THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

При помощи мышления человек создает в мозгу опосредованное и обобщенное представление об окружающей действительности, то, что невозможно воспринимать непосредственно органами чувств – увидеть, потрогать, понюхать и т.д. – человек воображает, исходя из приобретенного опыта.

Воображение помогает ему переноситься в прошлое и будущее, планируя собственную деятельность и заранее предполагая результаты. Таким образом, то, что нельзя познать прямо, познается косвенно, неизвестные качества определяются при помощи известных.

Виды мышления

Благодаря способности к творческому мышлению человек сумел не только сам приспособиться к окружающей среде – это умеют все живые существа – но и приспособить окружающую среду к собственным потребностям, перестраивая и обрабатывая, делая комфортной.

Это дало человеку преимущества по сравнению с другими обитателями планеты.

Мышление развивалось поэтапно, и за время существования человека постоянно совершенствовалось. Вот какие формы, в зависимости от ступеней развития, выделяют психологи:

  1. Формирование мыслительных способностей человека разумного начиналось с действенного мышления, которое помогало нашим предкам создавать предметы, облегчающие, например, добывание пищи – фактора, играющего решающую роль в вопросе выживания. После того, как человек сделал копье, отпала необходимость догонять добычу – можно было метнуть в нее оружие с расстояния. На этом этапе развития мышления оно имело чисто практическое применение – люди изобретали орудия труда с определенной целью, чтобы сразу же ими воспользоваться. В зачаточном виде практически-действенное мышление присутствует у некоторых видов приматов – известны примеры, когда шимпанзе или орангутанг находили длинную палку и старались с ее помощью сбить висящий на дереве плод.
  2. Следующей ступенью стало наглядно-образное мышление. На этой стадии человек обрел способность представлять в уме различные действия с известными ему предметами, не видя их перед собой. Также этот вид мышления позволяет узнавать в незнакомых предметах уже известные черты и делать на этом основании предположения об их предназначении. Так, человек, видевший большое копье, легко догадается о том, что такое дротик.
  3. Словесно-логическое мышление появилось вследствие развития языка – чем сложнее он становился и чем больше абстрактных понятий мог выразить, тем более углубленным и расширенным становилось и мышление. С помощью этого вида мыслительной деятельности люди научились создавать отвлеченные понятия. Именно такое мышление помогло сделать шаг от простейших практических измерений чего-либо к созданию науки геометрии, формулированию ее понятий и закономерностей.
  4. Отсюда было рукой подать до творческого мышления, включающего в себя все ранее перечисленные виды мыслительной деятельности и позволяющего сочинять романы, писать картины и музыку, совершать открытия и делать изобретения. После появления творческого мышления процесс создания нового несравнимо ускорился – революционные изменения и достижения в различных сферах человеческой деятельности стали возможны на протяжении жизни одного поколения.


Огромное значение для творческого мышления имеет воображение. В отличие от чувственного восприятия, воображение позволяет представить – вообразить – предметы, явления и события, которых не существует и не существовало на самом деле. Воображение может быть активным и пассивным.

В первом случае созданные им образы имеют своим основанием окружающую реальность. Они возникают в голове человека, подчиняясь его воле, и отражают часть его личности, чувства и переживания. Именно активное воображение необходимо для изобретений и творчества.

Образы пассивного воображения приходят спонтанно, независимо от воли человека, и очень редко служат источником чего-то продуктивного.

Сила воображения помогает человеку снять напряжение, возникающее в ожидании тех или иных событий. Когда он представляет свое желание уже исполнившимся, ему легче дождаться его действительного исполнения, а представление какой-то неприятной ситуации помогает психологически подготовиться к ее возможному возникновению.

Позитивные образы, рождающиеся в воображении, служат основой для аутосуггестии (самовнушения) и помогают снять стресс. Воображение регулирует познавательные способности – чувственное восприятие, память, внимание, речь. С его помощью можно воспроизвести прошлую ситуацию и представить будущую, планируя свои действия.

Особенности творческого мышления

Творческое мышление во многом зависит от индивидуальных особенностей личности и ее психической организации. Специалисты выделяют два основных типа творческого мышления: конкретно-образное и словесно-логическое.

Первый тип мышления более способствует развитию способностей к художественному творчеству. При конкретно-образном мышлении доминирует правое полушарие головного мозга, которое иногда называют «эмоциональным мозгом».

Люди, в интеллектуальной деятельности которых преобладает левое мозговое полушарие, имеют словесно-логический тип мышления. Они с легкостью оперируют абстрактными понятиями, формулами, символами. Среди людей с данным типом мышления преобладаю почитатели точных наук – математики, физики, химии

Знаменитый немецкий психолог Карл Юнг предложил несколько иную формулировку типов мышления. Людей с развитыми наклонностями к художественному творчеству он относил к интуитивному типу, для которого свойственно преобладание эмоций, а также спонтанность мышления.

Тех, в чьем мышлении логика преобладает над эмоциями, Юнг считал обладателями мыслительного типа интеллектуального процесса. Для них важнее логические доказательства, а интуиции они предпочитают логическую проверку теоретических знаний. По описанным признакам можно понять, что мыслительный тип свойственен тем, кто занимается научными исследованиями.

Черты творческого мышления присущи любому из вышеперечисленных человеческих психотипов. При этом и конкретно-образный, и словесно-логический тип интеллекта имеет общую черту – умение создавать абстракции, соединяя все образы в один общий.

Также для творческого мышления характерна эвристика, внезапное озарение – от древнегреческого «эврика» – «нашёл» (по преданию, так воскликнул Архимед, совершив очередное открытие). Это понятие означает способность мышления выйти за устоявшиеся общепринятые рамки, не обладая полным пакетом данных, необходимых для решения той или иной проблемы, интуитивно находить верный путь.

Кроме того, среди особенностей творческого мышления специалисты-психологи называют следующие черты:

  • оригинальность и неповторимость. Люди, обладающие творческим мышлением, предпочитают находить собственные путь, а не идти по проторенной дороге. Если они берутся за решение естественнонаучной проблемы или создание художественного произведения, то стараются придумать что-то новое, никогда не существовавшее и ни на что не похожее;
  • семантическая гибкость – попытка рассмотреть проблему или предмет с другой, ранее не рассматривающейся точки зрения, с целью открыть новые свойства либо новые пути решения и выявить скрытый потенциал;
  • образная гибкость, умение изменить привычный взгляд на объект, обнаружить новые, неожиданные свойства и стороны, делающие его применение уникальным;
  • спонтанная гибкость, означающая переключение с одной мысли на другую, способность воспринимать информацию и генерировать идеи, находить способы решения проблем и вопросов там, где они не видны другим.

Вывод

Мыслительный процесс является главным двигателем развития человека. Эволюционное развитие человеческого мозга продолжается – он становится совершеннее. Способность к творческому мышлению позволяет хомо сапиенсу подниматься выше по эволюционной лестнице.

Творческое мышление – один из видов мышления, характерный созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в ходе самой познавательной деятельности по его созданию. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок и смыслов. Творческое мышление отличается от процессов применения готовых знаний и умений, называемых репродуктивным мышлением.

Творчество - психический процесс создания новых ценностей и как бы продолжение и замена детской игры. Это деятельность, результат которой - создание новых материальных и духовных ценностей.

Будучи по сути культурно-историческим явлением, творчество имеет и психологический аспект - личностный и процессуальный. Предполагает наличие у субъекта способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей. В творчестве особое место занимает творческое воображение. Наряду с воображением творчество включает в себя интенсивную работу мышления, оно пронизано эмоциональностью и волей. Но оно не сводится к одному воображению, одному мышлению или одному чувству.

Отечественные психологи и педагоги о проблеме творческого мышления.

Отечественные психологи и педагоги (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, Н.А. Ветлугина, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина и др.) доказали, что творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте. Л. С. Выготский о проблеме творчества писал: «Творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке. Всякая такая деятельность человека, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий, и будет принадлежать к этому второму роду творческого или комбинирующего поведения. Мозг есть не только орган, сохраняющий и воспроизводящий наш прежний опыт, он есть также орган комбинирующий, творчески перерабатывающий и созидающий из элементов этого прежнего опыта новые положения и новое поведение. Если бы деятельность человека ограничивалась одним воспроизведением старого, то человек был бы существом, обращенным только к прошлому, и умел бы приспособляться к будущему только постольку, поскольку оно воспроизводит это прошлое. Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее».

Особенности творческого мышления в исследованиях Р. Арнхейма.

Творческое мышление не обязательно связано только с одним из видов мышления, скажем, словесно-логическим; оно вполне может быть и практическим, и образным. Р.Арнхейм отмечает, что видеть свойства какого-либо предмета - значит воспринимать его как пример воплощения определенного общего понятия, что всякое восприятие состоит в выделении ранее абстрагированных черт. Следовательно, абстрактное содержится не только в мышлении, но и в других познавательных процессах. По этому поводу Р.Арнхейм пишет, что элементы мышления в восприятии и восприятия в мышлении взаимно дополняют друг друга. «Они превращают человеческое познание в единый процесс, который ведет неразрывно от элементарного приобретения сенсорной информации к самым обобщенным теоретическим идеям».

Определение творческого мышления Дж. Гилфордом

Что же такое творческое мышление? Одним из первых попытался сформулировать ответ на данный вопрос Дж. Гилфорд. Он считал, что «творческость» мышления связана с доминированием в нем четырех особенностей:

А. Оригинальность, нетривиальность, необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне. Творческий человек почти всегда и везде стремится найти свое собственное, отличное от других решение

Б. Семантическая гибкость, т.е. способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование, расширять функциональное применение на Практике.

В. Образная адаптивная гибкость, т.е. способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые скрытые от наблюдения стороны.

Г. Семантическая спонтанная гибкость, т.е. способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности в такой, которая не содержит ориентиров для этих идей.

Впоследствии предпринимались и другие попытки дать определение творческому мышлению, но они внесли мало нового в то его понимание, которое было предложено Дж. Гилфордом. В ходе исследований творческого мышления были выявлены условия, которые способствуют или препятствуют быстрому нахождению решения творческой задачи. Вот эти условия в обобщенном виде:

1. Если в прошлом определенный способ решения человеком некоторых задач оказался достаточно успешным, то это обстоятельство побуждает его и в дальнейшем придерживаться данного способа решения. При встрече с новой задачей человек стремится применить его в первую очередь.

2. Чем больше усилий было потрачено на то, чтобы найти и применить на практике новый способ решения задачи, тем вероятнее обращение к нему в будущем. Психологические затраты на обнаружение некоторого нового способа решения пропорциональны стремлению использовать его как можно чаще на практике.

У творческих людей нередко удивительным образом соединяются зрелость мышления, глубокие знания, разнообразные способности, умения и навыки и своеобразные «детские» черты во взглядах на окружающую действительность, в поведении и поступках. Что же мешает человеку быть творческой личностью и проявлять оригинальность мышления? Только ли отсутствие развитых творческих способностей или также что-то другое, не имеющее прямого отношения к творчеству как таковому? На данный вопрос дают свой ответ Г. Линдсей, К. Халл и Р.Томпсон. Они считают, что серьезным препятствием на пути к творческому мышлению могут выступать не только недостаточно развитые способности, но и, в частности:

1. Склонность к конформизму, выражающаяся в доминирующем над творчеством стремлении быть похожим на других людей, не отличаться от них в своих суждениях и поступках.

2. Боязнь оказаться «белой вороной» среди людей, показаться глупым или смешным в своих суждениях.

3. Боязнь показаться слишком экстравагантным, даже агрессивным в своем неприятии и критике мнений других людей.

4. Боязнь возмездия со стороны другого человека, чью позицию мы критикуем. Подвергая критике человека, мы обычно Вызываем с его стороны ответную реакцию. Опасение такой реакции нередко выступает в качестве препятствия на пути к развитию собственного творческого мышления.

5. Завышенная оценка значимости своих собственных идей. Иногда то, что мы сами придумали или создали, нравится нам больше, чем мысли, высказываемые другими людьми, причем настолько, что у нас возникает желание свое никому не показывать, ни с кем им не делиться и оставить при себе.

6. Высокоразвитая тревожность. Человек, обладающий этим качеством, обычно страдает повышенной неуверенностью в себе, проявляет боязнь открыто высказывать свои идеи.

7. Есть два конкурирующих между собой способа мышления: критический и творческий. Критическое мышление направлено на выявление недостатков в суждениях других людей. Творческое мышление связано с открытием принципиально нового знания, с генерацией собственных оригинальных идей, а не с оцениванием чужих мыслей. Человек, у которого критическая тенденция слишком выражена, уделяет основное внимание критике, хотя сам бы мог творить, и неплохо. Напротив, тот человек, у которого конструктивное, творческое мышление доминирует над критическим, часто оказывается неспособным видеть недостатки в собственных суждениях и оценках.

Выход из этого положения в том, чтобы у ребенка с самого детства развивать как критическое, так и творческое мышление. Интеллектуальные способности человека, как оказалось, сильно страдают от частых неудач. Если людям в течение достаточно длительного периода времени предложить решать только трудные, неподвластные их уму задачи, а затем дать более легкие, то и с этими последними после долгих неудач они будут справляться плохо. Не все взрослые творческие люди обязательно хорошо успевали в школе. При сравнении их с менее творческими людьми обнаруживается немало примечательных различий. Самым интересным из них оказалось сочетание у творческих личностей интеллектуальной зрелости и «детских» черт характера. С понятием творчества неразрывно связано понятие интеллекта. Под ним понимается совокупность самых общих умственных способностей, обеспечивающих человеку успех в реше¬нии разнообразных задач. В первые годы жизни интеллектуальное развитие детей идет быстрее, но затем, начиная примерно с возраста 7-8 лет, постепенно замедляется.

Проблема творческого мышления в когнитивной психологии (Р.Л. Солсо, Г.Уоллес)Солсо Р.Л. отмечает о малоизученности проблемы творческого мышления, что по иронии - и в укор современной когнитивной науке - за последние 20 лет не возникло ни одной крупной теории (как это было с памятью или восприятием), которая смогла бы объединить рассеянные и иногда конфликтующие исследования творчества. Отсутствие общей теории указывает как на трудность этой темы, так и на недостаточное внимание к ней со стороны широкой научной общественности. И все же эта тема широко заявлена как важная часть повседневной жизни и образования. Много лет назад в истории когнитивной психологии Г. Уоллес описал четыре последовательных этапа творческого процесса: 1.Подготовка: Формулировка задачи и начальные попытки ее решения. 2.Инкубация: Отвлечение от задачи и переключение на другой предмет. 3.Просветление. Интуитивное проникновение в суть задачи. 4.Проверка: Испытание и/или реализация решения. Описанные Уоллесом четыре этапа почти не получили эмпирического подтверждения; однако психологическая литература изобилует отчетами об интроспекции людей, породивших творческую мысль. Наиболее знаменитое из этих объяснений принадлежит Пуанкаре, французскому математику, открывшему свойства автоморфных функций. Поработав над уравнениями какое-то время и сделав некоторые важные открытия (подготовительная стадия), он решил отправиться в геологическую экскурсию. Во время поездки он "забыл" про свою математическую работу (инкубационная стадия) . Затем Пуанкаре пишет о драматическом моменте инсайта. "Когда мы прибыли в Кутансе, мы садились в омнибус, чтобы ехать куда-то еще. И в момент, когда я поставил ногу на подножку, ко мне без всякой видимой подготовки мысли пришла идея, что преобразования, которые я использовал в определении автоморфных функций, идентичны преобразованиям неевклидовой геометрии." Автор пишет, что когда он возвратился домой, то на досуге проверил эти результаты. Четырехэтапная модель творческого процесса Уоллеса дала нам концептуальные рамки для анализа творчества.

Современные исследования творческого мышления в отечественной и зарубежной психологии.

В нашей стране и за рубежом выполнены фундаментальные исследования по психологии творчества, общих и специальных способностей. Изучены генетические предпосылки индивидуальных различий. Вместе с тем до сих пор не существует методик для комплексной диагностики общей и специфической одаренности. Недостаточно изученным остается и дивергентное (творческое) мышление. Ученые пришли к выводу, что творческие способности не являются тождественными способностям к обучению и редко отражаются в тестах, направленных на определение IQ. На данном этапе интерес исследователей вызывает не столько личность ученого (осмотрительного, точного и критически мыслящего человека), сколько личность изобретателя (нестандартного, оригинального и остроумного человека). В результате экспериментальных исследований среди способностей личности была выделена способность особого рода - порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. Такая способность была названа креативностью (творческостью). Креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, определяющую способность к творчеству. Одним из компонентов креативности является способность личности к дивергентному мышлению. Проблемы творчества широко разрабатывались в отечественной психологии. В настоящее время исследователи ведут поиск интегрального показателя, характеризующего творческую личность. Этот показатель может определяться как некоторое сочетание интеллектуальных и мотивационных факторов или же рассматриваться как непрерывное единство процессуальных и личностных компонентов мышления и творческого мышления (А.В. Брушлинский). Большой вклад в разработку проблем способностей, одаренности, творческого мышления внесли такие психологи, как Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, Н.С. Лейтес, В.А. Крутецкий, А.Г. Ковалев, К.К. Платонов, А.М. Матюшкин, В.Д. Шадриков, Ю.Д. Бабаева, В.Н. Дружинин, И.И. Ильясов, В.И. Панов, И.В. Калиш, М.А. Холодная, Н.Б. Шумакова, В.С. Юркевич и др. Зарубежные ученые также глубоко изучали творческое мышление. Некоторые люди, по мнению Брунера, имеют определенные способности для нового и необычного кодирования информации. Гэллах и Коган установили, что креативные дети имеют более высокие оценки в тестах на широту категоризации. Познавательная сфера креативных индивидов характеризуется наличием широких категорий, синтетичностью в восприятии окружающего мира и высоким уровнем когнитивной гибкости. П. Торенс провел изучение креативного мышления и получил следующие результаты: креативность имеет пик в возрасте от 3,5 до 4,5 лет, а также возрастает в первые три года обучения в школе, уменьшается в последующие несколько лет и затем получает толчок к развитию. Креативность неоднозначно зависит от образования. Большинство детей теряют свое спонтанное бесстрашие, eсли они становятся «окультуренными».

Стадии развития творческого мышления детей дошкольного возраста.

У детей способности к творчеству складываются постепенно, проходя несколько стадий развития. Эти стадии протекают последовательно: прежде чем быть готовым к следующей стадии, ребенок обязательно должен овладеть качествами, формирующимися на предшествующих. Исследования детского творчества позволяют выделить как минимум три стадии развития творческого мышления: наглядно-действенное, причинное и эвристическое.

Наглядно-действенное мышление.

Мышление рождается из действия. В младенчестве и раннем возрасте оно неотделимо от действия. В процессе манипулирования с предметами ребенок решает различные мыслительные задачи. К примеру, играя со сборно-разборными игрушками типа головоломок, пирамидок, матрешек, ребенок практически, методом проб и ошибок ищет принципы их разборки и сборки, учится учитывать и соотносить между собой величину и форму различных деталей. К пяти-шести годам дети обучаются совершать действия в уме. В качестве объектов манипулирования выступают уже не реальные предметы, а их образы представления. Чаще всего дети представляют наглядный, зрительный образ предмета. Поэтому мышление ребенка-дошкольника называют наглядно-действенным. Очень важными для развития мышления являются задания на исследование образа-представления. К пяти годам дети обучаются расчленять представление на отдельные части, анализировать контуры предметом, сопоставлять похожие предметы между собой и находить сходство и различие. Выделение отдельных компонентов образа позволяет ребенку соединять детали разных образов, придумывая новые, фантастические объекты или явления. Так, ребенок может представить животное, соединяющее в себе части многих животных и поэтому обладающее такими качествами, которых нет ни у одного существующего животного в мире. В психо¬логии эту способность называют фантазией. Фантазия ребенка на первой стадии развития творческого мышления еще очень ограниченна. Ребенок мыслит еще слишком реалистично и не может оторваться от привычных образов, способов использования вещей, наиболее вероятных цепочек событий. Таким образом, одним из направлений развития творчества на этапе наглядно-действенного мышления является выход за рамки привычных мыслительных стереотипов. Это качество творческого мышления называют оригинальностью, и оно зависит от умения мысленно связывать далекие, не связываемые обычно в жизни, образы предметов.

Причинное мышление

Известно, что предметы и явления действительности находятся в различных связях и отношениях: причинно-следственных, временных, условных, функциональных, пространственных и т. д. Наглядно-действенное мышление дошкольника позволяет ему понимать пространственные и временные отношения. Сложнее осмыслить причинно-следственные связи. Действительные причины событий, как правило, скрыты от непосредственного восприятия, не является наглядными, не выступают на первый план. Чтобы их выявить, нужно отвлечься от второстепенного, случайного. Поэтому причинное мышление связано с выходом за пределы представляемого образа ситуации и рассмотрением ее в более широком теоретическом контексте. Изучение познавательной деятельности детей показывает, что к концу начальной школы наблюдается всплеск исследовательской активности. К 8-9 годам дети, читая или наблюдая за различными явлениями жизни, начинают формулировать поисковые вопросы, на которые пытаются сами же найти ответ, К 11-12 годам практически все дети направляют свою исследовательскую активность формулировкой поисковых вопросов. Это происходит потому, что школьники стараются понять и осмыслить причинно-следственные связи и законы появления различных событий. Исследовательская активность детей на этапе причинного мышления характеризуется двумя качествами: ростом самостоятельности мыслительной деятельности и ростом критичности мышлении. Благодаря самостоятельности ребенок научается управлять своим мышлением: ставить исследовательские цели, выдвигать гипотезы причинно-следственных зависимостей, рассматривать известные ему факты с позиций выдвинутых гипотез. Эти способности, без сомнения, являются основными предпосылками творчества на этапе причинного мышления. Критичность мышления проявляется в том, что дети начинают оценивать свою и чужую деятельность с точки зрения законов и правил природы и общества. С одной стороны, благодаря осознанию детьми правил и законов, их творчество становится более осмысленным, логичным, правдоподобным. С другой стороны, критичность может помешать творчеству, так как на этапе выдвижения гипотезы могут показаться глупыми, нереальными и будут отброшены. Подобные самоограничения служат возможности появления новых, оригинальных идей.

Эвристическое мышление

По мере взросления дети сталкиваются с большим количеством ситуаций, когда невозможно выделить одну причину события. Многие социальные и природные явления вызваны большим количеством разнообразных факторов. Прогнозы развития этих явлений носят вероятностный характер, что свидетельствует об их приблизительной точности и достоверности. Типичными примерами ситуаций с вероятностными прогнозами могут служить прогнозы погоды, исхода шахматной партии, производственного или бытового конфликта и т.д. Во всех этих случаях причинное мышление оказывается недостаточным. Возникает необходимость в предварительной оценке ситуации и выборе среди множества вариантов и обилия факторов таких, которые имеют существенное влияние на ход событий. Выбор при этом осуществляется с опорой на ряд критериев, правил, которые позволяют сузить «зону поиска», сделать его более сокращенным, избира¬тельным. Мышление, которое, опираясь на критерии избирательного поиска, позволяет решать сложные, неопределенные, проблемные ситуации, называют эвристическим. Эвристическое мышление формируется ориентировочно к 12-14 годам. Изучение мышления детей и подростков показывает, что, по сравнению с младшими школьниками, подростки по-другому обследуют проблемную ситуацию. В период между 9 и 11 годами исследовательская активность детей очень высокая. Дети задают очень много разнообразных поисковых вопросов, касающихся самых разных аспектов ситуации. Подростки же сразу концентрируют свое внимание на одной или нескольких гипотезах. Это экономит время, позволяет более углубленно проработать проблемные аспекты, хотя может вести к застреванию на неэффективной идее. Сузить «зону поиска» помогают критериальные правила, называемые эвристиками. При творческом подходе к проблеме решающий, помимо известных, общепринятых эвристик, может выработать для себя правила, подходящие к конкретной ситуации. Особенно важно это в нестандартных заданиях, не имеющих аналогов решения, и проблемных ситуациях с «размытыми границами». В таких заданиях сама проблема не всегда четко определена и поэтому нуждается в окончательном формулировании. Таким образом, от решающего требуется умение построить проблемную ситуацию: выделить проблему, критерии оптимального решения, отделить главное от второстепенного, ранжировать предметы и объекты по степени важности. Самая большая психологическая опасность при эвристическом мышлении - это слишком поспешное принятие кажущегося оптимальным варианта решения. Преодолеть эту опасность можно, если попытаться найти несколько вариантов решения и сравнить их для выбора наилучшего.

Влияние интеллекта на развитие творческого мышления детей дошкольного возраста.

Согласно модели П.Торенса, интеллект служит базой креативности. Интеллектуал может и не быть творческим человеком, но человек с низким интеллектом никогда не будет креативным. П. Торенс предложил модель интеллектуального порога: до уровня IQ<120 креативность и интеллект образуют единый фактор, выше этого порога факторы креативности и интеллекта проявляются как независимые. В творческом процессе присутствует и конвергентное и дивергентное мышление. Чем из более отдаленных областей берутся элементы проблемы, тем более креативным является процесс его решения. Суть творчества – в способности преодолевать стереотипы на конечном этапе мыслительного синтеза и широте поля ассоциации. У детей дошкольного возраста активно развивается вербальное творческое мышление. Это умение задавать информативные вопросы, устанавливать возможные причины следствия применительно к ситуации, предлагать оригинальные способы применения обычных предметов, умение строить предположения. На развитие творческих способностей детей дошкольного возраста оказывают влияние следующие факторы:

1) интеллект как способность;

2) знания;

3) стиль мышления;

4) индивидуальные черты;

5) мотивация;

6) внешняя среда.

Если в последующем у ребенка слишком разовьются аналитические способности в ущерб синтетическим (новое видение проблемы, преодоление границ обыденного сознания) и практическим способностям, то он будет являться хорошим критиком, но не творческим человеком. Синтетическая способность, не подкрепленная аналитической практикой, порождает новые идеи, но идеи бесполезные и не подтвержденные исследованием. Практическая способность без двух остальных может привести к продаже некачественных, но ярко представленных публике идей. Влияние знаний может быть как позитивным, так и негативным: человек должен представлять, что именно он собирается сделать. Знания, слишком устоявшиеся, могут ограничивать кругозор исследователя, лишать его по-новому взглянуть на проблему. Креативность предполагает способность идти на разумный риск, готовность преодолевать препятствия, внутреннюю мотивацию, толерантность к неопределенности, готовность противостоять мнению окружающих. Для творчества необходима независимость мышления от стереотипов и внешнего влияния. Творческий человек способен самостоятельно ставить проблемы и автономно их решать. Проявлением креативности считаются различные девиации: от акцентуаций до проявления аутичности мышления. Но как критерий проявления творчества необходимо наличие осмысленности

Большинство людей ассоциируют творчество с такими искусствами, как написание романа, рисование картины или сочинение музыки. Это все творческие начинания, но не все творческие мыслители - художники. Действительно, многие рабочие места требуют много творческого мышления, несмотря на то, что не имеют никакого отношения к искусству.

Большинство людей ассоциируют творчество с такими искусствами, как написание романа, рисование картины или сочинение музыки. Это все творческие начинания, но не все творческие мыслители - художники. Действительно, многие рабочие места требуют много творческого мышления, несмотря на то, что не имеют никакого отношения к искусству. Творчество просто означает возможность придумать что-то новое. Если вы можете это сделать, вы не только обогатите свою личную жизнь, но и получите преимущество в любом месте, которое вы введете.

Вам просто нужно признать свое творчество.

Что такое творческое мышление?

Творческое мышление означает думать о новых вещах или думать по-новому. Это «мышление вне коробки». «Часто креативность в этом смысле включает в себя то, что называется боковым мышлением, или способность воспринимать паттерны, которые не очевидны. Вымышленный сыщик Шерлок Холмс использовал боковое мышление в одной знаменитой истории, когда понял, что лай собаки не был важным ключом к делу об убийстве.

Некоторые люди, естественно, более креативны, чем другие, но творческое мышление может быть усилено практикой. Вы можете практиковать творческое мышление, решая загадки, осознавая и отбрасывая свои предположения, и через игру - что-то неструктурированное и расслабляющее. Даже мечтание может помочь.

Творческие люди могут разрабатывать новые способы решения задач, решать проблемы и решать задачи. Они привносят новую и иногда неортодоксальную перспективу в свою работу и могут помочь отделам и организациям двигаться в более продуктивных направлениях.

Неудивительно, что многие работодатели ищут кандидатов с навыками творческого мышления для многих разных профессий?

Творческое мышление и поиск работы

В некоторых описаниях должно быть указано, что для позиции требуется творческое мышление. В этом случае вы должны прийти к собеседованию, подготовленному с конкретными примерами того, как вы можете продемонстрировать свое творчество, как и с любым другим умением.

Однако многие работодатели хотят творческих мыслителей, даже если они не говорят об этом в этих словах. В таких случаях подумайте о том, как ваша творческая натура помогла вам в прошлом и как она может снова стать активом на требуемых вами работах. В этих случаях вы также можете продемонстрировать свое творчество в своих материалах приложений или вы можете использовать другие слова, например, обсуждать свою «свежую и инновационную» работу.

Если вы ищете творческую возможность как средство личного исполнения, знайте, что вы можете найти ее в иногда неожиданных местах. Любое задание, которое позволяет вам приложить свои усилия к работе, может быть творческим.

Примеры творческого мышления

Возможности творческой мысли на рабочем месте варьируются от явно художественного до высокотехнологичного и все же вдохновленного.Как правило, все, что связано с «ага! «Момент в какой-то момент является творческим. Посмотрите, вдохновляет ли вас что-либо в этом списке. Возможно, вы уже более креативны, чем считали.

Художественное творчество

Название вашей профессии не обязательно должно быть «художником» для вашей работы, чтобы иметь художественный элемент. Возможно, вы организовываете розничные дисплеи для максимального воздействия или формируете тротуар заманчивой туристической тропы. Другие задания иногда назначаются специально для самоописанных художников, но если ваша компания меньшая, задача может упасть до тех, кто согласен это сделать.
Эти задачи включают в себя разработку логотипов, написание рекламной копии, создание упаковки для продукта или составление телефонного сценария для накопительного сбора средств.

Творческая проблема-решение

Творческое решение проблем выделяется как инновационное. Креативный решатель проблем найдет новые решения, а не просто определит и реализует наиболее подходящее стандартное решение. Вы можете провести мозговой штурм новых способов сокращения использования энергии, найти новые способы сократить расходы во время бюджетного кризиса или разработать стратегию судебных разбирательств по защите клиента. Все творческие.
Творчество в STEM

Некоторые люди думают о науке и технике как о прямой противоположности искусства и творчества; эти люди не являются учеными или инженерами. Разработка более эффективного сборочного робота, написание инновационной новой компьютерной программы и разработка проверяемой гипотезы - все это очень творческие действия.
Фактически, история науки и техники усеяна проектами, которые не сработали, а не из-за каких-либо ошибок в технике или методологии, а скорее из-за того, что люди оставались в предположениях и привычках ума. Наука и техника нуждаются в радикальном творчестве, чтобы делать что-то новое.

Творческие навыки мышления на рабочем месте

A - F

Удовлетворение максимального воздействия на розничный дисплей

  • Мозговой штурм на собрании персонала для определения стратегии на следующий год
  • Мозговой штурм способов сокращения энергии использование
  • Принятие новых процедур для улучшения качества
  • Составление нового сценария сбора средств для волонтеров
  • Составление диалога для рекламы на телевидении или радио
  • Построение модели исследования для проверки гипотезы
  • Создание экзамена для тестирования знаний студентов
  • Создание упаковки для продукта
  • Разработка логотипа
  • Разработка плана уроков для избирательного процесса в США, который будет увлекать студентов
  • Разработка стратегии судебных процессов для защиты клиента
  • Разработка компьютерная программа для автоматизации процесса выставления счетов
  • Разработка более эффективного способа обработки возмещения расходов
  • Разработка стратегии социальных сетей для нового iPhone
  • G - Z

Создание тем для кампании по сбору средств

  • Создание необычных вопросов интервью для оценки ключевые навыки кандидата
  • Определение способов сокращения затрат во время бюджетного кризиса
  • Повышение производительности персонала за счет разработки стимулов к производительности
  • Повышение инновационной розничной продукции потребителям
  • Предлагая новый взгляд на линию одежды > Представление поведенческих изменений для пациента с избыточным весом
  • Переопределение обязанностей по работе с больным сотрудником
  • Переработка оборудования на сборочной линии для повышения производительности
  • Реструктуризация системы подачи для облегчения поиска информации
  • Пересмотр процесса строительства, когда подрядчик не появляется
  • Предлагая способ улучшить обслуживание клиентов
  • Предлагая новые способы коммуникации для облегчения брачного конфликта
  • Размышление о путях увеличения количества доноров крови
  • Написание убедительная копия для печати или онлайн
  • Related:
  • Что такое критическое мышление?

Списки навыков: Навыки трудоустройства, внесенные в список Job | Списки навыков для резюме

Подробнее: Софт против жестких навыков | Как включить ключевые слова в ваше резюме | Список ключевых слов для резюме и сопроводительных писем

Созидающее, дающее принципиально новое решение проблемной ситуации, приводящее к новым идеям и открытиям.

Новая идея — новый взгляд на взаимосвязи и взаимозависимости явлений. Нередко новая идея возникает на основе нового «сцепления» ранее известной информации. Так, Л. Эйнштейн, как известно, не проводил экспериментов, он лишь с новой стороны осмысливал уже имевшуюся информацию, по-новому систематизировал и анализировал ее.

Новые идеи возникают на базе определенных предпосылок в общем развитии той или иной отрасли знаний. Но при этом всегда необходим особый, нестандартный склад ума исследователя, его интеллектуальная смелость, способность отойти от господствующих идей. Старые, классические идеи всегда окружены ореолом всеобщего признания и в силу этого препятствуют возникновению новых взглядов. Так, геоцентрическая концепция долго препятствовала утверждению научного взгляда о движении Земли вокруг Солнца; условно-рефлекторная «дуга» И. П. Павлова долгое время затрудняла принятие идеи «кольца», выдвинутой П. К. Анохиным.

Творческий поиск неизбежно связан с широтой и гибкостью мышления, со способностью субъекта к смелому высвобождению из прокрустова ложа господствующих идей.

Творческие, креативные (от лат. crcatio — создание) способности проявляются не только в мышлении, но и во всех видах деятельности.

Одним из основных компонентов творческого мышления является образное мышление, воображение . Не случайно в науке так широко применяется метод мысленного эксперимента. Пирамиды, соборы и ракеты существуют не благодаря геометрии, строительной механике и термодинамике, а потому, что они вначале были зримой картиной в умах тех, кто их строил.

В процессе творческого мышления развернутый правильный путь к открытию часто отыскивается уже после того, как совершено само открытие. Первый же взлет мысли не должен иметь преград. Свободное сознание поначалу должно охватить все, что возможно, без какой-либо необходимости объяснять и классифицировать. Принципиально новое явление не может быть понято только посредством известных субъекту законов и обобщений. При этом возникает иллюзия противоречия новою здравому смыслу, сформированному прошлым опытом. Все переломные этапы познания неизбежно связаны с «шоком новизны».

В творчестве осуществляется свободная игра человеческих сил, реализуется созидательная интуиция человека.

Каждое новое открытие, творческий акт выступают как новое узнавание человеком окружающего его мира. Творчество как бы пульсация сверхсознания человека над его сознанием.

Творческие личности принимают требования окружающей среды лишь в той мере, в какой последние совпадают с их собственными позициями. Их представления о жизни, обществе, окружающем мире нестандартны, эти люди не находятся в плену идеологических догм. Интеллект творческих личностей синтетичен: они стремятся к установлению связей между самыми различными явлениями. Наряду с этим их мышление дивергентно: они стремятся увидеть самые разные сцепления одних и тех же вещей. Эти люди чувствительны, сензитивны ко всему необычному.

Творчество, как правило, связано с интуитивными, малоосознанными процессами.

Интуиция (от лат. intucri — всматривание) — способность непосредственно, не прибегая к развернутым рассуждениям, находить ответы на сложные вопросы, постигать истину, догадываясь о ней. Интуиция — «скачок разума», не отягощенного оковами строгого рассуждения. Она характеризуется внезапным озарением, догадкой, инсайтом, связана со способностью индивида к экстраполяции, переносу знаний в новые ситуации, с пластичностью его интеллекта. Но этот «скачок разума» возможен только при высоком уровне обобщенности опыта и профессиональных знаний.

Ведущую роль в интуиции играют обобщенные смысловые значения, относящиеся к задачам данного класса. Это и лежит в основе профессиональной интуиции.

Механизм интуиции состоит в одномоментном объединении разрозненных признаков явлений в единый комплексный ориентир.

Интеллект человека принципиально несходен с «интеллектом» машины. отличается не только от алгоритмического «ума» электронно-вычислительной машины, но и от эвристических, самонастраивающихся машинных программ. При решении человеком творческих задач происходит взаимодействие операциональных значений и личностных смыслов; условием развития мыслительного процесса человека является принятие человеком определенной проблемы к разрешению, включение се в систему личностных мотивов и установок. Процесс решения проблемы человеком — это цепь эмоционально-мотивационных состояний, оперативная постановка новых, ранее не предусмотренных целей. Машина решает только поставленные перед ней задачи, в то время как человек сам формирует эти задачи, исходя из своих непрерывно развивающихся познавательных потребностей. ЭВМ освобождает человека лишь от рутинных мыслительных процессов, она решает тактические задачи, оставляя за человеком стратегические позиции.

Часто творческое мышление человека развивается наперекор общепринятым постулатам, при этом исследователь испытывает внезапное озарение, которое подготовлено всей его многолетней научной деятельностью. Человек в отличие от «думающей» машины способен к саморефлексии — критическому анализу процесса мышления и его результатов. Он способен к генерированию и сумасбродных идей, которые впоследствии могут оказаться гениальными открытиями, имеющими эпохальное значение. Машина же глуха к запросам эпохи. Мозг человека обладает способностью в экстренных ситуациях селективно мобилизовать в кратчайшее время неограниченный объем жизненно значимой информации. Интеллект человека высокопластичен, он способен адаптироваться к любым жизненным условиям.

Сложные механизмы этого процесса не сводятся к алгоритмической системе элементарных правил. Жизнь неизмеримо сложнее всех отображающих ее схем, моделирующих систем и механизмов.

Творческое мышление и креативность, несомненно, являются полезными навыками современного человека. Однако сложно найти хорошие курсы, тренинги, школы, книги и учебники для формирования и совершенствования этих навыков. В связи с этим и создан данный раздел сайта, который посвящен методам и техникам развития креативного мышления. Раздел представляет собой полноценный тренинг для развития творческого мышления и воображения и содержит в себе уроки, статьи, задачи, головоломки, видеоматериалы, тесты и много других полезных материалов.

Если вы читали «99 франков» или «Поколение П», смотрели фильмы Тарковского или Дэвида Линча, видели картины Леонардо да Винчи или Пикассо, вы наверняка задумывались: как люди могут создавать так много новых интересных идей и потрясающих концепций? Если эти профессионалы творческого мышления вызывают в вас желание быть похожими на них, то в этом разделе вы найдете для себя много полезной информации.

Чем жизнь более нестандартна, тем интереснее жить. В жизни от нас часто требуется креативный подход. Способность мыслить нешаблонно делает нас остроумными, находчивыми, успешными, предприимчивыми, удачливыми и богатыми. Умение быть креативным может пригодиться всегда.

Часто утверждают, что творческому мышлению научить невозможно. Это не совсем так. Конечно, врожденные способности человека очень важны. Но обычно именно взрослым людям по-настоящему свойственно творческое мышление, способность к которому не является только врожденной, а приобретается с воспитанием и опытом. Настоящие произведения искусства делают взрослые люди, которые достигли определенного мастерства мыслить и поступать креативно. А если человек не будет развивать свой творческий потенциал, то он вряд ли достигнет способности созидать, даже если в детстве, он проявлял какие-либо способности.

Значит, есть что-то, что знают и умеют творческие люди. Эти знания и навыки они приобрели не генетическим путем от своих родителей, а накопили их в течение своей жизни. Попробуем найти и разгадать их секреты.

Что такое творческое мышление и креативность?

Объяснить и описать, что такое творческое мышление и каковы его особенности - задача достаточно сложная. Одно из немногих определений креативности/творческого мышления дано психологом О.К. Тихомировым:

« Творческое мышление — один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок, смыслов. Творческое мышление отличают от процессов применения готовых знаний и умений, называемых репродуктивным мышлением »

О.К. Тихомиров
Общая психология. Словарь / под. ред. А.В. Петровского // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т. / ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005.

Это определение выделяет главную характеристику творческого мышления -наличие результата, чего-то субъективно нового, что создал человек.

Важно понимать, что творческое мышление или креативность - это именно СПОСОБ мыслить, определенный ПРОЦЕСС, который ведет к созданию нового. Естественно, существует множество методик организовать свое мышление так, чтобы можно было в результате получить что-то новое. Ряд исследований и тестов показывает, что большинство способов можно подстроить под определенные логические схемы, которые и составляют часть уроков данного раздела.

Чтобы понять особенности своего творческого мышления, предлагаем вам пройти специальный психологический тест.

Тест на творческие способности

Данный тест создан, как интерпретация методики диагностики личностной креативности, разработанная Е. Е. Туник, и позволяет определить четыре особенности творческой личности: любознательность, воображение, сложность и склонность к риску.

Для правильной интерпретации ответов следует выполнять несколько правил во время прохождения теста:

  • Среди следующих коротких предложений вы найдете такие, которые определенно подходят вам лучше, чем другие. Для них следует выбрать ответ «Да». Некоторые предложения подходят вам лишь частично, на них следует отвечать «Может быть». Другие утверждения не подойдут вам совсем, для них предназначен ответ «Нет». Для тех утверждений, относительно которых вы не можете прийти к решению, предусмотрен последний вариант - «Не знаю».
  • Здесь нет правильных или неправильных ответов. Отмечайте первое, что придет вам в голову, читая предложение. Это задание не ограничено во времени, но работайте как можно быстрее. Помните, что, давая ответы к каждому предложению, вы должны отмечать то, что действительно чувствуете. На каждый вопрос выберите только один ответ.
  • Поскольку тест основан на личном восприятии, не стоит ждать от него объективной проверки ваших способностей. В большей степени он отражает ваше представление о своих творческих способностях. Помните, что креативность - это не врожденная характеристика, а качество которое можно развивать.
  • Данные теста будут записаны после того, как вы ответите на последний вопрос и увидите подтверждение окончания теста. Если вы закончите тест ранее последнего вопроса и закроете страницу, данные не будут сохранены.
  • Данные теста будут записаны после того, как вы ответите на последний вопрос и увидите подтверждение окончания теста. Если вы закончите тест ранее последнего вопроса и закроете страницу, данные не будут сохранены. Если этот тест вы уже проходили, то в левом меню отобразится знак.

С другой стороны, творческое мышление связано не cтолько с логическими схемами, сколько с развитым ассоциативным мышлением и воображением человека. Все это можно развивать при помощи специальных упражнений, которые представляют собой еще одну важную составляющую этого раздела.

В данном разделе собраны методики развития в себе способности творчески мыслить: уметь находить всегда и во всем несколько вариантов, и выбирать из них лучший.

Методика обучения

Как уже было сказано, существует много подходов понимания творческого мышления, и, следовательно, есть множество способов обучения такому мышлению. Среди популярных подходов анализа креативности можно отметить: концепцию латерального мышления , теорию решения изобретательских задач , синектику, метод 6 шляп и другие . Большинство из этих подходов имеют схожие черты, однако если пытаться заниматься по всем этим методикам одновременно, то можно запутаться.

Проанализировав многие подходы к креативности, наша творческая группа пришла к выводу, что наиболее универсальной теорией является концепция латерального мышления Эдварда Де Боно (а также ее интерпретация Филиппом Котлером), которая направлена на понимание логики построения новых идей. Именно концепция латерального мышления легла в основу данного тренинга. Также в данном тренинге использовался ряд важных методик развития творческого мышления из других теорий, чтобы расширить концепцию де Боно.

Кроме того, концепции, которые заслуживают отдельного внимания, были вынесены в УРОК 5 , для того чтобы вы смогли попробовать другие методики развития творческого мышления.

План обучения

Весь тренинг поделен на несколько уроков, которые призваны раскрыть в вас различные стороны креативного мышления. Пройдя все уроки, вы получите гандикап, для того, чтобы уметь применять и постоянно совершенствовать свое творческое мышление.

Творческие игры

А также

А также на нашем сайте вы найдете полезные материалы, статьи , видео , задачи, головоломки, картинки, фото и многое другое, что раскрывает особенности творческого мышления человека. В итоге после этого тренинга вы будете четко представлять себе, как устроен процесс творческого мышления и будете обладать достаточными навыками для того, чтобы создавать что-то новое.

Умение быть творческим и интересным человеком отчасти приобретается с воспитанием и зависит от наших врожденных особенностей. Но поверьте, что эту способность можно приобретать и развивать, главное здесь, как обычно,- желание.

Желаем вам удачи в развитии творческого мышления!



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама