THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Влияние цвета на человека известно с древних времен. История свидетельствует, что цветотерапия активно использовалась еще во времена правления прекрасной царицы Нефертити. В странах Востока метод часто применялся для борьбы с соматическими заболеваниями и душевными расстройствами, а сегодня даже официальная медицина подтверждает целебную силу некоторых цветов и их положительное воздействие на психику. Важную роль в быту имеет правильное .

Эксперты в области цветотерапии уверены, что с ее помощью люди могут регулировать гормональный фон, бороться с болезнями и победить их, в том числе онкологические. Они сумели доказать, что различные оттенки вызывают определенные биохимические реакции в тканях, а это свойство делает возможным использовать их на благо здоровья. Рассмотрим воздействие различных цветов на человека.
Приглашаю Вас в группу на Subscribe.ru: Народная Мудрость, Медицина и Опыт

Цвет и человек

Синий и голубой

Считается, что синий цвет способствует расслаблению организма, очищению сознания от лишних эмоций, помогает при бессоннице и снижает артериальное давление. Его рекомендуют женщинам в период климакса, при нарушениях менструального цикла.

Комната, в которой преобладают насыщенные синие тона, сводит к минимуму конфликты между людьми. А если вам трудно сконцентрироваться, то лучшего варианта просто не придумаешь.

Однако злоупотребление темными мрачными тонами может привести к беспокойству и приступам депрессии.

Аналогичный релаксирующий эффект дает голубой – снимает напряжение, повышает иммунитет, облегчает состояние при солнечных ожогах. Обладает снотворным действием, снижает аппетит, предотвращает развитие глаукомы, катаракты и старческого слабоумия.

Белый

Это цвет успешных, уверенных в себе людей, которые хотят и умеют нравиться окружающим. Несет положительный заряд, дарит силу, энергию и удачу. Поднимает настроение, создает ощущение свежести, помогает очиститься от шлаков и стимулирует деятельность центральной нервной системы.

Избыток белого может вызывать раздражение и неприятные ассоциации с больницей.

Желтые тона улучшают зрение и возбуждают аппетит, но иногда могут вызывать у маленьких детей излишнюю плаксивость, поскольку негативно влияют на умение сдерживать свои эмоции.

Зеленый

Умиротворение, гармония, прекрасное настроение и эмоции, похожие на те, что мы получаем во время пребывания на природе. Вот такие приятные ассоциации возникают у многих в связи с этим цветом. Он обладает слабым противомикробным эффектом, стабилизирует ритм сердцебиения, нормализует артериальное давление, лечит головную боль и нарушения зрения.

Длительное созерцание теплых оттенков зеленого расслабляет и благотворно влияет на психику.

Зеленый символизирует богатство и процветание, сулит финансовое благополучие. Однако это не самый лучший вариант для оформления спальни, поскольку он активизирует умственную деятельность и настраивает на рабочий лад.

Красный и оранжевый

Излучающий тепло и вызывающий возбуждение, красный улучшает обмен веществ, усиливает либидо, и уровень гемоглобина в крови. Используется для лечения ветрянки, кори и скарлатины, а также кожных гнойных заболеваний. Не рекомендуется легковозбудимым людям, раздражающимся по мелочам. Красный придает уверенность в себе и позволяет найти правильное решение в сложных ситуациях.

Все оттенки оранжевой гаммы, в свою очередь, обладают похожим эффектом – это источники жизненного тонуса, оказывающие лечебное воздействие на мочеполовую, эндокринную и пищеварительную систему.

Оранжевый освобождает от внутренних конфликтов, способствует избавлению от комплексов и раскрепощению.

Это безопасный универсальный цвет, который практически не имеет противопоказаний.

Черный

Считается тяжелым и гнетущим, может способствовать страху и чувству одиночества. Одновременно забирает силы и отдает. Черный ассоциируется с печалью и трауром.

Однако не все так плохо, ведь он настраивает человека на снижение вероятности допущения ошибок, глубокое размышление и постижение сфер, недоступных другим, поэтому именно его предпочитают деловые личности.

Черный подавляет аппетит, маскирует недостатки фигуры, за что его предпочитают женщины с лишним весом.

Коричневый

Цвет земли, символизирующий стабильность и надежность. Если вы явитесь на собеседование к работодателю в коричневом костюме, вам будет легче установить с ним контакт.

Коричневый, используемый в интерьере, дает ощущение комфорта, защиты, создает доброжелательную атмосферу в доме.

Некоторые чересчур мрачные тона могут вызвать скуку и даже депрессию.

Фиолетовый

Обладает успокаивающим эффектом, поэтому успешно применяется при лечении нервных заболеваний. Помогает справиться со страхами и приступами меланхолии.

Фиолетовый цвет обостряет интуицию, благотворно влияет на духовное развитие человека, его творческие способности.

Розовый

Ассоциируется с романтикой, женственностью, чувственностью и нежностью. Радует глаза, избавляет от головных болей, выводит из состояния депрессии, положительно влияет на уровень кальция в крови. Дает ощущение покоя и безмятежности, снижает агрессивность у неуравновешенных конфликтных людей.

Пожалуй, его можно назвать идеальным оттенком для супружеской спальни.

Вот так, манипулируя возможностями цветовой гаммы, можно регулировать свое эмоциональное состояние, корректировать здоровье и привлекать в жизнь нужную на данном этапе энергию.

На здоровье человека оказывает влияние не только цвет, а и .

ВНИМАНИЕ:

Рецепты народной медицины чаще всего применяются в комплексе с обычным лечением или как дополнение к традиционному лечению. Любой рецепт хорош после консультации со специалистом.

Не занимайтесь самолечением!

Поделитесь с друзьями в социальных сетях!

Сайт некоммерческий, развивается на личные средства автора и ваши пожертвования. Вы можете оказать помощь!

(Даже небольшой суммой, можно ввести любую)
(картой, с сотового тел, яндекс деньгами - выберите нужное)

Психология цвета изучает субъективную сторону восприятия цветов, не связанную с естественнонаучными знаниями оптики. Человеческие глаза получают до 80% от всей информации, проходящей через органы чувств. Однако цветовосприятие также может напрямую влиять на человеческое поведение. В большинстве случаев этот процесс происходит бессознательно. Казалось бы, зрение даёт объективную информацию о том, что происходит вокруг, какие объекты и люди окружают человека, что ему предстоит делать в следующий момент, и определяет эти действия именно он. Но поведение человека находится также под влиянием других, неподвластных ему факторов.

Влияние цветов на желания и действия человека в настоящее время было замечено маркетологами и повседневно применяется в построении позитивного имиджа брендов или произведении впечатления на потребителей в местах покупки. Но прежде чем рассмотреть особенности применения цветов на практике, необходимо изучить основные теории их восприятия и понять, каким образом они предопределяют поведение.

Субъективное цветовосприятие тесно связано с восприятием любимых цветов, что, в свою очередь, связано со знаниями об эстетике, которые развивались ещё со времен древнегреческих философов. Платон упоминал об идеальном происхождении цветов и принадлежности их к определенным идеям: божественность синего, мужественность красного или женственность жёлтого . Аристотель говорил, что наблюдение произведений искусств, например, живописи, вызывает эстетическое наслаждение, катарсис, понимаемый им как освобождение от накопившихся аффектов . Гёте не согласился с теорией Ньютона о том, что цветовосприятие зависит исключительно от отражения определенной частоты лучей от предмета. Он утверждал, что определённые цвета вызывают конкретные чувственные состояния, то есть различал два вида цветов: положительные (красный, жёлтый), которые создают бодрое, деятельное настроение, и отрицательные (синий), создающие неспокойное, тоскливое настроение. Таким образом, Гёте был первым из своих современников, кто рассмотрел взаимосвязь между цветом и психикой человека.

С 80-ых годов XX века быстрыми темпами развивается эволюционная психология, стремящаяся объяснить психологическую и культурную жизнь человека через его генетическую наследственную данность как вида homo sapiens . Другими словами, внутренние поведенческие паттерны индивида, к числу которых можно отнести и предпочтение определенных цветов, могут быть предопределены главным принципом теории Дарвина – стремлением к выживанию.

В качестве примера можно привести исследование Кэтти Ламанкьюза. Исследование показало, что синий цвет является самым любимым для большинства опрошенных американцев, его выбрали 35% опрошенных, далее идут зелёный (16%), фиолетовый (10%) и красный (9%) . Синий опрошенные воспринимали как мирный, спокойный и безмятежный и выбирали в качестве любимого в более чем трети случаев. Относительно данного эффекта существует следующий факт: в Токио после установки на железнодорожных станциях фонарей, излучающих синеватый свет, количество самоубийств и уровень преступности заметно снизились . Эффект повторился в Глазго, Шотландия. Некоторые объяснили загадочный эффект известным успокаивающим действием этого цвета. К сожалению, единственным источником данной информации является статья в газете The Seattle Times. Исходя из трактовки эволюционной психологии, синий часто ассоциируется с водой, небом и обозначает место обитания, где присутствует благоприятная для выживания окружающая среда. Согласно одному исследованию, детей разных национальностей попросили выбрать ландшафты, которые им понравятся, то есть вызовут эстетическое наслаждение . Дети выбирали ландшафты с определенными чертами: водой, облаками, открытыми пространствами или засаженными деревьями, ветки которых были необходимой длины для того, чтобы забраться на них и искать пищу, с элементами, призывающими к исследованию местности, например, с тропинкой или рекой. Данные элементы ландшафта характерны для тех мест обитания, где человеческий вид эволюционно развивался и формировался, мест, где он выжил . Синий и зелёный ассоциируются с такими пространствами, поэтому являются любимыми цветами большинства людей.

Красный цвет вызывает агрессию . Это один из его самых популярных эффектов. Люди воспринимают и оценивают других как более агрессивных и влиятельных, если они одеты в красное. Этот эффект тоже может быть объяснен с позиций эволюционной психологии. У множества животных видов, включая приматов, доминирование во время агрессивных столкновений с представителями своего вида сигнализируется с помощью ярко-красного цвета кожи, который достигается с помощью прилива насыщенной кислородом артериальной крови . Во время выяснений отношений между людьми происходит примерно то же самое. Всплеск тестостерона в крови делает лицо красным, что свидетельствует о враждебном настрое человека, тогда как страх ведет к бледному цвету кожи . Таким образом, исследователи предполагают, что одной из функций зрения как у людей, так и у животных, является способность различать тонкие изменения кровообращения под кожным покровом у других представителей вида, чтобы иметь информацию об их эмоциональном состоянии. Краснота говорит о гневе, смущении или сексуальном возбуждении, тогда как синеватый или зеленоватый оттенок может указывать на болезнь или плохое физиологическое состояние . Восприятие особого цвета кожи может стимулировать определенное социальное взаимодействие.

Красный цвет способствует лучшим спортивным достижениям атлетов, о чем свидетельствует множество фактов . На летних Олимпийских играх 2004 года спортсмены, выступавшие по тхэквондо, боксу, вольной и греко-римской борьбе, носившие красные униформы, выигрывали в 55% поединков против тех, кто носил синие униформы (45%, соответственно) .
В Англии со времен второй мировой войны спортивные команды с красной униформой занимают в среднем более высокие позиции в лигах, чем другие . В качестве примера можно привести следующий факт: футболисты таких клубов как Manchester United (которых называют «The Red Devils»), Liverpool («The Reds») и Arsenal, которые признаны одними из лучших даже в мире, носят именно красные формы.

Данный эффект красного цвета был зафиксирован также в нетрадиционных спортивных соревнованиях. В 2004 году в онлайн-шутере от первого лица, Unreal Tournament 2004 (UT2004), было зафиксировано, что команды красных побеждали чаще команды синих . Участники онлайн-игры не были знакомы друг с другом, играли анонимно со всех концов мира, но красные команды победили в 54,9% схваток, тогда как всего было проведено 1347 игр.

Определенно, красный цвет каким-то образом отражается на спортивных выступлениях, возможно, эволюционная психология права, и он подсознательно выражает доминирование и превосходство, что делает более уверенными в своих силах тех спортсменов, кто носит этот цвет, и менее уверенными их оппонентов.

Однако психология цвета рассматривается не только со стороны эволюционного подхода. Теория цвета в контексте (color-in-context theory), основанная на идее социального научения, предполагает, что на восприятие влияет культура, социум . Разные цвета в течение жизни начали закрепляться с какими-то действиями и стали постепенно ассоциироваться с определенным поведением. Красный в современной культуре связан с восприятием опасности и реакцией избегания . Например, в школах учитель, проверяя работы учеников, исправляет ошибки красной ручкой. Также различные предупредительные сигналы и стоп-сигналы, связанные с возможной опасностью, чаще всего имеют тот же самый цвет. Достижения спортсменов, связанные с красным, с помощью этой теории можно объяснить возникновением у их соперников подсознательной ассоциации ситуации с опасностью и риском неудачи.

Красный цвет возбуждает. Женщина в красном платье признается мужчинами как более сексуально привлекательная, нежели в платье другого цвета . Этот эффект в данном случае также может влиять на поведение. Встречаясь с девушкой в красной одежде, мужчины задают больше интимных вопросов и больше проявляют влечение с помощью физического контакта во время разговора . В барах они чаще пристают к женщинам, с красной помадой, а официанткам – дают более щедрые чаевые . Мужчины также воспринимаются как более сексуально привлекательные .

Эволюционно привлекательность красного может объясняться как сигнал готовности к репродуктивному процессу . В животном мире он выполняет эту функцию, например, во время течки, когда половой процесс чаще всего приводит к зачатию. В этот период гениталии самок шимпанзе набухают и краснеют в знак сексуальной готовности для самцов. Привлекательность мужчин аналогично доказывается примерами из животного мира. Многие позвоночные животные используют красный как признак статуса среди самцов, а самки же склонны выбирать партнеров, обладающих высоким статусом, а значит, способных эффективно решить проблему добычи пищи и воды во время периода беременности .

С точки зрения социального научения, красный закрепился в нашем культурном опыте в определенных ассоциациях, приводящих к конкретным психологическим реакциям. Он ассоциировался с романтикой, страстью, похотью и фертильностью практически в каждой долгоживущей цивилизации . Необходимо отметить, что эволюционный подход и социально-культурный подход не являются взаимоисключающими, как отмечают многие исследователи, эти факторы, культура и биология, часто работают вместе и совместно могут объяснить различные психологические эффекты. Биологическое значение красного может усиливать культурные ассоциации с ним, а культура может, в свою очередь, расширить и обогатить значение этого цвета .

Психология цвета часто используется в маркетинге. Рестораны используют определенные цвета, чтобы повысить свою прибыль . Многие сети ресторанов быстрого питания оформляют свои заведения, используя красный и жёлтый цвета, которые увеличивают аппетит клиентов и, таким образом, влияют на их субъективное чувство голода. Поэтому клиенты покупают больше, так как считают, что смогут съесть всё купленное ими. Другие заведения используют синий цвет для успокоения и расслабления. Эта стратегия позволяет увеличить время нахождения потребителей, чтобы они успели проголодаться и сделали ещё один заказ.

Синий цвет внушает доверие. Многие исследования свидетельствуют о том, что он влияет на уровень доверия и воспринимаемой надёжности и может влиять на потребительский выбор. В одном из них исследовалось влияние цветового оформления интернет-магазина на доверие к нему с целью совершения покупки. Среди 277 респондентов 178 (64,3%) выбрали магазин с синим цветовым дизайном, тогда как только 99 (35,7%) – магазин с зелёным дизайном .


Было выявлено, что магазин с синим дизайном внушает гораздо больше доверия, чем магазин с зелёным, что в некоторой степени предопределяло выбор в пользу первого . В другом исследовании респонденты оценивали надежность сайтов разного содержания с несколькими цветовыми схемами. Независимо от контекста, сайты с синим воспринимались более надёжными и заслуживающими доверия, чем с десятками других цветов . Чёрный оказался менее показательным в плане влияния на воспринимаемую надёжность сайта.

Воздействие предпочтений цветов на выбор в процессе покупки косвенно доказано нейронаукой. Изучение предпочтений различных цветов с помощью метода электроэнцефалографии (сокр. ЭЭГ – неинвазивный метод изучения электрической активности мозга, записывающий суммарные электрические потенциалы с помощью размещения на коже головы электродов), показало, что физические действия могут находиться под влиянием подсознательного выбора, совершённого до сознательного принятия решения . Активность нервной ткани, отвечающей за внимание, может находиться под влиянием неосознаваемого выбора. В данном исследовании при предъявлении пар цветов определенные зоны внимания испытуемых активировались, если среди цветов был любимый цвет. Это означает, что подсознательный выбор может активировать к определенному предмету внимание человека, которое, приведёт к возможной поведенческой реакции (покупке). Таким образом, неосознанно человек акцентирует внимание на любимом цвете до того, как сознательно обратит на него внимание. Может быть поэтому после посещения супермаркетов люди удивляются тому, что количество купленных товаров больше запланированного.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что цвета могут нести определённое скрытое субъективное значение, не объясняющееся одними лишь физическими законами. Оно могло быть сформировано в результате эволюции homo sapiens и отчасти в ходе социально-культурного развития. При восприятии цвета происходит оценка объекта, которому он принадлежит, что иногда способствует осуществлению мотивированного поведения, например, покупки. Этот процесс может происходить несознательно, что частично доказано нейронаукой. Психология цвета – молодая область исследований, которая в последние десятилетия пробудила небывалый интерес, хотя этой проблематикой занимались ещё древнегреческие мыслители (Аристотель, Платон и другие). Многое ещё предстоит открыть в этой области, а полученные знания уже активно применяются на практике.

Розовый, голубой, сиреневый. Психология цвета. Влияние трех цветов на человека.

Цвета оказывают значительное влияние на жизнь человека. Цветовая атмосфера интерьера и одежды оказывает психологическое воздействие и может благоприятствовать и может угнетать!

Как понять Психологию цвета? Как понять непознанный мир красок? Как выработать интуитивное мышление, которое поможет обходить негативные стороны окружения, которое "не радует глаз" ?

Мы рассмотрим 3 цвета Психологической ориентации и значение этих в психологии личности человека. Это - Голубой, Розовый, Сиреневый. Цвета в Психологии.

Психология голубого цвета. Значение. Некоторые исследователи придерживаются той точки зрения, что слово «голубой» берёт свое начало от слова «голубь». Но, существует и мнение, что это слово является «родственником» слову «глубокий» (вода таит, в своих глубинах, голубоватый оттенок). Голубой цвет принято считать цветом креативности. Поэтому его советуют использовать в учебных заведениях.

У «морского» цвета нет дна. Он умеет затягивать в себя внимание любого. Он опьяняет, призывает к поиску смысла и истины. Кстати, если вы, вдруг, не можете жить без голубого цвета в одежде - это значит, что в вас «бурлит» энергия воображения.

Голубой цвет в психологии древних народов. С древнейших времён голубой цвет ассоциируется с благородным происхождением. Конечно же, вы слышали о голубой крови, которая, как говорят, текла в аристократических жилах. Некоторые ученые придерживаются такого мнения, что всё началось с Древнего Египта: там, к «небесному цвету» относились с таким обожанием, что жительницы Египта даже расписывали свои ноги голубой краской. Тем самым они пытались продемонстрировать варикозное расширение вен, которое, как известно, «носит» голубоватый оттенок. Именно благодаря этому данное заболевание считали признаком высокого происхождения.

Так как голубой (синий) цвет очень близок к чёрному цвету, и тот, и другой обладают идентичными символическими значениями. У некоторых племён Южной Африки, например, тёмно-голубой или синий цвет считался траурным.

Голубой - «жгучая» смесь белого и синего цветов. Следовательно, на состояние человека он воздействует аналогичным образом. «Небесный цвет», что удивительно, лечит нагноения и ранения. Ещё избавляет от последствий нелёгкого дня и от усталости.

Голубой цвет в психологии. Голубой цвет является символом верности, впечатлительности и привязанности. О тех людях, которые любят данный цвет, можно с уверенностью сказать, что они с лёгкостью, поддаются унынию во время неудач. Любители голубого цвета предпочитают покой, стремятся к гармонии с людьми и с собой, они обладают способностью к довольно глубокомысленным размышлениям и эстетическим переживаниям. Они - артистичные трудоголики и, поэтому, достигают невероятных высот на ступенях социальной лестницы. Эти люди не умеют и не любят долгое время сидеть на одном месте: путешествия - их стихия. Если вы хотите договориться, о чем- либо, с людьми, любящими голубой цвет - просто проявите терпение и оно будет, непременно, вознаграждено.

Любимый цвет голубой. Этот цвет необычайно комфортен, он утешает и успокаивает. От состояния голубого цвета зависит многое: чувство гармонии, глубина чувств, степень ранимости. Голубой цвет - выражение надёжности, целостности, доверия и лояльности. Очень многие люди сделали для себя вывод, что голубой цвет - это их Любимый цвет и это исходит из души.

Одно из удивительных свойств голубого цвета - его «умение» раздвигать пространство. Там, где есть голубой цвет, или какие-то его оттенки, возникает ощущение того, что течение времени значительно замедляется. Голубой - цвет чувствительности. Когда смотришь на него - кажется, что он просит заглянуть внутрь себя.

Что значит голубой цвет? Некоторые считают, что голубой цвет - символ мира. Леди, которая останавливает на нем свой выбор, умеет говорить правду, глядя в глаза, и, при этом, не обидеть и словом. Так происходит по той причине, что она очень уверена в себе. Мужчины, выбирающие голубой цвет - сдержанны и холодноваты.

Голубой цвет в медицине. Обладает голубой цвет и лечебными свойствами: снимает головные боли, освежает. Голубой цвет - просто «спасение» для тех, кто пытается похудеть: он способствует снижению аппетита. Помогает и тем, у кого высокое давление: если верить в действенность цветотерапии, то он может и снижать давление. Так же, голубой цвет полезен и тем, кто страдает от бессонницы. Он спасает при диарее, рвоте и изжоге. Для женщин: нейтрализует ПМС и уменьшает обильность кровотечения в период критических дней.

Негативным является, в цвете, то, что он, иногда, «нечаянно», может довести человека до меланхолии, заставить грустить. Негативные стороны, которыми «заражает» голубой цвет: неумение длительное время сохранять контакты с окружающими, скептическое настроение в планировании целей, постоянная, не утихающая неудовлетворенность тем, что есть и происходит в данный момент.

Этот цвет незаменим при стеснительности, страхе коммуникабельности и застенчивости. О голубом цвете нужно помнить и человеку, который увлекается медитацией, так как он помогает «уйти в себя», остаться наедине со своими самыми сокровенными мыслями. Поэтому, если вы хотите заняться (или занимаетесь) медитацией, зажгите и поставьте, рядом, голубую лампу или свечу.

Психология голубого цвета в профессии человека. Какие же профессии выбирают любители и любительницы голубого цвета? Те, кто, каким-либо образом, связаны с риском (например: военный, пожарник, лётчик).

Люди, которые выбирают этот цвет, отличаются беспроигрышной интуицией, невероятной решительностью и целеустремлённостью. А те, кто не испытывают симпатии к этому цвету, либо вовсе его отвергают - мечтают о серьёзных переменах, которые могут избавить от депрессии и стресса.

Американская психология голубого цвета. В Гарварде, медики, провели эксперимент. Людей разделили на несколько групп. Одну из них оставили на ночь в помещении, которое было освещено голубым цветом, а другую - зеленым. Оказалось, что, «жители» зеленой комнаты, чувствуют себя не так уютно и хорошо, как те, кто провел время в соседнем помещении (с голубым освещением).

Голубой цвет «рождён» для людей робких, испытывающих страх. Не нужно допускать, чтобы голубого цвета было слишком много, поскольку, его переизбыток, наверняка приведет к скандалам, ссорам и манипулированию людьми. Кстати, в легендах говорится, что слишком «кричащий» голубой цвет вводит человека в состояние ужаса, вызывает привидений и духов.

Те, кто настойчиво отвергают голубой цвет, остро ощущают недостаток коллектива и дружеских связей. Такие люди - слабые, честолюбивые, но стремящиеся к превосходству. Довольно часто голубой цвет усиленно отвергается людьми, страдающими никотиновой зависимостью и теми, кого, по-настоящему, не понимают близкие и родные люди.

Розовый цвет в психологии. Розовый цвет в одежде. Значение.

Что означает розовый цвет? Розовый цвет - символизирует романтичность, доброту, любовь и страсть. Его питает аура невинности и чистоты.

Розовый - смесь белого и красного. В этом цвете «живет» нежность, мужественность, лёгкость, окрылённость, сила, устойчивость и любовь к себе.

Этот цвет - самый пассивный из всех в психологии. Он снижает внешнюю и внутреннюю агрессивность и провоцирует приветливость. Его фиолетовый (красно-фиолетовый) оттенок говорит о том, что он, чаще всего, выбирается людьми, не признающими рабства (их девиз - свобода во всем).

Розовый цвет - успокаивающий. Почему, с психологической точки зрения, розовый цвет считается умиротворяющим и успокаивающим? Всё дело в том, что созерцание этого цвета способно привести в чувство даже самого раздражительного человека, так как розовый притупляет агрессию и нервозность. (Пример: футбольная команда. Ее тренеры красят стены, в раздевалке, в розовый цвет, чтобы снизить степень агрессивности игроков на поле). В связи с этим, розовый цвет частенько используется в тюрьмах и исправительных домах для воспитания неблагополучных детей.

Этот цвет всегда привлекает внимание окружающих. Поэтому, не удивительно, что, обычно, упаковки товаров (в особенности - детских и женских) выпускают именно розового цвета. Розовый - «родной» цвет кукол Барби и ленточек (для девочек) из роддома.

Кому нужно рекомендовать этот цвет? Например, людям, которые очень быстро раздражаются и очень долго приходят в себя после этого. Розовый цвет умеет успокаивать нервную систему и делать людей сдержаннее и намного спокойнее.

Вы, естественно, в курсе, что «розовый», по-английски, звучит как «пинк». Именно этим словом обозначают что-либо совершенное и возвышенное. А раньше так называли красивых людей и любого представителя элиты.

Психологами доказано, что розовый цвет в психологии помогает избавиться от стресса, оказывает чудодейственное влияние на психику (расшатанную), принимает участие в эмоциональном уравновешивании.

