THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Типы генуэзских кораблей и судов - 2: brigantino

В Генуе, в палаццо дожей
Есть старинные картины,
На которых странно схожи
С лебедями бригантины.
Н. С. Гумилев. Генуя (1916)


― Вы старый бриган, разбойник с галеры, ― сказал он ему.
Ю. Н. Тынянов. Пушкин


Напомню, что мы обсуждаем список кораблей, которые строились на верфях Лигурии, с указанием дат их первого и последнего появления в генуэзских документах. Сегодня очередь дошла до бригантины.

Brigantino (с 1387 до наших дней).
Мы коротко этого типа кораблей, когда говорили о галерах Англии.


Бригантин, или полугалера. Гравюра из альбома P. J. Gueroult du Pas (1710)

Быть может благоразумным было бы ограничиться здесь небольшой справкой, не пускаясь в длительные рассуждения. Ибо нет другого типа корабля, о котором было бы написано столько противоречивого в нашей литературе. Вмешаться в обсуждение этой темы – значит навлечь на себя упреки в некомпетентности (ибо кто же у нас не является специалистом в бригантинах?!) или, в лучшем случае, в поверхностном взгляде на предмет. Велик соблазн отложить эту тему на потом, т.е. в никогда. Но все же решил преодолеть себя (ведь надо же когда-нибудь).

Итак, бригантина. («Только чуточку прищурь глаза»!) Начнем с первого упоминания этого корабля в хрониках Средних веков. По времени оно совпадает с началом строительства бригантин на верфях Лигурии – вторая половина XIV века. Упоминаний этого корабля в более ранних документах пока никому еще найти не удалось. Первое достоверное упоминание (в форме brigandin : – «наши маленькие вооруженные корабли, которые называются бригантины») мы встречаем в «Хрониках» Фруассара:

« Nous avons avisé et regardé que, à l"entrer au Havre et prendre terre pour eux saluer, nous en volerons premiers et mettrons entre nos petits vaisseaux armés que on appelle Brigandins... »
Froissart, Chron., liv. iv, chap. 15 (Expédition contre la ville d"Afrique, 1390).


Многочисленные орфографические формы этого термина вряд ли способны нас затруднить. Все очень прозрачно. И если исходная форма, как представляется, появилась в Венеции в виде bergantin , то уже пришедший в Геную термин в результате метатезы и приобретения типично итальяского окончания превратился в brigantino . И уже пошло-поехало по всей Европе: португальское bargantim , испанское bergantin (каталонское berganti ), французское brigantin , и, естественно, в многочисленных итальянских городах и весях – brigantin o. В Северную Европу термин добрался позже, но сильно не изменился. В Турцию он пришел, испытав лишь приспособление к фонетическому строю языка, превратившись в pergende , . Вместе с введением латинской графики в турецкую письменность проник и латинизированный термин для бригантины (brigantin ), и хотя турки – не французы, и за чистоту родного языка горло не перегрызут, все же народные традиции сильны и pergende не сдает своих позиций.

Если по нашей версии термин появился на Средиземном море, то корни его искать следует там же? И да, и нет. Всеми признается, что в этимологии термина бригантина основную роль играет итальянское слово briga , но произошло ли название корабля непосредственно от самого этого слова или через посредство доспеха солдат, который также называли бригантин, сейчас сказать трудно. Брига означает спор, схватку, сражение и даже войну. Производное от него brigante – это fantaccino mercenario di piccole compagnie – наемный пехотинец в небольшом военном отряде, как правило у частных военачальников. Отсюда вольница этих бригантов, граничащая с разбоем и мародерством. Итальянские лексикографы считают, что появившиеся в середине XIV века быстрые и маневренные бригантины, как нельзя лучше подходящие для морских пиратов и разбойников, получили свое название по аналогии с бригантами на суше. Эти скоростные и маневренные качества бригантин вошли у итальянцев в поговорку: Dove va la nave, ben può andare il brigantino – там где пройдет корабль, точно проскочит бригантина.


Бригантины. Обратим внимание на латинское парусное вооружение этих кораблей. (Гравюра Nicolas-Marie Ozanne (1728-1811) из альбома «Marine militaire…»)

Есть и более глубокие рассуждения, связывающие термин бригантина с кельтским народом бриганты (Brigantes ), проживающим на территории Британии. Считается, что название этого народа происходит от возвышенного места, на котором они обитали. Действительно, изучение многочисленных топонимов Европы с корнем brig подтверждает эту гипотезу. (Кстати, мой младший брат родился в городе Бриг, теперь польский Бжег. Но тогда это было типично немецкое местечко и тусили мы на улицах городка с немецкими пацанами. Это потом уже они все выехали в Германию. Напрасно, видимо, мы поддались уговорам союзников и отдали эти территории полякам. Вместо благодарности за это мы получили снос памятников тем, кто полил эти высоты своей кровью.). Однако, по-моему, это слишком запутанная теория и предпочтение следует отдать предыдущей версии. Тем более, что те самые воины-бриганты носили доспех, который также назывался бригантина.

Но вернемся к бригантинам-кораблям. Практически одновременно с Фруассаром, термин появился и в итальянской литературе у Андреа де Барберино, и в трудах французского военного деятеля времен Столетней войны Жана ле Менгра по прозвищу Бусико. А в письме короля Арагона и Сицилии Альфонса V в 1432 году мы встречаем уже определение термина:

«Lintribus, exploratoriisque navigiis , quae Brigantinos vulgo appellamus.»
«Линтер, дозорное судно, которое в народе называют бригантиной»
Epistola Alphonsi regis Aragonum, ad concilium Basileense, Anno 1432, 7 Oct. в сборнике D. Martene, t. viii.

Одно из первых словарных определений термина brigantin появилось во французско-латинском словаре Нико-Дюпуи (издание 1573 года)

«Brigantin, c"est une espece de vaisseau de mer long, de grandeur entre fregate el galiote, propre à passager avec celerité d"une coste à aultre, et est de plus d"armaison et de resistance que la fregate, et moins que la galiote »
Бригантин, тип длинного мореходного судна, которое по своим размерам находится между фрегатом и галиотом; бригантин способен быстро перемещаться из одного места на побережье к другому; по вооружению и способности противостоять противнику бригантин превосходит фрегат и уступает галиоту.



Бригантин. Рисунок из Морского словаря О.Жаля.

В 1622 году Обье, советник короля и казначей флота Леванта, отмечает, что бригантин может иметь 10, 12 или 15 банок для гребцов, расположенных поверх палубы, причем на каждом весле сидит один гребец. Впрочем, другой француз - Гийе (Guillet ) - в своем «Словаре джентльмена» (Les arts de l"homme d"epée, ou le Dictionnaire du gentilhomme , 1678) утверждает, что бригантин не имел палубы. Это было быстроходное судно, хорошо подходящее для пиратских набегов. Особенностью бригантина было то, что «chaque matelot y est soldat et couche son mousquet sous la rame >» - каждый матрос его является в то же время солдатом, который держит свой мушкет под веслом. Гийе имеет в виду выемку в вальке весла с нижней его части, в которой имелось крепление для мушкета. Это устройство не только предохраняло оружие от воды, но позволяло лучше сбалансировать весло, что облегчало работу гребцов. Размеры бригантина дает Бена (Bénat, 1721): длина 51 фут, ширина по миделю 9 футов 6 дюймов, высота борта 3 фута 10 дюймов 6 линий. Было по 12 весел на каждом борту, длина весла составляла 17 футов.

Вы, наверное, заметили, что в своем рассказе я перескакиваю с термина бригантина на другой термин – бригантин . Это не случайно. Дело в том, что в конце XVII века бригантина из парусно-гребного корабля с латинским вооружением превратилась в чистый парусник с прямым парусным вооружением. Чтобы различать эти два разных корабля, я предлагаю для гребного использовать термин бригантин (как это делают французы – brigantin ), а женский род -бригантина - оставить паруснику.

Но о том, как произошел переход от бригантина к бригантине, мы расскажем в следующий раз.

Барк - это тип корабля, определяемый по парусному вооружению. Барк был одним из наиболее распространенных среди пиратов кораблей. Он представлял из себя трехмачтовое судно, причем две передних были вооружены прямыми парусами, а на задней устанавливались латинские паруса. Барки нельзя было назвать небольшими судами, но ценили их не за компактные размеры, а за скорость. Кроме того, вооружение барков позволяло не бояться встреч с военными кораблями. Данный тип судов появился в то время, когда большая часть стран начала активную борьбу с пиратами. Типичный барк имел длину около 18-35 метров, на вооружении стояло 20 пушек или 12 мортир и корабль мог перевозить не менее 120 пассажиров. Кроме пиратов, этот корабль широко использовался военными для прямо противоположной цели – борьбы с пиратами. 80 человек команды и десяток орудий позволяли на равных бороться с пиратскими кораблями. Ближайшими типами кораблей для барка являлись бригантина и баркентина.

Двухмачтовое парусное судно с прямым парусом на передней (фок) мачте и косыми (бригантиной и топселем) на задней. Во второй половине 18 века на грот-стеньгу был добавлен легкий прямой парус, а затем был модернизирован и рей грот-мачты. На верхней палубе устанавливалось 6-12 пушек малого калибра. Главным предназначением бригантины была разведка. Бригантина имела высокую скорость и неплохую маневренность, что делало ее привлекательной для пиратов. Более просторный и крупный корпус бригантины по сравнению с шлюпами и шхунами давал возможность дольше оставаться в море и перевозить большее количество добычи. Длина бригантины достигала 60 метров, водоизмещение составляло 125-150 тонн, а команда насчитывала 100 и более человек.

Бригом называли двухмачтовое судно, у которого на грот-рее не было грота, а нижняя часть грот-мачты несла вооружение как бизань-мачта. Вместо грота на грот-рее располагался сухой грот и триксель с гафелем и гиком. Бриг был создан на базе небольшой бригантины и шнявы и применялся главным образом как разведывательный корабль. Встречались также бриги с такелажем шнявы или бригантины - двухмачтовый корабль с прямым парусным вооружением и дополнительным косым парусом. Вместо косых парусов на грот-мачте устанавливали легкий прямой парус, что позволило улучшить скоростные показатели корабля.

Тщательно сохранены все решения, найденные за многие века парусного флота. Крупнейшая бригантина в мире «Swan Fan Makkum » внешне выглядит очень традиционно, однако это как раз и нравится пассажирам парусника, ведь они не случайные туристы, а люди, отправившиеся в чартерное плавание.

Голландская бригантина «Swan Fan Makkum » построена в 1993 году на Гданьской верфи. Она стала вторым голландским парусником, сертифицированным для мореплавания по всему миру.

Данное является крупнейшей бригантиной в мире, а также самым большим двухмачтовым парусником. Корпус судна выполнен из высокопрочной стали.

Парусное судно имеет характерное для своего типа - на фок-мачте пять прямых парусов и на грот-мачте пять косых парусов, общей площадью 1300 кв. м. Высота мачт достигает 45 метров, что относит парусник к числу самых высоких парусных кораблей «Толлшипов».

Будучи крупнейшей бригантиной в мире «Swan Fan Makkum » является уникальным парусным судном, разработанным в стиле традиционных парусных кораблей под руководством военно-морского архитектора Оливье ван Меера. По стилю и атмосфере бригантина производит впечатление парусного корабля вошедшего в историю в прошлом веке.

бригантина «Swan Fan Makkum» фотографии

На бригантине являются идеальным местом для разнообразного отдыха и успешных бизнес-презентаций, впечатления от которых останутся надолго в памяти семьи, друзей или коллег. Внутренние помещения судна рассчитаны на 120 пассажиров, включая 18 двухместных кают с отдельной душевой кабиной и гальюном. Под основной надстройкой корабля, где находится рубка, расположен просторный салон. Отсюда широкая лестница ведет вниз к уютной гостиной.

Фактически бригантина «Swan Fan Makkum » это очень большая круизная яхта. Многие гости судна самостоятельно работают на реях с парусами, стоят вахты в рубке у штурвала. На этом и построен бизнес владельца бригантины ведь штатный экипаж состоит всего из 14 человек. Но не подумайте, что плавание на этом паруснике может быть таким же сложным, как на паруснике, на самом деле это очень современное судно. Большая часть работ с парусами автоматизирована. Все бытовые помещения располагают к отдыху.

Кроме своего родного порта в Нидерландах бригантина является частым гостем в портах Великобритании, а также Балтийского, Средиземноморского и Карибского бассейна.

Двухмачтовая бригантина пересекла Атлантику 18 раз и по состоянию на 2007 год, с момента спуска на воду, оставила за кормой более 300000 километров морского пути. Бригантина является постоянным участником «Tall Ships Race» - крупных мероприятий в парусном мире, а также частенько становится сильным соперником, среди своих конкурентов.

В феврале 2006 года бригантина была приобретена итальянскими ВМС и в настоящее время используется в качестве крейсерской яхты учебного типа в одном из яхт-клубов Италии «Yacht Club Italiano» с новым названием «Nave Italia ». Под итальянским флагом парусный корабль в 2007 году принимал участие в соревнованиях высоких парусных кораблей в Тулоне. Кроме того легендарная бригантина планирует принять участие в парусных соревнованиях в Руане, которые состоятся в 2013 году.

Парусный флот является одним из родоначальников современного морского флота. Около 3000 лет до нашей эры гребные суда уже имели примитивные паруса, с помощью которых люди использовали силу ветра. Первое парусное вооружение представляло собой прямоугольный кусок материи или шкуру животных, привязанную на рее короткой мачты. Такой «парус» использовался только при попутных ветрах и выполнял задачи вспомогательного движителя судна. Однако с развитием общества совершенствовался и флот.

В период феодального строя появились гребные суда крупных размеров с двумя мачтами и несколькими парусами, причем паруса уже приняли более совершенные формы. Однако большого применения корабли с парусами в тот период так и не получили, так как развитие флота в рабовладельческом обществе обуславливалось использованием труда рабов и суда того времени по-прежнему оставались гребными. С падением феодализма постепенно исчезла и бесплатная рабочая сила. Эксплуатация больших кораблей с большим числом гребцов стала неприемлемой. Кроме того, с развитием международной морской торговли изменились и районы плавания кораблей - морские путешествия стали более продолжительными. Появилась необходимость в судах новой конструкции, способных совершать дальние морские плавания. Такими кораблями и явились парусные суда - нефы, имевшие длину до 40 м и грузоподъемностью до 500 тонн грузов. Позже в Португалии появились трехмачтовые парусные суда - каракки, с прямыми парусами на первых двух мачтах и треугольными латинскими парусами на третьей мачте. Впоследствии оба вида кораблей слились в один тип более совершенного парусного суда, послужившего прототипом для кораблей и фрегатов.

В конце XVI века в Испании стали строится парусные суда - галеоны. Эти имели длинный бушприт с и четыре мачты. Носовая мачта галеона несла два или три прямых паруса, кормовая - косые латинские паруса.

В конце XVIII века в связи с новыми географическими открытиями и последующим ростом торговли парусный флот стал усовершенствоваться. начали строить в зависимости от их назначения. Появились новые типы грузовых парусных кораблей, приемлемых для дальних . Самыми распространенными среди них были барки, бриги, а впоследствии и двухмачтовые шхуны. С непрерывным развитием судоходства в конце XVIII века конструкция и вооружение парусных судов значительно улучшилось. В этот период и была установлена единая классификация парусных судов и кораблей. Военные корабли в зависимости от количества орудий и типа вооружения стали разделятся на линейные, фрегаты, корветы и шлюпы. Торговые суда в зависимости от парусного вооружения делились на корабли, барки, бриги, шхуны, бригантины и баркентины.

В настоящее время принято классифицировать по их парусному вооружению. В зависимости от вида парусов все парусники разделяются на суда с прямым парусным вооружением, суда с косым парусным вооружением и суда со смешанным парусным вооружением.

суда с прямым парусным вооружением

К первой группе классификации парусных кораблей относятся суда, у которых основными являются прямые паруса. В свою очередь этой группы по количеству мачт, вооруженных прямыми парусами, подразделяются на следующие типы:

а) пятимачтовый корабль (пять мачт, с прямыми парусами);

б) четырехмачтовый корабль (четыре мачты с прямыми парусами)

корабль (три мачты с прямыми парусами)

а) пятимачтовый барк (четыре мачты с прямыми парусами, одна на корме - с косыми);

б) четырехмачтовый барк (три мачты с прямыми парусами, одна с косым)

а) барк (две мачты с прямыми парусами, одна с косым);

б) бриг (две мачты с прямыми парусами)

суда с косым парусным вооружением

Ко второй группе классификации парусных кораблей относятся суда, у которых основными являются косые паруса. Преобладающим типом судов этой группы являются шхуны, подразделяющие на гафельные, марсельные и шхуны с бермудским вооружением. У гафельных шхун основными парусами служат триселя. Марсельные шхуны, в отличие от гафельных, имеют на фок-мачте, а иногда и на грот-мачте - марселя и брамселя.

б) двухмачтовая марсельная шхуна (мачты с косыми парусами и несколько верхних прямых парусов на фок-мачте) ;

в) трехмачтовая марсельная шхуна - джекас (все мачты с косыми парусами и несколько верхних прямых парусов на фок-мачте);

У шхуны с бермудским вооружением основными являются паруса треугольной формы, передняя шкаторина которых крепится вдоль мачты, а нижняя - к гику.

шхуна с бермудским вооружением

Помимо шхун, к этой группе относятся небольшие морские одномачтовые суда - тендер и шлюп, а также двухмачтовые - кэч и иол. Тендером принято называть одномачтовое судно с горизонтальным выдвижным бушпритом.

В отличие от тендера, шлюп имеет короткий, постоянно установленный бушприт. На мачтах у обоих типов парусных судов ставятся косые паруса (триселя и топселя).

а) тендер (одна мачта с косыми парусами);

б) шлюп (одна мачта с косыми парусами)

У судов типа кэч и иол передняя мачта вооружается так же, как и у тендера или шлюпа. Вторая же мачта, расположенная ближе к корме, имеет по сравнению с первой небольшие размеры, чем и отличаются эти суда от двухмачтовых шхун.

а) кэч (две мачты с косыми парусами, причем бизань - мачта находится перед штурвалом);

б) иол (две мачты с косыми парусами, меньшая - бизань - находится позади штурвала)

суда со смешанным парусным вооружением

У третьей группы парусных судов в качестве основных используются прямые и косые паруса. К судам этой группы относятся:

а) бригантина (шхуна-бриг; одна мачта с прямыми парусами и одна с косыми);

б) баркентина (шхуна-барк; трех- и более мачтовые суда, имеющие на передней мачте прямые паруса, а на остальных - косые)

а) бомбарда (одна мачта почти в середине судна с прямыми парусами и одна сдвинутая к корме - с косыми);

б) каравелла (три мачты; фок-мачта с прямыми парусами, остальные - с латинскими парусами);

в) трабаколло (итал. trabacollo; две мачты с люггерными, т. е. рейковыми парусами)

а ) шебека (три мачты; фок- и грот-мачты с латинскими парусами, а бизань-мачта с косыми);

б) фелюка (две мачты, наклоненные к носу, с латинскими парусами);

в) тартана (одна мачта с большим латинским парусом)

а) бово (итал. bovo; две мачты: передняя - с латинским парусом, задняя - с гафельным или латинским парусом);

б) нависелло (итал. navicello; две мачты: первая - в носовой части, сильно наклонена вперед, несет парус трапециевидной формы,

крепящийся за грот-мачту; грот-мачта - с латинским или иным косым парусом);

в) баланселла (итал. biancella; одна мачта с латинским парусом)

кэт (одна мачта с гафельным парусом сильно смещена в нос)

люггер (три мачты с рейковыми парусами, применяется во Франции в прибрежном плавании)

Кроме перечисленных парусников существовали еще большие семи-, пяти- и четырехмачтовые шхуны, преимущественно американского происхождения, несущие только косые паруса.

В середине XIX века парусный флот достиг своего совершенства. Совершенствуя конструкции и парусное вооружение, судостроители создали наиболее совершенный тип океанского парусника - . этого класса отличались скоростью и хорошими мореходными качествами.

клипер

Afrikaans Albanian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Detect language Dutch English Estonian Filipino Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Indonesian Irish Italian Japanese Korean Latin Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Russian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish ⇄ Afrikaans Albanian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Filipino Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Indonesian Irish Italian Japanese Korean Latin Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Russian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish

English (auto-detected) » Russian

Решив разбавить разговор о тонкостях модельного дела "биллетристикой", я открываю периодический цикл рассказов о кораблях, пользующихся у судомоделистов особой популярностью. Как правило, лишь не многие из тех, кто строит модель HMS Victory или "Черной жемчужины", знакомы с реальной историей прототипа. А ведь история эта часто полна столь загадочных перипетий, что впору писать приключенческий роман, а то и детектив.

Стартующий цикл - "Загадки легендарных парусников" будет знакомить читателя с фактами из устройства и истории известных кораблей.


Немногие из туристов, прогуливающихся по ялтинской набережной, знают, что кафе "Hispaniola" ("Испаньола"), стилизованное под парусник, когда-то было настоящим кораблем. В 60-х годах прошлого века он носил гордое имя первого советского маршала Ворошилова и перевозил грузы вдоль черноморского побережья. А в 70-х стал старинным двухмачтовым парусником и ходил к "Острову сокровищ" за золотом Флинта, а потом терпел кораблекрушение у необитаемого острова с Робинзоном Крузо на борту.

В 1970 году на Ялтинской киностудии режиссер Е. Фридман снимал очередную экранизацию романа Р. Л. Стивенсона "Остров сокровищ".
Желая достичь реалистичности на экране, Фридман запросил настоящий парусник, соответствовавший описанному в романе (до этого в фильмах снимали либо любое парусное судно, либо модели в специальном бассейне и декорации в павильоне).
Для постройки шхуны "Испаньола" киностудия приобрела старую парусно-моторную шхуну "Клим Ворошилов" (1953) у Херсонского винзавода. Проект переоборудования корабля и общее руководство работами на первоначальном этапе выполнил научный сотрудник ленинградского Военно-морского музея А. Ларионов. Окончательно достраивали парусник под началом инженера-конструктора киностудии В. Павлотоса.

На старом черноморском "дубке" нарастили фальшборт, центральный трюм и кормовую часть переоборудовали под старину, оснастили корабль двумя мачтами с косыми гафельными парусами и прямыми парусами на передней мачте, что соответствовало парусному вооружению шхуны (хотя В. Павлотос называл "Испаньолу" бригантиной). Парусник вышел удачным и снимался еще в нескольких кинокартинах, в том числе в "Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо" С. Говорухина (1972).

В еще одной отечественной экранизации романа Стивенсона, снятой в 1982 году на Ленфильме режиссером Воробьевым, "роль" "Испаньолы" поручили трехмачтовой шхуне-джекасс (Jackass) "Кодор" (которую позднее зрители видели в "роли" "Дункана" в фильме С. Говорухина "В поисках капитана Гранта" (1985). На "Кодоре" снимали эпизоды, а полностью «Испаньола» появлялась в кадре только в виде модели.

Не отличаются оригинальностью и зарубежные фильмы по роману "Остров сокровищ". В американской экранизации 1990 года экспедиция за сокровищами Флинта отправляется на трехмачтовом шлюпе (для фильма задействовали новодел исторического парусника "Баунти", построенный в 1961 году). Трехмачтовый корабль снимался и в английском мини-сериале 2012 года...

Не вносят ясности в вопрос об облике "Испаньолы" и художники-иллюстраторы. Луис Джон Рид (Louis Rhead),


Зденек Буриан (Zdeněk Burian), Джефф Хант (Geoff Hunt) показывают на своих рисунках трехмачтовый парусник. Роберт Ингпен (Robert Ingpen), Генри Мэтью Брок (Henry Matthew Brock), Игорь Ильинский изображают двухмачтовую шхуну.
Но наибольшую сумятицу внес первый иллюстратор романа Жорж Руа (George Roux). На его рисунках "Испаньола" предстает... бригом!


Так к какому классу парусных кораблей следует, все же, отнести знаменитую стивенсонсковую "Испаньолу"? Попробуем разобраться.

Начать, пожалуй, следует с того, что Р. Стивенсон сам четко обозначил в романе тип парусника, выбранного для путешествия за сокровищами. Сквайр Трелони описывает в письме доктору Ливси приобретенный корабль так:

"You never imagined a sweeter schooner — a child might sail her—two hundred tons; name, Hispaniola."

"Вы никогда не вообразите более прелестной шхуны - управлять парусами может младенец. Водоизмещение — двести тонн. Название — "Испаньола"".

Комментируя первое издание своей книги с иллюстрациями Жоржа Руа, Стивенсон пишет в письме отцу 28 октября 1885 года:

"... Иллюстрированное издание "Острова Сокровищ" выйдет в следующем месяце. Я получил сигнальный экземпляр; эти французские рисунки восхитительны. Художник понял книгу ровно так, как я её задумал, но допустил одну или две маленькие погрешности – так, он сделал "Испаньолу" бригом...".

Учитывая тот факт, что бриг - двухмачтовый парусник, и это не смущает Стивенсона, можно заключить, что в романе описана именно двухмачтовая шхуна.

В эссе "Моя первая книга: "Остров Сокровищ"" (1894) Стивенсон, имевший практический опыт управления 16-тонной шхуной "Цапля", раскрывает предпосылки к роману:

"… Это будет история для юных читателей – значит, мне не понадобятся ни психология, ни отточенный стиль; в доме как раз живёт мальчишка – он-то и будет экспертом. Женщины исключаются. Я не смогу управиться с бригом (а "Испаньоле", по правде говоря, полагается быть бригом), но, думаю, смогу обойтись шхуной без публичного сраму..." .
Читателю, для которого "шхуна", "бриг", "бригантина" - лишь романтические названия, поясним разницу между этими парусниками.
Все три типа кораблей можно отнести к разряду малых и средних парусных судов, имеющих две и более мачты.
Главная же разница заключается в особенностях парусного вооружения, т.е. в форме и количестве парусов, поднимаемых на мачтах конкретного судна.

Бригантина - двухмачтовое судно с передней мачтой (фок-мачтой), имеющей полное прямое (т.е. два - три прямоугольных паруса, расположенных по-перек оси корабля один над другим) парусное вооружение и с задней мачтой (грот-мачтой), имеющий продольный гафельный (т.е. размещенный на реях,расположенных позади мачты вдоль оси корабля) нижний парус (грот) и прямые паруса (марсель и, возможно, брамсель) на стеньге (добавочном элементе мачты).
Бригантины получили широкое развитие в 17-м веке. Несколько позже на нижнем рее грот-мачты бригантин, который называли "сухим", по-скольку он не использовался для постановки паруса, а служил в качестве опоры для такелажа, стоявшего над ним паруса - марселя, стали ставить прямой парус - грот. Дооснащение бригантины полным парусным вооружением на грот-мачте увеличило парусность корабля и мощь его парусов.

Парусник с полным прямым парусным вооружением обеих мачт и гафельным гротом стали называть бригом . Во второй половине 18-го века, когда бриги стали широко использоваться в военном флоте, бригами стали называть и бригантины, чему немало по-способствовали литераторы, путавшие эти корабли.

Шхуны , ведут начало от малых судов с продольным парусным вооружением, которые в 16 - 17 веках широко использовались голландскими и североамериканскими торговцами, рыбаками, каперами и флибустьерами."Шхуна", как специфический тип парусника с двумя мачтами и гафельным парусным вооружением появляются у побережья Нидерландов в конце 17 века. В 1695 году в Англии строится Королевская яхта "The Transport Royal", оснащенная как шхуна. Адмиралтейская модель этого корабля на сегодня является самым ранним документальным изображением шхуны.

Однако, большее развитие шхуна получила в северо-американских колониях. Поговаривают, что некий Эндрю Робинсон из Глостера в Массачусетсе построил настолько удачный парусник, что зрители, наблюдавшие испытания корабля, сравнивали его с плоским камнем, скользящим над водой при умелом броске, восклицая: "Scoon! Scoon!". Другие исследователи ссылаются на хвалебное голландское "schoone Schip" (прекрасный корабль). Так или иначе, но уже в 1716 году в записях бостонского порта фигурирует название "schooner". А в 1769 году Уильям Фалконер (Falconer William) описывает шхуну в своем морском словаре "A New Universal Dictionary of the Marine".

Таким образом, в первой половине 18-го века, к которой относится действие романа "Остров сокровищ", шхуны уже были достаточно распространены в Англии, в то время как бриг еще только начинал применяться в качестве военного корабля. И вполне естественно, что скряга Трелони приобрел дешевую, скорее всего - рыбацкую шхуну, которую и переоборудовали в "Испаньолу".


Еще одним аргументом, свидетельствующим в пользу шхуны, является меньшая, чем для брига или бригантины, потребность в экипаже (напомним - экипаж "Испаньолы" составлял 26 человек, из них 19 матросов).

Наиболее существенным возражением против использования шхуны для путешествия за "сундуками Флинта", исследователи романа считают маршрут экспедиции.
Маршрут этот пролегал от Бристоля до Мартиники на широте Лиссабона под бакштагом (дующим в корму пассатом) по Северному пассатному течению. Далее подъем севернее, к Острову Сокровищ и обратный путь Атлантикой на север, вдоль Багам и Флориды до мыса Хаттерас и далее по Антильскому течению и Гольфстриму... Благодаря атлантической карусели ветров и течений "Испаньола", совершив оборот по часовой стрелке возвратилась домой.
Вот тут, полагают исследователи, и поджидал бы шхуну неприятный сюрприз - для плавания под мощными устойчивыми ветрами Атлантики, шхуна, приспособленная к оперативному лавированию и хождению круто к ветру, вынуждена была бы рыскать на полных курсах, теряя скорость и, соответственно, увеличивая продолжительность рейса. Кроме того, "Испаньоле", по словам сквайра Трелони, грозили "пираты и проклятый француз", а вооружение шхуны составляла единственная вертлюжная пушка малого калибра (о пушке речь дальше). От брига (каперского или пиратского) бриг "Испаньола" мог бы уйти, а вот шхуна - шансов не имела.
Но исследователи вновь упускают из виду тот факт, что бригов во времена "Испаньолы" было не так уж много, а пираты предпочитали шлюпы (об этом пишет Чарльз Джонсон (Charles Johnson) во "Всеобщей истории грабежей и смертоубийств, учинённых самыми знаменитыми пиратами", изданной в Лондоне в 1724 году). Автор "Острова сокровищ" был хорошо знаком с книгой Джонса и даже (похоже) "списал" Флинта с Эдварда Тича, носившего грозную кличку "Черная борода".
Кроме того, уже к 1720 году пиратство в сильный упадок. Бывшие "джентльмены удачи" либо переходили на службу в государственный флот, либо спивались без работы в портовых кабаках где, кстати, их и набрали в команду "Испаньолы".

Итак, "Испаньола" у Стивенсона была шхуной. Причем, скорее всего, марсельной , т.е. имевшей на стеньге передней (фок) мачты прямой парус (марсель). На наличие стеньг на мачтах "Испаньолы" косвенно указывают салинги мачт, несколько раз упоминаемые в тексте романа. Салинг обеспечивает фиксацию стеньги и разнос стень-вант для более эффективного укрепления стеньг. На салингах нижних мачт устанавливали специальную площадку - марс.
Кроме того, прямой парус позволял несколько снизить рыскание при движении в бакштаг (т.е. при попутном курсовом ветре), о чем говорилось ранее.
Кстати, с салингами связан один из главных аргументов исследователей романа, придерживающихся версии "трех мачт".
Мачты парусника имеют свои названия, определенные их размещением на корабле. Передняя мачта именуется фок (нем.) или фор (англ.), т.е. "первая". Средняя мачта именуется грот (нем.) или мэйн (англ.), что означает "главная". Грот-мачт может быть несколько, если корабль имеет более трех мачт. Задняя мачта именуется бизань (нем.) или миззен (англ.) - "малая, последняя". Бизань иногда именуют крюйс-мачтой, но такое название относится к мачтам с полным реевым вооружением.

Двухмачтовые корабли, чаще всего, имеют фок и грот мачты. При этом, грот-мачта располагается ближе к середине корпуса и имеет большую, чем фок-мачта высоту. Исключение составляют двухмачтовые кечи и иолы, передняя мачта которых выше задней, располагается примерно в середине корпуса и, как следствие, именуется грот-мачтой. Вторая, задняя мачта таких парусников называется бизань-мачтой.

Стивенсон в тексте романа пару раз называет заднюю мачту "Испаньолы" бизанью:
"...В бочке стало светло. Взглянув вверх, я увидел, что поднялся месяц, посеребрив бизань-марс и вздувшийся фок-зейл..."

"...Ванты бизань-мачты висели у меня над головой. Я уцепился за них, полез вверх и ни разу не перевел дыхания, пока не уселся на салинге...".

Скорее всего, в данном случае, Стивенсон допускает описку, путая парусное вооружение шхуны с иолом.
Решающими аргументом в определении числа мачт на "Испаньоле" следует, все же, считать то, что в описываемый в романе период шхуны, как правило, были двухмачтовыми, равно как и бриги, которые вообще никогда не имели третьей мачты (а Стивенсон, как мы уже говорили, считал, что "Испаньола" должна была быть бригом). В пользу двухмачтового варианта говорит и другая цитата из романа:

"... Грот скрывал от меня часть кормы... В то же мгновение грота-гик откинулся в сторону, шкот заскрипел о блоки, и я увидел корму... ".

Т.е. задней, ближней к корме была, все же, грот-мачта. И "Испаньола" была двухмачтовой марсельной шхуной.

Крупные рыболовецкие шхуны (а "Испаньола", напомню, имела водоизмещение в 200 тонн) имели две палубы, нижняя из которых делилась на три отсека: носовой, где помещались члены команды; центральный - трюм для груза, имевший люк в подпалубное пространство, также являвшееся трюмом; кормовой, где размещались камбуз и старшины команды, включая капитана. Верхняя палуба, возвышавшаяся над нижней примерно на 1,6 - 1,7 метра, была ровной (иногда имела невысокие ступенчатые возвышения в носу (полу-бак) и в корме (полу-ют)). В палубе имелось три или более люков (в каждый из отсеков нижней палубы) с трапами, которые накрывали рустерными решетками. Люки в носовой и кормовой отсеки могли иметь так называемые "сходные тамбуры" небольшие будки над люком.

При реконструкции купленной для путешествия шхуны сходные тамбуры, судя по тексту романа, расширили до размеров палубных надстроек, несколько приподняв палубу. В передней надстройке - форкастеле разместили команду и камбуз, а в задней, представлявшей собой расширенный в стороны сходный тамбур - два гамака для капитана и мистера Эрроу. Кроме того, кормовой отсек нижней палубы расширили за счет трюма и выгородили в нем каюты (по три с каждого борта) для пассажиров "Испаньолы". В корме за счет выгородки и подъема палубы образовалось достаточно большое помещение для кают-компании. Наконец, в средней части нижней палубы выгородили отдельное помещение для хранения сокровищ, оставив по левому борту проход, соединяющий кормовой отсек с носовым.

Изучая устройство корабля, выстроенного ялтинскими кинематографистами для кинофильма 1971 года, не трудно заметить, что его облик во многом соответствует описанному в романе. Мы видим рангоут и такелаж, соответствующие парусному вооружению двухмачтовой марсельной шхуны, надстройки в носу и на корме...
В качестве претензии можно было бы указать на слишком малые (для 200-тонного корабля) размеры и пушку, установленную на лафете.
Но вопрос с пушкой - спорный. И ближе к правде, похоже, именно ялтинские корабелы.
Дело в том, что Стивенсон описал в романе "9-фунтовую вертлюжную пушку", ядро для которой канонир Израэель Хендс "катил по палубе". После удачного выстрела по верткому ялику с героями романа, ядро, просвистав над утлой лодченкой подняло такой ветер, что опрокинуло ялик с пассажирами! Судя по всему, Стивенсон плохо разбирался в артиллерийском деле.
Девяти-фунтовых пушек на вертлюге не бывает! Вертлюг - это металлический штырь с "рогатиной" на верхнем конце, в развилке которой крепилась пушка. Вертлюг устанавливали в специальном гнезде на планшире (поручень по верху фальшборта) или в палубе.При таком способе установки тяжелая пушка с тяжелым ядром (а 9-фунтовое ядро весило около четырех килограммов) и мощным пороховым зарядом сломала бы вертлюг и слетела бы при выстреле. По-этому, максимальный калибр вертлюжных пушек составлял 4 фунта. Чаще всего использовали пушки в 1 - 2 фунта для стрельбы картечью (маленькими шариками, сродни мушкетной пуле) по вражескому экипажу и абордажной команде.
Девяти-фунтовые пушки устанавливали на колесном лафете и при необходимости производства выстрела выдвигали их ствол в специальный проем в борту - пушечный порт. Кроме того, лафет оборудовали специальным тросовым креплением к борту - брюком и талями, облегчавшими откат пушки от борта для обслуживания и выкатывание ее в порт для выстрела.
Наводили на цель такие пушки, как правило, в вертикальной плоскости с помощью специального клина, подкладываемого под казенную часть орудия. Так что, попасть в маневрирующий на волнах ялик Хендс мог только случайно.
С другой стороны, девяти-фунтовое ядро не смогло бы поднять настолько мощную воздушную волну, что бы опрокинуть лодку. Для этого пушка должна была бы иметь калибр в 32 фунта. Но такую пушку было бы сложно разместить на относительно небольшой шхуне, да и при выстреле она могла бы запросто опрокинуть корабль.
Скорее всего, "Испаньола" была вооружена и легкими вертлюжными пушками калибром в 1 - 2 фунта,


и лафетной девяти-фунтовкой. Правда, непонятно - зачем катить по палубе относительно не тяжелое ядро, которое мог бы перенести в руках и ребенок?

Так или иначе, но ялтинские корабелы установили на свою "Испаньолу" небольшую (в пределах 2 - 4 фунтов) лафетную пушку. Такая же присутствовала в кадре при съемках эпизодов на борту шхуны "Кодор" в 1982 году.

К сожалению, время, чиновничья бюрократия и бизнес-интересы не пощадили этого интересного корабля, уверенно бороздившего волны Черного моря под всеми парусами. Кроме того, «Испаньола» была первым парусником, специально построенным для съемок кино, а Ялтинская киностудия стала пионером киношного кораблестроения.
В 1972 году крымская инспекция Морского Регистра, не имевшая в своих инструкциях графы, касающейся эксплуатации деревянных парусных судов, потребовала обшить корпус металлом с асбестовыми прокладками (во избежание пожара) и установить радио-локационное оборудование на мачтах, что было бы несовместимо с внешним видом старинного парусника.
Не желая уродовать красавицу «Испаньолу» киностудия передала ее на баланс "Интуриста", который установил шхуну на ялтинской набережной у гостиницы "Ореанда" и переоборудовал в кафе.

Подобная судьба постигла и учебный парусник "Кодор".
Канадский "Баунти", снявшийся в нескольких фильмах, погиб с капитаном и одним из членов команды в октябре 2012 года у побережья Северной Каролины во время урагана Сэнди.




THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама