в то же время вечный, видимый и невидимый, стоящий на середине пути между величием и ничтожностью, одно и то же существо, но и плоть, и дух». В этом смысле каждый из нас есть «второй космос, огромная вселенная внутри маленькой»; внутри нас содержится разнообразие и сложность всего творения.

    Святой Григорий Палама пишет о том же: «Тело, раз отвергнувшись желаний плоти, уже не тянет душу вниз, но воспаряет вместе с ней, и человек всецело становится духом» . Только если мы одухотворим наше тело (ни в коем случае не дематериализуя его), мы сможем одухотворить все творение (не дематериализуя его). Только приняв человеческую личность как единое целое, как нераздельное единство души и тела, мы сможем выполнить нашу посредническую миссию.

    По замыслу Создателя тело должно подчиняться Душе, а душа духу. Или, иными словами, душа должна служить рабочим органом для духа, а тело предназначено осуществлять деятельность души. У неповрежденного грехом человека именно так и происходило: Божественный голос раздавался в самом святилище духа, человек понимал этот голос, сочувствовал ему, желал исполнить его указание (то есть волю Божию) и исполнял ее делом при посредстве своего тела. Так и ныне, чаще всего поступает человек, обучившийся с Божией помощью всегда руководствоваться голосом христианской совести, способной верно различать добро и зло, восстановивший тем самым в себе образ Божий.

    Такой восстановленный человек внутренне целен, или, как говорят еще о нем, целеустремлен или целомудрен. (Во всех словах один корень – целый , тот же корень и в слове “исцеление”. Такой человек, как образ Божий, исцелен.) В нем нет внутреннего разлада. Совесть возвещает волю Божию, сердце ей сочувствует, ум обдумывает средства к ее осуществлению, воля желает и добивается, тело без страха и ропота подчиняется воле. И по совершении действий совесть же доставляет человеку утешение на его нравственно-верном пути.

    Но грех извратил этот правильный порядок. И едва ли в этой жизни возможно встретить человека, живущего всегда целомудренно, цельно, по совести. У человека, не перерожденного Божией благодатию в аскетическом подвижничестве, весь состав его действует вразнобой. Совесть иногда пытается вставить свое слово, но гораздо громче раздается голос душевных желаний, ориентированных большей частью на плотские потребности, к тому же нередко излишние и даже извращенные. Ум устремлен к земным расчетам, а чаще и вовсе отключен и довольствуется лишь поступающей внешней информацией. Сердце руководится непостоянными сочувствиями, тоже греховными. Сам человек толком не знает, для чего он живет, а следовательно, и чего он хочет. И во всей этой разноголосице не поймешь, кто же командир. Скорее всего – тело, ибо его потребности большей частью стоят на первом месте. Телу подчинена душа, а на последнем месте оказываются дух и совесть. Но поскольку такой порядок явно не естествен, то он постоянно нарушается, и вместо цельности в человеке идет непрерывная внутренняя борьба, плодом которой является постоянное греховное страдание.

    Бессмертие души

    Когда человек умирает, одна, низшая его составляющая (тело) «превращается» в бездушную материю и предается своему обладателю, матери-земле. А затем разлагается, становясь костями и прахом, пока не исчезнет совершенно (то, что происходит с бессловесными животными, пресмыкающимися, птицами и т.д.).

    Но другая, высшая составляющая (душа), дававшая жизнь телу, та, что думала, творила, верила в Бога, не становится бездушным веществом. Она не исчезает, не рассеивается, как дым (потому что бессмертна), но переходит, обновленная, в иную жизнь.

    Вера в бессмертие души нераздельна с религией вообще и тем более составляет один из основных предметов веры христианской.

    Она не могла быть чуждой и . Ее выражают слова Екклесиаста: “И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его ” (Еккл. 12:7). Весь рассказ третьей главы Бытия - со словами Божия предостережения: “если вкусите от древа познания добра и зла, то смертью умрете - есть ответ на вопрос о явлении смерти в мире и, таким образом, он сам по себе является выражением идеи бессмертия. Мысль, что человек предназначен был к бессмертию, что бессмертие возможно, содержится в словах Евы: “…только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть ” (Быт. 3:3).

    Освобождение из ада, бывшее предметом надежды в Ветхом Завете, стало достижением в Новом Завете . Сын Божий “нисходил прежде в преисподние места земли “, ” плен пленил ” (Ефес. 4:8-9). В прощальной беседе с учениками Господь сказал им, что Он идет приготовить место им, чтобы они были там, где Он Сам будет (Иоан. 14:2-3); и разбойнику изрек: “ныне же будешь со мною в раю ” (Лук. 23:43).

    В Новом Завете бессмертие души является предметом более совершенного откровения, составляя одну из основных частей собственно христианской веры, одушевляющую христианина, наполняющую его душу радостной надеждой жизни вечной в царствии Сына Божия. “Ибо для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение…, имею желание разрешиться и быть с Христом ” (Филип. 1:21-23). “Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворный, вечный. Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище ” (2 Кор. 5:1-2).

    Само собою разумеется, что св. Отцы и учители Церкви единогласно проповедовали бессмертие души, с тем только различием, что одни признавали ее бессмертной по естеству, другие же - большинство - бессмертной по благодати Божией: “Бог хочет, чтобы она (душа) жила” (св. Иустин Мученик); “душа бессмертна по благодати Бога, Который делает ее бессмертною” (Кирилл Иерусалимский и др.). Отцы Церкви этим подчеркивают разницу между бессмертием человека и бессмертием Бога, Который бессмертен по существу Своей природы и потому есть “единый имеющий бессмертие ” по Писанию (Тим. 6:16).

    Наблюдение показывает, что вера в бессмертие души всегда внутренне нераздельна с верою в Бога настолько, что степень первой определяется степенью последней. Чем живее в ком бывает вера в Бога, тем тверже и несомненнее оттого вера в бессмертие души. И наоборот, чем слабее и безжизненно, кто верит в Бога, тем с большим колебанием и большим сомнением он подходит и к истине бессмертия души. А кто совсем теряет или заглушает в себе веру в Бога, тот обыкновенно перестает вовсе верить в бессмертие души или в будущую жизнь. Это и понятно. Силу веры человек получает от Самого Источника Жизни, и если он прерывает связь с Источником, то он теряет этот поток живой силы, и тогда никакие разумные доказательства и убеждения не в состоянии влить в человека силу веры.

    По праву можно сказать, что в Церкви Православной, Восточной, сознание бессмертия души занимает должное, центральное место в системе учения и в жизни Церкви. Дух церковного устава, содержание богослужебных чинов и отдельных молитвословий поддерживают и оживляют в верующих это сознание, веру в загробную жизнь душ наших близких усопших и в наше личное бессмертие. Эта вера ложится светлым лучом на все жизненное дело православного христианина.

    Силы души

    «Силы души, - пишет св. Иоанн Дамаскин, - разделяются на разумную силу и неразумную. Сила неразумная имеет две части: …жизненную силу и часть, подразделяющуюся на раздражительную и вожделевательную». Но так как деятельность силы жизненной - растительно-животное питание тела - проявляется только чувственно и совершенно бессознательно, а поэтому не входит в учение о душе, то остается в учении о душе нашей рассматривать следующие силы ее: словесно-разумную, раздражительную и вожделевательную. На эти три силы и указывают св. отцы Церкви и эти именно силы признают главными в душе нашей. «В душе нашей, - утверждает св. Григорий Нисский, - усматриваются по первоначальному разделению три силы: сила ума, сила вожделения и сила раздражения» . Такое учение о трех силах души нашей мы находим в творениях св. отцов Церкви почти всех веков.

    Эти три силы должны быть обращены к Богу. Именно таково их естественное состояние. По словам аввы Дорофея, который соглашается здесь с Евагрием, «разумная душа тогда действует по естеству, когда вожделевательная часть ее желает добродетели, раздражительная подвизается о ней, а разумная предается созерцанию сотворенного» (Авва Дорофей. С.200). А преподобный фалассий пишет, что «отличительною чертою разумной части души должно служить упражнение в познании Бога, а желательной – любовь и воздержание» (Добр. Т.3. С.299). Николай Кавасила, затрагивая тот же вопрос, соглашается с упомянутыми отцами и говорит, что человеческое естество создано для нового человека. Мы получили «мышление (λογισμό), чтобы познавать Христа, а желание – чтобы стремиться к Нему, и приобрели память, чтобы нести Его в ней», ибо Христос является первообразом людей.

    Похоть и гнев составляют так называемую страстную часть души, разум же – разумную. В разумной части души падшего человека господствует гордость, в вожделевательной – главным образом плотские прегрешения, а в раздражительной – страсти ненависти, гнева, памятозлобия.

    • Разумная

    Человеческий ум находится в постоянном движении. Разные мысли приходят в него или рождаются в нем. Ум не может оставаться вполне праздным или замкнутым в себе. Он требует себе внешних раздражителей или впечатлений. Человеку хочется получать информацию об окружающем мipe. Это потребность разумной части души, притом самая простая. Более высокая потребность нашего разума – тяга к размышлению и анализу, свойственная кому-то в большей, а кому-то в меньшей мере.

    • Раздражительная

    Выражается в тяге к самопроявлению. Впервые просыпается она еще у ребенка вместе с первыми словами: “я сам” (в смысле: сам сделаю то или другое). В общем, это естественная потребность человека – не быть чьим-то чужим орудием или автоматом, а принимать решения самостоятельные. Наши желания, будучи поражены грехом, требуют наибольшей воспитательной работы, чтобы быть направленными на добро, а не на зло.

    • Вожделевательная

    Чувствительная (эмоциональная) сторона души требует и для себя свойственных ей впечатлений. Это, в первую очередь, эстетические запросы: созерцать, слушать что-нибудь красивое в природе или в человеческом творчестве. У некоторых же художественно-одаренных натур возникает потребность и к творчеству в мipe прекрасного: неодолимая тяга рисовать, лепить или петь. Более высокое проявление чувствительной стороны души – сопереживание радости и горя других людей. Есть и иные сердечные движения.

    Образ Божий в человеке

    Священный писатель о сотворении человека повествует:

    “И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и подобию… И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их” (Быт. 1:26-27).

    В чем же состоит в нас образ Божий? Церковное учение внушает нам только, что человек вообще сотворен “по образу, “но какая именно часть нашей природы являет в себе этот образ, не указывает. Отцы и Учителя Церкви по-разному отвечали на этот вопрос: одни видят его в разуме, другие в свободной воле, третьи в бессмертии. Если соединить их мысли, то получается полное представление, что такое образ Божий в человеке по наставлению св. Отцов.

    Прежде всего, образ Божий нужно видеть только в душе, а не в теле. Бог, по природе Своей, есть чистейший Дух, не облеченный никаким телом и непричастный никакой вещественности. Поэтому понятие образа Божия может относиться только к невещественной душе: это предупреждение считают нужным сделать многие Отцы Церкви.

    Человек носит образ Божий в высших свойствах души, особенно, в ее бессмертии, в свободной воле, в разуме, в способности к чистой бескорыстной любви.

    1. Вечный Бог наделил человека бессмертием его души, хотя душа бессмертна не по самой природе своей, а по благости Божией.
    2. Бог совершенно свободен в Своих действиях. И человеку он дал свободную волю и способность в известных рамках к свободным действиям.
    3. Бог премудр. И человек наделен разумом, способным не ограничиваться только земными, животными потребностями и видимой стороной вещей, а проникать в их глубину, познавать и объяснять их внутренний смысл; разумом, способным подняться к невидимому и устремиться своей мыслью к Самому виновнику всего существующего - к Богу. Разум человека делает сознательной и подлинно свободной его волю, потому что он может выбирать для себя не то, к чему влечет его низшая его природа, а то, что соответствует его высшему достоинству.
    4. Бог создал человека по Своей благости и никогда не оставлял и не оставляет его Своей любовью. И человек, получивший душу от вдохновения Божия, стремится, как к чему то, к себе родственному, к верховному своему Началу, к Богу, ища и жаждая единения с Ним, на что отчасти указывает возвышенное и прямое положение его тела и обращенный вверх, к небу, его взор. Таким образом, стремление и любовь к Богу выражают образ Божий в человеке.

    Обобщая, можно сказать, что все добрые и благородные свойства и способности души являются таким выражением образа Божия.

    Есть ли различие между образом и подобием Божиим? Большая часть свв. Отцов и учителей Церкви отвечает, что есть. Они видят образ Божий в самой природе души, а подобие - в нравственном совершенствовании человека, в добродетели и святости, в достижении даров Святого Духа. Следовательно, образ Божий получаем мы от Бога вместе с бытием, а подобие должны приобретать сами, получивши к тому от Бога только возможность. Стать “по подобию” зависит от нашей воли и приобретается посредством соответствующей нашей деятельности. Потому о “совете” Божием и сказано: “сотворим по образу Нашему и по подобию”, а о самом действии творения: “по образу Божию сотворил его”, рассуждает св. Григорий Нисский: “советом” Божиим дана нам возможность быть “по подобию”.



    THE BELL

    Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
    Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
    Email
    Имя
    Фамилия
    Как вы хотите читать The Bell
    Без спама