Розовый цвет безграничен, но у него есть недостаток: он достаточно редко встречается в быту. Да, этот цвет нельзя назвать универсальным. Зато в сочетании с белым он смотрится более чем замечательно: белый превращает его в более мягкий, романтичный и нежный.

Хромотерапия советует розовое тем, кому сложно успокоиться. Те, кто любит розовый, - всегда пребывают в мире грёз, мягкие, искренне верят в чудеса. Почитатели розового цвета мечтают о возвышенной и бесконечной любви, стремятся к созданию домашнего уюта и комфорта. Они нежны и расслаблены, «встречу» с реальностью переносят довольно нелегко, так как живут в «розовых очках». «Розовые», к сожалению, склонны подводить людей, даже тех, кого они очень ценят. Они, практически всегда, переоценивают свои возможности, их обещания, обычно- просто иллюзия (обещают гораздо больше, чем могут сделать). Поклонникам розового необычайно повезло: говорят, что они доживают до глубокой старости.

Любимый цвет - розовый. Если вы любите розовый цвет - вы не терпите жестокости и насилия(в любом их проявлении). Вы- талантливы, изысканны, но в вас нет честолюбия. Розовый - ваш Любимый цвет.

Те, кто любит розовый - отличается непостоянством. Неутешительно и то, что «розовый» человек способен расстроиться и огорчиться совершенно по любому поводу. Любители розового- чувствительные личности. Это их розовая психология цвета.

Розовый цвет - противоречив: он, одновременно, может расслаблять, создавая чувство комфортности и рассредоточивать (умственно). В чем секрет обворожительности этого цвета? Он обладает способностью быть очень разным.

Розовый - это цвет жизни (и вообще всего живого). Ярко - розовый - живее, поскольку в нём «таится» больше красного. Умеренно - насыщенный выглядит довольно забавно, весело. Вообще, розовый цвет, такой же, как кожа младенца. Отсюда, собственно, и рождаются ассоциации о детстве и младенчестве.

А вспомните эмо. Они «присвоили», своей субкультуре, этот цвет и, мы видим, каким бывает ранимым и инфантильным розовый.

Розовый цвет в одежде стал считаться модным в 30-е годы двадцатого столетия. Такую моду «сочинила» Эльза Скьяпарелли (известный и одарённый модельер). Это она начала использовать ярко-неоновый розовый для своей коллекции одежды. А назвала она, кстати, этот цвет «шокирующим розовым». Интересное название, не правда ли?

Всем нам хорошо известно, что, благодаря устоявшимся стереотипам, женщине - водителю руль доверять опасно. Конечно, несправедливо, со стороны мужчин, но факт остается фактом. Мужчины, своим поведением, пытаются всячески доказать, что женщине за рулем - не место. Вот, в Швейцарии, например, мужчины припарковываются в местах, предназначенных специально для парковки женщин. Заметив такую дискриминацию, власти приняли решение отпугнуть мужчин. Чем, что же они сделали? Дали распоряжение выкрасить место «женской» парковки в розовый цвет и посадить, недалеко, цветник. А главной целью было то, чтобы, хоть как- то отпугнуть мужчин. Так что, помните, что розовый цвет - далеко не самый удачный вариант для знакомства с противоположным полом.

Чем полезен цвет «розовых очков»? Он улучшает пищеварение, снижает сердцебиение и частоту пульса, приводит в норму сон, намного улучшает аппетит. Это все - психология розового цвета.

Несмотря ни на что, розовый цвет и его оттенки, способен улучшать настроение. Убедимся в этом, исходя из результатов одного эксперимента. Власти Аурангабада (индийского города), буквально пару лет тому назад, решили перекрасить все дома и строения в городе в розовый цвет. Тем самым они хотели значительно улучшить настроение всем жителям города, которые устали терпеть преступность, «разгуливающую» в их окрестностях. Можно с уверенностью заявить, что, огромная сумма денег, которую выделили специально для эксперимента, была потрачена не зря: ожидания оправдались.

Розовый - последний светлый оттенок красного. Однако, розовому цвету удаётся сохранять активность красного, поэтому, в нём нет места ни злобе, ни ревности. Будьте осторожны при общении с людьми, любящими этот цвет: они очень обидчивы (но обиду прощают быстро).

Сиреневый цвет в психологии. В интерьере. Значение.


Что означает сиреневый цвет? Значение сиреневого цвета.

Для начала - психологический эксперимент.

Вы видите этот Круг? - Посмотрите в его центр. Задержите свой взгляд. Остановите свой взгляд в центре круга. Смотрите на перекрестие. Вы увидите, что Сиреневые точки исчезли. Остался зеленый маркер, бегающий по кругу окружности. Оторвите взгляд. Все стало на свои места. Это Психология зрительного мышления.

Сиреневый цвет в психологии - цвет светлого будущего, ностальгии и креативности. (В целом, любой оттенок фиолетового цвета, создает ощущение таинственности и загадочности). Выбирается, как правило, в подростковом возрасте. Это связано с тем, что сиреневый цвет является смесью синего цвета и красного (эта смесь двух начал - начала мужского и женского). Сиреневый цвет (как и фиолетовый) - основа цветотерапии. Еще он обозначает незрелость либо тщеславие.

Сиреневый - цвет новых начинаний и роста. Он - словно долгожданная весна после холодной и долгой зимы. Сиреневый является и цветом бдительности, относительно неиспользованных возможностей.

Психологи говорят, что сиреневый цвет обозначает сильную привязанность к вещам, людям и образу жизни. Именно по этой причине, люди, любящие этот цвет, очень тяжело переживают расставание. Для них это - «маленькая смерть».

Если вы любите этот цвет, то вы - чувствительная, творческая, утонченная, порой, инфантильная личность. Однако вас отличает и недоверчивость, скрытность, терпеливость и немногословность. Похвально то, что вы можете стойко переносить все неприятности, преподнесенные судьбой. Вы всегда готовы придти на помощь каждому, ничего не требуя взамен. Вы - отзывчивы и оптимистичны, но, всё же, склонны к депрессиям, из которых, кстати, выходите без посторонней помощи. Ваш «плюс» в том, что вы, не при каких обстоятельствах, ни в чем не вините судьбу.

Вы стремитесь быть нестандартным, совсем не похожим на других людей. Ваша цель - быть совершенством. Вы придерживаетесь такой точки зрения, что, абсолютно все тёмные жизненные стороны, при желании, можно игнорировать. Первое впечатление о человеке и его внешность - крайне важные параметры для вас. Вы - смекалисты, хоть и не отличаетесь тонким умом. Вы стремитесь обрести полную независимость. У вас есть талант создания уютной атмосферы и гармонии. Вы очень подвержены простудным заболеваниям.

Так как сиреневый цвет - «близкий родственник» фиолетового, то, люди, отдающие ему свое предпочтение, очень талантливы и уникальны. Они тянутся к тому, что безгранично и свободно. Сиреневый - их любимый цвет.

Сиреневый цвет живой, однако - безрадостный: он часто вызывает ощущение беспокойства. Если вам абсолютно не нравится данный цвет, вы - деловой человек. Вы терпеть не можете, когда человек «уходит» от прямого, важного разговора, поскольку сами предпочитаете быть прямолинейным. Ностальгия - не для вас: вы предпочитаете жить только настоящим. Вы не жалуете поверхностности как во внешнем виде, так и в поведении. Если вам что-то не нравится, вы, обязательно рассказываете об этом.

Сиреневый цвет в психологии человека - цвет стиля. Пронзительный, мистический и сильный. Однако, с ним весьма легко переборщить. Это всё потому, что, в природе и в домашнем обиходе, такой цвет встречается крайне редко (можно вспомнить сливы и виноград, но они - фиолетового цвета, а не именно сиреневого). Сиреневый цвет оказывает значительное влияние на духовное человеческое состояние: благодаря ему вы можете научиться «брать» из своего сознания силу (созидательную) и освободиться от глубинных страхов.

Сиреневый - своеобразное выражение идентификации, впечатлительности, увлеченности и любознательности. (От того, что он постоянно колеблется от синего к красному, от «спокойной» чувствительности до импульсивного желания).

Разбеленный сиреневый - цвет медитации. Здесь он означает спокойствие и уравновешенность, но, в то же время, этот цвет - далёкий, неземной и отчужденный.

«Скрывая» в своих глубинах красный и синий цвет, он действует, угнетающе, на нервную систему человека.

Сиреневый цвет, как и фиолетовый, это - будто охлажденный красный. В связи с этим, он «звучит» немного печально, погашено и болезненно. Его любят те, кто обладает достаточно неустойчивым характером. Сиреневый влияет на кровеносные сосуды, на психику и сердце.

Сиреневый цвет в интерьере. Сочетание цветов. Как же этот цвет правильно использовать в квартире, либо в помещениях, в которых вы находитесь? Ниже вы найдёте кое - какую интересную информацию относительно этого.

Итак, начнем, пожалуй, с вашего персонального кабинета. Здесь отлично подойдёт цвет баклажана (тот, что, скорее, ближе к фиолетовому). Сиреневый цвет очень подойдет вашей ванной комнате: он будет напоминать вам о букетах лаванды и сирени. Этот цвет несёт тепло, создаёт комфорт и настоящий уют.

В детской (для девочек) лучше всего использовать лаванду, поскольку, это - самый любимый цвет куклы Барби. В столовой и гостиной намного больше подойдет фиолетовый, чем сиреневый.

Кстати, полезно знать, что сиреневый очень хорошо сочетается с белым (в больших количествах), с жёлтым, оранжевым и золотистым (но и тут, главное, не перестараться, а то комната, просто- напросто, легко может превратиться в клоунаду).

Было время, когда, в Америке, сиреневый (и фиолетовый) цвет, в Америке, был совершенно непопулярен и его носили лишь престарелые дамы.

Тот, кто отклоняет фиолетовый цвет, склонен к эротике, боится потерять свое собственное «я». Эти люди - рациональны, умеют контролировать свою чувствительность.

«Сиреневый» - неповторим и не поддается влиянию. Он - привлекательный и обаятельный экстрасенс. Удивляет своей способностью быстро воплощать все мечты в реальность. Он терпеливый, игривый, воспринимает людей такими, какие они есть. Его «цель» - очаровывать окружающих. Он часто витает в облаках и любит строить «воздушные замки». В людях, в первую очередь, любитель сиреневого, ценит доброту, нежность и искренность. Если человек предпочитает тёмно - сиреневый - значит, это говорит о потребности в управлении своей жизнью.

Тёмно - сиреневый цвет объединяет мышление и тело. Он - цвет вдохновения, который свойственен творческим людям и целителям.

Самые лучшие профессии для «фиолетовых» людей - артисты, актёры, политики, критики.

Цвета влияют на здоровье и психологическое состояние человека. С помощью цветов можно менять настроение. Очень важны цветовые гаммы в одежде, т.к. при прямом контакте с телом, они непосредственно действуют на него.

Цветотерапия – что это

Цветотерапия, это лечение человека цветом. У каждого цвета есть своя частота, которая воздействует на нервную систему человеком. Зная свойства цветов, можно существенно улучшить состояние любого человека. Особенно важно знать влияние цветов при строительстве и ремонте помещений, а также при покупке одежды.

У женщин чувствительность к цветовым гаммам более сильная, чем у мужчин, поэтому цвета на них влияют сильнее.

Влияние цвета на человека

Цветотерапия известна с древних времён. Цвета могут возбуждать нервную систему или успокаивать её. Они могут воодушевлять или расслаблять, помогать быстрее уснуть или наоборот, активизировать нервную систему.

Каждый из цветов стимулирует разные участки мозга, которые отвечают за разные функции. Цвета могут из пессимиста сделать оптимиста и наоборот, если они постоянно будут находиться в соответствующих помещениях. Таким образом, можно оказывать влияние даже на характер человека.

Влияние белого цвета

Это символ чистоты, правды, невинности и Высших Божественных сил. Он создаёт торжественность, оказывает моральную поддержку, даёт заряд энергии и несёт умиротворение. Белый цвет способствует улучшению состояния при пасмурной погоде, поддерживает влажность кожи, участвует в работе эндокринной системы. Он помогает справиться с переживаниями, создаёт утончённость и элегантность. Этот цвет играет важную роль в цветотерапии.

Белый помогает убирать негативные энергии и настраиваться на чистое сознание. Он помогает расширять сознание и очищать его. У него есть выраженное антимикробное действие.

В тоже время, избыток в помещении белого цвета, может плохо сказаться на трудовой активности, он может давать чувство разочарования и опустошения.

Влияние чёрного цвета

Это неоднозначный цвет. Он символизирует нечистоту, смерть, переход в другой мир, печаль, скрытность, это символ тайны. В тоже время он успокаивает и снижает напряжение. Это символ большого потенциала и силы.

Чёрный цвет часто любят люди, которые непримиримы к внешним обстоятельствам, которые обладают большой информацией и скрывают её.

Этот цвет сочетает в себе спокойствие и шторм. В сочетании с другими цветами, чёрный раскрывает различные свойства.

Нижнее бельё чёрного цвета привлекает болезни и проблемы в судьбе, создаёт дисбаланс (т.к. не соответствует их цветам).

Влияние красного цвета

Красный цвет повышает активность, имеет возбуждающее свойство. Это тёплый цвет, который создаёт ощущение тепла, активизирует обмен веществ, повышает давление крови, стимулирует мозг.

Однако избыток красного или его продолжительное действие, после активизации и возбуждения, начинает угнетать, раздражать нервную систему и приводит к утомлению. Особенно быстро этот цвет вызывает раздражение у детей.

С одной стороны, это цвет жизни и огня, с другой стороны, это аспект гордыни и эгоизма. Это символ отваги и победы, борьбы и жестокости. Это животный цвет. По этому, красного цвета. Ведь она отвечает за животные качества человека.

Раздражительным и гневливым людям не рекомендован красный цвет.

Влияние коричневого цвета

Это цвет стабильности, уверенности, создаёт чувство защищённости. Обладает успокаивающим действием. Он показан нервным и беспокойным людям. Его применяют при лечении психических заболеваний.

Избыток коричневого может приводить к меланхолии, печали и депрессии.

Влияние розового цвета

Розовый цвет символизирует наивность, спокойствие и счастливую жизнь. Это символ сострадания и бескорыстия, доброты и романтики. Этот цвет разряжает обстановку и способствует примирению.

Избыток розового вызывает усталость и неудовлетворённость.

Влияние оранжевого цвета

Это цвет радости и веселья. Он создаёт хорошее настроение, разрушает преграды и даёт свободу действиям. Он хорошо влияет на . Его качества походят на красный цвет, но с отсутствием раздражающих эффектов. Это символ смелости и приключений, создаёт ощущение тепла.

Оранжевый цвет помогает восстанавливать в организме нарушенные связи. Его полезно использовать при болезнях костей, сухожилий и суставов. У него есть свойство восстанавливать гормональный баланс и вызывать чувство эйфории.

При избытке, оранжевый цвет может вызывать раздражение.

Влияние жёлтого цвета

Жёлтый цвет возбуждает аппетит. , связанная с пищеварением, также жёлтого цвета. Есть проблемы с желудком или пищеварением, ешьте из жёлтой посуды.

Этот цвет тонизирует нервную систему и активизирует умственные способности. Хорошо подходит при дизайне комнат для учеников.

Жёлтый цвет символизирует радость и тепло, благополучие и достаток. Он помогает проходить через трудности, даёт ясность мысли.

Жёлтый помогает при очищении организма и избавлении от шлаков и токсинов. Способствует обновлению и омоложению организма. Он стимулирует память, оказывает благоприятное действие при творчестве.

Влияние зелёного цвета

Это символ гармонии, спокойствия и равновесия, помогающий настроиться на природу. зелёного цвета. Этот цвет символизирует любовь и единение. Он используется в целительстве. На физическом уровне расширяет сосуды, способствует понижению давления, используется при заболевании печени, понижает головную боль, обладает болеутоляющим свойством. Зелёный цвет благоприятно влияет на нервную систему, помогает при бессоннице, хорошо влияет на концентрацию внимания, даёт отдых уму.

Иногда тёмные оттенки зелёного, могут приводить к депрессии.

Влияние голубого цвета

Голубой, это спокойствие и духовность. Это мир и покой, лёгкость и прохлада. Этот цвет снижает эмоциональную нагрузку, нервное напряжение и даёт чувство свежести.

Он успокаивает дыхание, способствует понижению кровяного давления и уменьшения мускульного напряжения.

Большое количество голубого создаёт ощущение холода.

Влияние синего цвета

Этот цвет помогает выйти на новый уровень восприятия и обладает успокаивающим действием. Он даёт доступ к новым мирам. Чакра

Влияние цвета на физиологию человека

Красный . Длина волны самая большая, поэтому его влияние максимально. Возбуждающий, согревающий, активный и энергичный цвет, проникает и активизирует все функции организма. Стимулирует нервные центры, заряжает энергией мышцы и печень. Используется для лечения ветряной оспы, некоторых кожных заболеваний. На короткое время увеличивает мышечное напряжение (допинг), повышает давление и ускоряет ритм дыхания. Можно подпитываться энергией красного при медитации, простудных заболеваниях, пневмонии, астме и т.д. Противопоказан полным людям, плохо воздействует на гипертоников, нервных людей, рыжеволосых. Не рекомендуется при воспалительных процессах, т.к. он еще больше их активизирует.

Является зодиакальным для овнов, львов, весов, скорпионов, стрельцов.

Оранжевый . Тонизирующий цвет. Действует в том же направлении, что и красный, но в меньшей степени, улучшает пищеварение, способствует омолаживанию, раскрепощению, укрепляет волю, освобождает от чувства подавленности. Укрепляет легочную ткань, обладает антиспазматическим свойством, улучшает кровообращение и цвет кожи, но избыток оранжевого может вызвать перегрев организма (т.е. он более тепловой чем красный).

Является зодиакальным для овнов, львов, близнецов, дев и весов.

Желтый . Тонизирующий цвет. Физиологически оптимальный. Наименее утомляющий, стимулирует зрение и нервную деятельность, активизирует двигательные центры, вызывает радостное настроение, генерирует энергию мышц, используется для лечения диабета, при нарушении пищеварения, для исправления косоглазия, косорукости. В лечебной практики медитация желтого стимулирует интеллектуальные способности, восполняет минеральный недостаток, снижает кислотность в организме.

Является зодиакальным для близнецов, дев, весов и львов.

Зеленый . Физиологически оптимален. Уменьшает кровяное давление, расширяет капилляры, успокаивает и облегчает мигрень, повышает мышечную работоспособность на долгое время. Воздействует противоположно красному.

"Говорят, тот, кто не любит зеленого (кому он не нравится), боится жизненных трудностей, его страшат превратности судьбы, и любые перемены в жизни. А тот, кто его предпочитает боится оказаться под чьим-то влиянием, постоянно самоутверждаясь. Люди, которым нравится зеленый цвет отличаются сильной волей, упрямством, настойчивостью, которые позволяют им преодолевать трудности жизни. Если вам по душе светлые зеленые тона, для вас характерна мягкость и нежность, вы энергичны, умеете сотрудничать и всегда прийти на помощь к ближнему, возможно в вас скрывается целитель". Гете

Зеленый цвет оказывает освежающее и одновременно успокаивающее действие на организм, проявляет антисептические свойства, рекомендуется при лечении нервной сердечно-сосудистой системы, астме, бессонницы.

Является зодиакальным для тельцов, раков, дев, стрельцов.

Голубой . Успокаивающий цвет, снижает мышечное напряжение, понижает кровяное давление, успокаивает пульс, замедляет ритм дыхания, понижает температуру тела, освежает, настраивает на терпение, снижает аппетит, успокаивает боль, обладает жаропонижающим антисептическим действием, помогает при бессоннице, нервных расстройствах.

Является зодиакальным для весов, рыб, стрельцов, козерогов, водолеев.

Синий . Успокаивающее действие переходит в угнетающее, способствует торможению функций физиологических систем человека, обладает антисептическими и бактерицидными свойствами, содействует росту, лечит отеки, ожоги, облысение, ревматизм, головную боль, воспаление глаз. Рекомендуется в терапии для эмоциональных и нервных людей. Длительное воздействие синего может вогнать в депрессию.

Является зодиакальным для весов, рыб, стрельцов, козерогов.

Фиолетовый . Соединяет эффект красного и синего. Производит угнетающее воздействие на нервную систему.

Рассмотрим рис.1

Пояснения к рисунку:

Тонизирующее воздействие

Успокаивающее.

Зеленый, как видно из рисунка занимает самое нейтральное положение.

Фиолетовый цвет, на самом деле, должен находиться как бы в стороне, т.к. он имеет угнетающее воздействие, а не успокаивающее как у Синего или Голубого.

Психологическое воздействие цвета

Глава из книги "Цветоведение" Миронова, 1984

Как видно из исторического обзора в первой части книги, психологический аспект восприятия цвета неразрывно связан с социально-культурным и эстетическим. Всякий отдельно взятый цвет или сочетание цветов может восприниматься человеком различно в зависимости от культурно-исторического контекста, от пространственного расположения цветового пятна, его формы и фактуры, от настроенности и культурного уровня зрителей и многих других факторов. Поэтому попытки составления "реестров" жестких соответствий между цветом и эмоциональным состоянием нельзя признать плодотворными. Значение данной проблемы для художников прикладных специальностей достаточно ясно. Ведь любое произведение прикладного искусства или дизайна - стены зданий, декоративные ткани, предметы убранства, одежда, машины и орудия труда - создает цветовую среду, так или иначе формирующую душевное состояние человека, влияющую на строй его мыслей и уровень работоспособности. Из всего комплекса вопросов, составляющих сложную проблему психологического воздействия цвета, для дизайнеров особенно актуальны вопросы физиологических реакциях человека на цвет и о цветовых ассоциациях. Изложим вкратце их суть. Все спектральные цвета тем или иным образом влияют на функциональные системы человека. Красный - возбуждающий, согревающий, активный, энергичный, проникающий, тепловой, активизирует все функции организма; используется для лечения ветряной оспы, скарлатины, кори и некоторых кожных заболеваний; на короткое время увеличивает мускульное напряжение, повышает кровяное давление, ускоряет ритм дыхания. Оранжевый - тонизирующий; действует в том же направлении, что и красный, но слабее; ускоряет пульсацию крови, улучшает пищеварение. Желтый (самый светлый в спектре) - тонизирующий, физиологически оптимальный, наименее утомляющий; стимулирует зрение и нервную деятельность. Зеленый (самый привычный для органа зрения) - физиологически оптимальный; уменьшает кровяное давление и расширяет капилляры; успокаивает и облегчает невралгии и мигрени; на продолжительное время повышает двигательно-мускульную работоспособность. Голубой - успокаивающий; снижает мускульное напряжение и кровяное давление, успокаивает пульс и замедляет ритм дыхания. Синий - успокаивающее действие переходит в угнетающее; способствует затормаживанию функций физиологических систем человека. Фиолетовый - соединяет эффект красного и синего цветов; производит угнетающее действие на нервную систему. Изучая этот список, можно заметить в нем интересную особенность - периодичность. Возбуждающее действие цвета как будто находится в периодической зависимости от длины волны. Функция возбуждающего действия может быть изображена в виде синусоиды. Длины волн излучения удобнее откладывать на горизонтальной оси в порядке убывания. Первый по счету цвет, красный, - самый возбуждающий. Но максимальной степени этого качества он достигает не в самом начале видимой области спектра, а несколько отступя от начала, т. е. там, где этот цвет приобретает максимальную для своего цветового тона яркость. Оранжевый и желтый - тонизирующие цвета, т. е. возбуждающее действие их умеренно, уменьшено количественно. Зеленый - физиологически нейтральный цвет, поскольку он является цветом биологической среды, из которой вышел человек. В голубом цвете уже явно ощущается успокаивающее действие, которое по мере перехода голубого к синему и фиолетовому возрастает. И наконец, фиолетовый цвет воздействует угнетающе. Однако, подходя от красного к фиолетовому концу, спектр стремится замкнуться. Крайности сходятся. В фиолетовом появляется что-то от красного, т. е. что-то возбуждающее. Пурпурным цветом, объединяющим в себе свойства красного и фиолетового, круг замыкается. Впервые эту закономерность заметил Ш. Ферри, о чем упомянул М. Дерибере в книге "Цвет в деятельности человека". Деятельность органа зрения может возбуждать и другие органы чувств: осязание, слух, вкус, обоняние. Цветовые ощущения могут также вызывать воспоминания и связанные с ними эмоции, образы, психические состояния. Всё это называют цветовыми ассоциациями. Цветовые ассоциации можно подразделить на несколько больших групп: физические, физиологические, этические, эмоциональные, географические и др. В пределах каждой группы содержатся более мелкие подразделения. Приведем примеры. Физические ассоциации: а) весовые (легкие, тяжелые, воздушные, давящие, невесомые,...); б) температурные (теплые, холодные, горячие, ледяные, жгучие,...); в) фактурные (мягкие, жесткие, гладкие, колючие, шершавые, сколь-зкие,...); г) акустические (тихие, громкие, глухие, звонкие, музыкальные,...); д) пространственные (выступающие, отступающие, глубокие, поверхно-стные,...). Эмоциональные ассоциации: а) позитивные (веселые, приятные, бодрые, оживленные, лирические,...); б) негативные (грустные, вялые, скучные, трагические, сентименталь-ные,...); в) нейтральные (спокойные, безразличные, уравновешенные,...). Этот список можно продолжить. Нетрудно видеть, что почти любое прилагательное нашей речи соответствует какому-нибудь цвету. Это свидетельствует о чрезвычайной широте и универсальности цветовых ассоциаций, об исключительно важном месте, которое они занимают в жизни человека независимо от того, осознает он это или нет. Путь образования цветовых ассоциаций подобен процессу образования условных рефлексов. Ощущения и эмоции, вызываемые каким-либо цветом, аналогичны ощущениям, связанным с предметом или явлением, постоянно окрашенным в данный цвет. Всякий читатель, по-видимому, может привести немало примеров из своего личного опыта, подтверждающих эту закономерность. Очевидно, различные цвета обладают неодинаковой способностью вызывать психические реакции. Для оценки этих различий введем понятие качества ассоциаций . К качествам могут быть отнесены: а) однозначность ощущения (т.е. определенность его, повторяемость при различных условиях для одного и того же индивидуума); б) интенсивность ощущения; в) устойчивость в пределах большой группы людей. Качества цветовых ассоциаций, а также эстетическая оценка цветов зависят как от объективных свойств самих цветов, так и от свойств воспринимающего субъекта. К объективным свойствам цвета относятся его чистота, светлота (яркость), форма цветового пятна, место и значение его в визуальной структуре, материал и фактура. Свойства воспринимающего субъекта можно подразделить на групповые и индивидуальные . К первым отнесем национальный фактор (раса, этническая группа), культурные традиции, классовую принадлежность. Ко вторым относятся возраст, пол, культурный уровень, образование, род деятельности, особенности нервно-психического склада субъекта. Многочисленные исследования (М. Сент-Джордж, Б. Райт, Л. Рейнватер, А. Купле, Р. Франсэ и др.), а также высказывания художников и поэтов позволяют сделать некоторые выводы относительно связи объективных свойств цвета с реакциями, которые они вызывают. 1. Чем чище и ярче цвет, тем определеннее, интенсивнее и устойчивее реакция. 2. Сложные, малонасыщенные, среднесветлые цвета вызывают весьма различные (неустойчивые) и относительно слабые реакции. 3. К наиболее однозначным ассоциациям относятся температурные, весовые и акустические (самые разные люди оценивают эти качества цвета в основном одинаково). 4. К наиболее неоднозначным ассоциациям относятся вкусовые, осязательные, обонятельные, эмоциональные, т. е. те, которые связаны с более интимными переживаниями и с деятельностью биологических органов чувств. Здесь даже близкие люди могут по-разному реагировать на одни и те же цвета. 5. Пурпурные цвета даже в чистом и ярком виде вызывают разные реакции. (Это можно объяснить двойственностью их природы.) 6. Желтые и зеленые цвета вызывают наибольшее разнообразие ассоциаций. (Это происходит потому, что в данной области спектра глаз различает наибольшее количество оттенков. В природе богаче всего представлены именно эти цвета. Каждый из оттенков желтого или зелено-го связывается в сознании с определенным предметом или явлением, отсюда и богатство ассоциаций.) Выше упоминалось о том, что одним из факторов, влияющих на эмоциональное переживание цвета, является форма предмета или пятна, несущего данный цвет. Говоря более общо, впечатление, производимое цветом, тесно связано с предметной структурой и, значит, зависит от всех ее качеств. Изучить закономерности этой связи - значит изучить историю искусства и культуры, так как невозможно сформулировать какие-либо общие теоретические положения в этой области вне конкретно-исторической ситуации. Все же имеются интересные попытки описания соответствий между эмоциями человека и комплексом пластических, звуковых и цветовых образов (по наблюдениям над нашими современниками). Одна из таких попыток принадлежит Дж. Ормсби Саймондсу в книге "Ландшафт и архитектура" ". Поскольку выводы Саймондса носят обобщающий характер и содержат ценные мысли для дизайнеров любого профиля, считаем возможным привести их здесь. Напряжение. Неустойчивые формы. Дробная композиция. Нелогичные сложности. Обширный ряд значений. Цветовой конфликт. Непрерывная интенсивность цвета. Зрительная неуравновешенность по отношению к линии или точке. Отсутствие точки, на которой может отдохнуть глаз. Жесткие, шероховатые или зазубренные поверхности. Незнакомые элементы. Резкий ослепляющий или вибрирующий свет. Резкие колебания температуры. Пронзительный, действующий на нервы, звук. Разрядка. Простота. Объем может меняться по размеру от интимного до грандиозного. Соответствие. Знакомые объекты и материалы. Плавные линии. Изгибающиеся формы и пространства. Явная конструктивная устойчивость. Горизонтальность. Приятные и удобные очертания. Мягкий свет. Успокаивающий звук. Объем, насыщенный спокойными цветами - белыми, серыми, синими, зелеными. Испуг. Ощущаемое ограничение. Очевидная западня. Отсутствие точек ориентации. Отсутствие средств, позволяющих оценить положение или масштаб. Скрытые зоны и пространства. Наклоненные, искаженные или разбитые плоскости. Нелогичные неустойчивые формы. Скользкая плоскость пола. Опасность. Незащищенные пустоты. Острые выступающие элементы. Искаженные пространства. Тусклость, темнота, мрачность. Бледный и трепещущий или же, наоборот, ослепляющий свет. Холодные синие, холодные зеленые тона. Ненормальный монохроматический цвет. Веселье. Свободные пространства. Гладкие, плавные формы и узоры. Возможность вихревого, мечущегося и петляющего движения. Движение и ритм, выраженные в сооружении. Отсутствие ограничений. Формы, цвета и символы, взывающие скорее к эмоциям, чем к интеллекту. Возможность театрализованности. Зачастую светлое яркое и стихийное, взятое в контрасте с тяжеловесным и темным. Теплые яркие цвета. Мимолетный, сверкающий, мерцающий свет. Веселые, бодрые звуки. Созерцание. Масштабность не имеет значения, так как субъект погрузится в глубины своего сознания. Все пространство может быть успокаивающим и скромным или же очень просторным и богато разукрашенным - лишь бы конструктивные формы не привлекали внимание. Отсутствие отвлекающих резких контрастов. Символы, если только они использованы, должны иметь отношение к теме созерцания. Пространство должно обеспечивать ощущение изолированности, уединения, отрешенности и покоя. Мягкий рассеянный свет. Спокойные нейтральные цвета. Низкие приглушенные потоки звуков, не воспринимаемые сознанием. Динамическое действие. Смелые формы. Мощный конструктивный ритм. Плоскости, поставленные под углом. Диагонали. Массивные материалы, такие, как камень, бетон, дерево или сталь. Грубые естественные поверхности. Крутая вертикаль. Явный композиционный центр. Концентрация внимания на фокусной точке действия - на трибуне, на точке сбора или на входных воротах, куда направлено общее движение. Движение, вызываемое динамичными линиями, движущимся светом и решительными изменениями формы, характера и звука. Сильные простые цвета. Возвышенное, духовное. Поражающий масштаб, который превосходит обычное человеческое представление и погружает входящего в огромное пространство. Высоко парящие формы в контрасте с низкими горизонтальными формами. Объем устроен так, чтобы держать человека как бы пригвожденным к обширной плоскости пола, в то время как взор и мысли стремятся вверх по вертикали. Ориентация вверх. Завершенный композиционный порядок, часто симметричный. Применение дорогих и капитальных материалов. Применение сдержанного белого. Если же применен цвет, то это холодные цвета, такие как сине-зеленые и фиолетовые. Недовольство. Раздражающая смена направлений и раскрытий. Зоны и пространства, не подходящие для предполагаемого использования. Помехи. Крайности. Несвоевременные затруднения. Отсутствие комфорта. Неприятная фактура. Неверное использование материалов. Нелогичность. Фальшь. Ненадежность. Утомительность. Крикливость. Скука. Беспорядок. Дисгармоничные цвета. Диссонирующие звуки. Неприятная температура или влажность. Неприятное качество света. Удовольствие. Пространство, формы, фактуры, цвета, символы, звуки, световые качества, явно подходящие к использованию пространства, каким бы оно ни было. Удовлетворение ожиданий, требований или желаний. Развитие последовательностей и их осуществление. Гармоничные соотношения. Единство при разнообразии. Возникающее в результате качество красоты. В художественной композиции программного характера (живопись, кино, сценография) эмоциональное восприятие цвета осложняется содержанием произведения. Здесь правомернее говорить об амбивалентности психологического воздействия цвета, чем в тех случаях, когда цвет взят изолированно или в неизобразительной структуре. Но интересен тот факт, что конкретная ситуация картины изменяет эмоциональное звучание данного цвета не как угодно , а только на прямо противоположное общепринятому. Например, насыщенный спектральный желтый - безусловно, веселый и жизнерадостный цвет. Но в картине Ван Гога "Ночное кафе" этот цвет подчеркивает настроение отчаяния и тоски. Ясное, безоблачное голубое небо обычно внушает человеку ясное и безмятежное настроение, однако в картинах С. Дали или Д. Кирико чистое небо еще более углубляет чувство ужаса или омерзения, внушаемое композицией в целом. С. Эйзенштейн в связи с работой над цветным кино исследовал вопрос об "абсолютных" соответствиях звука и цвета. Он пришел к выводу, что "в искусстве решают не абсолютные соответствия, а произвольно образные , которые диктуются образной системой того или иного произведения. Здесь дело никогда не решается и никогда не решится непреложным каталогом цветосимволов, но эмоциональная осмысленность и действенность цвета будет возникать всегда в порядке живого становления цветообразной стороны произведения, в самом процессе формирования этого образа, в живом движении произведения в целом ". С этим выводом нельзя не согласиться. Все сказанное истинно, за исключением слова "произвольно". Художник "окрашивает" образ не произвольно, он считается с традиционным значением цвета и подчиняется ему или дает свое, противоположное значение. Вслед за приведенным абзацем С. Эйзенштейн описывает пример из своей практики, подтверждающий именно такой обусловленный подход к цветовому решению: "Достаточно сличить тему белого и черного цвета в фильмах "Старое и новое" и "Александр Невский". В первом случае с черным цветом связывалось реакционное, преступное и отсталое, а с белым - радость, жизнь, новые формы хозяйствования. Во втором случае на долю белого цвета с рыцарскими облачениями выпадали темы жестокости, злодейства, смерти (это очень удивило за границей и было отмечено иностранной прессой); черный цвет вместе с русскими войсками нес положительную тему - геройства и патриотизма". Такая перестановка черного и белого не противоречит обычной символике этих цветов: в России, например, цвет траура - черный, но погребальный саван - белый; в Японии и Индии цвет траура - белый; враги Советской власти во время гражданской войны назывались "белыми", хотя дела их были черными. Было бы более удивительно и, вероятно, никем не понято, если бы Эйзенштейн заменил, например, черный желто-зеленым, а белый - серым. При проектировании окраски любой вещи, предназначенной для человека, и в особенности для его индивидуального пользования, необходимо учитывать цветовые предпочтения . Зарубежные ученые (Р. Франсэ, М. Сент-Джордж, В. Уолтон и др.) в результате многочисленных исследований пришли к выводу, что существует биологическая врожденность предпочтений цветов. Так, дети в возрасте до одного года независимо от расы и места проживания обнаруживают одинаковые предпочтения: красный, оранжевый и желтый они предпочитают зеленому, голубому и фиолетовому. Среди подростков и взрослых цвета по своей популярности распределяются следующим образом: голубой, зеленый, красный, желтый, оранжевый, фиолетовый, белый. В книге Р. Франсэ "Психология эстетики" говорится, что "на такое ранжирование лишь незначительное влияние оказывает художественное образование, различие в поле, принадлежность к разным расам и культурам". Цветовые предпочтения, так же как и ассоциации, обусловлены множеством факторов. Обычно следует учитывать предпочтения не только отдельных цветов, но и сочетаний. При этом не последнюю роль играет предмет - носитель цвета. Оценка цвета самого по себе может как угодно отличаться от оценки его в конкретной ситуации. Поэтому данные лабораторных исследований цветовых предпочтений не могут служить единственным основанием для разработки цветовой композиции объекта, даже если говорить о ее элементарных эстетических качествах. Более верным, хотя и более сложным способом изучения цветовых предпочтений может служить исследование художественного творчества , например декоративно-прикладного искусства, самодеятельной живописи и графики той или иной социальной группы людей. В этих областях цветовые симпатии проявляются достаточно непосредственно, и в то же время всякий цвет включен в композицию, связан с материалом и фактурой, т. е. на этих объектах можно изучать не препарированный, а живой цвет, в процессе его собственной жизни и взаимодействия с человеком. Полную картину цветовых предпочтений можно получить только на основании изучения истории искусства данного народа. Но человек - существо не только социальное, его деятельность обусловлена также факторами физиологического порядка, а его психические реакции - состоянием нервной системы. Поэтому цветовые предпочтения в известной мере зависят от физиологических свойств организма. Исследуя психофизиологические реакции человека на цвет, можно выявить некоторые общие закономерности цветовых предпочтений. Такой метод может быть полезен как дополнение к методу историческому. С точки зрения физиологического воздействия все цвета и их сочетания можно разделить на две основные группы: А. Простые, чистые, яркие цвета. Контрастные сочетания. Б. Сложные, малонасыщенные цвета (разбеленные, ломаные, зачернен-ные), а также ахроматические. Нюансные сочетания. Цвета группы "А" действуют как сильные, активные раздражители. Они удовлетворяют потребностям людей со здоровой, неутомленной нервной системой. К таким субъектам относятся дети, подростки, молодежь, крестьяне, люди физического труда, люди, обладающие кипучим темпераментом и открытой, прямой натурой. И действительно, цвета и сочетания такого типа мы встречаем в следующих случаях: в детском художественном творчестве; в молодежной моде на одежду; в декоративно-прикладном искусстве народов всего земного шара; в самодеятельном "городском фольклоре", творцы которого - люди неинтеллигентного труда; в искусстве художников-революционеров XX в., ломающих каноны (Матисс, Корбюзье, Леже, Маяковский). Цвета группы "Б" скорее успокаивают, чем возбуждают; они вызывают сложные, неоднозначные эмоции, нуждаются в более длительном созерцании для их восприятия, удовлетворяют потребность в тонких и изысканных ощущениях, а такая потребность возникает у субъектов достаточно высокого культурного уровня. По всем этим причинам цвета группы "Б" предпочитаются людьми среднего и пожилого возраста, интеллигентного труда, людьми с утомленной и тонко организованной нервной системой. Цвета и сочетания данного типа встречаются в следующих случаях: в европейском костюме для среднего и пожилого возраста; в интерьере жилищ городской интеллигенции; в живописи и прикладном искусстве классов, уходящих с исторической арены (XVIII в.- рококо, XIX и XX вв.-модерн); в современной проектной графике и окраске подавляющего большинства архитектурных объектов и т. д. Закономерная картина цветовых предпочтений может временно нарушаться колебаниями моды. Часто в одной и той же культуре сосуществуют противоположные типы колорита, удовлетворяя одного и того же потребителя. Таким образом, проблема цветовых предпочтений сложна и нуждается во вдумчивом и дифференцированном подходе. Интересное для художника явление представляют собой цветовые синестезии. Слово "синестезия" означает "соощущение". Это такое явление, когда органы чувств возбуждаются неадекватными раздражителями. Например, при звуках музыки возникают ощущения цветов или при наблюдении цвета представляются какие-либо звуки, осязательные, вкусовые ощущения и т. д. "Синестетическое чувствование" было знакомо людям тонкой психической организации, по-видимому, во все времена. Вот как ощущали мир японские поэты: Сумрак над морем. Лишь крики диких уток вдали Смутно белеют. Мацуо Басе Льют майские дожди. И ветер в листьях сливы Свежо зазеленел. Саймаро Иоганн Вольфганг Гете чувствовал "фактуру" цвета и его "вкус": "Я ничего не имею против допущения, что цвет можно даже осязать; этим его собственное своеобразие только еще больше обнаруживалось бы. На вкус цвет тоже различим. Синий будет иметь щелочной, желто-красный - кислый вкус. Все проявления действительности родственны". Цветовые синестезии культивировались в искусстве романтического направления во второй половине XIX в. и несколько позже в музыке и поэзии символистов. Французский поэт Артюр Рембо (1854-1891) прославился своим сонетом "Гласные": А - черный, белый - Е; И - красный; У - зеленый; О - синий; тайну их скажу я в свой черед". Немецкий романтик А. В. Шлегель (1767-1845) также ощущал "окраску" звуков: "А - соответствует светлому, ясному, красному и означает молодость, дружбу и сияние. И - отвечает небесно-голубому, символизируя любовь и искренность. О - пурпурное, Ю - фиолетовое, У - ультрамарин". Чрезвычайно богата цветозвуковыми образами поэзия А. Блока, А. Белого, С. Есенина, К. Бальмонта, В. Хлебникова. Многие музыканты и композиторы обладают "цветным слухом". Замечательный русский композитор А. Н. Скрябин в своей музыкальной поэме "Прометей" написал "партию света" (т.е. световое сопровождение музыки). Н. А. Римский-Корсаков говорил, что "диезные строи в нем вызывают представления цветов, а бемольные... рисуют настроения или же большую или меньшую степень тепла..." Среди живописцев, остро чувствовавших цветомузыкальные соответствия, можно назвать Д. Уистлера, М. Чюрлениса, А. Лентулова, В. Кандинского. В книге "О духовном в искусстве" В. Кандинский подробно описывает свои цветомузыкальные синестезии. Вот некоторые из них: "Светло-тепло-красное... напоминает звук фанфар, причем труба как бы призвучит - упрямый, навязчивый, сильный тон... Киноварь звучит подобно трубе и может быть поставлена в параллель с сильными барабанными ударами... Звучание (оранжевой)... подобно однотонно звучащему среднему колоколу, сильному альту как человеческому, так и струнному... Фиолетовое... звучит несколько болезненно, как нечто погашенное и печальное... Оно подобно звуку английского рожка, свирели и в глубине вообще глубоким тонам деревянных инструментов, как фагот". Природу синестезии исследовали многие ученые. Одни предполагали, что в основе ее может лежать взаимное индуцирование возбуждений между слуховыми, зрительными или обонятельными волокнами в мозгу, в местах их близкого расположения. Другие видели в ней обычную "ассоциацию идей" (А. Бинэ). Третьи считают синестезию признаком атавизма, проявлением первобытного синкретизма ощущений (М. Нордау).



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама