Схиигумения Варвара (в миру Валентина Алексеевна Трофимова) родилась 17 августа 1930 года в городе Чудово Новгородской области, в благочестивой семье. С началом войны семья эвакуировалась в Лугу Ленинградской области. Там Валентина получила среднее образование, а также пела и читала в Казанской церкви. Закончив после школы бухгалтерские курсы, работала по специальности.
В 1952 году стала послушницей в Пюхтицком Успенском женском монастыре.
С 1955 года Валентина Трофимова проходила послушание в виленском женском монастыре во имя равноапостольной Марии Магдалины под руководством опытной старицы-игумении Нины (Баташевой) (впоследствии схиигумении Варвары), семь воспитанниц которой, включая и Валентину, стали игумениями. 5 марта 1958 года в Вильнюсе инокиня Валентина Трофимова приняла постриг в мантию с именем Варвара.
Монахиня Варвара несла канцелярское послушание письмоводителя, помощницы казначеи, принимала участие в ремонтно-строительных работах по восстановлению виленского Мариинского монастыря.
В среду первой седмицы Великого поста Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Храме Христа Спасителя
(Трофимова Валентина Алексеевна; род. 17.08.1930, г. Чудово Новгородской губ. - 8 фев. 2011), игум. Пюхтицкого в честь Успения Пресвятой Богородицы жен. мон-ря . После начала Великой Отечественной войны семья В. эвакуировалась в Кировскую обл., по окончании войны поселилась в г. Луга. С детства В. Трофимова читала и пела на клиросе в храмах. Получив среднее образование, закончила бухгалтерские курсы. 1 авг. 1952 г. поступила послушницей в Пюхтицкий мон-рь. В 1955 г. перешла в вильнюсский во имя святой равноапостальной Марии Магдалины женский монастырь , где жила под духовным рук. настоятельницы игум. Нины (Башашевой, в схиме Варвары), духовным отцом В. Трофимовой стал свящ. Николай Гурьянов . 5 марта 1958 г. наместником вильнюсского в честь Сошествия Св. Духа на апостолов муж. мон-ря архим. Сергием (Вощенко) Трофимова была пострижена в монашество с именем Варвара, исполняла должности помощницы казначеи и руководила работами по восстановлению разрушенного во время войны Марие-Магдалинского мон-ря. В 1960 г. мон-рь перевели в Свято-Духов муж. мон-рь в отдельное помещение. В 1963 г. В. была назначена бухгалтером Виленского ЕУ, находившегося на монастырской территории. К 100-летию Марие-Магдалинской обители (1965) В. составила «Летопись Виленского женского мон-ря», за что получила в благословение от Патриарха Алексия I Иверскую икону Божией Матери.
3 янв. 1968 г. В. была назначена настоятельницей Пюхтицкого монастыря, 19 янв. возведена в сан игумении. Под управлением В. Пюхтицкая обитель была восстановлена, преображена и благоукрашена. Все церкви были отреставрированы, монастырские здания капитально отремонтированы. В храмах и кельях появилось электричество, были проведены отопление и водопровод; расписаны стены Успенского собора, позолочены кресты на главах монастырских храмов и часовен. Выстроены архиерейский дом, Иерусалимский корпус, дом для представительских целей, возрождена монастырская гостиница. Устроена домовая церковь в помещении для престарелых сестер, построены Сергиевская колокольня, Георгиевская часовня на хозяйственном дворе, церковь для крещения детей и взрослых, воздвигнута каменная монастырская ограда. 26 июня 1990 г. Патриархом Алексием II мон-рю была предоставлена ставропигия.
На протяжении мн. лет мон-рь окормляет детей-инвалидов из Москвы, тяжелобольных детей-сирот в ахтмеском Доме милосердия, местный дом инвалидов. Обитель помогает слав. гимназии в Кохтла-Ярве, др. учебным заведениям Эстонии. В окт. 2002 г. по благословению Патриарха Алексия II Пюхтицкий монастырь стал местом проведения международной научно-педагогической конференции «Духовно-нравственное воспитание учащихся в русских школах Балтии», одним из организаторов к-рой являлась настоятельница обители.
В. была участницей Поместных Соборов РПЦ 1971 и 1990 гг., экуменических семинаров, проходивших в Пюхтицком мон-ре в 1982, 1984, 1986, 1987 и 1989 гг. Являлась членом Комиссии по подготовке и проведению празднования 1000-летия Крещения Руси.
В. награждена орденами РПЦ: равноап. кн. Владимира 3-й степени (1976), прп. Сергия Радонежского 3-й степени (1980), равноап. кнг. Ольги 2-й и 1-й степени (1991, 2000), свт. Иннокентия Московского (2003). Имеет награды мн. церковных и общественных орг-ций: Фонда св. всехвального ап. Андрея Первозванного (1994), Российского медицинского об-ва (2000), эст. просветительского об-ва «Форселиус» (2000 г.- за особые заслуги в деле духовного просвещения эст. населения). В. являлась почетным гражданином Эстонии.
Лит.: Жукова И. А . Мать Варвара. М., 1989; Филимонов В. П . Старец иеросхим. Серафим Вырицкий и Русская Голгофа. СПб., 1999. С. 261-264.
8 февраля в 7 часов утра отошла ко Господу настоятельница Свято-Успенского Пюхтицкого монастыря схиигумения Варвара (Трофимова). Ее по праву называли «игуменией всея Руси»…
Можно без преувеличения сказать, что матушка Варвара олицетворяет собой целую эпоху в бытии русского женского монашества да и в целом иночества. Больше 50 лет она подвизалась в монашеском подвиге, из которых 43 года - в качестве настоятельницы Пюхтицкого монастыря. Именно из этой обители, которая не закрывалась в советское время, вышли большинство игумений женских монастырей в разных епархиях Русской Православной Церкви. Пюхтицкая обитель при матушке Варваре стала своеобразной «кузницей кадров», столицей женского монашества. Но главное - именно здесь ощущались подлинная христианская любовь, доброта, гостеприимство, духовное благородство, которые сочетались с глубоким иноческим деланием.
Игумения Варвара уже давно тяжело болела и даже с трудом передвигалась, однако не оставляла неустанных трудов по управлению обителью. За несколько месяцев до смерти она была пострижена в схиму с тем же именем. Ее авторитет среди сестер был огромен, а материнская любовь ко всем - бесконечна. В августе минувшего года матушка отпраздновала свое 80-летие. К этой дате Святейший Патриарх Кирилл удостоил игумению Варвару ордена преподобной Евфросинии Московской I степени. В поздравлении матушке Варвары от наместника и братии Сретенского монастыря говорилось: «Для многих чад Русской Православной Церкви Вы являетесь истинным примером самоотверженной любви к Богу и к людям, примером неуклонного следования заповедям Христовым, образцом духовного преуспеяния».
Иноки Сретенского монастыря не раз бывали в Пюхтицах и неизменно встречали самую теплую встречу, удостаивались бесед с матушкой Варварой, получали важные духовные советы. Естественным продолжением этого духовного общения стал альбом “Пюхтица - святая гора”, выпущенный издательством Сретенского монастыря в 2006 году. В него вошли исторический очерк о монастыре, воспоминания Святейшего Патриарха Алексия II, принимавшего самое деятельное участие в становлении обители, воспоминания сестер, обширный фотоматериал.
В своих воспоминаниях матушка Варвара рассказывает о том, как Святейший Патриарх Алексий I уговорил ее принять настоятельство в Пюхтицкой обители, несмотря на ее возражения и сомнения. “Я приезжаю сюда, ни жива ни мертва. Что я буду делать? Как? С чего я начну?..”
Постепенно при мудром управлении матушки Варвары Пюхтицкая обитель преобразилась и стала настоящим оплотом Православия на Эстонской земле. Ежедневно сюда приезжают сотни эстонцев и паломников со всего мира, и для многих туристов этот визит становится поворотным в их жизни, они принимают святое крещение и начинают вести христианскую жизнь. Игумения Варвара пользовалась огромным авторитетом не только у простых паломников, но и среди светских властей, у государственных чиновников - каждый почитал счастьем удостоиться ее беседы и благословения…
Наместник Сретенского монастыря архимандрит Тихон с братией выражают глубокие соболезнования сестрам Пюхтицкой обители. Эта тяжелая и невосполнимая утрата облегчается только нашей верой в вечную жизнь и надеждой на молитвы дорогой и любимой нашей матушки Варвары в Царствии Небесном. Вечная ей память!
Игумения Варвара (в миру Валентина Алексеевна Трофимова) родилась 17 августа 1930 года в городе Чудово Новгородской области, в благочестивой семье, где получила глубокое православное воспитание. С началом войны семья эвакуировалась в г. Лугу Ленинградской области. Там Валентина получила среднее образование, а также пела и читала в Казанской церкви. Закончив после школы бухгалтерские курсы, работала по специальности.
Но сердце юной девушки стремилось к иной жизни, и в 1952 году ее желание исполнилось: она стала послушницей в обители Божией Матери - в Пюхтицком Успенском женском монастыре. С 1955 года Валентина Трофимова проходила послушание в виленском женском монастыре во имя равноапостольной Марии Магдалины под руководством опытной старицы-игумении Нины (Баташевой) (впоследствии схиигумении Варвары), семь воспитанниц которой, включая и Валентину, стали игумениями. 5 марта 1958 года в Вильнюсе инокиня Валентина Трофимова приняла постриг в мантию с именем Варвара.
Монахиня Варвара несла канцелярское послушание письмоводителя, помощницы казначеи, принимала участие при ремонтно-строительных работах по восстановлению виленского Мариинского монастыря.
3 января 1968 года указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I (Симанского) монахиня Варвара (Трофимова) была назначена настоятельницей Пюхтицкой обители. 18 января, в канун праздника Богоявления, архиепископ Таллиннский и Эстонский Алексий (Ридигер; впоследствии Патриарх Московский и всея Руси) в таллиннском Александро-Невском соборе возвел монахиню Варвару в сан игумении, а на следующий день,19 января, в Пюхтицах вручил ей игуменский жезл. В Свято-Троицкой Сергиевой лавре Святейший Патриарх Алексий I возложил не нее наперсный крест.
Новая игумения стала третьей устроительницей обители. За 42 года ее настоятельства монастырь преобразился до неузнаваемости. С приходом в обитель матушки Варвары развернулось комплексное строительство. В монастыре была устроена своя электромельница, возведены новые келейные здания, каменные хозяйственные постройки, отремонтированы и отреставрированы все храмы, позолочены купола и кресты церквей, заново расписан Успенский собор. На территории монастыря была оборудована гостиница для паломников, возле святого источника выстроена купальня, а на хозяйственной ферме освящена часовня во имя святого Георгия Победоносца.
За время настоятельства игумении Варвары архитектурный ансамбль монастыря увеличился. Была построена Сергиева колокольня. В 1986 году освящена домовая церковь во имя святителя Алексия и великомученицы Варвары, а в 1990 году - церковь во имя Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и священномученика Исидора.
В том же 1990 году произошла кардинальная перемена в статусе Пюхтицкой обители: монастырь получил звание ставропигиального, то есть перешел в непосредственное подчинение Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси.
Составитель Ольга Рожнева.
Игумения Варвара (в миру Валентина Алексеевна Трофимова; 1930-2011) — известная подвижница XX века. Матушка олицетворяет собой целую эпоху русского женского монашества. Ее по праву называли игуменией всея Руси. Более пятидесяти лет она подвизалась в монашеском чине, из них более сорока лет несла тяжелый крест игумении Пюхтицкого монастыря.
Матушка Варвара рассказывала о себе: «Родом я из города Чудово Новгородской области. И родители мои, и все родственники были людьми глубоко верующими. Отец работал мастером на местном стекольном заводе, а мама воспитывала семерых детей. От природы она обладала красивым голосом и привила нам, детям, любовь к храму и церковному пению. В нашем роду все были певчие — и тети, и дяди были голосистые, а дядя Федор Иванович Поляков до войны был регентом церковного хора. Соберутся все гости к нам, начнут петь, люди останавливаются у наших окон послушать и просят спеть еще. Я была младшей в семье, старшие сестры вышли замуж, а я все с мамой — она поет в церковном хоре, и я с ней».
Матушка Варвара вспоминала еще: «Мне было двадцать лет, я поехала в гости к старшей сестре, которая жила в Вильнюсе. И мне очень понравилось бывать в местном монастыре, все мне там было по душе: и неспешные службы, и монашеское пение, и размеренное чтение, и длинные одежды монахинь. Видимо, здесь и проявилось впервые мое призвание к монашеской жизни… О других монастырях я ничего не знала. И вдруг мне говорят: “В Эстонии есть женский монастырь”. Попросила разрешения у мамы поехать посмотреть и так и осталась в Эстонии».
Через четыре года молодая послушница Валентина перешла в вильнюсский монастырь святой равноапостольной Марии Магдалины, где жила под духовным руководством настоятельницы, опытной старицы-игумении Нины (Баташевой) (впоследствии схиигумении Варвары), семь воспитанниц которой, включая Валентину, стали игумениями. Духовным отцом Валентины Трофимовой стал старец протоиерей Николай Гурьянов.
5 марта 1958 года наместником вильнюсского в честь Сошествия Святого Духа на апостолов мужского монастыря архимандритом Сергием (Вощенко) Валентина Трофимова была пострижена в монашество с именем Варвара.
Молодой монахине суждено было вернуться туда, где она начинала свой монашеский путь — в Пюхтицу. 3 января 1968 года указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I монахиня Варвара (Трофимова) была назначена настоятельницей Пюхтицкого монастыря.
Игумения Варвара рассказывала о монастыре: «В войну здесь проходил фронт. Когда приходили наши войска, немцы бомбили их. Ориентиром для бомбардировки был наш собор, выстроенный в 1910 году. Подлетают, бомбят нас, а бомбы все летят за ограду, где наши огороды, — и ни одна не попала в собор. Когда русские выбивали немцев — то же самое. Подлетают, облачно, ничего не видно, бомбят наугад. И опять все бомбы мимо. И не разбилось ни одного домика. Только на горе старую деревянную колокольню ударной волной “скосило”. Вместо нее в тех же габаритах выстроена новая колокольня. Спустя несколько лет бомбивший нас летчик явился к матери Рафаиле и говорит: “Матушка, скажите, что же тут вас защитило от нашей бомбежки?” Матушка ответила ему: “Матерь Божия защитила. Пойдемте, покажу вам чудотворную икону, которая четыреста лет назад явилась здесь. Вот Она, наша Заступница, наша Защитница”. Он говорит: “Это Она и есть. Я, когда летел бомбить монастырь, вдруг вижу в воздухе: передо мной в облаках появляется какая-то Женщина в голубом и говорит: "Сынок, не разоряй Моего дома", и скрылась”».
Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий (Иванов) вспоминал: «Говорить о матушке Варваре — это говорить о Пюхтицком Успенском женском монастыре. Матушка Варвара и Пюхтицкий монастырь — единое целое. Сорок три года она здесь игуменствовала. При ней монастырь достиг своего расцвета, своего совершенства. Потому не случайно матушку Варвару стали с любовью называть Всероссийской игуменией. Ведь Пюхтицкая обитель взрастила целую плеяду настоятельниц женских монастырей для Русской Церкви. Произошло это благодаря удивительной духовной атмосфере, которая была создана в обители и которая способствовала этому духовному росту».
Епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов), викарий Патриарха Московского и всея Руси, наместник московского Сретенского ставропигиального монастыря, говорил: «Матушка Варвара несла проповедь слова Божия всей своей жизнью. Она не просто исполнила заповедь “Возлюби ближнего, как самого себя”, но, без сомнения, любила нас много больше, чем саму себя. Мудрость и смирение, искренняя простота во всем — вот что поражало в ней. И еще — стремление к красоте. В храме, в монастырском саду, на скотном дворе — везде, куда простиралась ее забота. Но главное — ее стремление к красоте в душах врученных ей от Бога сестер, к Божественной красоте, которую она находила в душе каждого человека. Поэтому матушка совершенно искренне никогда никого не осуждала. Казалось, это давалось ей совсем легко. Но мы понимаем, что такое устроение души — великий всежизненный подвиг».
Епископ Нарвский и Причудский Лазарь (Гуркин) вспоминал: «О внутренней монашеской жизни матушки мы мало знаем. Как истинный монах, она мало открывалась. Так и должно быть по величайшему смирению. Но мы видели, с каким трепетом, любовью, с каким благоговением и уважением к нашей дорогой матушке относились и паломники, и политики, и дипломаты. Я еще не встречал ни одного человека, который бы чем-то, даже малейшим, был недоволен или остался огорченным после беседы с матушкой. Это говорит о той духовной мудрости, смиренномудрии и любви Христовой к человеку, которые дал Господь избраннице своей…»
Игумения Филарета (Калачева) вспоминала: «Когда боли слегка утихали, мы слышали матушкин голос: “Сестры, как я вас люблю, как я вас люблю…” — и повторяла это много, много раз. Когда мы поняли, что не только дни, но и часы ее жизни сочтены, мы со слезами спросили матушку: “Как же, как же матушка, мы будем жить без вас???” Она очень тихо, но внятно ответила: “Дети, любите друг друга”».
Похоронена схиигумения Варвара (Трофимова) на монастырском кладбище, вблизи алтарной части Николо-Арсеньевского храма.
8 февраля в 7 часов утра отошла ко Господу настоятельница Свято-Успенского Пюхтицкого монастыря схиигумения Варвара (Трофимова). Ее по праву называли «игуменией всея Руси»…Можно без преувеличения сказать, что матушка Варвара олицетворяет собой целую эпоху в бытии русского женского монашества да и в целом иночества. Больше 50 лет она подвизалась в монашеском подвиге, из которых 43 года - в качестве настоятельницы Пюхтицкого монастыря. Именно из этой обители, которая не закрывалась в советское время, вышли большинство игумений женских монастырей в разных епархиях Русской Православной Церкви. Пюхтицкая обитель при матушке Варваре стала своеобразной «кузницей кадров», столицей женского монашества. Но главное - именно здесь ощущались подлинная христианская любовь, доброта, гостеприимство, духовное благородство, которые сочетались с глубоким иноческим деланием.
Игумения Варвара уже давно тяжело болела и даже с трудом передвигалась, однако не оставляла неустанных трудов по управлению обителью. За несколько месяцев до смерти она была пострижена в схиму с тем же именем. Ее авторитет среди сестер был огромен, а материнская любовь ко всем - бесконечна. В августе минувшего года матушка отпраздновала свое 80-летие. К этой дате Святейший Патриарх Кирилл удостоил игумению Варвару ордена преподобной Евфросинии Московской I степени. говорилось: «Для многих чад Русской Православной Церкви Вы являетесь истинным примером самоотверженной любви к Богу и к людям, примером неуклонного следования заповедям Христовым, образцом духовного преуспеяния».
Иноки Сретенского монастыря не раз бывали в Пюхтицах и неизменно встречали самую теплую встречу, удостаивались , получали важные духовные советы. Естественным продолжением этого духовного общения стал , выпущенный издательством Сретенского монастыря в 2006 году. В него вошли исторический очерк о монастыре, воспоминания Святейшего Патриарха Алексия II, принимавшего самое деятельное участие в становлении обители, воспоминания сестер, обширный фотоматериал.
В своих воспоминаниях матушка Варвара рассказывает о том, как Святейший Патриарх Алексий I уговорил ее принять настоятельство в Пюхтицкой обители, несмотря на ее возражения и сомнения. “Я приезжаю сюда, ни жива ни мертва. Что я буду делать? Как? С чего я начну?..”
Постепенно при мудром управлении матушки Варвары Пюхтицкая обитель преобразилась и стала настоящим оплотом Православия на Эстонской земле. Ежедневно сюда приезжают сотни эстонцев и паломников со всего мира, и для многих туристов этот визит становится поворотным в их жизни, они принимают святое крещение и начинают вести христианскую жизнь. Игумения Варвара пользовалась огромным авторитетом не только у простых паломников, но и среди светских властей, у государственных чиновников - каждый почитал счастьем удостоиться ее беседы и благословения…
Наместник Сретенского монастыря архимандрит Тихон с братией выражают глубокие соболезнования сестрам Пюхтицкой обители. Эта тяжелая и невосполнимая утрата облегчается только нашей верой в вечную жизнь и надеждой на молитвы дорогой и любимой нашей матушки Варвары в Царствии Небесном. Вечная ей память!
Игумения Варвара (в миру Валентина Алексеевна Трофимова) родилась 17 августа 1930 года в городе Чудово Новгородской области, в благочестивой семье, где получила глубокое православное воспитание. С началом войны семья эвакуировалась в г. Лугу Ленинградской области. Там Валентина получила среднее образование, а также пела и читала в Казанской церкви. Закончив после школы бухгалтерские курсы, работала по специальности.
Но сердце юной девушки стремилось к иной жизни, и в 1952 году ее желание исполнилось: она стала послушницей в обители Божией Матери - в Пюхтицком Успенском женском монастыре. С 1955 года Валентина Трофимова проходила послушание в виленском женском монастыре во имя равноапостольной Марии Магдалины под руководством опытной старицы-игумении Нины (Баташевой) (впоследствии схиигумении Варвары), семь воспитанниц которой, включая и Валентину, стали игумениями. 5 марта 1958 года в Вильнюсе инокиня Валентина Трофимова приняла постриг в мантию с именем Варвара.
Монахиня Варвара несла канцелярское послушание письмоводителя, помощницы казначеи, принимала участие при ремонтно-строительных работах по восстановлению виленского Мариинского монастыря.
3 января 1968 года указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I (Симанского) монахиня Варвара (Трофимова) была назначена настоятельницей Пюхтицкой обители. 18 января, в канун праздника Богоявления, архиепископ Таллиннский и Эстонский Алексий (Ридигер; впоследствии Патриарх Московский и всея Руси) в таллиннском Александро-Невском соборе возвел монахиню Варвару в сан игумении, а на следующий день,19 января, в Пюхтицах вручил ей игуменский жезл. В Свято-Троицкой Сергиевой лавре Святейший Патриарх Алексий I возложил не нее наперсный крест.
Новая игумения стала третьей устроительницей обители. За 42 года ее настоятельства монастырь преобразился до неузнаваемости. С приходом в обитель матушки Варвары развернулось комплексное строительство. В монастыре была устроена своя электромельница, возведены новые келейные здания, каменные хозяйственные постройки, отремонтированы и отреставрированы все храмы, позолочены купола и кресты церквей, заново расписан Успенский собор. На территории монастыря была оборудована гостиница для паломников, возле святого источника выстроена купальня, а на хозяйственной ферме освящена часовня во имя святого Георгия Победоносца.
За время настоятельства игумении Варвары архитектурный ансамбль монастыря увеличился. Была построена Сергиева колокольня. В 1986 году освящена домовая церковь во имя святителя Алексия и великомученицы Варвары, а в 1990 году - церковь во имя Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и священномученика Исидора.
В том же 1990 году произошла кардинальная перемена в статусе Пюхтицкой обители: монастырь получил звание ставропигиального, то есть перешел в непосредственное подчинение Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси.