THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Травление древесины

Протравы — красители для глубокого тонирования. Протравное крашение древесины не даёт вуали, текстура древесины проявляется. Толщина окраски получается глубокой и равномерной, сама окраска прочная, водо- и светостойкая.

Лучше всего поддаются протравливанию изделия из древесины лиственных пород. Протравливание хвойных пород обычно даёт неудовлетворительные результаты.
Два способа глубокого тонирования:
1. Ручное крашение при помощи тампона, изготовленного из полотняной ткани, не оставляющей на поверхности древесины волокон.
2. Окрашивание посредством вымачивания в протраве. Время выдержки древесины в протраве определить сложно, т.к. всё зависит от породы древесины и её свойств, например толщины и влажности. Основной принцип — держать изделие в протраве нужно столько, чтобы краска хорошо его пропитала.

Протравы, являясь некоторыми неорганическими солями и основаниями, окрашивают древесину в результате реакции с дубильными веществами, в результате чего образуются цветные соединения. При окрашивании разных пород древесины можно получить разные цвета. Часто древесину специально насыщают танином, чтобы получить необходимый эффект. Лучше всего воспринимает окраску таниносодержащая древесина (бук , дуб , каштаны ), хуже — древесина липы , берёзы , где танина значительно меньше. Также для предварительной обработки древесины с малым содержанием дубильных веществ используют экстракт дубовый дубильный, резорцин, пирогаллол, пирокатехин.
Насыщение танином древесины осуществляют в эмалированной посуде. Её помещают в посуду вместе с толчеными дубовыми галлами (чернильными орешками) в соотношении 3:1 по массе, заливают водой и кипятят в течение 10 минут. Если используется кора молодого дуба , то её предварительно проваривают несколько минут на среднем огне, затем раствору дают остыть и только после этого опускают в него древесину. Через несколько часов изделие, сполоснув в чистой проточной воде, помещают в раствор красителя.
Чтобы определить, есть ли дубильные вещества в древесине, можно капнуть на неё 5%-ным раствором железного купороса. Если дубильных веществ нет, древесина после высыхания не изменит цвет, при наличии дубильных веществ на поверхности останется черное или серое пятно. [ , ]

Недостаток использования протрав для тонирования — ограниченное количество получаемых цветовых тонов, а также, как уже отмечалось выше, зависимость цветового тона от колебаний химического состава древесины (содержания дубильных веществ). Поэтому результаты, полученные на одном изделии, могут оказаться невоспроизводимыми на другом.

Протравы: железный и медный купоросы , марганцовокислый калий, натриевый и калиевый хромпики, хлорная и сернокислая медь , хлорное и сернокислое железо, сернокислый марганец, хлористый кальций, цинковый купорос, квасцы, аммиак и др.

Реактив растворяют в воде (t=20° C ) и в течении часа отстаивают раствор. Затем сливают. Перед травлением изделия очищают при помощи шкурки от возможных пятен, затем опускают в раствор.

Если используется несколько протрав, то следующую наносить нужно только после полного высыхания древесины. При окраске поверхности, уже обработанной другим составом, протраву необходимо делать гуще.

Действие различных протрав на разные породы древесины.


Медный
купорос,
1%

Железный
купорос,
4-5%

Железный
купорос,
1%

Цинковый
купорос,
2,5%

Калиевый
хромпик ,
3%

Калиевый
хромпик ,
5%

Калиевый
хромпик и
железный
купорос
(по 1,5%)
Дуб, ива Коричневый Иссиня-черный Сиреневато-серый Красно-коричневый Светло-коричневый Тёмно-коричневый Оливково-коричневый
Орех Коричневый Иссиня-черный Сиреневато-серый Красно-коричневый Коричневый Тёмно-коричневый
Бук Черный Сиреневато-серый Красно-коричневый Светло-коричневый Тёмно-коричневый Оливково-коричневый
Клён Тёмно-серый Светлый сиреневато-серый Желто-коричневый Желтовато-золотистый
Берёза Тёмно-серый Светлый сиреневато-серый Тёмно-красный Зеленовато-желтый Желтовато-золотистый Оливковый
Осина Тёмный серебристо-серый Серебристо-серый
Липа Светло-коричневый Розовый Тёмно-красный
Красное дерево Черный Серо-фиолетовый Красновато-коричневый тёмный Тёмно-коричневый

Сернокислый
марганец,
2,5%

Хлористый
кальций,
1%

Английская
соль,
2%

Хлорное
железо,
1%

Хлорная
медь,
1%
Дуб, ива Тёмно-коричневый Красно-коричневый Коричневый Синевато-серый Светло-коричневый
Орех Тёмно-коричневый Красно-коричневый Коричневый Тёмно-синий Потемнение
Бук Тёмно-коричневый Красно-коричневый Коричневый Серый
Клён Серо-коричневый
Берёза Коричневый Кофейный Фиолетовый
Осина
Липа Коричневый Кофейный Фиолетовый
Красное дерево Серо-фиолетовый Потемнение

Марганцовокислый калий применяют, в основном, для усиления естественного коричневого или бурого цвета древесины. В качестве красителя его лучше использовать в сочетании с сернокислой магнезией в равных пропорциях. Разбавляют эту смесь в горячей воде.
Замоченная в растворе марганцовки светлая древесина сначала окрасится в вишнёвый, а затем в коричневый цвет. Но необходимо учитывать, что под воздействием солнечного света окрашенное изделие светлеет.
Кроме того, марганцовку можно использовать при подделке берёзы под орех . Для этого готовят раствор, состоящий из 30 г английской соли, 30 г марганцовкокислого калия и 1 литра воды. Сперва необходимо красить сплошь, а затем тонкой кистью навести прожилки и полоски. Перед глазами необходимо иметь натуральный образец.
Если после обработки железным купоросом серую древесину обработать 1 %-ным раствором марганцовки, она приобретёт тёмно-коричневый цвет.

Хлористый калий придаст светлой древесине желтый цвет (10 г на 1 л воды при 100° C).

Вымачивая строганый шпон в настое дубовых опилок и железного порошка (или опилок), можно достигнуть серого, голубого и черного цветов. Выдерживать в настое шпон необходимо 5-6 дней.

Древесину можно протравить в синий цвет, вымачивая в следующей смеси: в разбавленную водой азотную кислоту засыпают медные опилки. При нагреве этой смеси до кипения опилки растворяются. Остывший состав разводят водой в соотношении 1: 1. Древесину после вымачивания в растворе следует нейтрализовать раствором питьевой соды.

Серебристую или серую окраску древесины можно получить следующим способом. Железные опилки заливают дождевой водой и помещают в раствор строганый шпон так, чтобы листы не касались ни дна, ни стенок посуды. Разумеется, лучше всего такие оттенки получаются на светлых породах, богатых дубильными веществами.
Серебристый тон с голубовато-зеленоватым отливом образуется при вымачивании берёзы (шпона) в растворе сернокислого железа (50 г на 1 л воды) в течение 1-3 суток. После выдержки в растворе шпон промывают проточной водой. Насыщенность тона контролируют визуально. Морёный орех в таком растворе приобретает дымчатый, сероватый оттенок, а бук — коричневый.

Дуб : углекислый калий, применяемый в фотографии, кипятят в мягкой воде в течение часа (1 кг углекислого калия на 2 литра воды). Затем жидкость слегка остужают и процеживают через несколько слоёв марли или через ткань. Полученную кашицу затем сушат. Когда она застынет, её необходимо размолоть в порошок. непосредственно перед применением порошок растворяют в воде из расчёта 1: 15 (1: 20).
Иссиня-черный цвет морёного дуба возможен при настаивании дубового шпона в растворе железной стружки в уксусе. Вымачивают шпон в этом растворе в течение суток. Перед высыханием нейтрализуют раствором питьевой соды.

Комбинируя искусственные и естественные красители можно также добиваться различных оттенков. Так, если изделие из светлых пород древесины в результате травления в железном купоросе приобрело оливково-зелёный цвет, то его можно сделать тёмно-серым с зеленоватым оттенком, подержав в настое отвара листьев и плодов берёзы , или желто-зелёным — в настое корня ревеня .
Протравленную в висмутовой соли древесину можно выдержать в настое из опилок и коры дикой груши , тогда она приобретёт приятный коричневый цвет. Кора ясеня придаст тёмно-синюю окраску, а кора ольхи — тёмно-красную.
Если древесину выдержать сначала в растворе солей олова, а затем в настое листьев и стеблей кортофеля, то она окрасится в лимонно-желтый цвет, а в настое конопляных листьев — в тёмно-зелёный.

Состав для имитации "под орех" (в частях по массе): глауберова соль - 3,
марганцово-кислый калий - 3, вода горячая (60-80*С) - 100.
Этот состав наносят кистью на древесину 1-2 раза.
Чтобы получить жилки, вначале наносят раствор на всю поверхность и, дав
просохнуть, наносят вторично отдельными местами в виде жилок.

Состав для имитации "под красное дерево" (в частях по массе):
анилиновая вишневая краска - 3, вода горячая (60-80*С) -150.
Составом покрывают древесину, которая приобретает вишнево-красную окраску.

Составы для имитации березы и клена "под орех" (на 1 л воды):
английская соль - 30, марганцово-кислый калий - 30.
Этот состав наносят так же, как и первый.

После окрашивания древесину покрывают порозаполнителем, как было указано
выше, затем лакируют и полируют.

Порозаполнителем может служить восковой слой, т. е. окрашенную древесину
вощат остывшим воском, который наносят на поверхность кистью с жесткой
и короткой щетиной.
Покрытие должно быть равномерным, без пропусков.
Нанесенный восковой слой просушивают в течение 24 ч при температуре 18-20*С,
после чего его растирают суконкой до тех пор, пока поверхность не станет чистой,
с ровным блеском.
Для закрепления отделки древесину покрывают лаком, разведенным политурой
в соотношении 1:1.
Восковая отделка применяется в основном для древесины из пористых
пород (орех, дуб).

Состав восковых мастик (в частях по массе):
1) воск - 30, стеарин - 10, мыло - 10, скипидарр40, канифоль - 10;
2) воск - 25, мыло - 12, охра - 5, раствор поташа - 18, канифоль
или масляный лак - 40.

Для приготовления мастик воск, стеарин, канифоль расплавляют, нагревая
до температуры 80-90*С.
В расплавленную смесь, непрерывно подогревая, последовательно добавляют
при перемешивании водный раствор поташа, масляный лак и мыльную стружку,
еще раз перемешивают и добавляют охру (во вторую смесь).
Подогревание и перемешивание продолжают до тех пор,
пока мастика станет однородной.
Остывшую мастику состава N- 1 перед использованием разжижают скипидаром.

Технология отделки окрашенной древесины лаками такая же, как и для прозрачной.
Если в качестве порозаполнителя применяют восковые мастики,
поверхность не грунтуют.

При необходимости устранения неболыпих дефектов на поверхности мебели
(потеря глянца, потускнение лакированной поверхности, пятна, царапины,
следы влаги) применяют следующие составы (в частях по массе):
1) скипидар - 25, спирт денатурированный - 15, шеллак - 4, олифа - 5,
мыльный раствор (10%-ный) - 1, вода - 45.

Сначала смешивают скипидар, спирт и мыльный раствор, а затем при
перемешивании добавляют олифу, предварительно расплавленный шеллак
и разбавляют водой.
Состав наносят в холодном состоянии, тщательно растирая фланелью до тех пор,
пока на поверхности не восстановится прежний блеск;
2) стеариновая кислота - 2, скипидар - 3, краситель (до необходимого цвета).
Обработку поверхности следует произвести с соблюдением технологических
операций, как уже описано выше.

При значительных повреждениях полированной поверхности мебели необходимо
снимать весь отделочный слой, для чего производят его смывку растворителем СК-36
или одним из следующих составов: водным 10%-ным раствором нашатырного спирта, смесью нашатырного спирта со скипидаром (2:1) или 10%-ным раствором щавелевой кислоты, растворителями: ацетоном, этилацетатом.
При работе смывки необходимо охлаждать.

Вначале растворителем смачивают всю поверхность, затем начинают тщательно размывать отдельные участки и снова протирают растворителем всю поверхность.
После этого поверхность протирают бензином, скипидаром или теплой водой,
чтобы удалить следы растворителя.

Оставшиеся после просушки поверхности пятна и следы отделки удаляют циклеванием. После этого всю поверхность шлифуют мелкой шкуркой, подкрашивают в темный
цвет описанными выше способами.

Если поверхность была проморенной или протравленной, после снятия отделочного лакового слоя удаляют и окрасочный слой, для чего промывают поверхность
10%- раствором щавелевой кислоты или хлорной известью.
Далее наносят заново отделочный слой в той же последовательности,
что описана выше.

Не все имеют возможность заказывать деревянные интерьеры у настоящих профессионалов, поэтому существует множество "домашних" технологий по обработке древесины, особенно по покраске деревянной поверхности под цвет дерева более дорогих сортов. (подробнее о породах дерева читайте здесь)

Имитация ореховой древесины. Как покрасить дерево "под орех".

Чтобы придать деревянной поверхности цвет ореховой древесины можно использовать следующую технологию -
В 1 литре теплой прокипяченой воды следует размешать 50 грамм перманганата калия и после этого сразу обработать плученным раствором поверхность дерева. Если оттенок обрабатываемого изделия получается недостаточно темным, то обработку можно повторить несколько раз, пока не будет достигнут надлежащий результат. Если же наоборт нужно высветлить черезчур темный тон изделия, то поверхность древесины можно обработать кистью или тампоном с 2%-м раствором соляной кислоты. После обработки древесину нужно промыть чистой водой или же тщательно протереть влажной губкой.

Само химическое действие раствора морилки заключается в образовании в результате реакции перманганата калия с целлюлозой массива древесины темного осадка диоксида марганца. Соляная кислота же преобразует этот диоксид марганца в не имеющий цвета хлорид марганца (химическая формула - MnCl2).

Другой способ покраски с имитацией древесины "под орех" -

Делается раствор из 1 литра воды, 80 грамм сульфата магния и 30 грамм перманганата калия, а затем этим химичкским раствором обрабатывается деревянная поверхность изделия. Для еще более правильной имитации орехового дерева можно сделать так называемую "ванну", то есть специальную емкость, заполненную разбавленным раствором морилки (10 грамм сульфата магния и 10 грамм перманганата калия на 1 литр воды), и в нее полностью окунуть деревянное изделие на 3-5 минут.

Технология имитации красного дерева в домашних условиях.

Для покраски деревянной поверхности с имитацией красного дерева в течении 3 часов в 100 мл воды нужно прокипятить 5 грамм карминовой кислоты и затем полученный химический раствор охладить. Затем тщательно отполированную поверхность обычной древесины несколько раз обрабатывают кистью с этим раствором, а уже высохшую поверхность обработать раствором, содержащим 6 грамм хлорида олова (SnCl2) и 3 грамма винной кислоты в 100 мл воды.

В роли морилки можно использовать любой раствор вишнево-красного красителя (например для ткани), и спомощью него достичь необходимого оттенка, нанося раствор на поверхность дерева в несколько этапов.

Как сделать дерево черным. Имитация черного дерева.

Настоящий массив черного дерева очень тяжелый, поверхность древесины имеет абсолютно черный цвет, и при нужной полировке она становится почти зеркальной.

Для имитации черного дерева годятся исключительно твердые сорта древесины, такие как дуб, бук, ясень или груша.

Технология обработки древесины выглядит так -

Поверхность покрывают водным раствором 30 грамм нигрозина (специфический органический краситель) в 1 литре воды. Процедура это несложная, легко выполнима даже неподготовленным человеком.

Серый клен.

Для того, чтобы из любой древесины сделать поверхность, не отличимую от серого клена , нужно на 3-4 часа опустить деревянное изделие в раствор из 50 грамм мыла, растворенного в 1 литре чистой воды. Потом древесину промывают водой, сушат и кладут на 1 час в 2%-й водный раствор нитрата железа Fe(NO3)3, снова промывают и опускают в 2%-й раствор соды. Последняя операция - выдерживание в растворе индигокармина, содержащем в 1 л воды 12,5 г этого красителя. В результате деревянное изделие приобретает серый цвет с голубоватым оттенком.

Как можно придать древесине коричневый оттенок? Так если дуб или же какую-либо другую породу (подробнее о разновидностях древесины смотрите в этом разделе) со значительным содержанием дубильных веществ (к примеру - таннин) вымочить известковым молоком (так называют суспензию гашеной извести в воде), то после сушки и удаления налета извести мягкой щеткой поверхность древесины станет светло-коричневой. А обработка поверхности дубовой древесины в 20% растворе железного купороса после сушки даст темно-коричневый цвет, обработка нашатырным спиртом - серо-коричневый.

Имитация древесины под ценные породы

Имитация (окрашивание прозрачными красками) древесины простых пород под более ценные играет большую роль в цветовом оформлении мебели. Цвет и текстура древесины зависят прежде всего от ее породы, однако цвет древесины при необходимости можно изменить специальными красителями. Качество имитации зависит не только от красителей, но и от древесины, подвергающейся обработке.
Под орех хорошо имитируются береза, липа, бук, ольха, удовлетворительно- ель; под красное дерево хорошо - груша, ольха, вишня, ясень, вяз, бук, удовлетворительно - ель, береза, кедр; под розовое дерево - хорошо клен, удовлетворительно - ольха, груша; под черное дерево - хорошо береза, дуб, клен, груша, яблоня, слива, граб, удовлетворительно - осина, тополь, бук Для имитации древесины применяют различные красители (приготовляя из них растворы), которые легко проникают в древесину.

Для окрашивания древесины широко используют ореховые бейцы (гуминовые красители), а также всевозможные протравы (медный или железный купорос), хромовокислый или двухромовокислый калий, марганцевокислый калий, хлорное железо (хлорная медь), которыми предварительно травят древесину, а затем окрашивают непротравными красителями.

Породы древесины, содержащие дубильные вещества (дуб, каштан, орех и др.), можно окрашивать без предварительной обработки.

Для приготовления красящих растворов применяют воду, смягченную кальцинированной содой (около 0,1%) или нашатырным спиртом (5%).
Нагревают воду до 60-80°С, всыпают в нее необходимое (по рецепту) количество красителя, размешивают до полного растворения и дают отстояться в течение 48 ч. Отстоявшийся раствор сливают в другую посуду. Если попадает часть осадка, раствор вторично отстаивают и фильтруют. Нерастворенный осадок оставляет на поверхности древесины пятна и полосы.

Для более равномерного окрашивания поверхность древесины предварительно необходимо увлажнить водой при помощи тампона или тряпки.
Приготовленный красящий раствор наносят на поверхность древесины только вдоль волокон кистью, пульверизатором, жирно смоченной губкой, чистой хлопчатобумажной тряпкой. После крашения поверхность древесины протирают чистой тряпкой, удаляя жирные подтеки, оставляющие пятна и полосы.

Чтобы окрашивающий раствор более глубоко проникал в поры древесины, его подогревают до 50-60°С. Окрашенные изделия надо просушить не менее 1,5-3 ч при температуре не ниже +18°C, но можно и более длительное время до полного высыхания краски.

Для прямого крашения древесины применяют различные красители. Например, для крашения в красновато-коричневый цвет березы, бука, дуба на 1 л воды берут 10 г ореховой морилки. Для крашения в красновато-коричневый цвет березы берут на 1 л воды 20 т ореховой морилки или 2 г красителя «Рубин» и т. д.

Помимо прямого крашения, используют протравное, при котором поверхность сначала обрабатывают раствором солей некоторых металлов, а затем, через 10-15 мин, красят раствором, который вступает с протравой в реакцию, образуя нерастворимое в воде соединение. В зависимости от применяемой протравы и ее концентрации цвет окраски древесины может быть различным.

Выдержка между нанесением раствора для травления и раствора для крашения - 10 мин.
Например, древесину сосны и лиственницы окрашивают в коричневый цвет следующим образом: сначала травят раствором резорцина (20 г на 1 л воды), затем покрывают раствором хромпика (10- 30 г на 1 л воды). Выдержка между травлением и крашением- 1 - 2 ч. Березу под орех окрашивают так: травят красителем коричневым для меха (2-5 г на 1 воды), красят кислотным оранжевым и хромовокислым калием (2-5 г на 1 л воды).

В практике крашения древесины многие используют обычные красители, предназначенные для крашения хлопчатобумажных тканей и меха. Крепость раствора зависит от интенсивности окрашивания, лучше использовать морилку.
После крашения приступают к прозрачной отделке.

Для окрашивания древесины "под темный дуб" нужны 50 частей кассельской бурой краски, 5 частей поташа и 100 частей дистиллированной воды. Этот состав кипятят в течение часа, отвар процеживают и снова варят до получения густого сиропа, затем выливают в плоский металлический ящик, дают затвердеть и перетирают в порошок. Одну часть порошка разводят в 20 частях воды и кипятят несколько минут. Этим раствором покрывают древесину.

Для имитации "под орех" нужен следующий состав (в частях по массе): 3 части глауберовой соли, 3 части марганцовокислого калия и 100 частей горячей (60-80°) воды. Этот состав наносят кистью на древесину 1-2 раза. Чтобы получить жилки, наносят раствор и, дав ему просохнуть, наносят вторично в виде жилок. Можно покрыть некоторые участки, черной протравой: 2,5-3 части нигрозина, растворенные в 100 частях горячей (60-80°) воды.

Для имитации березы и клена "под орех" применяют следующий состав: 30 г английской соли + 30 г марганцовокислого калия +1 л воды - покрывать, как и предыдущим составом.

Для имитации "под красное дерево" применяют растворы следующего состава (в частях по массе): а) 3 части анилиновой вишневой краски, растворенной в 150 частях горячей (60-80°) воды - этим раствором покрывают древесину, и она приобретает вишнево-красную окраску; б) 2,5-3 части анилиновой краски "Понсо", растворенной в 150 частях горячей (60-80°) воды - этим раствором покрывают древесину, и она приобретает темно-красную окраску.

Имитация березы и бука "под красное дерево” производится с помощью обработки поверхности древесины двумя растворами с интервалом в 10 минут: а) 50 г медного купороса + 1л воды; б) 100 г желтой кровяной соли (железисто-синеродистого калия) + 1 л воды.

Имитация древесины сосны, ели, березы и бука под ценные породы древесины (окрашивание в коричневый цвет) производится следующим составом в частях по массе: 3 части кислотного хромкоричневого красителя + 3 части уксусной эссенции +10 частей алюминиевых квасцов + 1 л воды.

Имитация древесины "под старый дуб" производится раствором следующих составляющих: 16 г поташа + 20 г сухой анилиновой коричневой краски + 20 г сухой синей краски + 0,5 л горячей (60-80°) воды + 1 чайная ложка бытового пищевого 9% уксуса и покрывается в горячем состоянии с помощью кисти.

При поверхностном крашении глубина пропитки составляет до 2 мм, горизонтальные поверхности окрашивают вдоль волокон, на вертикальные поверхности краситель наносят сверху вниз. Температура раствора должна быть 40-50°. Наносить раствор нужно несколько раз до получения требуемого цвета. Разрыв по времени между каждым нанесением краски не должен превышать 5 минут. Излишки краски снимают сухой ветошью.

После полного высыхания красителя (2 ч при температуре 18-20°) поверхность древесины протирают вдоль волокна пучком конского волоса или шлифуют шкур­кой. Расход красителя составляет 2-4 г/м кв. поверхности древесины.

Окраска дуба и дубового шпона "под седой дуб" производится в несколько приемов: а) поверхность покрывается черным спиртовым лаком; б) после высыхания на нее насыпается сухой алюминиевый порошок и тампоном втирается в поры дуба; в) просушенная окрашенная поверхность протирается комком конского волоса или древесной стружкой вдоль волокон; г) покрывается бес­цветным спиртовым или масляным лаком.

Протравное (глубокое) крашение осуществляется в два приема: сначала древесину обрабатывают раствором протравы, а затем красят. Протравами служат следующие соли металлов: медный купорос, железный купорос, двухромовокислый калий (хромпик) и др. Протраву и краситель выбирают в зависимости от породы древесины и цвета, в который ее нужно окрасить. Растворы готовят путем растворения солей в горячей воде, отфильтровывания и охлаждения.

Окрашивание древесины в домашних условиях можно осуществить по следующим рецептам:

Вишневого, а затем коричневого цвета древесины можно достичь, подвергнув древесину воздействию раствора марганцовки (перманганата калия).

Желтый цвет шпон из светлой древесины приобретает в растворе хлористого калия, приготовленного из расчета 10 г на 1 л воды при кипении.

Серо-голубого и черного цветов достигают вымачиванием строганного шпона в настое дубовых опилок и железного порошка (или опилок) в течение 4-5 дней.

Иссиня черный цвет мореного дуба возможен при настаивании дубового шпона в растворе железной стружки и уксуса.

Цвет "воронова крыла“ у дуба и серый для других пород можно получить с помощью следующего состава: в водный раствор азотной кислоты (соотношения 1:1) добавляют 1/6 часть (по массе) железных опилок или стружек. После растворения опилок добавляют в раствор воды в соотношении 1: и ставят раствор на двое суток в теплое место. После отстаивания сливают в стеклянную посуду с притертой пробкой только светлую часть раствора, которая и является красящим составом.

Черный тон древесины можно получить в растворе уксусной кислоты с добавкой в нее ржавчины (окисла железа). В таком растворе шпон вымачивается в течение суток. Перед высыханием листы шпона для нейтрализации кислой среды погружают в раствор питьевой соды.

Серебристую или серую окраску строганного шпона можно получить путем помещения шпона в раствор, полученный из железных опилок, залитых дождевой водой, причем шпон размещают в растворе так, чтобы листы не касались ни стенок, ни дна посуды.

Голубовато-зеленый отлив достигается путем вымачивания шпона из обыкновенной березы в растворе сернокислого железа (из расчета 50 г на 1л воды) в течение 1-2 суток. После выдержки в растворе листы шпона промывают проточной водой. Насыщенность тона в этом случае контролируют визуально. Мореный орех в таком растворе приобретает дымчато-серый цвет, а бук - коричневый.

Красивый коричневый цвет древесине придают пары аммиака, для чего окрашиваемую деталь помещают в эмалированную или стеклянную посуду. Ставят туда открытую баночку с нашатырным спиртом, после чего посуду плотно закрывают. Через несколько часов процесс "морения" заканчивается. При этом способе окраски детали не коробятся и ворс не поднимается.

Красновато-желтый цвет шпону ели и ясеня придает выдержка в растворе азотной кислоты в воде в соотношении 1:1. После высыхания поверхность шпона шлифуется мелкозернистой шкуркой и обрабатывается пучком конского волоса, морской травы, луба или сухой несмолистой стружкой.

Неожиданные оттенки цвета получаются при вымачивании строганного шпона в кофейном отваре с добавлением питьевой соды после предварительного протравливания в горячем растворе квасцов.

Приведенные ниже природные (растительные) красители с добавкой некоторых химических ингредиентов, с помощью которых древесина может быть окрашена в нужные, нам цвета, не хуже промышленных красителей, а главное они светоустойчивы и не разлагаются, а также при их применении исключается образование пятнистости.

Ожидаемый цвет:

Вид красителя: .

Красно-коричневый

Отвар шелухи лука

Коричневый

Кора яблони, оболочка грецкого ореха

Кора ольхи или вербы

Оранжевый

Отвар молодых побегов тополя (150 г веток на 1л воды)

Зеленоватый

Побеги тополя + отвар дубовой коры

Волчьи ягоды + кислота

Коричневый

Волчьи ягоды + купорос

Волчьи ягоды + питьевая сода

Волчьи ягоды + глауберова соль

Волчьи ягоды + поташ

Интенсивность цвета окраски древесины растворами природных красителей усиливается при добавлении в раствор 2% алюминиевых квасцов.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама