THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Однажды к Иисусу Христу подошел человек, сын которого был немым и страдал припадками бешенства. Он был одержим злым духом. Этот человек уже приводил своего сына к ученикам Господа, но они не могли его исцелить. Иисус Христос исцелил больного, а ученики потом, наедине, спросили Его:
- Почему мы не могли освободить больного от злого духа, мучившего его?
Иисус ответил им:
- Духа зла можно изгнать только молитвой и постом. (Мк. 9, 17-29).
Вот и началось это особенное время в году. Время, которое должно нас подготовить к Пасхе Христовой, к Светлому Христову Воскресению. О его важности и значении говорит нам само его название - Великий пост. Почему-то многие думают, что пост - это просто дни, в которые надо отказаться от мясных и молочных продуктов. А зачем Богу нужно, чтобы человек постился: одни продукты ел, а от других отказывался. Какой в этом смысл? Конечно, смысл любого церковного поста, и Великого в особенности, не в отказе от какой-то еды. Смысл его в том, чтобы помочь человеку соединиться с Богом. Соединение с Богом - это вообще главный смысл жизни православного христианина. Но за каждодневной суетой, за мелочами человек иногда забывает думать о главном. Как же помочь ему сосредоточиться? Специально для этого Церковь и установила четыре поста в году. И особое место среди них занимает Великий пост - время подготовки к Пасхе. А как же достичь этого соединения с Богом? Для этого существуют разные средства. Одно из них - телесный пост. Оказывается, если человек разумно ограничивает себя в еде, то он укрепляется духовно. Через воздержание он учится управлять самим собой, своими желаниями и инстинктами. Он становится господином своего тела, а не рабом своих сиюминутных желаний. Для этого же Церковь призывает нас во время поста отказаться от всего того, что развлекает нас в свободное время. Например, от просмотра развлекательных телевизионных программ. Исключение можно сделать для программ полезных, познавательных, православных. В свободное время можно почитать жития святых или сходить в храм. Всё это поможет сосредоточиться для главного. Но, дорогие мои, ни отказ от мяса и молока, ни отказ от развлечений не соединит нас с Богом, если не будет при этом самого главного. А что же это самое главное? Это - покаяние! Покаяние - это тот чудесный ключик, который открывает человеку врата в Царство Божие, соединяет его с Отцом Небесным и дарит жизнь вечную. Но покаяние - это не просто признание и перечисление своих грехов или плохих поступков. Смысл покаяния станет более понятен, если мы обратимся к значению этого слова. По-гречески слово «покаяние» звучит как - metanoia, то есть «перемена мысли». Это изменение,переход человека в другое качество. До покаяния был человек грешным, а покаялся и стал Божьим. Был в Божьем винограднике засохшей веточкой, которую только и оставалось - отломить, а покаялся, и ожила эта засохшая веточка, зазеленела. Вот что такое покаяние! А чтобы помочь человеку ощутить необходимость покаяния и соединения с Богом каждый год в дни Великого поста Церковь вспоминает великого учителя покаяния - святого Андрея Критского. В первые четыре дня начала поста (понедельник, вторник, среду и четверг) на Великом повечерии читается во всех храмах покаянный канон преподобного Андрея. Только вслушайтесь в эти простые, исходящие из самого сердца слова: «Душе моя, душе моя, востани, что спиши? …воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог. «Душа моя! Хватит спать! Проснись! Покайся! И пощадит тебя Господь Бог!»

Омытая, обновленная слезами покаяния душа по окончании Великого поста с радостью сможет встретить самый светлый праздник в году - Воскресение Христово. Но, чтобы мы могли по-настоящему испытать пасхальную радость, нам надо приготовить себя. Для этого мы и вступаем на путь поста. И да поможет нам на этом пути Господь наш Иисус Христос! Мы знаем, что молиться значит обращаться к Богу и что без молитвы, без постоянного обращения к Богу, христианину было бы очень трудно жить. Пост всегда означает определенную перемену в нашем образе жизни. Когда наступает пост, мы стараемся больше молиться, чаще ходить в церковь, углубляться в церковную жизнь, отказываться от некоторых видов еды, от лишних удовольствий и развлечений. Эта еда, или удовольствия сами по себе не плохие, не грешные. От плохого надо всегда удерживаться, а постом мы стараемся отказываться от такого, что в другое время мы не считаем плохим. Почему мы это делаем? Поститься - значит учиться подчинять, покорять, заставлять слушаться в себе то, что "мне хочется", тому, что "я должен", подчинять свое тело своей душе. Мы все бываем иногда плохими, недобрыми, но мы стараемся быть хорошими, стараемся быть такими, какими нас учит быть Господь Иисус Христос. А это не так легко, это не дается само собой и требует от нас многих усилий. Когда мы постимся, отказываемся от той еды, которую особенно любим, или от удовольствий и развлечений, заставляем себя делать то, что нам не легко, то укрепляем наши силы в борьбе духа с телом. Как спортсмены или атлеты должны тренироваться, чтобы достичь успеха, так и христиане должны укреплять свою волю и силы в борьбе со всем, что в них не от Бога. Поститься надо смиренно, не хвастаясь этим, не осуждая тех, которые не постятся. Иисус Христос сказал: "Когда поститесь, не будьте унылы (грустны, скучны), как лицемеры (притворные, неискренние люди), которые принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться постящимися... А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое (т.е. будь радостным), чтобы поститься не перед людьми, а для Бога". А великие святые нашей Церкви учат нас, что поститься надо незаметно для других. Лучше даже съесть что-нибудь не постное, чем осудить или обидеть другого человека, который не постится.
ЛЕСТВИЦА ВЕЛИКОГО ПОСТА
Понедельник первой седмицы — начало Великого поста.
Считается, что длительность Св. Четыредесятницы — 40 дней — восходит еще к Ветхому завету. Господь наш Иисус Христос пребывал в пустыне, постясь и размышляя об избранном пути, тоже 40 дней, во время которых его пытался соблазнить дьявол. Вот и последователям Иисуса полагается выдержать внутреннюю битву с сатаной в эти дни — а дьявол, как правило, не пренебрегает случаем потерзать постящихся. Впрочем, если в древности пост отличался совсем уж чрезвычайной строгостью, кое-где не разрешалось временами есть и даже пить воду, то в наши дни вполне можно потерпеть на крупах, овощах и т.д. Православная Русь свято чтила Великий пост. В этот день разом смолкали все песни, оскудевал только что ломившийся от вкусных и обильных яств стол. Принятый на себя, как подвиг, добровольно, для спасения души пост просветляет душу, дает новые силы и открывает путь на небо, к Богу. Потому так радостно откликается душа на призыв Церкви к покаянию. На всем протяжении Великого поста по церковному уставу не разрешается вкушение мясной, молочной пищи и яиц.
На первой неделе Великого поста в понедельник, вторник, среду и четверг на вечернем богослужении читается Великий покаянный канон преп. Андрея Критского. Это торжественное и печальное творение, изумительное по глубине смысла и по красоте пения и слога. По окончании каждого стиха канона читается припев: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». Девять песен канона разделены по дням на четыре раздела и каждая приводит душу в трепет. «Душе моя, душе моя, восстани, что спишь? Конец приближается и будешь смущена. Воспряни от сна, и пощадит тебя Христос Бог, вездесущий и все Собой наполняющий». Канон святого Андрея Критского — яркий пример того, как мало значит перевод богослужения со славянского на русский язык. Для человека, впервые пришедшего в храм и не бравшего в руки Библию, даже самый лучший перевод ничего не даст, потому что там главное не слова — а образы.
1-я неделя Торжество Православия
В первое воскресенье Великого поста церковь вспоминает, как кончилось гонение на святые иконы в 9 веке.
2-я неделя Свят. Григорий Палама
Во 2-е воскресенье Великого поста церковь вспоминает св. Григория Паламу (14 век), учившего о том, как Дух Святой просвещает человека во время земной жизни.
3-я неделя Вынос Креста
Чтобы укрепить нас в трудах Великого поста, за всенощной, в конце 3-й недели на середину церкви выносят Святой Крест для поклонения.
4-я неделя, крестопоклонная Св. Иоанн Лествичник
Св. Иоанн Лествичник жил на горе Синай в 6 веке и учил, что духовная жизнь - лестница, ведущая к Богу.
5-я неделя Св. Мария Египетская
В пятое воскресенье Великого поста церковь вспоминает св. Марию Египетскую, покаявшуюся грешницу, проведшую 40 лет в пустыне.
6-я неделя Страстная. Вход Господа в Иерусалим.
Народ радостно приветствовал Христа, когда Он шел в Иерусалим на страдания.

Великий пост служит приготовлением к главному празднику в году - к Пасхе, Светлому Христову Воскресению. И чтобы достойно встретить праздник Воскресения Христова, во время Великого поста мы каемся и стараемся очиститься от грехов, привести в порядок нашу жизнь. В пост мы должны быть особенно внимательны к своим мыслям и делам. Это дни, когда верующие люди отказываются от всевозможных развлечений ради служения Богу - во спасение своей души. Какое же это хорошее, спокойное и чистое время - Великий пост! Мы стараемся чаще бывать в церкви, больше молиться. В эти дни за богослужением звучит очень красивая и строгая молитва, во время которой все, кто находится в храме, кладут земные поклоны. Это покаянная молитва святого Ефрема Сирина. Господи и Владыко живота моего! Это значит: «Господи и Владыка жизни моей!» «Живот» по-церковнославянски значит «жизнь», Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Не даждь ми - значит «не дай мне». От чего же мы просим Господа нас избавить? От праздности. Праздность - это лень, ничегонеделание. Уныние - тоже лень, только уже душевная, когда человек печалится, теряет надежду на Бога и забывает молиться. Любоначалие - это любовь к начальствованию, стремление властвовать над другими людьми; празднословие - пустые слова, болтовня. Итак: «Не дай мне склонности к лени, унынию, властолюбию и пустой болтовне», - просим мы Бога.
После этого прошения положено сделать земной поклон.
Читаем дальше. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Мы просим Бога даровать нам целомудрие, чистоту души; смиренномудрие - убеждение, что всё, что мы имеем, - это от Бога, и все, что мы делаем хорошего, - мы совершаем только с Божией помощью. Итак, мы просим Господа даровать нам чистоту души, смиренномудрия, терпения и любви.
После этого прошения снова кладём земной поклон.
Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков, аминь. Что такое «Ей»? Здесь это значит «да». Царю - это обращение, так же, как и Господи. Зрети - значит «видеть». «Да, Господь и Царь, дай мне видеть мои прегрешения и не осуждать брата моего. Потому что благословен Ты во веки вечные. Аминь».
Здесь, в конце молитвы, в третий раз делаем земной поклон.
Так вот о чем мы молимся Богу во время Великого поста - об очищении нас от грехов и об утверждении нас в добродетельной жизни. Вот что самое главное - видеть свои грехи, свои плохие поступки и не осуждать других людей; не стремиться властвовать другими, а учиться властвовать собой - своими чувствами и поступками.
Научи меня, Боже, любить
Всем умом Тебя, всем помышлением.
Чтоб и душу Тебе посвятить,
И всю жизнь с каждым сердца биеньем.
Научи Ты меня соблюдать
Лишь Твою милосердную волю.
Научи никогда не роптать
На свою многотрудную долю.
Всех, которых пришел искупить
Ты Своею Пречистою Кровью,
Бескорыстной глубокой любовью
Научи меня, Боже, любить.
(автор неизвестен)

З дравствуйте, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

Вопрос о необходимости воздержания от скоромной пищи в дни поста и детям, мы не раз затрагивали в статьях и вопросах-ответах священников.

Однако, мнение священника Алексия Грачева, который до служения в священническом сане был практикующим врачом-педиатром, выразительно подчеркивает позицию Церкви, освящая многие важные аспекты здорового детского питания.

Отталкиваясь от вопроса: — почему сейчас так много больных детей? — врач-священник дает необходимые советы, применяя которые, мы можем растить духовно и телесно здоровых детей!

ПОСТ также необходим и детям

Священник Алексий Грачев

У нас, родителей, часто бывает одно стремление: дать ребёнку за столом как можно больше, и мы не успокоимся, пока не накормим его до отвала. Мол, чем больше ребёнок ест, тем он здоровее.

Между тем, в жизни бывает прямо наоборот.

Почему сейчас так много больных детей? Почему, например, такое количество заболеваний у детей желудочно-кишечного тракта? Потому что мы оставили традиционный уклад нашей жизни, в том числе и питания.

Наши предки были воспитаны в Православии, которое освящало всю их жизнь. И дети их были куда здоровее нынешних наших детей.

В последнее время в медицине довольно широко распространилась концепция болезней накопления. Эти болезни начинаются в детском возрасте. Часто, сами того не зная, мы перекармливаем наших детей. А многие заболевания возникают из-за неспособности детского организма справиться с тем количеством веществ, которые в него поступают.

Тело, данное человеку Богом, удивительно гармонично устроено. Оно отказывается от того, что ему не нужно, и испытывает потребность в том, чего ему не хватает. И когда мы пытаемся насильно питать детей как можно сытнее, это им не приносит пользы.

Каждый человек имеет свои особенности конституции, обмена веществ, причём внутри этого обмена существует многоэтажная система ещё более мелких подразделений обмена различных его элементов. Белковый обмен, углеводный, жировой…

У нас в Православии постных дней в году больше, чем скоромных. И пост оказывает на нашу жизнь многообразное благоприятное воздействие. Он полезен и для души, и для тела, и взрослым, и детям.

Так что мы не должны пугаться того, что наши дети отказываются от тех или иных видов пищи, не должны бояться, что они ослабеют, потеряют здоровье, если начнут поститься. Напротив, многочисленные наблюдения говорят о том, что:

дети, которые соблюдают пост, чувствуют себя гораздо лучше, даже с точки зрения чисто физического здоровья, и меньше болеют, чем дети, которые не знают, что такое пост. Более того, есть примеры того, как больные дети, начав поститься, постепенно обретали здоровье.

У одного ребёнка, например, с детства была тяжёлая форма диатеза, которая потом переросла в хронический астмоидный бронхит, в стойкую аллергию. Семья стала воцерковляться, поститься, ребёнок - вместе со всеми. И все явления аллергии быстро ушли.

В православных семьях мамы умеют готовить удивительно вкусную и разнообразную постную пищу: фасоль с луком, пироги с капустой, с грибами, фруктовую рисовую кашу, коврижки… пальчики оближешь!

Жизнь показывает, что эти опасения не имеют под собой основания. Дети, которые постятся с ранних лет во все постные дни года, обычно бывают более крепкими физически, они лучше сопротивляются не только инфекционным заболеваниям, - есть такие наблюдения, - но могут понести гораздо больший объём и психической нагрузки. Хотя они и устают к концу дня, проучившись в школе, позанимавшись музыкой, после секций, кружков, домашних уроков, - тем не менее, эта нагрузка не чрезмерна для них, но вписывается в рамки нормы для конкретного детского организма. Дети не постящиеся - как правило, более рыхлые, с избыточным количеством жира, у них менее совершенная иммунная система, психика таких детей более лабильная, неустойчивая, они бывают плаксивы или вспыльчивы, с трудом переносят нервные перегрузки.

Конечно, всё надо делать с рассуждением, постепенно приучать детей к посту. В выборе меры поста нужен индивидуальный подход к каждому ребёнку. Если ребёнок болен, то пост ослабляется.

Другое дело, что некоторые сердобольные бабушки или мамы в телесно-немощные готовы записать всех детей - они же ещё не набрали полную силу! А то и вообще всех современных людей: мол, и вода нынче не та, и воздух, и все продукты… Все дети сейчас чем-нибудь болеют, куда им ещё поститься?

Но в том-то и дело, что силу и здоровье человеку дает отнюдь не обильное мясо-молочное питание, а Господь. Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих (Мф. 4, 4). Человека прежде всего укрепляет благодать Божия, а для принятия её нужно очищение души. Очищение души даётся молитвой и постом, участием в таинствах Святой Православной Церкви.

Мы знаем, что растительная пища не ослабляет человека. Монахи вообще не едят мяса, но живут, бывает, иногда и до ста лет, и всю жизнь трудятся.

Пост как таковой не может быть отменён ни для кого. Он может быть только ослаблен, в зависимости от состояния здоровья человека. Ведь недаром в нашем православном Уставе существуют различные ступени поста: пост с растительным маслом, без растительного масла, пост с рыбой…

Пост - дело нашей совести, дело нашей любви к Богу, желание хоть немного соединиться с Ним в Его страданиях за нас, грешных. Мы принимаем его верой, помня о том, что Сам Господь сорок дней постился в пустыне, прежде чем выйти на дело Своего общественного служения. И в конце поста к Нему приступил дьявол, предлагая превратить камни в хлебы (Мф. 4, 3).

Мысли против поста дьявол старается внушить всем людям, потому что пост - важнейшее оружие против него: Сей же род изгоняется только молитвою и постом (Мф. 17, 21) - сказано в Евангелии. Поэтому, принимая решение о мере поста для ребёнка, нужно помолиться Богу, чтобы была Его святая воля в этом, посоветоваться со священником. Как говорят, кто хочет, ищет пути, а кто не хочет, ищет причины.

Дай Бог всем нам найти путь к посту - для себя и для всей семьи, ибо это - путь, указанный нам Самим Создателем нашим, подателем всех благ.

Фрагменты книги Алексея Грачева «Когда болеют дети» представлены МОНИКИ по разрешению издательства «Даниловский блавестник».

О крещении ребенка

Если малыш родится здоровым, то строгих правил когда нужно окрестить его в храме, нет. Но традиционно это «происходит на сороковой день его рождения.

Через крещение, миропомазание которое необходимо провести как можно раньше, в душу ребенка вносится начало святой благодатной жизни.

С первых дней жизни ребенка родители должны смотреть на него как на вверенный им залог, за который они ответственны пред Богом.

С первых дней болезни ребенка должна быть молитва родителей. Важно причастить ребенка святых Христовых Тайн, дабы положить доброе начало в его лечение. Очень хорошо подать в храме записку о здравии на Литургию.

Хорошо заказать молебен о здравии болящего младенца - скажем, святому, имя которого он носит. Принести освященную на молебне воду домой и поить ребенка, причем как можно чаще.

Больному святую воду можно давать не только натощак, но весь день. Можно омывать ребенка этой водой - голову, лицо, тело, протирать глаза. Вода для того и освящается в храме - чтобы врачевать нас. Поэтому будем постоянно брать ее из храма, пить, помазывать ею, окроплять жилище, одежду и вещи, которыми пользуемся. В доме всегда должна быть крещенская вода на такие вот особые случаи.

Можно заказать сорокоуст о здравии - тогда ребенка будут в храме поминать сорок дней.

Нательный крестик должен быть на ребенке. Хорошо, если дети привыкнут: крест мы никогда не снимаем.

После того, как ребенок выздоровеет, надо, конечно,
благодарить Господа. И дети в семье начнут понимать, что Господь дал поболеть и дал выздороветь и во всем этом - великая милость Божия.

Дети и пост

У нас в Православии постных дней в году больше, чем скоромных. И пост оказывает на нашу жизнь многообразное благоприятное воздействие. Он полезен и для души, и для тела, и взрослым, и детям. Так что мы не должны пугаться того, что наши дети отказываются от тех или иных видов пищи, не должны бояться, что они ослабеют, потеряют здоровье, если начнут поститься. Напротив, многочисленные наблюдения говорят о том, что дети, которые соблюдают пост, чувствуют себя гораздо лучше, даже с точки зрения чисто физического здоровья, и меньше болеют, чем дети, которые не знают, что такое пост. Более того, есть примеры того, как больные дети, начав поститься, постепенно обрели здоровье.

Конечно, все надо делать с рассуждением, постепенно приучать детей к посту. В выборе меры поста нужен индивидуальный подход к каждому ребенку.

Великий пост все верующие люди воспринимают, как весьма важный отрезок времени, во время которого приходится придерживаться строгих правил в еде. Во время поста, поэтическим словом, приходится словно разворачивать два своих крыла, одно из которых – ограничение, другое - молитва. Такой «дуэт» даже медики готовы воспринимать, как способ истинного врачевания души и тела.

Великий пост считается самым строгим и значительным из всех установленных постов. Во все дни поста запрещено курить и выпивать спиртные напитки, есть скоромные блюдо. Назначение поста – удалить человека от зла, обуздать язык, отложить гнев, укротить похоть, прекратить клевету, клятвопреступление и ложь. К этому и приходится любыми способами стремиться. В противном случае пост остается только очередной диетой, и не больше. Так что нужно изменить степень напряжения духовной жизни. В результате есть шанс стать чище.

Как правильно вступить в пост

К посту подходите грамотно. Было бы ошибкой просто в один день просто ограничить себя во всех не постных блюдах, это станет большим стрессом для организма. Медики говорят, что в этом случае есть шанс подхватить вирус или заполучить обострение болезни желудочно-кишечного тракта. Лучше все-таки входить в пост плавно. На первом этапе стоит отказаться от более жирных продуктов - мяса (говядины, свинины, баранины), майонеза и жирной рыбы. Далее - от яиц и молока.

Стоит отказаться от жирного мяса, колбас, сосисок, алкоголя, сдобного хлеба, конфет, булочек, майонеза. В этом случае пост пойдет организму во благо и разгрузит труженицу-печень. Между тем, врачи полагают, что было бы ошибкой лишать себя полезных микроорганизмов и источника белка (кисломолочных продуктов, к примеру). По мнению врачей, стоило бы оставить в рационе индейку, курицу, морскую рыбу и кролика.

Ограничения должны быть разумными

Если принято решение провести пост по полной программе, в обязательном порядке стоит есть орехи (до двадцати штук на день), а также блюда из бобовых. Это позволит восполнить дефицит белка в организме. Теорию о щадящем подходе к ограничению в еде разделяют множество врачей. Каждому постующему стоит ответственно подходить к ограничениям. Стоит не раз подумать: не обернется ли пост вредом для вашего здоровья, достаточно ли у вас сил – физических и моральных. При этом стоит помнить: человек, который сознательно вредит своему здоровью, свершает большой грех.

Кому не стоит поститься

Не стоит вступать в пост:

  • ребенку;
  • пожилому человеку;
  • беременной и тем, кто и планирует беременность;
  • тем, кто не так давно болел;
  • больному хроническом заболеванием;
  • лицам, занимающимся умственным или тяжелым физическим трудом.

Психотерапевты предлагают время поста сделать временем работы над собой, начать можно с того, чтобы:

  • изменить свои ожидания, по максимуму приблизиться к реальным возможностям другого человека – ваших близких;
  • признать факт обиды – это ослабит обиду, позволит эмоции самой угаснуть;
  • попытаться разобраться, что вас цепляет - обижают не нас, обижаем мы себя сами;
  • попытайтесь просканировать вашего обидчика – вас окружают живые люди, так что стоит быть снисходительней;
  • научитесь прощать;
  • своим эмоциям дайте волю.
  • Не надо копить обиды
  • Не думайте об обидах по ночам.
  • Не стоит выяснять отношения, пока нет уверенности, что вас готовы выслушать.
  • Не прощайте недруга насильно (нужна внутренняя готовность это сделать).

Что такое пост и можно ли поститься детям?» Христианский пост - это не просто отказ от какой-то еды, это сознательное и добровольное воздержание с благочестивой целью, или, другими словами, самоотвержение ради Христа.

По статистике 20% современных россиян соблюдают пост, учитывая «сомневающихся верующих»: они начинают поститься и бросают, присоединяются к посту ближе к середине или концу, постятся нестрого, выборочно. В этой группе «практикующих сомневающихся» в последние годы наблюдается динамика - во многом за счет молодежи.
В период поста христиане не только не едят скоромной пищи (мяса, масла, молока, сыра и яиц), но и всякую другую пищу должны употреблять в умеренном количестве и в определенное церковным уставом время.
Великий пост - это древнейший и главный пост Православной Церкви, предшествующий празднику Пасхи Христовой, был в древности очень строг: христиане в течение его не вкушали пищи до вечера. Только один раз в сутки они садились за трапезу (собираясь на свои вечери). Это резко отличало их от язычников, имевших привычку есть часто.


В Православной Церкви пост является всеобщим установлением, то есть он установлен для всех: и монахов, и мирян, и царей, и нищих, и взрослых, и детей. Но он не является повинностью, неприятной обязанностью или наказанием - его следует понимать как спасительное средство, своего рода лечение, лекарство для каждой человеческой души.
Можно ли и зачем поститься детям? Да затем же, зачем и взрослым. Детям тоже надо учиться плоть подчинять духу. Как и взрослым, через воздержание в пище надо учиться воздержанию от всякого зла.

Такая перемена дает ребенку возможность упражнения воли. Переход на постную пищу требует известного душевного усилия, проявления власти над своими желаниями, что очень полезно для него. Это сделает ребенка выносливее, крепче, поможет подготовиться к встрече с неизбежными жизненными трудностями, к предстоящей борьбе со страстями.
Цель поста вернее будет достигнута, если ребенок не только заменит один вид пищи другим, но и ограничит себя в излишествах и развлечениях: например, откажется в соответствующие дни от лакомств, от баловства, от слишком шумных игр, от просмотра телевизора.


Большинство родителей, чьи дети «плохо едят», сами того не замечая, изо дня в день перекармливают их. Между тем существуют общие правила и нормы детского питания, которые соблюдаются, например, в детских и лечебных учреждениях. Это традиционное трех-четырех-разовое питание в одно и то же время и в «научно» определенном объеме, при строгом запрете есть что-либо в промежутках между завтраком и обедом, обедом и полдником, полдником и ужином. Хорошо, если родители придерживаются таких правил. Но в любом случае они не должны кормить ребенка насильно.


Сторонники лечебного голодания говорят, что и вовсе не есть, поголодать какое-то время - очень полезно для здоровья. И чем меньше ты привык есть, тем лучше. Недаром тоже говорят: «Держи голову в холоде, а живот в голоде».
Современные врачи, занимающиеся проблемами детского питания, рекомендуют устраивать детям (начиная с младенчества) два «разгрузочных дня» в неделю, чтобы детский организм отдыхал от животной пищи, требующей напряженной работы кишечника, и получал легкую, растительную.

Здоровье и долголетие часто сопутствуют ему. Болезнь же никогда не бывает следствием правильного, уставного, разумного поста.


Многие современные родители тоже приучают детей поститься в среду и пятницу с младенческого возраста (2,5−3 года), и обычно это проходит безболезненно - без протестов со стороны детей. Тяжелее пережить этот момент взрослым непостящимся членам семьи - обычно это бабушки и дедушки. Ведь и в приведенном случае именно «теща настояла» на нарушении поста. Родители хорошо знают, как трудно спорить в такой ситуации, и часто, ради сохранения мира семейного, идут на уступки, за которые их трудно осудить.
Детский пост, согласно современной позиции церкви, может быть ослаблен. Чрезмерно строгий пост по афонскому уставу в этом случае не годится.


Педиатры оценивают пост для детей больше с позиции физиологического развития ребенка, чем духовного. Считается, что до конца подросткового возраста детское меню должно включать молочные и мясные продукты ежедневно. Хотя есть и немного иное мнение врачей. Отдельные педиатры даже рекомендуют вводить в питание ребенка 2 вегетарианских дня в неделю, а мясо разрешают давать только 1 раз в день. Специалисты убеждены, что это снизит риск аллергии, заболеваний ЖКТ и сердечно-сосудистой системы у детей.
Мнения врачей о том, в каком возрасте допустимо вводить пост для детей (вне зависимости от условий), тоже разошлись. Одни считают, что это допустимо с момента включения в меню ребенка мяса. Другие озвучивают возраст в 3 года или 7 лет.
Раннее приобщение детей к посту поддерживают некоторые педагоги. Они основываются на том, что легче приобщить ребенка к посту как к привычке именно в раннем возрасте.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама