THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Прошлых статьях мы уже рассматривали, и , сегодня речь пойдет о таком вожном понятии как «Креативное мышление».
Нам часто приходится слышать фразу: «Креативная идея, уверен в ее успехе». Возникает вопрос, что за креативные идеи, где они берутся, и как развить в себе способность креативно мыслить?

Креативное мышление является необходимостью для бизнесмена, который хочет создать перспективный, интересный проект, выделится среди множества подобных компаний, стать уникальным и узнаваемым. Но не только в бизнесе будет полезно креативное мышление. В повседневной жизни, в личных отношениях, в карьере – везде старайтесь думать нестандартно, ведь это позволит открывать новые возможности, идти неведомыми до сели дорогами.
Сегодня мы расскажем про несколько упражнений, ежедневное исполнение которых поможет Вам более креативно смотреть на происходящее. В данных упражнениях нет ничего сложного, все элементарно, а по времени вы будете тратить не более 15 минут в день.
Честно говоря, мы стараемся не писать о том, что никогда сами не пробовали. Все данные советы были испробованы на практике, и уже через несколько недель результат стал заметен. Новые идеи, интересные решение, не стандартное видение выхода из сложившейся ситуации.

Первый метод развития креативного мышления: играйте в перевертышей

Первый наш совет называется «перевертыши». Когда вы идете по улице, или едете в транспорте, то попробуйте прочитать объявление, вывески, названия магазинов задам наперед. К примеру, пиццерия «Неаполь», а вы читайте «Лопаен». Сначала будет тяжело, но мозг тоже нужно тренировать. Несколько дней и вы уже без особых усилий сможете читать короткие слова, потом более длинные, затем фразы, а со временем и длинные предложения.
Для чего это нужно? Прежде всего, вы тренируете мозг, даете ему понять, что существует не один способ видения ситуации, есть альтернативы, и эти альтернативы нужно замечать. Когда возникнет какая-то проблема, и нужно будет найти из нее выход, ваше мышление не будет уже противится нестандартным, непонятным ему решениям.

Утро начинается вечером

Утро начинается вечером – еще один интересный способ развития креативного мышления. Все мы знаем, что чтение книг хорошо влияет на развитие умственных способностей. Кстати, не сама информация, а именно процесс чтения. А для того, чтоб развивать креативное мышление, нужно и креативно читать. Попробуйте начать чтение книги с конца, да еще и снизу вверх. Получится, что все события будут идти от кульминации до начала.
Для чего это нужно? Креативно мыслить – нестандартно мыслить. Читая книгу с конца, вы привыкаете к тому, что бывают совершенно невероятные решения. Казалось бы, что все должно быть совершенно не так (ведь мы привыкли к устоявшимся нормам), а на самом деле существуют и другие варианты. Читая задом на перед, вы и думаете аналогично. Для мозга такой тип мышления не обычный, но он его быстро примет, и с радостью будет использовать в повседневной жизни.

Есть то, чего нет

А вот это упражнение, одно из самых любимый. Когда едете на работу, на учебы или еще куда-то, то есть время подумать. Постарайтесь потратить его с пользой, потренировать креативное мышление. Суть данного способа в том, что вы должны придумывать то, чего не существует. Придумайте какое-то животное (например, Леопандырь), потом опишите его, как оно выглядит, где живет, что делает, чем питается. Если с животными тяжело, то можете пофантазировать над женскими и мужскими именами. Придумывайте такие, которых в природе не существует.
Для чего это нужно? Очень часто тяжело выдумать что-то такое, с чем раньше не сталкивался. Наш мозг старается использовать уже хорошо известные образы, название, функции предметов. Но нужно перестраиваться, учить его абстрагироваться от всего этого, концентрироваться на более интересных, малоизвестных фактах.


Каляки-маляки

В детстве, когда мы рисовали что-то необычное, фантазировали, креативили, то называли такой рисунок «каляки-маляки». Взрослым, для развития креативного мышления, тоже полезно покалякать-малякать. Возьмите лист бумаги, нарисуйте что-то необычное, дайте ему название, подумайте где этот предмет можно использовать, какими свойствами он обладает. Поверьте, данный процесс невероятно затягивает. Вообще, творчество, а рисование особенно, очень хорошо развивает ваше нестандартное мышление, помогает вырваться за рамки стандартного мира.

Да, нет, наверное

Суть следующего упражнения заключается в том, чтоб придумывать словосочетания со словами которые имеют противоположное значение. Например, твердый пух, высокий карлик, квадратный мяч, холодный кипяток и тому подобное.
Для чего это нужно? Таким образом вы учитесь воспринимать реальность не стандартно, выходить за рамки обычного. Мы все понимаем, что карлик не может быть высоким, но креативное мышление и заключается в том, чтоб придумывать что-то необычное, нестандартное, то, что будет интересно многим.

Слова не такие как кажуться

Возьмите любое слово, и представьте, что это аббревиатура. А теперь постарайтесь расшифровать каждую букву, да еще так, чтоб все логично сложилось в предложение. Например, слово «лето». Расшифровываем: Легкий Енот Топчет Опилки. Суть понятна. Сначала будет тяжеловато, но со временем мозг привыкнет к подобным играм и будет все делать на автомате.

Обычное необычное

Ежедневно мы используем десятки предметов, и уже привыкли к тому, что они исполняют определенную функцию. Но этого мало, нужно думать креативно, развивать в себе необычные способности. Представьте что-то обыденное, например стул, а потом придумайте 10 способов его использования. Но сразу откиньте стандартные типа сидеть, стоять, кидать. Думайте шире, не останавливайтесь на чем-то одном. Ход мыслей может быть таким: стул сделан из деталей, а значит можно его разобрать, из получившегося можно сделать что-то новое, что? Например подставку, а если убрать спинку, то будет небольшой стол. А также он деревянный, то можно развести костер.
В общем, идея понятна, дальше креативте. Таким образом, вы научитесь видеть необычное в обычных вещах, сможете найти нестандартное применение тому, что используете ежедневно.

Стимулируйте поток мыслей

Креативная идея никогда не приходит просто так. Конечно, есть мизерный шанс озарения, но, как правило, для достижения максимального эффекта мысли нужно стимулировать. Научиться этому не так уж и сложно. Всегда придумывайте ассоциации. Возьмите слово, подумайте с чем оно у Вас ассоциируется, и так далее. Уделите подобному занятию не более 5 минут в день. А в тот момент, когда Вам будет нужна креативная идея, мозг будет готов выдавать ряд ассоциаций, придумывать что-то новое, не обычное, не стандартное.

Съедобное и не съедобное

Данный способ развития креативного мышления тоже хорош. Возьмите лист бумаги. Поделите его на два столбика. Сверху напишите любое существительное. В правой колонке распишите 10 свойств, которые подходят для написанного слова, а слева те, которые не подходят.
Например, берем слово «туфли». Справа пишем — красивые, блестящие, кожаные и т.д, а слева – сладкие, толстые, калорийные и еще с десяток не свойственных характеристик.

Сам себе режиссер

И последнее упражнение, которое способно развивать креативное мышление, заключается в том, что каждый раз, когда вы видите нечто интересное, то представьте, что это картина. Вашей задачей будет дать название картине.
Например, вы видите как на улице целуется молодая парочка. Такую картину можно назвать «Эмоция космического Я». Очень важно, чтоб название было не стандартное, типа «поцелуй» или «любовь».

Как выглядит жизнь среднестатистического человека, проводящего большую часть времени на работе? Дедлайны, деловые встречи и общение с клиентами, день за днём одно и то же. Вся эта суета беспощадно высасывает энергию и напалмом выжигает мысли о творчестве. Да чего там, сил не остаётся даже на рабочие дела. Вас спасут три простых упражнения на развитие креативности, которые можно делать где угодно. Времени они займут мало, а результат, говорят, просто великолепный. Предлагаю проверить на себе.

Упражнение № 1: пишем от руки

Чем хорошо: избавляет от стресса, выводит из творческого ступора.

Это задание базируется на известной технике, описанной Джулией Кэмерон (Julia Cameron) в книге «Путь художника ». Исходная версия предлагает каждое утро писать три страницы текста о чём угодно. Его художественные достоинства значения не имеют, вы просто выплёскиваете на бумагу поток сознания. Это освобождает мозг от случайных мыслей и переживаний, пробуждая способность творить.

Вовсе не обязательно выделять время именно с утра, можно отвести для этого 10 минут и на рабочем месте. Главное, чтобы вы писали от руки, так будет задействовано больше участков мозга. Даже если энтузиазма хватит лишь на то, чтобы все три страницы повторять фразу «Ненавижу эту бесполезную фигню», мозг будет благодарен за передышку.

Упражнение № 2: слагаем хайку

Чем хорошо: упорядочивает мысли.

Следующая задача просто бесподобна в ситуациях, когда вы начинаете работу над новым проектом и пытаетесь докопаться до его сути. Каждую задачу в конечном итоге можно свести к трём вопросам:

Что вы хотите сказать?

Какова ключевая идея?

В чём вообще тут смысл?

Ответы не всегда лежат на поверхности, часто их даже сложно сформулировать.

Чтобы навести в голове порядок, попробуйте сочинять хайку. Напомню, это жанр японской поэзии, отличительная черта которого - особая система построения стихотворения. В классическом хайку в общей сложности 17 слогов, по строкам они обычно делятся в следующем порядке: 5 - 7 - 5. Пишите о том, что вдохновляет вас в данный момент, о вещах, в которых вы хотите разобраться, или просто о мыслях по отношению к текущему проекту.

Упражнение № 3: рисуем обеими руками

Чем хорошо: помогает развлечься и постичь дзен.

Со стороны процесс может выглядеть довольно глупо и смешно, но расслабляет на ура. Рисуя одновременно двумя руками, вы стимулируете оба полушария мозга. Берёте в правую и левую руку по маркеру и выводите на листе бумаги всё, что заблагорассудится.

Важный момент: рисунки, сделанные каждой рукой, должны повторять друг друга в зеркальном отражении. Перфекционизм здесь не требуется, сфокусируйтесь на движении и самом процессе, а не на итоговом результате.

А как вы тормошите своё творческое мышление? Делитесь советами в комментариях.

Порою творческий подход в личной или профессиональной жизни необходим как глоток свежего воздуха. Но к сожалению, не все люди умеют креативно мыслить. Многих оригинальные идеи посещают редко. Как развить креативность? И возможно ли это?

Каждый наделён творческим потенциалом, мы с ним рождаемся. Это способность нашего мозга, которую можно разбудить.


Меняйте привычное мышление на нестандартное

Часто мы живём и думаем в автоматическом режиме. Так ведь удобнее? Мы не решаемся покинуть зону комфорта и посмотреть на окружающие вещи с творческой точки зрения.

В конце концов стул нужен, чтобы сидеть. Но кто сказал, что только для этого? В развитии творчества важную роль играет нестандартное мышление. Старайтесь разрушать стереотипы. Импровизируйте!

Любопытство не порок

Нет творчества без любопытства. Это качество помогает рождению новых впечатлений, идей и исследований.

Записывайте идеи

Пусть у вас под рукой всегда будет блокнотик, для записи, любой возникшей мысли. Многое не остаётся в памяти. Но вы всегда сможете вернуться к написанному и использовать задумку в нужное время. Никогда не бросайте, рождённые идеи с мыслью: «Это глупо!». Любая мысль имеет право на существование.

Найдите свой источник вдохновения

Это может быть картина, песня, книга, стихотворение, фильм. Мир предлагает идеи, которые можно использовать, как основу создания своих замыслов. Только не путайте источник вдохновения с плагиатом.

Препятствия – ваша мотивация

Не стоит путать «сложно» и «невозможно». Если хотите научиться креативности, то исключите слово «невозможно». Да, бывает сложно и трудно. Сталкиваясь с препятствием, сосредоточьтесь на решении проблемы. Преодоление возникшего дискомфорта и негативных чувств становятся хорошим источником вдохновения.

Подавляющее большинство изобретений, созданных для улучшения комфорта созданы теми, кто хотел преодолеть неудобство.

Создавайте грандиозные идеи самостоятельно

Так просто ввести в поисковике нужную фразу и с уверенностью ожидать, как возникнет список ответов на вопрос. Да, такое вдохновение со стороны других ценно. Но если вы хотите развить креативное мышление, то пробуйте придумывать идеи самостоятельно.

Если муза не приходит…

Если долгое время в голову не лезут дельные мысли – сделайте перерыв. Примите душ, выпейте кофе или прогуляйтесь. Порою самые креативные идеи приходят в голову в неожиданный момент.

Как развить креативность – упражнения

Приступим к тренировкам. Но сначала:

— поверьте в себя;

— прекратите себя ругать! Творчество не секретное оружие избранных, а способность, доступная каждому. Стоит только захотеть;

— перечислите 10 своих качеств или навыков (прямо сейчас 🙂), которые пригодятся вам в создании креативных идей. Например, находчивость, уверенность в себе, логическое мышление, желание развития и так далее. Пишите всё, что приходит в голову.

— поощряйте своё воображение и перестаньте заниматься самокритикой.

Упражнение 1

Перед вами две группы слов. Ваша задача соединить слова из этих колонок. Помните, не существует такого понятия, как плохие ассоциации 🙂

сок почта
женщина крыша здания
компания день ребёнка
божья коровка чашка чая
новорождённый детектив

Например, женщина как детектив – никогда не знаешь, что сейчас произойдёт.

Упражнение 2

Выберите любую сказку из детства и посмотрите на неё по-другому, задавая вопрос «почему?». Например, сказка «Три поросёнка». Почему поросята жили в отдельных домиках? Почему каждый дом был построен из разного материала? Почему волк хотел разрушить домики поросят? И так далее…Задача упражнения – вырваться из избитых схем и выйти за пределы стандартного мышления.

Упражнение 3

Ответьте на вопросы, которые начинаются со слов «Что было бы если…». Упражнение развивает спонтанное творчество. Придумайте развитие следующих предложений.

Что было бы, если…

… люди ходили по потолку?

… бабочки были размером с корову?

… вода была льдом?

… на земле не росли растения?

Упражнение 4

Возьмите чистый лист бумаги и нарисуйте несколько небольших крестиков на одинаковом расстоянии друг от друга. Задача – из каждого крестика что-то создать. Это может быть символ, животное, предмет, человек и так далее. Рисунки между собой не должны повторяться.

Упражнение 5

Придумайте слово. Для начала подойдёт, такое в котором меньше букв, например, сон. А теперь представьте, что это аббревиатура, для которой необходимо придумать расшифровку. Пусть эти расшифровки кажутся странными и нелепыми. Но чем больше вы тренируетесь, тем лучше развивается ваша изобретательность и креативность.

Интересные факты о творческом мышлении

1. Синий и зелёный цвет помогает рождению творческих идей, в то время как красный цвет стимулирует внимание к деталям.

2. Физические упражнения улучшают способность творчески мыслить.

3. Уровень фонового шума влияет на творческое мышление. Тишина полезна для интенсивного решения проблем. А для рождения творческих идей подойдёт уровень шума, около 70 децибел (например, как в кафе).

4. Тусклое освещение помогает человеку чувствовать себя более свободным и раскованным, а значит никакие внутренние блоки не мешают творческому потоку.

5. Путешествия улучшают творческое мышление.

10 книг для развития креативности

2. Эдвард де Боно - «Шесть шляп мышления»

3. Остин Клеон - «Кради как художник»

4. Натали Ратковски - «Профессия - иллюстратор. Учимся мыслить творчески»

5. Хью МакЛаод - «Игнорируй всех, или Как стать креативным»

6. Марина Москвина - «Учись видеть»

7. Джулия Кэмерон – «Путь художника. Ваша творческая мастерская»

8. Яна Франк – «Муза, где твои крылья?»

9. Скотт Белски – «Воплощение идей. Как преодолеть разрыв между видением и реальностью»

10. Михай Чиксентмихайи– «Креативность. Поток и психология открытий и изобретений»

Мультфильм о креативном мышлении

Забавная свинка, у которой возникают креативные идеи для достижения заветной цели. Главное – не сдаваться, даже если кажется, что выхода нет. 🙂

Никто с рождения не умеет держать кисточку в руках, никого не забирают из колыбели главным артистом балета. Чтобы стать гениальным художником, творцом, писателем, нужно учиться и заниматься. И желательно каждый день. В книге «Как стать гениальным художником, не имея ни капли таланта» нет упражнений, но если внимательно читать и повторять действия за Леонидом Тишковым, как за личным учителем, можно развить множество собственных талантов. Попробуйте выполнить эти 15 упражнений и убедитесь сами, как ваша гениальность будет расти с каждым днем.

«Самое большое заблуждение - что у нас с вами нет таланта. Он есть, надо только найти свое уникальное „я“ и незамедлительно начать культивировать талант, сразу, сейчас, шаг за шагом, без пере­рыва, работать на свой талант»

Леонид Тишков

Откуда возникает необыкновенный взгляд на мир? Он вырастает, как цветок, опутывая живот изнутри. Он состоит из сопереживания художника тому, что он видит, с интуитивным чувствованием предмета или события. И потом, когда он переносит, что узрел внутренним оком, на холст, бумагу, воплощает в глине или объекте, это видим и мы. Причем нам уже не нужно «до полной гибели всерьез» превращаться в художника, достаточно только поймать волну, настроив на его искусство наши душевные камертоны.


Попробуйте посмотреть на мир глазами Ван Гога.

Многие картины художников являют нам такой взгляд их созда­телей. Надо попробовать разгадать этот взгляд. Больше смотреть картины, рисунки, ходить на выставки и в музеи. Если ты это любишь - смотреть, - то каким-то образом сливаешься с потоком искусства и себя ставишь на место художника, который создавал свою картину, а если она тебе нравится, то постепенно начинаешь понимать, как она была сделана.

Обычные вещи для человека обыкновенного кажутся обыкновенными. Он смотрит на луну: «Ну, вот луна…» Луна освещает землю, значит, дорожка ярче, теперь я пойду и не поскользнусь… А другой человек - поэт, например, Мацуо Басё, - он смотрит на луну, и у него возникает стихотворение:

В небе такая луна,

Словно дерево спилено под корень:

Белеет свежий срез.

Так же мы можем воспринимать не только луну, но и яблоко, кружку, гипсовый нос. Первое, чему должен научиться творческий человек - это смотреть. На вещи. На мир вокруг него. Посмотрите вокруг, выберите объект и напишите про него хокку - короткое трехстишие.


Иллюстрация из книги

3. Начните замечать и зарисовывать мелочи

Чтобы развить таланты, не нужно браться за титанический труд и картину метр на метр. Можно начать с малого. Зарисуйте кружку на вашем столе. Или ручку или собственный безымянный палец. Обратите внимание на детали окружающего вас мира, возьмите карандаш и зарисуйте кузнечика, который случайно прыгнул вам на ногу. Как устроены сочленения его сильных пружинистых ног? Это будет понятно пытливому взгляду художника.

Главное - не останавливайтесь, не прерывайте линию. Линия оживет и сама поможет вам.

Чистый лист - окно в иное измерение. Ты макаешь в тушь кисть и ставишь точку в самом центре листа. И сразу начинается творение вселенной, а с ней - отсчет времени, материя, жизнь, свет. Все возникает вместе с точкой, завязываются отношения черного и белого: черная точка на белом листе - это уже рисунок.

«Черная точка - это ясный знак. Но если рядом с этой точкой ставлю вторую, затем третью, то возникает смятение», - говорит Анри Матисс

Если ты собрался стать художником, как это ни смешно звучит, надо вначале поставить точку! Начнем с простого. Поставим черные точки пером или кистью на чистой поверхности листа бумаги. Глядя на точку, мы можем испытать душевное волнение, представляя одиночество этой точки на белом листе. Дальше начинаем фантазировать: перемещать эту точку или увеличивать количество точек, тем самым создавать еще более насыщенную жизнь и драматургию картинки. Они могут танцевать, они собираются в созвездия. И вот перед нами звездное небо.


Попробуйте создать рисунок, который состоит только из точек. -

5. Рисуйте музыку

Включите музыку и рисуйте на большом листе звуки. Кисточка должна лежать в руке свободно. Импровизируйте! Вот как свой опыт рисования музыки описывает Леонид Тишков:

«Однажды, слушая песни грузинского хора, я решил нарисовать линию звука, линию пения. Так замысловато, переливаясь, бесконечно звучали голоса грузин, сидящих где-то на длинных лавках под голубыми горами. Я подумал о старом варшавском мастере, взял его кисточку, обмакнул в тушь и начал! За десять часов под сто грузинских песен я разрисовал почти сто листов бумаги, сложил их вместе, обернул в обложку и назвал это книгой „Кавказ“. И все, кто видел ее, отчетливо слышали тихие песни, которые слушал я, когда рисовал эти линии.»

Упражняясь в каллиграфии, создавая образ каждой буквы, мы постигаем душу буквы, погружаемся в ее структуру и очертания, приручаем, входим к ней в доверие и постепенно замечаем, что буквы рождаются у нас в руке не просто как отражение какого-то звука, а как символы, таящие в себе высокий смысл.

Выберите шрифт, который вам нравится и перерисуйте каждую букву от руки. А еще лучше - придумайте свой собственный.


Шрифт Кафки. Иллюстрация из книги «О шрифте» .

7. Разгадайте историю предмета

Надо чувствовать жизнь предмета. Рисуешь веник с совком - представь, что это два сказочных существа, как в сказке про Соло­минку, Пузырь и Лапоть. Веник - не просто веник, а степные травы, когда-то они росли, колыхаясь на ветру. Каждая вещь несет в себе историю. Эту историю надо не то чтобы знать, ее надо чувствовать. Потому что просто рисовать «похоже» - недостаточно.

Можно передать через маленький предмет, через маленькую вещь - весь мир.

Как же изображать предмет? Не нужно сразу бросаться и рисовать его. Надо взять его в руку, если это возможно. Почувствуйте, что вам захочется? Нарисовать предмет? Придумать для него историю? Может быть сделать копию этого предмета? Научиться чему-то? Или поехать куда-то? Понаблюдайте, какое творческое начало в вас проснется.

Карикатурист - это рисующий клоун. У Леонида Тишкова есть такая картинка: после представления в гримерной сидит усталый клоун. Он снял колпак, башмаки, и оказалось, что голова у него такая же длинная, вытянутая и конусообразная, как сам колпак, а ноги такие же огромные, как клоунские ботинки. Только круглый красный нос он еще не снял, поэтому мы не знаем, какой у него нос на самом деле.

Еще один российский карикатурист Василий Дубов не просто рисовал смешные картинки, он проживал жизнь вместе со своими абсурдными героями. Вокзал, падает снег, подходит поезд, на перроне стоит женщина в длинном платье, в шляпе с вуалью. …А из громкоговорителя доносится:

Анна Каренина, отойдите от края платформы!

Нарисуйте и вы карикатуру на какую-нибудь волнующую вас тему.


9. Вообразите абсурдный сюжет

Развивайте воображение, придумывая фантастические сюжеты. Вот вам пример из книги:

Кто не знает, что осьминог живет в воде? А если этот осьминог вышел на сушу и поселился дома у старого капитана? И так его полюбил, что, когда тот заболел, он стал ходить в булочную и в аптеку и ухаживать за ним, как всякий добрый отзывчивый осьминог.

Возьмите что-то реальное и придумайте с этим персонажем или предметом нереальный сюжет.

Подумайте, какой памятник вы бы хотели установить? И в каком месте? Леонид Тишков упоминает в книге памятник, который был установлен на Пушкинской набережной в парке Горького в 2016 году. «Водолаз-маяк» - необычный арт-объект является первым в мире маяком, представляющим собой статую водолаза.


А какой памятник вы бы хотели создать? Продумайте концепцию своего арт-объекта, в чем будет его смысл, где он будет установлен? Нарисуйте скетч.

11. Рисуйте масштабно

Возьмите старый рулон обоев, раскатайте в комнате или коридоре и рисуйте крупной кисточкой, не жалея краски. Дайте выход эмоциям. Подключите к этому занятию детей. А потом сверните гармошкой и назовите это семейным художественным альбомом.

У всех есть любимая книга - художественная или нон-фикшн. Почувствуйте себя иллюстратором - нарисуйте собственный вариант обложки.

«Иллюстрируя Беккета, Ионеско, Замятина, Ильфа и Петрова, я каждый раз придумывал свой миф, соседствующий с сюжетом писателя, как параллельное измерение. Естественно, в один прекрасный день мои миры обрели самостоятельность и, словно радужные пузыри, полетели над землей и зажили своей жизнью.»

Леонид Тишков


Разворот книги «Охота на Снарка». Иллюстрация из книги

13. Сходите на выставку

Подойдет выставка картин или арт-объектов, скульптур и даже книг. Вот что такое - любить живопись, ходить на выставки. Восхи­щаясь картинами Франсиско Гойи, мы становимся Гойей на какое-то время. Пусть на мгновение - Винсентом Ван Гогом! Созерцая картины художников, мы становимся более многогранными.

Живопись, скульптура, архитектура, прекрасные здания, музыка и литература - мы нуждаемся в этом.

Сколько миров на Земле? Столько же, сколько людей. Потому что каждый творит свой собственный мир. Как это происходит? Сядьте в тишине, закройте глаза, посмотрите на себя, какой вы на самом деле. Мудрец Чжуан-цзы говорил: «Совершенством видения я называю видение не других, а себя»

Что там видно? Что слышно? На какую-то долю мгновения вы ощутите тишину. А потом в голове начнут рождаться идеи.


Иллюстрация из книги

Подойдите творчески к хламу, который годами копится в вашей квартире. Если просто так выбросить старые вещи не получается. Создайте из них арт-объект. Например, сделайте картину из пуговиц, просто наклеив их на холст. Свяжите арт-коврик-скафандр из старой одежды, разрезанной на полоски.


Леонид Тишков и его вязаный скафандр «Вязаник».

Наша жизнь - произведение искусства. Даже если мы не пишем и не рисуем, мы все равно творим.

Тит Нат Хан

Чему нас учит опыт художника? Первое - рисуй, если тебе хочется рисовать! Если это твой способ выразить то, что тебя волнует. Второе - изображай свою жизнь, рассказывай линией, цветом, вспоминай детали, попытайся передать весь «театр своей памяти». Третье - если нет альбома и кистей, бери простую тетрадь, набор детских карандашей, шариковую ручку, наконец, и - в путь.

На Лайфхакере. Если хотите узнать, как пробудить в себе творческие порывы и что нужно делать, чтобы ваш внутренний творец рос и развивался, обязательно уделите время этой статье. Не пожалеете!

«Я не творческая личность, мне это не дано», - говорят многие из нас, с восхищением поглядывая на шаржи уличных художников или слушая, как патлатый хиппи поёт песню Radiohead в переходе. Но есть хорошие новости: последние научные исследования говорят о том, что все люди одинаковы и в каждом из нас живёт творец. Поэтому фраза «Я не творческая личность» - это лишь удобное оправдание своей лени .

Миф о творческой жилке долгое время культивировался и тщательно оберегался в богеме. Художники, музыканты, актёры, дизайнеры и даже средней руки копирайтеры любят выглядеть так, словно они принадлежат к другой породе, а во время работы ими двигает как минимум рука господня. Эталон творческой личности - это помесь Леди Гага с Агузаровой, которая вчера собиралась улететь на Луну, сегодня крушит хит-парады с новой песней, а завтра даёт интервью о пользе медитации в потешном кокошнике. А чтобы начать творить, нам нужно пройти девять кругов ада, как минимум трижды , пройти курс реабилитации от наркотиков и уехать медитировать в тибетские горы.

Научные исследования отвергают любое разделение на креативный и корпоративный рабочий класс

Что говорить, если в современной корпоративной среде существует искусственное разделение на «креативные» и «корпоративные» типажи, которые относятся друг к другу, как ученики Гриффиндора и Слизерина. Однако едва ли не все исследования творческих способностей, которые проводились в течение последних 50 лет, отвергают это разделение: творческий мускул никак не связан ни с генетикой, ни с уровнем интеллекта, ни с личностными качествами.

Например, в ходе эксперимента в Институте диагностики и исследования личности (IPAR) учёные пригласили на конференцию несколько десятков успешных представителей разных творческих профессий. В течение нескольких дней они прошли множество , которые не очень-то прояснили, где искать творческие задатки. Единственные общие черты исследуемых выглядели так: сбалансированность личностных характеристик, интеллект выше среднего, открытость новому опыту и склонность выбирать сложные варианты. Как видите, ничего особенного.

Никакого творческого типа личности не существует

Тогда упорные ребята в белых халатах начали искать творческие задатки в личностных качествах человека: был собран огромный массив информации о выдающихся творцах XX века, после чего каждый прошёл виртуальный тест «пятифакторная модель личности». Учёные рассчитывали, что у творческих людей будет перекос по одной из пяти личностных характеристик (открытость опыту, добросовестность, экстраверсия, доброжелательность и невротизм), но снова пальцем в небо - среди испытуемых были и неврастеники, и экстраверты, и доброжелательные пьяницы, и ещё много кто. Вывод: никакого творческого типа личности не существует.

Забросив психологию, искать творческий мускул стали в мозгу человека. Исследователи наплевали на просьбу о кремации и сразу после смерти гения полезли изучать его черепную коробку. И снова разочарование: мозг знаменитого физика ничем не отличался от мозга профессионального бейсболиста или попавшего под машину бездомного. Третий раунд стрельбы из рогатки по самолётам завершён, учёные «горят» со счётом 3:0.

Корреляции между генным кодом и творческими способностями нет

Когда у разбитого корыта остались и психологи, и физиологи, и просто все неравнодушные, разгадывать задачу стала генетика, до этого безуспешно пытавшаяся найти ген старости и ген . Чтобы исключить разницу в генах и влияние воспитания, учёные исследовали только семьи с детьми-близнецами. Исследуя Коннектикутский реестр близнецов с 1897 года, группа Марвина Резникоффа собрала команду из 117 близнецов и разделила их на две группы (однояйцевые и двуяйцевые). Результаты двух десятков тестов показали, что корреляции между генным кодом и творческими способностями нет. 4:0, и это почти Аргентина с Ямайкой.

За последние 50 лет таких экспериментов было вагон и маленькая тележка. В своей книге «Муза не придёт» Девид Брукс приводит ещё с десяток ссылок на безуспешные попытки найти природу творческого мускула и делает вывод, что , как и любой другой навык, можно прокачать при помощи тренировок.

Тренировки для прокачки творческого мышления

Утренние страницы

Старый как мир, но действенный метод. Как только просыпаемся, хватаем блокнот с ручкой и начинаем писать. Без разницы, будет это история о шагающем по Токио Годзилле, эссе о тёплом одеяле или сонный анализ геополитики Монголии. Главное - просто писать и ни о чём не думать. Норма утреннего письма - это три тетрадные страницы или 750 слов. Можно воспользоваться ресурсом 750 words и барабанить по клавишам, но бывалые писаки советуют делать это по старинке - ручкой по бумаге.

А что, если бы

Это даже не метод, а простой вопрос, задавать который Станиславский заставлял любого начинающего актёра. «А что, если бы» можно применять к любому привычному объекту, его части или действию. Например, а что, если бы историю в книге рассказывали картинками? Так появился комикс. Или что, если бы вместо мировых новостей мы будем рассказывать то, что волнует простых людей? Так появилась жёлтая пресса.

Этот метод отлично развивает фантазию и фактически является спусковым механизмом любого творческого процесса. Причём очень весело задавать странные вопросы. А что, если бы все люди пили кровь? А что, если бы президентом страны стал забавный мужчина с замашками диктатора из банановой республики?

Дробление слова

В мозгу взрослого человека существует жёсткая система символов, которая при первой же возможности любит давать оценки и клеить ярлыки на всё вокруг. В результате такой автоматизации , но это же является главной причиной узкого и шаблонного мышления. Придумывая новые слова, мы заставляем мозг отключать рациональное мышление и включать фантазию. Техника родом из детства и крайне проста: берём два любых слова, соединяем их в одно и потом пытаемся представить, как это выглядело бы в жизни. Ванна + унитаз = ваннитаз, Ким + Канье = Кимье.

Метод Торренса

Метод основывается на дудлах - однотипных каракулях, которые нужно превратить в рисунок. На листе бумаги рисуем в ряд одинаковые символы (круг, два круга, гвоздь, крест, квадрат и т. д.). Затем включаем фантазию и начинаем рисовать.

Пример. Круг может быть щитом Капитана Америки, глазом кошки или 5-копеечной монетой, а квадрат - домом с приведениями или произведением искусства. Развивает не только фантазию, но и упорство в поиске идей, так как каждый новый дудл - это соревнование с самим собой.

Метод фокальных объектов

Метод заключается в поиске связей между основной идеей и случайными объектами. Например, открываем книгу на произвольной странице, хватаем 3–5 слов, которые первыми попались на глаза, и пытаемся связать их с предметом, над которым думаем. Книгу можно заменить телевизором, видеоигрой, газетой или чем-то ещё. Отлично работает, когда мыслительный процесс движется по инерции.

Аналогии Гордона

Это не самый простой в освоении, но весьма действенный метод. Уильям Гордон считал, что кладезь творческих идей заключается в поиске аналогий, которые он разделил на четыре группы.

  • Прямая аналогия : ищем аналогию объекту в окружающем мире. В масштабах от своей комнаты до страны.
  • Символическая : ищем аналогию, которая в двух словах опишет суть объекта.
  • Фантастическая аналогия : придумываем аналогию, вынося за скобки ограничения объективной реальности.
  • Личная аналогия : пытаемся встать на место объекта и посмотреть на ситуацию глазами объекта. Например, как живётся стулу, на котором мы сидим.

Непрямые стратегии

Этот очень странный и интересный способ, который придумали Брайан Ино и Питер Шмидт, чтобы выводить уставший мозг из творческого ступора по секретным тропам. Суть метода: у нас есть 115 карточек, на которых написаны советы. Причём советы довольно странные: «Убери двусмысленности и преврати их в подробности», «Помассируй шею» или «Используй старую идею». Фокус в том, что здесь нет прямых инструкций к действию, и в каждом совете два человека могут видеть два разных решения проблемы. Карточки можно сделать самому и высыпать их, например, в вазу или воспользоваться подсказками онлайн. Например, .

Придерживайтесь распорядка дня

В своей последней работе «О чём я говорю, когда говорю о беге» (What I Talk About When I Talk About Running) Харуки Мураками развенчивает миф о творческом лентяе, рассказывая о том, что строгий распорядок дня (подъём в 5 утра, отбой в 10 вечера) стал главным катализатором его работоспособности. Разум склонен капризничать и находить оправдания собственной лени, а следование режиму выводит его из и учит включаться с пол-оборота.

Не пренебрегайте другими творческими занятиями

Учитесь или . Любое творческое занятие держит мозг в тонусе, а их чередование переключает внимание и позволяет найти ответы в довольно неожиданных местах.

По данным исследований, более трети лауреатов Нобелевской премии по литературе занимались ещё одним видом искусства - живописью, театром или танцем. Эйнштейн своей второй страстью называл музыку и, если бы не стал физиком, скорее всего, подался бы в скрипачи.

Не опускайте руки

Когда дело не двигается с мёртвой точки, проявите упорство. Например, писатель Роди Дойл рассказывает, что во время ступора начинает изливать на бумагу пришедшую на ум белиберду. Через время мозг перестаёт тужиться и протестовать и просто отключается, выпуская наружу потоки мыслей. А Хемингуэй, когда садился писать роман, мог писать десятки вариантов первого предложения, пока не находил то, которому верит. Затем от него развивал действие.

Не зацикливайтесь

Если упорство не помогает, идём от обратного. Гуляйте, делайте что-то отвлечённое, общайтесь с другими людьми. Существует теория, согласно которой всё уже давно придумано, а творческий процесс заключается лишь в комбинации этих идей. А если ответы скрыты внутри нас, нужно лишь настроиться на правильную волну и услышать их. Можно сидеть под солнышком в позе лотоса, сосредоточенно мыть посуду, по лесу, слушая эмбиент, или пойти попрыгать на рок-концерт. Главное - делать то, что позволяет нам отключать внутренний диалог и концентрироваться на моменте.

Относитесь к творчеству как к игре

Творчество - это в первую очередь весело. Не стоит относиться к нему чересчур серьёзно. Сейчас объясню почему. В 2001 году в Мерилендском колледже прошёл эксперимент, в котором студентам нужно было провести мышку через нарисованный, как в детстве, лабиринт. Студенты первой группы шли вперёд к куску сыра (позитивный настрой), вторые же бежали от совы (негативный). Обе группы справились за одинаковое время, однако у студентов второй группы запустились механизмы избегания, и последовавшие за лабиринтом задачи вторая группа в среднем решала на 50% дольше, чем студенты первой группы.

Просто начните

Многие из нас в детстве мечтали стать музыкантами, художниками или актёрами, но со временем прагматичный подход к жизни задвинул эти мечты подальше на антресоли. У Бетси Эдвардс есть теория, согласно которой у большинства современных людей с возрастом левая половина мозга становится доминантной. Она отвечает за аналитическое мышление, систему символов и режим действия, и каждый раз, когда мы пытаемся научиться играть на гитаре или рисовать, то слышим её голос, который советует отложить подальше эту фигню и заняться чем-то полезным.

Поначалу переступить через будет сложно, но если хватит духу и желания, то со временем его голос станет тише, а критика в стиле «ты рисуешь как м*дак» сменится на что-то более конструктивное. Начать - это самое сложное.

ВЫВОД

Как видите, творчески мыслить может каждый человек , вопрос лишь в тренировках. Это можно сравнить с отсутствием гибкости: сходу пытаясь сесть на шпагат, мы будем кряхтеть, стонать и плакать, но если мышцы правильно разогревать и растягивать, то через пару лет можно будет отправлять резюме на должность циркового гимнаста. Главное - помните, что начинать что-то новое никогда не поздно : художники, музыканты, поэты и писатели уже живут в нас. Не стесняйтесь будить их.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама