THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Еще один школьный скандал стал достоянием общественности. На этот раз страсти кипели в одной из школ Омутинского района Тюменской области. Учителя физики Михаила Гузаирова прямо на уроке избил ученик 10 класса. Дело дошло до суда. После нападения педагогу пришлось бежать из села и самому стать фигурантом уголовного дела.

Дело было в марте этого года. И хотя формально точка в этой истории уже поставлена: виновные найдены и наказаны (директор школы — уволен: это у нас типичное решение всех проблем…), общественность продолжает обсуждать это ЧП: одни называют учителя слабохарактерным, другие — поражаются его смелости: не всякий решился бы предать такую историю огласке, третьи — уверены, что принятые меры наказания не позволят изменить ситуацию к лучшему и рассказывают о том, что в системе образования «творится беспредел» и эта шокирующая история — очередное тому подтверждение…

Теперь — подробнее. В Омутинский район тюменец Михаил Гузаиров с супругой Маргаритой и детьми переехали зимой 2014 года. С учителями на селе туго, поэтому Михаилу (а он — между прочим — инвалид по зрению) пришлось вести уроки сразу по трем предметам: химии, физике и биологии.

«Я вел урок физики у 10 класса, — рассказал Михаил журналистам. — Несколько учеников играли в планшет во время урока. Сделал им замечание. Они его проигнорировали. Тогда я отправился к директору школы. Его не оказалось на месте, и я пошел к классному руководителю этих учеников. Она была возмущена и пришла со мной в класс. Войдя в кабинет, отчитала срывающих дисциплину мальчиков и вышла, а я продолжил урок».

Один из учеников крикнул: «Стукач!». Педагог сделал ему замечание, пояснив, что так разговаривать с учителем нельзя. Но школьник, не долго думая, набросился на него с кулаками.

«Я не мог ему ответить, ведь я учитель! Я схватил его за плечи так, чтобы он не смог махать руками. Тут же столпились другие ученики, разняли нас. Но парень успел меня ударить и по лицу, и по телу», — вспоминает Михаил.

После этого учитель пришел к директору школы, та его принялась успокаивать и просить не поднимать шумиху, заверила, что школьник уже осознает свою вину и собирается попросить прощения.

Извинений не последовало.

На следующий день учитель решил «снять побои». Он прошел обследование и получил медицинское свидетельство, в котором были зафиксированы ушибы и удушье. Следом в больницу пошел и нападавший ученик, якобы чтобы доказать, что учитель тоже его бил, но экспертиза у него ничего не выявила. Посоветовавшись с супругой, учитель решил подать на обидчика в суд. Школьник продолжал «вести войну».

«Приходил с друзьями к нам домой, вызывал поговорить и угрожал. Мы неоднократно вызывали полицию и тот сразу же убегал, — пояснил журналистам Михаил. — Сына нашего старшеклассники стали встречать после школы, разбираться с ним. Жить было невыносимо. Мы решили вновь переехать в Тюмень».

В зале судебных заседаний нападавший школьник был на редкость спокойным, свидетели-ученики хихикали и замыкались в себе, когда должны были давать показания. Мама нападавшего вела себя агрессивно, судья делала ей замечания… Тем не менее, по решению районного Омутинского суда школьника приговорили к 50 часам обязательных работ.

Учитель с семьей переехал в Тюмень. Но его «приключения» на этом не закончились: другой его ученик якобы вспомнил, что он поднял его за ухо на уроке (Михаил говорит, что этого не было), так что теперь учитель снова ждет суда, но на этот раз он будет уже в роли обвиняемого.

Что в «сухом остатке»? Агрессивный школьник перевелся в другую школу, учитель — уехал и решил «завязать» с педагогической карьерой (сейчас работает техником), а в школе, где разворачивались события, после многочисленных проверок сменили руководство…

Подробности этой шокирующей истории опубликованы на страницах газеты «Ямская слобода». Недавно с официальным комментарием по этому поводу выступила в прессе заместитель директора департамента и науки Тюменской области Людмила Чеботарь. В словах чиновницы сквозит: учитель — тоже виноват…

«В результате выявленных нарушений с директором школы расторгнут трудовой договор, меры административного воздействия применены к заместителю директора по учебно-воспитательной работе и педагогу, выполнявшему по должностным обязанностям роль наставника. Вместе с тем сообщаем, что в течение учебного года учителю Гузаирову М.Н. не удалось выстроить конструктивные взаимоотношения с обучающимися и коллегами по работе, — поясняет Чеботарь. -Некоторые действия его по отношению к ученикам признаны несовместимыми с нормами педагогической этики. Кроме того, выявлены факты нарушения трудовой дисциплины, повлекшие за собой срыв учебного процесса. Эти выводы были озвучены Михаилу Нагимжановичу во время проверки, и он с ними частично согласился. Признавая ошибки, допущенные в работе образовательной организации, считаем необходимым указать на неправомерность некоторых высказываний и поступков учителя, профессия которого изначально предполагает наличие таких личностных качеств, как педагогический такт и выдержка, компетентность в вопросах психолого-педагогического сопровождения обучающихся и умение решать школьные проблемы».

Судя по всему, у этой истории будет продолжение.Уже всплыли подробности о том, что напавший на учителя школьник ранее уже был судим, а не так давно — стрелял в девочку…

Об этом сообщила на форуме газеты пользователь Марго:

«Еще интересный факт,этот ученик недавно выстрелил девочке в ногу,наверно была очень плохой ученицей)))»

В комментариях к статье появились и другие отклики. Вот некоторые из них:

«На самом деле всё было не так. Ситуация произошла в марте этого года. Виноваты были и учитель, и ученик. На учителя поступало очень много жалоб и до дня происшествия, все шло к этой ситуации… У ученика в то время все не задалось (и девушка бросила, и соревнования проиграл). Да и свидетелей драки было много. Просто если бы всех опросили Михаила Нагимжановича ждало бы суровое наказание. Его директор прошлая сильно пожалела тогда, запретила говорить.
А потом Маргарита Фаритовна скандалить ходила в школу, детей оскорбляла, на на другую учительницу написала заявление. Не такие хорошие и уравновешенные супруги Нагимжановы,просто на публику играют. Да и умолчали наверное что они денюжку со школы получили перед отъездом, умолчали что Михаил Нагимжанович не вёл уроки после инцидента, а в нетбуке сидел и искал как выгоднее ситуацию выкрутить. Наврали они автору статьи очень много. Обидно что верят им, а нам не разрешают говорить».

«Еще одно подтверждение того, насколько сложно становится работать в школе. И решение суда — 50 часов отработки — это просто издевка над учителем.Почему нет возмещения морального вреда, если вина ученика доказана? Скоро будут повальными случаи отстрела учителей, как в Америке.Это проблема не этой школы, а всей системы образования, когда целенаправленно уничтожался авторитет учителя».

«Что за приговор — 50 часов, это издевательство. Такое неуважительное отношение к преподавателю, вдобавок, еще и покрывается директором школы, гнать в шею и разбираться, почему быдло мама быдло ученика хамит, почему директор, упустивший ситуацию из под контроля, увольняется без разбирательств и наказания, ученик перевелся и спокойно окончит — не допускать к экзаменам его. Вот почему молодые выпускники пединститутов идут консультантами и продавцами, а не в школу».

В учреждениях образования, к сожалению, не всегда трудоустроены квалифицированные специалисты, и в некоторых ситуациях они ведут себя непедагогично по отношению к ученикам. Нередки случаи, когда воспитатель применяет физическое насилие к ребенку. Но имеет ли право учитель бить учеников и заниматься рукоприкладством?

В данной публикации мы рассмотрим нюансы правового воздействия на учителей в случае, если ваш ребенок подвергается физическому насилию в школе, а также вид и размер ответственности за подобные действия.

Наказание за избиение ребенка учителем

На практике, если учитель ударил ребенка на уроке, то это можно расценить как побои, если отсутствуют легкие телесные повреждения. Если ребенок был избит до такой степени, что получил повреждения разной степени тяжести, то квалификация деяния зависит от степени тяжести вреда здоровью.

Данное правонарушение без квалифицирующих признаков может повлечь:

  • штраф — до 40 000 рублей или в размере заработка подсудимого до 3 месяцев;
  • обязательные работы — до 360 часов;
  • исправительные работы — до 6 месяцев;
  • арест — до 3 месяцев.

Если указанные выше деяния осуществлены из хулиганских побуждений или по мотиву расовой, политической, национальной, идеологической или религиозной вражды или ненависти, или по мотиву вражды или ненависти в отношении какой-либо социальной группы, то наказание наступает в виде:

  • обязательных работ до 360 часов;
  • исправительных работ до 1 года;
  • ограничения свободы до 2 лет;
  • принудительных работ до 2 лет;
  • ареста до 6 месяцев;
  • лишения свободы до 2 лет.

Важно! Наказание за побои достаточно жесткое и даже в случае, если вы пригрозите привлечением к данной ответственности, желание обижать вашего ребенка у учителя пропадет.

В случае если ребенка избивают систематически, то можно говорить об истязании. Такие действия без квалифицирующих признаков влекут:

  • ограничение свободы — до 3 лет;
  • принудительные работы — до 3 лет;
  • лишение свободы — до 3 лет.

Если учитель бьет ученика и побои незначительны, то сначала необходимо попытаться урегулировать конфликт в учебном заведении с привлечением директора, психолога. Если переговоры не привели к желаемому результату, то необходимо подавать заявление по данному факту в полицию или сразу в суд.

Если полностью все персональные данные учителя не известны, то на практике обращаются в полицию, сотрудники полиции проводят мероприятия, направленные на установление личности виновного лица, чаще всего это только допросы потерпевшего и подозреваемого, и передают материалы с обвинительным актом в суд.

По данной категории дел уголовное дело возбуждается непосредственно по заявлению потерпевшего (законного представителя) и срок дознания не должен превышать 1 месяц. Перед передачей дела в суд, дознаватель утверждает обвинительный акт у прокурора. Последний вправе утвердить обвинительный акт или вернуть уголовное дело для производства дополнительного дознания.

Важно! В случае если виновное лицо известно и имеется его персональная информация, то можно заявление по факту побоев направлять непосредственно в мировой суд.

Заявление передается в судебный орган с копиями по количеству лиц, в отношении которых подлежит возбуждению дело частного обвинения. В заявлении указывается данные о том, что заявитель уведомлен об уголовной ответственности за заведомо ложный донос.

В заявлении следует указать название суда, его адрес. Необходимо описать событие преступления, его время, место и обстоятельства осуществления, просьбу о принятии материалов к производству, персональные данные о потерпевшего, его паспортные данные, персональную информацию подозреваемого лица, перечень вызываемых свидетелей, подпись заявителя.

Если побои носят систематический характер, то в таком случае, можно говорить об истязании. Истязание не является делом частного обвинения и носит публичный характер, поэтому уголовное дело может быть открыто не только по заявлению пострадавшего (законного представителя), но и на основании документов о выявлении преступления, например, на основании рапорта сотрудника полиции об обнаружении признаков (или состава) преступления.

Важно! Заявление в отдел полиции по факту истязания подается в произвольной форме, однако, в нем необходимо четко прописать контактные и паспортные данные заявителя, описать событие преступления (дата, время, место, предполагаемого преступника) и сделать отметку о том, что заявитель осведомлен о том, что ложный донос влечет ответственность по ст.306 УК РФ . Данное заявление может быть сделано в устной форме сотруднику полиции, которое заносится в протокол. Указанный документ подписывается заявителем и лицом, принявшим заявление (составившем протокол).

Итак, в данной статье мы рассмотрели нюансы правового воздействия на учителей в случае, если ребенок подвергается физическому насилию в школе, определили вид и размер ответственности за подобные действия.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует - напишите в форме ниже.

Опубликовано 27.02.12 18:09

Школьник уже рассказал, из-за чего избил двух педагогов. Между тем аналогичный случай произошел в нижегородской школе.

Учительница стала жертвой одиннадцатиклассника в томской общеобразовательной школе номер 41. Ученик избил педагога в школьной столовой.

По словам самого ученика, напавшего в столовой на преподавателей, у него случился неконтролируемый приступ ярости. После того как 18-летний отличник ударил по голове 47-летнюю учительницу химии и биологии Галину Павлову, женщину с сотрясением мозга и выбитыми зубами пришлось госпитализироват, сообщает Life News.

Мальчика, устроившего в школьной столовой настоящий инткббэч погром, доставили в полицию для дачи объяснений.

«Я даже не понял, как это произошло, - рассказал в полиции Тимур. - Не помню, зачем стал бить учителей...»

По словам друзей школьника, аналогичный приступ ярости случался у него два года назад. Сейчас на месте работают следователи, которые допрашивают очевидцев происшествия. Самого школьника в ближайшее время отправят на психиатрическое освидетельствование.

Как стало известно, пострадавший учитель является классным руководителем обидчика и завучем школы.

На произошедшее отреагировал уполномоченный при президенте России по правам ребенка Павел Астахов. Он заявил, что одиннадцатиклассника следует привлечь к уголовной ответственности, если его вина будет доказана. Омбудсмен добавил, что нужно внимательно разобраться в причинах такого поведения ученика, передают «Вести».

Сегодня же стало известно об аналогичном инциденте, который произошел в нижегородской школе номер 183. Там учительница пострадала от рук 10-летнего ученика. Пятиклассник несколько раз ударил педагога по голове. В итоге учитель с 27-летним стажем получила сотрясение мозга. Школьник напал на учительницу после того, как она сделала ему замечание - он оказался в очередной раз не готов к уроку. Учительница пригрозила вызвать в школу родителей, после чего мальчик ударил ее в область виска сотовым телефоном.

Одноклассники хулигана сообщили, что мальчик не боялся наказания. Он чувствовал безнаказанность, так как директором школы является его дедушка.

О каких законах забывают педагоги, выгнав ученика из класса, отобрав телефон, прилюдно зачитывав школьную переписку или поставив двойку за отсутствие на уроке? Рассказывает юрист Ксения Печеник.

Очень часто родители сталкиваются с жалобами подростков на действия учителей. Как соблюсти грань между интересами ребенка, педагогическим процессом и не поссориться с администрацией школы на ровном месте? В последние годы уровень правосознания как школьных педагогов, так и учеников и их родителей, заметно повысился. Дети стали более грамотными, а учителя балансируют на грани воспитательного процесса и закона. Тем не менее, нередко от школьников можно услышать жалобы на применение не педагогических, а порой и незаконных мер воспитания и наказания к ним. Так на что же имеет право учитель? Давайте разбираться.

Согласно п.4. ст. 55 Закона «Об образовании» при исполнении профессиональных обязанностей педагогические работники имеют право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания. Однако как определить границы допустимости педагогических методов? На что учитель имеет право, а на что нет? Рассмотрим наиболее типичные ситуации.

Учитель применяет физическое или психическое насилие к ученику

Не секрет, что ученики бывают сложными, но, несмотря на это, п. 6 ст. 15 Закона «Об образовании» запрещает применение насилия, выраженного в физической или психической форме.

В случае, если учитель ударил ребенка, дал подзатыльник или пощечину, он понесет дисциплинарную, гражданскую или даже уголовную ответственность. Все зависит от характера причиненного ущерба здоровью. Известен случай, когда учителя одной из школ Петрозаводска уволили за подзатыльник ученице 6-го класса . Возможность увольнения учителя за применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, предусмотрена ч. 4 ст. 56 Закона «Об образовании» в качестве дополнительного оснований прекращения трудового договора по инициативе работодателя помимо тех, которые предусмотрены Трудовым Кодексом.

Конечно, случаи рукоприкладства, в особенности с тяжкими последствиями для учеников, со стороны педагогов крайне редки, однако если это случилось, необходимо зафиксировать этот факт. Это может быть видеозапись, свидетельские показания и т.д. В случае, если имеются следы побоев, их необходимо зафиксировать в ближайшем медпункте и сфотографировать, после чего можно обращаться с заявлением в полицию или с жалобой в прокуратуру. В зависимости от тяжести причиненного здоровью вреда, противоправные действия педагога могут быть квалифицированы по ст. 116 УК РФ (побои), ст. 115 УК РФ (умышленное причинение легкого вреда здоровью), ст. 112 УК РФ (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью), ст. 113 УК РФ (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта), ст. 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью).

Критерии определения степени тяжести вреда здоровью представлены в Правилах определения степени тяжести вреда, причинённого здоровью человека, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 августа 2007 г. № 522. и в Медицинских критериях определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 24 апреля 2008 г. № 194н. Согласно действующего уголовного законодательства есть несколько градаций причиненного вреда.

Так, к тяжкому вреду относятся в том числе:

Вред, опасный для жизни человека;
потеря зрения, речи, слуха либо какого-либо органа или утрата органом его функций;
прерывание беременности;
психическое расстройство;
заболевание наркоманией либо токсикоманией;
неизгладимое обезображивание лица;
значительная стойкая утрата общей трудоспособности не менее чем на одну треть;
полная утрата профессиональной трудоспособности;

К средней тяжести вреда здоровью относят:

Длительное расстройство здоровья (если пострадавший находится на лечении в больнице более 21 дня);
значительная стойкая утрата общей трудоспособности менее чем на одну треть.

К легкому вреду относят:

Кратковременное расстройство здоровья (если пострадавший находится на лечении в больнице до 21 дня включительно);
незначительная стойкая утрата общей трудоспособности.

Таким образом, если, не дай Бог, Ваш ребенок пострадал от действий педагога, его ответственность будет определяться правоохранительными органами, на основании последствий, причиненных здоровью ребенка.

Частым случаем нарушения прав ребенка является изъятие у него в школе каких-либо предметов (телефона, планшета, украшений и др).

Вопрос о том, имеет ли учитель право изъять у ученика телефон, планшет или иное имущество, которое, по его мнению, мешает образовательному процессу, едва ли не самый популярный в сети.

Ответ: нет и еще раз нет. Даже если нечто подобное предусмотрено школьным Уставом, такие действия учителя могут быть квалифицированы как грабеж (открытое хищение чужого имущества). Если такое произошло, то необходимо обратиться сначала с жалобой к директору школы, и, если не поможет - в полицию – с заявлением о факте незаконного завладения имуществом.

Может ли учитель выгнать с урока или не пускает на урок?

Имеет ли право учитель выгонять ученика с урока? О таком праве ничего не сказано, зато четко прописано другое. Согласно ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Следовательно, если учитель выгнал ученика с урока или не пустил на урок, можно написать заявление директору школы об устранении препятствий доступа к образовательному процессу. Если ситуация повторяется неоднократно, и жалобы директору не принесли никакого результата, можно обращаться с жалобой в прокуратуру или суд.

Не надо забывать также о том, что, выгоняя ученика с урока или не допуская его к занятиям, учитель рискует быть привлеченным к ответственности вплоть до уголовной в случае, если в это время с учеником произойдет несчастный случай, либо гражданской - если ученик совершит какое-либо правонарушение. Согласно ч.3. п.3 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» , ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса несет образовательное учреждение.

Учитель отнял у ученика записку и прочел в присутствии всего класса

Это неправомерно. Согласно ст. 23 Конституции РФ каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения. Дети – не исключение. Право на неприкосновенности частной жизни гарантируется ст. 12 Всеобщей декларации прав человека , согласно которой «никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств». Все это имеет непосредственное отношение в том числе, к содержанию записок учащихся.

Учитель поставил двойку за отсутствие на уроке

Учитель не имеет права так поступать, поскольку в соответствии с Законом «Об образовании», система оценок применяется только для оценивания знаний учащихся.

Возникает вопрос: что же тогда делать учителю, если практически все привычные методы запрещены законом? Для того, чтобы достичь желаемого порядка и дисциплины в классе существует множество других педагогических приемов и методов, не связанных с нарушением прав учеников. К примеру, пригрозить нерадивому ученику жалобой директору школы, либо вызовом родителей в школу.

Вместе с тем, каждому родителю следует детально изучить Устав учебного заведения. Как правило, в нем содержатся все допустимые меры наказания учеников. Однако, в случае наличия противоречий с действующем законодательством, Устав школы можно оспорить в судебном порядке.

Безусловно, «топорные» методы борьбы с администрацией школы или с конкретным педагогом не сделают жизнь ребенка в школе лучше. Если ситуация еще не зашла слишком далеко, и есть возможность урегулировать вопрос мирно, не привлекая юристов, следует рассмотреть вопрос о привлечении к переговорному процессу с администрацией школы психолога школы или независимого медиатора (посредника в урегулировании конфликта).



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама