THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Начало 20 века подарило России не только множество потрясений, но и большое количество талантливых людей, которые были способны на созидательную деятельность.

В Российской Империи всегда был очень сильный кабинет министров, состоящий из талантливых политиков, знающих толк в своем деле.

Самыми яркими представителями русского правительства были, бесспорно, Столыпин и пожалуй Витте. О последнем и пойдет речь. Помимо политических успехов, Витте был успешным интриганом, и человеком вообще весьма интересным.

Сергей Юльевич родился в 1849 году в Тифлисе. Предки его по отцовской линии имели некие голландские корни. Отец - Юлий Федорович, был членом совета кавказских наместников. Мать - Екатерина Фандеева, был дочерью саратовского губернатора, её происхождение относится к фамилии князей Долгоруких.

Образование Сергей Витте получал в кишиневской гимназии и в Новороссийском университете. В Новороссийском университете, он окончил физико-математический факультет, и был представлен к получение степени кандидата физико-математических наук.

Вследствие определенного стечения обстоятельств, он все же отказался от карьеры ученого. Свою карьеру, молодой и талантливый Сергей Юльевич решил начать в канцелярии Одесского губернатора.

В канцелярии Витте проработал недолго, решил попробовать себя в железнодорожном деле, которое достаточно быстро развивалось в Российской Империи.

Новым местом работы стало Управление Одесской железной дороги. Службу свою он знал хорошо, и вскоре стал большим начальником. Работа Витте была плодотворна, и не могла остаться не замеченной.

В 1886 году Сергей Юльевич стал главным управляющим «Сообщества юго-западных дорог». За годы работы в этом предприятии, он увеличил в несколько раз его доходы, проводя грамотную управленческую политику. В эти же годы Витте познакомился лично с императором Александром III .

В марте 1889 года Сергей Юльевич был поставлен во главу нового департамента при министерстве финансов - «департамент железнодорожных дел». Быстро освоился на новом месте, набрал свою команду высококлассных специалистов, работал не покладая рук, и добился максимальной эффективности от департамента. Коллектив его считался образцово показательным для остальных департаментов Российской Империи.

Через три года, (в 1892 году) Сергей Юльевич был назначен министром финансов Российской Империи. Он считал очень важным, как можно быстрее закончить строительство транссибирской магистрали . По его мнению, данная железная дорога, должна была дать мощный толчок экономическому развитию Российской Империи.

В подвластном ему министерстве проводили свою, особую, кадровую политику. Сергей Юльевич привлекал на работу много молодых людей, имеющих высшие образование. Проводил протекционистскую экономическую политику, благодаря этому промышленность России динамично развивалась еще долгие годы, после его отстранения от государственных дел.

Он заключил ряд выгодных торговых соглашений с Европейскими странами, ввел винную монополию, которая обеспечивала большой процент всех доходов государства. В 1897 году Сергей Витте провел денежную реформу, благодаря которой рубль стал самой крепкой валютой в Европе.

Витте принадлежит и идея строительства Китайской - Восточной железной дороги, соединившей Читу с Владивостоком и Порт-Артуром, через территорию Китая. Такой проект выглядел удачно с экономической точки зрения. Как показала история - то, что выгодно экономически, не всегда выгодно политический.

Строительство КВЖД через Китай стало одной из причин русско-японской войны. После этой войны Читу и Владивосток пришлось еще раз соединять железной дорогой, но на этот раз уже через территорию Российской Империи. В реализации этого проекта Витте показал себя замечательным интриганом. Ведь если бы не взятка одному китайскому чиновнику, никакой КВЖД не было бы и помине.

В 1899 году он перестает вести политику протекционизма, отменяет множества пошлин. Российская промышленность знатно пошатнулась. Вскоре стал участником очередной знатной интриги с Саввой Мамонтовым. Мамонтов - известный русский меценат и предприниматель. Умелый интриган Витте без труда присвоил себе большую часть акций предприятий Мамонтова, коих было великое множество.

В 1903 году Николай II сместил Витте с должности министра финансов Российской Империи. После отставки Сергей Юльевич еще долго работал госслужащим. Правда посты были менее заметны, а сам он, как всегда на высоте. В 1905 году он заключал в США мир с Японии. За добытые выгодные условия мира, Витте был пожалован графский титул.

Стоит отметить, что и тут без интриги не обошлось. По утверждению некоторых историков и любителей «грязного белья», для того что бы отправиться на переговоры, Витте отвалил кругленькую сумму денег чиновникам. Сергей Юльевич знал, что сулили ему успешные переговоры. Графский титул - давняя его мечта.

Сергей Юльевич продолжал активно участвовать в политической жизни страны. Он активно подавлял революцию, был инициатором царского манифеста от 17 октября. Годом позже попал в опалу, и уже не был одной из ключевых фигур политической жизни Российской Империи. Однако не отчаивался и продолжал строить всяческие интриги, кои отмечали даже иностранные послы.

Умер Сергей Юльевич 28 февраля 1915 года. Витте ярчайший пример талантливого политического деятеля и человека невысоких моральных устоев. О роли Сергея Юльевича в истории спорят, и будут спорить. Личность уж больно колоритная.


100 великих политиков Соколов Борис Вадимович

Граф Сергей Юльевич Витте (1849–1915)

Граф Сергей Юльевич Витте

(1849–1915)

Один из наиболее выдающихся государственных деятелей России Сергей Юльевич Витте родился 29 июня 1849 года в Тифлисе, в семье крупного чиновника, выходца из Голландии, служившего в Кавказском наместничестве. Витте получил домашнее образование, позволившее ему экстерном сдать экзамены за курс гимназии и в 1866 году поступить на физико-математический факультет Новороссийского университета в Одессе. Он защитил магистерскую диссертацию по высшей математике и в 1877 году стал начальником эксплуатации в Управлении казенной Одесской железной дороги. Он был награжден в 1878 году за усердие, проявленное во время русско-турецкой войны, когда по Одесской дороге шло все снабжение русской армии на Балканах. В 1880 году Витте перешел на ту же должность в управлении акционерного общества Юго-Западных железных дорог и переехал в Петербург. По этой дороге часто путешествовал император Александр III. Витте привлек внимание царя безукоризненным исполнением своих обязанностей и особыми мерами по обеспечению безопасности самого монарха и его семьи. Большой резонанс имела и вышедшая в 1883 году работа Витте «Принципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов». В 1889 году он был назначен директором только что созданного Департамента железнодорожных дел при Министерстве финансов. При этом Витте сразу был произведен из титулярных советников в гражданские генералы – действительные статские советники, прыгнув сразу на пять ступенек вверх по иерархической лестнице. В феврале 1892 года он стал управляющим Министерства путей сообщения, а 30 августа 1892 года – управляющим Министерства финансов. В начале 1893 года Витте стал полноправным министром и был произведен в тайные советники. Главной его задачей стало проведение денежной реформы и ликвидация бюджетного дефицита. Витте удалось получить крупные иностранные займы и весьма значительно поднять доходность казенной промышленности. Он поднял налоги и резко увеличил таможенные тарифы на промышленные изделия. Протекционизм стимулировал рост российской промышленности.

В 1880 году Витте женился на Н.А. Спиридоновой (урожденной Иваненко), дочери черниговского предводителя дворянства, для которой он добился развода в первом браке. В 1890 году она умерла, что стало для Витте тяжелым ударом. В 1892 году Витте женился вторично – на Матильде Ивановне Лисаневич, мужу которой за развод пришлось заплатить солидную сумму отступного. Он удочерил ее дочь Веру. Матильда осталась верной подругой Витте до конца его дней. Но женитьба на разведенной еврейке, да еще после скандального развода, вызвала неодобрение Александра III. Однако Витте удалось оправдаться перед царем, которому, очевидно, не хотелось расставаться со способным чиновником.

В 1891–1902 годах благодаря энергии и предприимчивости Витте был построен Транссиб, соединивший Москву с Владивостоком. В 1892 году по его предложению был учрежден Комитет Сибирской железной дороги, имевший ранг министерства и возглавлявшийся наследником престола. Это гарантировало содействие властей всех уровней. Витте мотивировал строительство Транссиба необходимостью «вовлечения в общерусскую жизнь» обширной территории в 1,5 млн кв. километров, где можно было получить новые рынки сбыта для промышленности и производить дешевый хлеб на экспорт. Как писал Витте Александру III в ноябре 1892 года: «Сибирский путь установит непрерывное рельсовое сообщение между Европой и Тихим океаном и, таким образом, откроет новые горизонты для торговли не только русской, но и всемирной». Россия же, как надеялся министр, сможет воспользоваться «как всеми выгодами посредника в торговом обмене произведений Востока Азии и Западной Европы, так и выгодами крупного производителя и потребителя, ближе всего стоящего к народам азиатского Востока». Он подчеркивал, что Сибирский путь «обеспечит русскому военному флоту все необходимое и даст ему точку опоры в наших восточных портах». Только с Транссибом Россия по настоящему получила возможность иметь флот на Тихом океане.

Витте предложил разделить постройку отдельных участков дороги на три очереди, чтобы не распылять силы и средства, а финансировать различные участки последовательно, перебрасывая затем людей и технику на новые участки. Министр настаивал, что наряду с Транссибом в районе трассы надо возводить железоделательные заводы, развивать судоходство и строить порты на пересекающих Великий сибирский путь реках, стимулировать переселенческое движение. Это облегчило задачу доведения постройки магистрали до успешного конца.

С финансированием на первых порах дело обстояло просто катастрофически. Витте рассчитывал уже в 1892 году начать работы на участке Челябинск – Омск. Однако выяснилось, что из запрашиваемых 22,3 млн рублей казначейство выделило лишь 1,1 млн. Строительство грозило затянуться на несколько десятилетий. Тогда Витте нашел оригинальный способ финансирования первой очереди Транссиба. На эти цели он пустил на 93 млн рублей кредитных билетов, переданных казначейством Госбанку в уплату долга за войну 1877–1878 годов и подлежащих уничтожению. Теперь их вновь пустили в оборот – уже на Транссиб. Еще 60 млн рублей министр финансов предполагал получить в течение 8 лет за счет бюджетных поступлений и займов. Первоначально Витте надеялся, что необеспеченные кредитные билеты и недостающие средства будут подкреплены долгосрочными займами у финансистов Франции. Но рост доходов российской казны, благодаря промышленному подъему 1890?х годов, почти вдвое, с 1 247 млн рублей в 1894 году до 2 019 млн рублей в 1901 году, при одновременном увеличении золотого запаса страны в 2,5 раза, позволили построить Транссиб без иностранных займов. Правда, расходы достигли 1 млрд рублей и почти втрое превысили первоначальную смету.

В 1893 году Витте был избран почетным академиком Петербургской Академии наук. В 1894 году по его инициативе была введена государственная монополия на продажу алкогольных изделий. Доход от продажи водки составлял четверть всех государственных доходов.

Витте также ввел золотой стандарт – русские бумажные деньги могли свободно размениваться на золото. Эта великая финансовая реформа была осуществлена в 1895–1897 годах. В России появлялся золотой рубль. В этот день император Николай II издал указ о чеканке золотой монеты. За основу денежной системы был принят золотой рубль, содержавший 0,77 г чистого золота. В обращение вводились золотые монеты по 7 рублей 50 копеек и 15 рублей (полуимпериалы и империалы), имевшие свободное хождение наравне с бумажными деньгами. Последние же свободно обменивались на золотые монеты. Через несколько месяцев начали чеканить также золотые монеты в 5 и 10 рублей. Каждый подданный имел право отдать слитки золота на монетный двор, чтобы из него отчеканили монеты. Финансовая стабильность обеспечивалась устойчивым соотношением между общей массой бумажных денег и золотым запасом страны. За предшествовавшее десятилетие он увеличился в 2,5 раза и превысил 1 млрд рублей. К 1900 году 46 процентов денежного обращения приходилось на золотую монету. За это время доходы казны увеличились в 1,6 раза, и сальдо торгового баланса оставалось положительным. На несколько лет, вплоть до начала русско-японской войны, рубль стал не только свободно конвертируемой, но и одной из самых устойчивых валют в мире. Иностранные инвесторы охотно вкладывали средства в российскую промышленность, что обеспечивало ее ускоренный рост. В 1893–1903 годах иностранцы вложили в российскую экономику 3 млрд рублей золотом. Доверию к российскому правительству способствовало то, что при Витте наконец стали ежегодно публиковаться государственные бюджеты. Теперь не нужно было уплачивать иностранным кредиторам, по выражению Витте, «как бы особый налог, особую страховую премию за риск колебаний курса рубля».

В связи с успехом финансовой реформы, которой он очень гордился, Витте позднее говорил: «В России необходимо проводить реформы быстро и спешно, иначе они большей частью не удаются и затормаживаются».

Еще в октябре 1898 года Витте предложил императору Николаю II освободить крестьян от власти общины. Но это преобразование осуществил только Столыпин. В 1903 году Витте стал председателем Комитета министров и был произведен в действительные тайные советники. Несмотря на громкое название, реальной власти этот пост, в отличие от введенного позднее поста председателя Совета министров, не давал. Поэтому пределы власти Витте определялись только степенью его влияния на царя.

Он был одним из активных противников неудачной для России русско-японской войны и еще в 1898 году выступал против захвата Порт-Артура и Дальнего. Он говорил, что негоже захватывать территорию у страны (Китая), с которой заключен договор о дружбе. Это также создавало угрозу КВЖД. Главное же, эта акция обостряла отношения с Японией, противостоять которой и на суше, и на море, учитывая удаленность Дальнего Востока от центра империи, было бы очень трудно.

Накануне начала русско-японской войны 1904–1905 годов Витте предлагал решить дело миром, договорившись о разделе сфер влияния в Маньчжурии, но военная партия, поддерживавшая лозунг главы МВД В.К. Плеве о том, что России нужна «маленькая победоносная война», убедила царя взять курс на военное столкновение с Японией. Однако война оказалась победоносной для Токио, а не для Петербурга. Ликвидировать ее последствия доверили Витте.

На переговорах в Портсмуте 23 августа 1905 года он сумел заключить достаточно выгодный для России, с учетом исхода войны, мирный договор. Россия лишилась только Порт-Артура, сферы влияния в Южной Маньчжурии и южной части острова Сахалин. За достижение мира царь пожаловал Витте графский титул. В народе Сергея Юльевича несколько иронически окрестили «графом Полусахалинским». Вернувшись в Россию, он был поражен размахом революции. Впоследствии он вспоминал: «Смута увеличивалась не по дням, а по часам, революция все грознее и грознее и грознее выскакивала на улицу, она завлекала все классы населения… Можно без всякого преувеличения сказать, что вся Россия пришла в смуту и что общий лозунг заключался в крике души “Так дальше жить нельзя”, другими словами, с существующим режимом нужно покончить». Витте подготовил проект манифеста 17 октября 1905 года, которым в России была введена конституционная монархия. Эта мера, по замыслу Витте, должна была выпустить пар недовольства. В манифесте декларировалось: «Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной Думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от нас властей». Манифест также декларировал всеобщее избирательное право, неприкосновенность личности, свободу слова, собраний, союзов и совести. В том же 1905 году Витте стал первым в истории России председателем Совета министров. Ему удалось подавить наиболее крупные восстания, в том числе выступление рабочих в Москве в декабре 1905 года. Он также был решительным противником крестьянской общины и выступал за укоренение частной собственности на землю, но не успел начать соответствующую реформу. Уже в апреле 1906 года он ушел в отставку из-за разногласий с царем и другими членами кабинета. В прошении об отставке Витте писал: «В течение шести месяцев я был предметом травли всего кричащего и пишущего в русском обществе и подвергался систематическим нападкам имеющих доступ к Вашему императорскому величеству крайних элементов. Революционеры меня клянут за то, что я всем своим авторитетом и с полнейшим убеждением поддерживал самые решительные меры во время активной революции; либералы за то, что я по долгу присяги и совести защищал и до гроба буду защищать прерогативы императорской власти… Более всего вредно для дела недоверие к председателю Совета крайних консерваторов – дворян и высших служилых людей, которые, естественно, всегда имели и будут иметь доступ к царю, а потому неизбежно вселяли и будут вселять сомнения в действиях и даже намерениях людей, им неугодных… Покуда я нахожусь у власти, я буду предметом ярых нападок со всех сторон…»

Витте написал обширные трехтомные мемуары, где критически отозвался о Николае II и его политике. Мемуары были впервые изданы посмертно в Берлине в 1921–1923 годах. Витте умер 13 марта 1915 года в Петербурге.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Личные мемуары Е. П. Блаватской автора Нэфф Мэри К

Из книги Распутин и евреи.Воспоминания личного секретаря Григория Распутина [с фотографиями] автора Симанович Арон

Из книги Столыпин автора Рыбас Святослав Юрьевич

Витте ищет протекции Распутина Однажды позвонил ко мне граф Витте и просил приехать к нему по одному доверительному делу Я был сильно заинтригован. Хотя я и знал Витте давно, но в последние годы я не видал его. Немедля поехал к нему и был весьма любезно принят.В осторожной

Из книги Распутин и евреи автора Симанович Арон

Две взлетные полосы: Витте и Столыпин Наступил двадцатый век.Новый век имел грозный облик. Империя начала терять стабильность. На авансцену вышла партия социал-революционеров, взявших на вооружение террор. Партию составляли молодые люди разных сословий и

Из книги Воспоминания автора Извольский Александр Петрович

Витте ищет протекции Распутина Однажды позвонил ко мне граф Витте и просил приехать к нему по одному доверительному делу. Я был сильно заинтригован. Хотя я и знал Витте давно, но в последние годы я не видал его. Немедля поехал к нему и был весьма любезно принят.В осторожной

Из книги Бабушка, Grand-mere, Grandmother... Воспоминания внуков и внучек о бабушках, знаменитых и не очень, с винтажными фотографиями XIX-XX веков автора Лаврентьева Елена Владимировна

Глава четвертая Граф Витте Теперь мне предстоит весьма трудная задача: дать характеристику великого государственного деятеля графа Витте, которую я хочу сделать возможно более добросовестно. Немногие министры вызывали о себе столь различные суждения, высказываемые с

Из книги Воспоминания. От крепостного права до большевиков автора Врангель Николай Егорович

Избранные воспоминания С. Ю. Витте Первоначальное воспитание и образование в детстве мы все, три мальчика, получили от нашей бабушки – Елены Павловны Фадеевой, урожденной Долгорукой. Елена Павловна была совершенно из ряда вон выходящая женщина по тому времени в смысле

Из книги Последний очевидец автора Шульгин Василий Витальевич

Витте В финансовых кругах, которые мне были нужны, у меня близких знакомых не было. Но Витте 1* меня свел с Ротштейном 2*, и вскоре я там стал не чужой. Сергея Юльевича Витте, в то время всесильного министра финансов, я знал с 1877 года, еще когда он служил в Одессе в Русском

Из книги Дворцовые интриги и политические авантюры. Записки Марии Клейнмихель автора Осин Владимир М.

15. Граф Витте Под Берлином существует городок, носящий имя Виттенау. Быть может, видный русский сановник или его предки были Виттенауер, то есть обитатели города Виттенау. Сужу по аналогии. Фамилия бывшего федерального канцлера Аденауэра обозначает обитатель

Из книги Жизнь для книги автора Сытин Иван Дмитриевич

Рассказ графа Витте Три года до войны была я в Биаррице. Я часто встречалась там с супругами Витте. Однажды, когда я обедала у них на их прекрасной вилле на Рю-де-Франс (кроме меня присутствовали еще дочь Витте и ее муж Нарышкин со своей матерью), заговорили об одном слухе,

Из книги Финансисты, которые изменили мир автора Коллектив авторов

С. Ю. Витте о делам и просто по знакомству мне приходилось не раз бывать у министра финансов С. Ю. Витте. Но одно свидание с ним особенно врезалось мне в память. Это было, когда Витте уже закончил свою головокружительную карьеру и, отойдя от дел, усердно приводил в порядок

Из книги Самые знаменитые путешественники России автора Лубченкова Татьяна Юрьевна

10. Сергей Витте (1849–1915) Государственный деятель, в разные годы – министр путей сообщения, министр финансов, председатель Комитета министров, председатель Совета министров. Инициатор денежной реформы 1897 года, результатом которой стало укрепление российского рубля на

Из книги Империя Нобелей [История о знаменитых шведах, бакинской нефти и революции в России] автора Осбринк Брита

Известные высказывания Сергея Юрьевича Витте Россия с ее огромным разноплеменным населением, с ее разнообразными внутренними интересами, может быть, более, чем какое-либо другое государство, нуждается в том, чтобы национальное политическое и культурное здание имело

Из книги У стен недвижного Китая автора Янчевецкий Дмитрий Григорьевич

ОТТО ЮЛЬЕВИЧ ШМИДТ Отто Юльевич Шмидт родился 18(30) сентября 1891 года в Могилеве. Его отец по происхождению был немцем, а мать латышкой.В русском подданстве предки Шмидтов состояли с XVIII века. В семье говорили на русском, латышском и немецком языках, хотя Отто Юльевич и

Из книги автора

Витте увольняют от должности – дурной знак B 1898 г. Эмануэль получает монополию на изготовление гениального изобретения Рудольфа Дизеля – дизельного двигателя. Этот двигатель сыграл огромную роль как для механического завода Людвига Нобеля, так и для развития

Из книги автора

Виктор Юльевич Грот На балу у итальянцев познакомился я, совершенно случайно, с Виктором Юльевичем Грот. Еще раньше слышал я в посольстве, что он приехал в Пекин, но не встречался с ним. Тут вижу: стоит высокий мужчина, во фраке и белом галстуке, волосы длинные, слегка

Сергей Юльевич Витте (1849-1915) – выдающийся государственный деятель . Его экономическая политика отличалась дальновидностью, а дипломатические способности порождали мистические слухи.

Интересен факт, что Витте считали антиподом Столыпина. И действительно, их отношения складывались достаточно сложно.

У них были противоположные взгляды по поводу пути прогресса империи, но в главном они сходились: и Витте и любили Россию, и делали все для того, чтобы прославить свое отечество.

Таких, какими были эти два мужа, являются олицетворением самоотверженного служения отчизне.

Происхождение Витте

Родился Сергей Витте в семье курляндского дворянина Христофа-Генриха-Георга-Юлиуса и дочери губернатора саратовского края — Екатерины Андреевны. Случилось это в 1849 г.

Краткая биография отца семейства содержит сведения о высоком уровне его образования (он владел специальностями горного инженера и агронома). В начале сороковых годов он обосновался в Саратовской губернии и занимал должность управляющего крупного помещичьего хозяйства.

История умалчивает о том, чем он покорил сердце Екатерины Андреевны Фадеевой, но очевидно, что задача эта была не из простых.

Будущая его супруга и мать Сергея Юльевича происходила из высокообразованной дворянской семьи, ее дедом был князь Долгоруков.

Образование

До своего 16-летия, Сергей Витте посещал гимназию в Тифлисе. Затем семья недолго жила в Кишиневе. После получения аттестата зрелости они с братом стали студентами Новороссийского университета — одного из лучших в Российской империи.

Юноша терпеливо и настойчиво изучал , что позволило ему впоследствии стать выдающимся экономистом.

В Южной Пальмире, в 1870, он защитил диссертацию. Витте предлагали остаться в учебном заведении, но он отказался, в чем получил полную поддержку семьи, считавшей уделом дворянина служение государю и отечеству.

Карьера Витте

Краткая биография Сергея Витте не позволяет нам останавливаться на всех подробностях становления личности. Однако ключевые моменты его карьеры мы отметим.

Поступив на службу и заняв пост чиновника в канцелярии губернатора Новороссии, он просидел там недолго и вскоре стал специалистом-путейцем по рекомендации графа А. П. Бобринского.

Биография Витте содержит информацию о том, что он работал чуть ли не кассиром, но это не совсем так, хотя ему действительно приходилось много ездить по небольшим станциям, изучая во всех тонкостях работу железной дороги и занимать различные невысокие посты для углубления знаний.

Вскоре такая настойчивость дала результаты, и он возглавил эксплуатационную службу Одесской ЖД.

На тот момент Сергею Витте было 25 лет.

Дальнейший рост

Судьба Витте как чиновника могла бы закончиться, не успев начаться, по причине произошедшего на Тилигуле крушения поездов.

Однако его активная работа по организации оборонных грузоперевозок (шла война с ) снискала благоволение начальства, и его фактически простили (наказали двумя неделями гауптвахты).

Развитие порта Одессы – тоже в значительной степени его заслуга. Итак, вместо отставки Сергей Витте получает новый толчок в своей карьере, но уже в Санкт-Петербурге.

В 1879 г. он становится руководителем пяти юго-западных железных дорог (Харьковско-Николаевской, Киево-Брестской, Фастовской, Брестско-Граевской и Одесской).

Затем биография Сергея Витте продолжается в , где он работает под руководством И. С. Блиоха, видного теоретика-экономиста и банкира. Здесь пройдут пятнадцать лет его жизни.

Достижения

В начале XX века в мировой экономике происходят тектонические процессы, от которых не остался в стороне и Витте.

Его биография содержит сведения о написанном им труде «Национальная экономия и Фридрих Лист». Вскоре эту книгу замечают во власти, и Сергея Витте назначают статским советником при железнодорожном департаменте.

Затем его карьера стремительно развивается, и вот он уже назначен на пост министра.

(см. ) приглашен Витте на службу во вверенном ему ведомстве.

Заслуги Сергея Юльевича Витте перед государством колоссальны. Перечислим лишь наиболее значимые:

  1. Введение золотого обеспечения рубля. В результате российская денежная единица становится одной из главных мировых валют.
  2. Установление государственной монополии на продажу водки, вследствие чего в бюджет начинают поступать огромные денежные средства.
  3. Резкий рост железнодорожного строительства. За время работы Витте протяженность путей выросла вдвое и превысила 54 тыс. верст. Таких темпов не было даже в годы сталинских пятилеток.
  4. Перевод путей сообщения в госсобственность. 70 % компаний-перевозчиков казна выкупила у хозяев, это имело стратегическое значение для экономики страны.

Личная жизнь

Сергей Витте всегда пользовался успехом у дам. Со своей первой женой он познакомился еще в Одессе. На тот момент она состояла в формальном браке.

Н. А. Спиридонова (урожденная Иваненко) была дочерью предводителя дворянства из Чернигова. Вскоре они обвенчались в Киеве, в соборе Св. Владимира. Прожили супруги до самой смерти жены в 1890.

Через два года Витте женился вторично. Его избранница Матильда Ивановна Лисаневич сама растила дочь, которую Сергей Юльевич воспитывал как собственного ребенка.

Жена происходила их евреев-выкрестов, что обострило отношения чиновника со светским обществом. Сам он предрассудкам не придавал значения.

Последние годы

Отношения с у Витте складывались чрезвычайно сложно, в отличие от полного взаимопонимания, которое он имел с отцом Николая – императором Александром III.

С одной стороны, Николай II ценил его как не имеющего равных специалиста, заслужившего признание еще в годы правления его отца; с другой же — придворные интриги (на которые, кстати, и сам Сергей Юльевич был весьма способен) сильно осложняли положение министра финансов, пост которого к тому времени занимал Витте.

В конце концов, в 1903 он лишился своего поста, но надолго без дел не остался.

Как только случалась какая-то безвыходная государственная ситуация, император Николай II тут же прибегал к помощи Сергея Витте.

Именно его послали вести мирные переговоры с правительством Японии, вследствие чего был подписан . С заданием он справился виртуозно, а его наградой стал графский титул.

Затем возникли сложности с аграрным проектом, автором которого был Петр Аркадьевич Столыпин. Встретив сопротивление помещиков, Витте отступил, а автора спорного закона уволил. Долго, однако, лавировать между интересами противоборствующих группировок было невозможно. Неизбежная отставка, в конечном счете, состоялась в 1906 г.

На этом, собственно, биография Витте заканчивается. В феврале 1915 он заболел менингитом и умер.

Вся жизнь этого государственного деятеля является яркой иллюстрацией борьбы за процветание Родины.

Коротко о Сергее Витте можно сказать следующее:

  • Выдающийся русский экономист, дипломат, государственный деятель и реформатор.
  • Стабилизировал курс рубля, введя его золотое обеспечение.
  • Обеспечил приток первых в истории России иностранных кредитов на внутренний рынок.
  • Осуществил проект постройки самой большой в мире транссибирской магистрали.
  • Автор остановившего революцию 1905 года манифеста 17 октября, после которого был отстранен Императором Николаем II с поста председателя Совета министров.
  • Заключил мирный договор с Японией, по которому половина острова переходила к Японии, вторая же половина после поражения сохранилась за Россией.
  • Благодаря своим уникальным дипломатическим способностям, сумел заключить союзный договор с Китаем, Портсмутский мир с Японией, торговый договор с Германией.

В качестве заключения следует сказать, что Сергей Юльевич Витте стал ярким примером выдающегося ума, который сделал очень многое для любимой им России.

Если вам нравятся интересные факты и – подписывайтесь на . С нами всегда интересно.

Под руководством С.Витте был составлен императорский Манифест 17 октября 1905, даровавший гражданские свободы.

При его активном участии проведены государственные реформы, включая создание Государственной Думы, преобразование Государственного Совета, введение избирательного законодательства и редактирование Основных законов Российской империи.

Активно содействовал сооружению Транссибирской магистрали и КВЖД.

Провёл денежную реформу 1897 по введению золотого стандарта рубля.

Разработал программу реформ, воплощенную в жизнь П. А. Столыпиным.

Был сторонником ускоренного развития промышленности и развития капитализма. Содействовал «первой российской индустриализации» 1890-х годов. Провёл реформу налогообложения промышленности.

Содействовал введению государственной «винной монополии» на алкоголь.

Лучшие дня

Проявил незаурядные дипломатические способности (заключение Портсмутского мира с Японией, соглашение о строительстве КВЖД с Китаем, торговый договор с Германией, получение займов у Франции).

Первоначальный период жизни (до 1892)

Происходит из голландской семьи, переселившейся в Прибалтику ещё во времена владычества шведов и получившей потомственное дворянство в 1856. Православный.

Родился 17 июня 1849 в Тифлисе. Его отец Юлий Федорович Витте (1814-1867), член совета кавказского наместника, был женат на сестре известного писателя, ген. Р. А. Фадеева. Двоюродная сестра Витте - основатель теософии Е. П. Блаватская.

В 1870 окончил физико-математический факультет Новороссийского университета (Одесса), получил степень кандидата физико-математических наук. Из-за денежных трудностей в семье С.Витте отказался от научной карьеры и поступил на работу в канцелярию одесского губернатора.

Вскоре оставил службу в канцелярии и посвятил себя более перспективному железнодорожному делу. Поступил на службу в Управление казённой Одесской железной дороги, где дослужился до начальника эксплуатации. Был отмечен за эффективную организацию перевозки русских войск во время русско-турецкой войны. Уделял большое внимание развитию и техническому оснащению Одесского порта.

После образования «Общества Юго-Западных железных дорог» работал начальником эксплуатационного отделения при правлении в Петербурге (в 1879), с 1880 - начальник эксплуатации (в Киеве).

В 1879 женился на Н. А. Спиридоновой (урождённой Иваненко), дочери черниговского предводителя дворянства. До этого, по словам самого С.Витте, он «знал всех более-менее выдающихся актрис» в Одессе.

В 1883 опубликовал работу «Принципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов», которая принесла ему известность среди специалистов. Помимо основной темы С.Витте затронул во втором издании этой работы политические вопросы, высказавшись за «социальную» и «бессословную» монархию, и считая, что в противном случае «она перестанет существовать».

В 1886 занял пост управляющего частного «Общества Юго-Западных железных дорог» (Киев). Работая на должностях начальника эксплуатации и управляющего этой компании, добился роста эффективности и прибыльности. В частности, проводил передовую для того времени маркетинговую политику (реорганизовал тарифы, ввёл практику выдачи ссуд под хлебные грузы и т. д.).

В этот период познакомился с императором Александром III. По легенде, С.Витте на глазах императора вступил в конфликт с царскими адъютантами, доказывая, что нельзя использовать два мощных грузовых паровоза с целью разгона царского поезда до высоких скоростей. Александр III убедился в правоте С.Витте после крушения царского поезда в 1888.

10 марта 1889 назначен начальником только что образованного Департамента железнодорожных дел при Министерстве финансов. Получал доплату к жалованью из личных денег императора с целью компенсировать потери в зарплате после перехода на государственную службу.

Работая в правительстве, добился права назначать сотрудников в зависимости от их эффективности, а не близости к правящим кругам. В своё подчинение набрал людей из частных компаний; его департамент считался образцовым. По свидетельствам, был демократичен в отношениях с подчинёнными, ценил в них самостоятельность.

В 1889 опубликовал работу «Национальная экономия и Фридрих Лист», в которой обосновывал необходимость создания мощной национальной промышленности, защищённой на первых порах от иностранной конкуренции таможенным барьером.

В 1890 умирает первая жена С.Витте.

В 1891 году был принят новый таможенный тариф России, разработанный при активном участии С.Витте. Этот тариф сыграл важную роль во внешнеторговой политике России и стал защитным барьером для развивавшейся промышленности.

В феврале-августе 1892 - Министр путей сообщения. За этот срок сумел ликвидировать ставшие обычным явлением крупные скопления неперевезённых грузов. Провёл реформу железнодорожных тарифов.

В 1892 женился на М. И. Лисаневич, удочерив её ребёнка (своих детей у Витте не было). Женитьбе предшествовал скандал, так как С.Витте начал встречаться с М.Лисаневич до её развода и вступил в конфликт с её мужем. Это могло стоить С.Витте карьеры, так как скандальная женитьба на разведённой еврейке тогда не приветствовалась. В результате и без того не самые тёплые отношения С.Витте с высшим светом ещё более ухудшились.

Деятельность на посту министра финансов

В конце 1892 С.Витте был назначен на пост министра финансов, который он занимал 11 лет.

Вскоре после назначения поднял вопрос о форсировании строительства Транссибирской магистрали (в тот момент темпы строительства были таковы, что оно могло растянуться на многие десятки лет). С.Витте считал быстрое проведение магистрали настолько важным, что даже допускал возможность финансирования строительства за счёт денежной эмиссии. На такую меру министр всё-таки не пошёл, но сооружение Транссиба было резко ускорено.

Проводил независимую кадровую политику, издал циркуляр о привлечении на службу лиц с высшим образованием.

Много внимания уделял созданию образовательной системы, готовившей кадры для промышленности, в частности, открытию новых «коммерческих» учебных заведений.

В 1894 выступил за жёсткие торговые переговоры с Германией, в результате чего был заключён выгодный для России 10-летний торговый договор с этой страной.

В 1894 году получает почётное звание «Почётный гражданин Казани» за активное участие в строительстве Казанско-Рязанской железной дороги.

С 1895 начал вводить винную монополию. Винная монополия распространялась на очистку спирта и розничную и оптовую торговлю крепкими спиртными напитками; производство спирта-сырца разрешалось частным лицам при условии определённой регламентации (повышенный акциз и т. д.). Монополия стала одним из важных источников пополнения госбюджета.

В 1896 провёл успешные переговоры с китайским представителем Ли Хунчжаном, добившись согласия Китая на сооружение в Маньчжурии Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД), что позволило провести дорогу до Владивостока в гораздо более короткие сроки. Одновременно с Китаем был заключён союзный оборонительный договор. Успеху переговоров содействовала выдача китайскому сановнику взятки в размере 500 тыс. руб.

С 1896 - статс-секретарь.

Несомненной заслугой Витте является проведение им денежной реформы в 1897. В результате Россия на период до 1914 получила устойчивую валюту, обеспеченную золотом. Это способствовало усилению инвестиционной активности и увеличению притока иностранных капиталов.

Выступал против попыток упрочения привилегированного положения дворянства, считая, что перспективы России связаны с развитием промышленности, усилением торгово-промышленного класса, увеличением емкости внутреннего рынка. В 1897 заявил, что «в России теперь происходит то же, что случилось в своё время на Западе: она переходит к капиталистическому строю… Это мировой непреложный закон». Выход, по его мнению, для дворянства один - обуржуазиться, заняться помимо земледелия и этими отраслями хозяйства. Эта позиция вызывала неприятие у аристократии и самого Николая II.

При активном участии С.Витте разрабатывалось рабочее законодательство, в частности, закон об ограничении рабочего времени на предприятиях (1897).

В 1898 провёл реформу торгово-промышленного налогообложения.

В 1898 выступил резко против захвата Россией Ляодунского полуострова в Китае, где впоследствии был сооружён Порт-Артур.

Считал необходимым реформировать крестьянскую общину, высказывался за свободный выход из общины. В октябре 1898 обратился к Николаю II с запиской, в которой призвал царя «завершить освобождение крестьян», сделать из крестьянина «персону», освободить его от давящей опеки местных властей и общины.

Добился отмены круговой поруки в общине, телесных наказаний крестьян по приговору волостных судов, облегчения паспортного режима крестьян. Не без участия С.Витте были облегчены условия переселения крестьян на свободные земли, расширена деятельность Крестьянского банка, изданы законы и нормативные правила о мелком кредите.

Впоследствии С.Витте неоднократно подчёркивал, что П. А. Столыпин «обокрал» его, использовав его идеи.

C 1899 - действительный тайный советник.

В этом году добился снятия ряда ограничений для иностранных инвестиций в экономику.

В 1899 C.Витте принял участие в деле по осуждению Саввы Мамонтова. С. Ю. Витте, до некоторого момента находившийся в дружеских отношениях с Мамонтовым, резко поменял свою позицию.

После отставки с поста министра финансов (с 1903)

В 1903 г. вступил в обязанности председателя комитета министров. Последняя должность была фактически почётной отставкой, так как комитет до революции 1905 не имел никакого значения. Это перемещение с поста влиятельного министра финансов произошло под напором дворянско-помещичьих членов правительства (главным образом, В. К. Плеве). Возглавил правительство после реформирования в качестве Председателя совета министров. Во время событий 9 января Витте снял[источник?] с себя всякую ответственность за действия правительства.

С 1903 г. - член Госсовета, назначался к присутствию на 1906-1915.

С 1903 г. - член комитета финансов, с 1911 г. по 1915 г. - его Председатель.

Летом 1905 Николай II посылает Витте в Портсмут (США) для заключения мирного договора с Японией. За успешное выполнение этого поручения Витте был возведён в звание графа. Так как ему удалось выторговать у Японии половину Сахалина (она претендовала на весь), получил шутливое прозвище «граф Полусахалинский».

В октябре 1905 г. Витте представил царю записку о необходимости реформ, в которой, в частности, писал: «Ход исторического процесса неудержим. Идея гражданской свободы восторжествует если не путём реформы, то путём революции… Попытки осуществить идеалы теоретического социализма, - они будут неудачны, но они будут, несомненно, - разрушат семью, выражение религиозного культа, собственность, все основные права».

В.И Ленин писал о Витте:

Царю одинаково нужны и Витте, и Трепов: Витте, чтобы подманивать одних; Трепов, чтобы удерживать других; Витте - для обещаний, Трепов для дела; Витте для буржуазии, Трепов для пролетариата... Витте истекает в потоках слов. Трепов истекает в потоках крови.

Руководил подавлением революции 1905 г., организовывал "экзекуционные поезда". В архивах сохранилось его письмо, посланное министру внутренних дел Дурново 11 марта 1906.

Для вящего устрашения лиц, стремящихся посеять смуту, Совет министров признал полезным ныне же сформировать на главнейших узловых станциях особые экзекуционные поезда с воинскими отрядами, которые в случае надобности могли бы своевременно быть отправлены на линию для водворения порядка.... Подписал: граф Витте

В 1905 г. под руководством Витте был составлен Манифест 17 октября, даровавший основные гражданские свободы и вводивший институт народного представительства - Государственную думу.

С октября 1905 г. по апрель 1906 г. - председатель реформированного Совета министров.

В 1906 г. провёл успешные переговоры с Францией о получении крайне необходимого займа. Одновременно осуществил проект по улучшению имиджа России в глазах общественного мнения Франции (путём работы с французской прессой и подкупа ряда журналистов). Ранее аналогичную работу вели в прессе США. Витте был одним из первых российских политиков, осознавших важность влияния на общественное мнение.

Когда самодержавие снова почувствовало под собой твёрдую почву, С.Витте был оправлен в отставку (22 апреля 1906 года). Последняя опала Витте длилась вплоть до его смерти в 1915 г.

Награды

Орден Святого Александра Невского

Орден Святого Владимира

Орден Святой Анны

Орден Почётного легиона (Франция)


Ему довелось ослепительно блистать на дипломатическом поприще, быть свидетелем Крымской войны, отмены крепостного права, реформ 60-х годов, бурного развития капитализма, русско-японской войны, первой революции в России. С. Ю. Витте - современник Александра III и Николая II, П. А. Столыпина и В. Н. Коковцова, С. В. Зубатова и В. К. Плеве, Д. С. Сипягина и Г. Е. Распутина.

Жизнь, политическая дело, нравственные качества Сергея Юльевича Витте вечно вызывали противоречивые, порой полярно противоположные оценки и суждения. По одним воспоминаниям его современников перед нами "только одаренный", "в высокой степени выдающийся государственный деятель", "превосходящий разнообразием своих дарований, громадностью кругозора, умением справляться с труднейшими задачами блеском и силой своего ума всех современных ему людей". По другим - это "делец, совсем неопытный в народном хозяйстве", "страдавший дилетантизмом и плохим знанием русской действительности", джентльмен со "среднеобывательским уровнем развития и наивностью многих взглядов", политику которого отличали "беспомощность, бессистемность и... беспринципность".

Характеризуя Витте, одни подчеркивали, что это был "европеец и либерал", другие - что "Витте ни при каких обстоятельствах не был ни либералом, ни консерватором, но временами он был намеренно реакционером". Писалось о нем более того и такое: "дикарь, провинциальный герой, наглец и развратник с провалившимся носом".

Так что же это была за персона - Сергей Юльевич Витте?

Родился он 17 июня 1849 г. на Кавказе, в Тифлисе, в семье провинциального чиновника. Предки Витте по отцовской линии - выходцы из Голландии, переселившиеся в Прибалтику, - в середине XIX в. получили потомственное дворянство. По линии матери его родословная велась от сподвижников Петра I - князей Долгоруких. Отец Витте, Юлий Федорович, дворянин Псковской губернии, лютеранин, принявший православие, служил директором департамента государственных имуществ на Кавказе. Мать, Екатерина Андреевна, была дочерью члена главного управления наместника Кавказа, в прошлом Саратовского главу администрации области Андрея Михайловича Фадеева и княжны Елены Павловны Долгорукой. Сам Витте шибко с радостью подчеркивал свои родственные узы с князьями Долгорукими, но не любил упоминать, что происходил из семьи малоизвестных обрусевших немцев. "Вообще вся моя семейство, - писал он в своих "Воспоминаниях", - была в высокой степени монархической семьей, - и эта край характера осталась и у меня по наследству".
В семье Витте было пятеро детей: три сына (Александр, Борис, Сергей) и две дочери (Ольга и Софья). Детские годы Сергей провел в семье своего деда А. М. Фадеева, где получил обычное для дворянских семей воспитание, причем "первоначальное образование, - вспоминал С. Ю. Витте, - мне дала бабуся...она выучила меня уяснять текст и писать".
В Тифлисской гимназии, куда он был следом отдан, Сергей учился "шибко плохо", предпочитая заниматься музыкой, фехтованием, верховой ездой. В результате в шестнадцать лет он получил аттестат зрелости с посредственными отметками по наукам и единицей по поведению. Несмотря на это, предстоящий государственный участник отправился в Одессу с намерением поступить в универ. Но молодой возраст (в вуз принимали людей не моложе семнадцати лет), а ко всему - единица по поведению закрыли ему туда доступ... Пришлось сызнова поступить в гимназию - в первую очередь в Одессе, затем в Кишиневе. И только вслед за тем усиленных занятий Витте сдал экзамены благополучно и получил порядочный аттестат зрелости.

В 1866 г. Сергей Витте поступил на физико-математический факультет Новороссийского университета в Одессе. "... Я занимался и днем, и ночью, - вспоминал он, - и потому все время пребывания моего в университете я в действительности был в смысле знаний самым лучшим студентом".
Так прошел начальный год студенческой жизни. Весной, отправившись на каникулы, по дороге домой Витте получил известие о кончине отца (незадолго до этого он потерял деда - А. М. Фадеева). Вышло так, что семейство осталась без средств к существованию: незадолго до смерти дедушка и папа вложили весь свой доход в компанию Чиатурских копей, которая вскоре потерпела крах. Таким образом, Сергей получил в наследство только отцовские долги и был вынужден брать на себя количество забот о матери и маленьких сестрах. Продолжить учебу ему удалось только благодаря стипендии, которую выплачивало Кавказское наместничество.
Студентом С. Ю. Витте негусто интересовался общественными проблемами. Его не волновали ни политический радикализм, ни философия атеистического материализма, будоражившие умы молодежи 70-х годов. Витте не принадлежал к числу тех, чьими кумирами были Писарев, Добролюбов, Толстой, Чернышевский, Михайловский. "... Я постоянно был супротив всех этих тенденций, потому что по моему воспитанию был крайним монархистом... а ещё и человеком религиозным", - писал попозже С. Ю. Витте. Его душевный мир складывался под влиянием родных, в особенности дяди - Ростислава Андреевича Фадеева, генерала, участника покорения Кавказа, талантливого военного публициста, известного своими славянофильскими, панславистскими взглядами.
Несмотря на свои монархические убеждения, Витте был избран студентами в комитет, заведовавший студенческой кассой. Эта невинная затея было не закончилась плачевно. Эта так называемая касса взаимопомощи была закрыта как. опасное учреждение, а все члены комитета, в т. ч. Витте, оказались под следствием. Им грозила ссылка в Сибирь. И только случившийся с ведшим занятие прокурором дебош помог С. Ю. Витте избежать судьбы политического ссыльного. Наказание свелось к штрафу в 25 рублей.
Окончив в 1870 г. универ, Сергей Витте задумался о научной карьере, о профессорской кафедре. Однако родные - матушка и дядя - "сильно косо смотрели на мое стремление быть профессором, - вспоминал С. Ю. Витте. - Главный их довод заключался в том, что... это не дворянское дело". К тому же научной карьере помешало пылкое увлечение актрисой Соколовой, после этого знакомства с которой Витте "не желал больше строчить диссертации".
Избрав карьеру чиновника, он был причислен к канцелярии одесского главу администрации области графа Коцебу. И вот сквозь два года первое повышение - Витте был назначен столоначальником. Но как снег на голову все его планы изменились.
В России бурно развивалось железнодорожное сооружение. Это была новая и перспективная отрасль капиталистического хозяйства. Возникали различные частные общества, которые вкладывали в железнодорожное возведение суммы, превышавшие капиталовложения в крупную индустрия. Атмосфера ажиотажа, сложившаяся кругом строительства железных дорог, захватила и Витте. Министр путей сообщения граф Бобринский, знавший его отца, уговорил Сергея Юльевича попытать счастья в качестве специалиста по эксплуатации железных дорог - в чисто коммерческой области железнодорожного дела.
Стремясь досконально исследовать практическую сторону предприятия, Витте сидел в станционных кассах, исполнял обязанности помощника и начальника станции, контролера, ревизора движения, побывал более того в роли конторщика грузовой службы и помощника машиниста. Полгода через он был назначен начальн иком конторы движения Одесской железной дороги, вскоре перешедшей в руки частного общества.

Однако позже многообещающего начала карьера С. Ю. Витте еле-еле было не оборвалась окончательно. В конце 1875 г. близко от Одессы произошло крушение поезда, повлекшее за собой невпроворот человеческих жертв. Начальник Одесской железной дороги Чихачев и Витте были преданы суду и приговорены к четырем месяцам тюрьмы. Однако покуда тянулось расследование, Витте, оставаясь на службе, сумел отличиться в перевозке войск к театру военных действий (шла русско-турецкая махаловка 1877-1878 гг.), чем обратил на себя чуткость великого князя Николая Николаевича, по велению которого каталажка для обвиняемого была заменена двухнедельной гауптвахтой.

В 1877 г. С. Ю. Витте становится уже начальником движения Одесской железной дороги, а позже окончания войны - начальником эксплуатационного отдела Юго-Западных железных дорог. Получив это направление, он переехал из периферии в Петербург, где принял участие в работе комиссии графа Э. Т. Баранова (по исследованию железнодорожного дела).
Служба в частных железнодорожных обществах оказала на Витте весьма сильное влияние: дала навык управления, научила расчетливому, деловому подходу, чувству конъюнктуры, определила круг интересов будущего финансиста и государственного деятеля.
К началу 80-х годов имя С. Ю. Витте было уже довольно что надо известно в среде железнодорожных дельцов и в кругах русской буржуазии. Он был знаком с крупнейшими "железнодорожными королями" - И. С. Блиохом, П. И. Губониным, В. А. Кокоревым, С. С. Поляковым, рядом знал будущего министра финансов И. А. Вышнеградского. Уже в эти годы проявилась многогранность энергичной натуры Витте: качества превосходного администратора, трезвого, практичного дельца ладно сочетались со способностями ученого-аналитика. В 1883 г. С. Ю. Витте опубликовал "Принципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов", принесшие ему известность посреди специалистов. Это была, уместно сказать, не первая и неблизко не последняя служба, вышедшая из-под его пера.
В 1880 г. С. Ю. Витте был назначен управляющим Юго-Западными дорогами и поселился в Киеве. Удачная карьера принесла ему и материальное благополучие. Как управляющий Витте получал больше любого министра - свыше 50 тысяч рублей в год.
Активного участия в политической жизни в эти годы Витте не принимал, хотя и сотрудничал с Одесским славянским благотворительным обществом, был недурственно знаком с известным славянофилом И. С. Аксаковым и более того опубликовал в его газете "Русь" немного статей. Серьезной политике младой предприниматель предпочитал "среду актрис". "... Я знал всех больше или менее выдающихся актрис, которые были в Одессе", - вспоминал он позже.

Убийство народовольцами Александра II грубо изменило касательство С. Ю. Витте к политике. После 1 марта он активно включился в большую политическую игру. Узнав о гибели императора, Витте написал своему дяде Р. А. Фадееву сообщение, в котором подал идею создания дворянской конспиративной организации для охраны нового государя и борьбы с революционерами их же методами. Р. А. Фадеев подхватил эту идею и с помощью генерал-адъютанта И. И. Воронцова-Дашкова создал в Петербурге так называемую "Священную дружину". В середине марта 1881 г. С. Ю. Витте был возвышенно посвящен в члены дружины и вскоре получил первое поручение - основать в Париже покушение на известного революционера-народника Л. Н. Гартмана. К счастью, вскоре "Священная дружина" скомпрометировала себя неумелой шпионско-провокаторской деятельностью и, просуществовав малость больше года, была ликвидирована. Надо заявить, что нахождение Витте в этой организации нисколько не украсило его биографию, хотя и дало вероятность продемонстрировать горячие верноподданические чувства. После смерти Р. А. Фадеева во второй половине 80-х годов С. Ю. Витте отходит от людей его круга и сближается с контролировавшей государственную идеологию группой Победоносцева-Каткова.
К середине 80-х годов масштабы Юго-Западных железных дорог перестали удовлетворять кипучую натуру Витте. Честолюбивый и властолюбивый ж-д предприниматель настойчиво и терпеливо стал готовить родное дальнейшее продвижение. Этому полно способствовало то, что авторитет С. Ю. Витте как теоретика и практика железнодорожного хозяйства привлек чуткость министра финансов И. А. Вышнеградского. И, помимо того, помог эпизод.

17 октября 1888 г. в Борках произошло крушение царского поезда. Причиной этого было ломание правил элементарных правил движения поездов: нелегкий состав царского поезда с двумя товарными паровозами шел с превышением установленной скорости. С. Ю. Витте раньше предупреждал министра путей сообщения о возможных последствиях. С присущей ему грубоватостью он сказал как-то в присутствии Александра III, что императору сломают шею, если будут водить царские поезда с недозволенной скоростью. После крушения в Борках (от которого, хотя вообще-то, ни император, ни члены его семьи не пострадали) Александр III вспомнил об этом предупреждении и выразил возделение, чтобы на сызнова утвержденный пост директора департамента железнодорожных дел в Министерстве финансов был назначен С. Ю. Витте.
И хотя это означало сокращение жалованья в три раза, Сергей Юльевич без колебаний расстался с доходным местом и положением преуспевающего дельца с целью манившей его государственной карьеры. Одновременно с назначением на пост директора департамента он был произведен из титулярных тотчас в действительные статские советники (т. е. получил генеральский чин). Это был головокружительный скачок вверх по бюрократической лестнице. Витте попадает в цифра ближайших сотрудников И. А. Вышнеградского.
Вверенный Витте департамент тотчас становится образцовым. Новому директору удается на практике аргументировать конструктивность своих идей о государственном регулировании железнодорожных тарифов, выказать широту интересов, недюжинный гений администратора, силу ума и характера.

В феврале 1892 г., удачно использовав конфликт двух ведомств - транспортного и финансового, С. Ю. Витте добивается назначения на пост управляющего Министерством путей сообщения. Однако пробыл он на этом посту нимало кратковременно. В том же 1892 г. нелегко занедужил И. А. Вышнеградский. В околоправительственных кругах началась закулисная битва за влиятельный пост министра финансов, в Которой Витте принял самое активное участие. Не сверх меры щепетильный и не в особенности разборчивый в средствах для достижения цели, пустив в ход и интригу, и сплетню о психическом расстройстве своего покровителя И. А. Вышнеградского (тот, что совершенно не собирался оставлять свой пост), в августе 1892 г. Витте добился места управляющего Министерством финансов. А 1 января 1893 г. Александр III назначил его министром финансов с одновременным производством в тайные советники. Карьера 43-летнего Витте достигла своей сияющей вершины.

Правда, дорога к этой вершине был броско осложнен женитьбой С. Ю. Витте на Матильде Ивановне Лисаневич (урожденной Нурок). Это был не первостепеннный его брак. Первой женой Витте была Н. А. Спиридонова (урожденная Иваненко) - дочка черниговского предводителя дворянства. Она была замужем, но не была счастлива в браке. Витте познакомился с ней ещё в Одессе и, полюбив, добился развода. С. Ю. Витте и Н. А. Спиридонова обвенчались (видимо, в 1878 г.). Однако прожили они мало. Осенью 1890 г. супруга Витте скоропостижно скончалась.
Примерно сквозь год затем ее смерти Сергей Юльевич встретил в театре даму (также замужнюю), которая произвела на него неизгладимое ощущение. Стройная, с серо-зелеными грустными глазами, загадочной улыбкой, чарующим голосом, она показалась ему воплощенным очарованием. Познакомившись с дамой, Витте стал достигать ее расположения, убеждая расторгнуть брак и вылезти замуж за него. Чтобы достигнуть от ее несговорчивого мужа развода, Витте пришлось уплатить отступные и более того прибегнуть к угрозам административными мерами.
В 1892 г. он женился-таки на горячо любимой женщине и удочерил ее ребенка (своих детей у него не было).

Новый брак поставил его в очень щекотливое социальное положение. Сановник высшего ранга оказался женатым на разведенной еврейке, да ещё в результате скандальной истории. Сергей Юльевич более того был готов "определить крест" на карьере. Однако Александр III, вникнув во все подробности, сказал, что тот самый брак только увеличивает его почтение к Витте. Тем не менее Матильда Витте не была принята ни при дворе, ни в высшем обществе.
Надо подметить, что отношения и самого Витте с высшим светом складывались в отдалении не легко. Великосветский Петербург косо смотрел на "провинциального выскочку". Его коробили резкость Витте, угловатость, неаристократичность манер, южный выговор, плохое французское произношение. Сергей Юльевич на долгое время стал любимым персонажем столичных анекдотов. Его быстрое продвижение вызывало неприкрытую зависть и недоброжелательство со стороны чиновников.
Наряду с этим к нему очевидно благоволил император Александр III. "... Он относился ко мне особливо благосклонно", - писал Витте, - "крайне любил", "верил мне до последнего дня своей жизни". Александру III импонировали прямота Витте, его смелость, независимость суждения, более того резкость его выражений, полное отсутствие подобострастия. Да и для Витте Александр III остался до конца жизни идеалом самодержца. "Истинный христианин", "верный наследник православной церкви", "обычный, жесткий и честный человек", "выдающийся император", "мужчина своего слова", "царски благородный", "с царскими возвышенными помыслами", - так характеризует Витте Александра III.

Заняв кресло министра финансов, С. Ю. Витте получил большую власть: ему сейчас были подчинены департамент железнодорожных дел, торговлишка, индустрия, и он мог оказывать давление на заключение самых важных вопросов. И Сергей Юльевич на самом деле показал себя трезвым, расчетливым, гибким политиком. Вчерашний панславист, славянофил, уверенный сторонник самобытного пути развития России в недлинный срок превратился в индустриализатора европейского образца и заявил о своей готовности в течение короткого срока вывести Россию в разряд передовых индустриальных держав.
К началу XX в. экономическая платформа Витте приобрела совершенно законченные очертания: в течение приблизительно десяти лет нагнать больше развитые в промышленном отношении страны Европы, занять прочные позиции на рынках Востока, снабдить ускоренное индустриальное формирование России путем привлечения иностранных капиталов, накопления внутренних ресурсов, таможенной защиты промышленности от конкурентов и поощрения вывоза. Особая образ в программе Витте отводилась иностранным капиталам; министр финансов выступал за их неограниченное привлечение в русскую индустрия и железнодорожное занятие, называя лекарством супротив бедности. Вторым важнейшим механизмом он считал неограниченное государственное вмешательство.
И это была не простая декларация. В 1894-1895 гг. С. Ю. Витте добился стабилизации рубля, а в 1897 г. сделал то, что не удавалось его предшественникам: ввел золотое денежное воззвание, обеспечив вплоть до первой важный войны стране твердую валюту и приток иностранных капиталов. Кроме того, Витте грубо увеличил налогообложение, в особенности косвенное, ввел винную монополию, которая вскоре стала одним из основных источников правительственного бюджета. Еще одним крупным мероприятием, проведенным Витте в начале его деятельности, было заключение таможенного договора с Германией (1894 г.), следом чего С. Ю. Витте заинтересовался более того сам О. Бисмарк. Это чертовски льстило самолюбию молодого министра. "... Бисмарк... обратил на меня особое участливость, - писал он потом, - и немного раз сквозь знакомых высказывал самое высокую точку зрения о моей личности".

В условиях экономического подъема 90-х годов организация Витте работала превосходно: в стране было проложено небывалое число железных дорог; к 1900 г. Россия вышла на первое местоположение в мире по добыче нефти; облигации русских государственных займов приподнято котировались за рубежом. Авторитет С. Ю. Витте вырос неизмеримо. Министр финансов России стал популярной фигурой посреди западных предпринимателей, привлек благосклонное чуткость иностранной прессы. Отечественная же печать грубо критиковала Витте. Бывшие единомышленники обвиняли его в насаждении "государственного социализма", приверженцы реформ 60-х годов критиковали за употребление государственного вмешательства, русские либералы восприняли программу Витте как "грандиозную диверсию самодержавия", отвлекавшую участливость общества от социально-экономических и культурно-политических реформ". Ни единственный государственный участник России не был предметом до того разнообразных и противоречивых, но упорных и страстных нападок, как мой... супруг, - писала позже Матильда Витте. - При дворе его обвиняли в республиканизме, в радикальных кругах ему приписывали стремление урезать права народа в пользу монарха. Землевладельцы его упрекали в стремлении разорить их в пользу крестьян, а радикальные партии - в стремлении околпачить крестьянство в пользу помещиков". Обвиняли его более того в дружбе с А. Желябовым, в попытке привести к упадку сельское хозяйство России, чтобы привезти выгоды Германии.
В реальности же вся политика С. Ю. Витте была подчинена единственной цели: осуществить индустриализацию, достичь успешного развития экономики России, не затрагивая политической системы, ничего не меняя в государственном управлении. Витте был ярый сторонник самодержавия. Неограниченную монархию он считал "наилучшей формой правления" для России, и все, что им делалось, делалось с тем, чтобы укрепить и "сберечь самодержавие.

С этой же целью Витте начинает разработку крестьянского вопроса, пытаясь достичь пересмотра аграрной политики. Он сознавал, что расширить покупательную способность внутреннего рынка не возбраняется только за счет капитализации крестьянского хозяйства, за счет перехода от общинного землевладения к частному. С. Ю. Витте был убежденным сторонником частной крестьянской имущества на землю и усиленно добивался перехода правительства к буржуазной аграрной политике. В 1899 г. при его участии правительством были разработаны и приняты законы об отмене круговой поруки в крестьянской общине. В 1902 г. Витте добился создания специальной комиссии по крестьянскому вопросу ("Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности"), которая ставила целью "водворить личную имущество в деревне".
Однако на пути Витте встал его давнишний неприятель В. К. Плеве, назначенный министром внутренних дел. Аграрный вопросительный мотив оказался ареной противоборства двух влиятельных министров. Реализовать свои идеи Витте так и не удалось. Однако инициатором перехода правительства к буржуазной аграрной политике был аккурат С. Ю. Витте. Что же касается П. А. Столыпина, то позднее Витте неоднократно подчеркивал, что тот "обокрал" его, использовал идеи, убежденным сторонником которых был он сам, Витте. Именно вследствие этого Сергей Юльевич не мог припоминать о П. А. Столыпине без чувства озлобления. "... Столыпин, - писал он, - обладал весьма поверхностным умом и без малого полным отсутствием государственной культуры и образования. По образованию и уму... Столыпин представлял собою тип штык-юнкера".

События начала XX в. поставили под колебание все грандиозные начинания Витте. Мировой экономический кризис грубо затормозил формирование промышленности в России, сократился приток иностранных капиталов, нарушилось бюджетное равновесие. Экономическая экспансия на Востоке обострила русско-английские противоречия, приблизила войну с Японией.
Экономическая "система" Витте прямо пошатнулась. Это дало вероятность его противникам (Плеве, Безобразову и др.) исподволь оттеснить министра финансов от власти. Кампанию супротив Витте с охотой поддержал Николай II. Надо заприметить, что между С. Ю. Витте и Николаем II, вступившим на русский престол в 1894 г., установились достаточно сложные отношения: со стороны Витте демонстрировались недоверие и пренебрежение, со стороны Николая - недоверие и ненависть. Витте теснил собой сдержанного, внешне корректного и отлично воспитанного царя, всю дорогу оскорблял его, сам того не замечая, своей резкостью, нетерпеливостью, самоуверенностью, неумением утаить родное неуважение и пренебрежение. И было ещё одно положение, которое превращало простое нерасположение к Витте в ненависть: все-таки без Витте никак воспрещено было устроиться. Всегда, когда требовались в самом деле огромный ум и изворотливость, Николай II, хоть и со скрежетом зубовным, обращался к нему.
Со своей стороны, Витте дает в "Воспоминаниях" сильно резкую и смелую характеристику Николаю. Перечисляя бесчисленные достоинства Александра III, он все время дает осознать, что его отпрыск ни в коей мере ими не обладал. О самом же государе он пишет: "... Император Николай II... представлял собою человека доброго, вдали не глупого, но неглубокого, слабовольного... Основные его качества - любезность, когда он этого хотел... хитрость и полная бесхарактерность и безвольность". Сюда же он добавляет "самолюбивый характер" и редкую "злопамятность". В "Воспоминаниях" С. Ю. Витте много нелестных слов досталось и императрице. Автор называет ее "странной особой" с "узким и упрямым характером", "с тупым эгоистическим характером и узким мировоззрением".

В августе 1903 г. кампания супротив Витте увенчалась успехом: он был снят с должности министра финансов и назначен на пост председателя Комитета министров. Несмотря на громкое наименование, это была "почетная отставка", так как свежий пост был несоизмеримо менее влиятелен. Вместе с тем Николай II не собирался совершенно удалять Витте, потому что тому прямо симпатизировали императрица-мать Мария Федоровна и брат царя огромный князь Михаил. Кроме того, на любой эпизод Николай II и сам хотел обладать под рукой такого опытного, умного, энергичного сановника.
Потерпев разгромление в политической борьбе, Витте не вернулся к частному предпринимательству. Он поставил себе целью отвоевать утраченные позиции. Оставаясь в тени, он добивался того, чтобы не посеять совершенно расположения царя, почаще привлекать к себе "высочайшее внимание", укреплял и налаживал связи в правительственных кругах. Начать активную борьбу за возвращение к власти позволила подготовка к войне с Японией. Однако надежды Витте на то, что с началом войны Николай II призовет его, не оправдались.

Летом 1904 г. эсером Е. С. Созоновым был убит давнишний недруг Витте министр внутренних дел Плеве. Опальный сановник приложил все усилия, чтобы занять освободившееся местоположение, но и тут его ждала невезуха. Несмотря на то, что Сергей Юльевич благополучно выполнил возложенную на него миссию - заключил новое соглашение с Германией, - Николай II назначил министром внутренних дел князя Святополка-Мирского.
Пытаясь направить на себя внимательность, Витте принимает самое активное участие в совещаниях у царя по вопросу о привлечении выборных от населения к участию в законодательстве, пытается достичь расширения компетенции Комитета министров. Он использует более того события "Кровавого воскресенья", чтобы привести доказательства царю, что без него, Витте, тому не устроиться, что если бы Комитет министров под его председательством был наделен реальной властью, то этакий разворот событий был бы невозможен.
Наконец 17 января 1905 г. Николай II, несмотря на всю свою неприязнь, все-таки обращается к Витте и поручает ему создать совещание министров по "мерам, необходимым для успокоения страны" и возможным реформам. Сергей Юльевич очевидно рассчитывал на то, что это совещание ему удастся преобразовать в руководство "западноевропейского образца" и сделаться во главе его. Однако в апреле того же года последовала новая царская немилость: Николай II совещание закрыл. Витте сызнова оказался не у дел.

Правда, на этот раз опала длилась краткосрочно. В конце мая 1905 г. на очередном военном совещании бесповоротно прояснилась надобность скорейшего прекращения войны с Японией. Вести нелегкие переговоры о мире было поручено Витте, тот, что неоднократно и крайне благополучно выступал в качестве дипломата (вел переговоры с Китаем о постройке КВЖД, с Японией - о совместном протекторате над Кореей, с Кореей - о русском военном инструктаже и русском управлении финансами, с Германией - о заключении торгового договора и др.), проявляя при этом недюжинные способности.

На направление Витте чрезвычайным послом Николай II пошел с большущий неохотой. Витте давнехонько подталкивал царя инициировать мирные переговоры с Японией, чтобы "хотя кот наплакал угомонить Россию". В письме к тому от 28 февраля 1905 г. он указывал: "Продолжение войны больше нежели опасно: дальнейшие жертвы держава при существующем состоянии духа не перенесет без страшных катастроф...". Он вообще считал войну гибельной для самодержавия.
23 августа 1905 г. был подписан Портсмутский мир. Это была блестящая виктория Витте, подтверждавшая его выдающиеся дипломатические способности. Из безнадежно проигранной войны талантливому дипломату удалось вылезти с минимальными потерями, добившись при этом для России "без малого благопристойного мира". Несмотря на близкое нерасположение, царь по достоинству оценил заслуги Витте: за Портсмутский мир ему был присвоен графский титул (уместно сказать, Витте тут же издевательски прозовут "графом Полусахалинским", обвинив тем самым в уступке Японии южной части Сахалина).

Вернувшись в Петербург, Витте с головой погрузился в политику: принимает участие в "Особом совещании" Сельского, где разрабатывались проекты дальнейших государственных преобразований. По мере нарастания революционных событий Витте все настойчивее показывает надобность "сильного правительства", убеждает царя, что аккурат он, Витте, сможет сыграть образ "спасителя России". В начале октября он обращается к царю с запиской, в которой излагает целую программу либеральных реформ. В критические для самодержавия дни Витте внушает Николаю II, что у того не осталось иного выбора, помимо как либо учредить в России диктатуру, либо - премьерство Витте и изготовить строй либеральных шагов в конституционном направлении.
Наконец, вслед за тем мучительных колебаний, царь подписывает составленный Витте протокол, тот, что вошел в историю как Манифест 17 октября. 19 октября царь подписал указ о реформировании Совета министров, во главе которого был поставлен Витте. В своей карьере Сергей Юльевич добился вершины. В критические дни революции он стал главой правительства России.
На этом посту Витте продемонстрировал удивительную гибкость и способность к лавированию, выступая в чрезвычайных условиях революции то твердым, безжалостным охранителем, то искусным миротворцем. Под председательством Витте руководство занималось самыми разнообразными вопросами: переустраивало крестьянское землевладение, вводило исключительное положение в различных регионах, прибегало к применению военно-полевых судов, смертной казни и других репрессий, вело подготовку к созыву Думы, составляло Проект Основных законов, реализовывало провозглашенные 17 октября свободы.
Однако возглавляемый С. Ю. Витте Совет министров так и не стал подобным европейскому кабинетом, а сам Сергей Юльевич пробыл на посту председателя всего полгода. Все больше усиливавшийся конфликт с царем вынудил его передать в отставку. Это произошло в конце апреля 1906 г. С. Ю. Витте пребывал в полной уверенности, что выполнил главную свою задачу - обеспечил политическую устойчивость режима. Отставка по сути стала концом его карьеры, хотя Витте и не отошел от политической деятельности. Он все ещё являлся членом Государственного совета, нередко выступал в печати.

Надо отметить, Сергей Юльевич ожидал нового назначения и старался приблизить его, вел ожесточенную борьбу первоначально супротив Столыпина, занявшего пост председателя Совета министров, потом супротив В. Н. Коковцова". Витте рассчитывал, что уход с государственной сцены его влиятельных противников позволит ему возвратиться к активной политической деятельности. Он не терял надежды вплоть до последнего дня своей жизни и более того был готов прибегнуть к помощи Распутина.
В начале первой важный войны, предсказывая, что она закончится крахом для самодержавия, С. Ю. Витте заявил о готовности забрать на себя миротворческую миссию и постараться вступить в переговоры с немцами. Но он был уже смертельно болен.

Скончался С. Ю. Витте 28 февраля 1915 г., мало не дожив до 65 лет. Хоронили его скромно, "по третьему разряду". Никаких официальных церемоний не было. Более того, рабочий офис покойного был опечатан, бумаги конфискованы, на вилле в Биаррице произведен тщательный обыск.
Смерть Витте вызвала достаточно просторный резонанс в русском обществе. Газеты пестрели заголовками типа:"Памяти большого человека", "Великий реформатор", "Исполин мысли"... Многие из тех, кто рядом знал Сергея Юльевича, выступили с воспоминаниями.
После смерти Витте его политическая занятие была оценена чертовски противоречиво. Одни от всей души считали, что Витте оказал родине "великую услугу", другие утверждали, что "граф Витте вдалеке не оправдал возлагавшихся на него надежд", что "он ни в чем не принес стране действительной пользы", и более того, напротив, занятие его "скорее должна считаться вредной".

Политическая дело Сергея Юльевича Витте была вправду весьма противоречива. Порой она сочетала в себе несоединимое: влечение к неограниченному привлечению иностранных капиталов и борьбу супротив международно-политических последствий этого привлечения; приверженность неограниченному самодержавию и постижение необходимости реформ, подрывавших его традиционные устои; Манифест 17 октября и последующие меры, которые свели его на практике к нулю, и т. д. Но как бы ни оценивались итоги политики Витте, понятное дело одно: смыслом всей его жизни, всей деятельности было служение "великой России". И этого не могли не признать как его единомышленники, так и оппоненты.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама