THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама
































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Используемые сюжеты:

  • “Октябрь. Листопад”;
  • “Октябрь. Золотая осень
  • “Сентябрь. Разноцветная осень” Из диска: “ Двенадцать месяцев. Осень”

Технологии:

  • Дифференцированное обучение.
  • ИКТ-технологии
  • Работа в группах

Цели урока

Расширить и уточнить представления детей об осенних изменениях в жизни растений.

Учить учащихся наблюдать за природой.

Продолжить работу по формированию умений анализировать, сравнивать и выделять существенные признаки, находить причинно – следственные связи, обобщать и систематизировать наблюдения.

Развивать мышление, наблюдательность, речь.

Развивать умения ориентироваться на местности: знать названия окружающих деревьев, трав.

Воспитывать у учащихся любознательность, любовь к природе, взаимопонимание, взаимовыручку, уважительное отношение друг к другу.

Развивать эмоциональное восприятие осенней природы, воспитывать эстетические чувства.

Оборудование: проектор, экран, у учащихся зелёный и красный карандаши, кленовые листья – жетоны, маршрутные листы по количеству учащихся, таблички для 4 групп с причинами и следствиями изменения окраски листьев, карточки с вопросами для д/з, Парты расставлены попарно для 4 групп

Ход урока

1. Организационный момент СЛАЙД 1

2. Актуализация темы урока

У: - Сегодня мы превратимся в исследователей и отправимся в путешествие по нашей местности, во время которого вы покажете свои знания и умения использовать их на практике. Часть заданий вам нужно будет выполнить командой, поэтому давайте вспомним правила поведения при работе в группах. В каждой группе есть консультанты, которые будут руководить работой группы, оценивать правильность ваших действий и вашу активность. За каждый правильный ответ вы получите кленовый листок. Та команда, которая соберет большой букет из листьев и будет победительницей в нашей игре-путешествии. Итак, в путь!

Для сегодняшнего урока ребята приготовили стихи. (По одному человеку от группы) Послушайте их и постарайтесь определить тему урока. СЛАЙДЫ 2-5.

Просмотр сюжета: “Октябрь. Золотая осень”

Жёлтой краской кто-то
Выкрасил леса,
Стали отчего-то
Ниже небеса,
Ярче запылали
Кисточки рябин.
Все цветы увяли,
Лишь свежа полынь.
Я спросил у папы:
- Что случилось вдруг?
И ответил папа:
- Это осень, друг.
Наталия Антонова

Опустел скворечник,
Улетели птицы,
Листьям на деревьях
Тоже не сидится.
Целый день сегодня
Все летят, летят...
Видно, тоже в Африку
Улететь хотят.
Ирина Токмакова

Осенний трогая
Огонь,
Тянул я вверх
Свою ладонь.
Пожару осени,
Как другу,
Пожал
Пылающую
Руку.
Я пробирался,
Как во сне,
Сквозь заросли
Дождя
В огне.
Осталась
Память
У меня -
Букет oдин
Того
Огня.
Семен Островский

Кто догадался о чём пойдет речь на уроке? СЛАЙД 6

В чём заключается главная причина всех осенних изменений в природе?

3. Минутка календаря.

У. – Ребята, проведем минутку календаря погоды. Дайте характеристику погодных условий сегодня. СЛАЙД 7

О каких изменениях в природе говорят, проводя наблюдения над погодой.

У. – Какой день, по вашим наблюдениям, был самым холодным на этой неделе?

  • Какой день был самым теплым?
  • Что удивило вас в природе за неделю?
  • Объясните эти народные пословицы: СЛАЙД 8

Сентябрь кафтан с плеч срывает, тулуп надевает.

Октябрь – месяц близкой пороши.

Ноябрь – сентябрёв внук, октябрёв сын, зиме – родной батюшка.

У. - Какие вы знаете народные приметы об осенних месяцах?

На что обращают внимание все народные приметы? (на связь неживой и живой природы)

4. Планирование работы на уроке.

Мы превращаемся с вами в исследователей. И будем изучать одно из самых удивительных осенних изменений – изменения в жизни растений. На доске я выписала вопросы, на которые сейчас нам надо найти ответы. СЛАЙД 9.

Почему у хвойных деревьев нет листопада?

Что происходит осенью с травянистыми растениями?

Почему начинается листопад?

Почему происходит изменение окраски листьев осенью?

Просмотр сюжета: “Октябрь. Листопад”

Попробуйте их расположить в логической последовательности, чтобы получился план работы на уроке. Поработайте в группах.

Ученики обсуждают задание и приступают к обсуждению последовательности изучения темы. Приводят доводы и аргументы, отстаивают свою точку зрения.

У. – Я благодарю вас, ребята, самым последовательным мы признаем план, который записан в маршрутных листах. Я каждому раздаю такой лист. Внимательно рассмотрите его. СЛАЙД 10.

У. – Если вы получите ответ на данный вопрос и вам всё понятно, закрасьте квадратик зеленым цветом, если у Вас есть вопросы и что-то осталось непонятным, то красным.

Исследовательская работа непростая и мы должны настроиться на это, подготовиться к ней.

5. Физкультминутка для глаз . СЛАЙД 11

6. Изучение нового материала

У. – Какую примету осени описал Иван Бунин в стихотворении? СЛАЙД 12.

ЛИСТОПАД

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.

У. – Первой яркой приметой осенних изменений в жизни растений является изменение окраски листьев.

У. – Мы проводили наблюдения к сегодняшнему уроку на экскурсии:

  • Что изменяется в жизни растений осенью?
  • У каких деревьев листва краснеет, а у каких желтеет?
  • Какого цвета листва сирени осенью?
  • У какого дерева листва желтеет первой?
  • Как вы думаете, почему осенью меняется окраска листьев?
  • Где найти правильный ответ на этот вопрос?

Давайте обратимся к с.46 учебника, которая поможет узнать почему листья меняют цвет. (Читаем первый абзац).

У. – Теперь я предлагаю вам поработать в группах и расположить таблички по порядку. (Причины и следствия изменения окраски листьев: хлорофилл окрашивает листья в зелёный цвет; света и тепла становится меньше; разрушение хлорофилла; изменение окраски листьев). Проверим. СЛАЙДЫ 13 – 15.

У. – Мы ответили с Вами на первый вопрос, закрасьте квадрат зеленым или красным цветом. У кого есть вопросы, кому нужна помощь?

Дети, получившие первоначальное представление о листопаде, отвечают на вопросы менее успешных учеников. Сотрудничество продолжается до положительной рефлексии усвоенного материала каждым учеником.

У. – Вам нужно определить ключевое слово для следующего этапа урока. В этом вам поможет кроссворд в ТПО СЛАЙД 16.

У. – Проверим, что получилось. (Ключевое слово – листопад, слова – ель, вишня, абрикос, яблоня, шиповник, рябина. дуб) СЛАЙД 17

У. – Как вы думаете, почему опадают листья?

У. – Проверить ваши ответы поможет учебник (второй абзац текста на с.46 учебника).

У. – Выделите причины листопада. (понижение температуры воздуха и почвы; замедление сокодвижения; уменьшение испарения влаги; образование пробкового слоя).

У. – Какова главная причина осенних изменений в природе?

У. – К чему приводят изменения в неживой природе?

У. – Проверим вашу наблюдательность и любознательность. Листья каких деревьев представлены на слайдах? СЛАЙД 18

7. Физминутка СЛАЙД 19.

Мы с вами входим в лес.

Сколько здесь вокруг чудес!
(Посмотрели вправо, влево)
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.

(И.п. - сидя, руки вверх. 1 - сжать кисти в кулак, 2 - разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.)

В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся
Покажем – крылья сложили назад.

(И.п. - стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1-2 – свести локти вперед, голову наклонить вперед, 3-4 - локти назад, прогнуться. Повторить 6-8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.)

Наклонились и присели.
Заниматься тихо сели.

У . – Какой вопрос подготовила Оля?

Оля – Как деревья узнают, что скоро наступит зима?

У. – Какой вопрос подготовила Катя?

Катя - Одинаково ли опадают листья у деревьев?

(Пересказ текста из первого абзаца с.47 учебника.)

Ребята, в маршрутном листе самостоятельно отметьте, на сколько усвоен материал о листопаде.

У. – Всем известная с детства загадка: зимой и летом одним цветом. (ель и сосна) Как одним словом назвать эти деревья?

У. – О какой особенности хвойных деревьев говорится в загадке?

У. – Почему у хвойных деревьев нет листопада?

У. – Познакомимся со статьёй учебника с.47 второй абзац.

У. – Почему же хвоя лиственницы опадает? (У мягкой хвои лиственницы нет защитного слоя)

У. – Рассказ о лиственнице приготовил Игорь. СЛАЙД 20.

О сибирской лиственнице

С древнейших времен лиственница была известна, как превосходный строительный материал. Наиболее обширные площади она занимает в Сибири и на Дальнем Востоке. Образует чистые и смешанные с елью, пихтой и сосной насаждения.

Лиственница - дерево, обычно крупное, высотой до 35-50 м и диаметром до 1 м. Ее древесина лишь немного уступает дубовой по механическим свойствам и обладает замечательным качеством: она очень слабо подвержена гниению. Поэтому постройки из лиственницы стоят столетиями. Известно немало строений из лиственничной древесины, возраст которых превышает 500 лет. В доме из сибирской лиственницы снижается вероятность появления мигрени, неврозов, связанных со спазмами сосудов. На протяжении всего срока эксплуатации лиственница испаряет природные фитонциды, которые, попадая в дыхательные пути человека, предотвращает простудные и вирусные заболевания. Она способствует снижению артериального давления, повышается острота зрения, нормализуется обмен веществ.

На слайде представлены фотографии изделий из лиственницы. Это столб линии электропередач, мост, колесо, домашняя утварь.

У. – Есть вопросы к Игорю?

У. – Самостоятельно сделайте отметку в маршрутном листе.

У. – На какой вопрос нам предстоит найти ответ? Прочитайте в маршрутных листах.

У. – Вспомните и назовите известные вам травянистые растения.

У. – Чем травянистые растения отличаются от деревьев и кустарников?

У. – Какие растения ещё цветут осенью?

У. – Проверьте свои ответы, прочитав самостоятельно последний абзац текста на с 48 учебника.

У. – Завершите работу с маршрутными листами.

8. Закрепление.

А сейчас (при достаточном количестве времени) предлагаю посмотреть небольшой фильм. Слайды 21-32 (просмотр сюжета “ Сентябрь. Разноцветная осень”

9. Итог урока. Рефлексия.

У. – Почему осенью в природе происходят изменения?

В какой последовательности происходят изменения в природе?

Молодцы! Посмотрите свои маршрутные листы и скажите, какие вопросы были самыми интересными, самыми трудными.

Кто сегодня удивил вас на уроке? (Отвечают консультанты групп)

Вы хорошо выполнили все задания, поэтому мы успешно смогли вернуться домой. Цели урока выполнили, т. к. показали, что знаете, какие изменения принесла осень.

Хорошо, дружно работали в командах.

Победила команда ____________, так как она собрала самый большой букет осенних листьев.

10. Домашнее задание.

У. – Вы очень хорошо поработали. Чтобы закрепить всё, что вы сегодня узнали, дома выполните задания. Я попрошу вас продолжить наблюдения за изменениями в жизни растений осенью. Задания будут распределены по группам.

1 группа.

  • Где быстрее сбрасывают деревья листву: в парках или в лесу?
  • У больных или у здоровых деревьев раньше начинается листопад?
  • Какие деревья, молодые или старые, первыми сбрасывают листву?

2 и 3 группы.

  • Учебник с.48.

4 группа.

  • Составить кроссворд “Осенняя клумба”.

ОСЕНЬ

Наступает осень. Все сильнее и сильнее чувствуется ее холодное дыхание. Постепенно убывает солнечное тепло. Звездные сентябрьские ночи становятся холоднее. Стынет земля, и растительная жизнь быстро идет на убыль.

Желтеют и осыпаются листья деревьев. Засыхают поблекшие травы. На сжатых полях торчат пожелтевшие остатки стеблей хлебных растений.

Какую же работу могут провести юные ботаники в это время? Найдут ли они в природе для своих экскурсий и наблюдений материал? Безусловно, найдут. Осенние изменения в жизни растений представляют огромный интерес. Наблюдения за этими изменениями значительно пополнят знания юных ботаников о растительном мире.

В течение осени может быть проведена большая работа по сбору ботанического материала для живого уголка. Успех зимних занятий кружка в значительной мере зависит от того, насколько хорошо будет организована и проведена эта работа.

На опытном участке юные ботаники осенью должны подвести итоги своей весенне-летней работы и заложить осенние опыты.

Необходимо также тщательно обработать все материалы, собранные летом в лагерях.

ИЗМЕНЕНИЕ ОКРАСКИ ЛИСТЬЕВ

В начале сентября лиственные леса и сады меняют цвет своего наряда. Деревья и кустарники теряют однообразную зеленую окраску листьев и одевает многоцветный осенний наряд.

Самые разнообразные оттенки принимают листья различных деревьев и кустарников.

Листья клена и березы становятся светложелтыми. Дуб окрашивает свои листья в буровато-желтый цвет. Ярко выделяются листья вишни, рябины и барбариса, окрашенные в пунцовокрасный цвет. Листья черемухи принимают пурпуровый оттенок, бересклета-фиолетовый, осины- оранжевый и т. п.

Травянистый покров в начале осени также меняет свою окраску. Листва небольших трав и полукустарников приобретает желтый, красный и фиолетовый цвет, с разнообразными оттенками.

Перемена в окраске листьев наступает обыкновенно после нескольких очень холодных ночей. В такие ночи происходит сильное излучение тепла с поверхности земли. Потеря тепла уже не восстанавливается дневным нагреванием, и почва с каждым днем остывает все больше и больше. Молодые корешки деревьев от этого зябнут и слабее всасывают почвенную влагу. Растение, как и при засухе, испытывает недостаток воды. Листья же через свои бесчисленные отверстия испаряют много влаги. При уменьшении соков, добываемых корнями из почвы, испарение могло бы привести к истощению и к полной гибели растения.

Но в это время у основания листового черешка образуется разделительный слой, доступ влаги в листья прекращается, и они засыхают и осыпаются.

Еще до образования разделительного слоя весь питательный и строительный материал, собранный в листья, переводится растением под кору и в корневые ткани. От этого и изменяется цвет листьев.

Изменение окраски листьев у различных деревьев происходит не одновременно.

Во время первой осенней экскурсии и во время наблюдений можно выяснить, когда начинает расцвечиваться листва у разных деревьев и кустарников. При этом надо отметить и изменение окраски у отдельных листьев, у отдельных деревьев, а также и массовое изменение летнего наряда. Все эти данные полезно записать. Отдельные ученые-натуралисты предлагают начало осени считать с момента полной раскраски листвы и с начала листопада. Наблюдение за этими явлениями и сравнение их с другими осенними явлениями (прилет и отлет птиц, заморозки и т. п.) дадут очень ценный материал для составления календаря природы.

Во время экскурсии и наблюдений юные ботаники могут подобрать для гербария и для настенных таблиц листья деревьев и кустарников, окрашенные в различные цвета. При составлении гербария необходимо сравнить осенние листься листьями, собранными во время летней экскурсии.

ЛИСТОПАД

Вслед за появлением осенней окраски деревья и кустарники начинают терять свою листву. Вначале опадение листьев происходит понемногу, почти незаметно. В холодные сентябрьские и октябрьские ночи листопад ускоряется. После первых морозов листва сразу редеет и лес оголяется.

В средней полосе нашего Союза это обычно происходит в первой половине октября.

Время наступления листопада зависит от температуры почвы, от охлаждения ее.

Чтобы проверить это, надо установить наблюдения за растениями одного и того же вида, расположенными на возвышенности и в низком месте. В горах, на возвышенности деревья гораздо раньше теряют листву, так как охлаждение почвы там происходит раньше, чем в долинах и низменностях. Северные осенние ветры на возвышенности быстрее охлаждают почву, всасывательная деятельность корней прекращается, и листва опадает.

Листопад зависит также от влажности почвы и окружающего воздуха. В тенистых, сырых ущельях и оврагах листопад наступает позже. Это объясняется тем, что корни там могут больше всасывать влаги, а влажный воздух уменьшает испарение ее через листья. ,

Во время осенних экскурсий в лес и при проведении наблюдений за листопадом необходимо проверить указанные положения. Для этого надо обследовать участки леса, расположенные в раз-

личных местах (на возвышенности, в долине, овраге, в болоте и т. и.). "

У деревьев различных пород листопад наступает не одновременно. Это объясняется тем, что листья одних пород испаряют влаги больше, а других меньше. Листья дуба испаряют меньше влаги, так как они покрыты сравнительно плотной оболочкой, а поэтому листопад у дуба наступает позже. Деревья с более неж-

Рис. 18. Листопад у конского каштана.

ной листвой раньше теряют свой наряд. При проведении экскурсий и наблюдений необходимо точно записать время листопада у различных деревьев. При этом надо собрать листья этих деревьев и рассмотреть в микроскоп их строение.

Юный натуралист, 1936size>

Конспект ННОД по экологии в подготовительной к школе группе «Почему желтеют и опадают листья?»

Шило Светлана Петровна – воспитатель МКДОУ д/с № 5 с.Арзгир Арзгирского района Ставропольского края.

Конспект на тему «Почему желтеют и опадают листья» полезен воспитателям детского сада для детей подготовительной группы. Данный материал можно использовать на занятиях по экологии и экспериментальной деятельности, при наблюдениях на экскурсии и на прогулке. Дети учатся исследовать такое природное явления как листопад, самостоятельно делать выводы. Знакомятся со строением листьев их разнообразием. Узнают, почему листья нельзя сжигать. Занятие интересное и поучительное.
Задачи: Учить детей соотносить описание природы в стихах с определенным временем года. Исследовать природное явление листопад, строение листа, опытным путем, делать вывод о наличии зеленого вещества в листьях. Закрепить знания о знакомых деревьях, форме их листьев, значении листьев для дерева. В ходе эксперимента показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы. Упражнять в умении делать аппликацию из листьев. Развивать внимание, связную речь, мыслительные операции (рассуждение, доказательство, выстраивание предложений, установление причинно-следственных связей). Воспитывать любознательность, желание изучать природу.
Словарь: черешок, кромка, хлорофилл, жилки, листопад.
Оборудование: Листья настоящие крупные и мелкие, разной формы, лупы, кусочки белой ткани, деревянные кубики, заготовки рамок, клей, кисти.
Предварительная работа: На прогулке наблюдать за тем, как опадают листья с деревьев. Сбор листьев разной формы и окраски. Игры «Беги к дереву, которое я назову», «С чьей ветки детки». Беседы об осени; Чтение художественных произведений: «Листопадничек», И. Соколов-Микитов, «Лес осенью» А. Твардовский, стихи об осени,А.С. Пушкина, А. Плещеева, А. И. Бунина; Разучивание стихов и поговорок об осени; Пение песен об осени и слушание музыки; Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы; Рисование на занятиях по ИЗО деятельности и самостоятельной художественной деятельности различных деревьев; Поделки из природного материала;
Ожидаемый результат: Дети с интересом участвуют в проведении опыта, наблюдают, делают. Воспитатель: Дети, мы сейчас отправимся в лес. Что такое лес? (ответы детей)
Лес – это место, где много деревьев. В лесу растут кустарники, трава, грибы. В нем живут дикие животные птицы, насекомые. Послушайте стихотворение и скажите, в какой лес мы попали?
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца.
И.Бунин

Правильно мы попали в осенний лес.
Осенний лес - какое чудо! Листва ковром лежит повсюду. Деревья стройные стоят,
Ветвями на ветру шумят. Как хорошо осенью в лесу!

Послушаем лес и определим его звуки. Закроем глаза, так лучше слушать и слышать. (Звучит аудиозапись «Звуки осеннего леса») Что вы услышали? (Шелестят под ногами сухие листья, дует ветер) Что представили? (Листья падают с деревьев и кружатся в воздухе, под ногами целый ковер из листьев) Почему много листьев? (начался листопад) Что такое листопад?
Утром мы во двор идем Листья сыплются дождем, Под ногами шелестят, И летят, летят, летят…
- А вы, знаете, почему желтеют листья? А хотели бы узнать эту тайну? (ответы детей)
-Тогда слушайте. Читаю рассказы из книги Г. Граубина:
ПОЧЕМУ ЖЕЛТЕЮТ ЛИСТЬЯ?
Осень. До трескучих зимних морозов еще далеко, а деревья уже начинают постепенно сбрасывать листву. Не сразу, не вдруг освобождаются они от листьев. Идет подготовка к листопаду. В листьях происходят удивительные превращения. Перво-наперво листья начинают желтеть. Хотя никто не добавляет в соки желтой краски. Желтая краска находится в листьях всегда. Только летом желтый цвет незаметен. Он забивается более сильным - зеленым.
Зеленый цвет листьям придает особое вещество - хлорофилл. Хлорофилл в живом листе постоянно разрушается и вновь образуется. Но происходит это только на свету.
Летом солнце светит долго. Хлорофилл разрушается и тут же восстанавливается, разрушается и опять восстанавливается... Образование хлорофилла не отстает от его разрушения. Лист все время остается зеленым. Наступает осень, удлиняются ночи. Света растения получают меньше. Хлорофилл днем разрушается, но не успевает восстановиться. Зеленый цвет в листве убывает, и заметным становится желтый: лист желтеет.
Но осенью листья становятся не только желтыми, а и красными, багряными, фиолетовыми. Это зависит от того, какое красящее вещество находится в вянущем листе.
Осенний лес богат своими красками! Яркость осенних листьев зависит от того, какая стоит погода. Если осень затяжная, дождливая - окраска листвы от избытка воды и недостатка света будет тусклой, невыразительной. Если же холодные ночи чередуются с ясными солнечными днями, то и краски будут под стать погоде сочными, яркими.
А вот с ольхи и сирени листва упадет зеленой, независимо от погоды. В их листьях, кроме хлорофилла, других красящих веществ нет.
КАК НАСТУПАЕТ ЛИСТОПАД?
Дереву никто не говорит, когда надо сбрасывать листву. Но вот приближается осень - и листья на деревьях изменяют свой зеленый цвет. Уже в августе начинают желтеть листья березы и липы, а в первых числах сентября появляется золотой наряд у клена остролистного. В сентябре краснеет листва у рябин, в конце месяца надевают желтый и ярко-красный наряд осины...
Все как по часам.
И действительно, у деревьев, как у всего живого, есть свои внутренние "часы". Эти "живые часы" чутко ощущают смену дня и ночи.
Укоротившиеся осенние дни как бы поворачивают в растении невидимый переключатель. Зеленый цвет заменяется желтым. Из листьев в ствол начинают оттягиваться питательные вещества. В черешках листьев тоже происходят изменения. Летом черешки листьев прочно скреплены с ветками.
Попробуйте сорвать зеленый лист, например, у березы. Его легче разорвать, чем отделить от ветки без каких-либо повреждений.
А осенью? Чем сильнее пожелтел или покраснел лист, тем легче он обрывается. И наступает момент, когда стоит только дотронуться до листа, как он тут же падает с ветки вместе с черешком. Еще вчера листья не смог сорвать даже сильный ветер, а теперь они отваливаются сами.
Что произошло? Оказывается, осенью в основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке, появился так называемый пробковый слой. Он, как перегородка, отделил черешок от ветки. Теперь только несколько тонких волоконцев соединяют черешок листа с веткой. Даже легкое дуновение ветра обрывает эти волоконца. Листья падают.
ЗАЧЕМ ДЕРЕВЬЯ СБРАСЫВАЮТ ЛИСТЬЯ?
Хотя наши лиственные деревья живут десятки, нередко и сотни лет, листья у них "работают" всего один сезон. И за это время все равно быстро изнашиваются. Ведь "работа" у листьев очень напряженная.
В зеленом листе вся нижняя поверхность, покрытая прозрачной кожицей, усеяна мелкими отверстиями - устьицами. Под влиянием окружающей температуры и влажности воздуха они то открываются, то закрываются. Как форточки в домах.
Вода, которую всасывает из почвы корень, поднимается по стволу к веткам и листьям. Когда форточки-устьица открыты - из листьев испаряется влага, и новые порции воды подтягиваются через ствол в крону.
Солнце нагревает листья, а испарение - охлаждает их, не дает перегреться. Приложите листик к щеке - он холодит. Сорванный с дерева зеленый листик быстро засыхает. А на дереве листья сочные, свежие - клетки живого листа всегда наполнены водой. Деревьям нужно очень много воды. За лето большая береза, например, испаряет около 7 тонн воды. Зимой столько влаги из почвы не получишь. Зима для деревьев не только холодное, но и, главное, сухое время года. Теряя листья, деревья защищаются от "зимней засухи".
Нет у дерева листьев - нет и такого обильного испарения воды.
Кроме того, нужен листопад деревьям и в лечебных целях.
Вместе с водой дерево втягивает из почвы различные минеральные соли, но использует их не полностью. Излишки накапливаются в листьях, как зола в топках печей. Если бы листья не опадали, дерево могло бы само себя отравить.
В городах воздух сильно загрязняют дымящие трубы фабрик и заводов. Мельчайшие частички сажи оседают на листья, забивают устьица. Испарение замедляется.
Поэтому в городах некоторым деревьям приходится менять листву дважды за год. А известен случай, когда тополь сменил ее пять раз!
Есть и третья причина для листопада: защитить тонкие хрупкие ветки дерева от тяжести выпавшего снега.
Однажды я видел такое печальное зрелище. Снег выпал, а деревья еще не сбросили листву. И все березы, стоявшие вдоль дороги, согнулись в дугу.
Их так придавило снегом, что вершины опустились до земли.
Прошло много лет. Я опять увидел эти березы - многие стволы так и остались похожими на коромысла. Значит, деревья эти не совсем здоровы, движение соков в них нарушено. Ведь именно по стволу поднимаются к листьям питательные соки.
Листопад приспосабливает деревья к зиме.
Листья осыпались, люди подметают их и сжигают. Нужно ли сжигать листья?
(ответы детей)
Ни в коем случае нельзя делать! Знаете почему? Когда-то эти листики были молодыми и зелёными. Но пришла осень, и листья опали, легли на землю густым ковром. Эти листья должны превратиться в перегной - очень ценное удобрение для тех же деревьев, с которых они слетели! Кроме того, ковёр из опавших листьев зимой защищает корни растений от мороза. А весной в этом толстом лиственном одеяле, как в губке, скапливается вода, которая постепенно поступает к корням деревьев и кустов, питая их. И вот ещё что важно! Под опавшими листьями живут разные насекомые: жуки и жужелицы, черви и бактерии, которые делают почву плодородной.
Если мы разведём костёр на лужайке, погибнут все насекомые живущие в траве, а так же и сама земля на месте кострища! И на этом месте в течение долгих лет обожжённая земля не зарастёт травой - посреди зелени так и будут чернеть ожоги. Есть еще одна причина. Мы говорили, что в листьях накапливаются разные вредные вещества и если мы их будем сжигать, то эти вещества с дымом разнесутся по воздуху, а мы будем этим воздухом дышать.
Физкультминутка.
Мы - осенние листочки.
Мы на веточках сидели,
(Дети образуют круг.) Ветер дунул - полетели.
(Разбегаются по комнате). Мы летали, мы летали -
(Бегают, помахивая листьями). Все листочки так устали!
Перестал дуть ветерок -
Собрались мы все в кружок (Садятся на корточки, поднимают листья над головой.)
Ветер снова вдруг подул
И листочки с веток сдул.
(Бегают, помахивая листьями.) Все листочки полетели
И на землю тихо сели.
(Подбрасывают листья.)
А сейчас мы станем учеными. Будем проводить опыты. У вас на столах лежат листья. Рассмотрим их строение.
Опыт:№1: «Строение листьев»
Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой. Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки - тонкие трубочки. Которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой. Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа.
Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка.
Какой можно сделать вывод: У листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки через которые листочки питаются влагой. Почему же листья желтеют осенью? Да, листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Сейчас проведем опыт и увидим это вещество.
Опыт №2: «Почему лист зеленый?»
Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта?
(Дети: на ткани появились зеленые пятна).
Это зеленое вещество из листочка называется- хлорофилл, оно и окрашивает его в зеленый цвет. (Для этого опыта лучше брать сочные листья комнатных растений).
Вывод: Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет свой цвет, становится желтым.
Опыт №3: Возьмите лупу и рассмотрите основание черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке.
Осенью в основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке, появляется пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Подует лёгкий ветерок – и листья опадают.
Вывод. Осенью листья легко опадают потому, что у основания черешка появляется пробковый слой, который отделяет черешок от ветки.
Опыт№4: «Как листья опадают»
На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по-разному. Давайте проведем эксперимент, для того, чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружиться. Для этого возьмите в руку лист и встаньте. Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев. Пока лист летит, внимательно следите за его полетом и запоминайте: быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился?
Вывод: Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся, а маленькие листья падают быстрее и больше кружатся.
Одинаковые ли листья на деревьях?
Дидактическая игра «С какого дерева листок?»
Любое путешествие заканчивается и нам пора возвращаться в детский сад. О чем мы говорили, что запомнилось?
(ответы детей)
Чтобы лучше запомнилось наше занятие, мы с вами украсим осенними листочками рамки для фотографий. Дети выполняют аппликацию.

Который наглядно покажет детям, почему листья на редевьях меняют цвет: летом они зеленые, а осенью желтеют.

Для проведения этого вам не нужны особенные материалы - все есть как дома, так и в школе. Этот опыт, объясняющий, почему листья на даревьях меняют осенью окраску, отлично подходит для дошкольников и учеников от 1-6 класса.

Многие люди считают самым красивым времением года, ведь когда листья желтеют, природа окрашивается в такие невероятные оттенки, одновременно хранящие память о теплом лете, но навевающие холод от приближения зимы.

А вот у детей по осень часто возникает ряд традиционных вопросов:

  • Почему осенью листья на деревьях меняют цвет и желтеют?
  • Это проделки фей?
  • А что с солнцем?
  • А, я знаю, это садовый гном сделал

Этот , который объясняет, почему листья осенью становятся желтыми или красными, наверняка удовлетворит даже самых любопытных детей.

Зачем дереву нужны листья

Для того, чтобы понять, почему листья меняют цвет осенью, нужно разобраться в том, зачем вообще нужны деревья, и листья в чатности.

Растения ответственны за создание кислорода, которым мы дышим. Они его производят, поглощая воду из земли и углекислый газ из воздуха. Используя солнечный свет (через фотосинтез), они превращают воду и углекислый газ в кислород и глюкозу. Кислород - это то, что позволяет нам дышать, а глюкоза - то, что растение использует для роста. Термин фотосинтез означает «соединять со светом». Химическое вещество в растении, используемое для фотосинтеза, называется хлорофилл. Тот самый хлорофилл, который придает растениям зеленый цвет.

Что понадобится для эксперимента :

  • Стеклянные баночки
  • Кофейные фильтры
  • Листья
  • Спирт
  • Блокнот и ручка для ведения наблюдений

Почему листья осенью меняют цвет? Эксперимент для детей

Для того, чтобы найти ответ на вопрос, почему осенью листья на деревьях меняют цвет и желтеют, детям нужно будет собрать немного листьев.

После чего вы вместе должны рассортировать их по цветам в подготовленные контейнеры.

После этого листья заливаются спиртом и перемалываются. После измельчения и перемешивания спирт поможет цвету еще лучше проявиться.


Подсказка: время полного поглощения цвета будет зависеть от того, сколько листьев и спирта было использовано.


Спустя 12 часов жидкость может еще не до конца впитаться, но эффект уже очевиден. По мере того, как жидкость впитывается в фильтр, цвета из листочков расходятся.

Объяснение эксперимента, почему листья меняют цвет

Зимой дни становятся короче, что уменьшает количество солнечного света для листьев. Из-за недостатка солнца, растения переходят в стадию покоя и питаются глюкозой, которую накопили за лето. Как только включается «зимний режим», зеленый цвет хлорофилла листья покидает. А по мере того как яркий зеленый оттенок исчезает, мы начинаем видеть желтые и оранжевые цвета. Небольшое количество этих пигментов было в листьях все время. Например, кленовые листы ярко красные, так как в них есть избыток глюкозы.

Если вам понравился с листьями, которые меняют цвет осенью, совсем не обязательно ждать начала уроков, чтобы провести его вместе с детьми.

Байкеев Артур

Исследование причин листопада, подготовки деревьев к зиме, выводы, полученные в результате наблюдений.Данная работа заняла второе место на районной научно-практической конференции

Скачать:

Предварительный просмотр:

Слайд №1

Слайд №2

Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса...
Ф. И. Тютчев

Осень - прекрасное время года.

Слайд №3

Изменение окраски листьев — одна из первых примет осени. Мне всегда было интересно знать, откуда у осени столько ярких красок, ведь летом все листья зеленого цвета, куда деваются изумрудные переливы лета, почему именно осенью листья начинают менять свою окраску. Осенью я люблю бывать на природе: бродить, дышать свежим воздухом, наблюдать за природой, собирать букеты из опавших листьев.

Слайд №4.

Почему листья так легко опадают осенью с деревьев? Еще вчера их не смог сорвать даже сильный ветер, а теперь они отваливаются сами. Что произошло? Не повредит ли листопад самому дереву? Я решил провести исследование и раскрыть эту тайну.

Слайд №5

Я предположил, что листья меняют окраску из-за понижения температуры воздуха, а в листе появляется разноцветное красящее вещество, а листопад- подготовка лиственных деревьев к зимнему холоду.

Слайд №6

Объектом моего исследования стали деревья и их листья.

Предметом исследования - процессы, которые происходят внутри листа осенью.

Слайд №7.

Цель моего исследования - узнать, что влияет на изменение окраски листа осенью, почему появляются разные цвета в листьях и почему они опадают.

Для достижения поставленных целей определил следующие задачи:

Слайд №8

1.Провести наблюдения за разными деревьями осенью;

2.Изучить строение листа;

3.Узнать, почему летом листья зеленые, а осенью меняют цвет;

4.Исследовать строение желтого листа, рассматривая его через микроскоп;

5.Изучить литературу, поясняющую причины изменения окраски листьев;

6.Изучить причины листопада;

Я выбрал методы исследования:

Слайд №9

1.Чтение научной литературы, энциклопедий;

2.Использование материалов Интернета;

3.Беседы со взрослыми и учителями биологии;

4.Наблюдения, опыты.

Мы знаем, отчего происходит смена дня и ночи, времен года. А вот отчего происходит изменение цвета листьев осенью, мы еще не знаем, поэтому я провел наблюдение за различными деревьями осенью.

Объектом наблюдения выбрал деревья, растущие на территории средней школы № 3 и около моего дома по улице Мирошниченко. Здесь растут акация, березы, рябина, сирень, яблоня, абрикос.

Слайд №10

Первая цель наблюдения: узнать сроки изменения окраски листьев на этих деревьях. Записав все в таблицу, я сделал вывод: сроки изменения окраски листьев у деревьев разные:

1.Самыми первыми начали желтеть листья березы и абрикоса. А листья рябины начали краснеть. Листья яблони стали коричневыми.

2. Листья сирени не меняют цвет.

Слайд №11

Что повлияло на окраску листа? Я решил изучить, как устроен лист, рассмотреть его под микроскопом. Я решил, что строение листа приблизит меня к открытию тайны расцветки листьев.

Лист состоит из двух частей: листовой пластинки и черешка. На листовой пластинке очень хорошо видны, особенно с нижней стороны, жилки. Жилки - это сосуды, по которым движется вода, питательные вещества.

Для рассматривания пигментного состава листа я выбрал лист березы. Это дерево я очень люблю и оно- символ нашей Родины.

Цель: рассмотреть лист березы и определить, пигмент какого цвета находится в большем количестве, сравнить зеленый лист с осенним листом.

Слайд №12

Я открыл, что в каждом листике полным-полно каких-то зерен. Причем в зеленом листе были только зеленые зернышки, а в желтом- и зеленые, и желтые. И желтых зернышек в осеннем листе гораздо больше, чем зеленых.

Что это за зернышки? Зачем они нужны листу? Многое было непонятно. И я решил обратиться за помощью к научным источникам. Вот что я узнал из энциклопедии.

Слайд №13

В каждом листике полным-полно чудесных зерен. Это хлорофилл. Эти зерна готовят дереву пищу. Хлорофилл- это как будто крошечная кухня внутри каждого листочка! Она помогает превратить солнечный свет и воду в питание для растения. Наука доказала, что без зеленого листа не только не может жить растение, но и не было бы вообще жизни на Земле. Оказалось, что в клетках листа с помощью хлорофилла происходят важнейшие превращения воды и углекислого газа в сахар и крахмал. При этом листья выделяют кислород, которым дышит все живое.

Слайд №14

Известный русский ученый К.А.Тимирязев называл зеленый лист великой фабрикой жизни. Упадет на зеленый лист солнечный луч - и «фабрика» начинает превращение воды и углекислого газа в крахмал и сахар. Нет света - и замирает работа в зернах хлорофилла. Летом листья имеют зеленый цвет из-за большого количества хлорофилла.

Слайд №15

Однако, наряду с хлорофиллом, зеленые листья содержат и другие пигменты - желтый ксантофилл и оранжевый каротин. Летом эти пигменты незаметны, так как замаскированы хлорофиллом. Осенью хлорофилл разрушается. Тут-то и проявляются в листе желтые и красные оттенки ксантофилла и каротина.

Разрушение хлорофилла сильнее происходит на свету, то есть в солнечную погоду. Вот почему в пасмурную дождливую осень листья дольше сохраняют свою зеленую окраску. Но если на смену дождям приходит "бабье лето", то деревья за 1-2 дня окрашиваются в золотистые краски осени. Помимо золотых, осенние наряды деревьев содержат багряные оттенки. Этот цвет даёт пигмент, который называется антоцианом.

Вывод:

осенью из-за понижения температуры, уменьшение количества солнечного света хлорофилл разрушается и проявляются в листе желтые и красные оттенки ксантофилла, каротина, антоциана. Листья не меняют свой цвет, просто они теряют свой зеленый цвет Я раскрыл одну тайну листьев: узнал, как они становятся разноцветными. Моя гипотеза о том, что изменение цвета листьев связано с понижением температуры частично подтверждается, а предположение о том, что осенью в листе появляются вещества красного, желтого и других цветов, оказалось ошибочным: никаких разноцветных веществ не появляется в листе, листья не меняют свой цвет, просто они теряют свой зеленый цвет.

Слайд № 16

А почему листья опадают? Как происходит листопад? Нужен ли он дереву? Это еще тайны, которые я хотел разгадать.

Я пронаблюдал за веточками, с которых слетели листочки. Остается ли ранка в том месте, где висел листик? Выяснил - нет, в том месте только почка. Причем, эта почка плотно закрыта и сверху покрыта коричневыми чешуйками. Значит, по мере того как дни становились короче, уменьшалось количество солнечного света, деревья понемногу готовились к зиме: образовали почки, чешуйки. Для чего? Из энциклопедии и из беседы с учителями биологии, вот что я узнал о подготовке деревьев к листопаду.

Количество сока в дереве уменьшается. Хлорофилл исчезает. В листьях накапливаются вредные вещества (обмена веществ). Листья стареют. Сосуды, по которым в лист поступает вода, перекрывается в основании пробковой тканью и образуется отделительный слой. Достаточно дуновения ветерка - и лист отрывается.

Слайд №17

Вывод: листопад происходит по определенному алгоритму: в листьях разрушается хлорофилл, лист накапливает ненужные вещества, лист меняет цвет, лист становится бурым, лист отрывается, лист падает.

Я нашёл ответ на вопрос о том, как лист отделяется осенью от веточки дерева, узнал, что листопад - это естественный этап жизни растения. Сигналом к началу листопада является не падение температуры, а изменение продолжительности светового дня - самый верный и неизменный признак наступления осени.

Слайд №18

Природа позаботилась о том, чтобы расставание дерева с листом произошло безболезненно для него. Подготовка к листопаду начинается заранее. В конце лета образуется отделяющий (пробковый) слой. Лист остается висеть на дереве лишь благодаря сосудистым пучкам. Сосудистые пучки легко заметить на листах в виде крупных точек. Достаточно небольшого воздействия, например, порыва ветра, чтобы нарушилась и эта последняя связь между черешком листа и материнским растением. Листья могут опадать и в совершенно тихую погоду под влиянием силы тяжести листовой пластинки. На месте рубца от оторвавшегося листа образуется защитный пробковый слой.

Зачем деревья сбрасывают листья осенью? Я считаю, что это помогает деревьям спастись от накапливания снега между ветвями, от поломки ветвей. Снег проскальзывает мимо веточек на землю. А ещё деревья, наверно, «засыпают» на зиму, чтобы легче перенести морозы.

А вот что я узнал по этому вопросу из энциклопедии.

Слайд №19

Летом дерево берет воду из почвы и много испаряет воды. Но с похолоданием поток воды из почвы сильно уменьшается; зимой из промерзшей почвы извлечь влагу совсем трудно. Деревья с листьями зимой погибли бы от недостатка влаги, то есть высыхали бы.

Сбрасывая листья осенью, деревья защищают себя от механических повреждений под напором снега.

Во время листопада дерево избавляется от избытка минеральных солей, которые засасываются корнями из почвы. Часть солей используется растением для питания, а остальные соли откладываются в клетках листьев. Чем больше влаги испаряет лист, тем больше в нем солей к осени. Избыток минеральных солей нарушает нормальную работу листьев. Поэтому сбрасывание старых листьев является необходимым условием для поддержания нормальной жизни растения.

Вывод: листопад позволяет растению экономить воду, растение использует листья в качестве контейнера для удаления ненужных веществ, предотвращается обламывание ветвей зимой под тяжестью снега.

Люди издавна наблюдают за природой. В народе есть приметы, связанные с изменением окраски листьев

Лист хотя и пожелтел, но отпадает слабо - морозы наступят не скоро.

Если осенью листья березы начнут желтеть с верхушки, то будущая весна будет ранняя, а если снизу - то поздняя.

Безвременно на деревьях появятся желтые листья - к ранней осени.

Таким образом, при подробном изучении литературы, тщательном осмотре внешнего вида листьев, внимательном наблюдении листа под микроскопом, наблюдением за деревьями, я пришёл к следующему выводу:

Слайд №20

1.Листья не меняют свой цвет, просто осенью они теряют свой зеленый цвет. Цвет осеннего листа зависит от того, какое красящее вещество находится в вянущем листе.

Моя гипотеза о том, что окраска листа меняется только из-за понижения температуры воздуха, оказалась не совсем верной. Растениям нужен солнечный свет. А в осеннее время его становится все меньше с каждым днем. Окраска листьев зависит и от количества солнечного света

Слайд №21

А выдвинутая мною гипотеза о том, что листопад- приспособление лиственных деревьев и кустарников к зимнему холоду подтверждается. Дереву нужно уменьшить количество испаряемой влаги, избавить себя от механических повреждений в зимнее время. А еще во время листопада дерево избавляется от избытка минеральных солей. Сбрасывание старых листьев является необходимым условием для растения.

Слайд №22.

Собранная информация поможет в будущем при изучении окружающего мира, биологии, химии, расширила мой кругозор. Я узнал и открыл много интересного и этими открытиями поделюсь с друзьями и одноклассниками.

Слайд №23

Выражаю благодарность моим родителям, руководителю- учителю начальных классов МБОУ СОШ №3 Галде Татьяне Николаевне за помощь в подготовке и написании исследовательской работы.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама