THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Доктор Эрлендур Харальдссон, почетный профессор психологии Исландского университета, опросил около 700 врачей и медсестер о том, что они слышали от своих пациентов относительно видений во время околосмертных состояний.

Многие люди рассказывают о своих околосмертных переживаниях , что видели умерших друзей или членов семьи, которые говорят, что они встречают их, чтобы помочь пройти в загробный мир.

На умирающих пациентов это оказывало умиротворяющее и успокаивающее действие , и их страхи рассеивались в результате видения.

Это было первое крупное исследование Харальдссона. В 1977 году вышла его книга “В час смерти” в соавторстве с д-ром Карлис Осис.

В этой статье Харальдссон собирает в единое целое долгую череду аналогичных исследований, включая исследования людей, которые утверждают, что контактировали с мертвыми, вспоминали прошлые жизни и обрели сверхъестественные способности.

Насколько реальны такие околосмертные переживания?

«Технически говоря, это были галлюцинации», — сказал он в ходе видеоинтервью по скайпу из своего дома в Исландии. Он говорил спокойно и весело в окружении уставленных книгами стен, представляя на камеру свои книги.

«Мы определяем галлюцинации как видения, которых не видят другие … Так что с технической точки зрения, они являются или могут быть галлюцинациями. Но с другой точки зрения… в некоторых отношениях о них можно сказать, что они были реалистичными».

Видения в ситуациях, близких к смерти, являются реалистичными в том, что в них присутствуют люди, которых пациент реально знал.

Эти видения четкие, разумные и удивительно похожие по сюжету , но с разными главными героями, лично важными для каждого, кто эти видения испытывает.

В исследовании Харальдссона почти 500 неизлечимо больных пациентов в США и Индии сообщили об аналогичном опыте предложения помощи с другой стороны.

Переживания были похожими , независимо от культурных влияний и независимо от типа болезни или назначенных лекарств.

Харальдссон ссылается на книгу 1926 года сэра Уильяма Барретта под названием «Предсмертные видения».

Это была первая крупная публикация по этой теме, она включает некоторые случаи, в которых умирающие люди, казалось, приобретают знания , к которым они не могли бы прийти с помощью обычных средств.

Пациенты узнавали духов в виде вполне живых людей, не осознавая, что эти люди в реальности умерли.

Баррет писал: «Эти случаи формируют, пожалуй, один из самых весомых аргументов существования жизни после смерти, так как доказательная ценность и достоверность характера этих видений умирающих значительно усиливается, когда в реальности бесспорно установлено, что умирающий человек был в полном неведении о смерти человека, которого он или она так отчетливо видели».

Более недавние исследования подтвердили некоторые выводы Харальдссона .

Психоневролог Питер Фенвик опросил большое количество лиц, находящихся на попечении в хосписе в Англии.

Он нашел, что предсмертные видения были общими и не зависели от факторов (связанных с болезнью или лекарствами), которые, как ожидается, могли бы вызвать такие галлюцинации.

Контакты с мертвыми

Харальдссон провел опрос в Исландии в 1974 году, спрашивая: “Вы когда-нибудь чувствовали, что были в контакте с кем-то, кто умер?”.

«К моему удивлению, 31% при большой выборке 900 человек ответили «да» », — рассказал он.

Другие, в том числе ныне покойный социолог Эндрю Грили, тоже проводили подобные опросы и получили аналогичные результаты.

Таким же опросом в Европе обнаружено около 25% людей, которые сообщили о контакте с умершими . Другие исследования в Северной Америке и Европе нашли от 10 до 40% опрошенных, которые считают, что они имели контакт с умершими.

Разыскивая более подробную информацию, Харальдссон много раз проводил подобные опросы о таких переживаниях.

Он обнаружил, например, что 67% этих контактов были визуальные , 28% были слуховые, тактильные — 13%, а 5% были обонятельные.

Он приводит пример обонятельного контакта. Женщина была на кухне своего дома в небольшой рыбацкой деревушке на юге Исландии. Ей показалось, что кто-то проходил мимо открытой кухонной двери, но там никого не было. Возник сильный запах алкоголя.

Когда ее муж вернулся домой, он также заметил сильный запах и спросил ее, приходил ли кто-нибудь. Ни один из них не мог объяснить запах.

Позже они выяснили, что мужчина, у которого они недавно купили дом, упал в море и утонул примерно в то же время, когда женщина испытывала такие странные ощущения. Человек был алкоголиком, и она ощутила присущие ему атрибуты.

Когда Харальдссон был студентом в Копенгагене, у него было призрачное видение у себя в комнате, которую он снимал у пожилой леди.

«Иногда, когда я собирался спать, я чувствовал, что присутствовал человек, который подходил к двери и смотрел на меня очень внимательно и пытливо, как будто он хотел знать, кто этот парень?» Так происходило несколько раз.

«Если бы это произошло со мной в последние годы, после того, как я стал интересоваться научными исследованиями таких явлений, я бы расспросил старушку о том, кто жил в этой комнате раньше , или, возможно, она была вдовой - я даже не знаю этого”.

Если бы ему удалось выявить тех, кем мог быть этот призрак, он бы тогда попросил посмотреть их фото.

Харальдссон имел возможность проводить такие исследования в университете Исландии. Что касается реакции коллег: «Некоторые из них поддерживают, некоторым не нравятся мои исследования, некоторые были настроены скептически».

«Просто мне бы хотелось, чтобы больше ученых были заинтересованы в проведении исследований подобного рода», — сказал он. Некоторые люди стесняются этого. Они думают, что может пострадать их репутация. Но на самом деле их страхи тормозят прогресс в этой области».

Результаты исследования, которое было проведено группой ученых из колледжа Kanisius (Нью-Йорк), подтвердили, что почти все люди, которые находятся в предсмертном состоянии, видят своих умерших родственников или друзей.

Явление, известное как «видения или сны умирающих», известно с давних времен и, несмотря на разность культур, задокументированные факты, практически не имеют отличий. Представитель группы исследователей не стал давать каких-либо опровержений по фактам известным, как паранормальное явление, а лишь подтвердил, что это всего лишь игра мозга. Вместе с тем была высказана основная версия влияния «видения или снов умирающих», которое оказывается на человека, который находится на грани смерти.

Было установлено, что эти видения оказывают положительное влияние на психику человека, который готовится к смерти, а так же то, что такие видения помогают более спокойно принять неизбежное. Очевидно, что ответ на вопрос: почему люди перед смертью видят людей, которые были им близки, но уже покинули этот мир, скрывается в самоуспокоении человека, который знает, что это его последние часы или минуты.

Ученые пришли к этому выводу через повседневные разговоры с 66 больными, которые знали, что их жизненный путь заканчивается. Больные рассказывали, что видят умерших людей, как реальность, это их пугало и успокаивало одновременно. Это действительно резкий контраст – страх и умиротворение.

Большинство опрошенных больных, сообщали, что, как правило, их видения были связаны с успокоительными, душевными разговорами. Их родственники и друзья словно обращались к ним из другого мира и просили не бояться того, что их ждет. Это действительно успокаивает человека, и он перестаёт бояться самого факта смерти.

«Видения могут появляться в течение нескольких месяцев, недель, дней или даже часов до смерти, и в основном направлены на избавление от страха смерти, что помогает в переходе к тем, кто приходит» , пишут исследователи в своем докладе.

Ученые ответили на вопрос: почему люди перед смертью видят умерших

Результаты исследования, которое было проведено группой ученых из колледжа Kanisius (Нью-Йорк), подтвердили, что почти все люди, которые находятся в предсмертном состоянии, видят своих умерших родственников или друзей. Явление, известное как «видения или сны умирающих», известно с давних времен и, несмотря на разность культур, задокументированные факты, практически не имеют отличий. Представитель группы исследователей не стал давать каких-либо опровержений по фактам известным, как паранормальное явление, а лишь подтвердил, что это всего лишь игра мозга. Вместе с тем была высказана основная версия влияния «видения или снов умирающих», которое оказывается на человека, который находится на грани смерти. Было установлено, что эти видения оказывают положительное…

Ощущения умирающих с преобладанием привидений умерших, мифических или религиозных фигур, а также видений тех мест, где умирающему якобы предстоит оказаться после смерти. Для видений на смертном одре характерны общие черты, которые даже идут вразрез с расовыми, культурными, религиозными, образовательными возрастными и социально-экономическими установками. Значение видений на смертном одре заключается в том, что они, как считают многие, служат свидетельством в пользу существования загробной жизни.

Несмотря на то, что практически все мировые культуры предполагают продолжение жизни после физической смерти, западная культура придерживается в этом вопросе взглядов Аристотеля, согласно которым сознание не может существовать отдельно от телесной оболочки, и потому смерть является полным и окончательным разрушением человеческой личности.

Описания таких видений встречались в биографиях и прочих литературных источниках практически во все времена. Научное рассмотрение они получили в XX веке. Одни из первых исследователей, занявшихся тайнами человеческой психики - Фредерик У.Х. Майерс, Эдмунд Герни, Фрэнк Подмор и Джеймс Х.Хайслоп - привели описания видений на смертном одре в конце XIX - начале XX века. Первое систематическое изучение этих явлений было проведено опять-таки в начале XX века сэром Уильямом Барреттом, видным профессором физики и исследователем загадок психики. Интерес Барретта к такого рода видениям возник в 1924 году, когда его жена - специалист в области акушерской хирургии - рассказала ему о своей пациентке, которая незадолго перед смертью успела поведать миссис Барретт о том, что она видела места неземной красоты, а также умерших отца и сестру. Эти видения показались пациентке абсолютно реальными и привели ее в состояние полного умиротворения. Когда женщине принесли только что рожденного ею ребенка, она подумала вслух о том, что, наверное, хорошо бы ради него остаться в живых, но потом прошептала:
«Я не могу оставаться. Если бы вы видели то, что видела я, вы бы меня поняли». Больше всего Барретта поразил тот факт, что женщина, оказывается, не могла знать о смерти сестры, умершей за три недели до описываемых событий. И, тем не менее, она уверенно говорила, что к ней явились привидения умерших сестры и отца.

Несколько десятилетий спустя работой Барретта заинтересовался Карлис Озис, в то время руководитель исследований Фонда парапсихологии Эйлин Цж.Гарретт. Под эгидой этого Фонда в 1959 — 1960 гг., а позже под эгидой Американского общества психических исследований (АОПИ) в 1961 — 1964 гг. и 1972 — 1973 гг. Озис в разговорах с врачами и медсестрами собрал сведения о десятках тысяч случаев видений на смертном одре и предсмертных ощущений как в Соединенных Штатах Америки, так и в Индии. Экспедицию в Индию (1972 — 1973 гг.) он совершил вместе с Эрлендуром Харальдссоном. Более 1000 случаев из всего собранного материала удалось изучить более детально. Результаты этой работы подтвердили выводы Барретта, а также утверждения тех исследователей, которые работали с неизлечимо больными и умирающими (к примеру, Элизабет Кюблер-Росс). Эти результаты согласуются также с данными по предсмертным ощущениям, полученными Раймондом Муди, Кеннетом Рингом и другими.

Видения на смертном одре обычно возникают у тех людей, которые умирают постепенно, например, от неизлечимой болезни или от смертельных ран. И, наоборот, они практически не возникают при внезапной смерти (скажем, в результате сердечного приступа). Большинство видений представляет собой привидения умерших, являющихся в белых сверкающих одеяниях, или же какие-то мифические или религиозные фигуры или божества (ангелы, Иисус, дева Мария, Кришна, Яма — индусский бог смерти, Ямхут — посланец Ямы и т.д.). Привидения умерших практически неизменно оказываются близкими родственниками умирающего — родителями, детьми, родными братьями или сестрами, супругами. Цель этих привидений («увлекающих», как их называют) заключается в том, чтобы поманить или просто дать команду умирающему следовать за ними. Таким образом, они облегчают переход к смерти. Чаще всего у умирающих при видениях подобного рода возникает ощущение счастья и желания уйти, особенно в тех случаях, когда эти люди верят в загробную жизнь. (Здесь следует отметить, что видения на смертном одре посещают как тех, кто в это верит, так и тех, кто не верит.) Если пациент пребывал в депрессии или испытывал мучительные боли, то после видений часто наблюдается полная трансформация его настроения. Во многих случаях даже исчезает боль.

Умирающий начинает буквально «светиться» от радости. Появление «увлекающих» привидений обычно не мешает пациенту вполне адекватно ощущать реальную окружающую обстановку и присутствующих людей, но последние лишь в исключительно редких случаях наблюдают привидения. Примерно треть видений на смертном одре заключается в том, что перед мысленным взором умирающего возникает другой мир, который представляется совершенно реальным. Чаще всего в описаниях фигурируют бескрайние сады необычайной красоты. Некоторые видят ворота, мосты, реки, лодки или какие-нибудь другие символы перехода, а также замки или иные замысловатые архитектурные сооружения. Почти всегда видения отличаются яркой красочностью. Чудесные места из другого мира могут быть при этом населены привидениями умерших или какими-то духами. Видения либо проходят перед мысленным взором умирающего, либо воспринимаются им, как если бы он перенесся в эти волшебные места. И, как правило, обычный эмоциональный отклик пациента - ощущение счастья и предвкушение путешествия в увиденные им чудесные места. Лишь в очень редких случаях такие видения соответствуют религиозным представлениям о том, как выглядит загробная жизнь. Скажем, Озис приводит всего один пример, когда умирающая женщина описывала нечто похожее на ад, но следует отметить, что она производила впечатление человека, ощущающего огромный груз ответственности за совершенные ею «грехи».

В нескольких случаях, описанных Озисом и Харальдссоном, умирающие слышали неземную музыку. Статистика показывает, что на стыке XIX и XX веков люди на смертном одре чаще слышали музыку, нежели в более поздние времена. Возможно, этот факт является отражением разницы в роли музыки в повседневной жизни.
В большинстве своем видения длятся недолго: продолжительность примерно половины из них не превышает 5 минут, 17% продолжаются от 6 до 15 минут, а еще 17% длятся более часа. Как правило, эти видения возникают буквально за считанные минуты до смерти: примерно 76% всех пациентов, охваченных исследованием, умерли не более чем через 10 минут после видений, а все остальные прожили после них от одного до нескольких часов. В нескольких случаях видения посещали одного и того же пациента в течение нескольких дней подряд, как будто предупреждая его, в какое именно время состоится его свидание со смертью. Складывается впечатление, что возникновение или отсутствие видений очень слабо связано с физическим состоянием пациента. Есть свидетельства о том, как у, казалось бы, выздоравливающих людей возникали видения, они практически тут же впадали в коматозное состояние и умирали.

Существует определенное сходство между видениями на смертном одре и мистическими ощущениями: человека охватывает чувство чего-то святого, умиротворение и душевный подъем. Впрочем, непередаваемые мистические ощущения (их почти невозможно описать словами) возникают на смертном одре весьма редко.

Исследователи выдвинули целый ряд гипотез, имеющих своей целью дать естественное объяснение возникновению видений на смертном одре. Лекарства, жар, обусловленные болезнью галлюцинации, недостаток кислорода в человеческом мозге, осуществление тайных или подсознательных желаний, определенная потеря индивидуальности - вот неполный перечень предложенных объяснений. Действительно, все эти факторы способны вызывать галлюцинации, но они никак не связаны с идеей загробной жизни и чаще всего способствуют видениям, более тесно привязанным к реальной жизни умирающего. Исследование Озиса Харальдссона показало, что видения на смертном одре чаще всего приходят к пациентам, находящимся в полном сознании. Медицинскими факторами нельзя объяснить возникновение этих сказочных картин. Не представляется убедительной и гипотеза об осуществлении тайных или подсознательных желаний, поскольку эти видения в основном никак не согласуются с ожиданиями пациентов, а, кроме того, возникают и у тех, кто по-настоящему хочет выздороветь и вернуться к жизни.

Существует определенная связь между видениями умирающего и видениями человека, за ним ухаживающего. Как утверждают некоторые представители медперсонала, иногда в момент смерти пациента над телом образуется облачко серебристой «энергии». В некоторых случаях эта энергия отчетливо принимает форму астрального тела умирающего, причем эта форма связана серебристым шнуром с реальным телом пациента. Этот шнур обрывается в момент смерти. Есть также свидетельства, что «увлекающие» привидения являются живым людям. Это могут быть привидения как умерших людей, так и некие ангелоподобные существа. Такие случаи описаны в литературе еще первыми исследователями человеческой психики. Эти данные вступают в противоречие с утверждением Озиса и Харальдссона, сделанным ими на основании более позднего исследования и заключающимся в том, что живые не видят астральные тела и весьма редко наблюдают «увлекающие» привидения. Довольно правдоподобное объяснение этого противоречия состоит в том, что в то время (конец XIX - начало XX века) больше народу умирало дома. Знакомая окружающая обстановка, постоянное присутствие кого-то из близких, возможно, и были теми причинами, которые вызывали видения на смертном одре (в отличие от казенной обстановки в больнице).

Изучение такого феномена, как видения на смертном одре, имеет большое значение для танатологии (науки о смерти, ее причинах и проявлениях) в физиологическом, психологическом и социологическом аспектах, поскольку это явление является залогом того, что не следует бояться перехода к смерти - ведь он сопровождается удивительными ощущениями. Смерть - это ответственный момент, в который нужно сохранять максимально возможные достоинство и ясность ума. У некоторых народов мира умирание доведено до уровня целого искусства. В качестве примера можно привести древние западные мистические обычаи и «Тибетскую книгу мертвых» (Тhe Tibetan Book of the Dead). К сожалению, многие современные представители западного мира боятся смерти и с помощью разного рода медицинских средств всеми силами цепляются за жизнь, зачастую ценой мучительных страданий и в практически бесчувственном состоянии, когда последняя искорка жизни поддерживается лишь медицинскими препаратами и аппаратурой. Возможно, в будущем благодаря исследованиям таких феноменов, как видения на смертном одре, предсмертные ощущения и ощущения отстраненности, удастся изменить отношение людей к моменту смерти.

О предсмертных видениях редко упоминали в научной литературе до конца 20-х годов прошлого столетия, когда их начал изучать Уильям Барретт, профессор физики Королевского научного колледжа, Дублин.

Барретт стал серьезно интересоваться темой видений перед смертью, после того, как его жена, акушер-хирург, как-то раз поведала ему о женщине, умершей в тот день в больнице от потери крови после родов.

Перед тем как умереть эта женщина, Дорис, неожиданно села в кровати, невероятно взволнованная тем, что увидела некий великолепный пейзаж, а после вдруг сообщила, что за ней пришел ее умерший отец, чтобы сопровождать на «другую сторону». Барретта очень был потрясен тем фактом, что женщина вдруг удивилась, увидав вместе с отцом свою сестру Виду, которая скончалась всего три недели назад: потому как Дорис была очень больна, от нее скрыли смерть любимой сестры.

Этот случай настолько вдохновил Барретта, что он приступил к систематическому исследованию предсмертных видений. Это стало первым научным опытом, установившим, что сознание умирающего человека часто остается ясным и рациональным. Барретт также рассказал о множестве случаев, когда Уильям Барретт медицинский персонал или присутствующие родственники наблюдали видения умирающего человека.

Книга Барретта, изданная в 1926 году, называется «Предсмертные видения на смертном одре». На ее страницах он пишет, что:

Много раз в момент своей смерти люди видели призрак друга или родственника у постели, считая, что это живой человек;
во всех случаях установили, что человек (а точней, его призрак), которого эти люди наблюдали, уже скончался, а они этого не знали;
умирающие дети часто удивлялись тому, что у ожидавших их ангелов, которых они видели, не было крыльев.

В 60-е годы XX века, доктор Карлис Озис из американского ОПИ проводил экспериментальное исследование видений умирающих, которое вполне подтвердило данные Барретта и впоследствии было проверено в условиях различных национальных культур.

Озис обнаружил, что:

Наиболее распространенным типом видений являются - призраки уже умерших людей;
как правило длились не больше 5 мин;
умирающие люди однозначно заявляли, что призраки явились для того, чтобы забрать их с собой;
вера в никак не влияет на частоту появления или облик увиденного призрака;
большая часть наблюдаемых пациентов не получало наркотики, способные вызвать галлюцинации.

1977 год – доктор Озис и его коллега доктор Эрлендер Харалдссон опубликовали книгу «В смертный час». Эта книга расширила начальное исследование и в ней содержались сообщения от приблизительно тысячи докторов и медсестер в Индии и Америке. В книге приводится информация о смертельных случаях более чем 100 000 человек. Все эти исследования полностью соответствуют первым изысканиям, проводимым на протяжении 30-и лет и отраженным в нескольких работах доктора Роберта Крукалла в Англии.


Согласно информации, которая была получена им от медицинского персонала:

Только 10 % людей находились в сознании незадолго до смерти;
в этой группе наблюдаемых от одной половины до двух третей имели сходные предсмертные видения;
эти видения принимали форму призраков близких людей, мимолетных видений потустороннего мира и вызывали необъяснимое с медицинской точки зрения состояние эйфории.

Доктор Мелвин Морс уверяет, что историк из Франции Филипп Арье документально зафиксировал, что до 1000 года нашей эры умирающие говорили о видении Бога и о том, что они видели тех, кто уже перешел в . Морс сетует на то, что сегодня пациентов, которых посещают такого рода видения, лечат от «беспокойства» наркотиками и валиумом, стирающими кратковременную память и препятствующими запоминанию пациентами любых видений, которые, возможно, их посещали. Он также уверяет, что приблизительно 90 % людей, которые умирают в больницах, «многократно реанимируют и пичкают лекарствами» и что врачи считают предсмертные видения болезнью, которую надо непременно лечить.

В своей книге «Ближе к Свету. Исследование ОСП () у детей» Морс выдвинул гипотезу о том, что предсмертные видения являются «забытым аспектом таинственного процесса жизни» и что они могут иметь сильный успокоительный и исцеляющий эффект и для умирающего человека, и для его родных. Он перечислил несколько случаев, когда умирающие дети наблюдали видения потустороннего мира на протяжении последних нескольких дней своей жизни. Дети описывали удивительные цвета, красивые места и своих давно умерших родственников, которых не могли знать при жизни.

Это не галлюцинации

Сам доктор Озис предполагал, что такие ощущения это попросту галлюцинациями, вызванными биохимическими эффектами умирающего мозга. Но, проведя тщательное исследование, ученый понял, что эти ощущения были настолько необычными и убедительными, что их нельзя объяснить ни физическим состоянием пациента, ни последствиями лечения.
В отчете ОПИ (общество психических исследований) приведены случаи, когда призрака видел один или несколько людей, находящимися у постели умирающего.

В одном случае, который был подробно описан, призрак был замечен умирающей женщиной, Гарриет Пирсон, и тремя ухаживающими за ней родственниками.
В другом случае у постели умирающего маленького мальчика два свидетеля независимо друг от друга видели его недавно умершую мать.

Предсмертные видения подтверждают другие свидетельства . Из тех, кто умирает в сознании, 50- 60 % наблюдают видения потустороннего мира.

Важная роль предсмертных видений

В своей книге «Прощальные видения», 1994 год) Мелвин Морс утверждает, что:

Карла Уиллс-Брэндон, магистр гуманитарных наук, доктор философии, психолог, адвокат и автор шести опубликованных книг, всерьез заинтересовалась предсмертными видениями, когда это произошло с ее трехлетним сыном. Ребенка посетил призрак, который сообщил ему, что он находится здесь для того, чтобы забрать его и его дедушку с собой; мальчик был уверен, что это на самом деле был его папа. В своей книге «Одно последнее объятие прежде, чем я уйду: тайна и значение предсмертных видений» Карла Уиллс-Брэндон не только вновь обращается к исследованиям Барретта и Озиса, но и анализирует многие недавние исследования. И вот ее вывод.

Наука не в состоянии дать объяснения этим явлениям.
Предсмертные видения существовали с незапамятных времен.
Эти события указывают на существование жизни после смерти.
Наша участь - изучать их.

21. Предсмертные видения

Новую идею сначала высмеивают, затем забывают как нечто само собой разумеющееся до тех пор, пока наконец она не становится тем, что известно каждому.

Уильям Джеймс

Сведения о предсмертных видениях редко упоминались в научной литературе до конца 1920-х годов, когда их стал изучать Уильям Барретт, профессор физики Королевского научного колледжа, Дублин.

Барретт всерьез заинтересовался этой темой после того, как его жена, акушер-хирург, однажды рассказала ему о женщине, умершей в тот день в больнице от потери крови после родов.

Непосредственно перед смертью эта женщина, Дорис, внезапно села в кровати, необычайно взволнованная тем, что увидела некий великолепный пейзаж, а потом вдруг сообщила, что за ней явился ее отец, чтобы сопровождать на «другую сторону».

Барретта исключительно потряс тот факт, что женщина вдруг удивилась, увидев вместе с отцом свою сестру Виду, которая умерла всего три недели назад: поскольку Дорис была очень больна, от нее скрывали смерть любимой сестры.

Эта история настолько вдохновила Барретта, что он приступил к систематическому исследованию предсмертных видений. Это стал первый научный опыт, установивший, что сознание умирающего пациента часто остается ясным и рациональным. Барретт также сообщил о множестве случаев, когда Уильям Барретт медицинский персонал или присутствующие родственники наблюдали видения умирающего человека.

Книга Барретта, изданная в 1926 году, называется «Предсмертные видения на смертном одре» (Deathbed Visions). На ее страницах он пишет, что:

Много раз в момент своей смерти люди наблюдали призрак друга или родственника у постели, полагая, что это живой человек;

Во всех случаях было установлено, что человек (а точнее, его призрак), которого эти люди наблюдали, уже умер, а они этого не знали;

Умирающие дети часто удивлялись тому, что у ожидавших их ангелов, которых они видели, не было крыльев.

В 1960-е годы доктор Карлис Озис (Karlis Osis) из американского ОПИ провел экспериментальное исследование видений умирающих, которое вполне подтвердило данные Барретта и впоследствии было проверено в условиях различных национальных культур.

Озис обнаружил, что:

Наиболее распространенный тип видений - это призраки уже умерших людей;

Предсмертные видения обычно длились не более пяти минут;

Умирающие пациенты однозначно заявляли, что призраки явились для того, чтобы забрать их с собой;

Вера в потусторонний мир никак не влияет на частоту появления или облик увиденного призрака;

Большинство наблюдаемых пациентов не получали наркотики, способные вызвать галлюцинации.

В 1977 году доктор Озис и его коллега доктор Эрлендер Харалдссон (Erlenddur Haraldsson) опубликовали книгу «В смертный час» (At the Hour of Death). Эта книга расширила первоначальное исследование и содержала сообщения от примерно тысячи докторов и медсестер в Индии и США. В книге приведена информация о смертельных случаях более чем ста тысяч человек. Все эти исследования полностью соответствуют первым изысканиям, проведенным в течение 30 лет и отраженным в нескольких работах доктора Роберта Крукалла в Англии.

Согласно информации, полученной им от медицинского персонала:

Только десять процентов людей находились в сознании незадолго до смерти;

В этой группе наблюдаемых от одной половины до двух третей имели сходные предсмертные видения;

Эти видения принимали форму призраков близких людей, мимолетных видений потустороннего мира и вызывали необъяснимое с медицинской точки зрения состояние эйфории.

Доктор Мелвин Морс утверждает, что французский историк Филипп Арье (Philippe Aries) документально зафиксировал, что до 1000 года нашей эры умирающие говорили о видении Бога и о том, что они видели тех, кто уже умер. Морс сетует на то, что сегодня пациентов, которых посещают такие видения, лечат от «беспокойства» наркотиками и валиумом, стирающими кратковременную память и препятствующими запоминанию пациентами любых видений, которые, возможно, их посещали (Morse 1993: 60). Он также утверждает, что примерно девяносто процентов людей, которые умирают в больницах, «многократно реанимируют и пичкают лекарствами» и что врачи считают предсмертные видения болезнью, которую нужно непременно лечить (Morse 1993: 63).

В своей книге «Ближе к Свету. Исследование ОСП у детей» (Closer to the Light. Learning from the Near-Death Experiences of Children) Морс выдвигает гипотезу о том, что предсмертные видения являются «забытым аспектом таинственного процесса жизни» и что они могут иметь сильный успокоительный и исцеляющий эффект и для умирающего человека, и для его родных (Morse 1993: 65). Он перечисляет несколько случаев, когда умирающие дети наблюдали видения потустороннего мира в течение последних нескольких дней своей жизни. Дети описывали удивительные цвета, красивые места и своих давно умерших родственников, которых не могли знать при жизни.

Это не галлюцинации

Сам доктор Озис предполагал, что эти ощущения являлись просто галлюцинациями, вызванными биохимическими эффектами умирающего мозга. Однако, проведя тщательное исследование, ученый понял, что эти ощущения были настолько необычны и убедительны, что их невозможно объяснить ни физическим состоянием пациента, ни последствиями лечения.

В отчете ОПИ приводятся случаи, когда призрак был замечен одним или несколькими людьми, находящимися у постели умирающего.

В одном подробно описанном случае призрак был замечен умирающей женщиной, Гарриет Пирсон, и тремя ухаживающими за ней родственниками (Journalof the Society for Psychical Research, Feb. 1904: 185-187).

В другом случае у постели умирающего маленького мальчика два свидетеля независимо друг от друга наблюдали его недавно умершую мать (Proceedings of the Society for Psychical Research, Volume 6, p. 20).

Предсмертные видения подтверждают другие свидетельства существования жизни после смерти. Из тех, кто умирает в сознании, пятьдесят - шестьдесят процентов наблюдают видения потустороннего мира.

Важная роль предсмертных видений

В своей книге «Прощальные видения» (Parting Vision, 1994) Мелвин Морс утверждает, что:

Члены семьи, знающие о предсмертных видениях, как известно, проводят больше времени у постели умирающего человека. Этот фактор уменьшает чувство вины, которое они могут испытывать после его смерти;

Духовные видения уменьшают страх смерти у пациента и приносят значительное облегчение его родственникам;

Духовные видения способны предотвратить моральное истощение у медицинского персонала;

Если видениям уделяется должное внимание, это может резко сократить напрасные медицинские процедуры, зачастую весьма болезненные для пациента. Известно, что 30-60% средств, выделяемых на американское здравоохранение, тратятся на последние несколько дней жизни человека, и «большая их часть - на бессмысленные процедуры, неспособные продлить жизнь» (Morse 1994: 136).

Карла Уиллс-Брэндон (Carla Wills-Brandon), магистр гуманитарных наук, доктор философии, психолог, адвокат и автор шести опубликованных книг, всерьез заинтересовалась предсмертными видениями, когда это произошло с ее трехлетним сыном. Мальчика посетил призрак, сообщивший ему, что он находится здесь для того, чтобы забрать его и его дедушку с собой; ребенок был уверен, что это на самом деле был его папа. В своей книге «Одно последнее объятие прежде, чем я уйду: тайна и значение предсмертных видений» (One Last Hug Before I Go: The Mystery and Meaning of Death Bed Visions) Карла Уиллс-Брэндон не только вновь обращается к исследованиям Барретта и Озиса, но и анализирует многие недавние исследования. И вот ее выводы.

Наука не в состоянии объяснить эти явления.

Предсмертные видения существовали с незапамятных времен.

Эти события указывают на суще ствование жизни после смерти.

Наша участь - изучать их.

Справочная информация в Интернете

Карла Уиллс-Брэндон продолжает свои исследования предсмертных видений и готова получить информацию от людей, которые их наблюдали. Информацию можно взять и оставить на сайте .

Чтобы узнать более подробную информацию о ведущихся исследованиях, см. сайт университета Вирджинии , раздел «Отделение исследований личности».

Из книги Книга предсказаний. Пророчества, которые сбудутся автора Склярова Вера

ВИДЕНИЯ ДЭННИОНА БРИНКЛИ Вот как Бринкли описывает свои видения, полученные из специфических «коробок знаний» в храме знаний в кристальном городе.Коробки первая - третьяОн видит отчетливо, словно бы со стороны, деморализованную страну. Эти сцены духовной утраты

Из книги Газета Завтра 845 (4 2010) автора Завтра Газета

Тит __ «СЛАВЯНСКИЕ ВИДЕНИЯ» Прекраснейшая выставка в Музее Москвы на Остоженке. Основу экспозиции составляют работы из коллекции радетеля русской старины, возродителя неведомой нам исчезнувшей древнейшей Руси - Юрия Михайловича Медведева. Представленные здесь

автора Бональ Никола

Из книги Литературная Газета 6312 (№ 7 2011) автора Литературная Газета

Тевтонские видения Планетарий Тевтонские видения РУССКИЙ ВОПРОС Как-то одна из наших областных газет напечатала статью «Дети разных народов, мы мечтою о мире живём!» с подзаголовком «Толерантность – норма жизни, особенно в эксклаве». Автор – журналистка,

Из книги «Царские охоты» - от Владимира Мономаха до Владимира Щербицкого автора Борейко Владимир Евгеньевич

Предсмертные охоты двух Ильичей Есть что-то мистически ужасное в том, что два абсолютных правителя советского государства, Ленин и Брежнев, даже на пороге смерти продолжали охотиться. Ленин отправился на охоту за три дня до кончины. Брежнев - за сутки. Какой страшный

Из книги Манипуляция сознанием 2 автора Кара-Мурза Сергей Георгиевич

Раздел 26 Навязывание собственного видения вопроса или своего вывода Краткое описание Навязывая реципиенту собственное видение вопроса, манипулятор, не убеждая первого в своей точке зрения открыто, «просто рассуждает вслух». Ни к кому, вроде бы, особенно не обращаясь,

Из книги Гибель Марины Цветаевой автора Кудрова Ирма

Марина Цветаева <Предсмертные письма. Елабуга. 31 августа 1941 года> 1.«Мурлыга! Прости меня, но дальше было бы хуже. Я тяжело больна, это уже не я. Люблю тебя безумно. Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але - если увидишь - что любила их до последней минуты и

Из книги Толкиен. Мир чудотворца автора Бональ Никола

Глава четвертая Видения сумерек Мир Толкиена пребывает в тревожном ожидании сумерек. По убеждению самого Толкиена, изначально мир был прекрасен, однако с появлением злых духов, а проще говоря, со временем красота его мало–помалу поблекла. И пагубное действие времени

Из книги Футболономика. Почему Англия проигрывает, Германия и Бразилия выигрывают, а США, Япония, Австралия, Турция и даже Ирак выходят на первый план автора Купер Саймон

Из книги Окно в другое измерение автора Беркович Мария Борисовна

Из книги Газета Завтра 492 (17 2003) автора Завтра Газета

ВИДЕНИЯ РОДИНЫ Юрий Лощиц 29 апреля 2003 0 18(493) Date: 30-04-2003 Author: Юрий Лощиц ВИДЕНИЯ РОДИНЫ Мы Родину, сколь помню, хоронили. Был так задуман важный ритуал, чтоб торжество присутствием почтили все, кто пинал её и в клочья рвал, все, кто молчал, когда она стенала. Нас собралось

Из книги По следу крови автора Уэмбо Джозеф

8. Видения К середине февраля они распространили тысячи сделанных по описанию свидетеля рисунков юноши с волосами «бобриком», сняли двадцатиминутный видеоролик и показывали его в школах, торговых центрах, маленьких магазинчиках в центре Лестера и диско-клубах, где

Из книги О фотографии автора Зонтаг Сьюзен

Героизм видения Никто никогда не открывал уродства при помощи фотографии. Но многие с ее помощью открывали красоту. За исключением тех случаев, когда камеру используют для документирования или для фиксации общественных ритуалов, фотографирующим движет желание найти



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама