THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Один князь женился на прекрасной княжне. Не успел он на нее наглядеться, не успел с нею наговориться, не успел ее ласковых речей наслушаться, а уж надо было им расставаться, надо было ему ехать в дальний путь, покидать жену на чужих руках. Что делать! Говорят, век, обнявшись, не просидеть.

Много плакала княгиня, много князь ее уговаривал, заповедовал не покидать высока терема, не ходить на беседу, с дурными людьми не ватажиться, худых речей не слушаться. Княгиня обещала все исполнить. Князь уехал, а она заперлась в своем покое и никуда не выходит, ни с кем не видится.

Много ли, мало ли времени проходит, скоро и князю надо бы воротиться. Все тоскует княгиня, как вдруг пришла к ней женщина, с виду такая простая и ласковая. А была это злая ведьма, и задумала она погубить молодую княгиню.

Стала она ее уговаривать:

Что ты все скучаешь? Хоть бы на божий свет поглядела, хоть бы по саду прошлась, тоску размыкала, голову освежила.

Долго княгиня отговаривалась, не хотела выходить, наконец подумала, что по саду походить не велика беда, и пошла.

В саду разливалась ключевая хрустальная вода.

Что, - говорит ведьма, - день такой жаркий, солнце палит, а водица студенная -так и плещет. Не искупаться ли нам?

Нет, нет, не хочу! - говорит княгиня, а потом и подумала: "Ведь искупаться не беда, от этого ничего не будет" - скинула сарафанчик да и прыгнула в воду.

Только она окунулась, ведьма и ударила ее по спине. "Плыви ты, говорит, белой уточкой!" И поплыла княгиня белой уточкой.

Ведьма тотчас обернулась княгинею, нарядилась в ее платье, надела княжеские уборы и села поджидать князя. Только щенок вякнул, колокольчик звякнул, она уж бежит навстречу, бросилась к князю, целует, милует. Он обрадовался, сам руки протянул и не распознал ее.

А белая уточка нанесла яичек, и из тех яичек народились мальчики, два крепких, здоровеньких, а третий не удался - хил да слаб, совсем заморышек. Она их вырастила, стали они по реченьке ходить, злату рыбку ловить, лоскутики сбирать, кафтаники сшивать, да выскакивать на бережок, да поглядывать на лужок.

Ох, не ходите туда, дети! - говорила мать.

Дети не слушали. Нынче поиграют на травке, завтра побегают по муравке, дальше-дальше, и забрались на княжий двор.

Ведьма чутьем их узнала, зубами заскрипела. Вот она позвала деточек, накормила, напоила и спать уложила, а сама велела разложить костры, навесить котлы, наточить ножи.

Легли два братца и заснули - а заморышка, чтоб не застудить, велела им мать в пазушке носить - заморышек-то и не спит, все слышит, все видит.

Ночью пришла ведьма под дверь и спрашивает:

Спите вы, детки, или нет? Заморышек отвечает:



    Огни кладут калиновые,
    Котлы высят кипучие,
    Ножи точат булатные!

"Не спят" - думает ведьма. А у нее была припасена рука мертвеца, если обвести ею спящих, то станет их сон непробудным. Вот ушла она, походила-походила да и опять под дверь:

Спите, детки, или нет? Заморышек опять говорит то же:

    Мы спим - не спим, думу думаем,
    Что хотят нас всех порезати,
    Огни кладут калиновые,
    Котлы высят кипучие,
    Ножи точат булатные!

"Что же это все один голос?" - подумала ведьма, отворила потихоньку дверь и видит, что оба брата спят крепким сном. Она обвела их мертвой рукой - они и померли. Поутру белая уточка зовет деток - детки нейдут. Зачуяло ее сердце, встрепенулась она и полетела на княжий двор.

На княжьем дворе белы, как платочки, холодны, как пласточки, лежали братцы рядышком. Бросилась она к ним, крылышки распустила, деточек обхватила и материнским голосом завопила:

    Кря-кря, мои деточки!
    Кря-кря, голубяточки!
    Я нуждой вас выхаживала,
    Я слезой вас выпаивала,
    Темну ночь не досыпала,
    Сладок кус не доедала!

Жена, слышишь небывалое? Утка приговаривает!

Это тебе так чудится! Велите утку со двора прогнать! Ее прогонят, она облетит да опять к деткам:

    Кря-кря, мои деточки!
    Кря-кря, голубяточки!
    Погубила вас ведьма старая,
    Ведьма старая, змея лютая,
    Змея лютая, подколодная.
    Отняла у вас отца родного,
    Отца родного - моего мужа,
    Потопила нас в быстрой реченьке,
    Обратила нас в белых уточек,
    А сама живет - величается!

"Эге!" - подумал князь и закричал:

Поймайте мне белую уточку!

Бросились все, а белая уточка летает и никому не дается. Выбежал князь сам, она к нему на руки пала.

Взял он уточку за крылышко, а ведьма оборотила ее веретеном. Князь догадался, переломил веретено надвое, один конец бросил перед собой, а другой позадь себя и говорит:

Стань белая береза у меня позади, а красная девица впереди!

Белая береза вытянулась у него позади, а красная девица стала впереди, и в красной девице князь узнал свою молодую княгиню. Обняла она его и все ему рассказала.

Стали князь с княгиней думать да гадать, как оживить деток. Поймали сороку, подвязали ей два пузырька, велели в один набрать воды живящей, в другой говорящей. Сорока слетала, принесла воды. Сбрызнули деток живящей водой -они встрепенулись, сбрызнули говорящею - они заговорили. И стала у князя целая семья, и стали все жить-поживать, добро наживать, худо забывать.

А ведьму привязали к конским хвостам и размыкали ее кони по чистому полю: где оторвалась нога - там стала кочерга, где рука - там грабли, где голова - там куст да колода. Налетели птицы - мясо поклевали, поднялися ветры - кости разметали, и не осталось от ней ни следа, ни памяти.

Художник И.Я.Билибин


Белая Уточка — это русская народная сказка с картинками о противостоянии добра и зла, которую нужно читать детям всех возрастов. Она рассказывает о крепкой, счастливой и дружной семье, которую пыталась разрушить злая ведьма. Сказка учит любить и заботиться о своих ближних при любых трудностях жизни. Она показывает, что добро всегда побеждает зло.
Белая уточка передавалась из уст в уста из поколения в поколение, поэтому неизвестно, кто ее написал, автором этого произведения признан русский народ. Анализ сказки показывает, что в ней сохранились элементы, дошедшие до нас из глубокой древности. В стародавние времена люди верили в обращение людей в животных. В этой сказке молодая мать перевоплощается в Белую Уточку, в которой с трудом можно узнать красивую женщину. Но муж узнает в ней свою любимую, и таким образом чары коварной колдуньи рушатся. Добро побеждает.

Краткое содержание сказки Белая уточка (пересказ)

Жил – был князь, и женился он на прекрасной девушке.
Вскоре после свадьбы пришлось молодым расстаться. Очень переживала молодая княгиня. Не пила, не ела, из палат белокаменных не выходила. Но однажды пришла женщина, с виду добрая, и обманом увела в сад и превратила в белую уточку. А сама переоделась в ее одежды и стала ожидать князя.
Он ничего не понял. Уточка сделала себе гнездо. Нанесла яичек, и вскоре у нее родились прекрасные деточки. Два мальчика обыкновенных, а один заморышек.
Дети выросли и стали играть недалеко от княжеского дворца. Ведьма их заприметила и решила погубить. Заперла она их в сарай и стала ждать, когда они уснут. Младший заморышек всегда у братьев за пазухой был. Он пытался обмануть злую ведьму, но та была хитрее и умертвила спящих детей.
Белая уточка долго ждала детей с прогулки. Не дождавшись, полетела к княжескому дому. Увидев мертвых мальчиков, она горько заплакала. Услышал рыдания князь, вышел на крыльцо, и Белая уточка прилетела прямо в его руки. Князь узнал и расколдовал свою любимую. Затем живой и мертвой водой они оживили деточек.
Злую колдунью убили. И стали они жить поживать и добра наживать!

Белая уточка — слушать и смотреть иллюстрации к мультфильму

Саранова Ольга Викторовна Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №100 Учитель начальных классов

«Белая уточка»

Цели: проанализировать сказку, помочь раскрыть тему семьи в произведении, формировать интерес и умение работать с текстом, развивать творческие способности детей, воспитывать чувство взаимопомощи, дружбы и любви к близким.

Оборудование: детские рисунки на тему «Моя семья», бусы.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2. Постановка темы и целей урока .

На сегодняшнем уроке мы проанализируем русскую сказку «Белая уточка», которую вы должны были прочитать дома.

О ком эта сказка? (о княгине-уточке, её детях и князе)

А как одним словом можно их назвать? (семья)

Ребята, то, о чём говориться в произведении, называется его темой. Какая же тема сказки будет сегодня нами обсуждаться? (тема семьи).

Сегодня на уроке мы обсудим произведение, разберёмся в его теме, попробуем раскрыть проблему добра и зла, поговорим о любви и дружбе, продолжим учиться работать с текстом произведения и постараемся раскрыть ваши творческие способности.

3.Работа с текстом сказки. Раскрытие темы семьи, добра и зла в сказке.

Ребята, с текстом народной сказки «Белая уточка» вы уже знакомы. Можно ли отнести её к произведениям о семье? Почему? Давайте вспомним содержание сказки и проанализируем её.

С чего начинается сказка? Послушалась ли жена князя? Что с ней случилось? Зачитайте. Какой вывод можно сделать?

Сказка учит, что нельзя всем доверять, в мире есть добро и зло и порой кто-то творит ужасные дела.

Какой матерью мы видим княгиню? Легко ли жилось ей? Найдите и зачитайте эти строки.

Да, вы наверное уже поняли то, что никто лучше мамы о вас не позаботится.

О чём же беспокоилась уточка, о чём просила детей? Зачитайте эти строки в произведении.

В народе есть пословица «Дети – радость, детки и горе». Кака вы её понимаете?

Опыт показывает, что с непослушными детьми всегда что-то случается плохое. Так произошло и в сказке. Что случилось с непослушными утятами, мы увидим в сценке, которую подготовила группа ребят, пожелавшая выполнить именно это творческое задание.(дети инсценируют данный отрывок сказки).

Как в сложной ситуации ведёт себя младший сын? Каким он показан в сказке? (смелым, сообразительным, находчивым)

Почему его назвали Заморышем, если он такой хороший?

Дело в том, что на Руси самых красивых, умных детей называли «дурак», «дурачёк», «заморыш», чтобы уберечь от дурного сглаза и злых сил. Как видите, Заморыш – особый ребёнок.

Сердце матери беду чует. Почуяла беду и уточка-мать и полетела на княжий двор, где и увидела своих деток, лежащих рядком. Как повела себя мать? (жалобно запела, запричитала). Как она называет своих деток? Почему?

Кто помог уточке в горе? (князь)

Как, с помощью чего он сломал колдовские чары? Что стало с детьми?

Наконец, семья воссоединилась, злые силы побеждены.

На какие группы мы можем поделить героев сказки? (положительные и отрицательные герои)

Назовите положительных и отрицательных героев сказки.

Посмотрите, как много положительных героев. Так и в жизни бывает: добрых людей намного больше, поэтому добро всегда побеждает зло.

4.Работа над расширением представления детей о счастье, беседа о дружбе и взаимопомощи.

Посмотрите, какая уточка маленькая и нежная, а сколько в ней силы и любви к детям! Так и ваши мамы на многое способны ради вас, детей. Почему, как вы думаете?

О любви к своим мамам расскажут в своих собственных стихотворениях ребята из нашего класса. (дети читают свои стихи о мамах)

Какой же мы назовём семью, в которой княгиня – необыкновенно сильная и заботливая мать, князь тоже любит жену, спасает её от колдовских чар, дети заботятся друг о друге? (счастливой)

Чтобы всем хорошо жилось в семье, какими нужно быть всем её членам? (дружными, любящими, заботливыми, добрыми)

Если все будут такими, то семья будет счастливой. А в счастливой семье всем хорошо, всё под силу: и добрые дела творить, и с трудностями справиться.

Все вы нарисовали рисунки, в которых изобразили свою семью. Глядя на них, я думаю, что в нашем классе много таких дружных семей.

У нас есть ребята, которые написали сочинения о своей семье. Давайте их послушаем. (дети читают свои сочинения)

Ребята, вы должны знать, что многое в семье зависит и от вас, детей. Ведь вы не всегда слушаете родителей, выполняете их просьбы, считаете, что родители излишне много дают советов. А вы не задумывались, почему они это делают? Чем они озабочены, чего от вас ждут? (чтобы мы были добрыми, отзывчивыми, трудолюбивыми, честными людьми)

Постарайтесь понять своих родителей. Они хотят вам счастья. Все родители хотели бы гордиться своими детьми, а я хотела бы гордиться каждым из вас, так как все мы одна школьная семья. Послушаем, что написала о нашем классе в своём сочинении ученица нашего класса.

А как думают другие дети? Может кто-то хотел бы что-то изменить в жизни нашего класса?

Конечно, всем нам надо постараться быть друг к другу терпимее, дружнее, замечать всё лучшее, что есть в душе каждого из вас. Тогда мы сможем назвать нашу школьную семью счастливой, и вы все с радостью станете приходить в класс.

На уроках, классных часах мы много говорили о тех качествах характера, за которые можно уважать и любить человека. Все вы подарили мне бусинки, в которые вложили всё доброе и хорошее, что есть в душе каждого из вас. Посмотрите, какие чудесные бусы из низ получились! Какие в них разные бусинки, так и мы с вами все разные, непохожие друг на друга. Посмотрите, как плотно они прилегают друг к другу! Мне хотелось бы, чтобы и вы были такими же сплочёнными, дружными, уважающими и понимающими друг друга. А родителей нужно почитать, тогда и вы, и те, кто рядом с вами, будут счастливы!

Ребята, о чём я сейчас буду говорить? Отгадайте.

Она – откровение для уставших, дневной свет для тех, кто пал духом, солнечный луч для опечаленных и лучшее противоядие от неприятностей. (улыбка)

Как известно, с чего начинается счастье? (с улыбки). Так давай те подарим свои улыбки друг другу и станем от этого чуточку счастливее.

5. Итог урока. Обобщение.

О чем сегодня говорили?

Есть ли ребята, для которых разговор оказался полезным, заставил задуматься?

А может кто-то захотел в себе что-то изменить?

Мне было приятно сегодня с вами общаться. Вы были активными и интересными собеседниками, умеющими слушать и рассуждать. А ребятам, выполнившим к уроку творческие задания, хочется сказать, что вы молодцы, замечательно с ними справились. Спасибо вам всем!

ученица 5 класса дистанционного обучения МБОУ СОШ №1 г.Шагонара

Выявление роли цветовой гаммы в русской народной сказке "Белая уточка" и тувинской сказке "Ак-Сагыш и Кара-Сагыш"

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Сравнительная символика белого цвета в русской сказке «Белая уточка» и тувинской сказке «Ак- сагыш и Кара- сагыш » Исследовательская работа в ыполнила ученица 5 Б класса дистанционного обучения при МБОУ СОШ №1 г.Шагонара Ондар Айыран.

Актуальность Вся наша жизнь с детства связана со сказками. Родители шептали их, когда мы засыпали. Мы их изучали в школе. Они нас сопровождают и сейчас. Удивительная сказка передавалась из уст в уста. Их очень ценил народ. Я постаралась п ередать смысл белого цвета в русской народной и тувинской сказках.

Цель работы: Выявить роль цветовой гаммы в русской сказке «Белая уточка» и тувинской «Ак - сагыш и Кара - Сагыш ».

Новизна: В нашей школе раньше символика белого цвета не рассматривалась. Эта первая попытка раскрыть символ белого цвета в русской и тувинской сказках.

Объект Русская народная сказка «Белая уточка» и тувинская народная сказка «Ак- Сагыш и Кара- Сагыш » (Чум зверей).

Методы работы: Метод сплошной выборки; Метод сравнительного и сопоставительного анализа; Метод комплексного анализа текста.

Основная часть Сказка – это один из видов устного народного творчества. Она учит нас добру, смелости, учит защищать слабых, любить Родину и не просто жить, а приносить пользу другим. В сказках добро побеждает зло.

Для сравнительного анализа мы выбрали русскую народную сказку о животных « Б елая уточка» и тувинскую сказку о животных «Ак- сагыш и Кара- сагыш »

Словарь Ожегова Прежде чем анализировать и прочитать сказки, мы просмотрели два словаря: Словарь Ожегова, где лексическое значение таково:) 1) Белый - Со светлой кожей (как признак расы) 2) Белый - Светлый, в противоположность чему-нибудь более темному, именуемому черным 3) Белый - Контрреволюционный 4) Белый - Цвета снега или мела

Словарь символов Белый. Это цвет простоты, света, Солнца, воздуха, прозрения, чистоты, невинности, непорочности, святости, священства, спасения, духовной власти. Белые одежды означают чистоту, непорочность или триумф духа над плотью. У буддистов - овладение самим собой, спасение, Белая Тара - высочайшая духовная трансформация через женственное, та, которая ведет наружу, за тьму оков, Мать всех Будд. У христиан - очищенная душа, радость, чистота, девственность, невинность, святая жизнь, свет, целостность. Белое носят во всех ритуально важных случаях: крещение, конфирмация, помолвка, брак, смерть. Это цвет святых, не испытавших мучений и святых девственниц, а также Пасхи, Рождества, Крещения и Вознесения.

Основное содержание сказок Русская сказка «Белая уточка» В сказке говорится, как злая ведьма обманом вывела молодую княгиню в сад, когда князь уехал. Сгубила ее и превратила в белую уточку. Уточка снесла яички и вырастила детей. Но ведьма сгубила и детей. Уточка причитала, ее услышал князь и догадался. Он спас княгиню и детей. Тувинская сказка «Ак – сагыш и Кара - сагыш » Жили два брата Ак- Сагыш и Кара- Сагыш. Кара- Сагыш оставляет брата и сбегает. А Ак- Сагыш, случайно подслушав разговор зверей в чуме, спасает людей и скот Караты-Хана. У хана пропал родник. Ак- Сагыш освободил родник Хан щедро вознаградил его. Об этом узнал брат Кара- Сагыш. Он также отправился в чум зверей, но звери чуть не растерзали его. И снова брат Ак- Сагыш спасает Кара- Сагыша.

Анализ сказок Все сказки делятся на волшебные, сказки о животных и социальные. Прочитав данные сказки, мы отнесли русскую к волшебной, а тувинскую о животных. Русская сказка не имеет зачин, она сразу начинается со слов «Один князь женился на прекрасной княжне…», тувинская имеет зачин «Давным-давно жили два брата – Ак- Сагыш И Кара- Сагыш »

Особенности сказки: «Белая уточка» Есть, как и в любой сказке, отрицательная героиня – ведьма, которая из зависти погубила княгиню и превратила в белую уточку. «Ак- Сагыш и Кара- Сагыш » Также есть отрицательный герой – брат, который бросив его, хочет нажиться и стать богатым.

Троекратный повтор в сказках Чаще всего в мировой литературе можно встретить троекратный повтор, но в русской народной сказке «Белая уточка» повтор двухкратный: Ведьма дважды спрашивает детей «Спите, детки, или нет?», а третий ребенок заморышек дважды отвечает «Мы спим-не спим, думу думаем, что хотят нас порезати …». Также дважды причитает о смерти детей сама белая уточка « Кря,кря, мои деточки! Кря,кря, голубяточки! Погубила вас ведьма старая…» В тувинской сказке прямого троекратного повтора нет, но мы можем проследить добрые дела Ак- Сагыша: он первый раз отдал своего белого коня, чтобы оба они насытились, второй раз он спасает скот Караты-Хана и в третий раз спасает брата Кара- Сагыша от голодных зверей.

Прилагательное «белая » символизирует не только цвет, но и характер, душу – это символ простоты, чистоты, невинности. Княгиня из-за своей простоты поверила ведьме, которая превратилась в женщину и погубила ее. В тувинской сказке говорящее имя «Ак- Сагыш », что в переводе белая душа. И действительно, что бы ни делал «Кара- Сагыш », т.е. «Черная душа», брат всегда спасает жадного родственника. Значит душа его также невинна, чиста и проста.

Сколько раз встречается слово «белый» Русская сказка Встречается три раза: белая уточка, белы как платочки (сравнительный оборот) в предложении «На княжьем дворе, белы как платочки, холодны как пласточки, лежали два брата рядышком». Так умертвила ведьма и двоих детей белой уточки. И в третий раз нам встречается слово «Белый» в просьбе князя «Стань белая береза у меня позади, а красная девица впереди!» Тувинская сказка Прилагательное встречается два раз. В предложении «Не было у них ничего, кроме двух коней: белого у Ак- Сагыша, и черного у Кара- Сагыша ». В имени «Ак - С агыш » также можно заметить слово «белый», но только в переводе с тувинского.

Вывод В обеих сказках добро побеждает зло, хотя в тувинских сказках иногда зло не наказывается. Символика белого цвета применена не спроста, ее применяли, чтобы показать не только цвет положительного героя, но и качество души, характер: простоту, наивность, чистоту. В русской сказке отсутствует традиционный зачин, отсутствует троекратный повтор, но трижды используется прилагательное «белый». В тувинской, наоборот, все сказочные элементы сохранены: зачин, троекратные действия положительного героя.

Таким образом, символика белого цвета используется не только, чтобы показать цвет у чего или кого-либо, но и показать положительные качества героев. Цветовая символика помогает составить полную характеристику литературному персонажу, следовательно, глубже понять образ того или иного героя. Это помогло мне стать более внимательным читателем, понять многогранность каждого слова в разных сказках.

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Аннинская СОШ с УИОП»

Конспект урока

литературного чтения

в 3 классе

«Русская народная сказка «Белая уточка»

Составитель Муратова О.В.

учитель начальных классов

пгт Анна, 2015

Цель: Создание условий для развития критического мышления через анализ русской народной сказки «Белая уточка».

Задачи:

Образовательные : познакомиться с русской народной сказкой «Белая уточка» и проанализировать её; актуализировать имеющиеся у учащихся знания в связи с изучаемым материалом.

Развивающие: формировать познавательные универсальные учебные действия в ходе работы с текстом;

Воспитательные: воспитывать интерес к устному народному творчеству; пробуждать творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность; мотивировать ситуацию успеха и достижений, творческой самореализации учащихся; воспитывать сочувствие и сопереживание по отношению к близким людям.

Планируемые результаты:

Предметные: развитие смыслового чтения через анализ русской народной сказки «Белая уточка»;

Метапредметные:

Регулятивные:

Осознание значимости чтения для личного развития;

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

Овладение логическими действиями анализа, обобщения; установление аналогий и причинно-следственных связей; построение рассуждений;

Познавательные:

Использование разных видов чтения (смысловое, выборочное, поисковое);

Умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику сказки, участвовать в её обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

Коммуникативные:

Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

Излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Личностные:

Формирование уважительного отношения к иному мнению;

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Самооценка своей деятельности на уроке;

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала

Технологии:

Методика «Основы смыслового чтения и работа с текстом»

Технология критического мышления

Технология деятельностного метода обучения

Материально-технические средства: компьютер, проектор, экран, учебник по литературному чтению Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий «Литературное чтение»; диск – электронное приложение к учебнику; карточка с задачами урока; портрет А.Н. Афанасьева.

Методические пособия: Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению. 3 класс. – М.: ВАКО, 2014. – 400 с. – (В помощь школьному учителю); толковый словарь В.Даля; э тимологический русскоязычный словарь Фасмера

(интернет ресурс http://www.slovopedia.com)

СТРУКТУРНЫЕ ПАРАМЕТРЫ

Этапы урока

ЗАДАНИЯ, направленные на достижение результатов

Деятельность обучающихся

Ожидаемые результаты

1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Цель: создание положительного настроя на работу

В мире много сказок грустных и смешных,

И прожить на свете нам нельзя без них.

Лампа Алладина, в сказку нас веди,

Башмачок хрустальный, помоги в пути!

Мальчик Чипполино, мишка Винни-Пух –

Каждый нам в дороге настоящий друг.

Пусть герои сказок дарям нам тепло,

Пусть добро навеки побеждает зло.

Кому хочется сегодня на уроке познакомиться с новой сказкой?

Ну, тогда в путь!

Восприятие мотивов обучения, настрой на работу с литературным произведением.

Л: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

Р: позитивный настрой на работу.

2.Актуализация знаний. Постановка учебной задачи

Цель: подведение детей к формулированию темы и цели урока.

Прочитайте с доски предложение: «В какой семье любовь да совет, в той и горя нет».

Что можете сказать о прочитанном? (это пословица)

Как вы понимаете данную пословицу?

Как вы думаете, какое отношение она имеет к сегоднешнему уроку? (высказывание предположений)

Откройте учебник на 81 стр. прочитайте название сказки, а на стр. 83 рассмотрите иллюстрацию. Выскажите свои предположения, о чём пойдёт речь в этой сказке? (высказывание предположений)

Итак, сегодня мы знакомимся с РНС «Белая уточка». Как обычно мы знакомимся со сказками?

Поставим задачи на сегодняшний урок.

КАРТОЧКА НА ДОСКУ:

Познакомимся со сказкой.

Обсудим её.

Попытаемся понять её основную мысль.

Чтение с доски предложения, ответы на вопросы учителя, высказывание своих предположений

Р: формирование умения планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

П: активное использование речевых средств для решения познавательных задач.

К: изложение своего мнения и аргументация своей точки зрения.

3. Знакомство со сказкой и первичное впечатление от сказки.

Цель: первичное знакомство со сказкой и впечатление от неё.

Давайте прослушаем сказку в исполнении артиста и проверим свои предположения.

ПРОСЛУШИВАНИЕ ДИСКА с произведением с одновременным слежением по тексту.

Ваши впечатления от прочитанного? Какие чувства вы испытывали, слушая сказку? (радость, тревогу, огорчение, …)

Понравилась ли вам сказка?

Слушание и слежение по тексту за диктором.

Озвучивание впечатлений после первичного прочтения сказки, обмен мнениями с одноклассниками.

Р: овладение логическими действиями анализа, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений;

К: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

4. Словарная работа.

Цель: толкование непонятных слов, расширение словарного запаса детей

Смысл каких слов и выражений был непонятен вам?

РАБОТА ПО ПАРАМ:

Соедините слова с их толкованием по карточкам:

ЗАПОВЕДОВАЛ (…заповедовал не покидать высока терема…) – завещал, наказывал

НЕ ВАТАЖИТЬСЯ («…с дурными людьми не ватажиться…) – не собираться толпой, стаей, ватагой, гурьбой; не знаться, не общаться, не водиться, не связываться; не знакомиться, не дружиться. (толковый словарь В.Даля)

РАЗМЫКАТЬ тоску – рассеять, забыть, развеять.

НАМАЛЕВАЛАСЬ – накрасилась.

РАБОТА В ПАРАХ: объяснение непонятных слов через соотнесение с их толкованием

РАБОТА ПО ГРУППАМ:

Сейчас мы обсудим по группам, как вы поняли смысл сказки? Времени даётся на работу в группе – 3 минуты.

Озвучивание мнений от группы.

Давайте обсудим сказку и определим, кто из вас был ближе к истине.

С чего начинается сказка? Послушалась ли жена князя? Что с ней случилось? Зачитайте.

Какой вывод можно сделать? (Сказка учит тому, что нельзя доверяться чужим людям. В мире кроме добра есть и зло.)

Какой матерью была княгиня? Легко ли ей жилось? Найдите и зачитайте из текста строки, подтверждающие вашу точку зрения.

(Заботливая, трудолюбивая, любящая. Жилось тяжело, в нужде)

Вы уже знаете, что никто лучше матери не позаботится о вас. О чём беспокоилась уточка, о чём просила детей? Зачитайте эти строки.

Послушались ли дети матери? Что они сделали и что из этого вышло?

В народе говорят: «Дети – радость, детки и горе». Как вы понимаете такое высказывание? (Когда дети себя ведут послушно – это для родителей радость. С непослушными детьми всегда что-то случается плохое)

РАБОТА ПО ГРУППАМ: участие в диалоге по определению смысла сказки.

Выборочное чтение.

Физкультминутка

Цель: снятие физиологического утомления и напряжения

Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.

Молодцы, дружно и послушно выполнили зарядку.

Коллективное выполнение динамической паузы под руководством 1 ученика

Снятие физиологического утомления и напряжения

5. Эмоциональная оценка текста с помощью вопросов по содержанию.

Цель: разбор текста по содержанию с эмоциональной оценкой её смысла.

Вернёмся к сказке.

Как себя в сложной ситуации ведёт младший сын? Каким он показан в сказке? (Смелым, сообразительным, находчивым)

Почему его тогда называют Заморышем, если он такой хороший? (Дело в том, что на Руси самых красивых, умных детей называли «дурак», «дурачок», «заморыш», чтобы уберечь от дурного завистливого взгляда и злых сил. Заморыш – особый ребёнок).

Сердце матери чует беду. Почуяла её и уточка-мать, полетела на княжий двор и увидела своих деток, лежащих рядком. Как повела себя мать? (жалобно запела, запричитала)

Рассмотрите иллюстрацию. Соотнесите её с текстом сказки. Прочитайте выразительно.

Сравните, какой изображена уточка в сказке и на иллюстрации. (белая, красивая, горюющая)

Какие цвета и оттенки использовал художник? (белые, светлые, яркие)

Кто помог уточке в горе? (князь)

С помощью чего были разрушены колдовские чары? Что стало с детьми? Зачитайте отрывок.

Что стало с источником зла – ведьмой? Зачитайте отрывок.

Какие слова непонятны были вам?

МЫКАЛИ по полю – бродили, мотались.

куст КОЛОДА – кустарник (Этимологический русскоязычный словарь Фасмера)

Семья воссоединилась, злые силы побеждены. Как бы вы сейчас ответили на вопрос: в чём смысл сказки? Добро победило зло?

Сказка о непослушании ? (сначала княжна ослушалась мужа, потом сыновья ослушались мать)

Ответы на вопросы учителя, высказывание своих предположений.

Характеристика героев сказки, их поступков и последствий.

Поисковое чтение

Выборочное чтение

Толкование слов

П: умение осознанно воспринимать и оценивать содержание сказки, участвовать в её обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

Л: развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

К: излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Р: овладение логическими действиями анализа, обобщения; установление аналогий и причинно-следственных связей; построение рассуждений;

6. Подведение итогов

Цель: соотнести поставленные задачи с достигнутым результатом.

К какому виду сказок относится данная сказка? (волшебная)

Какие признаки волшебной сказки присутствуют? (чудесные превращения, троекратные повторы, присказки, сказочные помощники, невероятные события)

Назовите положительных и отрицательных героев сказки. (запись на доске: княгиня, князь, сыновья - ведьма)

Посмотрите, как много положительных героев. Так и в жизни бывает: добрых людей намного больше, чем плохих. Поэтому добро всегда побеждает зло.

Обратимся к нашим задачам в начале урока. Всё ли мы выполнили?

Ответы на воросы учителя, высказывание собственных точек зрения.

Р: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

Л: развитие оптимистического взгляда на жизнь;

7. Рефлексия

Цель: оценить свою деятельность на уроке.

В народе говорят: «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».

Какой урок для себя вы вынесли, познакомившись с этой сказкой?

Что нового для себя сегодня узнали?

Самооценка учебной деятельности на уроке

Р: освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

Л: самооценка своей деятельности на уроке;

8. Знакомство с А.Н. Афанасьевым.

Цель: знакомство с собирателем русских народных сказок А.Н. Афанасьевым, его вкладом в русскую культуру.

Как вы думаете, откуда к нам пришла эта сказка?

Оказывается много лет назад в нашей области жил один человек, который, собирал сказки, записанные другими писателями, и выпустил 3 тома сборника «Народные русские сказки». Звали его Александр Николаевич Афанасьев. Сам Александр Николаевич всего сказок 10 сам записал, а всего в его сборнике было около 640 сказок, собранных другими учёными. Например, В.И. Даль передал ему 150 сказок.

Сборник «Народные русские сказки» - одно из главных сокровищ русской культуры. Сказки из этого сборника переведены на многие языки и пользуются мировой известностью.

Афанасьев отобрал из своего сборника 88 сказок специально для детей. Они неоднократно издавались у нас в стране и за рубежом.

Знакомство с собирателем сказок А.Н. Афанасьевым.

П: знакомство с воронежским учёным и собирателем русских народных сказок А.Н. Афанасьевым, его вкладом у русскую культуру.

9. Домашнее задание.

Прочитайте дома сказку родным, обменяйтесь с ними впечатлениями. Нарисуйте иллюстрации к понравившемуся отрывку.

Принятие домашнего задания

Л: развитие навыков сотрудничества со взрослыми




THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама