THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Акция «Тотальный диктант» проходит уже не первый год, но почему-то только сейчас стала прирастать своим собственным словарем. Этой весной (а может, я просто раньше не замечала?) появилось слово «диктатор» в значении «диктующий». О том, что она будет московским диктатором, с гордостью сообщила в своем блоге Тина Канделаки. А один из сайтов города Орска — диктант же повсеместный, тотальный — дополнил образ этого существительного, отметив, что «читает текст VIP-диктатор М. Козлов (художественный руководитель Орского драматического театра)».

Всплывают и заголовки типа «Тоталитаризм мирового масштаба», и упоминание , которые обычно негодуют, а тут рады.

И этот образ диктата вместо диктанта так нравится авторам метафор и каламбуров, вызывает у них такое упоение и веселье, что лишний раз подтверждает мои предположения о том, что .

Но это я просто об образах, которые мне кажутся во многом говорящими.

Если же о сути, то почему бы, опираясь на политические метафоры — диктатор, тоталитаризм, не пойти дальше и не попросить придумать и продиктовать свои тексты известных политиков (учитывая то, что многие из них и так с успехом этим занимаются).

Мне было бы интересно послушать текст, который написал бы и продиктовал Владимир Путин (он, вероятно, попал бы в категорию «вип-диктаторов»). Написание каких слов его бы заинтересовало? Нерешительное «не» с разными частями речи (вряд ли)? Или двойные согласные, дающие ощущение стабильности? Может быть, он бы заинтересовался идеей чередования, воплощение которой ему хорошо удалось на практике? Пунктуация была бы тоже интересна. Предпочел бы он другим знакам агрессивное тире? Или, может быть, диктовал бы слушателям такие длинные предложения, которые пишешь-пишешь, а конца не видно. Наконец, стал бы он проверять нас на знание спецификой лексики и фразеологии? Например, как правильно расставить знаки препинания в предложении: «Шило в стенку (...) и на боковую?» Или как пишется слово «ук...нтр...пупить»? А правило чередования гласных в корнях «рост/раст» можно было продемонстрировать фразой о том, что «ничего не выр...стет».

Или вот Дмитрий Медведев, у которого скоро как раз может появиться время на текст диктанта. Почему бы нет? Будут ли выбранные им орфограммы и пунктограммы отражать суть его правления и его фигуры? Напористое тире или интеллигентное двоеточие? Жесткая точка или безвольная точка с запятой? Вероятно, он захочет проверить нас на знание заимствованной лексики. После его диктанта мы наверняка узнаем, склоняется ли Твиттер и как пишется Ф...йсбук: через «е» или через «э».

В тексте Владимира Жириновского наверняка было бы много восклицательных знаков и такое эмоциональное нагромождение придаточных, что он сам бы в них запутался, читая.

Текст, к примеру, Бориса Грызлова написать было бы легко: одни короткие предложения и ничего лишнего.

Хорошие диктаторы, кстати, вышли бы из оппозиционеров: они уже привыкли повторять призывы на митингах по три раза. Интересно было бы написать «диктант от Алексея Навального». Я не шучу!

Если серьезно, и выбранный (написанный самостоятельно) текст, и слова, структура предложений в нем действительно многое могут сказать об исполнителе. Я пишу об этом не просто для того, чтобы развернуть метафору диктата, с которой начала колонку.

«Тотальный диктант» направлен на, извините за канцелярит, повышение уровня грамотности. Дело-то это хорошее, но, как мне кажется, наша неграмотность заключается не только в том, что мы не умеем писать слово «вообще» или «в общем», которые актер Максим Виторган. Наша неграмотность — в общей нелюбви к тексту, в неспособности видеть его образ и хоть чуточку анализировать то, что за этим образом стоит. Потому-то мы часто не отличаем правды от вранья, пошлости от тонкости, интеллигентности от вульгарщины. Кстати, об . Мне кажется, что новый интеллигент — это тот, кто тонко чувствует ткань текста. В этом и есть грамотность.

Атмосфера общей (тотальной?) нелюбви к тексту и порождает «чудовищ» орфографии и пунктуации. Образ слова потерян, и места, где пропущены буквы, заполняются тем, что попадется под руку. Я не знаю, чья тут вина. И школы, и системы преподавания языка в целом, и просто нашего специфического отношения к слову, в котором чувствуется какая-то обреченность и отсутствие будущего (зря его, согласно пословицам, и «не поймаешь», и «не вырубишь топором»).

Мне бы хотелось, чтобы любви к тексту стало чуть больше, и она не ограничивалась массовыми перепостами тестов на знание школьных правил в Фейсбуке («Ура, у меня 14 из 14!»).

Просто подумайте об этом, когда пойдете писать «Тотальный диктант».

Напоминаю, что в Москве диктант в этом году пройдет сразу в четырех местах: на факультете журналистики МГУ, в Российской государственной библиотеке для молодежи, Московской высшей школе социальных и экономических наук и на факультете иностранных языков и регионоведения МГУ. Вход по спискам, так что не забудьте зарегистрироваться. Сделать это можно на сайте

Как написать Тотальный диктант на пятерку, «опасные» слова, которые будут в тексте и советы от отличников - читайте гайд от журналистов Likes

Для всех любителей великого и могучего, скучающих по школьным урокам или стремящихся поддерживать свою грамотность на должном уровне спешим сообщить: 14 апреля в 13:00 в Уфе пройдёт Тотальный диктант.

Нет-нет, не нужно доставать двойные листочки, акция добровольная, бесплатная и пропагандирует только любовь к языку. Всероссийская, (почти всемирная) проверка грамотности ежегодно собирает тысячи желающих людей из разных городов и стран, которые пишут Тотальный диктант по русскому языку.

Традиционно акция проходит в одно и то же время с поправкой на часовые пояса, а оригинальный, прежде не публиковавшийся текст к Тотальному диктанту пишет специально приглашённый для этой цели известный писатель. В этом году выбор пал на Гузель Яхину, автора нашумевшей книги «Зулейха открывает глаза». По словам писательницы, текст будет посвящён одному дню из жизни деревенского учителя словесности по фамилии Бах.

Кто участвует

Если вы читаете эту статью и умеете писать под диктовку – добро пожаловать на Тотальный диктант. Никакой дискриминации, ограничений или специального разделения: диктант может написать любой желающий независимо от возраста, пола, образования, религии, профессии или интересов.

Как принять участие

Написать Тотальный диктант можно 2 способами:

В Уфе местом проведения акции станут 27 площадок для Тотального диктанта и 2 для TruD – специального теста для людей, изучающих русский язык как иностранный. Среди приглашённых чтецов (ещё их называют диктаторами) – профессора, учителя и медийные личности.

Если вам не с кем оставить ребёнка, а проверить грамотность очень хочется – приезжайте на площадки, где можно оставить своё чадо: пока вы пишете диктант, его займут аниматоры и воспитатели.

Если у вас нет возможности приехать на одну из площадок, не спешите огорчаться: диктант можно написать онлайн на сайте . Трансляции будут доступны в 8:00, 11:00 и 14:00 по московскому времени. Подключиться к любому из эфиров, написать диктант в специальном окошке и нажать кнопку «проверить» – оценка появится в личном кабинете через некоторое время.

В обоих случаях нужна регистрация на официальном сайте, она открыта с 4 апреля. Зайти на сайт, открыть страницу с городом Уфа , выбрать подходящую для вас площадку, нажать кнопку «зарегистрироваться» и следовать простым инструкциям.

Узнать свой результат можно будет также на сайте: ввести ФИО и кодовое слово (как на бланке, который дадут на самом диктанте). Каждую работу проверяют филологи, а анализ ошибок участников помогает в написании научных работ в области современного русского языка. Система оценок – как в школе, можно увидеть на картинке.


Как подготовиться к диктанту

Те, кто знаком с акцией не первый год, давно в курсе: Тотальному диктанту предшествуют курсы. Как и сама акция, они бесплатны, добровольны и проводятся раз в неделю для всех желающих освежить в памяти правила языка. В 2018-м курсы проходили по средам с 21 февраля, последний «урок» – в прошлую среду 4 апреля в 18:30 в научной библиотеке БГМУ.

Несмотря на то, что до диктанта несколько дней, выход есть.

Даже за такой небольшой срок можно повысить свою грамотность.

Всё на том же официальном сайте Тотального диктанта любому желающему доступны материалы очных курсов плюс онлайн-школа . Помимо подробного разбора правил, представлены и Тотальные тексты прошлых лет, включая и TruD – для людей, изучающих русский язык как иностранный. Вкупе с повтором правил можно ознакомиться с диктантами, проанализировать сложные места и частые ошибки.

А этот пункт для очень ленивых и занятых. Какие основные правила нужно повторить (или пробежаться глазами)?

правописание гласных;
«не» и «ни» с частями речи;
одну и две «н»;
производные предлоги;
знаки препинания: обособление и выделение оборотов;
оформление прямой речи и цитат (самая частая ошибка!).

Бонусы для читающих

Если вы дочитали до этого места, получайте небольшой подарок: сложные слова, которые встретятся в тексте в этом году.

Наличник, палисадник, декламировать, зенит, сомнамбула, циферблат, шалопай, лоханка, вперемешку, вперемежку.

Советы от опытных «тотальщиков» сводятся к, казалось бы, очень простым правилам – больше читать и любить русский язык.

Ещё можно начать писать самому (если вы никогда не) – в стол, в блоги, на стикере на холодильник. Но старый как мир универсальный рецепт – по возможности как можно чаще читать художественную литературу. Рецепт один, а плюсов множество: расширение словарного запаса, тренировка внимательности, памяти, богатая речь и, главное, грамотный язык.

В чём смысл?

Проверить свою грамотность. Тотальный диктант – это не очередной способ вспомнить школьные годы и развесить ярлыки (отличник, троечник и неудачник). Полученная пятёрка, четвёрка, тройка – не клеймо, а адекватный способ оценить свои возможности, чтобы стать лучше и выяснить, над чем работать. Для кого-то это способ разбудить в себе спящий интерес к русскому языку, для другого – погладить себя по голове и укрепить собственные знания.

Ни пряников, ни золотых медалей и аплодисментов за пятёрки, просто ещё один способ убедиться в том, что это не просто нормально, нужно, можно и важно, быть грамотным – это модно.

Советы для новичков

Лидия Германова: Просто идите как на приключение! Не думайте о результатах, просто вспомните свои школьные годы, впадите в детство. Почитайте за недельку любимую книжку, потом мозг обязательно вспомнит именно те слова, которые вам нужны!

Денис Ямгулов: Мой совет – не повторять правила русского языка, тем более хаотично, тем более накануне диктанта. Расслабиться и не нагнетать важность, это просто оценка. Запастись терпением в ожидании результатов и не ругать себя в случае чего. Больше читать в обычной жизни. Всё.

Айгуль Давлетова: Приходить пораньше, чтобы занять место поближе. Счастливая ручка знаний не прибавит, да и правила все не перечитаешь. Но если человек идёт именно писать на результат, то имеет смысл сходить на курсы подготовки, их начинают вести месяца за два.

В эти выходные 150 тысяч человек добровольно написали тотальный диктант. Акция в очередной раз вызвала колоссальный интерес: люди в свой выходной день, несмотря на непогоду и местонахождение, нашли возможность проверить свою грамотность. Корреспондент «Мела» Татьяна Волошко тоже прошла это испытание на площадке НИТУ «МИСиС».

Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

В этом году автором текста «Тотального диктанта» стал детский писатель Андрей Усачев. Правда, он не писал его специально для акции. Были выбраны и специально усложнены три отрывка из его произведения «Этот древний-древний-древний мир!»: «Вкратце об истории театра», «Вкратце об истории письменности», «Вкратце об истории Олимпийских игр». Как понятно из названия, текст о Греции, шумерах, Атлантиде, античном театре, письменности и Олимпийских играх. Сам Андрей Усачев диктовал свой текст в Новосибирском государственном университете, в городе, где в 2004 году и зародился «Тотальный диктант».

Тотальный диктант в НИТУ «МИСиС»

Участникам, которые выбрали для прохождения диктанта площадку НИТУ «МИСиС» досталась часть, посвященная Олимпийским играм. В ней было 289 слов.

Алевтина Черникова ,

Ректор НИТУ «МИСиС»

НИТУ «МИСиС» - один из ведущих технологических университетов страны, при этом мы уделяем огромное внимание всестороннему развитию наших студентов. Поэтому «Тотальный диктант» очень значимое для нас мероприятие. Я убеждена, что человек с университетским образованием должен знать свою историю, родной язык, грамотно писать. В дополнение к базовым программам подготовки мы организуем лекции и мастер-классы по ораторскому мастерству, истории искусств, персональной эффективности. В 2015 году мы создали Национальный центр изучения русского языка как иностранного для студентов из стран дальнего зарубежья и как неродного для студентов из стран СНГ.

«Диктаторы» (диктующих текст с легкой иронией называют именно так) - телеведущий и главный редактор журнала «ОК» Вадим Верник, актриса Ольга Зубкова, ведущий Александр Белоногов (больше известный как «Александр Анатольевич»), а также журналист и филолог Марина Королева. Проверить свои знания на одной только площадке НИТУ «МИСиС» собрались 412 человек. Больше половины студенты и ученики старших классов, остальные участники - люди среднего и старшего возраста. Для многих из них участие в тотальном диктанте за 11 лет стало уже традиционным.

Процедура проведения диктанта

Подготовительный этап

Продолжительность диктанта - примерно один час. При входе на площадку участники получают бланки для написания диктанта. Можно писать как под своим именем, так и под псевдонимом. Главное, не забыть внесенные данные и кодовое слово, чтобы узнать результат после проверки. Перед началом диктанта присутствующий в аудитории филолог напоминает только одно сложное правило, которое встретится в тексте.

Диктант

Звучит первое прочтение текста в исполнении автора (в записи).

Звучит второе прочтение текста в исполнении ведущего диктанта; он читает предложение целиком, затем диктует его по частям и снова целиком. Так - каждое предложение.

Заключительный этап

По окончании диктанта текст в быстром темпе прочитывается ведущим еще раз. Перед сбором бланков участникам дается время для финальной самопроверки.

По мнению большинства, в этом году диктант был сложным: со множеством спорных знаков препинания и непростыми лексическими единицами. Трудно предположить, будут ли среди написавших отличники. Но то, что сам процесс проверки знаний подобным способом доставил участникам массу удовольствия, - однозначно. Было не скучно.

Вадим Верник ,

Телеведущий, главный редактор журнала «ОК»

Я очень рад, что приглашен в качестве диктатора. Хотя, признаюсь, мне больше нравится слово «диктор». Не мог себе представить, что в этот дождливый и холодный день столько людей придет проверить себя на знание русского языка. Текст я, конечно, читал. Мне сложно сказать, насколько он сложный, потому что у меня врожденная грамотность. В те редкие моменты, когда я сомневаюсь в написании каких-то сложных слов, я пишу их на полях, смотрю как бы «со стороны» и сразу понимаю, смущает меня что-то или нет.

Ольга Зубкова ,

Актриса театра и кино

Текст я прочитывала несколько раз. Мне кажется, он сложен лишь в отношении пунктуации. Однако затрудняюсь сказать, написала бы я его сама на пятерку. Тем не менее верю, что пятерки будут. Я старалась читать внятно, выразительно и не вводить в заблуждение людей, которые мне доверили эту миссию. От того, как диктатор воспроизводит текст, может зависеть и результат.

Александр Белоногов ,

Теле- и радиоведущий

На мой взгляд, текст был не слишком сложный. Думаю, я бы справился с ним на «отлично». В моей аудитории в основном были студенты и лишь 10% людей около 60 лет. И, надо сказать, эти два поколения вели себя по-разному. Все-таки людей «того времени» отличает удивительная сдержанность, деликатность и соответствующее моменту поведение. Молодежь часто переспрашивала, просила повторить, опережая мои и без того запланированные повторы. Но я одинаково благодарен и тем и другим за неравнодушное отношение к родному языку. Признаюсь, я старался интонировать так, чтобы людям было легче расставить знаки препинания.

Сейчас идет проверка работ, но уже 20 апреля каждый из участвующих сможет узнать свои результаты на сайте . У тех, кто не смог участвовать в акции 16 апреля, есть возможность сделать это сегодня или в следующем году.

В этом году «Тотальный диктант» пройдёт в 552 городах. Количество стран, присоединившихся к акции, достигло 52. Список мест проведения диктанта можно посмотреть на сайте.

В этом году написать диктант можно будет прямо в окне браузера во время онлайн-трансляции на сайте проекта и сразу же получить оценку. В результатах будут указаны и допущенные ошибки, и варианты корректного написания. Критерии оценки составлены экспертной комиссией «Тотального диктанта» во главе с доктором филологических наук, профессором НГУ Натальей Кошкарёвой .

В 2014 году акция прошла в 352 городах России и мира, охватив 47 стран, её участниками стали более 64 тысяч человек.

Когда состоится написание диктанта в Москве?

Начало проведения акции в столице — 15:00.

Диктант стартует одновременно на всех площадках столицы, всего в этом году их будет открыто более 100.

Кто и где будет читать диктант?

В Москве:

— телеведущий и журналист Владимир Познер (РГБ «Дом Пашкова», ул. Воздвиженка, д. 3/5, стр. 1 (вход со стороны Староваганьковского переулка),

— диктор Центрального телевидения Гостелерадио СССР Игорь Кириллов (Московская высшая школа социальных и экономических наук, пр-т Вернадского, 82, корп. 6, зал №3),

В Санкт-Петербурге:

Впервые в истории проекта диктант в Санкт-Петербурге прочитает робот. Машину с синтезированным человеческим голосом зовут Владимир .

Кроме робота, текст в Петербурге прочитают актёр Сергей Мигицко (РГПУ им. Герцена), актриса Анастасия Мельникова (Российская национальная библиотека), Dj Feel (Университет ИТМО), актёры театра и кино Борис Смолкин (Пространство ChangeLab), Сергей Барковский (Городская публичная библиотека им. В. В. Маяковского), Наталья Дмитриева (СПбГУАП), Елена Соловьёва (СПбГУАП), Евгений Дятлов (РГПУ им. Герцена). Также диктант зачитают писатель Андрей Кивинов (Центральная библиотека Красносельского района), публицист Валерий Воскобойников (Информационный центр по атомной энергии в Санкт-Петербурге), спортивный комментатор Кирилл Набутов (СПбГЭУ) и «Терем-квартет» в полном составе (СПбГЭУ).

В Новосибирске:

На родине «Тотального диктанта», в Новосибирском государственном университете, текст продиктует российский прозаик Евгений Водолазкин.

Кто автор текста диктанта?

Автором текста «Тотального диктанта» стал учёный-филолог, сотрудник Пушкинского дома Евгений Водолазкин . Широкой публике он известен как автор исторического романа «Лавр», которому в 2013 году досталась премия «Большая книга».

Для акции «Тотальный диктант» Водолазкин написал текст «Волшебный фонарь», тема которого — быт России начала XX века.

Кто был автором диктанта в предыдущие годы?

Как правило, текст для диктанта пишут известные писатели: в 2010 году автором был Борис Стругацкий , в 2011 году — Дмитрий Быков , в 2012 — Захар Прилепин , в 2013 — Дина Рубина , а в 2014 — Алексей Иванов .

Кто придумал «Тотальный диктант»?

Идея добровольного диктанта родилась в начале 2000-х годов в студенческом клубе «Глум-клуб» Новосибирского университета. Организаторы акции таким образом хотели пробудить интерес к повышению грамотности среди населения.

Кто может принять участие?

Принять участие в акции может любой желающий.

Чтобы попасть на «Тотальный диктант», вам следует:

  • Зарегистрироваться на сайте .
  • Выбрать подходящую площадку.
  • Уведомить организаторов о том, что вы пойдёте на эту площадку, нажав кнопку «Я пойду» (для открытых площадок) или «Зарегистрироваться» (для площадок с предварительной регистрацией).
  • Прийти на выбранную площадку примерно за 15 минут до начала диктанта.

Для участия в акции не понадобятся ни паспорт, ни какие-либо другие документы. Человек при желании может сохранить анонимность.

Как узнать результаты «Тотального диктанта»?

После завершения проверки работ результаты загружаются на сайт.

Чтобы узнать свой результат, нужно:

  • зайти на портал (воспользовавшись кнопкой в правом верхнем углу);
  • кликнуть на имя пользователя в правом верхнем углу;
  • заполнить анкету и нажать «Далее»;
  • выбрать город и площадку, ввести ФИО (или псевдоним) и кодовое слово.

В каких словах чаще всего ошибались при написании «Тотального диктанта»,

В этом году автором текста "Тотального диктанта" стала Гузель Яхина. Казанская писательница стала известна несколько лет назад после публикации своего первого романа "Зулейха открывает глаза" о раскулачивании 1930-х годов.

Для Тотального диктанта она подготовила три отрывка, называющиеся "Утро", "День" и "Вечер". Они войдут в следующий роман Гузель Яхиной, "Дети мои", который будет рассказывать о поволжских немцах.

Получив сообщение с предложением стать автором "Тотального диктанта", Гузель Яхина не раздумывала ни минуты. "Я согласилась сразу же, - говорит она. - Конечно, сначала чувство ответственности немного придавило: все-таки двести тысяч человек, которые пишут под диктовку твой текст, - это очень много. "Тотальный диктант" родился как маленькая локальная акция в Новосибирске. За эти 14 лет он развился и превратился в мощное международное движение. Его пишут на всех континентах, включая даже Антарктиду.

Часть 1. Утро

Каждое утро, еще при свете звезд, Якоб Иванович Бах просыпался и, лежа под толстой стеганой периной утиного пуха, слушал мир. Тихие нестройные звуки текущей где-то вокруг него и поверх него чужой жизни успокаивали. Гуляли по крышам ветры – зимой тяжелые, густо замеша/енные со снегом и ледяной крупой, весной упругие, дышащие влагой и небесным электричеством, летомвялые, сухие, вперемешку с пылью и легким ковыльным семенем. Лаяли собаки, приветствуя вышедших на крыльцо сонных хозяев, и басовито ревел скот на пути к водопою. Мир дышал, трещал, свистел, мычал, стучал копытами, звенел и пел на разные голоса.

Звуки же собственной жизни были столь скудны и вопиюще незначительны, что Бах разучился их слышать: вычленял в общем звуковом потоке и пропускал мимо ушей. Дребезжало под порывами ветра стекло единственного в комнате окна, потрескивал давно не чищенный дымоход, изредка посвистывала откуда-то из-под печи седая мышь. Вот, пожалуй, и все. Слушать большую жизнь было не в пример интереснее. Иногда, заслушавшись, Бах даже забывал, что он и сам часть этого мира, что и он мог бы, выйдя на крыльцо, присоединиться к многоголосью: спеть что-нибудь задорное, или громко хлопнуть дверью, или, на худой конец, просто чихнуть. Но Бах предпочитал слушать.

В шесть утра, тщательно одетый и причесанный, он уже стоял у пришкольной колокольни с карманными часами в руках. Дождавшись, когда обе стрелки сольются в единую линию (часовая на шести, минутная на двенадцати), что есть силы дергал за веревку – и бронзовый колокол гулко отзывался. За многие годы упражнений Бах достиг в этом деле такого мастерства, что звук удара раздавался ровно в тот момент, когда минутная стрелка касалась циферблатного зенита, и ни секундой позже. Мгновение спустя каждый в деревне поворачивался на звук и шептал короткую молитву. Наступал новый день…

Часть 2. День

…За годы учительства, каждый из которых напоминал предыдущий и ничем особенным не выделялся, Якоб Иванович настолько привык произносить одни и те же слова и зачитывать одни и те же задачки, что научился при этом мысленно раздваиваться внутри своего тела: язык его бормотал текст очередного грамматического правила, рука зажатой в ней линейкой вяло шлепала по затылку чересчур говорливого ученика, ноги степенно несли тело по классу ‒ от кафедры к задней стене, затем обратно, туда-сюда. А мысль дремала, убаюканная его же собственным голосом и мерным покачиванием головы в такт неспешным шагам.

Немецкая речь была единственным предметом, во время которого мысль Баха обретала былую свежесть и бодрость. Начинали урок с устных упражнений. Ученикам предлагалось рассказать что-либо, Бах слушал и переводил: перелицовывал короткие диалектные обороты в элегантные фразы литературного немецкого. Двигались не спеша, предложение за предложением, слово за словом, будто шли куда-то по глубокому снегу – след в след. Копаться с азбукой и чистописанием Якоб Иванович не любил и, разделавшись с разговорами, торопливо стремил урок к поэтической части: стихи лились на юные лохматые головы щедро, как вода из лоханки в банный день.

Любовью к поэзии Баха обожгло еще в юности. Тогда казалось: он питается не картофельным супом и квашеной капустой, а одними лишь балладами и гимнами. Казалось, ими же сможет накормить и всех вокруг – потому и стал учителем. До сих пор, декламируя на уроке любимые строфы, Бах все еще чувствовал прохладное трепетание восторга в груди. Дети страсти педагога не разделяли: лица их, обычно шаловливые или сосредоточенные, с первыми же звуками стихотворных строк приобретали покорное сомнамбулическое выражение. Немецкий романтизм действовал на класс лучше снотворного. Пожалуй, чтение стихов можно было использовать для успокоения расшалившейся аудитории вместо привычных криков и ударов линейкой…

Часть 3. Вечер

…Бах спускался с крыльца школы и оказывался на площади, у подножия величественной кирхи с просторным молельным залом в кружеве стрельчатых окон и громадной колокольней, напоминающей остро заточенный карандаш. Шёл мимо аккуратных деревянных домиков с небесно-синими, ягодно-красными и кукурузно-жёлтыми наличниками; мимо струганых заборов; мимо перевёрнутых в ожидании паводка лодок; мимо палисадников с рябиновыми кустами. Шёл так стремительно, громко хрустя валенками по снегу или хлюпая башмаками по весенней грязи, что можно было подумать, будто у него десяток безотлагательных дел, которые непременно следует уладить сегодня…

Встречные, замечая семенящую фигурку учителя, иногда окликали его и заговаривали о школьных успехах своих отпрысков. Однако тот, запыхавшийся от быстрой ходьбы, отвечал неохотно, короткими фразами: времени было в обрез. В подтверждение доставал из кармана часы, бросал на них сокрушённый взгляд и, качая головой, бежал дальше. Куда он бежал, Бах и сам не смог бы объяснить.

Надо сказать, была ещё одна причина его торопливости: беседуя с людьми, Якоб Иванович заикался. Его тренированный язык, мерно и безотказно работавший во время уроков и без единой запинки произносивший многосоставные слова литературного немецкого, легко выдавал такие сложноподчинённые коленца, что иной ученик и начало забудет, пока до конца дослушает. Тот же самый язык вдруг начинал отказывать хозяину, когда Бах переходил на диалект в разговорах с односельчанами. Читать наизусть отрывки из «Фауста», к примеру, язык желал; сказать же соседке: «А балбес-то ваш нынче опять шалопайничал!» ‒ не желал никак, прилипал к нёбу и мешался меж зубов, как чересчур большая и плохо проваренная клёцка. Баху казалось, что с годами заикание усиливается, но проверить это было затруднительно: беседовал с людьми он всё реже и реже… Так текла жизнь, в которой было всё, кроме самой жизни, ‒ спокойная, полная грошовых радостей и мизерных тревог, некоторым образом даже счастливая.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама