THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Для корректного отображения содержимого страницы необходимо включить JavaScript или воспользоваться браузером с поддержкой JavaScript.

Кондак 1

Избраннаго угодника Христова и чудотворца предивнаго, изряднаго учителя подвижников земли Российския и заступника нашего, восхваляем тя любовию, преподобне отче Варнаво. Ты же, яко имеяй дерзновение велие ко Господу, молитвами твоими от всяких нас бед свобождай, да зовем ти:

Икос 1

Ангелов Творец и всея твари Содетель Господь, равноангельное житие твое провидев, преподобне, от юности избра тя служити Ему в преподобии и правде, последи же многими небесными дары тя украси: демоны прогоняти, недуги врачевати, скорбящия утешати, ожесточенныя сердца умягчати. Темже от нас, недостойных, приими хвалу, и молитву сотвори о спасении душ всех чтущих любовию память твою, да величаем тя сице:

Радуйся, во славу Божию поживый; радуйся, благодатию Духа Святаго осиянный. Радуйся, суету земную ни во чтоже вменивый; радуйся, небесная сокровища возлюбивый. Радуйся, подвигов отцев преподобных ревнителю; радуйся, дивных старцев и наставников духовный преемниче. Радуйся, пастырю добрый и долготерпеливый; радуйся, винограда Христова делателю усердный. Радуйся, даром чудотворений облагодатствованный; радуйся, равноангельнаго жития подражателю предивный. Радуйся, о всей земли Российстей богодарованный молитвенниче; радуйся, венцем славы от Господа увенчанный.

Радуйся, преподобне Варнаво Гефсиманский, пастырю богомудрый и преславный чудотворче.

Кондак 2

Видя Господь душу твою ко приятию благодати Духа Святаго предуготованную, яко волею по стези благочестия течеши, в немже родителями твоими христолюбивыми наставлен был еси, от юности храняше тя в болезнех и напастех. Ты же от лет малых прославлял еси Всещедраго Бога, Врача душ и телес, поя Ему песнь: Аллилуия.

Икос 2

Разум озаренный благодатию Божиею от юности имея, пришел еси, отче преподобне, к старцу Геронтию, да направит тя на путь истиннаго жительства и благословит на подвиги духовныя. Ты же обрел еси в нем монашескаго делания добраго наставника, его же отеческим советом повинуяся и всякое мирское попечение отлагая, молитве и смирению научался еси. Темже, творяще честную память твою, величаем тебя тако:

Радуйся, родителей благочестивых Илии и Дарии утешение богодарованное; радуйся, в вере и страсе Божии ими добре воспитанный. Радуйся, силою Божиею от смерти дивно сохраненный; радуйся, учением благочестия издетска напоенный. Радуйся, Господа всем сердцем возлюбивый; радуйся, от малых лет сладость молитвы вкусивый. Радуйся, душу свою к Богу устремивый; радуйся, от юности твоея добродетели христианския стяжавый. Радуйся, верою, надеждою и любовию измлада украшенный; радуйся, благое иго Христово на себе восприемый. Радуйся, яко послушанием старцу смирение в себе воспитал еси; радуйся, яко от юных лет ко иночеству себе приуготовил еси.

Радуйся, преподобне Варнаво Гефсиманский, пастырю богомудрый и преславный чудотворче.

Кондак 3

Сила Божия укрепляше тя, отче преподобне, егда совету старца Геронтия последуя, отечество и дом свой оставил еси и во обитель Троице-Сергиеву вселился еси, идеже в посте, молитве, неустанном труде и бдении пребывая и всякая мира искушения побеждая, единому Богу воспевал еси: Аллилуия.

Икос 3

Имеяй старцев-наставников богомудрых Григория и Даниила, проречение от них приял еси, преподобне, яко многих ко спасению путевождствовати будеши. Послужил же еси ты преданно наставником своим до самыя их кончины, с терпением житие подвижническое проводя и восходя от силы в силу. Темже и мы, твоей верности и послушанию старцем дивящеся, вопием ти таковая:

Радуйся, ревности Божественныя исполненый; радуйся, суету мира сего и вся блага его презревый. Радуйся, яко чистоту и безмолвие от юности возлюбил еси; радуйся, яко от лет отроческих иноческаго жития возжелал еси. Радуйся, любве ради ко Господу дом отеческий оставивый; радуйся, в Лавру преподобнаго Сергия вселивыйся. Радуйся, повиновение старцу твоему и во обители сохранивый; радуйся, наставников твоих благословений верный исполнителю. Радуйся, старцем-подвижником Григорию и Даниилу в подвизех подражавый; радуйся, до блаженныя их кончины добре им послуживый. Радуйся, постом и воздержанием плоть твою духови покоривый; радуйся, сердце свое во обитель Духа Святаго уготовавый.

Радуйся, преподобне Варнаво Гефсиманский, пастырю богомудрый и преславный чудотворче.

Кондак 4

Бури искушений обители многолюдней избегая, в Гефсиманский скит вселился еси, отче преподобне, в безмолвии житие проводити желая и с Богом невозбранно беседовати, за вся люди Спасителю мира молитвы вознося и поя Ему песнь: Аллилуия.

Икос 4

Слышавше о богоугодном житии твоем, преподобне, прихождаху к тебе от всех концев земли Российстей ближнии и дальнии, их же ты с любовию принимая, руководствовал еси ко спасению. Темже старец твой схимонах Григорий вручи тебе две просфоры, глаголя: сим питай алчущих – словом и хлебом, тако хощет Бог, и благослови тя на подвиг старчества и священства. Мы же, прославляюще укрепившаго тя Господа, радостно тебе вопием:

Радуйся, во обитель святую Богом призванный; радуйся, благословение старцев на путь иноческий получивый. Радуйся, образе истиннаго послушания; радуйся, иноков обители преподобнаго Сергия украшение. Радуйся, бдение и молитву возлюбивый; радуйся, от страстей себе подвигами очистивый. Радуйся, кротостию и смирением всех удививый; радуйся, Христовых заповедей делателю непорочный. Радуйся, спасения хотящим усердно послуживый; радуйся, яко притекающих к тебе с любовию принимал еси. Радуйся, ищущим спасения душевнаго благий помощниче; радуйся, яко многих к вере истинней привел еси.

Радуйся, преподобне Варнаво Гефсиманский, пастырю богомудрый и преславный чудотворче.

Кондак 5

Бооготечней звезде лучами благодати люди российския озаряющей подобен явился еси, угодниче Божий, егда образа монашескаго и священства сподобился еси, и от того часа многих к Солнцу Правды Христу приводил еси словом благодатным и примером жития твоего, еже все посвящено бысть служению Богу и ближним. И якоже видеша тя людие у престола храма Божия за всех и за вся Спасителю мира молящася, сице и ныне возноси молитвы твоя о Церкви Святей, Отечестве нашем и о всех чтущих тя и поющих Богу: Аллилуия.

Икос 5

Вишдевше людие православнии ангельское житие твое, отче Варнаво, смирения твоего глубину, кротость, любовь нелицемерную, милование к скорбящим, болезней благодушное терпение, воздержание и велия дары духовныя, удивишася и прославиша Человеколюбца Бога, даровавшаго им таковаго заступника и утешителя. Сего ради и мы, любовию побуждаеми, похвальная песнопения тебе приносим и молитвенно тя на помощь призываем:

Радуйся, сыном утешения во иночестве нареченный; радуйся, прибегающим к тебе отец чадолюбивый. Радуйся, небесному покровителю твоему, святому апостолу Варнаве подражавый; радуйся, Евангелия Христова немолчный проповедниче. Радуйся, избраный Богом на священное служение; радуйся, сан священства, яко дар Божий приявый. Радуйся, с благоговением и страхом Божиим Жертву Безкровную приносивый; радуйся, у престола Божия о людех ходатаю верный. Радуйся, пастырю, в вере и благочестии паству свою воспитавый; радуйся, милости источниче неистощимый. Радуйся, к чистому и непорочному житию путеводителю; радуйся, о душах наших к Богу молитвенниче.

Радуйся, преподобне Варнаво Гефсиманский, пастырю богомудрый и преславный чудотворче.

Кондак 6

Проповедник силы и славы Божия явился еси, отче Варнаво, дивными бо чудесы землю нашу озарил еси и сугубую благодать восприял еси недуги целити, скорбящия утешати, бесы прогоняти. Отвсюду бо земли нашея страждущия люди – мужи и жены со младенцы, старцы с юнотами, богатии и убозии к тебе притекаху и предстательством твоим здравие душ и телес обретаху, вопиюще Подателю всех благих Богу: Аллилуия.

Икос 6

Возсиял еси в земли Российстей, отче Варнаво, яко светило многосветлое, просвещающее светом истины всякаго человека, приходящаго к тебе. Ты бо монахам и мирским был еси наставник и многих подвижников веры возрастил еси, благочестием их напоив. Озари лучами добродетелей твоих и всех нас, любящих тя и молитвенно тебе взывающих:

Радуйся, сердце твое сосуд благодати сотворивый; радуйся, верою чудодейственною озаренный. Радуйся, постников и монахов богомудрый учителю; радуйся, живущим в миру дивный помощниче. Радуйся, безмездный врачу болезней душевных и телесных; радуйся, верный путеводителю ко спасению. Радуйся, любовию твоею вся покрывали; радуйся, никогоже от приходящих к тебе отвергаяй. Радуйся, многими дарованьми духовными от Бога украшенный; радуйся, подвижников и старцев Российских воспитателю. Радуйся, правило веры и благочестия; радуйся, истинный пастырю душ человеческих.

Радуйся, преподобне Варнаво Гефсиманский, пастырю богомудрый и преславный чудотворче.

Кондак 7

Хотящи показати любовь Свою к чадом Божиим, Премилосердая Мати Господа благослови тя, преподобне Варнаво, на реце Выксе обитель девичью во имя Иверской иконы Ея воздвигнути, яже бысть оттоле пристанище благоутишное многим девам и женам русским. Ты же, преподобне, явился еси благий отец и наставник всем собравшимся в ней инокинем, и яко добрый кормчий направлял еси сестер обители ко спасению, наставляя словом и примером жития своего единем сердцем и единеми усты воспевати Богу: Аллилуия.

Икос 7

Новыя труды и подвиги ко устроению обители Иверстей подъял еси, отче преподобне, инокинь ея на усердное Христу Богу служение подвизая, и был еси им учитель благодатный и праведный. Тогда воздвигоша врази гонения противу обители, покушающеся отвратити тя от трудов сих. Ты же, благодатию свыше укрепленный, мнози скорби и искушения препобедил еси и вверил еси судьбы сестер промышлению Божию, подвизая их усердно молитися ко Пресвятей Владычице Богородице. Темже память твою святую славим и вопием ти сице:

Радуйся, Матере Божия чадо верное и возлюбленное; радуйся, Покровом Ея невидимо осененный. Радуйся, Заступницы Усердныя благоговейный почитателю; радуйся, во дни и в нощи молитвы к Ней слезно возносивый. Радуйся, обитель во имя Пресвятыя Богородицы воздвигнувый; радуйся, яко в ней инокинь множество собрал еси. Радуйся, велиих трудов и скорбей не убоявыйся; радуйся, все упование на Пречистую Богородицу возложивый. Радуйся, смиренно моливый Владычицу путь твой управити; радуйся, небесную помощь от Нея восприемый. Радуйся, храм Вратарницы Афонския во обители Владычицы устроивый; радуйся, Пресвятей Богородице верно послуживый.

Радуйся, преподобне Варнаво Гефсиманский, пастырю богомудрый и преславный чудотворче.

Кондак 8

Странное чудо видим на тебе, преподобне Варнаво, како прослави тя Бог еще на земли и великими дары благодатными обогати: прозорливости, пророчества, любве, молитвы, исцеления. Ты бо, якоже другий Илия, дождь с небесе свел еси, сего ради вси людие православнии, от бедствия избавльшиися, благодарственно взываху Богу: Аллилуия.

Икос 8

Весь благодатию Божественною преисполнен быв, преподобне отче Варнаво, прозорливыма очима грядущая, яко настоящая, провидел еси, и тайну беззакония верным предвозвестил еси, яко бурю гонений воздвигнет диавол на Церковь Русскую Православную. Последи же скорбь чад Божиих обратится в радость духовную и по всей земли Российстей, яко крины сельныя, процветут храмы и обители иноческия. Мы же, сбытие сих проречений ныне зряше, глаголем ти сице:

Радуйся, духом премудрости и разума озаренный; радуйся, духом совета и крепости исполненный. Радуйся, духом ведения настоящаго и будущаго просвещеннный; радуйся, даром прозорливости просиявый. Радуйся, даром рассуждения почтенный; радуйся, дара Божественнаго ведения удостоенный. Радуйся, бедствия, на Церковь Божию грядущая, предзревый; радуйся, к венцем исповедническим истинных рабов Божиих предуготовлявый. Радуйся, великому пророку Божию Илии уподобивыйся; радуйся, молитвами твоими дождь на землю благовременно низведый. Радуйся, бездетным родителем чадородие даровавый; радуйся, богоблагодатный человеком помощниче.

Радуйся, преподобне Варнаво Гефсиманский, пастырю богомудрый и преславный чудотворче.

Кондак 9

Весь в Бозе был еси, святе Варнаво, егда с молитвою на устах предал еси праведную душу твою в руце Божии, мирно и безмятежно, в алтаре пред престолом храма Божия колена преклонив. Смерть бо тебе воистинну упокоение бысть от великих трудов и подвигов непрестанных. О таковом блаженном успении твоем радующеся, воспоем Создателю нашему песнь: Аллилуйя.

Икос 9

Ветии многовещаннии не возмогут изрещи обилие радости духовныя, еюже исполнени быша сердца верных о прославлении твоем, отче Варнаво, в лице преподобных, яко великаго старца и чудотворца Церкве Русския. Темже, поюще твое прославление, молим тя: не забуди чад твоих, почитающих имя твое и взывающих тебе благодарно:

Радуйся, грады и веси Российския славою твоих подвигов напоивый; радуйся, в чудесех от Бога прославленный. Радуйся, слезами и молитвами себе к смерти приготовивый; радуйся, блаженную кончину от Бога приемый. Радуйся, близость отшествия твоего ко Господу предвидевый; радуйся, житием и исходом твоим нас поучаяй. Радуйся, праведною кончиною святость жития твоего показавый; радуйся, в радость Господа своего вшедый. Радуйся, Церкве Русския Православныя новое торжество; радуйся, всея Российския земли пресветлый светильниче. Радуйся, Царствия Небеснаго наследниче; радуйся, о всем мире печальниче и молитвенниче.

Радуйся, преподобне Варнаво Гефсиманский, пастырю богомудрый и преславный чудотворче.

Кондак 10

Спасения всех желая, пастырю добрый отче Варнаво, до конца дней своих многих людей, мирскими делы обремененных, наставлял и укреплял еси, отраду им своим попечением подавая и тяготы трудов облегчая. Такожде и по отшествии твоем помощь и заступление подаеши во всех нуждах и испытаниих молящимся тебе и поющим о тебе благодарственную песнь Богу: Аллилуия.

Икос 10

Стеною заступления православным людем страны нашея явишася чудотворныя мощи твоя, преподобне Варнаво, подаеши бо от них врачевание страстем неисцельным, слепым даеши свет, глухим слышание, разслабленным здравие, страждущим раковыми язвами исцеление и всем благодать изливаеши, радостию озаряя приходящих к раце мощей твоих и воспевающих тебе с любовию таковая:

Радуйся, святыя мощи твоя, яко сокровище велие, явити изволивый; радуйся, обитель твою сим освятивый. Радуйся, нетлением мощей славно от Бога возвеличенный; радуйся, сосуде благодати, миро целебное болящим источаяй. Радуйся, чудесными исцелениями от мощей твоих верных возвеселивый; радуйся, всем приходящим к ним благ преизобильный подателю. Радуйся, лютых и неисцельных недугов телесных врачевателю; радуйся, немощей и страстей душевных целителю. Радуйся, молящимся у раки мощей твоих скорую помощь подаваяй; радуйся, великий чудотворче, на утешение нам дарованный. Радуйся, на земныя скорби и нужды наша призираяй; радуйся, радости духовныя нас исполняяй.

Радуйся, преподобне Варнаво Гефсиманский, пастырю богомудрый и преславный чудотворче.

Кондак 11

Пение всеумиленное приносим ти по достоянию о множестве чудес, яже от мощей твоих являются, отче Варнаво, ихже благодатию сияет обитель твоя святая, от безбожных разоренная. Темже инок множество зде собравшихся вкупе со всеми чтущими любовию память твою воспевают Богу, дивному во святых Своих, песнь: Аллилуия.

Икос 11

Светозарный светильник старчества благодатнаго явился еси и яко Ангел пожил еси на земли, преподобне отче Варнаво. Сего ради многих подвижников благочестия и старцев воспитал еси, да не увянет цвет благоуханный старчества в Российстей земли. Ныне же, на небесех пребывая со ученики твоими в сонме святых земли нашея, поминай нас, вопиющих ти с любовию таковая:

Радуйся, сиянием добродетелей твоих землю нашу просветивый; радуйся, светильниче Божественныя благодати. Радуйся, блистанием чудес Отечество твое земное озаривый; радуйся, многих сим в Православней вере утвердивый. Радуйся, тайнозрителю судеб человеческих; радуйся, наставлениями и молитвами твоими подвижники совершенныя воспитавый. Радуйся, в юном послушнике будущаго старца Захарию прозревый; радуйся, купца Василия, будущаго старца Серафима Вырицкаго, на путь духовнаго подвига направивый. Радуйся, яко будущему Оптинскому старцу Варсонофию мир оставити помогл еси; радуйся, будущаго подвижника и старца епископа Тихона Череповецкаго духовный учителю. Радуйся великаго святителя митрополита Трифона духовный отче и наставниче; радуйся, Царя-страстотерпца Николая Втораго на подвиг служения его благословивый.

Радуйся, преподобне Варнаво Гефсиманский, пастырю богомудрый и преславный чудотворче.

Кондак 12

Благодать велию дарова ти Господь, предивный угодниче Божий, якоже бо в земней жизни твоей пророчествовал еси и, совершал еси дивная и многая чудеса, тако и доныне не престаеши чудодействовати и источати исцеления всем чтущим тя. Темже и нас молитвою твоею исцели, буди нам помощник скорый и врач духовный, да покаянием очищени, в Царство Небесное внидем и тамо с тобою и со всеми угодившими Богу воспоем Ему: Аллилуия.

Икос 12

Поюще твое прославление в лице святых земли нашея, хвалим, славим и ублажаем тя любовию, преподобне отче наш Варнаво, яко заступника и молитвенника о нас пред Господом. Ты же дарованною тебе благодатию освяти, просвети и настави на путь спасения нас, грешных; услыши нас, скорбных, недугующих, страждущих, вопиющих к тебе, великому всероссийскому старцу-утешителю таковая:

Радуйся, ангеле земный и человече небесный; радуйся, великий Божий угодниче. Радуйся, яко серафимскою пламенною любовию к Богу горел еси; радуйся, яко со Ангелы ныне предстоиши Пресвятей Троице. Радуйся, во иноческих трудех и подвизех древним отцем уподобивыйся; радуйся, звездо сияющая в лике преподобных. Радуйся, под кровом обители преподобнаго Сергия подвиг иноческий совершивый; радуйся, подвизающимся в ней спасения вечнаго ходатаю. Радуйся, яко разоренную Иверскую обитель молитвами твоими обновивый; радуйся, яко с молитвами о сестрах ея Богу предстоиши. Радуйся, дерзновение велие пред Богом стяжавый; радуйся, к Богородице молитвенниче наш неусыпный.

Радуйся, преподобне Варнаво Гефсиманский, пастырю богомудрый и преславный чудотворче.

Кондак 13

О преподобне и богоносне отче наш Варнаво, ты явился еси в Отечестве нашем столп благочестия, воздержания правило, смиренномудрия образ, заступник, утешитель и хранитель всем прибегающим к тебе. Не забуди убо нас, чад своих, сохрани и заступи от находящих зол, да твоими молитвами соблюдаеми, Царствия Небеснаго сподобимся о Христе Иисусе Господе нашем, поюще Ему победную песнь: Аллилуия.

(Этот кондак читается трижды, затем 1-й икос: «Ангелов Творец...» и 1-й кондак: «Избранного угодника Христова...».)

Молитва преподобному Варнаве Гефсиманскому

О преподобне отче Варнаво, пастырю наш кроткий и утешительный, милостивый помощниче и теплый о нас молитвенниче! Ты измлада чадо благословения Божия быв, образ послушания родителем и служения ближним показал еси. Заповеди Господни возлюбив, в Лавру Преподобнаго Сергия притекл еси и того верный ученик явился еси. Во обители же Божия Матере пребывая, дух смиренномудрия, кротости и терпения стяжал еси и дар рассуждения и прозрения от Бога приял еси. Сего ради монашествующим духовный наставник, инокинем созидатель обители Иверския на Выксе-реце и всем страждущим и болезнующим целитель и попечитель милостивый даже до часа смертнаго был еси. По преставлении же твоем Бог многия милости почитающим память твою яви и иноком учителя тя верна дарова.

Темже молим тя, праведный отче, якоже и прежде, ходатайствуй пред Богом молитвами твоими всем людем во всяцем звании дух утешительный стяжати и коемуждо потребная обрести: юным послушание и целомудрие страхом Божиим сохранити; в возрасте сущим – любовь Божию и согласие стяжати; алчущим – не токмо хлебом насущным, но и наипаче словом Божиим насытитися; плачущим – утешитися; изгнанником и странником – пристанище обрести; в темнице сущим – от уз свободитися; благочестивым – в Дусе Божием возрасти и смиренномудрия достигнути. Сшествуй нам во всех путех жизни нашея, паче же умоли Господа нашего о прощении прегрешений и неправд наших и к свету заповедей Божиих стопы наша направи, да единем сердцем и единеми усты славим Пресвятую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Ва­си­лий Ильич Мер­ку­лов (в ино­че­стве Вар­на­ва) ро­дил­ся 24 ян­ва­ря 1831 го­да в с. Пру­ди­щи Туль­ской об­ла­сти, ря­дом с те­ми ме­ста­ми, от­ку­да при­шли на Вык­су ос­но­ва­те­ли на­ше­го го­ро­да бра­тья-за­вод­чи­ки Ба­та­ше­вы.

Дет­ство и от­ро­че­ство

Ро­ди­те­ли Ва­си­лия, Илья и Да­рья Мер­ку­ло­вы, бы­ли кре­пост­ны­ми кре­стья­на­ми. Лю­ди доб­рые и бо­го­бо­яз­нен­ные, они ра­до­ва­лись рож­де­нию сы­на и на­рек­ли его в честь свя­то­го Ва­си­лия Ве­ли­ко­го .
Как вспо­ми­нал о сво­ем дет­стве ста­рец, был он маль­чик шуст­рый и по­движ­ный. На­бож­ные ро­ди­те­ли от­да­ли сво­е­го от­ро­ка в шко­лу пса­лом­щи­ков, где тот изу­чал Ча­со­слов и Псал­тырь. Неко­то­рое вре­мя спу­стя по­ме­щик, вла­де­лец Мер­ку­ло­вых, про­да­ет их в се­ло На­ро–Фо­мин­ское Мос­ков­ской гу­бер­нии. Но­вый вла­де­лец, князь Щер­ба­тов, при­ка­зы­ва­ет обу­чить под­рост­ка сле­сар­но­му де­лу.
В сво­бод­ное от ре­мес­ла вре­мя Ва­си­лий по­се­ща­ет рас­по­ла­гав­шу­ю­ся неда­ле­ко Зо­си­мо­ву пу­стынь и зна­ко­мит­ся с от­шель­ни­ком – мо­на­хом Ге­рон­ди­ем. Это за­став­ля­ет его со­вер­шить ре­ши­тель­ную пе­ре­ме­ну в жиз­ни – по­свя­тить се­бя слу­же­нию Бо­гу.

По­слуш­ник Геф­си­ман­ско­го ски­та

Осо­бен­но он утвер­дил­ся в этом, ко­гда в 1850 го­ду по­се­тил вме­сте с ма­те­рью Тро­и­це-Сер­ги­е­ву Лав­ру. Спу­стя год Ва­си­лий ухо­дит ту­да вме­сте с Ге­рон­ди­ем, ре­шив­шим за­кон­чить свою жизнь око­ло мо­щей Сер­гия Ра­до­неж­ско­го, а в 1852 го­ду по бла­го­сло­ве­нию на­мест­ни­ка Лав­ры Ан­то­ния пе­ре­хо­дит в рас­по­ла­гав­ший­ся в трех ве­стах от Лав­ры Геф­си­ман­ский скит. Этот скит жил по уста­ву Са­ров­ской Пу­сты­ни, опи­сан­но­му са­ров­ским стар­цем Па­и­си­ем Ве­ли­ким.
Во вре­мя пре­бы­ва­ния в ски­ту осо­бен­но боль­шое вли­я­ние на бу­ду­ще­го стар­ца ока­зал мо­нах Да­ни­ил (Схи­мов­ский).
17 фев­ра­ля 1856 г. Ва­си­лий по­лу­чил от­пуск­ную гра­мо­ту, то есть сво­бо­ду от по­ме­щи­ка.
23 де­каб­ря 1957 г. он ста­но­вит­ся по­слуш­ни­ком. И лишь спу­стя по­чти де­сять лет, 20 но­яб­ря 1866 г., по­сле смер­ти стар­ца Да­ни­и­ла Ва­си­лий при­ни­ма­ет по­стриг и впо­след­ствии несет по­двиг стар­че­ства под име­нем Вар­на­ва («ди­тя ми­ло­сти, сын уте­ше­ния»).

На­род­ный ду­хов­ник

В 1871 го­ду Вар­на­ва ру­ко­по­ло­жен в иеро­дья­ко­ны, 10 ян­ва­ря 1872-го – в иеро­мо­на­хи, а еще неко­то­рое вре­мя спу­стя на­мест­ник Лав­ры утвер­дил его в зва­нии на­род­но­го ду­хов­ни­ка пе­щер Геф­си­ман­ско­го ски­та.
С это­го мо­мен­та на­чи­на­ет­ся из­вест­ность Вар­на­вы сре­ди ве­ру­ю­щих. За его бла­го­сло­ве­ни­ем идут па­лом­ни­ки из мно­гих угол­ков Рос­сии. В сви­де­тель­ствах совре­мен­ни­ков, с ним об­щав­ших­ся, на­хо­дим мно­го при­ме­ров про­зор­ли­во­сти стар­ца. В ян­ва­ре 1905 г. на ис­по­ведь к Вар­на­ве хо­дил сам им­пе­ра­тор-му­че­ник Ни­ко­лай II.

Устро­и­тель Ивер­ской оби­те­ли на Вык­се

Стар­че­ство на Ру­си бы­ло осо­бой фор­мой мо­на­ше­ства. Стар­цы остав­ля­ли по­сле се­бя не толь­ко чи­сто ду­хов­ное, но и ма­те­ри­аль­ное во­пло­ще­ние этой ду­хов­но­сти – мо­на­сты­ри, ко­то­рые жи­ли под их вли­я­ни­ем.
Мно­го сил и тру­дов о. Вар­на­ва по­ло­жил на со­зда­ние и на­ше­го Ивер­ско­го жен­ско­го мо­на­сты­ря. Оби­тель ве­дет свою ис­то­рию с 1863 г., ко­гда здесь в по­стро­ен­ной бо­га­дельне по­яви­лись пер­вые на­сель­ни­цы.
Бла­го­да­ря тру­дам стар­ца к на­ча­лу XX ве­ка мо­на­стырь стал про­цве­тать.

17 фев­ра­ля 1906 г. стар­ца не ста­ло. А 19-го в от­вет на прось­бу се­стер Ивер­ско­го мо­на­сты­ря о за­хо­ро­не­нии стар­ца в сте­нах мо­на­сты­ря обер-про­ку­рор Свя­тей­ше­го Си­но­да от­ве­ча­ет те­ле­грам­мой, что усоп­ший бу­дет по­гре­бен на брат­ском клад­би­ще Геф­си­ман­ско­го Ски­та.
В 1913 го­ду под­ни­ма­ет­ся во­прос о пе­ре­име­но­ва­нии Вык­сун­ско­го жен­ско­го мо­на­сты­ря в Ивер­ский Вар­нав­ский жен­ский мо­на­стырь. Но его ре­ше­нию, ви­ди­мо, по­ме­ша­ли вой­на и ре­во­лю­ция.

Ка­но­ни­за­ция

В 1989 го­ду на Со­бо­ре под­нят во­прос о ка­но­ни­за­ции иеро­мо­на­ха Вар­на­вы. По­сле изу­че­ния ма­те­ри­а­лов пред­се­да­тель ко­мис­сии по ка­но­ни­за­ции мит­ро­по­лит Юве­на­лий до­ло­жил пат­ри­ар­ху Алек­сию II о воз­мож­но­сти ка­но­ни­за­ции стар­ца Вар­на­вы.
30 сен­тяб­ря 1994 г. пат­ри­арх на­пра­вил пись­мо на­мест­ни­ку Тро­и­це-Сер­ги­е­вой Лав­ры ар­хи­манд­ри­ту Фе­о­гно­сту, в ко­то­ром со­об­щил, что ко­мис­сия еди­но­глас­но при­шла к вы­во­ду о воз­мож­но­сти при­чис­ле­ния иеро­мо­на­ха Вар­на­вы (Мер­ку­ло­ва) к ли­ку ме­сто­чти­мых свя­тых Мос­ков­ской епар­хии в сон­ме Ра­до­неж­ских свя­тых.
В 1995 го­ду, в день Со­бо­ра Ра­до­неж­ских свя­тых, в Успен­ском Со­бо­ре мос­ков­ско­го Крем­ля свя­тей­шим пат­ри­ар­хом бы­ла со­вер­ше­на ка­но­ни­за­ция иеро­мо­на­ха Вар­на­вы (Мер­ку­ло­ва).

Апостол Варнава (греческая икона) Варнава (греч. Βαρνάβας; ? 61 год, Кипр) христианский святой, апостол от семидесяти, основатель Кипрской церкви. Один из первых левитов, принявших христианство и поддерживавших известное апостольское учреждение … Википедия

Муж апостольский, один из первых левитов, принявших христианство и поддерживавших известное апостольское учреждение: общение имений (Деян. IV, 32 37). Он был родом с острова Кипра и отчасти разделял с апостолом Павлом миссионерские труды, но… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Ы, муж. Стар. редк.Отч.: Варнавич, Варнавична.Производные: Варнавка; Вара; Нава.Именины: 17 янв., 24 июня, 31 авг., 13 нояб. Словарь личных имён. Варнава Сын пророка (арам.). 17 (4) января – апостол Варнава. 24 (11) июня – апостол Варнава и… … Словарь личных имен

Андрей Рублёв, Святой Апостол Павел … Википедия

- (греч. Βαρνάβας) греческое Род: муж. Этимологическое значение: сын утешения Иноязычные аналоги: греч … Википедия

Симон (ивр. שמעון‎ Шимон) … Википедия

Варнава христианский святой, апостол от семидесяти, основатель Кипрской церкви. Варнава епископ Русской православной церкви, аскетический писатель, юродивый. Варнава епископ Русской Православной Церкви; Митрополит Чебоксарский и Чувашский.… … Википедия

Евангелист Марк (миниатюра Codex Aureus … Википедия

- (Иосия) (ум. 62), апостол от 70 ти, друг и сподвижник апостола Павла (см. ПАВЕЛ (апостол)) (Деяния апостолов 4:36; 9:27 и др.), епископ Медиоланский, Кипрский; пострадал в г. Саламис (Кипр); ему приписывается «Послание Варнавы», не вошедшее в… … Энциклопедический словарь

Варнава - апостол от 70 ти, неизменный спутник апостола Павла. Первоначально этого человека звали Иосией, но так как он обладал блестящим даром убеждения и приносил своими речами утешение несчастным, то был переименован в Варнаву, что в переводе с… … Православная энциклопедия

Книги

  • Жития Кипрских святых. Сборник , Чуткова Л.А.. В XV веке известный летописец Леонтий Махерас в своих`Кипрских хрониках`назвал остров Кипр`островом святых`- так велико здесь число святых и мучеников, почитаемых Церковью. Остров освящен…
  • Жития Кипрских святых , . В XV веке известный летописец Леонтий Махерас в своих "Кипрских хрониках" назвал остров Кипр" островом святых"-так велико здесь число святых и мучеников, почитаемых Церковью. Остров освящен…

Апостол Варнава родился на острове Кипр и происходил из колена Левиина. Родители его были люди богатые и, живя на Кипре, имели в то же время землю в Иерусалиме с домом и обширным садом. Они позаботились дать сыну хорошее образование. С детских лет начал обучаться книжной мудрости Варнава, называвшийся тогда еще Иосифом; а когда пришел в возраст, то родители отправили его в Иерусалим к славившемуся в то время еврейскому законоучителю Гамалиилу . Здесь Иосиф воспитывался вместе с Савлом юношей, впоследствии первоверховным апостолом Павлом . Оба они, как лучшие ученики, одаренные великими способностями, ревностно искавшие просвещения, не могли не соединиться в школе Гамалиила тесной дружбой. Но Промыслу угодно было вести их ко Христу различными путями. Тогда как Павел только после смерти Христа сделался Его последователем, Иосиф уже при жизни Господа уверовал в Него.

Учась у Гамалиила, Иосиф усердно посещал храм Иерусалимский, строго соблюдал посты и жил вообще благочестиво. Господь Иисус Христос в это время уже начал Свою общественную деятельность. На пути Его из Галилеи в Иерусалим множество народа следовало за Ним, созерцая божественное Лицо и слушая Его сладчайшие речи. Когда Христос начал проповедовать Евангелие в Иерусалиме и творить чудеса, то Иосиф пожелал узреть Христа, услышать Его божественную проповедь. И лишь только желание это исполнилось, как Иосиф возлюбил Господа всей душой, уверовал и соделался Его учеником. С этого времени Иосиф уже не покидал Христа, всюду следовал за Ним, стал свидетелем многих чудес и был удостоен призвания на апостольство в числе избранных Христом семидесяти учеников. Когда незадолго пред страданиями Господа, большая часть учеников, из лика семидесяти, покинули Христа, то Апостол Варнава остался в числе немногих, пребывших верными. После сошествия на апостолов Святаго Духа верующие жили в братстве, все делая общим достоянием. В числе продавших свои имения и сложивших цену их к ногам апостолов находился и Иосиф. Вероятно, после этого он и был наименован Варнавою, что значит сын утешения (Деян. 4:36). Полагают, это имя он получил, потому что наделен был особенным даром утешать скорбящих. В то же время Варнава ревностно проповедовал Слово Божие. По словам книги Деяний апостольских, это был «муж добрый и исполненный Духа Святаго и веры» (Деян. 11:24). Среди своих апостольских трудов он скорбел о друге Савле, упорном враге Христа и гонителе верующих. Вскоре Варнава был обрадован чудесным обращением Савла ко Христу.

Когда спустя три года апостол Павел прибыл в Иерусалим, ученики Господни сторонились и боялись его, не веря, что он христианин. Именно Варнава представил бывшего Савла апостолам, рассказав о его чудесном призвании. Долгое время Варнава и Павел подвизались в Антиохии Сирийской, среди новообращенных. Здесь впервые ученики их стали называться христианами.

По случаю голода в Иерусалиме антиохийские христиане собрали помощь иерусалимлянам и с нею послали апостолов Варнаву и Павла. Исполнив порученное, Павел и Варнава вместе с апостолом Иоанном Марком , племянником Варнавы, вернулись в Антиохию, где пребывали в посте, молитвах и проповедании слова Божия. Из Антиохии Павел и Варнава отправились в первое апостольское путешествие в другие страны. Их сопровождал племяннник Варнавы Иоанн Марк. В Малой Азии, в городе Пергии, Марк, к немалому огорчению Павла, почему-то оставил их и возвратился в дом матери своей в Иерусалим.

Варнава же вместе с Павлом прошли, благовествуя, много стран. Всюду апостолы сначала предлагали свое учение иудеям рассеяния, а потом и язычникам. Успех проповеди был необыкновенный, так что они во многих городах основали церкви. Но этот успех дорого стоил апостолам. Во время своего путешествия Варнава и Павел терпели страшные лишения, жестокие гонения и не раз подвергались опасности быть убитыми.

После этого Варнава трудился в распространении и утверждении веры Христовой в Антиохии, а в 51 году был вместе с Павлом в Иерусалиме на соборе апостольском. Здесь Павел и Варнава рассказали об удивительных успехах проповеди между язычниками и были утверждены старейшими апостолами в своем служении.

Вскоре после этого апостол Павел и Варнава решили посетить верующих во всех городах, где им довелось проповедовать слово Божие и узнать, как те живут. Но произошли несогласия между апостолами: Варнава хотел взять с собою Иоанна Марка, а Павел, памятуя, что он уже однажды оставил их, не желал иметь его сопутником. Поэтому они разошлись: апостол Павел, взяв с собой Силу, пошел в города Сирии, а Варнава с Марком - на Кипр. По преданию, Варнава первый из апостолов проповедовал слово Божие в Италии, посетил Рим, основал церковь в городе Медиолане (Милане). Затем, возвратясь на родину свою, остров Кипр, продолжал благовествовать там.

На склоне лет, в 76 году по Рождестве Христовом, Варнава сподобился принять мученическую кончину. Ревностная проповедь его в главном городе Кипра - Саламине - восстановила против него живших там иудеев. Варнава, предвидя кончину, созвал верующих, преподал им последнее наставление и простился. При этом он поручил племяннику своему Марку рассказать обо всем апостолу Павлу и завещал положить с собою в гроб святое Евангелие от Матфея (Варнава переписал его сам и никогда с ним не разлучался). После этого, приобщившись Святых Тайн Христовых, благовестник явился безбоязненно в собрание иудейское и начал проповедовать там о Христе.

Озлобленные иудеи бросились на апостола, вывели за город, побили камнями и, не довольствуясь этим, хотели предать святое тело сожжению. Но тело Варнавы осталось целым и невредимым и было похоронено апостолом Марком. Вслед за убиением Варнавы иудеи воздвигли гонение на всех последователей Христа. Верующие разбежались, и место, где был похоронен апостол, стало неизвестным. Впоследствии, когда вера Христова распространилась по всему Кипру, чудеса и исцеления от мощей апостола Варнавы открыли место их пребывания. Здесь хромые получали хождение, слепые прозрение, духи злобы покидали бесноватых с громкими воплями. Жители Саламина, ничего не зная о святыне, называли место то местом здравия.

Имя св. Варнавы просияло в созвездии 70-ти апостолов. Святая Церковь воспевает эту церковную звезду, как первого среди семидесяти. Благовестника Слова Божия - св. апостола Варнаву называют основателем Кипрской Православной церкви и первым архиепископам Кипра. На северную часть острова Кипр (ныне - самопровозглашенная Турецкая Республика Северного Кипра) отправляются паломники, чтобы посетить там все места, связанные с апостольской деятельностью, мученической кончиной, обретением святых мощей и возведением монастыря в честь апостола Варнавы.

1.Икона св. апостола Варнавы

Среди руин античного Саламина

В наши дни средиземноморский берег невдалеке от руин древнего портового города Саламин, имевшего на протяжении столетий пальму первенства на Кипре, ничем не напоминает о его славном прошлом. Согласно справочникам, здесь когда-то была построена «превосходная гавань, вмещавшая множество кораблей». Хорошо укрепленный город Саламин на восточном побережье острова был известен как процветающий торговый центр с населением около двухсот тысяч человек. Каменные руины разрушенного арабскими набегами в VII в. и затем прекратившего свое существование Cаламина долгие годы служили строительным материалом для находящегося в нескольких километрах к северу от него другого портового города Фамагуста.

Приблизительно весной 45-го года [ 1 ] из Селевкии в Саламин приплыл на корабле апостол Варнава. Это было первое его миссионерское путешествие на Кипр вместе с апостолом Павлом (Деян. 13:5). Варнава (Бар-Наба) в буквальном переводе означает «сын утешения». Варнава - этим именем апостолы нарекли христианина Иосия (Иосиф), иудея-кипрянина, происходившего из богатой семьи и состоявшего членом иерусалимской церкви. С молодых лет он отличался благочестием, посещал храм, соблюдал посты и хранил себя от разных юношеских увлечений. Он был щедрый и добросердечный человек, явивший добрый пример христианина, жертвующего на нужды своих собратьев. После Вознесения Господа на Небо он продал принадлежавшее ему под Иерусалимом имение и положил все вырученные деньги к ногам апостолов, ничего не оставив себе (Деян. 4:36,37). Варнава вступился за новообращенного Павла: когда тот пришел в Иерусалим, Варнава тепло принял его и затем ввел в среду апостолов (Деян. 9: 26,27). Около 34 -35 г. апостолы привлекли Варнаву к миссионерской деятельности, которая началась после побиения камнями первомученика Стефана. Сначала иерусалимская община послала Варнаву в Антиохию посодействовать новым христианам (Деян.11:22-26). К Антиохии тогда относился и остров Кипр.

Ступив с корабля на берег Саламина, Варнава в сопровождении своего племянника Иоанна Марка предпринял здесь немалые труды по обращению ко Христу эллинов и иудеев. Умножив сначала в этом городе, а затем и в других местах Кипра число верующих, Варнава и Павел отправились в Малую Азию.

После успешного проведения в течение ряда лет в разных городах миссионерской деятельности апостол Варнава решил вновь возвратиться на Кипр для продолжения проповедей об учении Христа.

Во второй раз в город Саламин апостол Варнава прибыл около 57 г. (по другим данным - ок. 61/62 г.). В ту пору ему уже было 76 лет [ 2 ]. Внешне апостол выглядел, вероятно, таким, каким его изображают на иконах: человек преклонных лет, с темными волосами или с проседью и с бородой средней длины [ 3 ]. В этот приезд на остров город Саламин стал местом последних проповедей и мученической кончины апостола. Об этом сообщается в апокрифическом труде «Хождения и мучение Апостола Варнавы» (Акты Апостола Варнавы; V в.), приписываемом апостолу Марку [ 4 ], и в богословском сочинении «Энкомий святому Варнаве» Александра Кипрского [Саламинский], жившего в VI веке. О последних днях земной жизни апостола Варнавы в Саламине повествуется и в изложении святителя Димитрия Ростовского . Ревностная проповедь апостола восстановила против него живших в Саламине иудеев. Они всячески противились ему, хулили его честное имя и затем, настроив против него многих горожан, решили убить его. Предвидя свою кончину, Варнава созвал верующих, совершил божественную литургию, причастил их, преподал последнее наставление и навсегда простился с верующими. При этом он поручил своему спутнику Марку взять после смерти его тело, которое он найдет «вне города на западной стороне», похоронить его и позже обо всем рассказать апостолу Павлу. Варнава завещал также положить с собой в гроб переписанное некогда им самим Святое Евангелие от Матфея, с которым никогда не разлучался. Далее апостол Варнава сам приобщился Святых Христовых Тайн и безбоязненно явился в синагогу, где проходило собрание иудеев и начал там проповедовать собравшимся учение Христа. Озлобленные иудеи бросились на Варнаву, вывели его за город и побили камнями. После этого они разложили костер и хотели предать святое тело сожжению, однако оно осталось цело и невредимо. Впоследствии в этом убедился тайно пришедший к месту сожжения Марк. Взяв тело апостола, он похоронил его «в одной пещере, отстоявшей на пять стадий от города». Время мученической кончины апостола Варнавы относят к 57 г. [ 6 ].

После убиения апостола саламинские иудеи начали в городе гонение всех последователей Христа. Верующие бежали из Саламина и скрывались во многих местах. Из Кипра Марк отправился на поиски апостола Павла и, встретив его в Ефесе, поведал ему о мученическом венце святого апостола Варнавы. Апостол Павел оплакал кончину Варнавы.

Некоторые дополнительные сведения о последних часах жизни Варнавы содержатся в труде Александра Кипрского, рассказавшего, что апостола «схватили во время проповеди в синагоге», а перед побиением камнями его подвергли «долгим мучениям». В «тайном погребении» апостола Варнавым участвовали не только Марк, но и «другие христиане».

В «Хождении и мучении Апостола Варнавы» повествуется, что через «два дня» после прибытия в Саламин апостола Варнавы и начала его проповеднической деятельности в местной синагоге в тот же город приехал и «иудейский маг и псевдопророк Вариисус-Елима». Ему удалось восстановить против Варнавы иудеев. Те схватили апостола и хотели доставить его на суд к правителю города, но потом, изменив планы, решили казнить его втайне. В ночное время в синагоге ему надели аркан на шею и повели сначала к ипподрому и далее за городские стены, где и предали сожжению. Прах апостола «собрали в пелену и, запечатав ее свинцом, решили бросить в море». Тем временем Марку «вместе с Тимоном и Родоном удалось ночью похитить прах» и похоронить его в одной из пещер около города, где «прежде поселились иевусеи» (иевусеи - народ, проживавший в Ханаане еще до прихода израильтян и основавший в конце III тысячелетия до РХ город Иерусалим и первоначально населявший его. - Примечание А.Х.). После похорон «Марк, Тимон и Родон три дня скрывались в пещере от иудеев, а затем отправились в Лимнит». С течением времени место погребения апостола Варнавы возле Саламина было надолго предано забвению.

Местность Игиас, где обретены святые мощи апостола Варнавы

В начале IV в. Саламин стал местом казни и святых мучеников Аристоклия Саламинского (Кипрский), Димитриана и Афанасия. За открытое исповедание христианской веры во времена (ок. 306 г.) правления императора Максимиана они были усечены мечом. Со времен правления Константина Великого Саламин стал церковным центром Кипра [ 7 ]. В 332 и 342 гг. на острове произошли два сильных землетрясения, полностью разрушившие Саламин. В прошлом веке (1952 -1974 гг.) археологами обнаружены на его территории руины нескольких небольших раннехристианских и византийских храмов и каменные бассейны, где, вероятно, совершались крещения. Римский император Констанций II (сын Константина Великого), правивший в 337-361 гг., восстановил город после разрушений и переименовал его в Констанцию. После распада Римской империи Кипр в 395 г. стал частью Византии.

Спустя четыре столетия после мученической кончины Варнавы Господь прославил (ок. 488 г.) то потаенное место возле Саламина, где пребывали святые останки апостола. Это было время, когда Христова вера распространилась уже по всему Кипру, однако полную христианизацию населения острова историки относят только к началу V века [ 8 ]. Это было и напряженное для острова время, когда окончательно разрешался вопрос об автокефалии Кипрской Церкви. Попытки ее присоединения к своему диоцезу предпринимал Антиохийский Патриарх Петр Гнафевс [ 9 ]. Еще в 431 г. кипрские христиане обратились к Отцам Третьего Вселенского Собора с просьбой подтвердить автокефалию Кипрской Церкви и получили положительное решение Собора. В 478 г. архиепископ Констанции и всего Кипра Анфемий вновь обратился с той же просьбой к византийскому императору.

Чудеса и исцеления от мощей святого Варнавы открыли народу то место, где находилась гробница апостола. Ее обнаружили в неглубокой пещере, расположенной приблизительно в одном километре от города Констанция (Саламин), в местности, называемой Игиас («Место здравия»). Здесь на глазах многих людей часто совершались чудеса, молва о которых распространилась по всему острову. Ныне это «Место здравия» находится рядом с кипрским селением Энгоми (Энкоми, также - Тузла). По преданию, пещера с гробницей находилась под вечнозеленым деревом с широкой кроной, называемым «рожковым». Оно известно еще с древних времен и как «хлебное дерево Иоанна». На Руси его плоды называли «цареградским стручком». Высушенные сладкие стручки коричневого цвета очень любили бедные люди, отдыхавшие под деревом, имевшем в народе еще одно название - «шоколадное».

В Игиас на месте произрастания этого удивительного дерева происходили многие дивные чудеса. Так, больные или усталые от дальней дороги путники, переночевавшие под рожковым деревом, получали к утру следующего дня «здравие» и прилив новых сил. Узнав о подобныхх чудесах, верующие люди специально приходили к этому необычному месту, проводили здесь ночи и получали исцеление от разных недугов. Со временем «Место здравия» сделалось очень известным на Кипре и сюда жители окрестных селений приносили многих немощных и расслабленных. По преданию, здесь исцелялись бесноватые, хромые исправляли свою походку, слепые становились зрячими.

Сохранилась и легенда, рассказывающая о том, как были обретены в Игиас честные мощи святого апостола.

Согласно «Энкомию святому Варнаве», архиепископу Анфемию трижды являлся во сне апостол Варнава, указавший, где нужно искать его захоронение. В тексте Димитрия Ростовского находим такие строки: «...Вот тебе [т.е. архиепископу Анфемию] знамение: выйди за город к западной стороне на пять стадий и на том месте, которое называется «Местом здравия» (ибо там ради меня Бог чудесно подает болящим здравие), раскопай землю под деревом, произращающим рожки: там ты найдешь пещеру и раку, в которой положены мощи мои; найдешь также и Евангелие, написанное моею собственной рукой» [ 10 ].

И вот 11 июня преисполненный радости архиепископ Анфемий рассказал собравшемуся народу о троекратном ему явлении и речах апостола Варнавы, а после этого возглавил с псалмопением крестный ход в сторону Игиас. В указанном месте раскопали землю под деревом, нашли закрытую камнями пещеру, а в ней - раку. Все присутствующие в момент открытия раки ощутили «великое и несказанное благоухание» и увидели в ней целые и неповрежденные мощи святого апостола Варнавы, а также и Евангелие . В час обретения мощей на всем острове Кипр произошли многие чудеса. Раку с мощами апостола запечатали оловом и решили не переносить ее в другое место. По приказу архиепископа Анфемия при апостольском гробе стали денно и нощно совершать псалмопения.

История свидетельствует, что благодаря обретению мощей апостола Варнавы и находке ценного Евангелия острову Кипру была дарована позже свобода, а его Церкви удалось добиться автокефалии. Архиепископ Анфемий отправился в Царьград, взяв с собою в дорогу обнаруженное Евангелие и часть мощей святого апостола. Византийский император Флавий Зенон возрадовался тому, что именно в дни его царствования на Кипре обретено было столь великое духовное сокровище. Архиепископ Анфемий, передавший императору Евангелие и часть мощей апостола, был награжден большими почестями от императора и от всего духовного собора. Император благосклонно отнесся к прошению архиепископа Анфемия о необходимости автокефалии Кипрской Церкви. По его же приказу в Константинополе был созван Синод, определивший статус автокефалии Кипрской Церкви. Утвердив это решение, император у распорядился, чтобы остров Кипр больше не был в подчинении у патриарха и получил право самостоятельного избрания предстоятеля . Однако окончательно автокефалия Кипрской Церкви была утверждена только в 691 - 692 гг. .

Евангелие и часть мощей святого апостола поместили в церкви св. Стефана в Большом дворце Константинополя. Архиепископ Анфемий получил в подарок от императора много золота для возведения храма на месте обретения честных мощей апостола Варнавы .

Энгоми, где стоит монастырь во имя святого апостола Варнавы

Архиепископ Анфемий со славой и честью возвратился на Кипр и в скором времени (ок. 488 г.) выстроил на средства византийского императора Флавия Зенона и на свои сбережения большой храм в форме трёхнефной базилики. Существует также мнение, что первоначально византийская базилика имела двухскатную деревянную крышу. При храме был основан мужской монастырь святого апостола Варнавы.

2.Здание монастыря в честь св. апостола Варнавы

Ныне этот недействующий монастырь находится в трех километрах от Саламина, неподалеку от селения Энгоми. Те, кто паломничал по следам апостола Варнавы на Кипре, знает, что монастырь возвышается вовсе не на месте предполагаемого обретения мощей апостола, а в некотором отдалении от него. По преданию, рака с мощами апостола была перенесена из пещеры установлена в новом храме. Архиепископ Анфемий установил праздновать память святого апостола Варнавы в день обретения честных его мощей - в одиннадцатый день месяца июня.

Во время арабских набегов в VII в. храм и все постройки монастыря были разрушены. Такая же участь постигла и древний Саламин (Констанция), чьи жители переселились в соседний город Фамагуста . В 1674 г. в Энгоми удалось заново отстроить храм. Современный вид здание монастыря приобрело только после его реконструкции в 1757 г. Иконы для иконостаса были написаны в XVII-XVIII вв. .

3.Иконостас храма в честь св. апостола Варнавы

Число братии в монастыре было совсем немногочисленным: например, в 1917 г. - три, после 1965 г. - 7 человек. В 1974 г. все монахи были изгнаны турками, а монастырский храм разграблен. В настоящее время монастырь представляет собою Археологический музей, где собраны из православных монастырей и храмов северного Кипра иконы и разные христианские реликвии, а также различные археологические находки.

По давней традиции 11 июня, в день памяти апостола Варнавы, на площади перед монастырем проходили праздничные базары, но в середине 70-х годов в связи с политическими событиями на острове они были прерваны. С 2005 г. ситуация изменилась в сторону возрожднения в Энгоми праздника в честь апостола Варнавы и организованного паломничества по местам апостольского служения апостола на севере острова. В монастырь периодически приезжают православные священники из храмов и монастырей южного Кипра, куда в 1974 г. перенесли части мощей святого апостола Варнавы.

4.Часовня «Место здравия» над криптой

Современная часовня на месте обретения мощей в Игиас, примыкающему к селению Энгоми, построена в 1954 г. В разные столетия эта часовня над криптой неоднократно разрушалась и восстанавливалась. Киприоты по традиции называют ее «Местом здравия». Из часовни к высеченной в камне гробнице ведут 14 ступеней. В освещенной электричеством пещере на земле и на стенах паломники оставляют в дар иконы, а также возжигают лампады и свечи рядом с тем местом, где находилась рака с мощами апостола Варнавы. Место гробницы покрыто плащаницей.

5.В пещере, где находилась рака с мощами св. апостола Варнавы

От часовни к монастырскому зданию ведет эвкалиптовая аллея длиною приблизительно 80 метров.

О мощах святого апостола Варнавы

Сведения о том, когда и куда были перенесены из Кипра мощи святого апостола, можно почерпнуть из «Православной энциклопедии» . Издание со ссылкой на западные источники сообщает, что «основная часть мощей» апостола Варнавы была перенесена с Кипра в Милан, «откуда глава святого попала в Тулузу». Эту информацию сегодня можно освежить новыми фактами. Только в одной Италии существует несколько версий о местах хранения мощей (главы) апостола. Так, одна глава находится в монастырской церкви «Св. Роза да Лима», вошедшей после ее закрытия (1866) в состав гостиничного комплекса «Св. Роза да Лима» в итальянском населенном пункте Конка-деи-Марини (Conca dei Marini; провинция Салерно). Известно, что эти мощи были подарены домениканскому монастырю епископом из Поццуоли Джероламо Дандольфи (Ландольфи; 1722-1789).

Другая глава хранится в приходской церкви населенного пункта Энденна (коммуна Дзоньо в регионе Ломбардия). Третья глава находится якобы в Неаполе, в церкви Джезу Нуово (Gesu Nuovo), а именно - в часовне католического святого Джузеппе Москати, где проводит паломнические экскурсии местный приход Апостола Андрея Первозванного (Московский Патриархат). Конечно, не во всех перечисленных случаях может идти речь о подлинных мощах апостола.

Согласно итальянским источникам, мощи (часть руки) апостола Варнавы хранятся в базилике Св. Варнавы (Basilica di San Barnaba a Marino) в городе Марино (регион - Лацио; провинция Рима), а также в Милане и Падуе. В Западной Европе частицы мощей апостола хранятся в Праге, Кельне, в бельгийском городе Намюр, в баварском монастыре Андекс.

В 1974 г. после оккупации турками северной части Кипра частицы мощей апостола Варнавы были вывезены в южную часть острова. Здесь ценные реликвии хранятся в Священном царском и ставропигиальном монастыре Киккской иконы Божией матери (Киккский монастырь), в ставропигиальном мужском монастыре Махера (Махерас) и в монастыре Ставровуни (Святого Креста).

Во всех этих кипрских монастырях, а также в разных европейских городах и аббатствах, где почивают мощи святого апостола Варнавы, зафиксировано немало свидетельств о том, что на протяжении веков эти реликвии являются источником многих чудес и потому они с особенною любовью чествуемы восточными и западными христианами.

Литература:

[ 1 ]. Апостол от 70-ти Варнава. - Православная энциклопедия. - Т. VI (c. 641- 646). - М.,2003; Библейская энциклопедия. Путеводитель по Библии.(Российское Библейское общество). -1995, с.344.

[ 2 ]. Жития святых славных и всехвальных апостолов. - М.: Лествица; Артос-Медиа, 2006, с.218.

[ 3 ]. Апостол от 70-ти Варнава. - Православная энциклопедия. - Т. VI (c. 641-646). - М.,2003.

[ 4 ]. Там же.

[ 5 ].

[ 6 ]. Апостол от 70-ти Варнава. - Православная энциклопедия. - Т. VI (c. 641-646). - М.,2003.

[ 7 ]. См.: Коровина А. К.,Сидорова Н.А. Города Кипра. Города и музеи мира. - М.:Искусство, 1973; Старшов Е. Святыни и древности Кипра. - М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2013.

[ 8 ]. Там же.

[ 9 ]. Зоитакис А. История Кипрской Православной Церкви в I - X вв. - [Электронный ресурс] URL: http://www.agionoros.ru/docs/468.html

[ 10 ]. Житие и страдание святого апостола Варнавы . 11 июня по ст. ст./ 24 июня по н.ст. - В кн.: Свт. Димитрий Ростовский. Жития святых. Том 6. Июнь.

См.: Коровина А. К.,Сидорова Н.А. Города Кипра. Города и музеи мира. - М.:Искусство, 1973; Старшов Е. Святыни и древности Кипра. - М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2013.

. Житие и страдание святого апостола Варнавы . 11 июня по ст. ст./ 24 июня по н.ст. - В кн.: Свт. Димитрий Ростовский. Жития святых. Том 6. Июнь.

Апостол Варнава

Послание Варнавы

Здравствуйте в мире, сыны и дщери во имени Господа нашего Иисуса Христа, возлюбившего нас. Зная, что вы изобилуете великими и прекрасными добродетелями Божиими, я необыкновенно радуюсь о блаженных и преславных душах ваших, – радуюсь, что вы получили благодать столь глубоко укоренившуюся в вас. Потому и сам весьма утешаюсь, ожидая своего освобождения, ибо по истине вижу, что на вас излит Дух от прекрасного источника божественного: я в том убежден и совершенно знаю, что с тех пор, как обращаюсь с вами, я приобрел многие блага на пути спасения Господня. По этой причине, думаю я и люблю вас, братья, более души своей, в этом состоять величие веры и любовь и надежда той жизни. И так как я обыкновенно старался делиться с вами тем, что сам получил, и в этом служении вам, столь одаренным духовно, нахожу и награду себе, то спешу к вам написать несколько слов, дабы вы вместе с верою имели и совершенное ведение. Божественных установлений три: чаяние жизни, её начало и совершение. Ибо Господь через пророков предвозвестил нам то, что теперь и исполнилось, а вместе показал и начало будущего. Итак, согласно с Его волею мы должны ревностнее и ближе приступать к Его жертвеннику. А я не как учитель, но как равный с вами, изъясню вам немногое, от чего много увеличится ваша радость.

Так как ныне дни неприязненные, и противник имеет власть над этим веком, то мы со вниманием должны исследовать распоряжения Господни. Помощники веры нашей суть страх Божий и терпение, а наши споборники – великодушие и воздержание. С этими добродетелями, когда они бывают чисты пред Господом, вступают в радостный союз премудрость и ведение. Бог открыл нам чрез всех пророков, что Он не имеет нужды ни в наших всесожжениях, ни в наших жертвах и приношениях. «К чему Мне множество жертв ваших, говорит Господь? Исполнен Я всесожжения овнов и тука агнцев, крови козлов и овнов не хочу. Неприятно, когда вы приходите являться пред Меня; ибо кто требовал этого от рук ваших? Перестаньте топтать двор Мой. Если приносите мне пшеничную муку, – напрасно; курение мерзость для Меня. Новомесячий ваших и дня великого не терплю, постов, дней покоя и праздников ваших ненавидит душа Моя» (Ис. 1 :11–14). Итак, Господь упразднил это, дабы новый закон Господа нашего Иисуса Христа без ига необходимости представлял собственно человеческое приношение. Господь еще говорит к ним: «Заповедал ли Я отцам вашим, когда они вышли из земли египетской, приносить Мне всесожжения и жертвы? Но вот что Я заповедал им говоря (Иер. 7 :22–23): каждый из вас да не имеет злобы против ближнего своего и не любит клятвы ложной» (Зах. 8 :17). Итак, поелику мы не без разума, то должны понимать благую волю Отца нашего, ибо Он, желая взыскать нас блуждающих подобно иудеям, говорит нам, как мы должны приближаться к Нему. Он говорит нам: «жертва Богу сердце сокрушенное, и сердца смиренного Он не презирает» (Пс. 50 :19). Посему, братья, мы должны вернее исследовать то, что относится к нашему спасению, дабы когда-нибудь противник не возымел доступа к нам и не отвратил нас от нашей жизни.

О постановлениях ветхого завета Господь еще говорит к ним: «Зачем Мне поститесь, чтобы ныне услышан был голос ваш с воплем? Не такой пост Я избрал, говорит Господь, чтобы человек томил душу свою без причины; и если бы ты изогнул выю твою наподобие круга, и облекся во вретище и покрыл себя пеплом, и то не сотворил бы ты мне поста приятного» (Ис. 58 :4–5). А к нам Он говорит: когда будете поститься, – «разрушь всякий союз неправды и раздери всякую неправедную запись; уничтожь стеснения насильственного торга, отпусти измученных на свободу, и отбрось всякую злонамеренную предосторожность. Раздробляй алчущим хлеб твой и бедных без крова введи в дом твой; если видишь нагого, одень, и единоплеменников своих не презирай. Тогда откроется ранний свет твой, и одежды твои скоро воссияют; и правда твоя будет тебе предшествовать, и слава Божия будет сопровождать тебя. Тогда ты воззовешь, и Бог услышит тебя, и когда еще говоришь ты, Он скажет: вот Я, – если отринешь от себя и союз и совет злых и слово роптания, и от сердца дашь алчущему хлеб» (Ис 58 :6-10). В этом, братья, открывается попечение и милосердие Божие, ибо Он людям, которых снискал для Возлюбленного Своего, определил веровать в простоте и уже прежде вразумлял всех нас не обращаться, подобно прозелитам, к закону Иудейскому.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

Библейские цитаты в тексте даны в произвольном переводе.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама