THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

В этот раз наш путь лежал в особенное место - в Свято-Успенский мужской монастырь. Он находится в 10 км от Мстиславля, на месте бывшей деревни Пустынки, почти на границе с Россией. Мы уже были там 3 года тому назад, и сейчас узнав о грандиозных планах по его восстановлению и увидев идущие широким фронтом работы в центре Мстиславля, решили посмотреть, как обстоят дела в монастыре. Сентябрьский день был солнечным и теплым, белорусские пейзажи вдохновляющими - всё благоприятствовало нашей поездке.

1. Основание этого монастыря связано со святым источником, существующим здесь до сих пор. Согласно легенде, ослепший князь Лугвен, умывшись водой из здешней криницы, чудом прозрел. Исцеление князя сопровождалось и другим поразительным чудом: в ветвях тенистого липового дерева, находившегося над источником, была обретена икона Богоматери, называемая теперь Патриаршей Пустынской. В знак благодарности князь решил создать здесь иноческую обитель. Это было в 1380 году. По другой версии, Пустынский монастырь название свое получил потому, что ту местность, где сейчас расположена обитель, еще задолго до исцеления князя населяли монахи-пустынники.

2. Князь Лугвен (в крещении Симеон) - десятый сын великого князя литовского Ольгерда, был воспитан в православии, строил монастыри, проявил себя как мужественный и храбрый защитник русской земли. Его отец (в крещении Александр) еще до своей женитьбы на русской княжне принял православие. Согласно летописи, перед кончиной великий князь Ольгерд принял схиму с именем Алексий. Почти все его четырнадцать детей тоже приняли православие, многие из них явились основателями и покровителями православных храмов в своём государстве. Не был исключением и Симеон, князь Мстиславский, построивший кроме Пустынской еще и Онуфривскую обитель. Симеон был женат на дочери благоверного князя Димитрия Донского, а два его родных брата, Андрей и Димитрий, вместе с благоверным князем сражались на Куликовом Поле.

3. В течение нескольких веков поклониться обретённой иконе приходили в монастырь верующие всех конфессий. В XVI веке Пустынский монастырь был уже одним из крупнейших монастырей на восточно-белорусских землях.

4. Во время военных действий России и Речи Посполитой в 1563 году часть монахов была убита, часть вынуждена была бежать. Какое-то время в монастыре не было насельников. С начала XVII века монастырь стал униатским (орден базилианцев).

5. Это бып период упадка монастырской жизни. Во второй половине XVII века в нём вообще не было насельников. До ХIХ века все храмы монастыря были деревянными.

6. Только в начале XIX века был построен каменный Успенский собор.

7. В 1839 году монастырь был возвращён православным, и в нём начала возрождаться монашеская жизнь. Архитектурный ансамбль монастыря сформировался во второй половине XIX века.

8. Прямо на источнике, где явилась Патриаршая икона Божией Матери, была построена церковь Рождества Пресвятой Богородицы.

9. Новопостроенная церковь Покрова Пресвятой Богородицы была объединена в одно здание с двумя двухэтажными братскими корпусами, в которых размещались также келии настоятеля и братская трапезная.

10. Примерно в это же время была построена многоярусная шатровая колокольня высотой около 60 метров, ставшая доминантой монастырского комплекса.

11. Собору Успения Пресвятой Богородицы двумя боковыми трансептами придали крестово-купольную форму с одним большим величественным куполом, по бокам которого размещались четыре малых купола.

12. С трёх сторон были сделаны арки и поставлен иконостас.

13. В Пустынке было создано православное братство, учредившее в монастыре в 1870 году церковное крестьянское училище и 65 школ в других местах. Сирот и детей из бедных семей братство совместно с монастырем содержало за свой счет. Многие из детей ежедневно читали и пели в монастырских храмах на богослужениях.

14. Из-за большого количества учеников, все жилые строения монастыря были заняты. Выпускников училища посылали для обучения крестьянских детей чтению, письму, церковному пению, арифметике. Братская библиотека Пустынок насчитывала 656 книг. Велась бесплатная раздача и рассылка книг.

15. Кроме этого, как в самом монастыре, так и вне его, находились хозяйственные постройки. По документам 1905-1906 годов на территории Пустынского монастыря упоминается даже амбулатория и больница. Монастырь был обнесен каменной стеной. На рубеже XIX-XX столетий Пустынский монастырь достиг небывалого расцвета.

16. Пустынский монастырь на фото начала ХХ века и макет реконструкции.


Фото Зьміцер Корх

17. После Октябрьской революции насельники, пытаясь сохранить монастырь, зарегистрировали на территории обители земледельческую коммуну. После ликвидации коммуны монахи некоторое время продолжали жить в обители и вести прежний образ жизни, но в 1925 году их окончательно выселили. В монашеских кельях разместили детей-сирот, образовав Пустынский детский дом. Имущество Пустынского монастыря, в том числе иконы, конфисковали. Чудотворный образ пропал, в настоящее время в монастыре находится чтимый список с нее.

18. За все годы Великой Отечественной войны в Пустынках не было разрушено ни одного здания, не погиб ни один ребенок, хотя детдом не был эвакуирован. В 1942 году в течение трех летних месяцев на территории монастыря базировалась немецкая воинская часть. После войны монастырские стены вновь приютили детей-сирот, число которых достигало 350 человек. Школа, которую помимо детдомовских ребят посещали и дети из местных деревень, продолжала свою работу.

19. В послевоенные годы началось варварское разрушение зданий монастырского комплекса. Не только вынули окна, разобрали крыши, но и взорвали полы, растащили печи. Стены Успенского собора пытались сломать тракторами, частично была разобрана одна из стен.

20. Ограду вокруг обители почти всю разворовали, а когда уже нечего было крушить, оставили монастырь на разрушение природным стихиям.

21. Территория поросла кустарниками, деревьями и бурьяном. Вот и все, что осталось к началу нового тысячелетия.

22. В 2003 году сюда пришли монахи и стали возрождать монастырь.

23. Прежде всего был восстановлен храм Рождества Божией Матери, построена купель и облагорожен источник, сооружена лестница к храму и произведено частичное благоустройство территории.

24. Рождество-Богородицкая церковь и сейчас стоит на месте существовавшей здесь деревянной церкви.

25. Воды источника, выходя с южной стороны церкви, наполняют купель и впадают в протекающую с восточной стороны монастыря реку Ослянку.

27. Идёт реставрация Покровской церкви с братскими корпусами.

28. Также были отремонтированы хозяйские корпуса.

29. Появилась и современная легенда. Во время ремонта одного из строений монастыря, где раньше была школа, на стене обнаружили лик Спасителя, удивительно похожий на лик Христа на Туринской плащанице. На фотографии видно отверстие от гвоздя. Бывшие учащиеся (сейчас это бабушки и дедушки) говорят, что на этом гвозде висела школьная доска, а лика никто раньше не видел.

30. В августе 2005 года храм на источнике освятили, а в декабре в монастыре состоялся первый монашеский постриг. Весной 2007 года на частично отреставрированную звонницу были установлены вновь отлитые колокола.

31. Пустынки возрождаются как птица феникс из пепла. А мы возвращаемся в Россию, но обязательно вернёмся в следующем году.

Весной три года тому назад мы снимали в Пустынках видео.

Году родоначальником князей Мстиславских князем Лугвением (Симеоном) , сыном Ольгерда .

По преданию, князь Лугвен после тяжелой болезни начал слабеть глазами. Получив во сне откровение, князь находит источник недалеко от Мстиславля у р. Ослянка (приток Сожа), умывшись в котором получает исцеление. При этом ему является икона Божией Матери, названная затем Пустынской (Патриаршей) .

В знак благодарности по его приказу рядом с целебным источником была построена церковь и основан монастырь. По одной из версий, Пустынский монастырь название свое получил потому, что ту местность, где сейчас расположена обитель, еще задолго до исцеления князя населяли монахи-пустынники, объединившиеся в общежительный монастырь в 1380 году.

В XVI веке это был один из крупнейших монастырей на восточно-белорусских землях.

В году во время военных действий России и Речи Посполитой часть монахов была убита, часть вынуждена была бежать. Какое-то время в монастыре не было насельников.

В году монастырь становится униатским (орден базилианцев). Это период упадка монастырской жизни. Во второй половине XVII века в нём вообще не было насельников. До XIX века все храмы монастыря были деревянными. В - годах был построен каменный Успенский храм.

В году древняя обитель сделалась снова православной, но находилась она в весьма плачевном состоянии. На восстановление храмов и других построек монастыря пришлось собирать средства по всей Руси. Лишь в году началось возрождение некогда славной обители.

Архимандрит Анатолий создал совершенно новый монастырь, в котором всё, за исключением соборного Успенского храма и одного каменного корпуса, созданных еще униатами, - плоды его трудов.

В году прямо на источнике, где явилась икона Божией Матери, была устроена и освящена церковь Рождества Пресвятой Богородицы . Воды источника, выходя с южной стороны церкви, наполняют купель и впадают в протекающую с восточной стороны монастыря реку Ослянку. Рождество-Богородицкая церковь стоит на месте с древнейших времен существовавшей здесь деревянной церкви.

В году была освящена новопостроенная церковь Покрова Пресвятой Богородицы, объединенная в одно здание с двумя двухэтажными братскими корпусами, в которых размещались также келии настоятеля и братская трапезная.

В году в Пустынском монастыре была построена величественная колокольня (58,67 м).

В году собору Успения Пресвятой Богородицы, построенному в 1801-1808 годах, двумя боковыми трансептами придали крестово-купольную форму с одним большим величественным открытым куполом, по бокам которого размещались четыре малых купола.

В года в Пустынке было создано православное братство, учредившее в монастыре в 1870 году церковное крестьянское училище и 65 школ в других местах. Сирот и детей из бедных семей братство совместно с монастырем содержало за свой счет. Многие из детей ежедневно читали и пели в монастырских храмах на богослужениях. Из-за большого количества учеников, все жилые строения монастыря были заняты. Выпускников училища посылали для обучения крестьянских детей чтению, письму, церковному пению, арифметике.

Братская библиотека Пустынок насчитывала 656 книг. Велась бесплатная раздача и рассылка книг.

В году, насельники, пытаясь сохранить монастырь, зарегистрировали на территории обители земледельческую коммуну. После ликвидации коммуны монахи некоторое время продолжали жить в обители и вести прежний образ жизни, но в году их окончательно выселили.

В монашеских кельях разместили детей-сирот, образовав Пустынский детский дом. Имущество Пустынского монастыря, в том числе иконы, конфисковали. Чудотворный образ пропал.

В году в течение трех летних месяцев на территории монастыря базировалась немецкая воинская часть, направлявшаяся на Курскую дугу из Северной Африки.

В году немцы взорвали монастырь. При этом были обнаружены в стенах собора потайные ходы, один из которых выводил за пределы обители.

Весной года, накануне операции "Багратион", в монастыре базировался женский авиаполк ночных бомбардировщиков.

За годы богоборческой власти совершалось варварское разрушение зданий монастырского комплекса. Не только вынули окна, разобрали крыши, но и взорвали полы, растащили печи... Стены Успенского собора пытались сломать тракторами, частично была разобрана одна из стен. Ограду вокруг обители почти всю разворовали. На территории обители стали проводить учения по гражданской обороне. Сожгли и сломали то, что еще оставалось уцелевшим. И когда уже нечего было крушить, оставили монастырь на разрушение природным стихиям. Территория поросла кустарниками, деревьями и бурьяном.

Возрождение обители

16 июня года начались работы по восстановлению монастыря. 28 августа 2003 года на престольный день в обители был совершен первый после долгих лет запустения молебен.

Прежде всего был восстановлен храм Рождества Божией Матери. Также были отремонтированы братские корпуса, построена купель и облагорожен источник, сооружена лестница к храму и произведено частичное благоустройство территории.

7 августа года стало Богородице-Рождественский храм освятили митрополит Филарет, архиепископ Стефан и епископ Софроний.

Весной года на частично отреставрированную звонницу были установлены вновь отлитые колокола.

Братия монастыря ежедневно несет послушания в храме, в трапезной, на огороде и подсобном хозяйстве.

Статистика

Храмы

  • Покрова Божией Матери
  • Рождества Божией Матери
  • Успения Божией Матери, собор

Святыни

В синодальный период

  • Пустынская икона Божией Матери, именуемая Патриаршая . Образ утрачен в годы советской власти.
Подробности Категория: Идеи для путешествий

Дни стоят короткие. Поэтому, чтобы успеть больше, сначала съездим в Пустынки, где находится знаменитый монастырь. Потом, чтобы два раза не вставать, по дороге заглянем на конеферму. Там разводят русских упряжных лошадей, похожих на Бурушку из мультика про трех богатырей.

Пустынский Успенский монастырь

Легенда гласит, что князь Лугвен (герой, между прочим, Грюнвальдской битвы) однажды ослеп. И было ему всего-то 30 лет. Ничего не помогало, пока однажды бедняге не приснился сон, что надо найти некоторую «пустынь», а в ней – источник. Этой водой надо омывать глаза, и тогда все пройдет.

Легче князю Лугвену от этих знаний не стало – где искать «пустынь», было непонятно. Но однажды к нему пришел старец и рассказал, что, мол, пустынь эта – в непроходимых лесах под Мстиславлем. Там есть монашеский скит и источник. История умалчивает, как удалось Лугвену добраться до скита, но он это сделал. Умылся водой из источника – и тут же прозрел. Причем, первое, что он увидел, была икона Матери Божьей в ветвях деревьев.

В благодарность князь бут же основал Пустынский монастырь . Шел 1380 год.

Монастырь в Пустынках. Колокольня

Пустынки не всегда были православными. В 1621 году монастырь перешел базилианам. И они построили на его территории храм. Вот он, этот храм сейчас. Сейчас – Успенский собор.

Успенский собор в Пустынках

Успенский собор в Пустынках

Успенский собор в Пустынках. Фото: Виктор Ведень

Успенский собор в Пустынках. Фото: Виктор Ведень

В XIX веке Пустынский монастырь снова стал православным и оставался действующим вплоть до 1918 года. Большевики с монахами особенно церемониться не стали – выгнали. Последнего монаха закрыли в часовне и подожгли…

Успенский монастырь в Пустынках до 1918 года

Потом в монастыре разместился детский приют. Здесь жило около 300 воспитанников. Однажды башню-колокольню хотели взорвать. Но передумали. Побоялись, что рухнет на здания. Так и стояла колокольня все эти годы, гордо возвышалась, как флаг на корабле, который потерпел крушение, но почему-то не затонул.

С падением СССР монастырь снова отдали православной церкви, и здесь появились монахи. Вот тогда-то и произошло чудо, о котором в свое время много говорили (да и сейчас говорят) – на стене в Братском корпусе проступил образ Иисуса Христа. Проводились исследования, выяснилось, что изображение – это не фреска. Объяснить его феномен с научной точки зрения пока не удалось.

Нерукотворная икона на стене в Пустынском монастыре

Сейчас образ на стене накрыт стеклом. В той же комнате (в Братском корпусе) есть еще немало старинных икон. Это пожертвования многочисленных паломников, которые стекаются в Пустынки.

Икона, подаренная Пустынскому монастырю паломниками

Вообще же Пустынском монастыре можно увидеть три храма: Успенский собор (бывший базилианский), церковь Покрова Богородицы (сейчас реставрируется) и самый маленький – храм Рождества Богородицы (это тот, из-под которого бьет чудодейственный источник). Монахи, кстати, очень не любят, когда воду из него продают – набирать в бутылки можно. Но только бесплатно.

Церковь Покрова Богородицы в Пустынках

Храм Рождества Богородицы в Пустынском монастыре

Храм Рождества Богородицы в Пустынском монастыре. Фото: Виктор Ведень

Башня-колокольня сейчас отреставрирована и действует. Имеется большой колокол – весом в полторы тонны и пять маленьких (привезли из Магнитогорска).

Башня-колокольня в Пустынском монастыре. Процесс реставрации

Башня-колокольня в Пустынском монастыре. Фото: Виктор Ведень

Еще одна легенда Пустынского монастыря – якобы под землей есть библиотека и подземный ход, который ведет в Мстиславль.

Успенский монастырь в Пустынках. Фото: Виктор Ведень

Легенда легендой, а вот подземные ходы действительно были найдены. Правда, не такие уж и длинные – они соединяют между собой здания монастыря и выводят за пределы обители (на случай неожиданного нападения). Правда, к сожалению, в 1918 году это не спасло монахов…

Русские упряжные лошади

Деревня Лютня находится неподалеку от Пустынок (и от Мтиславля). Это к вопросу о развлечениях. Здесь на конеферме «Вихра» разводят чистопородных русских упряжных лошадей (или русских тяжеловозов, или нежно – тяжиков).

Конеферма "Вихра"

Это я к тому, что в хозяйстве «Вихра» можно не просто гладить лошадок, но и ездить на них. Цены приятно удивят – в 4 раза дешевле, чем в Минске.

Со святым днем, братия и сестры!

Сегодня хочу вспомнить одну из благодатных обителей Белой Руси, которая произвела на меня неизгладимое впечатление, забыть которое нет сил и желания. Это – Пустынский Свято-Успенский мужской монастырь. Территория огромная, ухоженная – по обеим сторонам дороги зеленый ковер травы, а около бордюров цветы, самые обыкновенные бархатцы, но какие же они красивые! Я эту красоту увидела только там. А монахов там всего 5 человек. Наверное, ангелы помогают им поддерживать порядок, восстанавливать разрушенное. Помогай им, Господи!

Высоченная колокольня. Длинная, довольно крутая, лестница для спуска к храму и источнику. Тишина, спокойствие, красота! И на этом фоне – разрушенные храмы, напоминание о годах богоборчества, безумия людского.

Господи, прости нас и помилуй! Пресвятая Богородица, спаси нас, неразумных грешников!

Очень хочется вернуться туда еще и еще, чтобы вновь прикоснуться сердцем к святыням обители и обрести покой душевный.

Р. Б. Надежда

Практически на границе с Россией в Беларуси находится интересная деревня – Пустынки. Сегодня здесь, словно в оправдание такому названию, и правда нет домов. Да и ранее в деревне преимущественно проживали монахи, которые искали уединенное место для общения с Богом.

По преданию основатель Пустынского монастыря – высокородный князь Лугвень (в святом крещении Симеон). Десятый сын великого князя литовского Ольгерда Симеон был воспитан в Православии, глубоко уважал свою веру, строил монастыри, щедро благотворил им, проявил себя как мужественный и храбрый защитник русской земли. Его отец (в крещении Александр) еще до своей женитьбы на русской княжне принял Православие. Хотя в жизни Ольгерда был печальный факт мученической смерти в середине ХIV века трех литовцев, принявших Православие (Антония, Иоанна и Евстафия, их предали казни по настоянию языческих жрецов, Православная Церковь причислила этих безвинных мучеников к лику святых), но, согласно летописи, перед кончиной великий князь Ольгерд принял схиму с именем Алексий. Почти все его четырнадцать детей приняли Православие, многие из них явились основателями и покровителями православных храмов в своем государстве. Не был исключением и Симеон, князь Мстиславский, построивший кроме Пустынской еще и Онуфривскую обитель.

Немаловажный факт – Симеон был женат на дочери прославленного в лике святых благоверного князя Димитрия Донского. А два родных брата Симеона, Андрей и Димитрий, рука об руку с благоверным князем сражались на Куликовом Поле.

Согласно преданию, князь Симеон заболел глазами, но с глубокой верой и сердечной молитвой, сопровождаемой искренними слезами, омыл свои потемненные очи водой из Пустынского источника, и его слепота мгновенно исчезла.

Исцеление князя Симеона сопровождалось и другим поразительным чудом: в ветвях тенистого липового дерева, находившегося над источником, благодатным светом засияла икона Богоматери, называемая теперь Патриаршей Пустынской. Понимая свое чудесное исцеление как милость Богоматери, благодарный князь решил создать здесь иноческую обитель – достойный памятник явленного ему великого благодеяния.


Много исцелений происходило от чудотворного Патриаршего образа Божией Матери, и в течение целого ряда веков поклониться иконе приходили не только православные всех званий и состояний, но и римокатолики, лютеране. Само место явления иконы Богородицы в древних актах и грамотах называется не иначе, как уделом «Св. Пречистой в Пустыньках».

По одной из версий, Пустынский монастырь название свое получил потому, что ту местность, где сейчас расположена обитель, еще задолго до исцеления князя Симеона населяли монахи-пустынники, объединившиеся в общежительный монастырь в 1380 году.

После того, как оборвалась мужская линия князей Мстиславских, монастырь вместе с удельным княжеством в 1527 году переходит под управление королевской канцелярии.

Во время второй Ливонской войны Иоанна Грозного с Сигизмундом Вторым Августом, начавшейся в 1563 г., часть иноков Пустынского монастыря была убита, часть же, спасаясь от смерти, ушла в другие, более безопасные места, оставив монастырь под охраной одного-двух иноков. Вскоре после этого монастырскими землями стали управлять миряне. Обитель передавалась в частное управление с целью предоставления материального вознаграждения за услуги, оказанные королевскому двору. Отношение новых хозяев к монастырю зачастую было чисто светским, имущественным, выражавшимся в получении ими с обители в назначенное время денежной суммы.

После того, как Пустынский монастырь по приказу Иосафата Кунцевича в 1601 г. был отдан униатам, монахи этой обители бежали в православный Тупичевский Свято-Духов Успенский монастырь.

В 1839 году после 238-летнего униатского плена древняя обитель сделалась снова православной. Но ее состояние было столь плачевно, что многие годы понадобились на восстановление и духовной, и материальной сторон жизни насельников монастыря. На восстановление храмов и других построек монастыря пришлось собирать средства по всей Руси. И во многом благодаря помощи жертвователей было начато в 1863 г. возрождение некогда славной обители.

Благодаря далеко не скудным жертвам, архимандрит Анатолий создал совершенно новый монастырь, в котором всё, за исключением соборного Успенского храма и одного каменного корпуса, созданных еще униатами, – плоды его трудов.

В 1865 г. была освящена новопостроенная церковь Покрова Пресвятой Богородицы, объединенная в одно здание с двумя двухэтажными братскими корпусами, в которых размещались также келии настоятеля и братская трапезная.

В 1864 г. прямо на источнике, где явилась Патриаршая икона Божией Матери, была устроена и освящена церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Воды источника, выходя с южной стороны церкви, наполняют купель и впадают в протекающую с восточной стороны монастыря реку Ослянку. Рождество-Богородицкая церковь стоит на месте с древнейших времен существовавшей здесь деревянной церкви.

В 1866 г. в Пустынском монастыре была построена величественная колокольня (58,67 м).

В 1869 году собору Успения Пресвятой Богородицы, построенному в 1801-1808 годах, двумя боковыми трансептами придали крестово-купольную форму с одним большим величественным открытым куполом, по бокам которого размещались четыре малых купола.

Кроме этого, как в самом монастыре, так и вне его, была расположена целая группа хозяйственных построек. По документам 1905-1906 годов на территории Пустынского монастыря упоминается амбулатория и больница.

Пустынский Успенский монастырь был обнесен каменной стеной, оштукатуренной и побеленной, покрытой жестью.

Кирпич для строительства производился рядом с обителью – на монастырском кирпичном заводе.

В 1868 году был заключен контракт на роспись сводов и стен в церквях Пустынского монастыря.

Основные строительные работы по обновлению обители были закончены в 1870 году.

В 1869 г. в Пустынке было создано православное братство, учредившее в монастыре в 1870 г. церковное крестьянское училище и 65 школ в других местах. Сирот и детей из бедных семей братство совместно с монастырем содержало за свой счет. Многие из детей ежедневно читали и пели в монастырских храмах на богослужениях. Из-за большого количества учеников, все жилые строения монастыря были заняты. Выпускников училища посылали для обучения крестьянских детей чтению, письму, церковному пению, арифметике.

Братская библиотека Пустынок насчитывала 656 книг. Велась бесплатная раздача и рассылка книг.

После Октябрьской революции, в 1919 году, насельники, пытаясь сохранить монастырь, по благословению священноначалия зарегистрировали на территории обители земледельческую коммуну. После ликвидации коммуны монахи некоторое время продолжали жить в обители и вести прежний образ жизни, но в 1925 году их окончательно выселили. В монашеских кельях разместили детей-сирот, образовав Пустынский детский дом. Имущество Пустынского монастыря, в том числе иконы, конфисковали.

Богоборцы неоднократно пытались разрушить церковные здания. Начали они с того, что сбросили крест с купола колокольни. В конце 20-х годов подрывная группа намеревалась взорвать колокольню.

В Успенском храме монастыря некоторое время разрешалось служить. Однако перед Отечественной войной службы уже не проводились.

Сохранились свидетельства очевидцев мученической кончины иеромонаха Филиппа, оставшегося в монастыре. Он, не пожелав покинуть родную обитель, проживал в маленькой часовне, расположенной в западной стене монастыря. Жил он на средства, вырученные с продажи свитых им веревок. Однажды, как вспоминают очевидцы, когда престарелый отец Филипп находился в своей часовенке, кто-то подпер входную дверь и поджег часовню. Этим трагическим случаем и закончилась иноческая жизнь в старинном монастыре. О судьбах остальных насельников обители ничего достоверно не известно.

За все годы Великой Отечественной войны в Пустынках не было разрушено ни одного здания, не погиб ни один ребенок, хотя детдом не был эвакуирован. Даже когда местные партизаны на территории монастыря убили полицейского и наставников бросили в тюрьму, никто из них не был расстрелян, все вскоре вернулись к детям.

В 1942 году в течение трех летних месяцев на территории монастыря базировалась немецкая воинская часть, направлявшаяся на Курскую дугу из Северной Африки.

Радостным знаком скорого освобождения Отечества от немецко-фашистских захватчиков стало явление Нерукотворного лика Спасителя на стене одного из классов Пустынской школы. К сожалению, его вскоре забелили, поэтому даже не все детдомовцы и воспитатели смогли его увидеть.

28 сентября 1943 г. Мстиславщина была освобождена 196-й отдельной танковой бригадой, возглавляемой полковником Ефимом Духовным. Во время наступления войск Красной Армии в мае-июне 1944 года на территории Пустынского монастыря дислоцировался 46-й Гвардейский Краснознаменный, ордена Суворова 3 степени Таманский авиаполк ночных бомбардировщиц.

В послевоенное время монастырские стены вновь приютили детей-сирот, число которых достигало 350 человек. Школа, которую помимо детдомовских ребят посещали и дети из местных деревень, продолжала свою работу. Во многом благодаря размещению в Пустынках детского дома монастырские постройки сохранились до наших дней.

За годы богоборческой власти совершалось варварское разрушение зданий монастырского комплекса. Не только вынули окна, разобрали крыши, но и взорвали полы, растащили печи... Стены Успенского собора пытались сломать тракторами, частично была разобрана одна из стен. Ограду вокруг обители почти всю разворовали. В довершение всех злодеяний на территории обители стали проводить учения по гражданской обороне. Сожгли и сломали то, что еще оставалось уцелевшим. И когда уже нечего было крушить, оставили монастырь на разрушение природным стихиям. Территория поросла кустарниками, деревьями и бурьяном. Вот и все, что осталось к началу нового тысячелетия.

28 августа 2003 г. на престольный день в обители был совершен первый после долгих лет запустения молебен. Испросив Божиего благословения, братия, паломники и рабочие начинают кропотливое, трудоемкое и нелегкое восстановление монастыря.

Прежде всего, был восстановлен храм Рождества Божией Матери – место для главного делания монахов – молитвы. Также были отремонтированы братские корпуса, построена купель и облагорожен источник, сооружена лестница к храму и произведено частичное благоустройство территории.

Рассказывают, что в 2003 году , когда сюда пришли монахи и стали возрождать монастырь, то они легли спать в одной из комнат. А утром увидели на стене лик Христа . С каждым днем лик проступал все больше. Специалисты, которые приехали проверить этот факт, засвидетельствовали, что это нерукотворный образ. Каждый день сюда приходят поломники, чтобы прикоснуться к святыне.


Это случилось вот в этом корпусе.


Седьмое августа 2005 года стало вторым днем рождения для храма на источнике – его освятили Митрополит Филарет, Архиепископ Стефан и Епископ Софроний.

Весной 2007 года на частично отреставрированную звонницу были установлены вновь отлитые колокола. Колокол весом в полторы тонны был приобретен на средства Могилевской епархии. А вот несколько звонов поменьше подарил Пустынскому монастырю россиянин из Магнитогорска – Виталий Гутиков.

27 декабря 2005 года Пустынский Свято-Успенский мужской монастырь пережил важное событие: в нем состоялся первый монашеский постриг. На сегодняшний день в обители пять монахов, трое из них – иеромонахи, один - иеродиакон. Через столько десятилетий запустения в святой обители снова зажжена свеча молитвы. Ежедневно проводятся богослужения, поется акафист Божией Матери, а главное – в праздничные дни, в субботу и воскресенье, в дни памяти чтимых святых совершается Божественная Евхаристия.

Сейчас Свято-Успенский Пустынский мужской монастырь существует благодаря трудам и заботам Преосвященнейшего Софрония, Епископа Могилевского и Мстиславского, Священноархимандрита этой обители. Владыка Софроний духовно окормляет братию, заботится о возрождении их душ, решает все затруднительные вопросы, возникающие у насельников монастыря.

Братия монастыря ежедневно несет послушания в храме, в трапезной, на огороде, на подсобном хозяйстве.

В дело возрождения обители огромный вклад внесли прихожане Свято-Михайловского храма г. Климовичи и Свято-Вознесенского храма г. Горки. Почти еженедельно, по субботам, а иногда и среди недели, не взирая на немалое расстояние, приезжают в Пустынки эти неутомимые трудолюбивые труженики. За годы возрождения монастыря они выполнили и выполняют много работ. Да благословит Господь все их добрые начинания.

Самый значительный на северо-востоке Беларуси монастырский комплекс Пустынок привлекает к себе многочисленных паломников и туристов. В мягко очерченном пейзаже белорусско-российского пограничья Свято-Успенская обитель являет собой символический мост между двумя братскими народами и странами.

Христианство дарует свободу и требует от человека свободы: свободы, прежде всего от порабощенности собою, свободы зрения, слуха, обращенности ума и сердца. Ибо только в этой свободе загорается «радость о…», любованье, только в ней все становится прозрачным для Царства Божьего и восстанавливается утраченная в «первородном грехе» целостность личности.

Такая свобода позволяет видеть осколки, фрагменты, «штрихи» будущей вечности на лицах людей, в красоте природы, архитектуры… Все это – подарки Божьи и потому – «теоцентричны». Ничто из этого не Бог, но все это от Него и потому о Нем.

Величественные руины Успенского собора, которому в 2008 году исполнилось 200 лет, стремящаяся ввысь звонница, журчащий источник, небольшая речка у храма, природа – все это, являющее собой отблеск Царства Божия, – принадлежность сегодняшней "Пустынки"

Не так давно здесь царило запустение: заросли, завалы, руины. Сегодня обитель ожила. Паломники посещают дом Пречистой Божией Матери, покланяются явившемуся в бывшей монастырской школе нерукотворному образу Спасителя, желая прикоснуться к главному, к «единому на потребу», почерпнуть «праведность, мир и радость в Духе Святом».

Сделано многое, еще большее предстоит, но уже сейчас можно сказать: Пустынка преобразилась.


Своим внешним видом монастырь призван дарить людям радость, отражаясь в сердцах песнью о небесном, о Царстве Божьем, подаренном человечеству Христом. Пустынки – это место, где можно учиться претворять все, в том числе и любование природой, архитектурой, в общение с Богом.

В Мстиславльском районе всего в сотне метров от российской границы расположено одно очень замечательное место под названием Пустынки . Так обычно называли места, где располагались православные храмы. Белорусские Пустынки обычно не показаны на картах и сюда не ходят маршрутные автобусы, но все же здесь часто бывают люди - в основной своей массе туристы желающие поглядеть на монастырский комплекс основанный еще в 1380 году.


Комплекс расположен примерно в 10 километрах севернее Мстиславля. По преданию, его основал сын князя Альгерда Семен Лугвен. Парень ослеп, и мудрый старец сказал ему: “Иди в болота, там будет чудодейственная криница, омой из нее глаза и прозреешь”. Так все и получилось. После прозрения Лугвен увидел рядом икону Матери Божьей. Поняв это как знак, он основал на этом месте монастырь.

Ныне существующие здания (их около 10) строились на протяжении последних двух веков. Колокольня , построенная во второй половине 19 века была отреставрирована совсем недавно.


Еще во времена Второй Мировой войны здесь был детский дом. И чудом никто не погиб - немцы обходили бывший монастырь стороной. В 50-ые годы основная часть построек была взорвана большевиками и только в последние годы строения начинают восстанавливать.

Несколько лет назад сюда пришли православные монахи и теперь место обитаемо


Здание школы (конец 19 начало 20 века) является также интересным местом. По словам монахов после того как они поселились в монастыре на одной из внутренних стен здания появился лик Христа размерами 17*12 см.

Утверждают что он нерукотворный. Представители Белорусского Уфологического Комитета (а есть блин и такой!!!) детально исследовали образ и описали его


Хозяйственные корпуса

Церковь Рождества Богородицы впервые построенная в 1864 году на месте знаменитой криницы. В советское время партийные боссы переоборудовали церковь под БАНЮ!!! Во время одной из пьянок в "баню" ударила молния и после этого совки здесь больше не появлялись за исключением того момента, когда постройки были взорваны... Восстановлена церквоь силами монахов к 2003 году

А криница действует и поныне и как говорят исцеляет больных. Предание гласит, что если в эту воду нужно войти три раза с головой, то купель вычистит ему не только грязь, но и болезни, грехи. Конечно, полного исцеления и всепрощения ждать не стоит. Но случаи излечения даже от тяжелых недугов здесь были.

Очередная группа "исцелившихся" ступает к своему туристическому автобусу...


... но мы с ребятами чувствуем себя как-то не так в этом месте: я себе представлял большое количество развалин, а тут везде техника, часть зданий реставрированы (притом под "евро"), остальные обнесены заборами...

Отделяемся от всех групп и втихаря проникаем за забор. Перед нами Покровская церковь и келейный корпус построенные тоже в 60-х годах 19 века.

Из окна апсиды торчит крест


Но самое интересное нас ждало внутри руин Успенского собора построенного в 1801-08 гг. Это здание было самым главным в монастырском комплексе.

Величественные руины здания стоят в центре комплекса

Решив побродить вокруг них натыкаемся на небольшой проем в мощной казалось бы стене. Оказывается стена полая и внутри неё расположена крутая винтовая лестница ведущая наверх!!! Осторожно, чтобы не привлекать внимания экскурсионных групп, мы пробираемся наверх


Порой в стене встречаются проемы...

Наконец мы наверху! Отсюда открывается самый отличный и я бы даже сказал классический вид на Пустынки...

Вот из этой дыры мы вылезли наверх



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама