THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Здравствуйте, уважаемый читатель! Если Вы видите эти строки, значит, в вашем окружении есть уникальный ребенок с гиперактивностью (сын, дочь, воспитанник, племянник) или вы подозреваете это и ищете ответы на вопросы из данной категории. Прежде всего скажу, что вы обратились по адресу.

Стоит сразу отметить, что гиперактивность – не проблема. Ни в коем случае нельзя считать и называть из-за такой особенности ребенка «трудным» (распространенная ошибка психолого-педагогически неподготовленных людей). Представленный материал аргументирует этот тезис, позволит вам разобраться в том, что такое гиперактивность, и как создать особенному ребенку максимально комфортные психологические условия для успешной социализации и раскрытия личностного потенциала (вы получите практические рекомендации).

Понятие гиперактивности

Полное название рассматриваемой особенности – синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Его изучение находится на стыке нескольких сфер – психология, медицина (неврология и педиатрия), педагогика. В результате можно встретить разные альтернативные наименования СДВГ:

  • Неврологи называют это явление «двигательной неловкостью» или «минимальными церебральными нарушениями движений».
  • Психологи, ориентируясь на возможности ребенка к мелкой моторике и ориентацию в пространстве, определяют СДВГ как «гиперактивность» или «повышенную двигательную активность».

Как феномен эмоционально-волевой сферы СДВГ начали рассматривать чуть больше 20 лет назад. До этого СДВГ относили к категории ЗПР (задержка психического развития). Но многочисленные исследования опровергли эту дифференциацию. Да, причины ЗПР и СДВГ тождественны – органические поражения мозга ребенка в первые месяцы жизни или во время беременности матери. Однако при грамотном подходе взрослого окружения дети с ЗПР и СДВГ способны добиться разных результатов.

С точки зрения клинической психологии в настоящее время СДВГ относится к гиперкинетическим расстройствам (код F 90 по МКБ 10 пересмотра), группа F 90.0 («нарушение активности и внимания»). Гиперактивность диагностируется при условии, что минимум 8 из следующих 14 признаков дали о себе знать в первые 7 лет жизни ребенка и длятся не меньше полугода.

  1. Нетерпим («ну, когда уже»), непоседлив (ерзает на стуле, дергает ногами).
  2. Не может сидеть на месте, старается встать в любых условиях (транспорт, дом, занятие в детском саду или школе).
  3. Быстро отвлекается на малейший раздражитель прямо во время разговора или при занятии чем-либо (бабочка, шум, кошка).
  4. Еле дожидается своей очереди в играх, отдает предпочтение подвижным, например, по типу догонялок (но и там может возникнуть нестерпимое желание быть ведущим или наоборот убегающим).
  5. Отвечает быстро и недослушав вопрос. Пример: - Петь, ты, когда встаешь …. (предполагалось, что оппонент договорит «что сначала делаешь?») – Обычно в восемь (ранний ответ ребенка). Могут быть и более абстрактные и неуместные ответы.
  6. Не любит инструкций, с трудом выполняет их.
  7. С трудом следует заданию или роли в игре.
  8. Бросает одно занятие и легко переключается на другое (не разбрасывает игрушки, как может показаться, а забывает и отвлекается, переключается).
  9. Беспокоен во время игры.
  10. Разговорчив, часто гиперобщителен.
  11. Перебивает, старается отстаивать свое мнение.
  12. Не слышит, что ему сказали или как его позвали (увлечен чем-то так, что не замечает).
  13. Растерян (теряет предметы труда, игрушки, вещи).
  14. «Вижу цель – не вижу препятствий». Физически активен настолько, что не замечает ограждений.

Очевидно, что описанные явления можно принять за упрямство, непослушание и другое. Важно понять, что ребенок так поступает (например, игнорирует инструкции) не потому, что не хочет, а потому, что его нейронные процессы проходят иначе и не позволяют реагировать в общепринятом представлении нормы.

  • Гиперактивные дети отличаются цикличностью работы мозга. В среднем активно он работает 5-15 минут, затем в течение 3-7 минут восстанавливается.
  • Отличается и работа слухового анализатора. Детям с СДВГ сложно распознавать несколько схожих звуков подряд и повторять их.
  • Отмечаются также проблемы с координацией, что отражается в рисунках (линии неровные, диспропорциональность, примитивность) и при занятии спортом.
  • Речь быстрая и спутанная или наоборот замедленная, встречается задержка развития речи и заикание.

Причины гиперактивности

Несмотря на то, что начало развития СДВГ кроется в органических нарушениях в период внутриутробного развития ребенка, негативные факторы действуют с двух сторон (биологические и социальные). До 2 лет преобладает биологический фактор, позже – социальный. К биологическим негативным факторам относится:

  • недоношенность и переношенность;
  • внутриутробные инфекции;
  • родовые травмы (асфиксия);
  • трудная беременность (угроза выкидыша, токсикоз во 2 и 3 триместре);
  • отравления любого характера в период беременности (в том числе курение, алкоголь);
  • анемия у беременной женщины;
  • беременность до 20 лет.

Существует теория генной предрасположенности к гиперактивности. В ходе эксперимента, описанного Е.Л. Григоренко в работе «Особенности психофизиологического развития детей с гиперактивностью» было установлено, что этот факт имеет место быть.

Среди социальных факторов на развитие гиперреактивности влияет:

  • бытовая, эмоциональная, когнитивная и сенсорная (неудовлетворение актуальных потребностей ребенка), то есть ненадлежащий уход, запущенность, невыполнение родителями своих обязанностей;
  • неблагополучие зависимости ( , наркомания, ).

В отдельную теорию выделяют роль питания матери и затем ребенка. Согласно этой концепции, развитию гиперактивности способствует «искусственное» питание, то есть полуфабрикаты, добавки, обилие свинца.

Особенности гиперактивности и ее отличия от схожих феноменов

Отмечено, что у мальчиков от 7 до 12 лет гиперактивность встречается в 2-3 раза чаще, чем у девочек того же возраста. Это объясняется большей слабостью ЦНС (центральная нервная система) в период вынашивания матерью плода у мальчиков к негативным факторам и большей способностью женского мозга к компенсаторным функциям (замещение, достижение необходимого поведения с помощью других систем и мозговых процессов).

Всегда ли активный дошкольник (школьник) является гиперактивным? Нет, далеко не всегда. Важно уметь отличить гиперактивность не только от серьезных патологий, но и дифференцировать от , (ярко выраженные отдельные свойства темперамента, например, сверхактивность), естественной для детей дошкольного возраста подвижности. Вызвать поведение, похожее на СДВГ могут такие факторы:

  • смерть одного из членов семьи;
  • иные серьезные деформации в семейном цикле;
  • отсутствие мотивации и интереса к какой-либо деятельности;
  • переход в новое образовательное учреждение (школа, детский сад);
  • требовательность родителей и другой стресс.

Стресс способен вызвать импульсивность и раздражительность, снижение внимания. Вспомните, пожалуйста, себя после многочасового напряженного рабочего дня. Каждый способен на какое-то время превратиться в гиперактивного ребенка: «Ничего не вижу, ничего не слышу, ничего не хочу. Нужно доработать. Сейчас только чайку выпью. О, какая интересная статья в газете (интернете). Нужно прочитать».

Сниженная работоспособность на фоне избыточной (нервной) суеты и капризов – распространенное явление, не правда ли? Если нет, то вы, безусловно, счастливый человек! Тем не менее от такого не застрахован никто. Нельзя думать, что у ребенка нет проблем. У него их море: он «воюет» и знакомится с миром и собой.

Именно поэтому наблюдение за поведением ребенка ведется минимум полгода (первый пункт данной статьи). За это время гиперактивность можно отличить от:

  • астенического синдрома;
  • усталости;

Подробнее о том, как отличить гиперактивность от других феноменов, описано в книге М.С. Староверовой «Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы: практические материалы для психологов и родителей». Дифференциация там дана по принципу «от противного». Даны способы выявления других поведенческих явлений, учитываются совпадения нескольких пунктов из названых особенностей поведения (по типу материала из первой части материала этой статьи). Если информация вас заинтересовала, то книгу можно найти в интернете.

Таким образом, гиперактивность проявляется невнимательностью, избыточной подвижностью (в том числе в речи), импульсивностью (низкий самоконтроль), проблемами в движении тела и мелкой моторике. Таким деткам сложно сходиться с другими людьми. Они навязчивы, дезорганизованы. Отчего часто становятся , могут оказаться непринятыми в компанию. Потому необходимо помочь им войти в социум.

Пути решения

Для определения направления действий в отношении коррекции поведения ребенка важно вспомнить возможные причины и найти конкретные для индивидуального случая. То есть менять нужно не ребенка, а его микро- (семья) и макроокружение (детский сад, социум), климат вокруг него (социальную ситуацию развития).

Прежде всего, нужно найти союзников. Под ними подразумевается обращение к:

  • штатному психологу;
  • педагогу (воспитателю);
  • дефектологу учреждения, в котором занимается ребенок.

Только сообща можно обеспечить работу над макро- и микросоциумом. Ребенку с гиперактивностью нужно комплексное психолого-медико-педагогическое (социальное) сопровождение. Во многих образовательных учреждениях в настоящее время функционируют ). Если есть такая возможность, то лучше обратиться сразу туда.

Важно вести активную работу по совершенствованию семьи. Далее приведем общие рекомендации родителям по взаимодействию с гиперактивным ребенком.

  1. Будьте последовательны, тверды и реальны в своих требованиях, поощрениях и санкциях (фразы типа «я не знаю, что с тобой сделаю» или «я тебя убью» категорически не подходят).
  2. Помните, что ваш ребенок особенный, а не вредный (он не хочет вам «напакостить»).
  3. Контролируйте действия ребенка, совершайте их вместе.
  4. Старайтесь избегать грубых и однозначных ответов (запретов), аргументированно объясняйте ребенку, почему вас расстраивают его действия или почему так нельзя себя вести.
  5. Ориентируйтесь на взаимопонимание и доверие.
  6. Будьте адекватны (не потакать, но и не требовать невозможного).
  7. Расположите ребенка к себе, удивляйте, привлекайте его внимание (неожиданная шутка, копирование его поведения).
  8. Наберитесь терпения (вам нужно свыкнуться с мыслью, что повторять свои просьбы нужно часто, забудьте фразы «сколько можно повторять» и «я больше не буду повторять тебе». Будете, но спокойным и ровным тоном, и до тех пор, пока вас не услышат).
  9. Вызывайте интерес ребенка, подкрепляйте слова действиями, картинками, жестикуляцией, наглядностью («Давай собирать игрушки на скорость, кто победит, тот получит на свою доску жетон. Смотри, какой он красивый!»).
  10. Всегда слушайте ребенка и реагируйте на него.

Важно также следить за взаимоотношением с супругом, подавать личный пример ребенку в поведении (крики могут научить только крикам).

Рекомендуется составить распорядок дня. Что важно, он должен быть общим для всех членов семьи, а не только для ребенка. Избегайте переутомлений, перегрузок, шумных мест, создайте рабочее место для ребенка с минимумом внешних раздражителей.

  • В работе с гиперактивным ребенком важную роль занимает система поощрений и наказаний. Она обязательно должна быть.
  • Но категорически нельзя использовать физические или морально оскорбляющие наказания и денежные поощрения.
  • Допустимо введение баллов, исполнение желаний. Не скупитесь на похвалу.
  • Однако вместе с этим стоит учитывать, что гиперактивные дети плохо реагируют на убеждения.
  • Если есть необходимость наказания, то лучше лишить ребенка сладкого, развлечения, поставить в угол. Но! Предварительно четко скажите: «Я прошу тебя …, если не сделаешь, то я буду вынуждена забрать у тебя телефон на день».

Составьте «договор» о разделении обязанностей. Для формирования самоконтроля ребенок обязательно должен иметь исключительно свои обязанности по дому. При этом важно учитывать возраст ребенка, особенности развития и личные предпочтения. Все должно проходить в сотрудничестве. Помогайте, но не выполняйте работу за него. Следует давать простые односоставные задания. Лучше несколько маленьких, но по очереди.

Избыточную активность применяйте с пользой. Выясните, какие способности имеет ваш ребенок, и что ему интересно. Например, можно пойти на плавание.

Не путайте, пожалуйста, контроль за действиями ребенка с тотальным контролем над его жизнью. Позвольте ему набираться опыта, ошибаться, совершать ошибки: опаздывать, получать двойки, терять друзей (но с вашей подсказки, конечно же, возвращать).

Игры на внимание

С целью развития внимания гиперактивного ребенка можно использовать игры (в зависимости от возраста):

  1. Малыша просите повторять ваши движения.
  2. Детям постарше можно давать задание с нахождением конкретной буквы (цифры) в тексте. Рекомендуется добавить элемент конкурса, игры. Например, при проигрыше прокукарекать.
  3. Школьникам рекомендуется давать задание на расположение цифр, например, согласно возрастанию. Или дать заполненное поле и попросить соединить цифры, согласно определенному критерию.
  4. Составление слов из слов, то есть поиск в одном другого, например, «самокат» – «скат». Подойдет взрослым деткам.

Не забывайте учитывать возраст ребенка. Задание должно быть интересно и понятно.

Поиск отличий на картинках или в помещении, игры на скорость реакций, «снежный ком», «Сломанный телефон», «Хлопок – слово» (ребенок хлопает, когда слышит оговоренную заранее категорию среди произносимых взрослым слов, например, «растения») тоже помогут в корректировке гиперактивности. Таким образом, мы снова пришли к единому выводу – занимайтесь со своим ребенком.

Вместо эпилога, или выводы

Гиперактивного ребенка сложно не заметить. Название феномена говорит само за себя. Их ошибочно могут назвать «хулиганами», «неслухами», «лентяями» и т. д. На самом деле они живут в собственной норме. Им не известны другие варианты поведения. Вся их суть делится на три категории:

  • невнимательность (98-100 % детей с СДВГ);
  • избыточная активность (70 %);
  • импульсивность (63-68 %).

Итак, ребенок с СДВГ нормален, но он видит мир с позиции своей нормы. Нужно научиться понимать его. Говоря упрощенно, ругать ребенка, использовать наказания или фразы типа «почему ты не можешь вести себя, как все нормальные дети» категорически запрещено (к слову, таких реплик в любом случае стоит избегать при воспитании ребенка). Этим можно добиться только:

  • понижения ;
  • роста и замкнутости;
  • потери собственного авторитета в его глазах;
  • ухудшения взаимоотношений.

Кратко все рекомендации по взаимодействию с гиперактивным ребенком можно описать одним словом – общайтесь. Будьте со своим чадом, рассказываете ему о мире, интересуйтесь его состоянием и чувствами. Рассказывайте о его сильных и слабых сторонах. Помогайте развивать первые и учиться сглаживать вторые. Основной принцип сотрудничества с гиперактивным ребенком: подкрепляйте желаемое поведение и усиливайте похвалу, игнорируйте нежелательные действия.

Как знать, может быть, у вас растет новый известный комик, рок-звезда или рэпер. Да-да, Аврил Лавин, Джастин Тимберлейк, Хоуи Мэндел, Оззи Осборн, Ченнинг Татум, Джим Кэрри и многие другие гениальные и известные личности когда-то были просто детьми с гиперактивностью. Существует даже научное мнение, что гиперактивность – предвестник гениальности. Конечно, если научиться управлять ситуацией в свою пользу.

Надеюсь, статья оказалась полезна для вас. Психологического комфорта вам и вашей семье! О СДВГ у взрослых читайте .

Если вы заметили, что ваш ребенок неусидчив, не может на чем-либо сосредоточиться на длительный период, не в состоянии всегда контролировать свои поступки, импульсивен и рассеян, то, вероятнее всего, он гиперактивен. Разберемся детальнее в том, что такое гиперактивность, и можно ли с ней как-то бороться.

Гиперактивность у детей, что это такое

Еще более тридцати лет назад повышенную двигательную активность медики начали относить к отдельным болезням, дав ей название «синдром дефицита (нарушения) внимания с гиперактивностью», то есть СДВГ. У гиперактивного ребенка проявляются признаки этого заболевания в трудностях с концентрацией на чем-либо, обучением и памятью. Также такому малышу не всегда легко уловить информацию, которую до него пытаются донести.

Признаки и симптомы гиперактивного ребенка

Как правило, основные симптомы повышенной активности проявляются у детей в 2-3 года. Тем не менее, родители далеко не всегда сразу обращаются к врачу – нередко первая консультация проходит, когда дети начинают ходить в школу, и становится очевидно, что из-за СДВГ у них появились трудности в обучении.

Симптомы:

  • Импульсивность, плаксивость, эмоциональная нестабильность;
  • Беспокойство, суетливость, тревожность;
  • Бессонница;
  • Отсутствие адекватной реакции на правила поведения;
  • Задержка в развитии речи.

Если вы наблюдаете хотя бы один из перечисленных симптомов, то это серьезный повод для того, чтобы проконсультироваться со специалистом. Вполне возможно, что врач все же выявит у вашего ребенка гиперактивность – в таком случае вы узнаете, как бороться с симптомами и помочь чаду адаптироваться в социуме.

Поведение и проявление гиперактивного ребенка

Несмотря на то, что такой малыш всегда активен, у него присутствуют определенные нарушения в координации: он часто роняет какие-то предметы, отличается неуклюжестью, нередко ломает вещи или падает. Зачастую, ребенок СДВГ набивает себе шишки, получает ссадины и царапины, но при этом не делает соответствующих выводов и все повторяется снова.

Помимо прочего, симптомами СДВГ считаются рассеянность, невнимательность, упрямство, регулярная смена настроения, агрессивность, вспыльчивость. Замечено, что такие дети нередко игнорируют дневной сон даже в младенчестве. Впрочем, и его ночной сон нельзя назвать спокойным. Обычно гиперактивный ребенок обращает на себя внимание в общественных местах – он постоянно что-то трогает, не слушает родителей, демонстрирует очень эмоциональные реакции.

Причины возникновения гиперактивности

Возникновению СДВГ может послужить несколько причин. Рассмотрим подробнее наиболее распространенные из них. Заметим, что каждая из этих причин проявляется еще до момента рождения.

Изменения в нормальном образе жизни беременной

Как известно, развитие нервной системы плода напрямую зависит от того, какой образ жизни ведет будущая мама. Например, если у женщины имеются вредные привычки, вроде курения, то это в дальнейшем может обернуться для ребенка СДВГ. Также проблемы могут возникнуть из-за частого переутомления, вызванного, например, тяжелой работой. Не идут на пользу малышу и регулярные стрессы в жизни будущей матери.

Осложнения в период беременности

Нередко гиперактивность диагностируют у детей рожениц, которые во время беременности страдали от сильного токсикоза. Помимо этого в зоне риска находятся женщины, у которых в период беременности давление было повышенно. Если медики выявили у ребенка внутриутробную асфиксию, то это тоже повышает вероятность того, что впоследствии у него будет развиваться СДВГ.

Осложнения в период родового процесса

Если роды женщины были чем-то осложнены, то не исключено, что у ее младенца будет диагностирована гиперактивность. Речь может идти, как о затяжных родах, так и о слишком стремительных.

Гиперактивный ребенок - признаки до года

Ниже перечисленные признаки могут быть признаками гиперактивности, но это вовсе не обязательно – истинная гиперактивность может быть установлена лишь невропатологом. Не следует ставить такие диагнозы без консультации с врачом.

Итак, возможные симптомы:

  • Такие младенцы даже в первые месяцы жизни довольно мало спят. Несмотря на то, что их сверстники в этом возрасте в основном погружены в сон и бодрствуют лишь несколько часов в сутки, гиперактивные дети чаще не спят и могут плакать по 3-4 часа подряд. Когда их силы на исходе и уже явно пришло время сна, такие малыши начинают особо яро капризничать и проявлять активность. Они становятся более возбудимыми, и могут успокоиться лишь тогда, когда оказываются на руках у мамы, либо после длительного укачивания.
  • Чадо демонстрирует бурные реакции при смене обстановки, видя новые лица и слыша громкие звуки. Несмотря на то, что эти перемены могут восторгать его, вместе с этим он еще больше капризничает.
  • Он очень чутко спит, будучи чувствительным к любому, даже еле слышному шуму, из-за которого может неожиданно проснуться и с трудом уснуть вновь.
  • Малыша тяжело чем-то увлечь – он может заметить новую игрушку и почти сразу потерять к ней интерес.

Гиперактивный ребенок: признаки 2-3-4 года

  • Ему сложно на чем-то сконцентрироваться, однако если он действительно увлекся чем-то, то в таком случае его непросто от этого отвлечь.
  • Может схватить игрушку, которая его заинтересовала и сразу же ее отбросить, толком не рассмотрев.
  • Такой кроха обычно лишен чувства страха – он может прыгнуть с большой высоты, выбежать на оживленное шоссе и тому подобное.
  • Задает множество вопросов, но редко дожидается ответов, и почти никогда их не запоминает.
  • Ему нелегко спокойно сидеть на месте несколько минут подряд – он начинает проявлять бесцельную двигательную активность.

Гиперактивность у детей дошкольного возраста, нужно ли лечение

  • Позитивная модель взаимоотношений. Хвалите свое чадо всякий раз, когда он этого заслуживает – обращайте внимание даже на весьма незначительные достижения. Как правило, дитя не воспринимает упреки, но очень хорошо реагирует на похвалу. Важно, дабы ваши отношения строились не на страхе, а на полном доверии. Пусть он чувствует вашу поддержку во всех ситуациях – дайте ему понять, что вы на его стороне, если у него возникли трудности, например в саду или школе. Также старайтесь сглаживать любые конфликты.
  • Распорядок дня . Если вы хотите добиться успеха в воспитании гиперактивного ребенка, то следует всегда соблюдать определенный распорядок дня. Следовательно, прием пищи, отдых, игры, отход ко сну и прочее желательно выполнять примерно в одно и то же время. Видя, что ребенок соблюдает правила, непременно его за это хвалите. Заметим, что ребенку с СДВГ необходим здоровый сон (не менее 7-8 часов) – это поможет ему быть спокойнее. В свою очередь, в рационе питания нежелательны пищевые красители, чрезмерное употребление шоколада, соленой и острой еды.
  • Комфортные условия. Как известно, шумное и вызывающее поведение крохи с гиперактивностью, является один из методов привлечения внимания. Старайтесь уделять больше времени ребенку – помогайте ему постигать новые знания, играйте с ним. Если чадо неверно понимает какое-то задание, ни в коем случае не раздражайтесь – просто повторите поручение. Также желательно, чтобы малыша ничего не отвлекало, когда он сидит за занятиями – по этой причине уберите со стола не нужные гаджеты, игрушки и прочие лишние в учебе предметы. Следите за тем, чтобы он не переутомлялся.
  • Нормы поведения и поощрения. Заметьте, что вседозволенность пойдет во вред вашему ребенку. Он должен четко понимать, как поступать можно, а как нельзя. Можно ввести некую знаковую систему поощрения – к примеру, отмечайте галочкой или звездочкой все хорошие поступки. Когда будет собрано определенное число галочек или звездочек, вознаграждайте его какой-то вкусностью или игрушкой.
  • Избыточная энергия. Будет очень хорошо, если гиперактивный малыш увлечется неким хобби. Конечно, стоит взять во внимание его интересы и то, чем он увлекается. Дайте возможность ребенку развиться в какой-либо области – так он будет больше в себе уверен. Наверняка, ему пойдут на пользу занятия в какой-нибудь спортивной секции – физические упражнения способствуют выплеску избыточной энергии, а также помогают ребенку научиться дисциплине.

В каких случаях требуется медицинское лечение

Когда ребенок начинает проявлять ярко выраженные признаки гиперактивности, родители готовы пойти на любое лечение, дабы прекратить это. Тем не менее, важно помнить, что необходимый лечебный курс может назначать лишь специалист. Обычно юным пациентам назначают определенные успокаивающие препараты – они подбираются индивидуально. Как правило, действие этих лекарств направляется на снижение раздражительности и суетливости, нормализацию сна, уменьшение чувства тревожности и подавление прочих симптомов СДВГ. Самостоятельно вы не сможете определить – нужно ли в вашем случае медицинское лечение. Следует провести комплексное обследование ребенка в медицинском учреждении.

Что делать родителям, если ребенок все время гиперактивный - советы психолога

Многие родители не знают, что делать со своим гиперактивным чадом и как скорректировать его поведение. Стоит заметить, что лишь специалист должен назначать курс лечения, ведь каждый случай СДВГ индивидуален.

Тем не менее, предлагаем ознакомиться с некоторыми общими рекомендациями психологов:

Четкие задачи

Наверняка, вам известно, что гиперактивные дети отличаются рассеянностью и не очень развитым абстрактным и логическим мышлением – именно поэтому вам важно четко формулировать свои просьбы и задачи. Общаясь с ребенком, говорите короткими предложениями, которые не будут изобиловать лишними смысловыми нагрузками. Не прибегайте к длинным формулировкам.

Запреты

Если ваш сын или ваша дочь страдают СДВГ, то рекомендуем при постройке предложений избегать отрицаний и слова «нет». К примеру, вместо того, чтобы заявить: «Не неси свои игрушки на кухню!», скажите: «Играй в комнате». Даже если вы понимаете, что назрела конфликтная ситуация, постарайтесь быть максимально спокойными. Запрещая что-то своему чаду, непременно поясните причину, а также предложите альтернативные варианты.

Сохраняйте последовательность

Одним из основных признаком гиперактивности можно назвать невнимательность. По этой причине нежелательно поручать ребенку сразу несколько задач, к примеру: «Доделай уроки, покушай и позвони бабушке». Ребенку сложно воспринять сразу всю информацию – скорее всего, в итоге он переключится на что-то иное, и не будет выполнять поручения. Именно поэтому старайтесь озвучивать задачи в логической последовательности.

Чувство времени

Помимо прочих проявлений, гиперактивные дети, порою, страдают нарушенным чувством времени – из-за этого обстоятельства вам следует самим следить за сроком, к моменту которого необходимо выполнить задание. Если вы планируете накормить ребенка ужином, закончить с ним прогулку или отправить его спать, то непременно сообщите ему об этом за 5-10 минут.

Как успокоить гиперактивного ребенка - пути коррекции

Нервная система ребенка с СДВГ весьма возбудима, поэтому ее следует оберегать. Постарайтесь любые капризы и истерики «гасить» в самом начале, и не пытайтесь в воспитательных целях сразу же наказывать кроху. Конечно же, это не значит, что необходимо всегда потакать капризам и идти у чада на поводу – просто незаметно переключите его внимание. Такой метод, безусловно, требует от родителей немало выдержки и терпения, но он наиболее действенный.

Не подвергайте ребенка в течение дня лишний раз слишком ярким впечатлениям. Также обратим взор на то, что нежданные многочисленные визитеры, шумные компании и тому подобное могут расшатывать нервную систему малыша.

Если ваш ребенок гиперактивен, то этот факт не стоит игнорировать – его воспитание требует особого подхода. Ни в коем случае, не пренебрегайте общими рекомендациями и советами врача – это может усугубить ситуацию.

Одно из самых часто встречающихся состояний у маленьких детей - гиперактивность. Этот диагноз наиболее распространён среди дошкольников, но болезни могут быть подвержены и ребята более старшего возраста. Чрезмерно активный ребёнок плохо социализируется и испытывает трудности с учёбой. Ему сложно наладить отношения со сверстниками, сконцентрироваться на получении знаний. Патология может сопровождаться другими нервными заболеваниями.

Детская гиперактивность наблюдается при синдроме дефицита внимания и гиперактивности (). Патология представляет собой нарушение нормального функционирования мозга, которое приводит к сильному нервному напряжению.

Почему это проблема

Взрослые обычно не заостряют внимание на поведении малыша, считая, что он с возрастом «перерастёт». И к врачу обращаются лишь тогда, когда проблему уже просто нельзя не распознать.

В детском саду проблема лишь начинает развиваться. Но вот когда ребёнок идет в школу, признаки начинают выражаться более явно. Учебный процесс требует организации занятий, то есть это именно то, к чему малыш не подготовлен. Плохая концентрация внимания, активная подвижность и неадекватное поведение на занятиях делают невозможным полноценный учебный процесс.

Малыши с повышенной активностью постоянно нуждаются в контроле преподавателя, так как сосредоточить внимание ребёнка на учебном процессе очень сложно, он постоянно занимается посторонними делами, отвлекается, сказывается нехватка внимания. Терпения и опыта учителя зачастую не хватает, чтобы исправить деструктивное поведение. Начинает формироваться обратная реакция - агрессивность.

Развитие таких малышей отстает от одноклассников. Преподаватели не могут подстроиться под развивающуюся патологию, это приводит к конфликтам. Гиперактивный малыш в школе нередко подвержен издевательствам сверстников, у него появляются проблемы с общением. С ним не хотят дружить, это вызывает обидчивость, приступы рукоприкладства, агрессии.

Склонность к лидерству из-за невозможности быть им начинает порождать развитие заниженной самооценки. Через определенное время развивается замкнутость. Более выражено появляются психологические проблемы.

Многих родителей пугает этот диагноз. Они могут считать, что их ребёнок отстаёт в развитии. Это ошибочное мнение, ведь на самом деле гиперактивный малыш:

  1. Творческий. У него много интересных идей, а воображение очень богатое. Если папа с мамой помогут ребёнку, в будущем он сможет стать замечательным специалистом с креативным подходом к делам или представителем творческой профессии с многогранными интересами.
  2. Имеет гибкий ум, отличается энтузиазмом, умением находить решение сложным задачам. Он разносторонне развит, имеет множество интересов, стремится быть в центре внимания.
  3. Энергичен и непредсказуем. Это свойство может быть как благотворным, так и негативным. У малыша много сил для разных занятий, но удержать его на месте бывает практически невозможно.

Есть мнение, будто гиперактивный малыш всегда находится в движении и хаотично перемещается. Это не совсем так. Если какое-либо занятие поглотило всё внимание дошкольника, он может забывать обо всём другом. Родителям важно поощрять хобби, позволив ему самостоятельно выбирать, что делать.

Симптомы гиперактивности у ребёнка и его интеллектуальные способности никак не связаны. Очень часто такие ребята очень талантливы. Кроме лечения их необходимо воспитывать, держать в чётких границах, стараясь развивать природные способности. Часто они замечательно танцуют, поют, выступают на публике.

Причины гиперактивности у детей

Повышенная возбудимость обычно отмечается у малышей, чьи родители имеют холерический склад характера. Дети, как правило, лишь копируют поведение в более выраженной форме.

Если рассматривать признаки гиперактивности у ребенка до года, то отмечается явная тенденция к генетической расположенности передачи этой патологии. Приблизительно 45% родителей гиперактивных малышей в детстве перенесли это состояние.

В большинстве случаев сбои в мозговой активности закладываются внутриутробно. К формированию патологии могут привести следующие факторы:

  • Тяжёлая беременность;
  • Нездоровый образ жизни или курение матери в период ожидания малыша;
  • Стрессы и переживания, испытываемые будущей матерью;
  • Внутриутробная асфиксия;
  • Токсикозы во время вынашивания плода;
  • Гипоксия.

Реже болезнь может зарождаться в результате тяжёлого течения родов. На её возникновение способны повлиять такие явления, как:

  • Очень длительные схватки или потуги у роженицы;
  • Использование медикаментов для стимуляции родов;
  • Появление на свет малыша на сроке до 38 недель.

В исключительных случаях гиперактивность появляется по другим причинам, никак не связанным с рождением. Патология может возникнуть, если присутствуют такие факторы:

  • Болезни нервной системы;
  • Ссоры и частые конфликты между родителями;
  • Излишне строгое воспитание;
  • Серьёзное отравление химикатами;
  • Нездоровое питание.

Перечисленные причины - это факторы риска. Конечно же, необязательно, что из-за тяжёлых родов на свет появится гиперактивный ребёнок. Если будущая мама часто нервничала и лежала на сохранении, риск развития проблемы у её малыша повышается.

Не любой малыш, который себя ведет неадекватно, является гиперкинетиком. У некоторых ребят упрямство, непослушание, чрезмерная подвижность является следствием темперамента. С ними нужно лишь научиться вести себя, а не наказывать, так как это может вызвать обратную негативную реакцию.

Симптомы гиперактивности

Основные симптомы гиперактивности у ребёнка до 2 лет появляются не сразу. До этого времени он может вести себя вполне нормально. Они проявляются постепенно. Проявление недуга у малышей можно заподозрить, если отмечается:

  • В дневное время неусидчивость, постоянная суетливость, чрезмерное беспокойство, невозможность довести дело до конца;
  • Плохой сон по ночам - движения и всхлипывания в постели, тревожное продолжительное засыпание, регулярные просыпания, разговоры во сне;
  • Любой вид работы начинает вызывать нежелание их выполнять;
  • Невнимательность, забывчивость, периодическое разбрасывание различных предметов, плохая сосредоточенность;
  • Невыполнение просьб взрослых;
  • Приступы импульсивности, эмоциональная неустойчивость.

Бывает очень непросто отличить синдром дефицита внимания от обычной детской непоседливости. Некоторые родители и специалисты ставят диагноз малышу по ошибке, хотя у того никаких серьёзных проблем на самом деле не существует.

Определённые симптомы могут говорить о неврастении, но всё равно нельзя самостоятельно назначать препараты при гиперактивности у детей.

При подозрениях на СДВГ требуется консультация врача. В возрасте до 1 года гиперактивность может проявляться следующим образом:

  • Сильная возбудимость;
  • Нервная реакция во время проведения гигиенических процедур (малыш может плакать во время массажа или купания);
  • Высокая чувствительность к внешним раздражителям (звукам, свету);
  • Нарушенный режим сна (часто просыпается ночью, а днём длительно бодрствует, его очень сложно уложить спать);
  • Отставание в развитии (малыш может начать ползать, ходить, сидеть, говорить позже, чем сверстники).

До 2-3 лет могут быть трудности с речью. Малыш длительное время не способен составлять словосочетания и предложения. До наступления годовалого возраста её не диагностируют, поскольку указанные признаки достаточно часто проявляются из-за прорезывания зубов, проблем с пищеварением или капризов крохи.

Высококвалифицированные психологи по всему миру признают, что существует кризис 3 лет. При синдроме дефицита внимания он выражается особенно остро. В это время родители малыша начинают заниматься социализацией, водить его в детский сад.

Именно тогда гиперактивность заметно проявляется. Ребёнок может быть неусидчивым, невнимательным, непослушным, иметь проблемы с моторикой и речью. Родители могут замечать, что дошкольника очень непросто уговорить лечь спать.

Трёхлетка чувствует сильное утомление ближе к вечеру. Малыш плачет без видимой причины, ведёт себя агрессивно. Таким образом проявляется избыточная усталость, но ребёнок продолжает быть активным, громко разговаривает, много двигается.

В большинстве случаев диагноз ставится детям в возрасте 4-5 лет. Если родители не уделяли достаточно внимания физическому и психологическому здоровью чада, симптомы станут очень заметны при начале обучения в школе.

Признаки гиперактивности выражаются следующим образом:

  • Трудности в концентрации внимания;
  • Непоседливость;
  • Во время урока школьник может покидать своё место, нарушать дисциплину;
  • Сложность в восприятии речи преподавателя;
  • Вспыльчивость, агрессивность;
  • Нервные тики;
  • Несамостоятельность;
  • Частые головные боли;
  • Неуравновешенное поведение;
  • Энурез;
  • Сильная тревожность.

Мать с отцом могут отметить, что у него присутствуют проблемы с успеваемостью. Часто болезнь может сопровождаться конфликтами с одноклассниками. Сверстники избегают чрезмерно активных ребят, поскольку с ними сложно отыскать общий язык, они ведут себя агрессивно и импульсивно. Такие ребята обидчивы, не всегда могут правильно оценить возможные последствия своего поведения.

Как проводится диагностика

Сложно поставить точный диагноз при первом же обращении к профессионалу. Для того чтобы выяснить вердикт наверняка, необходимо наблюдение, которое может длиться до 6 месяцев. Обследование проводят три специалиста: психолог, психиатр, невролог.

Многих родителей зачастую пугает визит к психиатру. Однако в этом нет ничего страшного, ведь хороший врач сможет точно оценить состояние ребёнка и выбрать правильную схему лечения. Обследование обязательно должно состоять из:

  • Беседы с ребёнком;
  • Наблюдений за действиями маленького пациента;
  • Заполнения анкеты родителями;
  • Нейропсихологического тестирования.

На основании полученной информации специалисты делают точные выводы о состоянии ребёнка. Иногда дело может быть вовсе не в гиперактивности, а в других заболеваниях, поэтому в некоторых случаях может понадобиться исследование крови, прохождение ЭЭГ, ЭХО КГ, МРТ мозга.


Старшим детям предлагают пройти психологическое тестирование, которое определяет способности к логическому развитию. После проведения полного исследования специалист диагностирует отсутствие либо наличие патологии и, если необходимо, разрабатывает соответствующее лечение.

Чтобы вовремя выявить болезнь, потребуется проконсультироваться с офтальмологом, эндокринологом, логопедом, отоларингологом. Прежде чем начинать лечение гиперактивности у детей дошкольного возраста и ребят постарше, необходимо дождаться постановки точного индивидуального диагноза. Не нужно делать поспешных выводов.

Школьные преподаватели часто жалуются на чрезмерно активных учеников. Им тяжело усидеть на месте, они склонны нарушать дисциплину в классе. При этом синдром может никак не влиять на память и моторику.

Особенности лечения

Не существует волшебной таблетки от синдрома дефицита внимания. Для малышей и ребят школьного возраста лечение гиперактивности всегда назначается в комплексе.

При правильном выборе медикаментозного средства результат лечения достигает в 95% случаев. Но лечиться придется не один год, вероятно, лекарственная корректировка будет необходима в старшем возрасте.

Медикаментозная терапия заключается в использовании успокаивающих препаратов, лекарств, которые стимулируют психологическое развитие, а также влияют на улучшение метаболизма в головном мозге. Для этого чаще всего прописывают снотворное, транквилизаторы, ноотропы и психостимуляторы. В определенных ситуациях назначается прием нейролептиков и антидепрессантов.

Но не стоит придавать медикаментозному лечению основное значение, так как оно снимает исключительно симптоматический характер и не избавляет от причины. Также оно не сможет заменить самое важное - любовь к ребёнку. Именно она может вылечить его и в последующем дать полноценную жизнь.
  1. Детям с гиперактивностью нежелательно заниматься спортом, где проводятся соревнования. Допустимы аэробные нагрузки, катание на велосипеде, плавание, езда на лыжах.
  2. Общение с психологом. Профессионал подберёт систему для снижения тревожности и повышения общительности маленького пациента. Беседы помогут улучшить самооценку, развить речь, память и внимание. Если есть серьёзные нарушения речи, занятия будут проходить с участием логопеда.
  3. Визит к психотерапевту всей семьёй поможет справиться с состоянием гораздо быстрее.
  4. Коррекция действий всех членов семьи, избавление от нездоровых привычек родителей, нормализация распорядка дня. Также необходимо определить возможные раздражающие факторы и максимально снизить или полностью устранить их. Следует понимать, что напряжённые отношения между отцом и матерью пагубно влияют на развитие их детей.
  5. Медикаментозное лечение. Доктора чаще всего выписывают ноотропные средства и успокаивающие препараты с растительным составом. Однако следует лечить малыша таблетками только в том случае, когда другие методы оказались неэффективными. Ноотропы используются для улучшения кровообращения мозга и нормализации обменных процессов. Приём таких средств поможет улучшить память и внимание. Курс лечения может продолжаться длительное время, поскольку лекарства дают эффект не раньше чем через 4-6 месяцев.

При необходимости можно попросить врача посоветовать успокаивающие травы, которые можно было бы пить в чистом виде или добавлять в чай.

Большинство взрослых отмечают улучшение самочувствия малышей во время соблюдения безглютеновой диеты. Некоторым также помогает исключение из дневного меню крахмала и сахарозы. Для детей с высокой активностью полезны все продукты, которые требуются для тканей мозга: много бобовых, орехов, белка, фрукты, овощи, оливковое масло, жирная рыба.

Исключить нужно снеки и сладости с красителями, усилителями вкуса, консервантами. Специалисты рекомендуют родителям подбирать те продукты, к которым у малышей нет личной непереносимости. Для чего следует производить ротацию продуктов, составить дневник приема пищи. Следует по очереди убирать по одному продукту из дневного меню и контролировать состояние ребёнка.

Любой ребёнок, которого приводят за помощью к врачу, является личностью, потому нет каких-то определенных правил корректировки поведения. Надо учитывать все особенности характера и условий, которые окружают малыша. Но существуют положения, от которых надо отталкиваться при лечении и воспитании:

  1. Контроль времени. Малыши с этим заболеванием часто не в состоянии сами контролировать время. Поэтому необходимо следить за тем, чтобы они укладывались в нормативы, выполняя задания. Последние нужно записать на бумаге и повесить над письменным столом. Необходимо своевременно замечать и поправлять ребёнка при чрезмерном переключении внимания. Спокойно возвращать к выполняемой задаче.
  2. Особенности запретов. Нехватка внимания и повышенная активность выражается в абсолютном отрицании детьми любых запретов. Здесь есть одно правило: отсутствие во фразах слов «нельзя» и «нет». Вместо этого, надо построить фразу так, чтобы в ней подразумевалось действие, а не запрет. То есть, вместо фразы: «Не прыгай на кресле», можно сказать: «Давай прыгать вместе», и поставить малыша на пол, после, постепенно утешая, переключить его на другой вид занятий.
  3. Конкретика выполнения. Особенность прохождения патологии не дает возможности детям соблюдать логическое мышление. Чтобы облегчить понимание, не стоит перегружать предложения, из которых вы формируете задание.
  4. Последовательность выполнения заданий. Заболевание провоцирует у маленьких пациентов рассеянность. Нужно не забывать, что несколько заданий, которые вы даете одновременно, просто не воспринимаются детьми. Воспитателям надо самим следить за динамикой процесса и поручением очередных заданий.

Игры для таких дошкольников обязаны отвечать нескольким главным правилам.

  1. Первое из которых подразумевает организацию спокойной фазы, когда требуется произвести переосмысление игрового процесса, а после небольшого перерыва - продолжить игру. Главное, перед завершением игрового процесса воспользоваться моментом физической усталости и попробовать переключить маленького пациента на конструктивную работу, но в спокойном тоне.
  2. Второе правило заключается в том, что игровое время должно служить естественной физиологической и эмоциональной разгрузкой. Для этого ребёнку требуется соответствующее пространство. Игровой процесс обязан ненавязчиво направлять его в конструктивное русло.

Старшим детям полезны спортивные занятия. Надо лишь правильно выбрать конкретный вид спорта. Некоторым больше подойдут командные игры, другим - индивидуальные. В любом случае нужно решить проблему чрезмерного возбуждения, перенаправляя энергию в конструктивное русло.

Дома необходимо не забывать, что ребёнок обычно зеркально отображает способы поведения взрослых. Поэтому если диагностирована гиперактивность, то в доме обязаны все время преобладать дружеская и спокойная атмосфера. Не стоит кричать или выяснять отношения на высоких тонах.

С излишне активными детьми стоит проводить максимум времени. На них прекрасно воздействует совместная деятельность: прогулки по лесу, пикники, походы, сбор грибов, ягод. При этом не следует ходить на шумные мероприятия, которые способствуют раздражению психики.

При перевозбужденном состоянии не надо кричать на ребёнка. Нужно молча его выслушать, если требуется подобрать утешительные слова, обнять, пожалеть. Родитель обязан найти индивидуальный подход, так как лучше мамы с папой никто не сможет справиться со сложившейся ситуацией.

Только профессионал может увидеть наличие СДВГ у ребёнка на фоне гиперактивности. Не стоит пренебрегать рекомендациями врачей. Психологи советуют следующее:

  1. Правильно организовать распорядок дня малыша. Включить в него постоянные ритуалы, например, купание перед сном и чтение сказки. Не следует менять режим. Такая система позволит бороться с раздражительностью и истериками в вечернее время суток.
  2. Всегда вести себя доброжелательно, спокойно, сохранять тёплую уютную обстановку в доме. Вечеринки и постоянные приходы гостей - не лучшая атмосфера для гиперактивного ребёнка.
  3. Подобрать подходящий спортивный кружок, следить за посещением занятий. Малыш сможет выплеснуть свою неуёмную энергию, станет более уравновешенным.
  4. Избегать наказания, связанного с долгим сидением на одном месте или совершением утомительных действий.

Психологи говорят о том, что при гиперактивности ребёнок отрицает категоричные запреты, бурно на них реагирует. Лучше всего не употреблять слова «нельзя» и «нет», поскольку они спровоцируют слёзы или истерику. Можно корректировать поведение малыша, избегая прямого отрицания.

Ещё одна распространённая проблема у гиперактивных детей - это частое переключение внимания и потеря контроля за временем. Нужно мягко и тактично возвращать их к поставленным целям, следить, чтобы занятия проводились в нужное время. Важно не задавать малышу сразу несколько вопросов.

Вместо телепередач лучше всего включать мелодичную расслабленную музыку, а время просмотра мультфильмов нужно ограничить. Если гиперактивный ребёнок ведёт себя агрессивно, нельзя кричать на него и применять физическую силу. Лучше всего говорить с ним твёрдым спокойным тоном. Можно обнять малыша, увести его в комфортное место подальше от людей, чтобы выслушать и найти утешающие слова.

Гиперактивность - это не приговор. При правильном подходе и систематическом лечении можно избавить малыша от дискомфортных симптомов. Никогда не нужно укорять ребёнка, говорить о том, что он не такой, как другие. Главное, чтобы малыш всегда чувствовал, что его любят.

Гиперактивный ребенок отличается неугомонностью. Для него характерны повышенная импульсивность, чрезмерная степень подвижности, его сложно удержать на одном месте. Чтобы это не стало проблемой в семье и не усложнило жизни самому ребенку, каждому родителю нужно знать, что с этим делать.

Что такое гиперактивность? В большинстве случаев это наследуемый признак, при этом активность и чрезмерная активность малыша очень отличаются. Как ? Лучше не теряться в догадках, а сразу обращаться за профессиональной помощью.

Если ребенок гиперактивный, что делать родителям и насколько серьезна проблема? Это составляющая расстройства функций головного мозга, происходящего на психофизиологическом уровне. Явление в медицине называют синдромом дефицита внимания и гиперактивности или СДВГ. При этом помимо слишком высокой активности дети имеют отклонения, связанные со вниманием.

Гиперактивность и дефицит внимания у детей — расстройство широкого спектра. То, как ведет себя ребенок, не связано с воспитанием или развитием аллергических реакций, прочих изменений.

В чем проявляется недуг?

Признаки гиперактивности у детей могут возникать уже с самого раннего возраста. Как понять родителям, что ребенку нужна помощь? В дошкольном возрасте должно настораживать, что малыш не может сосредоточенно заниматься определенным делом. У таких детей обычно внимание рассеянно. Родитель видит, что ребенок не может играть в игры, требующие от него повышенной степени концентрации.

Признаки гиперактивного ребенка довольно быстро притягивают внимание взрослых. Однако описанные симптомы не свидетельствуют о больших запасах энергии. При синдроме во многих случаях наблюдается присутствие беспокойных движений. Субъект становится слишком вспыльчивым, у него диагностируют вычурность моторики.

Когда гиперактивный ребенок, признаки этого явления могут быть следующими:

  • сон беспокойный, с нарушениями;
  • нередко ребенок плачет;
  • наблюдается высокая степень подвижности, возбужденности;
  • имеется чувствительность к раздражителям извне, например, к яркому свету, шуму.

Чем обуславливается синдром?

Причины гиперактивности специалистами точно не выявлены. Гиперактивность ребенка нередко обуславливается генетическими факторами, а также ее связывают с повреждениями центральной нервной системы. Указанные факторы могут наблюдаться в совокупности.

Если исходить из современных исследований, то симптомы отклонения связывают с рассогласованностью в процессе функционирования структур, ответственных за контроль внимания, поведение. Это может быть семейный недуг, который, например, присутствовал в детстве у отца или дедушки и передался внуку.

Гиперактивность у ребенка может провоцироваться неблагоприятными факторами, обуславливающими появление минимальной дисфункции мозга. Под этим можно понимать течение беременности с патологической природой, наличие травм, которые появились при родах и пр. Если наблюдается усиление проявления синдрома, то это значит, что в семье несбалансированное питание. В этом случае в детский организм полезные, незаменимые вещества и витамины поступают в недостаточном количестве.

Как вести себя с гиперактивным ребенком? Необходимо обеспечить в доме гармонию и уют. При неблагоприятных внутрисемейных отношениях усиливается сложность адаптации, ухудшаются внимание, поведение. К этому же приводит отсутствие достаточного уровня заботы к детям.

Комплексный подход

Специалисты дают рекомендации родителям гиперактивных детей. Изначально во внимание принимают совокупность функций головного мозга, которые претерпели негативные преобразования. У малыша вероятно возникновение проблем, которые касаются поддержания нормального уровня жизнедеятельности.

Ребенок быстро устает, его интерес к излагаемому материалу снижается уже через непродолжительное время. Отставание затрагивает функции, касающиеся контрольных действий, программирования. Это проявляется в невозможности осуществления совокупности действий, планировании манипуляций. Особо неприятно, когда происходит развитие зрительных и пространственных функций более медленными темпами в сравнении со здоровыми сверстниками.

Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью должны проходить комплексное лечение и тщательную диагностику. Их одновременно лучше показывать и психологу, и невропатологу. Основой социализации и развития ребенка без отклонений является общая связь родителей с детьми. Чаще всего по статистике диагностика отклонения осуществляется у детей в возрасте 6 лет. Реже .

На заметку родителям

Как справиться с гиперактивным ребенком? Родители должны быть терпеливы, иначе ничего не получится. Нужно помнить о том, что гиперактивность у ребят появляется наряду с , крикам.

В такой семье очень важно общение. Абсолютно не будет эффекта, если постоянно кричать на ребенка. Результативность приносит прием переключения внимания. Когда малыш проявляет свою активность, лучше поиграть с ним, заинтересовать его иным действием, проявить внимание.

Вместо того, чтобы успокаивать мальчика или девочку, следует постоянно его хвалить. Это делают при любом удобном случае. Действие позволяет поддерживать внимание в тонусе, ребенок будет готовым продолжить выполнение занятия.

Синдром гиперактивности можно . Именно такая форма действий позволяет осваивать окружающую природу, явления. , при этом нужно отдавать предпочтение тем вариантам, для которых характерно наличие правил. Сначала они могут быть элементарными, далее происходит усложнение условий.

Как бороться с гиперактивностью ребенка? Указанная техника позволяет заставить малыша действовать согласно поставленным целям. В его памяти сосредотачивается совокупность целей. Исходя из тематики игр, у него развиваются полезные навыки, происходит стабилизация эмоциональной сферы, он учится общаться правильно.

Воспитание гиперактивных детей лучше всего осуществлять с применением игр, в которые играют во дворе. Например, это может быть «Морская фигура». Если ребенок уже пошел в школу, то ему лучше всего играть в баскетбол, футбол и другие спортивные игры.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей в совсем маленьком возрасте можно устранить при помощи игр, которые, к примеру, позволяют передавать какой-нибудь предмет из рук в руки. Нужно с ребенком разговаривать в процессе, усложнять поставленную задачу поэтапно.

Упражнения для гиперактивных детей зачастую связаны с тем, чтобы привлечь мозговую активность разных видов. Наиболее важно повлиять на самые ослабленные виды. Комментирование действий вслух позволяет детям эффективней справиться с чрезмерной импульсивностью. Воспитание гиперактивного ребенка должно быть направлено на контроль ошибок, чтобы дети замечали и осознавали поставленные цели, установки.

Проблема во время учебы

Гиперактивность у детей школьного возраста приводит к тому, что при хороших интеллектуальных способностях, у них обычно низкая успеваемость. Обуславливается это присутствием синдрома, способного воздействовать на процесс нормального детского развития. Причем это может происходить до самого .

Советы родителям просты: они в первую очередь должны сами оставаться спокойными и уверенными в своих силах. Чтобы изменить поведение гиперактивного ребенка в лучшую сторону, нужно организовывать деятельность в игровой форме и сохранять оптимистический настрой, хорошее настроение. Школа может оставлять свой отпечаток на поведении детей. Вне учебного процесса следует обязательно играть с дочкой или сыном. Необходимо поочередно заинтересовывать его сидячими и подвижными играми. Степень их сложности подбирают исходя из способностей школьника, чтобы у него не возникало чувства своей непригодности. Школа, воспитание учителей, нагрузка могут способствовать улучшению состояния ребенка во многих случаях.

Когда гиперактивный ребенок, что делать родителям, советы психолога могут помочь? У школьника сохраняется нечувствительность к наказанию, он не реагирует на отрицательные стимулы. Если ученик не выполняет свое домашнее задание, на него не нужно повышать голос, ставить ему условия. Лучше направить его к цели, чтобы он самостоятельно захотел достичь результата.

Как воспитывать гиперактивного ребенка? Если он плохо справляется с домашними обязанностями, то придется снова воспользоваться игровым способом. К примеру, из мытья посуды можно устроить соревнования. Когда ребенок подметает пол, веник можно держать только левой рукой. Игровая форма выполнения повседневных важных действий позволяет справляться с проблемой, она производит успокаивающий эффект.

Нередко для выявления отклонения заполняется специальная анкета, критерии выявления гиперактивности у детей в ней четко прописаны и выделены. Если выявлен синдром, то его можно устранять посредством развивающих компьютерных игр. Чтобы выявить степень отклонения, ребенку нужно пройти специальное тестирование. После этого проводится автоматический анализ полученных результатов. Далее корректируют игровой комплекс отдельно для каждого случая, что позволяет тренировать ослабленную функцию с дефицитом внимания.

Действенная терапия

Лечение гиперактивности у детей должно проводиться комплексно. Специалисты могут советовать применять психолого-педагогическую коррекцию, психотерапию, использование .

Если учится гиперактивный ребенок в школе, то ему нужно подбирать индивидуальный режим. В его классе должна быть малая наполняемость, уроки лучше сделать сокращенными, задания давать дозировано. Как успокоить гиперактивного ребенка? Коррекция недуга может означать соблюдение достаточной физической активности, полноценного сна, правильного питания. Ребенок должен много гулять на свежем воздухе. В детской шумной компании из-за синдрома ребенку лучше бывать реже. Ограничивается его присутствие на больших, массовых мероприятиях.

Как лечить отклонение? Кроме бесед, игр можно использовать медикаментозное лечение. Чтобы вылечить ребенка, ему назначают гидрохлорид атомоксетина, медикаменты, входящие в состав ноотропной группы. Это Кортексин, Пиритинол, Фенибут и пр. Они производят успокоительный эффект.

Как общаться с гиперактивным ребенком? Если есть нарушения речи, то проводят занятия с логопедом. Достижение хорошего эффекта возможно благодаря массажу шейного отдела позвоночника, использованию кинезиотерапии.

Сейчас очень много ребят с диагнозом «детская гиперактивность». Им тяжело учиться, наблюдать и даже общаться с учителями. Но это все те же дети, к которым просто нужно правильно найти подход. Именно родители это должны сделать, поскольку со временем ребенок осознает свои проблемы и начнет самостоятельно менять свою жизнь. Чем раньше родные помогут ему в этом, тем легче и быстрее он сможет приспособиться к этой жизни.

Многие родители к двухлетию своего малыша начинают замечать что, ребенок непоседлив, неугомонен и ему бывает трудно сосредоточиться на каком-то определенном деле. Одним словом, гиперактивный, трудный малыш. Что делать в этом случае окружающим его взрослым? Ведь именно в этом возрасте признаки синдрома дефицита внимания и гиперактивности, начинают проявляться наиболее ярко.

Чтобы не строить пустых предположений и не ставить клеймо гиперактивного на обычного подвижного ребенка, лучше всего обратиться за консультацией к специалистам. Детский психолог поможет выяснить причину возникновения расстройства и даст наиболее эффективные рекомендации.

Почему?

Стоит обратить внимание на тот факт, что основной причиной гипервозбудимости современные доктора считают генетическую предрасположенность. Почти 30% родителей страдали тем же расстройством, что и их малыш.

Также среди частых причин появления гиперактивности называются :

  • различные нарушения внутриутробного развития (гипоксия плода, вирусные заболевания и вредные привычки матери, токсикоз, высокое давление);
  • слишком быстрые или наоборот затяжные, тяжелые роды;
  • рождение с помощью кесарева сечения;
  • слишком маленький вес новорожденного и рождение раньше срока;

Важно! Признаки неврологическо-поведенческого расстройства не остаются на всю жизнь и с взрослением ребенка постепенно исчезают, но правильный подход к воспитанию способен ускорить и облегчить процесс перерастания гиперактивности малыша.

Признаки и симптомы

Несмотря на то, что только психолог может поставить точный диагноз малышу, видимые признаки смогут многое рассказать родителям и позволят более тонко и грамотно взаимодействовать с ребенком.

  • Неспособность усидеть на одном месте, бесцельная и бурная двигательная активность.
  • Неадекватное поведение, например, резкое вскакивание, неожиданный громкий смех или крик.
  • Неумение сосредоточится на одном занятии, малыш легко отвлекается.
  • Импульсивность действий.
  • Малыш очень часто ломает и теряет игрушки.
  • Плохо воспринимает обращенную к нему речь, рассеянный и забывчивый.
  • Плохо спит.
  • Неумение ждать, например своего хода в игре или обещанного подарка.
  • Необдуманность поступков и действий.

Среди специалистов считается, что если кроха не продемонстрировал признаков гиперактивности до трех лет, то в дальнейшем опасность появления синдрома дефицита внимания существенно снижается. Поэтому именно 2 года становятся определенной точкой, определяющей дальнейшее развитие малыша. Именно в этом возрасте гиперактивность и беспокойное поведение, неплохо поддаются коррекции, тем самым позволяя заранее приготовить ребенка к поступлению в детский сад, а затем и в школу, без лишнего стресса.

Что делать если ребенок гиперактивный в 2 года?


Важно! Помните, что гиперактивному ребенку двух лет нужно дать понять, что он ничем не отличается от сверстников. Кроха ничем не болен, а является индивидуальностью требующей особенного подхода.

Малыш с синдромом дефицита внимания, нуждается в постоянной поддержке и одобрении. Родительская любовь и забота поможет ребенку быстрее справиться с проблемами и пережить этот сложный период без потерь.

Полезное видео

Особенности взаимодействия с гиперактивными малышами требуют определенных знаний и навыков. А в чем заключается специфика общения с гипервозбудимым ребенком и какой путь коррекции выбрать, можно узнать в представленном видеоролике.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама