THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

В канун празднования Дня ВМФ и последних дискуссий в песочнице, решил вспомнить все крейсера, которые несли службу на КТОФ в постовоенные годы.
Почему именно крейсера...Наверное потому, что крейсер, наиболее функциональный и многоцелевой корабль. И именно крейсерская служба, являлась лучшей кузнеце кадров для флота.
Недаром на флоте говорили, "если хочешь усвоить Корабельный устав, отслужи на крейсере"
Сразу оговорюсь, что несмотря на то, что и в подводном флоте есть свои крейсера (РПКСН - ракетный подводный крейсер стратегического назначения). А этих самых РПКСН на ТОФ было две дивизии. Речь пойдет только о надводных крейсерах. И так.....

Самый многочисленный класс крейсеров на ТОФ был представлен легкими артиллерийскими крейсерами проекта 68-бис.
1. Легкий крейсер проекта 68-бис "Александр Суворов" годы службы 1951 -1992

1978 года, стенка "Дальзавода"

Стрельбы в Тихом океане

2. Легкий крейсер проекта 68-бис "Дмитрий Пожарский" годы службы 1952-1990
(мой любимый крейсер. Я на нем проходил крейсерскую практику на 1 и 2 курсах)
на фото крейсер стоит в парадном строю на День ВМФ


в Амурском заливе


Крейсера Пожарский и Суворов в "Дальзаводе" перед отправкой в бухту Труда

3 Легкий крейсер проекта 68-бис "Адмирал Лазарев" годы службы 1952-1991

на рейде Диксона. День ВМФ 1956 год

4 Легкий крейсер проекта 68-бис "Адмирал Сенявин" годы службы 1951-1992 годы
в 1966 модернизирован в проект 68у-2 (корабль управления)
Вместо кормовых башен устроена вертолетная площадка и ангар. Установлен ЗРК "Оса" и АК-230


Крейсер "Сенявин" на артиллерийских стрельбах в заливе Петра Великого у острова Желтухина

Следующий класс крейсеров ВМФ представлен ракетными крейсерами проекта 58
Эти корабли рождены в период хрущевского сокращения вооруженных сил и отказа от развития океанского флота. Считалось, что ракеты и так смогут долететь куда надо.
Поэтому появились крейсера водоизмещением 5000 тонн и с соответствующей автономностью плавания, но вооруженные мощным по тем временам комплексом ПКРК П-35

1. Ракетный крейсер проекта 58 1961 -1991

На 33 причале, в окружении БПК и СКРов

2. Ракетный крейсер проекта 58 "Адмирал Фокин" года службы 1960 -1995
до 1964 года носил имя "Владивосток"
В море


На Новом пирсе в Техасе.

Нестандартным типом крейсера так же был крейсер проекта 1134 изначально это был БПК, но затем его перевели в разряд ракетных крейсеров.
На ТОФ был всего один представитель этого проекта из 4-х построенных
1. Ракетный крейсер проекта 1134 "Владивосток" года службы 1964 -1991


в Абреке

в конеце 70-х в СССР начали строительство авианесущих кораблей. Первыми были построены Противолодочные крейсера (вертолетоносцы) проекта 1123
"Москва" и "Ленинград" У нас на ТОФ их к счастью не было.
Затем были построены тяжелые авианесущие крейсера проекта 1143. Два корабля этого проекта несли службу у нас на флоте. По большому счету, корабли тоже были не удачными, т.к не могли полноценно выполнять ни функции авианосца, ни функции крейсера.
1. тяжелый авианесущий крейсер проекта 1143 "Минск" годы службы 1972-1994
1981 год, рейд Владивостока


2 Тяжелый авианесущий крейсер проекта 1143 "Новороссийск" годы службы 1975-1994

1985 год, ткр "Новороссийск" на выполнении задач

В 1985 году на ТОФ пришел тркр "Фрунзе" . Это был второй корпус крейсеров проекта 1134 типа "Киров"
Всего было построено 4 корабля этого проекта: "Киров" "Фрунзе" "Калинин" "Петр Великий"
В строю сейчас находится только "Петр Великий". Остальные корпуса ожидают модернизации
Крейсер "Фрунзе" был переименован в
Крейсера этого проекта по праву считаются одними из лучших в мире, практически по всем показателям.

1. Тяжелый атомный ракетный крейсер проекта 1144 "Фрунзе" годы службы 1978 по настоящее время

Сейчас ТОФ представлен только одним крейсером. Это крейсер проекта 1164 "Варяг" (ранее "Червона Украина")
Корабли этого проекта во многом повторяют проект 1144, за исключением энергетической установки и меньшего размера.
В свое время, за своеобразное размещение ракетных пусковых установок, крейсера этого проекта называли "свирепым оскалом социализма"

1.Гвардейский Ракетный крейсер проекта 1164годы службы 1979 -

Все эти великолепные корабли, в разное время несли службы в мировом океане и выполняли самые различные задачи по обеспечению безопасности Родины.
Их командиры и экипажи, многое сделали для нашего города и края. И было бы правильнее, если бы мы больше уделяли внимания не псевдоистории...а настоящей истории нашего края
Я уверен, что среди командиров и офицеров наших крейсеров можно найти достойных людей, которых нужно вписать в страницы истории города...
Всех с наступающим Днем ВМФ России!!!

Приказом Главнокомандующего Военно-Морским флотом Российской Федерации №235 от 15 апреля 1999 года датой образования Тихоокеанского флота установлено 21 мая 1731 года.

Еще в царствование Анны Иоанновны (1730 – 1740) в столицу России стали поступать сведения о нападениях японцев, китайцев и маньчжуров на дальневосточные территории Российской империи. Для защиты земель, морских торговых путей и промыслов российские дальневосточники вынуждены были строить корабли и суда, размещая их при военных портах.

21 мая (10 – по старому стилю) 1731 года Сенатом был учрежден Охотский военный порт - первое постоянно действующее Военно-морское подразделение России на Дальнем Востоке. Таким образом, корабли и суда Охотского порта явились начальным звеном в зарождении морских сил России на Дальнем Востоке, которые сыграли решающую роль в обеспечении защиты ее интересов в регионе, и впоследствии превратились в Тихоокеанский флот .

Но еще в первой половине XVII века началось проникновение русских к дальневосточным берегам Тихого океана, началось постоянное изучение и освоение их. Есть документы, подтверждающие реальность выхода русских первооткрывателей к Тихому океану уже в 1639-1641 гг.

Ранее День образования Тихоокеанского военно-морского флота отмечали 21 апреля. Однако историки доказали, что исходной датой следует считать 21 мая 1731 г., когда был издан Указ Сената об учреждении Охотской военной флотилии. Приказом главнокомандующего ВМФ утверждена новая дата образования Тихоокеанского флота России .

Тихоокеанский флот

Тихоокеанский флот (ТОФ) - оперативно-стратегическое объединение Военно-Морского Флота России.

Тихоокеанский флот России , как составная часть Военно-Морского Флота и Вооруженных Сил России в целом, является средством обеспечения военной безопасности России в азиатско-тихоокеанском регионе.

Для выполнения поставленных задач Тихоокеанский флот имеет в своем составе ракетные подводные крейсера стратегического назначения, многоцелевые атомные и дизельные подводные лодки, надводные корабли для действий в океанской и ближней морской зонах, морскую ракетоносную, противолодочную и истребительную авиацию, части береговых войск.

Основными задачами Тихоокеанского флота России в настоящее время являются:

поддержание морских стратегических ядерных сил в постоянной готовности в интересах ядерного сдерживания; защита экономической зоны и районов производственной деятельности, пресечение незаконной производственной деятельности; обеспечение безопасности судоходства; выполнение внешнеполитических акций правительства в экономически важных районах Мирового океана (визиты, деловые заходы, совместные учения, действия в составе миротворческих сил и др.)

Тихоокеанский флот - самое крупное оперативно-тактическое объединение ВМФ России, фактор мира и военно-политического равновесия на Тихом океане и российских дальневосточных рубежах.

История Тихоокеанского флота

История Тихоокеанского флота как штатного объединения начинается лишь в конце XIX века, но российские моряки освоили океан гораздо раньше. В XVII-XVIII веках на камчатском и охотском побережьях возникают первые поселения, основанные казаками-землепроходцами и мореплавателями. «Великая северная экспедиция» Беринга и другие плавания XVIII века дают России и миру точную картографию северной части Тихого океана. Тогда же начинается освоение биологических ресурсов региона - морского зверя, китов, рыбы. Дальний Восток не имел тесной связи с Россией, а приморский край и вовсе не принадлежал ей - современная граница по Амуру и Уссури была утверждена лишь в 1860 году.

Тогда же, 20 июня 1860 года, на берегу бухты Золотой Рог был основан город и порт Владивосток - будущая столица российского Приморья. Базировавшиеся в городе боевые корабли сразу стали активным инструментом российской политики в регионе. В 1863 году в Сан-Франциско из Владивостока отправилась эскадра из шести вымпелов под командованием контр-адмирала Попова. Одновременный приход в Нью-Йорк Балтийской эскадры контр-адмирала Лесовского стал весомым аргументом в поддержку Северных штатов в гражданской войне в США. Русские корабли на Тихом и Атлантическом океанах стали одним из важнейших факторов, предотвративших вмешательство Англии в гражданскую войну на стороне Юга.

Официальной столицей Приморья и флота Владивосток стал в 1871 году, когда туда перенесли из Николаевска-на-Амуре резиденцию губернатора и главную базу Сибирской военной флотилии. В 1880 году открылось регулярное сообщение по линии Одесса-Владивосток. Путь через два океана занимал тогда 46 дней. Окончательно город и базу флота связала с центральной Россией транссибирская железная дорога, движение по которой началось в 1903 году.

В конце XIX века запад Тихого океана стал ареной соперничества между Россией и Японией. Некогда дружеские отношения двух стран, позволявшие тихоокеанской эскадре зимовать в незамерзающем Нагасаки, охладели. Усиление России в Приморье и Манчжурии наносило удар по растущим интересам Японии. Война 1904-1905 годов, которую Япония вела на английские займы кораблями английской постройки, была проиграна Россией в силу ряда причин, главными из которых были некомпетентность высшего командного состава и удаленность театра военных действий от ведущих промышленных регионов страны. В дальневосточных водах российский флот потерпел крупнейшее в своей истории поражение - в Цусимском бою. Эта война вошла в память и бессмертными подвигами крейсера «Варяг», эскадренного миноносца «Стерегущий», броненосца береговой обороны «Адмирал Ушаков» - погибших в боях против многократно превосходящего противника.

После поражения в русско-японской войне морские силы России на Дальнем Востоке были резко ограничены. Тихоокеанский флот вновь превращается в Сибирскую флотилию, предназначенную для береговой обороны. Восстановление морских сил в Приморье начинается уже после революции и гражданской войны, в 30-е годы. Статус флота был присвоен морским силам Дальнего Востока 11 января 1935 года. Первым командующим советского Тихоокеанского флота стал флагман флота 1 ранга Михаил Викторов.

В 30-е годы силы Тихоокеанского флота принимали участие в локальных конфликтах - авиация флота вела воздушные бои с японскими самолетами во время боев у озера Хасан и на реке Халхин-Гол. В Великой Отечественной войне флот участия не принимал, но часть подводных лодок и эсминцев Тихоокеанского флота перешла на Север, где участвовала в боях. Главной задачей флота была защита морских границ и дальневосточных коммуникаций СССР в случае войны с Японией. Летом 1945 года Тихоокеанский флот и Амурская флотилия активно участвовали в боевых действиях против Японии. Корабли флота высаживали десанты на южном Сахалине и Курильских островах.

В первые послевоенные годы Тихоокеанский флот продолжал выполнять оборонительные задачи - СССР значительно уступал в морской мощи своим противникам по Холодной войне. Возможности флота возросли после появления в его составе новейших на тот момент легких крейсеров проекта 68бис, эскадренных миноносцев проекта 30бис и 56, дизельных подводных лодок проекта 611 и 613 - новые боевые единицы позволили флоту «оторваться от побережья» и выйти в океан.

После появления в составе флота атомных подводных лодок система базирования претерпела значительные изменения. Атомоходы, которым для выполнения боевых задач требовался свободный выход на оперативный простор, не стесненный узостями проливов, получили базу в Петропавловске-Камчатском. С середины 60-х по конец 80-х годов Тихоокеанский флот СССР решал различные задачи. Главными среди них были: боевое дежурство ракетных подводных крейсеров стратегического назначения в готовности к нанесению ядерного удара, слежение за авианосными ударными группировками и атомными подводными лодками «вероятного противника» и обеспечение советского присутствия в Индийском океане, где несла службу 8-я оперативная эскадра ВМФ СССР. Кроме того, располагая самой мощной среди советских флотов группировкой морской пехоты, Тихоокеанский флот должен был в случае необходимости обеспечить высадку советских войск на японских островах.


Вернуться к календарю Праздников

Любое государство во все времена можно было охарактеризовать, анализируя три основных аспекта, а именно: уровень свободы граждан, превалирующий метод регулирования общественных отношений, развитость силовых структур и вооруженных сил. Последний элемент имеет большое значение даже в современном мире. Казалось бы, зачем сегодня нужна сильная армия, если большинство масштабных военных конфликтов были окончены еще в XX веке? Ведь действительно значимых международных проблем сегодня попросту нет. Тем не менее XXI век, как показали последние события, не является «оазисом» стабильности. Большинство государств не доверяют иным представителям международной арены. Подобный режим взаимодействия представляет собой бомбу замедленного действия, которая может в будущем перерасти в полноценную войну. Чтобы такого не случилось, государства обязаны наращивать военную мощь для подавления любого рода провокации. Следует отметить, что в некоторых государствах сегодня уже существуют высокомобильные и боеспособные подразделения. К числу подобных стран относится Российская Федерация. В составе её вооруженных сил присутствует Тихоокеанский военно-морской флот, который имеет крайне интересную историю и ряд характерных особенностей.

ВМФ Российской Федерации

Флот является основной боевой группировкой на воде. На протяжении всей истории данный вид войск модернизировался и становился все более смертоносным. Что касается России, то наше государство не всегда славилось развитыми военно-морскими силами, если сравнивать их с аналогичными подразделениями Англии, Испании и Португалии. Тем не менее прорубленный Петром I «выход в Европу» дал возможность развить новый сектор военного искусства. На сегодняшний день Военно-морской флот Российской Федерации – это одна из составляющих вооруженных сил государства. Она имеет свою структуру и ряд функциональных задач, отличающихся спецификой.

Состав ВМФ

Структуру Военно-морского флота можно рассматривать с двух позиций. В первом случае необходимо брать во внимание отдельные подразделения, входящие в представленный род войск. На сегодняшний день в составе ВМФ России присутствуют:

надводные и подводные силы;морская авиация;береговые войска флота.

Но помимо деления на конкретные силовые структуры, весь Военно-Морской флот Российской Федерации делится на определенные части, образованные стратегической необходимостью и территориальной расположенностью. В соответствии с этим выделяют:

Балтийский.Северный.Каспийский.Черноморский.Тихоокеанский флот.

Последняя группировка является одной из самых масштабных, если учитывать численность техники и личного состава.

ВМФ России – Тихоокеанский флот

На сегодняшний день Российская Федерация является одной из самых больших стран по территориальности. Флот в данном случае – это способ защитить основные выходы державы к Мировому океану. Тихоокеанский флот ВМФ России является военной группировкой одноименного рода войск, входящего в Вооруженные силы государства. В его составе присутствует большое количество специальных технических средств. С их помощью группировка обеспечивает безопасность в Азиатско-тихоокеанском регионе.


Поистине легендарная история представленной военной группировки обусловила её популярность и авторитет. Данный факт проявляется в существовании памятной даты, посвященной этому структурному подразделению вооруженных сил. Таким образом, 21 мая – это день Тихоокеанского флота ВМФ России.

Имперский период в истории тихоокеанской группировки ВМФ

Территория Российской Федерации простирается на многие километры. Поэтому государство имеет множество выходов к морю. Но Тихоокеанский флот существовал далеко не всегда. Отправной точкой в его истории является 1716 год, когда был создан Охотский военный порт. На протяжении долго времени данная локация являлась основной морской базой на дальневосточных территориях. Следующим этапом развития структурного элемента ВМФ стал 1731 год. Эта дата ознаменовала появление Охотской военной флотилии, указ о создании которой был отдан императрицей Анной Иоанновной.

Свое первое крещение Тихоокеанский флот получил в 1854 году. С 18 по 24 августа два корабля, «Аврора» и «Двина», оказывали сопротивление превосходящей по силам англо-французской эскадре. В начале XX века Российская Империя начинает наращивать мощь тихоокеанской группировки в связи с обострением конфликтов с Японией. В этот период Тихоокеанский флот ВМФ России базируется на пункте известном как Порт-Артур.
В 1904 году, в ходе русско-японской войны большая часть имперского флота была уничтожена, так как силы противника на море были превосходящими.

Тихоокеанский флот ВМФ России сыграл значимую роль в процессе становления власти советов на Дальнем востоке в 1917 году. Большая часть матросов группировки боролась за становление «красного» режима. Однако Тихоокеанский флот в 1926 году был расформирован. Восстановление подразделения произошло лишь через 6 лет. А уже с 1937 года начинает функционировать Тихоокеанское военно-морское училище. В период Второй мировой войны подразделение боролось с немцами и японцами.

После обретения РФ независимости Тихоокеанский флот ВМФ России, состав которого представлен в статье, начал стремительно развиваться. Эволюция этого подразделения вооруженных сил объясняется достаточно просто. Дальний Восток представляет важное стратегическое значение. Потому его защита является первостепенной задачей. В соответствии с этим в 2000 годах начинается тотальное техническое обновление Тихоокеанского флота.

На сегодняшний день представленное подразделение является одним из наиболее боеспособных, если анализировать всю структуру ВМФ. Тихоокеанский флот ВМФ России, контакты которого можно найти в интернете, имеет целый спектр функциональных направлений, которые будут представлены далее.

Основные задачи группировки

На сегодняшний день возникает множество вопросов о том, чем занимается Тихоокеанский флот ВМФ России, состав которого представлен в статье? Даже невзирая на относительно мирный климат, царящий во всем международном сообществе, упомянутая в статье военная группировка выполняет огромное количество функциональных задач.

Тихоокеанский флот ВМФ России обеспечивает поддержание стратегических сил в боевой готовности для сдерживания возможной ядерной агрессии.Группировка защищает основные экономические районы в подконтрольном регионе.Обеспечивает реализацию любого рода внешнеполитических акций: деловых визитов, учений, миротворческих операций и т. п.Тихоокеанский флот ВМФ России, фото которого представлены в данной статье, также занимается обеспечением безопасности судоходства.

Таким образом, подразделение реализует важные задачи на территории дальневосточного региона. С целью обеспечения эффективности выполнения основных функций в Охотском море действует сразу несколько баз группировки. На сегодняшний день существует пять основных мест, где расположен Тихоокеанский флот ВМФ России. Владивосток является главной базой. Помимо неё, технический и личный состав группировки располагается в Фокино, Большом Камне, Вилючинске и Советской Гавани. Таким образом, дальневосточный рубеж перекрывается сразу по нескольким направлениям, что позволяет формированию более эффективно реализовать свои задачи.

Техническое оснащение Тихоокеанского флота

В состав дальневосточной группировки ВМФ на сегодняшний день входит большое количество техники разного типа. Сегодня основой Тихоокеанского флота являются следующие технические средства, а именно:

подводные крейсеры;подводные лодки атомного и дизельного типа;надводные корабли, которые действуют в ближних морских и океанских зонах;ракетоносные, противолодочные, истребительные самолеты.

Если анализировать техническую составляющую Тихоокеанского флота более детально, то его основу составляют крейсеры проекта «Орлан», миноносцы «Сарыч», малые противолодочные корабли «Альбатрос», ракетные катера «Молния», противодиверсионные катера «Грачонок» и т. д. Элитой подразделений подводного типа являются большие и малые атомные подлодки «Антей» и «Щука-Б».

Особенности организационного состава Тихоокеанского флота

Следует отметить, что в структуре подразделения имеются не только подводные и надводные силы, но еще и некоторые специальные формирования. К примеру, большое значение играют группировки морской пехоты, зенитно-ракетные подразделения и подразделения радиоэлектронной борьбы. Данные формирования обеспечивают эффективное выполнение функциональных задач, а также высокий уровень безопасности на дальневосточных рубежах.

Но возникает логичный вопрос, чем знаменит Тихоокеанский флот ВМФ России, помимо упомянутой технической базы? Ответом является легендарный флагманский корабль «Варяг».

Флагман ТОФ

Тихоокеанский флот ВМФ России, база которого располагается во Владивостоке, имеет в своем составе основной, ведущий корабль. Флагман проекта 1164 «Варяг» был спущен на воду в 1982 году. Невзирая на свой возраст, корабль отлично подходит для выполнения боевых задач современности. Он способен развить скорость до 32 узлов. Автономность плаванья может продолжаться около 30 дней. «Варяг» может содержать на своем борту 680 человек экипажа и преодолевать расстояние в 7000 миль. Показатель водоизмещения корабля составляет 11 300 тонн.

Что касается военной мощи, то ракетный крейсер «Варяг» может соперничать со многими современными кораблями. Вооружение флагмана состоит из нескольких элементов. Это:

вертолет «Ка-27»;2 зенитных комплексатипа «Оса»;2 торпедных аппарата;8 зенитно-ракетных комплекса «Форт»;16 установок типа «Вулкан»;6 установок «АК-630»;одна установка «АК-130».

Таким образом, корабль, если учитывать его технические характеристики, может с достоинством носить статус флагмана.

Деятельность флагмана

Даже с учетом авторитетного статуса корабля «Варяг», он является боевым ракетным крейсером, который можно применять для выполнения боевых задач, о чем уже было указано ранее. Наиболее яркими примерами деятельности флагмана за последнее время является его участие в нескольких операциях. Во-первых, «Варяг» принял участие в российско-индийских флотских учениях, которые проходили в 2015 году с 7 по 12 декабря. Во-вторых, 3 января 2016 года крейсер сменил корабль «Москва» и обеспечил выполнение боевой задачи. Его основной целью было прикрытие авиагруппы ВВС Российской Федерации, которая действовала в тот момент на территории Сирии. Все поставленные перед флагманом цели были выполнены. Поэтому уже к лету 2016 года корабль вернулся во Владивосток со всем экипажем на своем борту.

Заключение

Итак, мы попытались выяснить техническое состояние и основные задачи, которые осуществляет Тихоокеанский флот ВМФ России. Владивосток является основной базой формирования на сегодняшний день. Следует отметить, что группировка представляет собой одно из самых смертоносных и развитых подразделений в составе Вооруженных сил РФ. Поэтому за безопасность дальневосточных морских границ нашей державы можно не беспокоиться.

Формальной датой основания Тихоокеанского флота России, крупнейшего на сегодняшний день оперативно-тактического объединения отечественного ВМФ, считается 21 (10 по старому стилю) мая 1731 года. В этот день указом Сената была учреждена Охотская военная флотилия и определено место ее базирования - вновь создаваемый Охотский военный порт. Эта дата была установлена приказом главкома ВМФ России от 15 апреля 1999 года в качестве дня рождения ТОФ. По иронии судьбы тот приказ практически совпал с другой, неформальной датой основания Тихоокеанского флота - 21 апреля: в этот день в 1932 году был издан приказ №1 по Морским силам Дальнего Востока.

Если ненадолго вернуться к событиям XVIII века, определившим историю Тихоокеанского флота, то можно заметить, что первые настоящие боевые суда на Дальнем Востоке появились только в 1799 году, когда по приказу императора Павла I в Охотск отправилось три фрегата и три малых корабля - первенцы постоянно действующей военной флотилии. После обороны Петропавловска-Камчатского флот на Тихом океане стал всемирно известной военной силой, а в результате Русско-японской войны 1904–1905 годов, увы, фактически перестал существовать: к началу Первой мировой в состав Сибирской военной флотилии входило всего два крейсера, 8 эсминцев, 17 миноносцев и 13 подводных лодок. Но и от тех к 1922 году, когда советская власть впервые взялась за создание Морских сил Дальнего Востока, оставалось всего ничего: все корабли были далеко не новыми, и надолго их не хватило. Поэтому в 1926 году соединение было расформировано, и лишь спустя пять лет Москва вновь вернулась к идее восстановить военный флот на Тихом океане. Но на сей раз это было реальное стратегическое решение, которое привело в итоге к созданию одного из самых сильных флотов мира.

Крейсер «Жемчуг» в составе Сибирской флотилии. Фото: wikipedia.org

Окончательное решение о том, что на Тихом океане военно-морской флот не просто необходим, а требуется немедленно, чтобы не допустить оккупации советского Дальнего Востока, было принято в конце лета 1931 года. Основанием для этого стал визит военной комиссии во главе с наркомом обороны Климентом Ворошиловым во Владивосток, из которого первый красный маршал привез однозначный и неутешительный вывод: «Захват Владивостока является простой экспедицией, которая может быть поручена любому подставному авантюристу».

Когда 18 сентября 1931-го японская Квантунская армия вторглась в Китай и на восточных границах СССР появилось контролируемое из Токио государство Манчжоу-Го, слова наркома стали восприниматься как пророческие. И 25 февраля 1932 года Реввоенсовет принял «План мероприятий по сформированию МСДВ», то есть Морских сил Дальнего Востока. Придумывать для Тихоокеанского флота новое название не стали - обошлись знакомым с 1922 года. Тем более что это наименование соответствовало принятой системе наименования флотов в СССР того периода: точно так же именовались морские силы на Балтике и Черном море.

Командующего новым формированием назначили 15 марта 1932 года. Им стал действующий начальник Морских сил Балтийского моря, выпускник Морского кадетского корпуса (окончил в 1913 году с отличием), участник Первой мировой и Гражданской войн Михаил Викторов. Назначение закономерное: в кратчайшее время подготовить достаточное число моряков, прежде всего командиров, способных сформировать практически с нуля новый флот, было невозможно, и требовалось откомандировать на Дальний Восток специалистов из Кронштадта и Севастополя. А делать это было удобнее всего, когда их зовет за собой авторитетный командир - ну, если не считать, конечно, возможностей политических (а компартия и комсомол немедленно объявили призыв коммунистов и комсомольцев на новый флот).

Первым приказом нового командующего Морскими силами Дальнего Востока, изданным 21 апреля 1932 года, были объявлены соединения, части, корабли и учреждения нового флота. Согласно документу, подписанному Викторовым, в состав МСДВ были включены: бригада заграждения и траления (состоявшая из минных заградителей «Ставрополь», «Томск» и «Эривань»), сторожевой корабль «Красный вымпел», подразделения береговой обороны - 9-я артиллерийская бригада и 12-й полк ПВО и военно-воздушных сил - 19-я тяжелая авиабригада и 111-я эскадрилья дальних разведчиков. Кроме них, в состав нового формирования вошел Владивостокский военный порт, а местами базирования стали остров Русский и владивостокские бухты Золотой Рог и Улисс.

На бумаге все выглядело грозно и солидно, но «в металле» все было куда более плачевно. Минзаг «Ставрополь» (позднее переименованный в «Ворошиловск») был бывшим транспортным пароходом «Котик», некогда купленным для полярной экспедиции Григория Седова. «Томск» и «Эривань» представляли собой торговые транспорты, которые к моменту выхода приказа еще даже не были переданы в ведение Рабоче-крестьянского красного флота и только заходили на переоборудование. А сторожевик «Красный вымпел» построили в 1910 году как яхту для нужд камчатского губернатора и только в 1922 году по большой бедности переклассифицировали в боевой корабль.

Все это означало одно: чтобы создать полноценный флот на Тихом океане, нужны особые, ранее не предпринимавшиеся усилия и совершенно новые решения. И в Москве их сумели найти. Прежде всего, решено было сделать ставку на маломерный и подводный флот, причем для ускорения процесса корабли закладывали на судостроительных заводах в Ленинграде и Николаеве, а оттуда по железной дороге перебрасывали во Владивосток. Именно так 11 мая 1932 года в распоряжение МСДВ прибыли первые 12 торпедных катеров типа Ш-4, построенных ленинградскими корабелами. Это были первые корабли специальной военной постройки, вошедшие в состав нового флота. А менее чем через месяц торпедные катера уже вышли в море на рекогносцировку и слаживание экипажей. Кстати, личный состав для новых кораблей прибывал зачастую вместе с ними: это были офицеры и моряки из Кронштадта и Севастополя.

Следующим крупным прибавлением в составе Морских сил Дальнего Востока стали 12 подводных лодок типа «Щ» V серии. Их заложили на Балтийском заводе еще в декабре 1931 года, то есть даже до того, как решение о создании флота на Тихом океане было оформлено документально. Строили лодки с колоссальным напряжением всех сил и средств и потому справились с задачей достаточно быстро: уже 1 июня 1932 года первый эшелон с секциями подводной лодки типа «Щ» отправился из Ленинграда во Владивосток. Технологически вопрос достройки лодок решался просто: на владивостокском Дальзаводе (в дальнейшем завод №202) и на Хабаровском судомеханическом заводе (№368) из доставленных по железной дороге секций и набора оборудования субмарины собирали заново и спускали на воду. Справиться со сдачей флоту всех 12 лодок типа «Щ» удалось всего за пять месяцев, с 1 июня по 7 октября. 23 сентября 1933 года на первых двух тихоокеанских лодках Щ-11 «Карась» и Щ-12 «Лещ» (позднее переименованы в Щ-101 и Щ-102) подняли военно-морские флаги, а к концу сентября 1934-го вступила в строй вся дюжина лодок этого типа.

К этому времени во Владивостоке уже вовсю шла работа по подготовке к сдаче флоту второй серии подводных лодок - типа «М». На Дальний Восток отправилось 28 субмарин этого типа - практически вся серия VI, с которой началась история «Малюток». Первые лодки типа «М», которые можно было перевозить по железной дороге почти целиком, сняв только рубку и оборудование, отправились из Николаева во Владивосток 1 декабря 1933 года и прибыли на месте 6 января 1934-го. Через три с небольшим месяца, 28 апреля в состав МСДВ вошли две первые «Малютки» - М-1 и М-2, а последняя, 28-я лодка этой серии - М-28 - в августе 1935 года вошла в состав уже Тихоокеанского флота, в который Морские силы Дальнего Востока были переименованы 11 января 1935 года.

Прирастали дальневосточные военно-морские силы и новыми надводными кораблями. В 1931–1935 годах в Ленинграде и Николаеве для Дальнего Востока было заложено шесть сторожевиков типа «Ураган», получивших имена «Метель», «Вьюга», «Гром», «Бурун», «Молния» и «Зарница». Как и подлодки, их после строительства разбирали на секции, которые отправляли во Владивосток по железной дороге, затем вновь собирали и спускали на воду. В 1936 году Северным морским путем во Владивосток перешли несколько кораблей Балтийского и Черноморского флотов. И к этому же времени начали работать на полную мощность дальневосточные судостроительные заводы.

К 1939 году в составе ТОФ насчитывалось более 100 кораблей и подводных лодок, в том числе и 13 новейших субмарин типа «С». Кстати, именно на Тихом океане подлодки впервые в истории отечественного ВМФ стали основной ударной силой отдельно взятого флота. А к началу войны с Японией в 1945 году Тихоокеанский флот был уже вполне грозной силой: в его составе ходили два крейсера, лидер, 12 эсминцев, 19 сторожевых кораблей, 10 минных заградителей, 78 подводных лодок и свыше 300 более мелких боевых кораблей. Причем командные кадры для них готовили уже не только в Ленинграде и Севастополе, но и на месте: с 1937 года этим занималось Тихоокеанское военно-морское училище имени адмирала С.О. Макарова во Владивостоке.

Кадры эти потом ярко проявляли себя не только на дальневосточном, но и на всех других морских театрах военных действий. Так, например, будущий адмирал, главком ВМФ Сергей Горшков после перевода в состав МСДВ стал штурманом минзага «Томск», а затем и флагманским штурманом всей бригады заграждения и траления. В той же бригаде на должности флагманского минера служил будущий главком Северного флота в годы Великой Отечественной войны и послевоенный командующий Балтфлотом Арсений Головко. А адмирал Николай Кузнецов, ставший самым молодым наркомом ВМФ в Советском Союзе, был переведен в Москву из Владивостока в марте 1939 года, после того как побыл сначала заместителем, а потом и командующим Тихоокеанским флотом.

Далее в рубрике Взятие Наварина - первая крупная русская победа на Средиземном море 21 апреля 1770 года русский десантный отряд под командованием Ивана Абрамовича Ганнибала овладел крепостью Наварин Читайте в рубрике «История» Дарья Салтыкова – самая известная садистка Дело за расследованием преступлением кровавой барыни находилось на личном контроле Екатерины II

Тихоокеанский флот РФ защищает интересы России в том регионе, который уже стал новым экономическим центром мира и очень быстро становится центром военным и политическим. По чисто географическим обстоятельствам в случае войны он окажется изолирован от остальных трех российских флотов. Более того, внутри самого ТОФ будут изолированы друг от друга Приморская и Камчатская флотилии. При этом на самом Дальнем Востоке кораблестроение и судоремонт развиты гораздо хуже, чем в европейской части страны.

Большой противолодочный корабль «Адмирал Пантелеев»

Что есть у России на Тихоокеанском флоте

Сегодня в состав ТОФ входят:
— 3 атомных ракетных подлодки (РПК СН или ПЛАРБ) пр. 667БДР (устарели и в ближайшее время будут списаны);
— по 5 и (из них по 3 в ремонте или консервации);
— 8 дизельных ;
— пр. 1164 (атомный ракетный крейсер «Адмирал Лазарев» пр. 1144 находится в консервации и шансов выйти из нее не имеет);
— 1 эсминец пр. 956 (еще 3 в консервации без шансов на реанимацию);
— 4 больших противолодочных корабля (БПК) пр. 1155;
— 8 МПК пр. 1124М;
— 4 малых ракетных корабля (МРК) пр. 12341;
— 10 ракетных катеров пр. 12411;
— 9 тральщиков;
— 4 больших десантных корабля (БДК), из них 1 крайне устаревший пр. 1171, 2 пр. 775 и 1 пр. 775М.

Практически все эти корабли введены в строй в 1980-е годы. Никакого реального обновления ТОФ не ожидается, если не считать 1 — весьма неудачного по конструкции корабля, рассчитанного на экспорт в развивающиеся страны, но зачем-то навязанного ВМФ РФ.

Кроме того, видимо, именно на ТОФ приткнут два французских недоразумения, известные как . Впрочем, это логично. Единственная мыслимая задача для этих железных коробок в составе ВМФ РФ – использование их в качестве транспортных судов для перевозки войск из России в Россию, т.е. с материка на Курильские острова.

Ударная мощь ТОФ США

Сравнение российского Тихоокеанского флота с другими флотами данного региона производит крайне тяжелое впечатление. Если раньше Атлантический и Тихоокеанский флоты США были практически равны по силам с точностью до корабля, то теперь приоритет отдается ТОФ США, в его составе предполагается иметь не менее 60% ВМС США.

Сегодня в составе ТОФ США :
— из подлодок — 8 ПЛАРБ и 2 ПЛАРК типа «Огайо» (на ПЛАРБ по 24 БРПЛ «Трайдент-2», на ПЛАРК по 154 КРМБ «Томагавк»), 30 ПЛА (24 типа «Лос Анджелес», 3 типа «Си Вулф», 3 типа «Вирджиния»);
— 6 атомных авианосцев типа «Нимиц»;
— 12 крейсеров типа «Тайкондерога»;
— 33 эсминца типа «Арли Берк»;
— 8 фрегатов типа «Оливер Перри»;
— 5 УДК (1 типа «Тарава», 4 типа «Уосп»);
— 5 десантных вертолетоносных кораблей-доков — ДВКД (1 типа «Остин», 4 типа «Сан Антонио»);
— 6 десантных транспортно-дока — ДТД (4 типа «Уидби Айленд», 2 типа «Харперс Ферри»).

Американский атомный авианосец «Джордж Вашингтон» в порту города Пусан, Южная Корея

В состав флота поступают новые ПЛА типа «Вирджиния», эсминцы типа «Арли Берк», ДВКД типа «Сан Антонио», списываются ПЛА типа «Лос Анджелес» и фрегаты типа «Оливер Перри», в ближайшее время уйдут последние УДК типа «Тарава» и ДВКД типа «Остин».

ТОФ США обладает гигантских ударным потенциалом, поскольку все ПЛА, крейсера и эсминцы являются носителями КРМБ «Томагавк» . Кроме того, из 5 крейсеров и 16 эсминцев ВМС США, способных решать задачи ПРО, все, кроме одного крейсера, входят в состав ТОФ.

Единственный соперник американцев – китайский флот

Единственным достойным противником американцев на Тихом океане сегодня является ВМС Китая. Китайский подводный флот является крупнейшим в мире, он насчитывает подводных лодок — 5 ПЛАРБ (1 пр. 092 и 4 пр. 094), 8 ПЛА (по 4 пр. 091 и 093) и не менее 60 ПЛ (до 10 пр. 041А, 8 пр. 636ЭМ, по 2 пр. 636 и 877, 13 пр. 039G, 5 пр. 035G, 13 пр. 035, до 8 пр. 033). Все ПЛА и ПЛ пр. 041А, 636ЭМ и 039G вооружены ПКР. Старые ПЛ пр. 033 и 035 списываются, вместо них строятся ПЛ пр. 041А, начато строительство ПЛА пр. 095 и ПЛ пр. 043.

Авианосец «Ляонин» (несостоявшийся советский «Варяг») привлекает очень большое внимание внешних наблюдателей. Однако в связи со своеобразием конструкции (трамплин вместо катапульты) и фактическим отсутствием палубных самолетов (пока имеются всего 4 самолета J-15) он навсегда останется учебно-экспериментальным кораблем, а не полноценной боевой единицей. Настоящие авианосцы собственной постройки появятся в Китае не ранее чем через 10 лет.

Эсминцев в составе ВМС НОАК насчитывается 25 : 2 пр. 956, 2 пр. 956ЭМ, 3 пр. 052С, 2 пр. 052В, 2 пр. 052, 2 пр. 051С, 1 пр. 051В, 2 пр. 051 «Люйда-3», 1 пр. 051 «Люйда-2» и 8 пр. 051 «Люйда-1» (еще один корабль пр. 051 передан Береговой охране). Все «Люйды» постепенно списываются, на замену им строятся эсминцы пр. 052С (еще 3 единицы, т.е. всего будет 6). Начиная с 3-го корабля данной серии они уже не несут российских систем вооружения. В частности, ЗРС С-300Ф с ПУ револьверного типа заменена на ННQ-9 с УВП.

Эскадренный миноносец «Харбин» во время российско-китайских учений в Желтом море

Одновременно начато строительство «китайских «Иджисов» — эсминцев пр. 052D , на которых будет размещена универсальная УВП на 64 ракеты различных классов (КРМБ, ПКР, ЗУР, ПЛУР). Их в составе китайского флота будет, как минимум, 10 единиц (сейчас строятся первые 4, из них 3 уже спущены на воду). Китай станет четвертой страной в мире (после США, Японии и Республики Корея), имеющей корабли подобного класса. Они смогут входить как в авианосные соединения в качестве кораблей охранения, так и в оперативные группы для самостоятельных действий в открытом океане, в т.ч. на значительном удалении от берегов КНР, включая нанесение ударов по береговым целям. Это придает ВМС НОАК совершенно новое качество, которого китайский флот не имел никогда в современной истории.

Фрегатов китайский флот сейчас имеет 48 : 15 пр. 054А, 2 пр. 054 и 31 пр. 053 шести разных модификаций (10 пр. 053Н3, 4 пр. 053Н2G, 6 пр. 053Н1G, 3 пр. 053Н2, 6 пр. 053Н1, 2 пр. 053Н). Кроме того, два старых фрегата пр. 053Н переданы Береговой охране, один фрегат того же проекта переделан в корабль поддержки десанта (вооружен РСЗО), один фрегат пр. 053НТ-Н используется как учебный. Фрегаты пр. 053 ранних модификаций постепенно списываются, строятся корабли пр. 054А (всего будет построено не менее 20).

Наряду с традиционным для ВМС НОАК ударным вооружением (8 ПКР С-803 в контейнерных ПУ) корабли пр. 054А стали первыми китайскими фрегатами, имеющими адекватную для кораблей такого класса ПВО: УВП на 32 ЗУР HHQ-16 (созданы на основе российского ЗРК «Штиль»). Благодаря этому данные фрегаты станут универсальными эскортными кораблями, которые можно будет использовать для охраны авианосцев вблизи своих берегов и для усиления эсминцев в открытом океане. Китай уже сейчас обладает самым большим в мире флотом фрегатов. Очевидно, что их количество будет поддерживаться на уровне около 50 единиц при постоянном улучшении их качества.

Традиционно очень развит в Китае «москитный флот». Сегодня он включает 119 ракетных катеров (83 скоростных катамарана пр. 022, 6 пр. 037-II, 30 пр. 037-IG) и до 250 сторожевых катеров . Определенной сенсацией последнего года стало массовое строительство в Китае кораблей пр. 056. Еще год назад о них вообще ничего не было известно. Первый корабль данного типа был заложен в мае 2012 года. Сегодня 6 таких корабля находятся в строю, не менее 10 строятся, либо находятся на испытаниях. Общее количество кораблей в серии заведомо превысит 20 единиц (может дойти и до 50).

Подобный темп строительства не имеет аналогов в послевоенной истории ни в одной стране мира. Он особенно впечатляет с учетом того факта, что строятся достаточно крупные корабли (водоизмещение около 1,5 тысяч тонн, длина 95 м). В самом Китае они классифицируются как фрегаты, в зарубежных источниках – как корветы. Для сравнения можно сказать, что в России схожих по размерам, водоизмещению и вооружению корветов пр. 20380 за 12 лет (первый начал строиться в 2001 году) введено в строй 3 единицы, т.е. китайский темп ввода в строй подобных кораблей в 24 (!) раза выше, чем в у нас.

Десантные силы ВМС НОАК велики, они включают 3 ДВКД пр. 071, 30 больших и до 60 средних десантных кораблей . Каждый ДВКД вмещает до 800 морских пехотинцев и 50 единиц бронетехники, которые могут перебрасываться с корабля на берег с помощью имеющихся на борту ДВКД 4 десантных катеров на воздушной подушке и 4 вертолетов. Нельзя также не отметить беспрецедентно высокие возможности китайской кораблестроительной промышленности, которые она сейчас демонстрирует.

В настоящий момент на верфях и на плаву строятся и достраиваются одновременно 6 эсминцев, 4 фрегата, не менее 9 корветов, а также около 10 атомных и дизельных ПЛ и не менее 1 ДВКД, т.е. как минимум 30 единиц только боевых кораблей . Подобные темпы строительства флота недоступны даже для США, с любой другой страной просто отсутствует возможность для сравнения.

Россия не конкурент и флотам другим тихоокеанских стран

ВМС Тайваня за последние годы сильно отстал от китайского и утратил реальные перспективы конкуренции с ним, тем не менее, его надводные силы весьма велики. Подводный флот Тайваня, состоящий из 2 ПЛ голландской постройки 1980-х годов и 2 ПЛ американской постройки 1940-х годов, можно считать несуществующим. Что касается надводного флота, то Тайвань имеет 4 американских эсминца типа «Кидд», по 8 американских же фрегатов типов «Оливер Перри» и «Нокс», 6 французских фрегатов типа «Лафайет», около 90 ракетных корветов и катеров.

ВМС Японии входят в пятерку сильнейших в мире. Все их корабли и подлодки построены в самой стране, при этом их вооружение, в основном, американского производства, либо производится в Японии по американской лицензии. В то же время Япония напрямую участвует в разработке корабельных ЗУР «Стандарт». Пресловутая система ПРО США, на самом деле, в основном является мифом. Единственный ее реально существующий компонент – морской, основанный именно на ЗУР «Стандарт» различных модификаций. И, фактически, он является не американским, а американско-японским.

Японский эсминец типа «Конго» во время американо-японских учений около острова Кауаи, Гавайи

Подводный флот Японии состоит только из дизельных (неатомных) ПЛ. Сейчас в его составе 5 ПЛ типа «Сорю» (еще 2 строятся), 11 типа «Оясио», 1 типа «Харусио» (еще 3 ПЛ этого типа используются как учебные). Все крупные надводные корабли ВМС Японии классифицируются как эсминцы, что в некоторых случаях довольно странно. Среди этих эсминцев, кроме действительно эсминцев, есть авианесущие корабли (вертолетоносцы), крейсера и фрегаты.

«Эсминцы»-вертолетоносцы — 2 корабля типа «Хьюга» и 2 типа «Сиранэ». Если эсминцы «Сиранэ» – действительно вертолетоносцы, то новейшие «Хьюга» являются по размерам и архитектуре легкими авианосцами, способными нести до 10 штурмовиков СВВП. Однако Япония таких самолетов не имеет, поэтому де-факто данные корабли используются также как вертолетоносцы. «Эсминцы», по сути, являющиеся крейсерами — 2 корабля типа «Атаго» и 4 типа «Конго». Они оснащены системой «Иджис» и, благодаря этому, могут быть составной частью морского компонента ПРО.

Среди собственно эсминцев наиболее современными являются корабли трех типов, фактически, являющихся тремя модификациями одного проекта: 2 типа «Акидзуки» (еще 2 строятся), 5 типа «Таканами», 9 типа «Мурасамэ». Имеются также более старые эсминцы: 6 типа «Асагири» (еще 2 используются как учебные), 5 типа «Хацуюки» (еще 3 как учебные), 2 типа «Хатакадзе». Наконец, «эскортные эсминцы», т.е. фрегаты — 6 кораблей типа «Абукума».

В состав ВМС Японии также входят 6 ракетных катеров типа «Хаябуса», 28 тральщиков, 3 ДТД типа «Осуми». Последние существенно повысили десантные возможности японского флота, однако в целом они остаются весьма ограниченными, проводить серьезные десантные операции ВМС и Силы самообороны в целом не могут.

ВМС Республики Корея еще два десятилетия назад состояли из американских артиллерийских эсминцев постройки 1940-х годов, посредственных собственных фрегатов типа «Улсан» и сотен корветов и сторожевых катеров, рассчитанных на борьбу с огромным «москитным флотом» КНДР. К сегодняшнему дню Республика Корея построила отличный океанский флот, вошедший в десятку сильнейших в мире, обладающий очень мощными ударными возможностями и чрезвычайно сильной ПВО.

Благодаря сотрудничеству с Германией Республика Корея за короткий срок создала с нуля один из самых мощных в мире подводных флотов, состоящий из 9 ПЛ пр. 209 и 3 ПЛ пр. 214. За не менее короткий срок были построены 12 эсминцев трех модификаций, последняя из которых (3 эсминца типа «Сэджон Тэван») представлена, по сути, самыми мощными в мире надводными боевыми неавианосными кораблями. Эти корабли, оснащенные системой «Иджис», имеют на вооружении УВП на 80 ЗУР «Стандарт», УВП на 32 КРМБ «Хюнму-3» (сравнимы по ТТХ с «Томагавком», хотя имеют меньшую дальность полета – 1,5 тысяч км) и 16 ПЛУР «Ред Шарк», а также 4х4 ПУ ПКРК «Хэсон». Все эти ракеты, кроме «Стандартов» – собственной разработки, хотя и с американским влиянием.

Начато строительство фрегатов типа «Инчхон» (будет от 18 до 24, они заменят 9 «Улсанов»), на вооружении которых также будет до 4 КРМБ «Хюнму-3». Построены 2 ДВКД типа «Докдо», превосходящие по своим ТТХ европейские корабли того же класса, строятся еще 2 аналогичных корабля. При этом в составе ВМС остается до 100 сторожевых катеров и корветов. Строятся новые корветы с ракетным вооружением.

Если пройти еще дальше на юг, то нельзя не упомянуть ВМС Таиланда . В их составе – легкий авианосец, 8 фрегатов (2 американских типа «Нокс», 6 китайских: 4 пр. 053, 2 типа «Наресуан» с западным вооружением), 2 учебных фрегата, 7 корветов и 6 ракетных катеров.

У ВМС Индонезии имеется 2 немецких ПЛ пр. 209, 9 фрегатов голландской постройки (один из них недавно вооружен новейшими российскими ПКР «Яхонт»), 20 корветов. В составе ВМС микроскопического Сингапура – по 6 самых современных ПЛ, фрегатов и корветов. Наконец, Австралия имеет 6 ПЛ типа «Коллинс» шведской постройки и 12 фрегатов – 4 американских типа «Оливер Перри» и 8 собственных типа АНЗАК.

Таким образом, если подводные силы ТОФ РФ хотя бы входят в пятерку сильнейших на Тихом океане, то надводные находятся в самом конце первой десятки с шансами выпасть даже из нее из-за быстрого роста ВМС Малайзии и Вьетнама . Разумеется, далеко не все из стран, от которых мы отстали, являются вероятными противниками. Тем не менее, ситуация на Дальнем Востоке складывается катастрофическая . В силу геополитической ситуации ТОФ однозначно должен быть главным из наших флотов. Но именно он находится в полнейшем загоне, причем в Москве почему-то это считают нормой.

Все европейские российские флоты и Каспийская флотилия хоть понемногу, но обновляются. ТОФ этого не удостаивается. Все европейские флоты и флотилия на своих ТВД входят в тройки сильнейших, ТОФ, в целом, не попадает и в пятерку. Но и это Москву, похоже, не волнует.

/Александр Храмчихин, зам.директора Института политического и военного анализа, rusplt.ru /

Алексей Заквасин

21 мая 1731 года по указу императрицы Анны Иоанновны для охраны дальневосточных рубежей страны была образована Охотская флотилия. С этого момента началась история Тихоокеанского флота России. Корабли Тихоокеанской эскадры, позже переименованной в ТОФ, принимали участие в Русско-японской и Великой Отечественной войнах, а во времена холодной войны осуществляли ядерное сдерживание США. Согласно планам Минобороны РФ, к 300-летнему юбилею тихоокеанцы получат более 70 новых боевых кораблей и вспомогательных судов. О славном прошлом и перспективах модернизации Тихоокеанского флота - в материале RT.

  • Большой противолодочный корабль «Адмирал Виноградов» в парадном строю
  • РИА Новости
  • Виталий Аньков

21 мая Тихоокеанский флот отмечает 287-ю годовщину со дня основания. История ТОФ началась с Охотской флотилии, учреждённой указом императрицы Анны Иоанновны. Более 100 лет дальневосточное подразделение боевых кораблей базировалось в Охотске, но в 1849 году поменяло прописку на Петропавловск-Камчатский.

В 1856 году Охотская флотилия была переименована в Сибирскую. В её составе перед Русско-японской войной (1904—1905 годы) царское правительство в короткие сроки сформировало 1-ю Тихоокеанскую эскадру, которая была уничтожена в боях с превосходящими силами противника.

Однако уже в 1922 году из оставшихся кораблей императорского флота большевики создали Морские силы Дальнего Востока (МСДВ). В 1935 году советское правительство переименовало МСДВ в Тихоокеанский флот.

Корабли и подлодки ТОФ приняли участие в Великой Отечественной войне в составе Северного флота. На фронт также была переброшена часть морских пехотинцев. В их числе был снайпер .

В годы холодной войны на ТОФ легла обязанность по ядерному сдерживанию США и мониторингу акватории всего Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). С этой целью в состав флота были включены корабли первого и второго рангов — авианесущие крейсеры, атомные ракетные крейсеры, эсминцы, большие десантные корабли, большие противолодочные корабли и фрегаты.

В 1990-е годы из-за недостатка финансирования, а также изменения стратегических задач количество крупных кораблей ТОФ было сокращено. Причём в 2000-е годы запущенные российским руководством программы обновления ВМФ практически не затронули Тихоокеанский флот, за исключением его ядерной составляющей.

С начала 2000-х годов ТОФ пополнился всего двумя крейсерами стратегического назначения, одним корветом, одним большим ракетным и тремя десантными катерами.

  • Гвардейский ракетный крейсер «Варяг»
  • РИА Новости
  • Виталий Аньков

На данный момент в состав надводного компонента Тихоокеанского флота входит 51 боевой корабль, включая 16 катеров и десять тральщиков. С 1996 года флагманом ТОФ остаётся тяжёлый атомный ракетный крейсер проекта 1164 «Варяг», построенный в 1989 году.

Ставка на «Калибры»

Однако уже к своему 300-летнему юбилею Тихоокеанский флот будет кардинально обновлён: по плану Минобороны России он получит более 70 боевых кораблей и вспомогательных судов. Как отметил командующий ТОФ адмирал Сергей Авакянц, модернизация флота предусмотрена госпрограммой вооружения (ГПВ) на 2018—2027 годы.

Так, Тихоокеанский флот ожидает поступления кораблей и субмарин, оснащённых . Речь идёт о корветах проекта 20380, малых ракетных кораблях (МРК) » и дизель-электрических субмаринах .

«Прошлым летом мы получили первый корабль проекта 20380 — . В текущем году примем корвет «Громкий» этой же серии. Всего мы рассчитываем принять на вооружение до четырёх корветов с оптимальным составом вооружения, а в перспективе — довести их общее количество до восьми единиц», — сообщил Авакянц.

  • Корвет Тихоокеанского флота РФ «Совершенный»
  • РИА Новости
  • Ильдус Гилязутдинов

По словам адмирала, уже в следующем году Минобороны заключит контракт на строительство шести «Каракуртов» с ПАО «Амурский судостроительный завод» и АО «Восточная верфь». Авакянц подчеркнул, что корабли проекта 22800 по мореходным качествам и боевым возможностям — одни из лучших в классе МРК.

На сегодняшний день в процессе постройки на «Адмиралтейских верфях» находятся две субмарины проекта 636.3 — «Петропавловск-Камчатский» и «Волхов». Также подписаны контракты на строительство четырёх аналогичных субмарин. Предполагается, что все шесть подлодок будут сданы в эксплуатацию до 2023 года.

Помимо этого, ТОФ проводит модернизацию существующего корабельного состава. В частности, в скором времени будут завершены работы на малом ракетном корабле проекта 1234 «Смерч».

Укрепление обороны

В состав Тихоокеанского флота в ближайшие годы должно войти несколько подводных атомоходов, которые позволят укрепить морской компонент стратегических ядерных сил РФ. Планируется, что в 2020 году ТОФ получит два крейсера проекта 955 «Борей» — «Генералиссимус Суворов» и «Император Александр III».

«Бореи» станут носителями твердотопливных межконтинентальных баллистических ракет (МБР) Р-30 «Булава», разработанных в 2012 году. Новейшая ракета, как утверждает Минобороны, неуязвима для любой системы ПРО. Главные достоинства «Булавы» — простота обслуживания и способность маневрировать на разгонном участке.

Для ТОФ также строятся две многоцелевые атомные подлодки проекта 885М «Ясень-М» («Новосибирск» и «Красноярск»), которые флот может получить уже в 2020 году. Западные СМИ предполагают, что эти субмарины предназначены для отслеживания перемещений подводного флота США.

Сейчас в состав Тихоокеанского флота входят три крейсера стратегического назначения — два «Борея» («Александр Невский» и «Владимир Мономах») и одна атомная подводная лодка проекта 667БДР «Кальмар» («Рязань»).

Крылатыми ракетами вооружены пять атомоходов проекта 949А («Иркутск», «Челябинск», «Тверь», «Омск», «Томск»), пять подводных лодок проекта 971 «Щука-Б» («Кашалот», «Братск», «Магадан», «Кузбасс», «Самара») и восемь дизельных субмарин проекта 877 «Палтус».

Как полагают эксперты, за последние годы наибольших успехов ТОФ достиг в укреплении береговой обороны. Флот получил противокорабельные ракетные комплексы «Бастион» и «Бал», зенитный ракетный комплекс С-400 «Триумф». Арсенал пополнился бронетранспортёрами БТР-82А и танками Т-80БВ.

По информации Минобороны России, на вооружении морской авиации ТОФ появились модернизированные палубные вертолёты Ка-29, противолодочные самолёты Ил-38Н с современной патрульной системой «Новелла», которая способна обнаруживать авиацию противника на расстоянии до 90 км, корабли — до 320 км.

Дополнительный стимул развитию ТОФ должно придать начавшееся в 2010 году восстановление военной инфраструктуры — российского дальневосточного форпоста. Работы должны преимущественно завершиться в 2020 году.

  • Почётный караул тяжёлого атомного ракетного крейсера «Пётр Великий»

В перспективе ТОФ может получить пункт базирования на Матуа — одном из островов Курильского архипелага. Сейчас силы Тихоокеанского флота размещены во Владивостоке, Фокине (Приморский край), Большом Камне (Приморский край) и Вилючинске (Камчатка), где дислоцированы крейсеры стратегического назначения.

В беседе с RT старший научный сотрудник НИУ ВШЭ Василий Кашин предположил, что даже в текущем состоянии ТОФ способен эффективно выполнять задачи по защите рубежей и охране экономических ресурсов региона. Однако для того, чтобы установить господство на просторах АТР, России необходимо заложить корабли первого и второго рангов.

«ТОФ совершает очень интенсивные дальние походы. Такая нагрузка увеличивает износ корабельного состава. К тому же почти все корабли были построены в советскую эпоху, и модернизация эту проблему не решит. В плановом порядке их необходимо заменить. В то же время активность Тихоокеанского флота свидетельствует о высоком уровне подготовки военнослужащих», — отметил Кашин.

Тихоокеанский флот будет пополнятся новыми кораблями по госпрограмме в течение десяти ближайших лет. Об этом сообщил командующий Тихоокеанским флотом адмирал Сергей Авакянц.Для ТОФ уже строится серия современных корветов – универсальных кораблей ближней морской зоны, которые при сравнительно небольшом водоизмещении несут как ударное, так и противолодочное вооружение, способны защитить и себя и другие суда от воздушной атаки. На этих кораблях предусмотрено базирование вертолёта, что существенно расширяет их возможности при проведении противолодочных действий, поиску и спасению на море, эмбарговых и досмотровых операций.В конце прошлого года ТОФ уж получил первый корабль проекта 20380 корвет «Совершенный». В текущем году флот готовится принять корабль такого же проекта - «Громкий», а затем и усовершенствованного проекта - «Гремящий». В корвете «Гремящий» и в последующем корвете «Проворный» внедрены принципиально новые технологии и конструкционные решения. Кроме всего прочего, эти корабли являются первыми на ТОФ носителями комплекса крылатых ракет «Калибр», который отлично зарекомендовал себя во время эксплуатации на Черноморском флоте и Каспийской флотилии. «Всего в ближайшие годы мы рассчитываем принять на вооружение до четырёх корветов с оптимальным составом вооружения. Всего же в планах довести их общее количество до восьми единиц», – добавил адмирал Сергей Авакянц.В соответствии с ГПВ-2027 на судостроительном заводе в Комсомольске-на-Амуре для Тихоокеанского флота будут построены четыре малых ракетных корабля проекта 22800, которые вооружены крылатыми ракетами «Калибр» и «Оникс». Это скоростные малоразмерные и малозаметные корабли водоизмещением порядка 800 тонн придут на смену ракетным кораблям и катерам, которые выслужили или в перспективе выслужат установленные сроки эксплуатации. Не исключено, что еще несколько подобных кораблей построит для ТОФ «Восточная верфь».Вслед за современными атомными подводными ракетными крейсерами стратегического назначения проекта 955 «Александр Невский» и «Владимир Мономах», которые уже несут службу в составе подводных сил Тихоокеанского флота, тихоокеанцы скоро начнут осваивать новейшие дизель-электрические подводные лодки проекта 636.3, в состав вооружения которых входят крылатые ракеты морского базирования «Калибр». Корабли строятся на «Адмиралтейских верфях» в Санкт-Петербурге, и первая подлодка поступит на ТОФ в 2019 году. Всего для ТОФ предусмотрено строительство шести таких субмарин.Есть планы по модернизации и перевооружению атомных ракетных крейсеров проекта 949А под новое оружие. Они будут адаптированы под комплекс крылатых ракет «Калибр», который заменит противокорабельные ракеты «Гранит». При этом арсенал ракет существенно увеличится. Практические работы в этом направлении уже ведутся на заводе «Звезда» в Приморском крае и, вероятнее всего, один из модернизированных кораблей войдёт в состав сил постоянной готовности флота после 2021 года.«Мы не отказываемся и от эксплуатации кораблей, чей возраст составляет 20-30 лет, но лишь в том случае, если эти единицы имеют модернизационный ресурс, – заявил командующий ТОФ. – Очевидно, что такими кораблями являются большие противолодочные корабли проекта 1155, которые входят в состав Приморской флотилии разнородных сил. В настоящий момент работы по ремонту и модернизации ведутся на первом из них - большом противолодочном корабле «Маршал Шапошников». Среди прочего корабль будет усилен и ударным ракетным оружием».В завершающую стадию входят работы по модернизации малого ракетного корабля проекта 1234 «Смерч». Противокорабельные крылатые ракеты «Малахит» здесь уступят место более современным ракетам «Уран».Кроме того, во Владивостоке на судостроительном заводе «Восточная верфь» для Тихоокеанского флота недавно заложен второй по счету малый морской танкер водоизмещением более 3000 тонн. Эти танкера универсальны и могут выполнять как патрульные функции, так и перевозить грузы, буксировать аварийные суда, выполнять спасательные работы и принимать на палубу вертолёт.Планируется, что в 2018 году Тихоокеанский флот пополнится двумя новыми рейдовыми водолазными катерами проекта 23040. Суда построены на ОАО «Завод Нижегородский Теплоход» в соответствие с современными требованиями, предъявляемыми к судам такого типа и входят в серию катеров комплексного аварийно-спасательного назначения.На Камчатке в ноябре 2017 года соединение кораблей охраны водного района войск и сил на Северо-востоке России пополнилось новым противодиверсионным катером проекта 21980 «Грачонок». Это уже четвертый корабль этого проекта, который получил Тихоокеанский флот в рамках программы перевооружения. Еще один такой катер пополнит флот в текущем году.В декабре 2017 года во Владивостоке торжественно поднят флаг на новом модульном водолазном катере-катамаране «СМК-2177», вошедшем в состав отряда спасательных судов Тихоокеанского флота.«Также в перспективе мы получим еще один современный буксир и это далеко не все, – сообщил адмирал Сергей Авакянц. – Всего в период до 2027 года суммарное количество новейших боевых кораблей и судов, которые пополнят Тихоокеанский флот, может значительно превысить 70 единиц».



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама