THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

В православной церкви одним из наиболее известных и почитаемых образов является икона Спаса Нерукотворного. Её история восходит к временам Нового Завета, когда Спаситель исполнял своё земное служение. Предание о возникновении первого нерукотворного образа излагается в книге, именуемой Четьи Минеи. Вот что она рассказывает.

История иконы "Спас Нерукотворный"

Древний правитель Авгарь Ухама V заболел проказой. Понимая, что спасти его может только чудо, послал к Иисусу Христу своего слугу по имени Ханнан с письмом, в котором просил Его прийти к нему в город Едессу и исцелить его. Ханнан был искусным художником, поэтому ему было поручено, в случае если Христос не пожелает прийти, написать Его портрет и принести правителю.

Слуга застал Иисуса окружённым, по обыкновению, толпой людей. Чтобы лучше разглядеть Его, Ханнан залез на высокий камень, устроившись там, принялся рисовать. Это не скрылось от всевидящего ока Господня. Зная намерения художника, Иисус потребовал воды, омыв Свой лик, вытер его платом, на котором чудесным образом сохранились Его черты. Этот нерукотворный портрет Господь передал Ханнану и повелел отправить пославшему его Авгарю, добавив, что Сам не придёт, так как ему надлежит исполнить возложенную на Него миссию, но пришлёт к нему одного из Своих учеников.

Исцеление Авгаря

Когда Авгарь получил драгоценный портрет, то тело его очистилось от проказы, но на лице её следы ещё остались. Избавил от них правителя святой апостол Фаддей, который пришёл к нему по повелению Господа.

Исцелённый Авгарь уверовал во Христа, принял святое крещение. Вместе с ним крестились и многие жители города. Плат с образом Спасителя он повелел прикрепить к доске и поместить в нише городских ворот. Так появилась первая икона "Спас Нерукотворный".

Значение этого события очень велико. Христиане обрели образ, порождённый не фантазией смертного человека, а волею Творца. Однако прошли годы, и один из потомков Авгаря впал в идолопоклонство. Чтобы спасти драгоценный образ, епископ Едессы приказал замуровать нишу, в которой он находился. Так и сделали, но перед тем, как положить последний камень, зажгли перед ним лампаду. Суета мирская заполонила умы горожан, и чудный образ был забыт на долгие годы.

Второе обретение образа

Икона Спаса Нерукотворного провела в нише долгие годы. Только в 545 году, когда город был осаждён персами, случилось чудо. Епископу города было явление Пресвятой Богородицы, сообщившей, что от врагов их избавит только икона Спаса Нерукотворного, замурованная над воротами города. Срочно разобрали кладку, обрели Нерукотворный Образ, перед которым по-прежнему горела лампада. На глиняной же доске, которая закрывала нишу, чудесным образом появилось точно такое же изображение Спасителя. Когда горожане совершили крестный ход с обретённой святыней, персы отступили. Таким чудесным образом город избавила от врага икона "Спас Нерукотворный". Описание этого события донесло до нас Священное предание. Оно в памяти каждого, кто знаком с христианской литературой.

Через восемьдесят с лишним лет Едесса стала арабским городом. Сейчас эта территория принадлежит Сирии. Однако почитание святого образа не прерывалось. Всему Востоку было известно, что молитва иконе "Спас Нерукотворный" творит чудеса. Исторические документы свидетельствуют о том, что уже в 8 веке все христиане Востока отмечали праздники в честь этого святого образа.

Перенесение образа в Константинополь

В середине 10-го века благочестивые византийские императоры выкупили святыню у правителя города Едесса и торжественно перенесли её в Константинополь, в Фаросский храм Богоматери.

Там в течении более трёхсот лет и находилась икона "Спас Нерукотворный". Значение этого факта состоит в том, что если прежде она была в руках мусульман, то теперь стала достоянием христианского мира.

О дальнейшей судьбе образа информация противоречива. По одной версии, икона была вывезена крестоносцами после захвата ими Константинополя. Однако корабль, на котором её пытались доставить в Европу, попал в шторм и затонул в Мраморном море. Другая версия указывает на то, что хранится она в Генуе в монастыре святого Варфоломея, куда была вывезена в середине 14-го века.

Различные типы образа

Изображение, появившееся на глиняной доске, закрывавшей нишу, в которой был замурован образ, стало причиной того, что теперь икона Спаса Нерукотворного представлена в двух вариантах. Существует изображение Пречистого Лика на убрусе, он так и называется «Убрус» (в переводе - платок), и без убруса - «Чрепие». Оба типа икон в равной степени почитаются православной церковью. Надо заметить, что западная иконография представила ещё один тип этого образа. Он называется «Плат Вероники». На нём Спаситель изображён на плате, но в терновом венце.

Рассказ будет неполным, если не коснуться истории его появления. Этот вариант образа связан со Страстями Христовыми, а точнее, с эпизодом несения креста. По западной версии, святая Вероника сопровождая Иисуса Христа на его крестном пути на Голгофу, отирала Его лицо от капель крови и пота льняным платком. Пречистый лик Спасителя отпечатался на нём, сохранив черты, присущие Ему в тот момент. Поэтому в данной версии Христос изображён на плате, но в терновом венце.

Ранние списки образа на Руси

Первые списки с иконы Спаса Нерукотворного попадают на Русь сразу после установления христианства. Это были, судя по всему, византийские и греческие копии. Из самых ранних, дошедших до нас образов данного иконографического типа можно назвать Новгородский Спас Нерукотворный. Автор иконы придал в нём лику Христа необыкновенную глубину и одухотворённость.

Особенности письма ранних икон

Особенностью древнейших икон подобной тематики является чистый фон, на котором изображён святой лик. Отсутствуют складки платка или фактурные детали глиняной доски (а в некоторых случаях кирпичной кладки), закрывавшей первоначальный образ. Все эти детали появляются не раньше второй половины 13-го века. Начиная с 14-15-го веков в русскую традицию входит изображать фигуры ангелов, держащих верхние концы платка.

Почитание образа в России

На Руси этот образ всегда был одним из самых почитаемых. Именно его изображали на боевых знамёнах русской армии. Особенное поклонение ему как чудотворному образу началось после того, как в 1888 г. под Харьковом произошло крушение царского поезда. Находившийся в нём император Александр III чудесным образом спасся от неминуемой гибели. Принято считать, что это произошло благодаря тому, что при нём была копия Спаса Нерукотворного.

После этого чудесного избавления от смерти высшим церковным руководством был учреждён специальный молебен, прославляющий чудотворную икону. В повседневной жизни святой образ по молитвам, обращённым к нему с верою и смирением, несёт людям исцеление от недугов и дарование просимых благ.

Название Спасской башни Московского кремля и одноимённых ворот напрямую связаны с этой иконой. До 1917 года она находилась над воротами с их внутренней стороны. Это был список с чудотворный иконы, доставленной из Вятки в 1647 году. Позднее её поместили в Новоспасском монастыре.

В христианской традиции особое значение этого образа связано с тем, что он рассматривается как материальное доказательство истинности воплощения Спасителя в образе человека. В эпоху же иконоборчества это было важнейшим аргументом в пользу сторонников иконопочитания.

Великой для верующих является икона «Спас Нерукотворный» – один из самых первых православных изображений, где представлен лик Христа. Значимость этого образа приравнивается к распятию. Есть несколько списков, представленных известными авторами.

«Спас Нерукотворный» – история происхождения

Многие люди задавались вопросом, откуда взялось изображение лика Христа, если о нем ничего не сказано в Библии, а церковное придание сохранило минимум описаний внешности? История иконы «Спас Нерукотворный» указывает, что подробности о лике донес до людей римский историк Евсевий. Правитель города Эдесса Авгарь был серьезно болен, и он послал к Христу художника, чтобы тот написал его портрет. У него не получалось справиться с поставленной задачей, поскольку его ослепляло божественное сияние.

Тогда Иисус взял полотно (убрус) и отер им свое лицо. Здесь случилось чудо – на материю передался отпечаток лика. Изображение носит название «нерукотворной», поскольку оно было создано не руками человека. Вот так появилась икона именуемая «Спас Нерукотворный». Художник отвез ткань с ликом царю, который, взяв ее в руки, исцелился. С того времени изображение сотворило много чудес и продолжает это дело до сих пор.

Кто написал «Спас Нерукотворный»?

Первые списки иконы стали появляться сразу после установления христианства на Руси. Считается, что это были византийские и греческие копии. Икона «Спас Нерукотворный», автор которой был сам Спаситель, хранилась у царя Авгаря, и ее описание дошло к нам благодаря документам. Есть несколько важных деталей, на которые стоит обратить внимание, рассматривая портрет:

  1. Материя с отпечатком была натянута на деревянную основу и этот образ является единственным изображением Иисуса, как человеческой личности. На других иконах Христос представлен или с какой-то атрибутикой, или совершающим определенные действия.
  2. Образ «Спаса Нерукотворного» в обязательном порядке изучается в школе иконописцев. Кроме этого, они должны сделать список в качестве первой самостоятельной работы.
  3. Только на этой иконе Иисус представлен с нимбом замкнутого типа, что является символом гармонии и указывает на завершенность мира.
  4. Еще один важный нюанс иконы «Спас Нерукотворный» – лицо Спасителя изображено симметрично, вот только глаза немного скошены на бок, что делает образ более живым. Изображение симметрично не просто так, поскольку оно указывает на симметричность всего, что создано Богом.
  5. Лицо Спасителя не выражает ни боли, ни страданий. Смотря на образ можно увидеть , равновесие и свободу от каких-либо эмоций. Многие верующие считают его олицетворением «чистой красоты».
  6. На иконе представлен потрет, но на картинах изображают не только голову, но и плечи, а здесь они отсутствуют. Эту деталь трактуют по-разному, так считается, что голова указывает на главенство души над телом, а еще это служит напоминанием о том, что главным для церкви является Христос.
  7. В большинстве случаев лик изображается на фоне ткани с разными видами складок. Есть варианты, когда портрет представлен на фоне кирпичной стены. В некоторых традициях полотно держится на крыльях ангелов.

«Спас Нерукотворный» Андрей Рублев

Известный художник представил миру большое количество икон и важное значение для него имел образ Иисуса Христа. У автора есть свои легко узнаваемые черты, например, мягкие переходы света в тень, которые полностью противоположны контрастам. Икона «Спас Нерукотворный», автор которой Андрей Рублев, подчеркивает необыкновенную мягкость души Христа, для чего использовалась нежная теплая гамма. Из-за этого икону называют «светоносной». Образ, представленный художником, был противоположным византийским традициям.

«Спас Нерукотворный» Симон Ушаков

В 1658 году художник создал свое самое известное произведение – лик Иисуса «Спас Нерукотворный». Икона была написана для монастыря, расположенного в Сергиевом Посаде. Она имеет небольшие размеры – 53х42 см. Икона Симона Ушакова «Спас Нерукотворный» была нарисована на дереве с использованием темперы и автор применял для написания художественные приемы характерные для того времени. Образ выделяется полной прорисовкой черт лица и светотеневой передачей объема.

В чем помогает икона «Спас Нерукотворный»?

Великий образ Иисуса Христа может стать верным защитником людей, но для этого нужно установить с ним молитвенный диалог. Если интересует, от чего защищает икона «Спас Нерукотворный», тогда стоит знать, что она оберегает от многочисленных заболеваний и разного негатива, направленного на человека со стороны. Кроме этого, молиться перед образом стоит о спасении души, за близких людей и детей. Искренние обращения помогут улучшить благосостояние, и справиться с разными мирскими делами.

Молитва «Спасу Нерукотворному»

Обращаться к образу можно своими словами, главное, делать это от чистого сердца. Самая простая молитва, которая известна каждому верующему человеку – «Отче наш». Она была дана людям самим Иисусом во время его земной жизни. Есть и другая простая молитва «Спасу Нерукотворному», текст которой представлен ниже. Читайте ее каждый день в любое время, когда требует того сердце.


Акафист «Спасу Нерукотворному»

Хвалебный гимн или акафист, как и используется для того, чтобы обратиться к Высшим силам за помощью. Его можно читать самостоятельно в домашних условиях. Акафист «Спасу Нерукотворному», текст которого можно просто слушать, помогает избавиться от дурных мыслей, получить невидимую поддержку и поверить в себя. Учтите, что петь его необходимо стоя, за исключением особых случаев (когда есть проблемы со здоровьем).

Рассказывают, что случилось это во время земной жизни Спасителя. Правитель города Едессы князь Авгарь был тяжело болен. Услышав о бесчисленных исцелениях, которые совершил Иисус Христос, Авгарь захотел взглянуть на Спасителя. Он послал живописца, чтобы тот нарисовал лик Христа.

Однако художник не смог выполнить поручение. От лица Господа исходило такое сияние, что кисть мастера не могла передать Его Свет. Тогда Господь, умывшись, отер пречистый лик Свой полотенцем, и на нем чудесно отобразился Его Образ. Получив Образ, Авгарь исцелился от своей болезни.


Икона Спаса Нерукотворного на лицевой стороне мощевика - величайшая святыня христианского мира,
утрачена в 1204 году при разграблении Константинополя крестоносцами.
По Преданию, она чудесным образом запечатлелась на куске ткани, которым Господь вытер лицо после омовения. Иисус Христос отдал Свое изображение слуге едесского царя Авгаря, больного проказой. Образ исцелил царя и сделал христианином. Чудо исцеления Нерукотворным образом было первым, совершенным не Самим Господом, а Его изображением. Оно стало знамением святости изображений Церкви, чудотворности Ее икон.
По традиции, икона «Спас Нерукотворный» - первый из образов, который доверяют писать иконописцу, прошедшему ученичество.

Иногда этот образ, как и целый ряд других, именуют Спас Златовласый (Спас Златые Власы), так как волосы Христа расчерчены золотыми линиями. Нимб в виде креста и занимает почти все поле иконы. Взгляд Христа обращен влево. В верхних углах средника сохранилась надпись: IС ХС.

Чудотворный Нерукотворный образ Спасителя, находившийся в Новоспасском монастыре, составляя главную его святыню, являлся, вместе с тем, всероссийским церковным сокровищем, глубоко почитаемым православным русским народом.

На Западе предание о Спасе Нерукотворном получило распространение как сказания о Плате Святой Вероники. По одному из них, Вероника была ученицей Спасителя, однако она не могла все время сопровождать его, тогда решила заказать живописцу портрет Спасителя. Но по дороге к художнику она встретила Спасителя, который и запечатлел чудесным образом свой лик на ее плате. Плат Вероники был наделен силой исцеления. С его помощью был излечен Римский император Тиберий. Позже появляется другой вариант. Когда Христа вели на Голгофу, Вероника вытерла платом залитое потом и кровью лицо Иисуса, и оно отобразилось на материи. Этот момент включается в католический цикл Страстей Господних. Лик Христа в подобном изводе пишется в терновом венце и со стекающими каплями крови.

В православной церкви прославление Нерукотворного Образа Спасителя распространилось в X веке, после перенесения в 944 году плата с ликом Спаса из Едессы в Константинополь. В Древней Руси Спас Нерукотворный известен в храмовых росписях XII века Спасо-Мирожского собора 1156г. и Спаса на Нередице 1199г.

Во времена иконоборческой ереси защитники иконопочитания, проливая кровь за святые иконы, пели тропарь Нерукотворному Образу. В доказательство истинности иконопочитания папа Григорий II (715-731гг.) прислал письмо к восточному императору, в котором указывал на исцеление царя Авгаря и пребывание Нерукотворного Образа в Едессе как на общеизвестный факт. Нерукотворный Образ помещался на знаменах русских войск, ограждая их от врагов. В Русской Православной Церкви есть благочестивый обычай при входе верующего в храм читать вместе с другими молитвами тропарь Нерукотворному Образу Спасителя.

По Прологам известны четыре Нерукотворных Образа Спасителя:

1) В Едессе, царя Авгаря - 16 августа.

2) Камулианский; обретение его описал святитель Григорий Нисский (память 10 января). По сказанию преподобного Никодима Святогорца (1809; память 1 июля), Камулианский образ явился в 392 году, но он имел в виду образ Матери Божией - 9 августа.

3) При императоре Тиверии (578-582), от которого получила исцеление святая Мария синклитикия (память 11 августа).

4) На керамии - 16 августа.

Празднество в честь перенесения Нерукотворного Образа, совершаемое в попразднство Успения, называют третьим Спасом, «Спасом на холсте». Особое почитание этого праздника в Русской Православной Церкви выразилось и в иконописании. Икона Нерукотворного Образа одна из наиболее распространенных.

Чудеса святой иконы Спасителя.

Первое чудо, положившее начало всероссийского прославления святой иконы Спасителя, было явлено от нее 12 июля 1645 года в городе Хлынове (Вятке) в церкви Всемилостивого Спаса. Исторические церковные документы удостоверяют, что житель города Петр Палкин, страдавший в течение трех лет полной слепотой, после молитвы перед иконой Спасителя получил исцеление и прозрел. После этого дивные чудеса от образа стали совершаться один за другим, и слава о чудотворном образе быстро распространилась во всей Русской Земле. Услышав о необыкновенных чудесах от иконы, царствовавший тогда благочестивый государь Алесей Михайлович по совету архимандрита Никона, впоследствии Патриарха, бывшего настоятелем Новоспасского монастыря, решил перенести икону в первопрестольную Москву. Во исполнение царской воли, с благословения Патриарха Иосифа, за святой иконой в город Хлынов было отправлено посольство во главе с игуменом Московского Богоявленского монастыря Пафнутием.

14 января 1647 года буквально вся Москва вышла навстречу Нерукотворному образу Спасителя. Встреча происходила у Яузских ворот. Как только икона стала видима народу, раздался звон во всех московских церквах, все опустились на колени, начался благодарственный молебен. По окончании молебна чудотворный образ был перенесен в Кремль и поставлен в Успенском соборе. Ворота в Кремль, через которые был внесен образ, называвшиеся до того времени Фроловскими, приказано было впредь именовать Спасскими. Кроме того, последовал царский указ о том, чтобы все при проходе и проезде через ворота снимали шапки.

В Успенском соборе Кремля образ находился до тех пор, пока не было завершено переустройство Спасо-Преображенского собора в Новоспасском монастыре. Как только был назначен день освящения собора, 19 сентября 1647 года, икона была торжественно перенесена в монастырь крестным ходом.

В 1670 году образ Спасителя был дан в помощь князю Юрию, отправлявшемуся на Дон для усмирения бунта Степана Разина. Бунт был подавлен, и по царскому повелению образ был украшен позлащенной ризой, усыпанной бриллиантами, яхонтами и крупным жемчугом.

13 августа 1834 года в Москве произошел страшный пожар. По просьбе жителей из Новоспасского монастыря был принесен чудотворный образ Спасителя, который стали носить вокруг пожарища. На глазах у всех огонь как бы невидимой силой удерживался от распространения за черту, где проносили икону. Вскоре ветер утих и пожар прекратился. С тех пор образ стали выносить для служения молебнов на дому. Во время холеры, свирепствовавшей в Москве в 1848 году, многие больные получали от иконы чудесную помощь.

В 1839 году икона была украшена серебряной вызолоченной ризой с драгоценными камнями взамен похищенной французами в 1812 году. В летнее время образ находился в Спасо-Преображенском соборе, а зимой переносился в Покровский храм. В Никольском и Екатерининском храмах монастыря имелись точные копии с чудотворного образа.

Вплоть до 1917 года икона находилась в монастыре. В настоящее время местонахождение этого святого образа неизвестно. В Новоспасском монастыре находится сохранившийся список с чудотворного образа. Он пребывает в местном ряду иконостаса Спасо-Преображенского собора - там, где прежде помещалась сама чудотворная икона.

«Спаситель оставил нам по Себе святый Свой образ, чтобы мы, взирая на него, беспрестанно вспоминали о его воплощении, страданиях, живоносной смерти и искуплении рода человеческого» - сказано было на VI Вселенском Соборе.

Иконография образа Спаса Нерукотворного.

Спас Нерукотворный - это особый тип изображения Христа, представляющий Его лик на убрусе (плате) или чрепии (черепице). Согласно православному иконографическому канону, Спас Нерукотворный пишется в виде человека средних лет, словами иконописного подлинника: «в образе мужа совершенна», что соответствует пятой седмице (от 28 до 35 лет) древнерусского исчисления человеческой жизни. На иконе «Спас Нерукотворный» изображен только Божественный лик Спасителя. Причем это изображение может быть различным. Лик Господа либо просто вписан в нимб, либо изображается на убрусе, а иногда убрус держат Ангелы.

Все эти иконы пишутся с «подлинного оригинала». Христос изображается с длинными темными волосами, разделенными прямым пробором, и с короткой бородой. Вообще говоря, и волосы Христа и бороду принято писать волнистыми, но на русских иконах иногда встречаются изображения с прямыми, будто мокрыми волосами.

Иконы «Спас Нерукотворный» принято разделять на основные типы: «Спас на убрусе» или просто «Убрус», где лик Христа помещен на изображении плата (убруса) светлого оттенка и «Спас на чрепии» или просто «Чрепие», «Керамида». По преданию, образ Христа проступил на черепице или кирпичах, скрывавших нишу с иконой Нерукотворного Спаса. Изредка на этом типе икон фоном служит изображение кирпичной или черепичной кладки, чаще же фон дан просто более темным цветом по сравнению с Убрусом.

Христианская традиция рассматривает Нерукотворный образ Христа как одно из доказательств истинности воплощения второго лица Троицы в человеческом образе, а в более узком смысле - как важнейшее свидетельство в пользу иконопочитания.

Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем вси Пречистаго Лика Твоего преславное изображение.

Значение образа Спасителя

Более 1000 лет назад, в 988 году, Русь, приняв Крещение, впервые увидела лик Христа. К этому времени в Византии – ее духовной наставнице – уже в течение нескольких веков существовала обширная иконография православного искусства, уходящая корнями в первые века христианства. Эту иконографию унаследовала Русь, приняв ее как неиссякаемый источник идей и образов. Образы Спаса Нерукотворного появляются в Древней Руси с XII века, вначале в росписях церквей (Спасо-Мирожского собора (1156 г.) и Спаса на Нередице (1199 г.)), позднее как самостоятельные изображения.

С течением времени русские мастера вносили свой вклад в развитие иконописи. В их работах XIII – XV веков образ Христа утрачивает суровую одухотворенность византийских прототипов, в нем проступают черты добросердечия, милостивого участия и благоволения к человеку. Примером этому является древнейшая русская икона ярославских мастеров Спас Нерукотворный XIII века из Успенского собора Московского Кремля, которая в настоящий момент хранится в Государственной Третьяковской галерее. Лик Иисуса Христа на иконах русских мастеров лишен суровости и напряжения. В нем – доброжелательный призыв к человеку, духовная требовательность и поддержка одновременно.

Икона Иисуса Христа Спас Нерукотворный иконописца Юрия Кузнецова поддерживает традиции древнерусских мастеров. От иконы исходит ободряющее доверие, родственная человеку духовная сила, позволяющая ему почувствовать свою причастность к божественному совершенству. К ней хочется отнести слова Н.С. Лескова: «Типическое русское изображение Господа: взгляд прям и прост… в лике есть выражение, но нет страстей» (Лесков Н.С. На краю света. Соч. в 3 т. М., 1973. С. 221).

Образ Христа сразу занял центральное место в искусстве Древней Руси. На Руси образ Христа изначально был синонимом Спасения, Благодати и Истины, высшим источником помощи и утешения человеку в его земных страданиях. Система ценностей древнерусской культуры, объединяющий ее религиозный смысл, образ мира, человеческий идеал, представления о добре и красоте неразрывно связаны с образом Спасителя Иисуса Христа. Образ Христа освещал весь жизненный путь человека Древней Руси от рождения и до последнего вздоха. В образе Христа он видел главный смысл и оправдание своей жизни, воплощая свой Символ веры в образах высоких и ясных, как слова молитвы.

С образом Спаса Нерукотворного связывали надежды на помощь и защиту от врагов. Его помещали над воротами городов и крепостей, на воинских знамениях. Нерукотворный образ Христа служил защитой русским войскам. Так, войска Дмитрия Донского бились на поле Куликовом под княжеским стягом с изображением Святого лика. Такой же стяг был и у Ивана Грозного, когда он брал в 1552 году город Казань.

К Спасителю Иисусу Христу перед его Нерукотворным образом обращаются с молитвами об исцелении от смертельных болезней и о придании большей жизненной силы.

Значение Нерукотворного образа

В раннехристианский (доиконоборческий) период было широко распространено символическое изображение Иисуса Христа. Как известно, Евангелия не содержат каких-либо сведений об облике Христа. В живописи катакомб и усыпальниц, рельефах саркофагов, мозаиках храмов Христос предстает в ветхозаветных формах и образах: Доброго Пастыря, Орфея или Отрока Эммануила (Ис. 7, 14). Большое значение для формирования «исторического» образа Христа имеет Его Нерукотворный образ. Возможно, Нерукотворный образ, известный уже с IV века, с перенесением его в 994 году в Константинополь, стал «непреложным образцом для иконописи», как полагал Н.П. Кондаков (Кондаков Н.П. Иконография Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа, СПб., 1905. С. 14).

Молчание евангелистов о внешности Иисуса Христа можно объяснить их заботой о духовном перерождении человечества, направлением взгляда от жизни земной к жизни небесной, от материальной к духовной. Таким образом, умалчивая об исторических чертах лика Спасителя, они обращают наше внимание на познание личности Спасителя. «Изображая Спасителя, мы не изображаем ни Его божественную, ни Его человеческую природу, а Его личность, в которой обе эти природы непостижимо сочетаются», – говорит Леонид Успенский, выдающийся русский иконописец, богослов (Успенский Л.А. Смысл и язык икон // Журнал Московской Патриархии. 1955. № 6. С. 63).

В евангельский рассказ также не вошло повествование о Нерукотворном образе Христа, это можно объяснить словами святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова: «Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг» (Ин. 21:25).

В период иконоборчества Нерукотворный образ Христа приводился как важнейшее свидетельство в пользу иконопочитания (Седьмой Вселенский собор (787 г.)).

Нерукотворный образ Спасителя Иисуса Христа по христианской традиции является одним из доказательств истинности воплощения в человеческом образе второго лица Троицы. Возможность запечатлеть изображение Бога, по учению Православной Церкви, связана с Боговоплощением, то есть рождением Иисуса Христа, Бога Сына, или, как обычно называют Его верующие, Спасителя, Спаса. До Его рождения появление икон было нереальным - Бог Отец невидим и непостижим, следовательно, и неизобразим.

Таким образом, первым иконописцем стал сам Бог, Его Сын – «образ ипостаси Его» (Евр. 1.3). Бог обрел человеческое лицо, Слово стало плотью ради спасения человека.

Как был явлен Нерукотворный образ

Икона Спас Нерукотворный известна в двух вариантах – «Спас на убрусе» (плате), где лик Христа помещен на изображении плата светлого тона и «Спас на Чрепии» (глиняной доске или черепице), как правило, на более темном фоне (по сравнению с «Убрусом»).

Распространены два варианта предания о происхождении иконы Спас Нерукотворный. Мы приведем восточную версию предания о Нерукотворном образе Иисуса Христа по книге духовного писателя, церковного историка Леонида Денисова «История подлинного Нерукотворного образа Спасителя на основании свидетельства византийских писателей» (М., 1894. С. 3–37).

В годы земной жизни Иисуса Христа в Осроене (столицей этого миниатюрного царства был город Эдесса) царствовал Авгарь V Черный. Семь лет невыносимо страдал он от «черной проказы», самой тяжелой и неизлечимой формы этой болезни. Слух о появлении в Иерусалиме необыкновенного человека, совершающего чудеса, распространился далеко за пределы Палестины, и скоро дошел до Авгаря. Вельможи Эдесского царя, побывавшие в Иерусалиме, передали Авгарю свое восторженное впечатление о поразительных чудесах Спасителя. Авгарь уверовал в Иисуса Христа как в Сына Божия и послал к нему живописца Ананию с письмом, в котором умолял Христа прийти исцелить его от болезни.

Долго и безуспешно ходил Анания в Иерусалиме за Спасителем. Массы народа, окружавшие Господа, мешали Анании исполнить поручение Авгаря. Однажды, утомившись ожиданием, и, быть может, отчаявшись в том, что ему удастся выполнить поручение своего государя, Анания встал на уступ скалы и, наблюдая за Спасителем издали, пытался срисовать его. Но, несмотря на все свои старания, никак не мог изобразить лика Христова, потому что выражение его беспрерывно менялось божественной и непостижимой силою.

Наконец, Милосердный Господь повелел апостолу Фоме привести к нему Ананию. Тот еще не успел ничего сказать, как Спаситель назвал его по имени, спросив написанное Ему письмо Авгаря. Желая вознаградить Авгаря за веру и любовь к Себе и исполняя пламенное желание его, Спаситель велел принести воды и, омывши пресвятое лице Свое, отерся поданным ему убрусом, то есть четвероконечным платком. Вода чудесно превратилась в краски, и на убрусе нерукотворно отпечатлелось изображение божественного лика Спасителя.

Получив убрус и послание, Анания возвратился в Эдессу. Авгарь повергся ниц перед образом и, с верою и любовию приложившись к нему, получил, по слову Спасителя, мгновенное облегчение в болезни, а после своего крещения, как и предсказывал Спаситель, полное исцеление.

Авгарь, почитая убрус с нерукотворным изображением лица Спасителя, свергнул с городских ворот статую языческого божества, намереваясь поместить там Нерукотворный образ на благословение и охранение города. В каменной стене над воротами была устроена глубокая ниша, и святой образ был установлен в нее. Вокруг образа шла золотая надпись: «Христе Боже! Никто из надеющихся на Тебя не погибнет».

Около ста лет Нерукотворный образ защищал жителей Эдессы, пока один из потомков Авгаря, отрекшись от Христа, не захотел снять его с ворот. Но таинственно извещенный Богом в видении епископ Эдесский пришел ночью к городским воротам, по лестнице достиг ниши, поставил перед образом зажженную лампаду, заложил его керамидой (глиняной доской) и сравнял края ниши со стеной, как было ему поведано в видении.

Прошло четыре с лишним столетия…

Место, где находился Нерукотворный образ, никому уже не было известно. В 545 году Юстиан Великий, под властью которого находилась тогда Эдесса, воевал с царем персидским, Хозроем I. Эдесса постоянно переходила из рук в руки: от греков к персам и обратно. Хозрой начал возводить деревянную стену около городской стены Эдессы, чтобы потом засыпать пространство между ними и таким образом создать насыпь выше городских стен, чтобы можно было сверху бросать стрелы на защитников города. Хозрой привел свой план в исполнение, жители Эдессы решились провести к насыпи подземный ход, чтобы там развести огонь и сжечь бревна, удерживающие насыпь. Огонь был разведен, но не имел выхода, где бы, выбравшись на воздух, мог охватить бревна.

Растерявшись и отчаявшись, жители прибегли к молитве Богу, в эту же ночь епископу Эдесскому, Евлалию, было видение, в котором ему дали указание на место, где, невидимо для всех, пребывал Нерукотворный образ Христа. Разобрав кирпичи и отняв керамиду, Евлалий обрел пресвятой образ Христа целым и невредимым. Лампада, зажженная 400 лет назад, продолжала гореть. Епископ взглянул на керамиду, и новое чудо поразило его: на ней нерукотворно изобразилось такое же подобие лица Спасителя, как на убрусе.

Жители Эдессы, прославляя Господа, принесли нерукотворную икону в подкоп, окропили ее водой, несколько капель этой воды попали на огонь, пламень тут же охватил дрова и перешел на бревна возведенной Хозроем стены. Епископ вынес образ на городскую стену и совершил литию (моление вне храма), держа образ по направлению персидского лагеря. Внезапно войска персов, охваченные паническим страхом, бежали.

Несмотря на то что Эдесса была в 610 году взята персами, а позднее мусульманами, Нерукотворный образ все время пребывал у эдесских христиан. С восстановлением иконопочитания в 787 году Нерукотворный образ стал предметом особого благоговейного почитания. Византийские императоры мечтали приобрести этот образ, но им не удавалось привести свою мечту в исполнение до второй половины X века.

Роман I Лекапен (919–944), полный пламенной любви к Спасителю, пожелал во что бы то ни стало принести в столицу монархии нерукотворное изображение Его лика. Император отправил послов с изложением своего требования к эмиру, так как Персия в это время была покорена мусульманами. Мусульмане того времени всячески притесняли порабощенные страны, но зачастую дозволяли коренному населению мирно исповедовать свою религию. Эмир, из внимания к петиции эдесских христиан, грозивших возмущением, ответил отказом на требования византийского императора. Разгневанный отказом, Роман объявил войну халифату, войска вступили на арабскую территорию и опустошили окрестности Эдессы. Страшась разорения, эдесские христиане от своего имени отправили императору послание с просьбой прекратить войну. Император согласился остановить военные действия при условии, что ему будет отдан образ Христов.

С дозволения Багдатского халифа эмир согласился на условия, предложенные императором. Толпы народа окружали и замыкали шествие при перенесении Нерукотворного образа из города до берега Ефрата, где процессию ожидали галеры для переправы через реку. Христиане начали роптать, отказываясь отдать святой образ, если на то не будет знамения от Бога. И знамение было им дано. Внезапно галера, на которую уже внесли Нерукотворный образ, без всякого действия поплыла и пристала к противоположному берегу.

Притихшие эдессяне вернулись в город, а шествие с образом двинулось далее сухим путем. На всем протяжении пути в Константинополь беспрерывно совершались чудеса исцеления. В Константинополе ликующий народ стекался отовсюду, чтобы поклониться великой святыне. Монахи и святители, сопровождающие Нерукотворный образ, с пышной церемонией объехали по морю всю столицу и установили святой образ в Фаросском храме.

Ровно 260 лет сохранялся Нерукотворный образ в Царьграде (Константинополе). В 1204 году крестоносцы обратили свое оружие против греков и завладели Константинополем. Вместе со множеством золота, драгоценностей и священных предметов ими был захвачен и переправлен на корабль и Нерукотворный образ. Но, по неисповедимым судьбам Господним, Нерукотворный образ не остался в их руках. Когда они плыли по Мраморному морю, вдруг поднялась страшная буря, и корабль быстро пошел ко дну. Величайшая христианская святыня исчезла. Этим, по словам предания, заканчивается история подлинного Нерукотворного образа Спасителя.

На Западе предание о Спасе Нерукотворном получило распространение как сказания о Плате святой Вероники. По одному из них, Вероника была ученицей Спасителя, однако она не могла все время сопровождать его, тогда решила заказать живописцу портрет Спасителя. Но по дороге к художнику она встретила Спасителя, который и запечатлел чудесным образом свой лик на ее плате. Плат Вероники был наделен силой исцеления. С его помощью был излечен римский император Тиберий. Позже появляется другой вариант. Когда Христа вели на Голгофу, Вероника вытерла платом залитое потом и кровью лицо Иисуса, и оно отобразилось на материи. Этот момент включается в католический цикл Страстей Господних. Лик Христа в подобном варианте пишется в терновом венце.

Какие иконы наиболее известны

Древнейшая (из сохранившихся) икона Спаса Нерукотворного относится ко второй половине XII века и в настоящий момент находится в Государственной Третьяковской галерее. Эта икона, написанная новгородским мастером, была установлена в Успенском соборе Московского Кремля. Новгородская икона Спас Нерукотворный настолько соответствует византийским канонам, что вполне могла быть написана человеком, видевшим заветный убрус, или же под его руководством.

Церковным историком Л. Денисовым упоминается одна из древнейших икон Спаса Нерукотворного (XIV века). Икона была привезена в Москву святым митрополитом Алексием из Константинополя и с 1360 года стояла в иконостасе соборной церкви Спасо-Андроникова монастыря. В 1354 году Киевский митрополит Алексий по пути в Константинополь попал в шторм. Святитель дал обет построить в Москве собор в честь того святого или праздника, в день которого он благополучно достигнет берега. День пришелся на празднование Спасу Нерукотворному, в честь него митрополит и возвел монастырь. Посещая повторно Константинополь в 1356 году, Алексий привез с собой икону Спаса Нерукотворного.

Летописи и монастырские описи на протяжении веков отмечали присутствие в обители константинопольской иконы. В 1812 году ее эвакуировали из Москвы и затем благополучно вернули. По сообщению «Независимой газеты» от 15.06.2000 года «… в 1918 году эта икона пропала из Андроникова монастыря и была обнаружена в одном из московских хранилищ только в 1999 году. Живопись этой иконы неоднократно переписывалась, но всегда по старому рисунку. Небольшой размер и редкая иконография ставят ее в ряд немногих точных повторений константинопольской реликвии». Дальнейшую судьбу этой иконы нам не удалось отследить.

Широко известен Нерукотворный образ Христа Спасителя, поставленный неизвестно кем и неизвестно когда в городе Вятке на паперти Вознесенского собора. Образ прославился многочисленными исцелениями, свершавшимися перед ним. Первое чудо случилось в 1645 году (об этом свидетельствует рукопись, хранящаяся в московском Новоспасском монастыре) – произошло исцеление одного из жителей города. Петр Палкин, будучи уже три года слепым, после усердной молитвы перед Нерукотворным образом, прозрел. Весть об этом широко распространилась, и многие стали приходить к образу с молитвами и прошениями об исцелении. Эту икону перевез в Москву царствующий тогда государь Алексей Михайлович. 14 января 1647 года чудотворный образ был перенесен в Кремль и поставлен в Успенском соборе. Ворота в Кремль, через которые был внесен образ, называвшиеся до этого времени Фроловскими, стали именовать Спасскими.

В Успенском соборе Кремля образ находился до тех пор, пока не было завершено переустройство Спасо-Преображенского собора в Новоспасском монастыре, 19 сентября 1647 года икона была торжественно перенесена в монастырь крестным ходом. Нерукотворный образ снискал большую любовь и почитание у жителей столицы, к помощи иконы прибегали в случаях пожаров и эпидемий. В 1670 году образ Спасителя был дан в помощь князю Юрию, отправлявшемуся на Дон для усмирения бунта Степана Разина. Вплоть до 1917 года икона находилась в монастыре. В настоящее время местонахождение святого образа неизвестно.

В Новоспасском монастыре находится сохранившийся список с чудотворного образа. Он установлен в местном ряду иконостаса Спасо-Преображенского собора – там, где прежде помещалась сама чудотворная икона.

Еще один чудотворный образ Спаса Нерукотворного находится в Спасо-Преображенском соборе Санкт-Петербурга. Икона была написана для царя Алексея Михайловича знаменитым иконописцем Симоном Ушаковым. Она была передана царицей своему сыну – Петру I. Он всегда брал с собой икону в военные походы, с ней он был и при закладке Петербурга. Эта икона не раз сохраняла жизнь царю.

Список этой чудотворной иконы возил с собой император Александр III. Во время крушения царского поезда на Курско-Харьково-Азовской железной дороге 17 октября 1888 года он вышел из разрушенного вагона вместе со всей семьей невредимым. Целой сохранилась и икона Спаса Нерукотворного, даже стекло в киоте осталось целым.

Значение иконы и чудеса от нее

Почитание образа началось на Руси еще в XI – XII веках и получило распространение с XIV века, когда московский митрополит Алексий привез из Константинополя список Нерукотворного образа. В государстве стали строиться церкви и храмы в честь него. Икона «Спас Ярое око», также восходящая по типу к изначальному Нерукотворному образу, была на хоругвях Дмитрия Донского, ученика митрополита Алексия, в битве на Куликовом поле с Мамаем. Она располагалась над входом новых храмов и церквей, независимо от того, были они возведены в честь Господа или других святых имен и событий, как главная их оберегающая защита.

Дальнейшая история всероссийского прославления и перенесения чудотворной иконы в Москву начинается в XVII веке. Двенадцатого июля 1645 года в городе Хлынове, ныне это город Вятка, случилось чудо прозрения жителя города Петра Палкина, который обрел способность видеть после молитвы перед иконой Спасителя в церкви Всемилостивого Спаса. До этого он был три года слеп. После этого события, зафиксированного в церковных документах, чудеса исцеления начали совершаться чаще и чаще, известность иконы расширилась до пределов столицы, куда она и была перенесена в XVII веке: см. раздел «В каких храмах находится икона».

В Хлынов (Вятку) за чудотворным образом направилось посольство, главой которого назначен был игумен Московского Богоявленского монастыря Пафнутий.

В день 14 января 1647 года к Яузским воротам столицы навстречу Нерукотворному образу Спасителя вышли чуть ли не все горожане. Как только собравшиеся увидели икону, все опустились на колени на стылую зимнюю мостовую, а со всех московских колоколен раздался праздничный перезвон к началу благодарственного молебна. Когда молебен был окончен, чудотворная икона была внесена в Московский Кремль и помещена в Успенском соборе. Вносили икону через Фроловские ворота, которые теперь называются Спасскими, как и Спасская башня, что высится над ними, – теперь многие, приходя на Красную площадь Кремля, знают происхождение названия этого священного для каждого русского человека места. В то время за перенесением образа последовал царский указ о том, чтобы каждый из людей мужского пола, кто проходит или проезжает через Спасские ворота, снимал шапку.

Спасо-Преображенский собор Новоспасского монастыря тогда находился в стадии переустройства, после его завершения, 19 сентября того же года крестным ходом образ был торжественно перенесен на то место, где теперь находится список с него.

История образа изобилует многими свидетельствами об активном участии Господа в судьбах России. В 1670 году икона была дана князю Юрию для помощи в подавлении бунта Степана Разина на Дону. После прекращения Смуты спасительный образ был помещен в позолоченный оклад, богато украшенный алмазами, изумрудами и жемчугами.

В середине августа 1834 года в Москве случился сильнейший пожар, который распространялся с невероятной скоростью. По просьбе москвичей икону вынесли из обители и стали с ней против полыхающего места, и все видели, как огонь не мог перейти черту, по которой несли чудотворный образ, будто спотыкаясь о незримую стену. Ветер скоро утих, и пожар свернулся. Тогда образ Спаса Нерукотворного стали выносить для совершения молебнов на дому, а когда в 1848 году в Москве вспыхнула эпидемия холеры, многие получили от иконы исцеление.

В 1812 году, когда в Москву вошли войска Наполеона, французы, которые мародерствовали в опустевшей столице, сорвали с чудесного образа ризу XVII века. В 1830 году он снова был заключен в серебряный оклад с позолотой, украшен драгоценными камнями. Летом икона находилась в Спасо-Преображенском соборе, а зимой ее переносили в Покровский храм. Также точные копии с чудотворного образа были и в Никольском, и Екатерининском храмах обители.

Спас Нерукотворный, по мнению некоторых историков Русской Православной Церкви, стал главной частью христианской традиции наряду с Распятием. Он включен в верхний ряд домашнего иконостаса, его вместе с образом Богородицы как венчальную пару выносили для благословения молодых на счастливую и устроенную совместную жизнь. На праздник 6/19 августа Преображения Господня, благословляя снятый урожай, праздновали Спас яблочный, в первый день Успенского поста 14/29 августа праздновали Спас медовый – считалось, что в этот день пчелы уже не берут взяток с цветов.

После революции 1917 года некоторое время икона находилась в монастыре, но теперь Нерукотворный образ Спаса утрачен, а в Новоспасском монастыре сохранился список с той, ранней иконы. Но образ этот любим и почитаем по сей день, и, как было сказано на VI Вселенском соборе: «Спаситель оставил нам по Себе святый Свой образ, чтобы мы, взирая на него, беспрестанно вспоминали о его воплощении, страданиях, живоносной смерти и искуплении рода человеческого».

Справка: Описание Туринской Плащаницы

После ада раскаленных московских улиц, окутанных клубами ядовитых выхлопных газов, здесь действительно чувствуешь себя как в филиале рая на земле. Тихо, спокойно. Даже дышится легче, вольготнее, хотя за невысокой стеной гудит и шумит забитая автомобилями улица. Для страждущей души этот дворик с Божиим храмом в центре – словно овеществленный образ Небесного Иерусалима, который Ангел Божий в духе когда-то показал на острове Патмос. Город тот имел славу Божию, и в нем был «Агнец как бы закланный», Которому все поют новую песнь, говоря: достоин Агнец закланный принять честь и славу и благословение, ибо Он «был заклан и кровию Своею искупил нас Богу…»

Об Агнце, как апостол называет Иисуса Христа, разговор зашел не случайно. Если не полениться, зайти в монастырский храм и спуститься в крипту (подвальное помещение), то попадешь в рукотворную двухкамерную «пещеру». В первой ярко освещенной части вас встретит обычный, хотя и высокий, иконный образ ангела в полный рост и икона Воскресения Христова. Но вступив в узкий входной проем, ведущий вглубь «пещеры», вы увидите нечто необычное.

В полумраке за висящими широким полукружием горящими лампадами вашему взору откроется длинное, почти во всю стену, едва угадываемое изображение человека в багрово-коричневатых тонах с двумя продольными полосами бурых подпалин. Вглядевшись в него, вы с удивлением воскликните: «Да это же Туринская Плащаница!» – и будете правы. Более того, пройдя внутрь и обернувшись на противоположную стену, вы увидите тот же образ, но четкий, яркий, хотя и черно-белый, развернутый по вертикали, и обнаружите на нем то знаменитое изображение лежащего со скрещенными руками человека с ясными благородными чертами лица, которое в 1898 году увидел на своей фотопластине итальянский адвокат и любитель-фотограф Секондо Пиа. Именно он первый в мире сфотографировал погребальную Плащаницу Христа, которую в тот год экспонировали на выставке сакрального искусства в Турине, где Плащаница была представлена в качестве «плохо сохранившегося полотна древних христианских художников» (так было указано в каталоге). Именно он обнаружил, что странный отпечаток на полотне – негативное изображение, а на своей фотопластине он первый из людей увидел его позитив. Подтеки крови, выглядевшие белыми (и потому плохо различимые на Плащанице) на фотопластине стали темными. С. Пиа различил раны на голове, руках, спине, груди и ногах, которые ясно говорили о мучениях, перенесенных человеком, отпечатленном на полотне. Однако кто мог сделать фотографию на ткани, если и не в I веке, то хотя бы в XIV-м, когда о Плащанице стало известно по достоверным историческим документам? Тогда-то, в 1898 году, и разгорелись первые научные и иные страсти по Плащанице, которые не утихают до сих пор. Сначала медики, а потом и представители других научных дисциплин подключились к изучению древнего полотна.

В 1997 году точную копию Туринской Плащаницы (всего таких копий в мире пять) известный американский ученый и синдолог Джон Джексон передал в Российский центр по изучению Плащаницы, в котором трудятся искусствоведы, биохимики, физики, математики и другие ученые. 7 октября 1997 года в московском Сретенском монастыре освятил изображение Плащаницы как Нерукотворный образ Спасителя.

«Так давно уже доказано, что это средневековая подделка! – возразит осведомленный читатель. – Еще в 1988 году радиоуглеродный анализ показал, что возраст ткани Плащаницы не старше XIII века».

Рэй Роджерс: «Наши исследования были неточными, и результаты радиоуглеродного анализа можно считать ложными».

Не спешите. Во-первых, сразу же после объявления результатов и позже выдвигались веские научные аргументы в пользу того, что результаты анализа ошибочны; во-вторых, эта датировка противоречит всем остальным экспертным оценкам и историческим сведениям (о чем мы скажем ниже); в-третьих, в 2004 году химик Рэй Роджерс, участник самого масштабного проекта по исследованию Туринской Плащаницы в 1978 году, опубликовал научную статью с опровержением датировки, сделанной радиоуглеродным методом. В 2005 он дал видеоинтервью каналу «Discovery», в котором сказал: «Надо признать, что мы не учитывали, что современная Туринская Плащаница состоит из разных материалов, относящихся к разным эпохам. Наши исследования были неточными, и результаты радиоуглеродного анализа можно считать ложными».

Туринской Плащанице посвящена обширная научная литература в сотни наименований. Ученых, занимающихся ее изучением, называют «синдологами» (от синдон – плащаница). За всю историю этих исследований (а им уже более 100 лет) заявления о том, что «вновь открытые данные» свидетельствует о ее поддельности, делались неоднократно, но с той же регулярностью и опровергались. А потому до сих пор мир делится на тех, кто твердо убежден, что Туринская Плащаница представляет собой подлинные погребальные пелены Иисуса Христа; тех, кто уверен, что это всего лишь средневековая подделка, и тех, кто не знает, куда им примкнуть. Вот для них-то в основном и будет наш рассказ.

Начнем с начала, то есть с истории Плащаницы. Наиболее разработанную гипотезу ее исторического пути от погребальной пещеры Христа близ Голгофы до Турина изложил известный ученый-синдолог Ян Вильсон (Wilson Ian. The Turin Shroud. London: Penguin Books Ltd., 1979). Критический анализ различных версий, связанных с историей Плащаницы, сделал в своей книге отечественный историк, профессор кафедры Всеобщей истории и кафедры Систематического богословия и патрологии ПСТГУ Борис Алексеевич Филиппов (Филиппов Б.А. Свидетельница Воскресения. Екатеринбург, 2004). В своем изложении мы будем в основном опираться на эту работу, дополнив ее рассказ другими сведениями и версиями событий.

Сопоставляя исторические данные об изображениях Иисуса, пользующихся славой нерукотворных (Плащаница, Сударион, Мандилион), Ян Вильсон пришел к выводу, что во всех случаях речь шла об одной и той же ткани. Объяснить это можно тем, что на протяжении целых исторических эпох внешний вид демонстрируемого изображения трансформировался: ткань по-разному складывали, показывали в сложенном или развернутом виде и т.п. Теперь пришло время рассказать обо всем по порядку и обстоятельно.

1. Погребальные пелены Иисуса Христа в Новом Завете

Все четыре евангелиста сообщают нам о плащанице, в которую при погребении был завернут Иисус Христос. Так, пишет: «Когда же настал вечер, пришел богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса; он, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело. И, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею (σινδόνι) и положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился» (Мф. 27: 57–60. См. также: Мк. 15: 43–46; Лк. 23: 50–53; Ин. 19: 38–40).

В своем повествовании евангелисты использовали два термина: плащаница (σινδόν, синдон) (см.: Мф. 27: 59; Мк. 15: 46; Лк. 23: 53) и пелены (ỏθόνια, от ỏθόνιον – «отонион») (см.: Лк. 24: 12; Ин. 19: 40, 20: 5–7). Иоанн добавляет, что когда после воскресения Христа апостолы вошли в погребальную пещеру, то увидели там «пелены (ỏθόνια) лежащие и плат (σουδάριον – сударион; ц.-сл.: судáрь), который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте» (Ин. 20: 6–7).

В евангельском эпизоде воскрешения Лазаря употребляется еще один термин: «кейриа» (κειρία) – погребальные пелены («И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами (κειρίαις – ц.сл.: «укроем»), и лице его обвязано было платком (σουδαρίω, сударионом). Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет» – Ин. 11: 44).

Отметим, что «кейриа» обвивали руки, ноги и, очевидно, тело умершего длинной лентой, как это и показано на иконах Воскрешения Лазаря. Неслучайно Спаситель просит «развязать» Лазаря, а не снять с него полотно. Напротив, плащаница – это кусок льняной ткани, который может служить покрывалом. Именно в этом значении термин «синдон» употребил евангелист Марк, говоря об одежде живого человека: «Один юноша, завернувшись по нагому телу в покрывало (σινδόνα, синдон), следовал за Ним; и воины схватили его» (Мк. 14: 51).

По свидетельству специалистов, взаимозамена терминов синдон и отонион закономерна, так как оба они в древности употреблялись на Востоке для обозначения тонкого льняного полотна. О Сударионе Господа будет еще подробно сказано в своем месте.

2. Ранние известия о Плащанице

У Золотых ворот города святыню встречали император Роман, его семья, духовенство и массы верующих. Как сообщает Псевдо-Симеон Магистр (X в.) в своей «Хронике», той же ночью во Влахернском храме члены императорской семьи «собрались, чтобы разглядеть на святом полотенце Сына Божиего … Сыновья императора сказали, что они увидели только то, что это лицо. Но зять императора Константин сказал, что он видит глаза и уши». Это не удивительно, потому что изображение на известной нам Плащанице видно только с расстояния 2–9 метров.

Утром 16 (29) августа ковчег с Нерукотворным образом торжественно пронесли через весь город в храм Святой Софии, а оттуда в большой зал для аудиенций императорского дворца и возложили на трон.

В Национальной библиотеке Мадрида А. Дюбарль обнаружил Кодекс Иоанна Скилицы, византийского историка, жившего при императоре Алексее I Комнине (1081–1118). В Кодексе описываются торжества по случаю встречи Нерукотворного образа, а на миниатюре изображен Роман, принимающий Образ, представляющий собой лик Христа на длинном плате.

Вскоре Роман, бывший сам узурпатором на троне, назначил не сыновей, а своего зятя Константина Багрянородного (сына предыдущего императора Льва VI и его законного наследника) своим преемником на троне. Константин связал свое возвращение на трон с прибытием Образа и установил 16 (29) августа церковный праздник Перенесения из Эдессы в Константинополь Нерукотворного образа (Убруса) Господа Иисуса Христа , который Православная Церковь празднует и по сей день.

Однако на Западе бытуют собственные предания о Нерукотворном образе. Кратко рассмотрим их, прежде чем мы вернемся к дальнейшей исторической судьбе Плащаницы, которую многие вслед за Вильсоном считают Убрусом – «Нерукотворным образом», Сударионом и Мандилионом.

«Плат Вероники» в базилике святого Петра в Риме

Существует западный вариант предания о Нерукотворном образе, который получил название «Плат Вероники». Согласно этой легенде, во время крестного пути Спасителя на Голгофу благочестивая еврейка Вероника отерла полотенцем лик Христа, который чудесным образом запечатлелся на полотне. Это предание возникло в XII–XIII веках и зафиксировано в Библии Рожера из Аржантёя (ок. 1300).

Достоверных исторических сведений о Веронике, жившей в первой половине I века, нет. Православное предание связывает с именем Вероники кровоточивую женщину, исцелившуюся от прикосновения к одежде Христа (см.: Мф. 9: 20–22; Мк. 5: 25–34; Лк. 8: 43–48). Это имя упоминается в апокрифических «Актах Пилата» (III–IV вв.), но без упоминания Нерукотворного образа.

Специалисты считают, что цикл апокрифов о Плате Вероники возник под влиянием преданий об эдесском царе Авгаре.

Специалисты считают, что цикл апокрифов о Плате Вероники возник под влиянием преданий об эдесском царе Авгаре. На это указывает и тот факт, что в поздних вариантах этой легенды изображение Спасителя было отослано в Эдессу и передано дочери царя Авгаря по имени Вероника.

Легенда о Веронике появляется не ранее VII века. Согласно латинскому апокрифу «Смерть Пилата» («Mors Pilati»; VII–VIII вв.; гл. 2–3), Вероника решила заказать художнику портрет Христа, но Спаситель, узнав ее желание, приложил холст к Своему лику и запечатлел на нем Свой Образ. В других рукописях VII века история самоотпечатка описывается совершенно по-разному; кроме того, во всех них речь идет о прижизненном, а не о посмертном изображении лика Христа.

Католический ксендз Мечислав Пиотровский (ks. Mieczysław Piotrowski, TChr) пишет, что «Плат Вероники» попал в Рим в VIII веке. В 753 году в папских хрониках «появилась запись, что папа Римский Стефан II шел босиком в процессии, неся нерукотворное изображение на ткани лика Христа». Эта реликвия называлась «первой иконой», «платком из Камулиана» (город недалеко от Эдессы), «мандилионом из Эдессы». Все были убеждены в нерукотворности этого образа. Реликвия хранилась в капелле святой Вероники в базилике святого Петра в Риме. Данте Алигьери (1265–1321) в «Vita nuova» писал, что толпы людей приходили посмотреть на Божественный лик Христа на Плате Вероники. Неоднократно упоминает он о нем и в «Божественной комедии». О Божественном лике на Плате Вероники писал Франческо Петрарка (1304–1374) в «Familiari canzoniere». Об образе на Плате упоминает и святая Бригитта Шведская, побывавшая в Риме в 1350 году.

В 1011 году в Константинополе с Мандилиона была сделана копия, которую привезли в Рим.

Однако Вильсон считает, что в действительности всё было иначе. В 1011 году в Константинополе с Мандилиона была сделана копия, которую привезли в Рим, где для нее был сооружен специальный алтарь, освященный папой Сергием. Эту копию стали называть Покрывалом, или Платом, Вероники. Лингвистический анализ показывает, что слово «Вероника» содержит в себе латинское Vera (истина) и греческое eikon (образ). Таким образом, речь идет о копии изображения Христа, истинной иконе, нарисованной художником византийской или западной школы, затем размноженной под названием Плата Вероники в более поздние времена.

Однако интрига второго «Нерукотворного образа» этим не исчерпывается. Нельзя умолчать о том, что на Западе существует и третий «Нерукотворный образ», который одновременно является и как бы вторым Платом Вероники.

(Продолжение следует.)



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама