THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

ПЕРИКЛ ВО ГЛАВЕ АФИН

В течение 50-х годов V в. до н. э. в политической жизни Афин непрерывно растет авторитет Перикла. С его именем связана эпоха высшего расцвета Афин – «Периклов век». Перйкл (494-429 до н.э.) по своему происхождению относился к самой верхушке старинной аристократии. Его отцом был Ксантипп, один из героев греко-персидских войн, а мать принадлежала к знаменитому роду Алкмеонидов. Тем не менее Перикл, в отличие от многих других представителей знати, решительно встал на сторону народа, стремясь выражать интересы не какой-либо одной сословной группы, а всего гражданского коллектива, и стал лидером афинской демократии.

После того как в 444 г. до н. э. был изгнан остракизмом последний серьезный противник Перикла – Фукидид, Перикл в течение полутора десятилетий являлся практически единовластным правителем не только Афин, но и всей огромной Афинской морской державы, однако все демократические учреждения при нем успешно функционировали. Сограждане ежегодно избирали его на должность стратега. Тонкий политик, прекрасный оратор, широко образованный человек, Перикл был лишен какого-либо стремления к тирании. Власть и влияние Перикла были основаны исключительно на его огромном личном авторитете и на доверии, которое испытывал к нему демос. Народное собрание, как правило, без возражений принимало его предложения, считая их наилучшими.

Внутренняя политика Перикла характеризовалась заботой об укреплении демократии в Афинах. Он стремился обеспечить средствами существования афинскую бедноту. Именно Перикл ввел мистофорию – плату за исполнение должности. Еще одной интересной мерой, принятой по предложению Перикла, была ежегодно производившаяся выдача беднейшим афинянам «театральных денег», чтобы они могли без ущерба для своего бюджета посещать театральные постановки, считавшиеся делом государственной важности. Чтобы обеспечить безземельных и малоземельных граждан достойными земельными наделами, при Перикле основывались клерухии – военно-земледельческие поселения афинян за пределами Аттики, на территориях союзных полисов (например, на полуострове Херсонес Фракийский, на островах Самос, Наксос, Андрос и др.).

Используя огромные суммы фороса, вносимого союзниками, Перикл начал в Афинах грандиозное строительство, в ходе которого беднота была обеспечена стабильной и высокооплачиваемой работой, а на афинском Акрополе был воздвигнут неповторимый архитектурный ансамбль, увенчанный Парфеноном – храмом богини Афины. Это служило возвеличению родного полиса Перикла. Афины превратились в самый красивый город Эллады. А в окружение Перикла вошли многие видные греческие философы, ученые, поэты. Благодаря этому Афины стали, по выражению Перикла, настоящей «школой Эллады».

Внешнеполитическая деятельность Перикла была посвящена одной, но великой цели – укреплению славы, величия и могущества Афин. Афинский полис должен был стать гегемоном (т. е. вождем) всего греческого мира. Опираясь на колоссальную военную мощь Афинской морской державы, на ее, как казалось, неисчерпаемые финансовые ресурсы, Перикл шаг за шагом воплощал в жизнь разработанную им программу.

В 448 г. до н. э., сразу после завершения греко-персидских войн, Перикл выступил инициатором созыва в Афинах общегреческого конгресса по вопросам послевоенного мироустройства. Как пишет Плутарх, на конгрессе должны были рассматриваться вопросы «об эллинских храмах, сожженных варварами, о жертвах, которые следует принести за спасение Эллады по обету, данному богам… о безопасном для всех плавании по морю и о мире». Однако конгресс не состоялся из-за противодействия Спарты, которая отказалась прислать своих представителей и запретила делать это полисам – членам Пелопоннесского союза, где она главенствовала.

После неудачной попытки созвать панэллинский конгресс Перикл решил обеспечить господство Афин в греческом мире другими способами. Он начал интенсивно расширять Афинскую морскую державу, включая в нее все новые и новые города (так, в 437 г. до н. э. в Афинскую архе вошли многие черноморские полисы). Уже находящиеся в составе Афинской морской державы полисы он крепко удерживал в ней, пресекая с помощью военной силы любые попытки их отделения. В 440 г. до н. э. на острове Самос Перикл лично возглавил жестокое подавление восстания против афинского засилья.

Афинский Акрополь. Фотография

По планам Перикла главный геополитический противник Афин – Пелопоннесский союз – должен был быть постепенно изолирован. С этой целью афиняне более энергично начали проникать в Великую Грецию, которая традиционно считалась сферой влияния Пелопоннесского союза и, в частности, его крупнейшего экономического центра – Коринфа. В 443 г. до н. э. Перикл приступил к реализации невиданного до того в истории Греции мероприятия. В Южной Италии была основана колония панэллинского типа – город Фурии. В ее основании приняли участие выходцы из многих греческих полисов. Перикл надеялся, что афиняне, заняв лидирующее положение в новом государстве, сделают Фурии форпостом влияния Афин на западном направлении.

План афинского Акрополя: 1 – бастион; 2 – Храм Ники Аптерос; 3 – Пинакотека; (– Пропилеи; 5 – статуя Афины Промахос; 6 – Эрехтейон; + – Парфенон

Но его ожиданиям не суждено было сбыться, так как политическая ситуация начала резко обостряться. Активная западная политика афинян вызывала все большее беспокойство Коринфа, недовольного появлением конкурента. Отношения между Афинами и Коринфом стали откровенно враждебными. Недовольство усилением Афин начинала проявлять и Спарта. Назревал вооруженный конфликт между двумя крупнейшими военно-политическими блоками Греции? в. до н. э. – Пелопоннесским союзом и Афинской архе.

Историография

В оценке демократического устройства Афин каких-то существенных расхождений в точках зрения между специалистами не существует. Все признают, что созданная Клисфеном на рубеже архаической и классической эпох и просуществовавшая почти два столетия система афинской демократии представляет собой крупнейшее достижение политической практики античного мира и что многие ее принципы были использованы в качестве основополагающих современными демократическими государствами. Но различия в подходах к проблеме все же существуют.

Антиковедов – сторонников «институционального» подхода интересуют в первую очередь политические институты демократии: органы государственной власти (экклесия, Совет пятисот, гелиэя и др.), способы принятия решений в этих органах (в частности, процедура голосования), законодательство, регулировавшее деятельность властных структур. Они стремятся в идеале воссоздать основные положения демократической афинской «конституции» (хотя о конституции, подобной современным, применительно к античным полисам можно говорить лишь условно, поскольку таковой они не имели). Данный подход был особенно популярен на рубеже Х!Х-ХХ вв.

Открытый в 1891 г. трактат Аристотеля «Афинская полития», посвященный именно институциональному аспекту истории Афин, стал основой работ многих известных историков [Г. Бузольт (G. Busolt), К. Белох (K. Beloch), Г. Де Санктис (G. De Sanctis), В. П. Бузескул и др.]. Из них можно узнать о государственном устройстве демократического афинского полиса, его формировании и эволюции. В середине ХХ в. появилась интересная книга Ч. Хигнетта (C. Hignett) об истории афинской конституции до конца V в. до н. э. В работах видного датского историка М. Хансена (M. Hansen) подробно проанализирована деятельность афинского народного собрания, судов присяжных и некоторых других органов.

Однако сегодня более популярен другой подход, при котором углубленно анализируются не политические институты демократии, а различные формы демократической жизни в рамках этих институтов. Исследуются такие проблемы, как деятельность властных элит в демократическом полисе, их состав, взаимоотношения с рядовыми гражданами, механизмы достижения влияния, типы политических группировок, место общественного мнения в политической борьбе, роль личности в истории государства и др. Данный подход проявляется в трудах М. Финли (M. Finley), У. Коннора (W. Connor), Р. Сили (R. Sealey), К. Моссе (C. Mosse), М. Оствальда (M. Ostwald), Дж. Обера (J. Ober), Л. П. Маринович, С. Г. Карпюка и др.

Лишь немногим специалистам [В. Эренберг (V. Ehrenberg), Г. Бенгтсон (H. Bengtson), П.Родс (P. Rhodes)] удавалось сочетать в своих исследованиях интерес к обоим аспектам изучения афинской демократии. Такой комплексный подход позволяет избежать одностороннего освещения того или иного аспекта. Следует подчеркнуть, что крайне важными представляются и политическая структура демократического полиса, и политическая жизнь с ее специфическими особенностями, полный учет которых позволит создать целостную реконструкцию истории Афин эпохи классической демократии.

Из книги Сравнительные жизнеописания автора Плутарх

Перикл [Перевод С.И. Соболевского] 1. Говорят, что однажды Цезарь увидал в Риме, как какие-то богатые иностранцы носили за пазухой щенят и маленьких обезьян и ласкали их. Он спросил их, разве у них женщины не родят детей? Этими словами, вполне достойными правителя, он дал

Из книги 100 великих гениев автора Баландин Рудольф Константинович

ПЕРИКЛ (ок. 495–429 до н. э.) Время правления этого государственного деятеля в Афинах называют «эпохой Перикла» - так много он сделал для процветания своего родного города и последующей славы.Родился он в аристократической семье. В молодости помог Эсхилу поставить трагедию

Из книги История Древней Греции в биографиях автора Штоль Генрих Вильгельм

17. Перикл Афинский Перикл был величайший государственный человек Греции. Во время его правления афинская демократия получила свое окончательное развитие, а Афинское государство достигло величайшего могущества и блеска. Перикл был сын Ксантиппа, победителя при Микале,

Из книги Греческая цивилизация. Т.1. От Илиады до Парфенона автора Боннар Андре

ГЛАВА Х ПЕРИКЛ ОЛИМПИЕЦ Именем Перикла назван его век, V век до христианской эры по нашему летосчислению. Это, несомненно, великая честь, если она заслужена.Наметим сначала узкие рамки этого «века». Перикл после короткой политической борьбы со своими афинскими

Из книги 100 великих аристократов автора Лубченков Юрий Николаевич

ПЕРИКЛ (ок. 490-429 до н э.) Политический деятель Древней Греции, стратег Афин. Перикл происходил из аристократического рода Алкмеонидов, ведущего свою родословную от легендарного Алкмеона. Представители этого рода издавна принадлежали к правящей элите Афин. Так, например,

Из книги 100 великих адмиралов автора Скрицкий Николай Владимирович

ПЕРИКЛ Афинский стратег Перикл стал вторым после Фемистокла деятелем, который в полной мере понимал значение морского флота и сделал его основой мощи государства.Перикл родился около 490 года до н. э. Он происходил и с отцовской, и с материнской стороны из домов,

Из книги О чем на самом деле писал Шекспир. [От Гамлета-Христа до короля Лира-Ивана Грозного.] автора Носовский Глеб Владимирович

3. Драма «Перикл» Эта мало-известная сегодня пьеса на самом деле интересна. Комментаторы пишут так.«Мы знаем и любим Шекспира, главным образом, как творца „Гамлета“ и „Аира“ - его „Перикл“ мало кому известен. Напротив, его современники видели в нем главным образом

Из книги Всемирная военная история в поучительных и занимательных примерах автора Ковалевский Николай Федорович

Борьба Афин и Спарты Перикл, Алкивиад, Ификрат и другие Перикл об обороне АфинТем временем Перикл начал готовить Афины к ставшей неизбежной войне.Когда война Спарты и Афин все же началась (Пелопоннесская война 431–404 гг. до н. э.), Перикл убеждал афинян не бояться врага: «На

Из книги История человечества. Запад автора Згурская Мария Павловна

Перикл (Ок. 490–429 гг. до н. э.) Афинский стратег (главнокомандующий) и вождь афинской демократической группировки. Способствовал расцвету афинской рабовладельческой демократии. Строго говоря, «отцом демократии» следует считать афинянина Солона, который в VI в. до н. э. дал

Из книги Всемирная история. Том 4. Эллинистический период автора Бадак Александр Николаевич

Перикл После убийства Эфиальта, организованного олигархами, признанным руководителем афинской демократии стал Перикл. Это был один из наиболее ярких и крупных исторических деятелей Древней Греции.По свидетельству историка Плутарха, Перикл принадлежал к «самым знатным

Из книги Еврейская история, еврейская религия автора Шахак Исраэль

Основные черты классического иудаизма (Относительно термина "классический иудаизм" см. примечание 10 к главе 2 и 1 к главе 3) Оставим в стороне эти "темные века" и рассмотрим период между 1000 и 1200 годом, о котором у нас вполне достаточно информации. Мы располагаем общирными

Из книги Знаменитые полководцы автора Зиолковская Алина Витальевна

Перикл (род. ок. 490 г. до н. э. – ум. в 429 г. до н. э.) Афинский стратег (главнокомандующий) и вождь афинской демократии. Руководитель ряда военных кампаний во время Пелопоннесской войны (431–404 гг. до н. э.). Перикл родился около 490 г. до н. э. или, возможно, в середине 90-х гг. Его

Из книги Сокровища женщин Истории любви и творений автора Киле Петр

Аспасия и Перикл Как пишет Плутарх, Перикл (495? – 429 гг. до н.э.) был «как с отцовской, так и с материнской стороны из дома и рода, занимавших первое место» в Афинах. «Телесных недостатков у него не было; – замечает историк, – только голова была продолговатая и несоразмерно

Из книги Искусство Древней Греции и Рима: учебно-методическое пособие автора Петракова Анна Евгеньевна

Тема 15 Архитектура высокой (вне Афин) и поздней (вне Афин и в Афинах) классики в Древней Греции Периодизация Искусства Древней Греции (гомеровский, архаика, классика, эллинизм), краткая характеристика каждого периода и его места в истории искусства Древней Греции.

Из книги Всемирная история в изречениях и цитатах автора Душенко Константин Васильевич

Из книги История военного искусства автора Дельбрюк Ганс

Пятый век до н.э. обыкновенно называют веком Перикла , или «золотым веком» афинской демократии. На самом деле этот век длился всего 32 года, в течение которых Перикл бессменно управлял афинским государством. Но это были именно те годы, когда на свет появлялись одно за другим ослепительные творения художественного гения, обеспечившие Афинам славу колыбели европейской цивилизации.

Физически Перикл не отличался ничем, кроме удлиненной формы черепа. У него была голова, «которая вовсе не кончалась», по выражению одного современника. На известном бюсте Перикла этот физический недостаток скрыт шлемом.

Перикл происходил из аристократической семьи и в молодости, по свидетельству Плутарха, питал «чрезвычайное отвращение к народу». В зрелые годы он преодолел это чувство, научившись если не любить народ, то принимать во внимание его нужды. Но каких бы то ни было подачек народу он не терпел. «У нас постыдна не бедность, - заявил он как-то в собрании, - но пусть будет стыдно тем, кто ничего не делает, чтобы от нее избавиться».

Перикл был горячим патриотом не только своих родных Афин, но и всей Греции. Он задался целью объединить все греческие города в крепкий политический союз. «Убежденные в том, что счастье - в свободе, а свобода - в мужестве, смело смотрите в лицо опасностям войны», - призывал он своих соплеменников. Однако этот союз вовсе не был союзом равных. Афины обладали в нем самой мощной армией и флотом, и потому Перикл часто злоупотреблял своим первенствующим положением. Достаточно сказать, что все великолепные постройки и произведения искусства, которыми при нем украсились Афины, были созданы на деньги, беззастенчиво взятые из союзной казны. Когда же ряд городов возмутились этим, Перикл приказал разрушить их.

Политическим итогом деятельности Перикла было создание еще невиданного чудища - «империалистической демократии», поклонники которого не перевелись и в наши дни.

Интересные факты

Перикл родился около 495 года до н.э. Его родители дали ему прекрасное по тому времени образование. Кроме обязательного для всякого афинянина изучения музыки и стихосложения, он обучался также естественным наукам под руководством переехавшего в Афины из Малой Азии философа Анаксагора, которого современники прозвали «Разумом». Анаксагор утверждал, что событиями управляют не боги, а разум («нус»), посредством которого человек может познать природу и самого себя.

Так же как и его учитель Анаксагор, Перикл был чужд всяких суеверий. Однажды к нему явился гадальщик. Показав отрубленную голову однорогого барана, он предсказал, что скоро вся власть в государстве сосредоточится в руках одного человека. Действительно, вскоре все государственные дела оказались в руках одного Перикла. Гадальщик потребовал награды за свое исполнившееся предсказание, утверждая, что успех Перикла связан с благоприятной приметой. Однако Перикл не поверил ему и поручил Анаксагору разобраться, в чем была причина уродства однорогого барана. Ученый доказал, что из-за неправильного строения черепа животного второй рог не смог вырасти и чудес здесь никаких нет.




Перикл нечасто выступал в народном собрании, так как не хотел, чтобы его выступления стали привычными для народа. Большие познания и природные способности сделали выступления Перикла прекрасными по форме и глубокими по содержанию, а хорошее образование позволило ему развить свои природные ораторские способности. Походка его была размеренной, одежда всегда лежала правильными складками, речь оставалась неизменно спокойной и уравновешенной. Современники уподобляли Перикла богу и прозвали его Олимпийцем.

Однажды некий человек, рассердившись за что-то на Перикла, стал при всех ругать и оскорблять его. Перикл ничего не отвечал обидчику. Однако тот не успокаивался целый день. Уже вечером, когда Перикл пошел, домой, этот человек последовал за ним, громко выкрикивая оскорбления. Когда они подошли к дому Перикла, уже стемнело. Прежде чем войти в дом, Перикл приказал своему рабу взять факел и проводить незнакомца до его дома.

Перикл заботился о благе государства, не делая никаких послаблений прихотям отдельных граждан и не поддаваясь народной массе, когда под влиянием момента она хотела принять неверное решение. Обычно он управлял, опираясь на поддержку народа, но случалось, что ему приходилось вести народ против его воли по пути, полезному для государства. При этом Перикл говорил, что подражает врачу, который ради пользы больного причиняет ему боль или дает горькое, но целительное лекарство.

Афины при Перикле преобразились. На Акрополе были возведены Парфенон, Пропилеи, храм Афины Ники, рядом с Акрополем - Одеон (крытый концертный зал) Перикла, а над агорой - храм Гефеста. Всеобщее восхищение вызывал украшенный колоннами вход на Акрополь - Пропилеи. Строительство этой колоннады длилось 5 лет. Храм покровительницы города богини Афины Парфенон сооружали архитекторы Калликрат и Иктин. Внутри храма стояла 11-метровая статуя богини работы Фидия.

Первой женой Перикла была Телезиппа, женщина благочестивая, фанатично поклоняющаяся богам. Однако увлечение Перикла науками сблизило его с женщиной–философом Аспасией, уроженкой Милета. Аспасия увлекалась красноречием, в ее доме постоянно можно было встретить талантливых писателей, драматургов, художников и других замечательных людей.



Перикл развелся с Телезиппой и стал сожительствовать с Аспасией (законный брак с чужестранкой по афинским законам был невозможен). Его любовь была так сильна, что он разрешал Аспасии, в нарушение обычая, выходить к гостям мужа, разговаривать с ними и даже принимать участие в спорах.

В сентябре 429 г. до н. э. Афины поразила эпидемия чумы. В числе зараженных оказался и Перикл. Его друзья и родственники, собравшись у постели умирающего, вспоминали, как велики были его доблесть и ум. Они говорили, думая, что Перикл потерял сознание и не слышит их. Вдруг он приподнялся и сказал: «Вы хвалите меня за то, что совершали и многие другие, но о самом великом, что я сделал, не говорите ничего. Ведь за годы моего правления ни один афинянин не был казнен по моему приказу».

А.С.Пушкин в знаменитых стихах «К портрету Чаадаева», уподобил своего друга Периклу:

Он вышней волею небес
Рождён в оковах службы царской;
Он в Риме был бы Брут, в Афинах Периклес,
А здесь он - офицер гусарский.

перикл

ПЕРИКЛ (ок. 490-429 до н. э.) афинский стратег (главнокомандующий) в 444/443-429 (кроме 430), вождь демократической группировки. Законодательные меры Перикла (отмена имущественного ценза, замена голосования жеребьевкой при предоставлении должностей, введение оплаты должностным лицам и др.) способствовали расцвету афинской демократии. Инициатор строительства (Парфенон, Пропилеи, Одеон). Стремился к усилению Делосского союза; руководитель ряда военных кампаний во время Пелопоннесской войны. Умер от чумы.

перикл

ПЕРИКЛ (Perikles) (около 490, Афины - 429 до н. э., там же) древнегреческий политик и полководец. Родился в аристократической семье, издавна принадлежавшей к правящей элите Афин. Его отец Ксантипп отличился в Греко-персидских войнах, и особенно в десантной операции у мыса Микале (479), где он командовал афинским флотом. Прекрасное образование, редкий дар красноречия, богатство и большие связи - все это предвещало Периклу успешную политическую карьеру, но поначалу он уклонялся от участия в государственных делах. Однако ситуация, сложившаяся в Афинах в конце 50-х годов 5 в., заставила его заняться политикой и выступить выразителем интересов широких демократических слоев. С 443 по 429 Перикл стоял во главе Афинского государства, проявив себя как выдающийся реформатор, дипломат и полководец. При нем были введены денежные выплаты гражданам за выполнение ими общественных обязанностей (участие в судопроизводстве в качестве присяжных, посещение театра во время государственных празднеств, занятие разного рода должностей, служба в армии и во флоте). Такой порядок позволял любому гражданину, вне зависимости от его материального положения, пользоваться всеми политическими правами, включая и занятие высших магистратур. Теперь каждый мог выступать со своим собственным предложением или законодательной инициативой в народном собрании, которое и решало все вопросы. Много сделал Перикл для укрепления Афинского морского союза и установления контроля над важнейшими торговыми путями в Эгеиде. Союзные афинянам полисы оказались в подчиненном положении, Афины установили над ними жесткий военный, административный и финансовый контроль. На лучшие земли некоторых союзных полисов были выведены колонии афинских граждан (клерухии). В них обосновались, получив наделы, более 10 тыс. человек. Перикл заботился о поддержании мощи многочисленного флота, обеспечивавшего военно-стратегические и экономические интересы Афин в бассейне Эгейского и Черного морей. Тратя большие средства на осуществление масштабных градостроительных проектов, Перикл старался превратить родной город в главный центр культурной и художественной жизни Эллады (Акрополь в Афинах). Усиление могущества Афин вызывало все большие опасения у спартанцев и других членов Пелопоннесского союза. Вмешательство афинян в 433 в конфликт между Керкирой и Коринфом, союзником Спарты, стало поводом для войны. Попытки решить межгосударственные споры путем переговоров успеха не имели, и в 431 со вторжения пелопоннесцев начались боевые действия в Аттике. Афины подверглись длительной осаде, а их окрестности были опустошены. Вынужденный из-за перевеса в сухопутных силах у пелопоннесцев ограничиться позиционной обороной города, Перикл организовал диверсии в дальний тыл противника. По причине недовольства сограждан сложившейся ситуацией он начинал утрачивать влияние, но затем сумел восстановить свое прежнее положение (429). Однако вскоре он стал жертвой свирепствовавшей в Афинах эпидемии чумы.

Перикл

(Perikles) (около 490 до н. э., Афины, ≈ 429 до н. э., там же), древнегреческий политический деятель, стратег (главнокомандующий) Афин в 444/443≈429 до н. э. (кроме 430). Принадлежал к аристократическому роду; получил разностороннее образование. С начала политической деятельности П. примкнул к возглавлявшимся Эфиальтом средним слоям рабовладельческой демократии, заинтересованным в росте морского могущества Афин, расширении их торговых связей. После гибели Эфиальта П. возглавил афинских демократов, а с 443 стал во главе афинского государства. С именем П. связаны законодательные мероприятия, приведшие к дальнейшей демократизации афинского государственного строя: фактическая отмена имущественного ценза и замена голосования жеребьёвкой при избрании большинства должностных лиц, введение оплаты должностным лицам. При П. был создан специальный фонд для раздачи малоимущим гражданам денег на посещение театра (так называемый теорикон); велось строительство общественных зданий (Парфенон, Пропилеи, Одеон), дававшее работу многим гражданам; осуществлялся вывод бедноты в так называемые клерухии . Все эти мероприятия, однако, проводились в интересах лишь полноправных граждан. Внешняя политика П. была направлена на расширение и укрепление афинской морской державы. В качестве стратега П. лично руководил рядом военных кампаний и экспедиций, подавлял попытки отдельных городов выйти из Делосского союза (например, восстание на Самосе в 440). В связи с Пелопоннесской войной 431≈404 до н. э., вторжениями спартанцев в Аттику и тяжёлой эпидемией в осажденных Афинах положение П. пошатнулось. В 430 он не был избран стратегом, его обвинили в финансовых злоупотреблениях и наложили крупный денежный штраф. В 429 влияние П. восстановилось, он вновь стал стратегом, но в том же году умер от чумы. Популярность П. объясняется тем, что проводившаяся им политика отвечала интересам большинства афинских граждан. При нём Афины являлись крупнейшим экономическим, политическим и культурным центром эллинистического мира; по словам К. Маркса, «высочайший внутренний расцвет Греции совпадает с эпохой Перикла...» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 98).

Лит.: Бузескул В. П., Афинская демократия. Общий очерк, Хар., 1920; его же, Перикл. Личность. Деятельность. Значение, П., 1923; Willrich Н., Perikles, Gött., 1936; Sanctis G. de, Pericle, Mil. ≈ Messine, 1944; Cloché P., Le siécle de Périclés, P., 1949; Homo L., Périclés, P., 1954.

Д. П. Каллистов (статья из Советской исторической энциклопедии, с сокращениями).

Википедия

Перикл (пьеса)

«Пери́кл, царь Ти́рский» , чаще просто «Пери́кл» - пьеса, частично написанная У. Шекспиром. Считается, что его авторству принадлежат последние три акта. Предполагаемый соавтор - Джордж Уилкинс (Wilkins). Пьеса не была опубликована в Первом фолио (1623) из-за сомнений в авторстве Шекспира, но вошла во второе издание Третьего фолио (1664).

Перикл (значения)

Перикл - античное имя.

  • Перикл - афинский военный и политический деятель в V в. до н. э.
  • Перикл Младший - афинский военачальник V в. до н. э. Сын Перикла.
  • Перикл - царь Восточной Ликии в IV в. до н. э.

В литературе

  • « Перикл, царь Тирский » - пьеса, частично написанная У. Шекспиром.

Перикл

Пери́кл (, от, - «окружённый славой»; около 494 -429 г. до н. э.) - афинский государственный деятель, один из «отцов-основателей» афинской демократии, знаменитый оратор и полководец .

Перикл родился в Афинах в семье аристократов. Свою активную политическую деятельность начал, возглавив политическую группировку Алкмеонидов. Несмотря на своё аристократическое происхождение, он выступал как сторонник демократии. В борьбе с Кимоном, вождём аристократической группировки, Периклу была необходима поддержка народа. Добившись изгнания Кимона в 461 году до н. э., он стал одним из самых влиятельных политиков в Афинах и стал проводить серию реформ, которые знаменовали собой важный этап в демократизации афинского полиса. Перикл позиционировал себя как выразителя интересов всего народа Афин, в противоположность своему противнику, Фукидиду, преемнику Кимона, опиравшемуся только на аристократию.

После изгнания Фукидида Перикл фактически встал во главе Афин, будучи самым влиятельным и авторитетным политиком. Эпоха наивысшего расцвета демократии была, в то же время, эпохой преобладания одного государственного деятеля. Перикл поднял морское могущество Афин, украсил город, особенно Акрополь, знаменитыми постройками (Парфенон, Пропилеи и прочие). Афины при Перикле достигли высшей степени экономического и культурного развития (Периклов век). При нём Афины являлись крупнейшим экономическим, политическим и культурным центром эллинского мира. В этот период Перикл расширял сферу афинского влияния и готовился к войне со Спартой.

В 431 году до н. э. началась Пелопоннесская война. Благодаря правильно выбранной стратегии Перикла, афиняне смогли противостоять спартанцам, но начавшаяся в городе эпидемия спутала все его планы. Он начал терять своё влияние в полисе и умер в 429 году до н. э. , возможно, став жертвой эпидемии. С его смертью закончился Периклов век, период наивысшего внутреннего расцвета Древней Греции.

Примеры употребления слова перикл в литературе.

Пока Перикл был в силе, Анаксагор мог смело и открыто высказывать свои взгляды.

Особенно доставалось его личной жизни: он-де развратник, плохой отец сыновей от первого брака, его Аспасия - шлюха, сводня, сын ее от Перикла - бастард.

Лисикл - стратег, за которого, по свидетельству Схолиаста, вышла замуж Аспасия после смерти Перикла .

Она разольется в приготовленные мной формы Ахилла и Патрокла, Андромахи и Клеопатры, Перикла и Диогена, Сафо и Аспасии, Аристофана и Эсхила.

Одновременно, в знак своего уважения, Народное собрание приняло решение предоставить права гражданства сыну Перикла от Аспасии - Периклу младшему.

Но, так как есть предположение, что Перикл предпринял поход на Самос в угоду Аспасии, то, может быть, теперь как раз было бы уместно поставить вопрос об этой женщине - каким великим искусством или силой она обладала, если подчинила себе занимавших первое место государственных деятелей и даже философы много говорили о ней как о женщине незаурядной.

Что касается Аспасии, то, по некоторым известиям, Перикл пленился ею как умной женщиной, понимавшей толк в государственных делах.

Тем не менее очевидно, что привязанность Перикла к Аспасии была основана скорее на страстной любви.

Что касается Аспасии, то Перикл вымолил ей пощаду, очень много слез пролив за нее во время разбирательства дела, как говорит Эсхин, и упросив судей.

Но греки Каподистрии были ли похожи на греков Перикла или на греков Византии?

Эпитима из Фарсала, Перикл , по словам Ксанфиппа, потратил целый день, рассуждая с Протагором о том, кого, по существу, следует считать виновником этого несчастного случая, - дрот, или бросавшего, или распорядителей состязания.

Между прочим, собака Ксанфиппа, отца Перикла , как рассказывают, не перенеся разлуки с ним, прыгнула в море и, плывя подле его триеры, вышла на берег Саламина и тотчас от изнеможения умерла.

Напротив, человек, обладающий как умственной глубиной, так и глубиной вожделений, а также и той глубиной благоволения, которая способна на строгость и жесткость и с лёгкостью бывает смешиваема с ними, может думать о женщине всегда только по-восточному: он должен видеть в женщине предмет обладания, собственность, которую можно запирать, нечто предназначенное для служения и совершенствующееся в этой сфере - он должен в данном случае положиться на колоссальный разум Азии, на превосходство ее инстинкта, как это некогда сделали греки, эти лучшие наследники и ученики Азии, - которые, как известно, от Гомера до Перикла , вместе с возрастающей культурой и расширением власти, шаг за шагом делались строже к женщине, короче, делались более восточными.

И шесть из них были потоплены тобой на глазах у стратегов Фрасила и Перикла , не говоря уж о том, что триерарх Ферамен также был свидетелем твоего подвига, а его слово много значит в Афинах.

Фемистокл, говорит он, Кимон и Перикл наполнили город портиками, деньгами и всевозможными пустяками, меж тем как Аристид, управляя государством, вел его к нравственному совершенству.

Содержание статьи

(ок. 495–429 до н.э.), афинский государственный деятель. Отцом Перикла был Ксантипп, видный полководец, который командовал в 479 до н.э. афинским отрядом в сражении с персами при Микале, а в 489 до н.э. был главным обвинителем Мильтиада. Мать Перикла Агариста была племянницей Клисфена, великого политического реформатора, так что по материнской линии Перикл состоял в родстве с могущественным кланом Алкмеонидов. Перикл несомненно получил превосходное для своего времени образование, хотя из его учителей мы по имени знаем лишь Дамона, известного больше как теоретика музыки. Близкими друзьями Перикла были знаменитый философ Анаксагор , скульптор Фидий и многие другие выдающиеся деятели. Время наивысшего политического и культурного расцвета Афин в середине 5 в. до н.э. принято называть «веком Перикла».

Восхождение к власти.

Периклу, как и любому государственному деятелю той эпохи, военное дело не могло быть чуждо (сам он, судя по всему, был флотоводцем), о многом говорит уже тот факт, что выбирали его, когда он был в силе, именно стратегом, т.е. одним из десяти военачальников. И все же основным поприщем Перикла, на котором он не имел себе равных, была политика. Бесспорно лучший оратор Афин , будучи на вершине власти, он не стремился выступать по любому случаю, а брал слово лишь тогда, когда решались наиболее важные вопросы. Сила убеждения, которой владел Перикл, как правило, обеспечивала ему победу. Несмотря на принадлежность к народной партии, он не грешил популизмом, но вел себя с достоинством и некоторой отчужденностью (недаром афиняне прозвали его «Олимпийцем»). Перикла в Афинах скорее уважали, чем любили, все, кроме малого числа закоренелых противников, признавали, что равного ему нет. Несмотря на свое аристократическое происхождение, Перикл вошел в политическую жизнь Афин ок. 462 до н.э. как правая рука демократа Эфиальта, боровшегося против проспартански настроенного Кимона. В 461 до н.э. Эфиальт добился остракизма Кимона, но вскоре был убит (очевидно, то была месть политических противников). Какое-то время спустя (источники об этом периоде скудны) во главе народной партии встал Перикл. С этого момента и до самой своей смерти в 429 до н.э. Перикл оставался фактическим руководителем афинского государства.

Внешняя политика.

К 461 до н.э. Делосский союз уже не был добровольным объединением приморских государств во главе с Афинами: члены союза постепенно превращались в подданных Афин, делались кирпичиками в здании великой морской державы. Но Перикл не довольствовался главенствующей ролью Афин на море, задумав сухопутную экспансию в направлении центральной Греции. В период с 460 по 445 до н.э. надеждам на это был уготован высокий взлет, почти полное осуществление, а затем – крушение. Союз Афин с Аргосом и Фессалией и приобретение морских баз в Мегарах вскоре вовлекли их в конфликт с Пелопоннесским союзом и с Персией. В период между 459 и 450 до н.э. афиняне воевали одновременно и с пелопоннесцами, и с персами. Когда ок. 460 до н.э. Египет отложился от Персии, афиняне выслали на помощь египтянам огромный флот (200 кораблей) и большую армию (20 тыс. человек). В 457 до н.э. остров Эгина был захвачен Афинами и присоединен к Афинской державе, и тогда же афинянам на какое-то время удалось добиться признания свое верховенства от Беотии, Фокиды и Локриды. Однако после этого положение стало меняться. В 454 до н.э. были уничтожены войска, посланные в Египет , в Греции афинян начали преследовать поражения. По-видимому, на какое-то время Перикл утратил свою ведущую роль. Досрочно возвращенному из ссылки (по инициативе Перикла) Кимону удалось в 450 до н.э. заключить пятилетний мир со Спартой, после чего его послали отвоевывать Кипр у Персии, где он и умер. Тогда (449–448 до н.э.) афиняне предложили персам мир (т.н. Каллиев мир), на что те согласились. После смерти Кимона Перикл вновь остался без сколько-нибудь серьезного соперника, однако войны с Фивами и Спартой в 447–445 до н.э. окончательно показали несбыточность надежд на афинское господство на суше. В 445 до н.э. был заключен 30-летний мирный договор со Спартой, и в Греции воцарился мир. Морские владения по-прежнему сохранялись за Афинами, однако спартанцы и беотийцы не признавали за ними верховенства в Греции. Важным направлением внешней политики Перикла был вывод поселений (клерухий) в союзные Афинам государства, что делалось как для решения проблемы перенаселенности и бедности, так и для создания гарантий против отпадения этих союзников. Наиболее прославленные предприятия Перикла – овладение ок. 448 до н.э. полустровом Херсонес (совр. Галлиполи) и распространение афинского влияния на Понт (совр. Черное море). В 440–439 до н.э. ему после 9-месячной осады удалось привести к покорности отложившийся от Афинской державы Самос, что стало в будущем стандартной операцией, многократно повторявшейся Афинами в отношении мятежных союзников.

Внутренняя политика.

Во внутренней политике Перикл намечал две цели: укрепить демократию и превратить Афины в культурный центр греческого мира. Государственные доходы шли не только на усиление военной мощи, но и на выплату компенсаций, позволявших любому афинскому гражданину принимать участие в управлении государством. Члены городского совета и заседатели в судах (дикастериях) получали за свою деятельность плату. Город, который вплоть до середины века оставался во многом в том виде, в какой его в 480 до н.э. привели персы, преобразился. На Акрополе были возведены Парфенон, Пропилеи, храм Афины Ники, рядом с Акрополем – одеон (крытый концертный зал) Перикла, а над агорой – храм Гефеста. В трагедии тогда первенствовали Софокл и Еврипид, в комедии же блистал Кратин, в лирической поэзии выделялись Пиндар, Симонид и Вакхилид. Политические противники Перикла в Афинах часто пытались вредить ему, нападая на его друзей. Анаксагору вменили в вину нечестие и принудили его бежать из Афин, скульптора Фидия обвинили в присвоении части золота, отпущенного на изготовление знаменитой Афины, украшавшей Парфенон . Но главной мишенью для нападок была, пожалуй, знаменитая умом и красотой милетянка Аспасия, сожительница Перикла (поскольку она не была гражданкой Афин, законный брак с нею был невозможен, хотя Перикл к тому времени развелся с первой женой).

Пелопоннесская война.

Несмотря на то, что в 445 до н.э. был заключен мир, Перикл понимал, что очередной войны со спартанцами не избежать. Дело было даже не столько в антагонизме между олигархической системой, предпочтительной для Спарты, и демократией, которую отстаивал Перикл, сколько в столкновении экономических интересов Афин и союзника Спарты Коринфа, богатого города с развитой промышленностью и торговлей. Сверх того, маленькие греческие государства, еще не сделавшиеся союзниками Афин, опасались поглощения Афинской державой и обращались за помощью к Спарте. В 433 до н.э. афиняне выступили на стороне Керкиры против Коринфа, в 432 до н.э. осадили отпавшую от них и пытавшуюся заручиться поддержкой Коринфа Потидею и приняли тогда же т.н. Мегарское постановление (по которому мегарцы и мегарские товары изгонялись со всех рынков Афинской державы). Весной 431 до н.э. союзные Спарте Фивы напали на Платеи, дружественный афинянам город в южной Беотии. Всех этих событий по отдельности было бы, возможно, недостаточно для того, чтобы разразилась война, но вместе они вызвали лавину взаимных обвинений, естественным результатом которых казался вооруженный конфликт. Формально войну тогда же, в 431 до н.э., начали спартанцы, но было видно, что афиняне не слишком стремятся от нее уклониться. Благодаря предусмотрительности Перикла Афины были готовы к войне. Более того, Перикл разработал конкретный план кампании. Он предпочитал избегать крупного сражения с превосходящими сухопутными войсками пелопоннесцев, а афинский флот должен был тем временем пресекать морскую торговлю противника и разорять прибрежные области. Афины могли выдержать долгую войну, между тем как ограниченные ресурсы противников требовали достижения быстрой победы. К несчастью для Перикла, его расчеты были опровергнуты непредвиденным фактором. Когда пелопоннесская армия разоряла Аттику и все ее обитатели собрались в городе и укрепленной области между Афинами и Пиреем, разразился мор, опустошившей Афины в 430 и 429 до н.э. и сокративший население на четверть. Афинян, вполне естественно, охватила паника, они сместили Перикла и избрали новых лидеров. Одумавшись, афиняне вернули его на прежнее место стратега на 429 до н.э. Однако полгода спустя жертвой эпидемии сделался и сам Перикл.

Оценка.

Указать место Перикла в истории непросто. Возможно, значительной частью своей славы он обязан блеску Афин 5 в. до н.э. Перикла критиковали за попытку расширить Афинскую державу и включить в нее континетальные владения. Многие афиняне возлагали на Перикла вину за Пелопоннесскую войну. Разумеется, в 431 до н.э. Перикл ускорил ее наступление, но он справедливо полагал, что война так или иначе неизбежна, и у него были основания начать боевые действия, поскольку афиняне на тот момент были подготовлены лучше, чем пелопоннесцы.

Временем расцвета древнегреческой культуры считается V в. до н. э. - век, называемый золотым веком Перикла.

Пери́кл (др.-греч. Περικλῆς, от περί + κλέος, - «окружённый славой»; около 494 -429 г. до н. э.) - афинский государственный деятель, один из «отцов-основателей» афинской демократии , знаменитый оратор и полководец .

В 431 году до н. э. началась Пелопоннесская война . Благодаря правильно выбранной стратегии Перикла, афиняне смогли противостоять спартанцам, но начавшаяся в городе эпидемия спутала все его планы . Он начал терять своё влияние в полисе и умер в 429 году до н. э. , возможно, став жертвой эпидемии. С его смертью закончился Периклов век, период наивысшего внутреннего расцвета Древней Греции .

В научных исследованиях подчеркивается, что именно в эту эпоху наиболее ярко проявился феномен "греческого чуда". Он состоит в необычном расцвете среди древневосточных сакральных (священных) цивилизаций греческой культуры: эпоса (античные греки вроде бы не знали богатой древневосточной литературы), философии, театра, скульптуры.

В основе уникальности греческого культурного "чуда" лежат следующие предпосылки:

    частная собственность,

  • полисная демократия,

    сохранившиеся аристократические этические представления,

    отсутствие чиновничье-борократической элиты и жреческой касты,

    десакрализация политической и культурной жизни (специфически античное явление),

    возникновение греческого буквенного письма,

    идеал бескорыстного созерцания, исповедовавшийся людьми, которые занимались духовным производством,

    созданием высокоразвитой греческой культуры.

Перикл

греч. Περικλ ς

Герма с изображением головы Перикла, римская копия с греческого оригинала Кресила , Ватиканские музеи

Род деятельности:

афинский стратег

Дата рождения:

около 494 года до н. э.

Место рождения:

Афины

Гражданство:

Афины

Дата смерти:

429 до н. э.

Место смерти:

Афины

Отец:

Ксантипп

Мать:

Агариста

Супруга:

1. Телезиппа 2. Аспасия

Дети:

1. Ксантипп, 2. Парал, 3. Перикл Младший

До сих пор привлекает к себе внимание афинская демократия, взлет и упадок которой ярко показывает позитивные и негативные стороны демократии вообще, показывают права и бесправие. Именно Перикл внес наибольший вклад в развитие афинской демократии, в расцвет политической мощи Афин (он удовлетворил требования средних и бедных афинских граждан в привлечении их к реальному управлению государством путем введения оплаты за должности, наделил землей обедневших граждан и пр.), и в конце его жизни началась ее деградация.

Время его деятельности было самой блистательной эпохой в истории Афин ("пятидесятилетие"). "По названию – демократия, а в действительности Господство первого человека", – так оценил Фукидид положение Афин при Перикле.

И все-таки господство это обусловлено рядом его выдающихся качеств, а именно:

    прекрасное образование, пополняемое всю жизнь благодаря общению с самыми глубокими умами его времени,

    высокий уровень интеллекта, сочетаемый с мудрым подходом к жизни,

    великолепный ораторский дар,

    трудолюбие и выдержка,

    энергичность и гражданское мужество.

Такой набор черт, редкий в одном человеке, который был отличным военным стратегом и политиком. Верный своим принципам, к преданный интересам государства, был равнодушен к похвалам и порицаниям толпы, сохранял трезвый взгляд в самых трудных ситуациях. Перикл не был диктатором, не имел в своем распоряжении материальной силы, которая давала бы ему власть; несколько раз он отстранялся от власти. Его повторяющийся успех – это триумф разума.

Так как должностные лица в Афинах не располагали большой властью и авторитетом, то на передний план выходили зачастую люди, не занимавшие никаких официальных должностей, но умевшие говорить и убеждать народ принять или отвергнуть тот или иной закон. Таких людей в древней Элладе называли демагогами, не вкладывая в это слово никакого осуждающего оттенка: это были истинные вожди народа, в V в. до н.э. к ним относился Перикл. Он своей деятельностью способствовал громадному развитию торговли, флота, жизнь приобрела невиданные до тех пор масштабы. Во всем, чем жила тогда Греция, Афины заняли первое место:

    в архитектуре,

    философии,

    пластических искусствах,

  • риторике и т.д.

Перикл превратил Афины в один крупный университет, давший возможность проявиться гениальным умам.

К этим умам относятся и два знаменитых историка: иониец Геродот ("отец историй") из Галикарнаса и афинянин Фукидид. Значительное влияние на Геродота оказало пребывание в Афинах – дружба с Периклом и Софоклом, склонность к софистике и естествознанию.

В золотом веке Перикла разворачивается деятельность Гиппократа, основателя научной медицины: с его медициной завершился переход от религиозно-мистических представлений о всех процессах, связанных со здоровьем и болезнями человека, к начатому ионийскими натурфилософами их рациональному объяснению. Медицина жрецов сменилась медициной врачей, основанной на точных наблюдениях. В приписываемом Гиппократу трактате "О священной болезни" оспаривается традиционное мнение, будто эпилепсию вызывают злые демоны, а сама эпилепсия рассматривается как болезнь мозга. Другое сочинение "О воздухе, водах и местах"" устанавливает связь между состоянием здоровья, в. том числе психического, отдельных людей и народов под влиянием климатических условий. Врачи школы Гиппократа были также философами. Их методы, основанных на опыте, наблюдениях, стремлении к быстрой и правильной диагностике, применении таких профилактических мер, как диеты и гигиена, были, несомненно, плодами того же интеллектуального течения, которое породило и философии Демокрита, и "Историю" Фукидида. Гиппократ, прозванный "отцом медицины", приобрел известность во всем греческом мире и на Востоке. До наших дней дошло его бессмертное правило для врачей: не навреди пациенту.

Многочисленные имена математиков и астрономов того времени, сохранившиеся в античных сочинениях, свидетельствуют о том, что и эти науки развивались успешно, достижения греческой астрономии и космологии к концу V в. до н. э. были колоссальны и далеко превосходили все, что достигли другие народы древности.

Своей вершины достигло и греческое искусство, весь золотой век насыщен творческим гением Мирона, Поликлета, Фидия и других художников. Целое поколение звезд искусства причастно к рождению красоты, которая до тех пор и не снилась человечеству.

Прежде всего следует отметить ансамбль Акрополя, в чьем создании деятельное участие принимали Перикл и крупнейший скульптор Фидий . Главное сооружение Акрополя – Парфенон, в его центре находилась сделанная из слоновой кости и золотых пластин на деревянной основе статуя Афины. Особое значение Парфенона состоит в том, что он – и памятник, признанный увековечить победу греков над персами, и символ славы и величия Афинского государства – главы морского союза Парфенон – одно из величайших творений мирового искусства; все сюжеты его объединяет единая идейная основа: борьба света, добра и цивилизации с силами тьмы, дикости и отсталости. После смерти Фидия недалеко от Парфенона был воздвигнут храм Эрехтейон, он завершил великолепный ансамбль Акрополя.

Рис. Фото и изображение (реконструкция) Парфенона и Акрополя

ДОРИЧЕСКИЙ ОРДЕР, 447 -438 гг до н. э. Золотой век Перикла, Высокая классика

Парфенон - находится на афинском Акрополе и посвящен покровительнице города богине Афине Парфенос (Девственнице) (Ἀθηνᾶ Παρθένος). В центре Парфенона в древности стояла статуя Афины, выполненная из золота и слоновой кости, созданная гениальным скульптором Фидием. Строительство храма заняло семь лет и закончилось в 438 г. до н.э . Построен в 447 -438 годах до н. э. архитектором Калликратом по проекту Иктина и украшен в 438 -431 годах до н. э. под руководством Фидия при правлении Перикла . Парфенон является одним из наиболее красивых зданий сознанных человеком, в его конструкции отсутствуют прямые линии, а эффект симметрии получается за счет суживающихся кверху колонн и ступеней. Парфенон господствует над центром Афин и постоянно напоминает о Золотом веке в истории Древней Греции. V век ко н.э. – Золотой век

Эрехтейон (др.-греч. Ἐρέχθειον - храм Эрехтея ) - выдающийся памятник древнегреческой архитектуры, один из главных храмов древних Афин , расположенный на Акрополе к северу от Парфенона . Постройка датируется 421 -406 годами до н. э. Выполнен в ионическом ордере . Храм посвящён Афине , Посейдону и легендарному афинскому царю Эрехтею .

Античный храм

Парфенон Παρθενών

Вид на холм Акрополя, увенчанный Парфеноном

Греция

Местоположение

Афины

Конфессия

Грециизм

Тип здания

Храм

Архитектурный стиль

высокая классика

Иктин

Строитель

Калликрат (архитектор)

Архитектор

Иктин

Строительство

447 до н. э. -438 до н. э. годы

Мирон был родом из Елевфер, на границе Аттики и Беотии. Мирон большую часть своей жизни работал в Афинах, расцвет его творчества падает на вторую четверть V века до н. э. Древние характеризуют его как величайшего реалиста и знатока анатомии, не умевшего, однако, придавать лицам жизнь и выражение. Он изображал богов, героев и животных, причём с особенной любовью воспроизводил трудные, скоропреходящие позы.

Среди его произведений наибольшей известностью пользовалась статуя «Дискобол», исполненная между 460 и 450 годами до н. э . Она прославляет победителя атлетических состязаний. Сжав диск в правой руке, обнаженный юноша наклонился вперед. Рука с диском отведена назад до предела. Кажется, через мгновение атлет распрямится и брошенный с огромной силой диск полетит на далекое расстояние. Все тело юноши пронизано захватившим его движением.

Статуя, дошла до нашего времени в нескольких копиях, из которых лучшая сделана из мрамора и находится во дворце Массими (итал. palazzo Massimi) в Риме. А у копии, находящейся в Британском музее, голова расположена неправильно.



Наряду с этой статуей древние писатели упоминают с похвалами об его изваянии Марсия, сгруппированного с Афиной. Об этой группе мы получаем понятие также по нескольким поздним её повторениям.

Из изображений животных, исполненных Мироном, более других славилась «Тёлка», в похвалу которой писались десятки эпиграмм. За самыми незначительными исключениями, произведения Мирона были бронзовые.

Фидий (греч. Φειδίας, ок. 490 до н. э. - ок. 430 до н. э. ) - древнегреческий скульптор и архитектор , один из величайших художников периода высокой классики. Личный друг Перикла .Большинство работ Фидия не сохранились, о них мы можем судить только по описаниям античных авторов и копиям. Тем не менее, слава его была колоссальной.

Бронзовая статуя Афины Лемнии.

«Афина Лемния », - ок. 450 г. до н.э. Бронзовая статуя. Изображает богиню, опирающуюся на копье, её задумчивый взгляд обращён на шлем в руке . Название - от острова Лемнос , для жителей которого она была изготовлена. Известна по копиям.

« Афина Парфенос » .


Прорисовка статуи «Афины Фидий . « Афина Парфенос » .

Парфенос», установленной хрисоэлефантинная техника

внутри Парфенона

« Афина Парфенос » . 438 г. до н. э. Была установлена в афинском Парфеноне , внутри святилища и представляла собой богиню в полном вооружении. Наиболее полной копией считается т. н. «Афина Варвакион» (Афины), золото (одежда), слоновая кость (руки, лицо), украшенная мелкими драгоценными камнями.

Предполагаемый автопортрет Фидия в виде Изображение Ириды, богини Радуги ,

Лысого старика (Дедала ), замахивающегося с фриза Парфенона. Школа Фидия

молотом (атрибутом скульптора) в сцене

битвы с амазонками на щите

« Афины Парфенос »

Фидий «Афина Промахос» (Воительница) Греция. Классический период. Бронзовая статуя «Афины Промахос» (Афины – Воительницы) воздвигнута Фидием в 465-455 гг. до н. э. Название ее переводится как «передовой боец». Огромная статуя богини Афины, замахивающейся копьем, была установлена в афинском Акрополе на постаменте между Эрехтейоном и Парфеноном. Афина изображена в шлеме, с щитом и копьём, причём шлем и остриё копья были золотыми. Поэтому моряки, подплывая к Афинам издали видели золотой наконечник копья, блестевшее на солнце. Афина служила им маяком. Статуя не сохранилась. Мы можем судить о ней только по описаниям античных авторов и копиям.

«Афина Арея» - Воительница (Арес – Бог войны) в Платеях , ок. 470-450 до н. э. Из позолоченного дерева (одежда) и пентелийского мрамора (лицо, руки и ноги). Не сохранилась.

Фидий. Зевс В наст. время

находится в Эрмитаже Санкт-Петербург.

Статуя Зевса Олимпийского - единственное из Семи чудес света , которое располагалось в материковой части Европы (в городе Олимпия). Статуя Зевса в Олимпии - третье чудо света древнего мира. Была воздвигнута в V веке до нашей эры. Мраморный Зевс превосходил по размерам все существующие на тот момент храмы. Массивную крышу здания размером 27 на 64 м поддерживали колонны, выполненные из ракушечника. На мраморных фронтонах храма были изображены подвиги Зевса. Статую Зевса возвёл Фидий .

Южные метопы Парфенона. Лондон, Британский музей.

Фриз целлы: процессия Панафиней.

Поликле́т Ста́рший (Πολύκλειτος ) - древнегреческий скульптор и теоретик искусства, работавший в Аргосе во 2-й половине V века до нашей эры.

Поликлет любил изображать атлетов в состоянии покоя, специализировался на изображении спортсменов, олимпийских победителей.

Как пишет Плиний [ кто? ] , Поликлет первым додумался придавать фигурам такую постановку, чтобы они опирались на нижнюю часть лишь одной ноги. Поликлет умел показывать человеческое тело в состоянии равновесия - человеческая фигура в покое или медленном шаге кажется естественной благодаря тому, что горизонтальные оси не параллельны.

Произведения Поликлета

    «Диадумен » («Юноша, повязывающий повязку»). Около 420-410 до н. э.

    «Дорифор » («Копьеносец»).

    «Раненая амазонка », 440-430 до н. э.

    Колоссальная статуя Геры в Аргосе. Была выполнена в хрисоэлефантинной технике и воспринималась как пандан Зевсу Олимпийскому Фидия (панданами называются: две картины, равные по величине, похожие одна на другую и назначенные висеть на стене симметрично; две статуи, соответствующая одна другой размером, позой и выражением изображённых фигур; две вазы одинаковой формы и схожей орнаментации, помещённые с той и другой стороны средней вещи в каминной гарнитуре и т.д.)

    «Дискофор» («Юноша, держащий диск»). Не путать с «Дискоболом» Мирона .

Скульптуры были утрачены и известны по сохранившимся древнеримским копиям.

«Диадумен » («Юноша, повязывающий повязку»). Около 420-410 до н. э. Поликлет из Аргоса - Мегаэнцик.

« Дорифор »(Копьеносец).

На значимость скульптуры в жизни греков обращает внимание Плутарх, подчеркивая, что в Афинах было больше статуй, чем живых людей.

Наряду с нею ценилась и живопись, хотя подлинников дошло до нас ничтожно мало. Из источников известно о прославленных живописцах Полигноте, Апполодоре, Зевксисе, Апеллесе и о многих других. Полигнот, современник Перикла, расписывал стены общественных зданий фресками на темы эпоса и мифологии; не будучи уроженцем Афин, он получил за свои росписи афинское гражданство.

Золотой век Перикла - время расцвета драматического искусства. Важнейшими драматическими жанрами были трагедия, сюжетами которой служили мифы о богах и героях, и комедия, чаще всего политическая. Развитие древнегреческой трагедии связано с именами Эсхила, Софокла (творцов античной трагедии в ее классической форме) и Еврипида (он в своих произведениях отразил кризис традиционной идеологии города-государства и поиски новых основ мировоззрения).

Наиболее острым в политическом отношении жанром являлась аттическая комедия; крупнейший представитель этой комедии Аристофан, расцвет творчества которого падает на годы Пелопоннеской войны. Он дает смелую сатиру на политическое и культурное состояние Афин в то время, когда демократия начинает переживать кризис. В его комедиях представлены различные слои общества: государственные деятели и полководцы, поэты и философы, крестьяне и воины, городские обыватели и рабы. Лирика, политика, грубый площадный юмор, непристойность, пафос - все смешивается в древнегреческой комедии, обеспечивая ей долгую жизнь в веках.

Древнегреческой театр, особенно афинский, был тесно связан с жизнью полиса, будучи по существу вторым народным собранием, где обсуждались самые животрепещущие вопросы. Сходство с народным собранием усиливалось благодаря тому, что театральные представления давались по праздникам.

В V в. до н. э. Афины являются центром греческой культуры, где находится сосредоточие интеллектуальной жизни. Это век Перикла, время мира и богатства, расцвета цивилизации, искусства и науки, время Софокла, Еврипида. и Аристофана, Фидия и Поликлета. Греческая ментальность в золотой век испытывает бурную перемену: она быстро избавляется от своей первобытности и наивности. Не только происходит резкое усиление интеллектуальной жизни, но и меняется ее направленность: если до этого предметом интереса и исследования для греков выступала в основном природа, то теперь им стал человек и его дела. Вполне естественно, что данное изменение отразилось и на философии, которая теперь вступила в гуманистический период.

Картина золотого века Перикла будет неполной, если ничего не сказать об общегреческих праздниках, самыми известными из которых являются Олимпийские игры.

Высочайший подъем греческой культуры в V в. до н. э. был, связан главным образом с расцветом классического полиса. Усиление демократии, участие в политической жизни большинства свободных граждан и в то же время ожесточенные политические и социальные конфликты, требующие самоопределения каждого индивида, прогресс позитивной науки, расширение географического кругозора, осознание превосходства своего образа жизни над иными - все это породило своеобразные черты культуры классической Греции - золотого века Перикла.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама