THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

«Одна ласточка весны не делает», - гласит пословица. С этим полностью согласны организаторы международного образовательного интернет-проекта «Весна идет!». Они убеждены в том, что весну делает много птиц и желают о них знать побольше.

Задача проекта - привлечь внимание юных жителей Европы к миру пернатых, помочь изучению, охране птиц и среды их обитания на континенте. Для этого займемся вместе фенологическими наблюдениями - отметим дни, когда впервые встретим в своих регионах птиц четырех видов: обыкновенную кукушку, деревенскую ласточку, белого аиста и черного стрижа. Проект общеевропейский и рассчитан он на то, что в нем будет участвовать множество детей и взрослых. Для этого не обязательно быть биологом, достаточно любить природу, быть наблюдательным. Участниками его могут стать отдельные школьники, студенты, педагоги, целые классы и кружки.

Вся работа будет выполняться через сайт с интерактивной красочной картой, на которую наносится весенний прилет птиц http://www.springalive.net/ . Она позволит наблюдать за продвижением птиц по Европе, от ее южных пределов - Португалии и Испании до самых северных областей гнездования. А с ними и приход самой весны. Каждое новое сообщение будет менять окраску того региона, откуда оно прислано. Чем больше сообщений — тем ярче окраска, которая обозначит окончательный приход весны! На сайте много справочных образовательных материалов.

Если доступа в интернет у Вас нет, можно прислать сообщения о своих первых встречах с белым аистом, обыкновенной кукушкой, деревенской ласточкой и стрижом обычной почтой по адресу: 603000, Г. Нижний Новгород, а/я 631, экоцентр «Дронт», Нижегородское отделение Союза охраны птиц России . Электронный адрес: [email protected]

Ваши письма помогут определить международной ассоциации по охране птиц BirdLife International , влияет ли изменение климата на даты прилета птиц в Европу.

В 2008 году, жители Европы прислали более 50000 сообщений; почти пятая часть из них пришла из 36 регионов европейской России. Наша страна оказалась на втором месте в общеевропейском рейтинге участников этого проекта. Больше всего сведений поступило из Республики Дагестан, на втором месте оказалась Нижегородская область, на третьем — Калининградская.

Встречайте весну и ее крылатых вестников! Каждое ваше сообщение - это не только вклад в изучение глобального изменения климата, но и в лидерство России.

Интегративный блок: формирование целостной картины мира, аппликация.

  • учить детей составлять описательный рассказ по картинам;
  • учить правильно составлять изображение из частей.

Задачи: познакомить детей с перелетными птицами средней полосы России; развивать монологическую и диалогическую речь; учить образовывать приставочные глаголы; развивать мелкую моторику; учить правильно составлять изображение из частей; находить место той или иной части в аппликации, аккуратно наклеивать.

Оборудование и материалы: иллюстрации с изображением весенних пейзажей, фотографии перелетных птиц: грачи, скворцы, соловей, жаворонок; бумага, ножницы, клей.

Ход занятия

Педагог: Ребята, на сегодняшнем занятии мы с вами побеседуем о перелетных птицах – птицах, которые улетают от нас осенью в теплые края и весной возвращаются к нам обратно. Сейчас я расскажу вам интересную историю, которая произошла в начале весны. Называется она “Весенняя песня”. Послушайте, пожалуйста, внимательно.

Весенняя песня

Это случилось давным-давно. Прилетела с юга в наши края весна-красна. Собралась она леса в зеленую листву нарядить, на лугах пестрый ковер из трав и цветов раскинуть. Да только никак зима уходить не хочет, понравилось ей у нас гостить.

  • Когда ты к себе на север уйдешь? – спрашивает ее весна.
  • Подожди, - отвечает зима, - твое время еще не пришло.

Ждала, ждала весна и ждать устала. А тут еще все птицы, звери и насекомые стали просить ее:

Прогони зиму, заморозила она нас совсем, дай погреться на солнышке, поиграть в зеленой траве.

Вновь весна спрашивает зиму:

Скоро ты уйдешь?

А зима хитра; вот что придумала.

Старая стала, - отвечает весне, - все месяцы перепутала, не помню, когда мой срок наступает в дальний путь собираться. Давай так договоримся: как запоет по-весеннему первая перелетная птица, так я и отправлюсь на север.

Согласилась весна и стала с нетерпением ждать птиц, которые прилетают к нам весной.

Первые стаей прилетели грачи . Грач – это птица крупных размеров, с большими сильными лапами и изогнутым книзу клювом; с черным оперением. Грачи прилетели на родину, несмотря на то, что еще холодно, сыро и мало корма. Распустили они крылья, кричат, шумят, зовут весну.

Слышишь, как грозно грачи кричат? – говорит весна зиме. Но зима и слушать не стала.

Да разве это пение? – ответила она. У меня снегири и клесты с утра до ночи в лесу кричат. Я это за пение не считаю.

Загрустила весна, но скоро стая скворцов прилетела. Окраска перьев у них черная с фиолетовым отливом, клюв у скворца мощный, а на голове черный хохолок.

Скворцы, узнав про хитрую зиму, взлетели на дерево и запели. Далеко по лесу разнеслась веселая весенняя песня скворцов.

Слышишь, как радостно поют скворцы? Пора тебе уходить, - говорит весна зиме.

А зима только рукой махнула.

Послушай, - отвечает она, - когда в метель скрипят старые сосны и ели, еще забавнее получается. Скворцы твои плохо поют. Какая же это песня? Вздохнула весна. Пришлось ей другого певца искать.

А тут, откуда ни возьмись, соловей прилетел. Соловей – маленькая птичка, перья серенькие, клюв несильный, но какой хороший лесной артист.

Долго мы тебя ждали! – говорит весна соловью. – Надеемся, ты нам поможешь зиму прогнать.

Раздалась весенняя песня соловья, которую было слышно не только в лесу, но и в полях, и во всей округе.

Ой, как звонко и красиво соловей распелся, - говорят люди в соседней деревне, - значит, скоро тепло настанет.

Полетела весна к зиме.

Слышишь, как громко поет в лесу соловей? Люди в деревне говорят, что это к теплу он так распелся; значит, пора тебе улетать домой – на север.

А какое тебе дело до людей? – отвечает зима. Ты заставь всех птиц петь радостно, по-весеннему, тогда я и уйду.

Ничего не ответила ей весна. Загрустила сильно, думает, какого певца найти, чтоб зима не сумела отговориться.

Так ничего и не смогла придумать весна за целый день. Опять наступила ночь, а за нею утро. Из-за дальнего леса медленно взошло солнышко. Оно осветило леса и поля, еще покрытые снегом. Вдруг с ветки одного из деревьев взлетел жаворонок. Жаворонок – серая птичка, немного крупнее воробья. Благодаря серой окраске он умеет затаиваться на земле так, что становится совершенно незаметным. На лапках у него задние пальцы имеют длинные прямые когти, которые дают устойчивость птице.

Жаворонок затрепетал крылышками и стал медленно подниматься все выше и выше. И вот с голубой высоты полилась на землю его радостная звенящая песня.

В этой песне слышался и тихий звон весенней капели, и журчание хлопотливого ручейка, и весеннее пробуждение природы, и еще что-то такое светлое, радостное, что словами и передать нельзя.

Далеко-далеко разнеслась песня жаворонка по полям, по лугам и даже глухим местам трущобам.

Заслышав эту весеннюю песню, торопливо вылезли из своих норок, из щелок, из трещинок все, кто скрывался от зимнего холода. Жучки, паучки, букашки выбирались на солнышко, грелись, расправляли крылышки, усики, ножки. Вылез из норки худой и голодный еж; даже огромный медведь заворочался с боку на бок в своей берлоге.

Все звери, птицы, насекомые слушали долгожданную песню жаворонка и думали об одном: что сейчас уже не страшен зимний холод, что нечего его бояться, потому что наступают светлые весенние дни.

А жаворонок все пел, поднимаясь выше и выше. Яркое солнце осветило его, и теперь он уже казался с земли не серенькой птичкой, а золотой звездочкой, вторым крохотным солнышком.

Что же, и это не песня? – Спросила весна зиму.

Но зима ничего ей не ответила: она собиралась в дальний путь – на север.

Вопросы педагога.

  1. Ребята, вам понравился рассказ? Как он называется?
  2. О каких временах года говорилось в рассказе?
  3. Хотела зима уходить? Какое условие поставила зима весне?
  4. Какие птицы прилетели первыми?
  5. Какие птицы прилетели вторыми?
  6. Какая птица прилетела третьей?
  7. Какая птичка спасла все живое от суровой и долгой зимы?

Физкультминутка “Скворечники”

Распилю пилой дощечки:
Вжик-вжик, вжик-вжик.
(Пилим дощечки).
Сколочу из них скворечник:
Тук-тук, тук-тук.
(Работаем молоточком).
Прилетайте, птицы, в гости
К нам, к нам.
(Обеими руками зовем птиц к себе).
Я скворечники развешу
Тут и там (движение вправо),
Тут и там (движение влево).

Педагог: Ребята, вы любите путешествовать? Сейчас мы с вами отправимся в небольшое путешествие в весенний лес. Давайте вспомним правила поведения в лесу: лес – дом животных и птиц, мы с вами гости леса. В лесу нельзя шуметь, оставлять мусор, ломать ветки деревьев, рвать охапками цветы. И тогда лес встретит нас как гостеприимный хозяин: порадует полевыми цветами, сочными ягодами, радостным щебетанием птиц. Нельзя шуметь возле птичьих гнезд: птица может испугаться, улететь и не вернуться в гнездо, а ее птенчики погибнут с голоду.

Итак, мы с вами решили понаблюдать за птицей и остановились немного подальше от гнезда.

Птица из гнезда вы летела и дальше по летела. Гнездо вокруг об летела и от гнезда от летела. За дерево за летела, из-за дерева вы летела и вдаль у летела. Потом при летела и в гнездо за летела.

Речевая игра “Чего не бывает”

  1. Птенцы
  2. высиживают яйца.
  3. Из яиц птиц вылупились крокодильчики .
  4. Дети сделали для аистов скворечники.
  5. Тело птиц покрыто шерстью .
  6. Животные
  7. строят гнезда.
  8. Скворец живет в будке .

Речевая игра “Скажи наоборот”

(подбор антонимов)

  1. Зимой холодно, а весной … тепло.
  2. Птицы могут летать высоко и … низко.
  3. Перелетные птицы осенью улетают, а весной … прилетают.
  4. Зима ушла, а весна … пришла.
  5. Зимой дни короткие, весной … длинные.
  6. Птицы поют утром громко, а вечером … тихо.
  7. Зимой солнце тусклое, а весной … яркое.
  8. Зимой погода часто пасмурная, а весной … солнечная.

Ребята, сейчас мы отправимся в наши творческие мастерские, превратимся в маленьких волшебников и сделаем аппликацию “Перелетная птичка”.

Давайте подготовим наши руки к работе и проведем пальчиковую гимнастику. Большой палец “здоровается” с каждым поочередно, начиная с мизинца:

Птичка крылышками машет,
Птичка зернышки клюет,
Птичка ветки собирает,
Птичка гнездышко совьет.

Сейчас мы вместе вспомним части тела птицы: голова, клюв, шея, туловище, лапы, крылья.

В конвертах у каждого из вас находятся вырезанные из бумаги части тела птички. Сначала вам нужно будет расположить изображение птицы на бумаге (демонстрация образца).

Итак, отправляемся в творческую мастерскую: сначала – девочки, потом – мальчики.

Открываем конверты, располагаем изображение на бумаге. Открываем клей-карандаш, аккуратно наклеиваем сначала туловище, потом – голову и клюв. Прижимаем изображение салфеткой.

После занятия мы разместим все работы на доске и посмотрим, какая замечательная стая птиц у нас получилась.

Педагог: О чем мы с вами беседовали на сегодняшнем занятии?

Что вам запомнилось из нашего занятия?

Молодцы, ребята, вы хорошо занимались!

Список литературы

  1. Веракса Н.Е. Программа воспитания и обучения в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2010 г.
  2. Вахрушев А.А. Здравствуй, мир! М.: Баланс, 2006 г.
  3. Лифц Е.А. Развитие речи, движения и мелкой моторики. М.: Айрис-Пресс, 2010 г.
  4. Агронович З.Е. Времена года. М.: Детство-Пресс, 2004 г.
  5. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. М.: Просвещение, 2010 г.

Прогулка на участке детского сада
“Наблюдение за птицами”

Цель: расширить представления детей о перелётных птицах.

Ход наблюдения/

  1. Рассказать детям о том, что птицам стало тепло, но земля ещё холодная, им нечего есть: нет ни травинок, ни червячков, ни мошек.
  2. Нам надо ещё подкармливать птиц.
  3. Насыпать в кормушки зёрен, крошек, семечек.
  4. Учить детей заботиться о птицах.

Возвращаются скворцы -
Наши старые жильцы,
Воробьи у лужицы
Шумной стайкой кружатся.

Т. Ладонщиков

Какие птицы прилетают к нам на участок?

А скворцы - зимующие или перелётные птицы?

Где живут скворцы, когда прилетают из тёплых стран?

А есть ли у нас такой домик?

Для чего скворцам нужен скворечник?

Давайте сейчас понаблюдаем за нашими скворушками. Что они делают?

Рассказать о заботе птиц о своём потомстве.

Отметить строение тела птиц, их повадки.

Если во время прогулки в парке вы увидели скворцов, знайте, что весна наступила. Эти птицы прилетают к нам, когда снег ещё лежит на земле. Обратите внимание детей на пёстренькие пёрышки скворцов, на то, как суетятся они, устраивая гнёзда в своих домиках-скворечниках: носят былинки, делают мягкую подстилку.

На шесте – весёлый дом
С круглым маленьким окном.
Чтоб уснули дети,
Дом качает ветер.
На крыльце поёт отец -
Он и лётчик, и певец. (Скворец)

Учимся наблюдать за изменениями в природе

Расскажите детям, что скворцы, грачи, зяблики не только радуют нас своими песнями и украшают наши парки и леса, но и охраняют зелёные насаждения от вредителей, сберегают урожай на полях, в садах и огородах. Покажите детям скворечники, которые развешены для птиц, расскажите о том, что никогда нельзя трогать птичьи яйца и птенцов, если гнездо с ними устроено в траве.

Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли.

Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают “стайками”, все вместе; некоторые, например, журавли, выстраиваются “клином” в виде треугольника; другие выстраиваются “цепочкой”, в одну линию. Наверное, это зависит от повадок птиц: некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу.

Игры

Игровое упражнение “У кого кто?”

У грача – грачонок - грачата.

У утки – утёнок - утята

У лебедя – лебедёнок - лебедята

У соловья – соловьёнок - соловьята

У журавля – журавленок - журавлята

У дрозда – дроздёнок - дроздята

У чижа – чижонок - чижата.

У аиста – аистёнок - аистята

У скворца – скворчонок - скворчата.

Игровое упражнение “Кто о ком заботится?”

Аист заботится об аистятах.

Грач заботится о грачатах.

Журавль заботится о журавлятах.

Лебедь заботится о лебедятах.

Чиж заботится о чижатах.

Соловей заботится о соловьятах.

Дрозд заботится о дроздятах.

Утка заботится об утятах.

Скворец заботится о скворчатах.

Гусь заботится о гусятах.

Игровое упражнение “Чей хвост у кого?”

Журавлиный хвост у кого? (Журавлиный хвост у журавля)

Грачиный хвост у кого? (Грачиный хвост у грача)

Лебединый хвост у кого? (Лебединый хвост у лебедя)

Утиный хвост у кого? (Утиный хвост у утки)

Гусиный хвост у кого? (Гусиный хвост у гуся)

Аистиный хвост у кого? (Аистиный хвост у аиста)

Соловьиный хвост у кого? (Соловьиный хвост у аиста)

Игровое упражнение “Кто кем станет?”

Грачонок станет грачом.

Соловьёнок станет соловьём.

Скворчонок станет скворцом.

Лебедёнок станет лебедем.

Утёнок станет уткой.

Аистёнок станет аистом.

Журавлёнок станет журавлём.

Упражнение “Отгадай и присядь”

Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками.

Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др.

Упражнение “Скажи одним словом”

Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом.

У аиста длинные ноги, он какой? … /длинноногий/.

У аиста длинный клюв, он … /длинноклювый/.

У ласточки длинный хвост, она … /длиннохвостая/.

Ласточка любит тепло, она … /теплолюбивая/.

У ласточки острые крылья, она … /острокрылая/.

Упражнение “Продолжи предложение, найди причину”

Первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что … /насекомые прячутся и им нечем питаться/.

Дятла можно назвать лесным доктором, потому что …/он достает жучков и насекомых из-под коры/.

Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что …/она не вьет себе гнезда/.

Все люди любят слушать соловья, потому что …/он красиво поет, заливается/. и др.

Весной перелетные птицы прилетают назад, потому что … /им нужно выводить птенцов/.

Приложение 1 (загадки для перелетных птиц)

Приложение 2 (стихи про птиц)

Приложение 3 (народные приметы про перелетных птиц)

Приложение 4 (описание птиц)

Приложение 5 (музыкальный досуг "Прилетайте, жаворонки")

Приложение 6 (план реализации подпроекта "Перелетные птицы")

Приложение 7 (экологическая газета "Прикоснись к природе сердцем")

Булыгина Валентина Николаевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 12 «Солнышко»

Проект «Перелётные птицы»

Актуальность проекта: В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе отношение к природе, окружающему миру.
Формируя гуманное отношение к природе, я стараюсь достичь того, чтобы каждый ребенок осознал, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе, на примере –птиц, есть забота, о человеке, его будущем.
Моя задача заключается в том, чтобы совместно с родителями подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за друзей наших меньших.

Цель проекта : Уточнить и расширить представления детей о перелётных птицах, об их жизни в весенний период.

Задачи проекта:

– Дать детям новые знания о перелётных птицах, развивать умения сравнивать и обобщать простейшие причинно-следственные связи.
– Анализировать влияние смены времени года на жизнь птиц, классифицировать птиц на зимующих и перелётных.
– Воспитывать у детей бережное отношение к природе, учить заботится о птицах.

Прогнозируемые результаты:

В процессе проекта у детей сформируется позитивное отношение к живой природе и в частности к птицам. В ходе бесед, дети узнают много нового об их среде обитания, корме, гнездовании. Дети научатся самостоятельно составлять небольшие рассказы о птицах и их птенцах. Вместе с родителями проявят творческий подход в продуктивных видах деятельности. Ребята станут более внимательными, добрыми и заботливыми к птицам.

Участники проекта : Дети 5-6 лет, воспитатели, родители.

Первый этап проекта «Подготовительный»

Подобрать наглядный материал, подобрать художественную литературу по теме для чтения, дидактические игры, загадки о птицах, информацию для бесед.

Второй этап проекта «Этап активной деятельности»

Виды детской деятельности:

Социально – коммуникативное развитие

Создание игровых, обучающих ситуаций «Выбираем материал и инструменты для работы-постройки кормушки», «Прилетели-не прилетели», «Найди и опиши», «Весна пришла, игры принесла»

Театрализованная деятельность: драматизация отрывка произведения
В. Орлова «Ворона».

Дидактические игры «Чей клюв», «Дорисуй», «Чей птенец», «Кто как кричит?», «Чьё гнездо?», «Что за птица?», «Четвёртый лишний».

Подвижные игры «Гуси- гуси», «Воробышки и автомобиль», «Совушка», «Голуби», «Гори-гори ясно», «Пчёлки и ласточка», «Перелёт птиц».

Сюжетно-ролевые игры «Зоомагазин», «Доктор Айболит».

Рассматривание плакатов, карточек «Перелётные и зимующие птицы».

Коммуникация

Беседы: «Как помочь птицам весной», «Кто, где зимует?», «Чего нельзя делать в лесу?»

Составление рассказа по сюжетным картинкам на тему «Новый дом для скворцов»

Чтение художественной литературы:

Русский фольклор . «Николенька-гусачок», «По дубочку постучишь – прилетает синий стриж», « Грачи – киричи», «Уж ты пташечка, ты залётная…», «Ласточка-ласточка».

Сказки и рассказы о птицах : «Царевна-лягушка», «Гуси-лебеди»
«Финист – ясный сокол», «Кукушка», Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок», Д.Н. Мамин –Сибиряк «Серая Шейка» и др., В. Бианки « Рассказы» и др

Заучивание заклички, стихотворений о птицах:





Милая певунья, ласточка родная,
Ты домой вернулась из родного края.
Над оконцем вьётся с песенкой живой:
«Я весну да солнце принесла с собой».

Птичка над моим окошком
Гнёздышко для птичек вьёт,
То соломку тащит в ножках,
То пушок она несёт.

Чтение загадок, пословиц и примет:

Всех прилётных птиц черней,
Враг личинок, друг полей,
Взад-вперёд по пашням вскачь,
А зовётся птица… (грач).

Как лиса среди зверей,
Зта птица всех хитрей,
Прячется в зелёных кронах,
А зовут её … (ворона)

«Всякая птица своим пером гордится», «Всякая птица своим клювом сыта», «Ласточка весну начинает, соловей лето кончает», «Увидел скворца – весна у крыльца», «Соловей месяц поёт, а ворона круглый год каркает», «Срубили кусты – прощай, птицы!»

Вороны купаются в песке, воде – к скорому потеплению; птицы запели в дождь – скоро будет ясно; если в марте дятел стучит, весна будет поздней; если воробей нахохлился – к морозу, пёрышки приглаживает – к теплу; голуби разворковались – к ясной погоде.

Познавательное развитие

НОД на тему «Как человек охраняет природу»

Просмотр детского экологического журнала «Свирель»

Экскурсия по территории детского сада «К встрече пернатых готовы?»

Просмотр видеофильма: «Заклички птиц»

Синички-сестрички, чечётки-тётки,
Кулички-мужички, скворцы-молодцы,
Из-за моря к нам летите, весну красную несите!
С шёлковой травой, с жемчужной росой,
С тёплым солнышком, с пшеничным зёрнышком!

Птицы дороги нам, как частица чудесной природы России. Их мелодичные весёлые, звонкие песни, яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас радость, бодрость.

Презентация «Птицы нашей Родины»

Изобразительная деятельность (Продуктивная деятельность)

Рисование «Перелётные птицы», раскрашивание картинок
«Наши пернатые друзья»

Аппликация «Сказочная птица»

Конструирование птиц из бумаги способом оригами

Лепка «Птицы на кормушке»
Художественная литература:

Беседа по содержанию рассказа В. Бианки «Подкидыш»

Беседа с детьми по рассказу Д. Волгина «Пернатые Куршской
косы» из журнала «Свирель»

– В. Жуковский. «Жаворонок»

– Е. Носов «Как ворона на крыше заблудилась»

– В. Бианки «Мастера без топора»

– В. Степанов «Птицы в стихах»

– Н. Сладков «Птица чечевица».

Работа с родителями

Газета для родителей «Детям о птицах»

Папка – передвижка «Охрана птиц»

Консультации для родителей: «Ребенок и птицы: научим любить»,

«О необходимости обучения детей правильному поведению в лесу»,

«Чтобы дети были добрыми».

Третий этап «Презентация»

  1. Презентация проекта «Перелётные птицы»
  2. Объявление конкурса детско-родительской поделки: «Наши пернатые друзья».

  1. Проведение экологического десанта «Юные экологи»
  2. Создание альбома «Всё о птицах».
  3. Непосредственная образовательная деятельность с детьми по теме.

Не разоряйте птичьего гнезда,

Так счастлива в своём жилище птица.

Она в гнезде спокойна и тогда,

Когда над рощей буря злится. К. Кулиев

Любите птиц! Оберегайте их!

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное

учреждение детский сад № 14 «Колокольчик»

Воспитатель : Евтеева Евгения

Юрьевна

г. Кулебаки

2018 год

ПРОЕКТ «ПТИЦЫ ВЕСНОЙ…………………………………………………….3

ПЛАН ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОЕКТУ «ПТИЦЫ ВЕСНОЙ»……………7

ПРИЛОЖЕНИЯ К ПРОЕКТУ «ПТИЦЫ ВЕСНОЙ»

Приложение 1. БЕСЕДА НА ТЕМУ «ПРИЛЕТ ПТИЦ»………………..10

Приложение 2. СТИХИ О ПТИЦАХ……………………………………...12

Приложение 3. ЗАГАДКИ О ПТИЦАХ…………………………………...15

Приложение 4. СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО СХЕМЕ…………..17

Приложение 5. НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ, ПОГОВОРКИ, ПОСЛОВИЦЫ…………………………………………………………………….20

Приложение 6. ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ………………………………..22

Приложение 7. Беседа «ЗИМУЮЩИЕ И ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ»..23

Приложение 8. ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ………………………………..…..26

МБДОУ детский сад № 14

«Колокольчик»

Проект «Птицы весной»

Классификация проекта

Тип проекта: исследовательский, творческий, групповой, краткосрочный.

Участники проекта: воспитатель, дети подготовительной группы, родители .

Актуальность:

Детям необходимо с раннего возраста давать элементарные знания о природе, поддерживать интерес к познанию окружающего мира. Вызывать эстетические переживания, умение сопереживать живым существам, т.е. осознавать, что мы не имеем права уничтожать то, что создала природа, мы люди, часть природы, уничтожая природу, уничтожаем себя!!!

Птицы приносят много радости своим появлением весной. Множество птичьих голосов привлекает наш слух. Но все ли мы знаем о их беззаботной жизни…….Давай вместе побольше узнаем о птицах и их весенних заботах!!!

Цель проекта:

Формировать у детей обобщённое представление о перелётных птицах, местах их обитания. Развивать интерес к жизни птиц.

Задачи проекта:

    Расширить представление детей о типичных весенних явлениях в живой и неживой природе, обогащать знания детей о жизни перелётных птиц весной.

    Познакомить с удивительными загадками и тайнами из жизни птиц.

    Приучать детей заботиться о птицах.

Разработка проекта

    Составление плана деятельности.

    Кто нам поможет. Привлечение внимания родителей к проекту.

Беседа с родителями « Встретим птиц весной», « Построим скворечники»;

Наблюдение с детьми за птицами дома: какие птицы живут у нас дома?

Рисуем вместе с детьми: «Кто весной к нам прилетел».

Подбираем литературу и фотоматериал о птицах.

Рассказы детей из личного опыта «Мне нравятся птицы», «Моя любимая птица».

Подбор художественной литературы:

С. Н. Николаева. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве».

В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова. «Экология. Конспекты занятий».

О. А. Воронкевич. «Добро пожаловать в экологию».

В. В. Маркевич. «Игры на свежем воздухе».

Л.Б.Фесюкова, О.О.Григорьева «Времена года» изд. ТЦ «Сфера».

С.И.Карпова, В.В.мамаева «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 4-5 лет», изд. ТЦ «Сфера»

В. Бианки. «Синичкин календарь».

Д.Н. Мамин – Сибиряк. «Серая Шейка».

В.П. Астафьев. «Капалуха».

Г. Снегирев. «Птицы наших лесов».

Е. Носов. «Как ворона на крыше заблудилась».

В. А. Алексеев. «Кто как строит».

Ю. Дмитриев. «Кто в лесу живет, и что в лесу растет».

С. Образцов. «Ничего особенного».

В. Степанов. Животный мир Земли. Кто где живет. Энциклопедия «Живой мир».

О. А. Скоролупова. «Весна», «Насекомые», « Перелетные птицы».

С.А.Веретенникова, А.А. Клыков «Четыре времени года»

Подбор познавательной энциклопедической информации, посвящённой птицам (Энциклопедия дошкольника)

Подбор фотографий о птицах.

    Материалы и оборудование для работы.

Разрезные картинки на тему «Птицы»

Изображение различных птиц;

Выполнение проекта

    Решение поставленных задач с детьми:

Беседа на тему «Прилет птиц» (Приложение 1).

Беседа по картине «Птицы прилетели».

Дидактическая игра «Зимующие – перелетные»

Стихи о птицах, о весне (Приложение 2).

Загадки о птицах (Приложение 3).

Составление рассказа по схеме (Приложение 4).

Дидактические игры: «Назови птиц», «Где живут птицы», «Что есть у птиц», «Чем питаются птицы».

Чтение рассказов о птицах из книги «Четыре времени года» .

Поиск и анализ необычных, красивых фраз: народные приметы, поговорки, пословицы (Приложение 6).

Чтение энциклопедической информации, посвящённой птицам (Энциклопедия дошкольника).

Беседа – рассуждение из личного опыта « Как мы птиц встречали», «Как мы с папой скворечник строили!».

Просмотр мультфильмов «Серая шейка», «На горке».

Игра «Разрезанные картинки».

Пальчиковые игры «Четыре цапли », «Птички и ветер» (Приложение 8).

Самостоятельная художественная деятельность рисование на тему "Прилетели птицы".

Познавательная беседа на тему " Как нам птицы помогают".

Познавательная беседа на тему "Зимующие и перелетные птицы " (Приложение 9).

Подвижные игры « Гуси-лебеди», « Скворцы и кошка», «Отгадай птицу по движению», «Займи гнездо» (Приложение 10).

Изготовление лепбука на тему: «Птицы весной»

Подведение итогов

Результат:

Заинтересованность детей темой о птицах, проявление их познавательной активности: вместе с родителями находят информацию по теме, рассказывают и делятся своими знаниями с другими детьми в детском саду.

Принесение детьми из дома своей литературы для чтения, самостоятельно нарисованные рисунки о птицах.

Рассказы детей о наблюдении за птицами.

Инициативное конструирование детьми из строительного материала, конструктора, бумаги скворечников по своему представлению, проявление творчества и детальности в работе.

Изготовление лепбука на тему: «Птицы весной».

МБДОУ детский сад № 14 «Колокольчик»

ПЛАН ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОЕКТУ

«ПТИЦЫ ВЕСНОЙ»

Подготовительная группа Воспитатель: Евтеева Е. Ю.

1.Определение проблемы

15.02. 2018г

2.Выбор цели

3.Определение задач проекта

Разработка проекта

1.Составление плана деятельности,

беседа с родителями «Расскажите детям о птицах»

20.02. 2018г

2.Привлечение внимания родителей к проекту.

Коммуникация

Познание

Социализация

Подбираем вместе с детьми литературу и фотоматериал о птицах.

21.02.2018г

3.Подбор источников информации.

Познание

4.Подбор материалов и оборудования для работы

Коммуникация

Познание

Социализация Труд

Выполнение проекта

1. Познавательная беседа "Прилет птиц " (Приложение 1)

Познание

Коммуникация

Рассматривание вместе с детьми иллюстраций о птицах.

26.02.2018г

2.Чтение энциклопедической информации о птицах и их образе жизни и особенностях строения. (Энциклопедия дошкольника)

Коммуникация

Познание

Социализация

Знакомство с литературой, принесенной из дома

16.02.-28.02.2018г

3.Беседа – рассуждение из личного опыта «Как мы птиц встречали», «Как мы с папой скворечник строили!»

Познание

Коммуникация

Наблюдение вместе с детьми за птицами дома.

01.03.-02.03.2018г

4.Просмотр мультфильма «Серая шейка», «На горке»

Познание

Социализация

Безопасность

01.03.-07.03.2018г

5.Игра «Разрезанные картинки»

Познание

Коммуникация

Социализация

Подбираем вместе с детьми фотоматериал о птицх.

6.Пальчиковая игра «четыре цапли » (Приложение 7)

Здоровье

Физкультура

7.Дидактические игры «Назови птиц»,

«Где живут птицы», «Что есть у птиц», «Чем питаются птицы»

Коммуникация

Познание

Социализация

Безопасность

01.03.-07.03.2018г

8.Самостоятельная художественная деятельность рисование на тему "Прилетели птицы"

Художественное творчество, Познание,

01.03.-07.03.2018г

9.Познавательная беседа на тему " " Зимующие и перелетные птицы (Приложение 10)

Коммуникация

Познание

Социализация

Безопасность

09.03.2018г

10. Подвижные игры «Гуси - лебеди», «Скворцы и кошка», «Займи гнездо».

Здоровье

Физкультура

Социализация

Безопасность

Приготовление атрибутов для игры

01.03.-16.03.2018г

15.Беседа – обобщение « Как нам птицы помогают!».

Коммуникация

Познание

Социализация

Здоровье

Рассматривание вместе с детьми фотоматериала о птицах, наблюдение с детьми за птицами дома: какие птицы живут у нас дома?

09.03.2018г

Подведение итогов

Заинтересованность детей темой о птицах, проявление их познавательной активности: вместе с родителями находят информацию по теме, рассказывают и делятся своими знаниями с другими детьми в детском саду.

Принесение детьми из дома своей литературы для чтения, самостоятельно нарисованные рисунки о птицах.

Рассказы детей о наблюдении за птицами.

МБДОУ детский сад № 14

«Колокольчик»

Приложение 1.

БЕСЕДА НА ТЕМУ «ПРИЛЕТ ПТИЦ».

Цель:

    Расширять представления детей о зимующих и перелетных птицах, их образе жизни особенностях поведения весной.

Оборудование и материалы:

    Разрезные картинки на тему «Птицы весной» (каждая картинка должна быть своего цвета);

    Иллюстрация на тему «Птицы прилетели»;

Рассматривание иллюстрации «Птицы прилетели»

Что изобразил художник на картине?

Да, наступила весна. И птицы начинают прилетать из теплых стран.

Как называется птица, которая сидит на ветке?

Назовите, какие птицы вскоре прилетят еще.

Как вы думаете, почему они не остаются в теплых краях навсегда?

Как можно назвать эту картину по-разному?

Вспомните и расскажите, как мы все вместе ухаживали за зимующими

птицами: воробьями, галками, воронами, синичками.

    Игра «Зимующие - перелетные птицы»

Взрослый показывает два движения «птички летят», «птички сидят», а дети соответственно называют перелетных птиц: ласточек, кукушек, дроздов, грачей, жаворонков, журавлей, диких уток и т. д. И зимующих: воробьев, голубей, соек, галок, ворон, сорок, щеглов, синиц, дятлов и т. д.

    Рассказ взрослого

У природы свой календарь: прилетели первые грачи. Если грачи не торопятся приводить в порядок гнезда, то близкого тепла не жди. Когда же они начинают ломать веточки деревьев для ремонта своих гнезд, кричать и ссориться, то теплый ветер уже назавтра принесет дружную весну.

И все же первыми безошибочно определяют приход весны вороны. Они незамедлительно приступают к устройству гнезд. Снаружи гнездо довольно грубо, зато внутри тщательно выложено мягкими ветками и шерстью животных. И хотя в марте еще холодно, лежит снег, у вороньей пары уже появляются в гнезде первые яйца. Если вороны купаются ранней весной - будет тепло, кричат - к метели. Если ворона прячет клюв под крыло - к холоду, а если села клювом к югу - будет тепло.

Постепенно прилетают остальные птицы. Например, необыкновенный концерт удается иногда подсмотреть на глухом лесном болоте. Артисты - серые журавли. Петь они не умеют, зато любители потанцевать. Кружатся, приседают, размахивают крыльями, даже раскланиваются друг перед другом.

Приложение 2.

СТИХИ О ПТИЦАХ.

Воробушек качаться захотел

Наш воробушек качаться захотел,

В гости к тоненькой былинке прилетел,

Сел на самую вершинку - цинь-цвиринь,

Покачай меня, былиночка, подкинь!..

Колыхается былинка на ветру.

Ой, как солнце ярко светит поутру!

Ой, как весело, когда на свете май!..

Ты воробушка, былинка, покачай!

( М. Познанская)

«Весна пришла, Тепло нашла!» -

Кричат во всю детишки.

« Чирик -чирик,

Забудь печаль», -

Хлопочут воробьишки.

Пришел дедок,

Влез на горбок:

«В доме быть не хочется,

теплый ветер дохнул,

Крылом легким махнул,

По бороде лоскочется».

Все ожяло, все расцвело,

И рой детей приветненьких

Несет венок Фиалочек беленьких.

( С. Русова)

Весна встала

И всю землю

От сна разбудила.

Украсила ее рястом,

Барвинком укрыла.

Жаворонок в поле чистом

С той землей встречается.

В роще трелью серебристой

Пташка заливается.

( По Т. Г. Шевченко)

Мы спросили журавля:

- Где же лучшая земля? А журавлик отвечает:

- Лучше нашей не бывает!

( Платон Воронько)

Травка зеленеет

Солнышко блестит,

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

С нею солнце краше

И весна милей...

Прощебечь с дороги

Нам привет скорей!

Дам тебе я зёрен,

А ты песню спой,

Что из стран далёких

Принесла с собой...

Л. Плещеев

ВЕСЕННЯЯ ГРОЗА

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые!

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит.

С горы бежит поток проворный,

В лесу не молкнет птичий гам.

И гам лесной, и шум нагорный-

Всё вторит весело громам.

Ф. Тютчев

Приложение 3.

ЗАГАДКИ О ПТИЦАХ

Умный мальчишка

В сером армячишке

Прыгает, шныряет,

Крошки собирает. (Воробей)

***

В красной шапке расшитой,

В черненьком кафтане

Знаменит в семье лесной

Песенкой смешной.

Что за песня-красота?

Тук-тук-тук, да тра-та-та! (Дятел)

***

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это - ... (снегири)

***

На шесте дворец,

Во дворце - певец,

А зовут его... (скворец)

***

Черный, проворный,

Кричит «крак»,

Червякам - враг. (Грач)

***

Кто на елке, на суку,

Счет ведет «ку-ку... ку-ку»? (Кукушка)

Приложение 4.

СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО СХЕМЕ

Задание . Расскажи Буратино, как можно узнать птиц. В этом тебе помогут картин ки-модели.
Подсказка для взрослого. Задание выполняется детьми в заключительной части занятия «Птицы» или после занятия в качестве индивидуальной работы. Дети рассказывают Буратино о су щественных признаках птиц: у птицы есть клюв (1); тело птицы покрыто перьями (2); у птиц есть крылья (3); у птиц две ноги (4); птицы высиживают птенцов из яиц (5).

Задание. Где чье гнездо? Проведи линию от каждой птицы к ее гнезду. Назови дете нышей этих птиц.

Подсказка для взрослого. Это задание выполняется детьми после проведения занятия по теме «Птицы».

Приложение 5.

НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ, ПОГОВОРКИ, ПОСЛОВИЦЫ.

Народные приметы

Весна, зажги снега, заиграй овражки!

Вода с гор потекла, весну принесла!

В марте курица напьётся из лужицы!

Апрель с водою - май с травою!

Аи-аи, месяц май: и тёпел, и холоден!

Народные загадки

1. Тает снежок, Ожил лужок, День прибывает - Когда это бывает?

2.Что вниз вершиной растёт?

3. Летит - молчит, сядет - молчит,

а как умрет, так и заревёт.

4. Ваз рук, без топорёнка построена избёнка,

5. Не зверь, не птица - нос, как спица.

6. Чёрен, да не бык, шесть ног без копыт , летит- воет, а сядет - землю роет.

7. В мае месяце появился не рак, не рыба, не зверь, не птица, не человек.

8. Синенька шуба покрыла весь мир. -

9. На заре зарянской катится шар вертянский, никому его не обойти, не объехать.

Народные пословицы

На поле опоздать, так возле щей воды хлебать.

Навоз отвезём, так и хлеб привезём,

Весна красна цветами, а осень пирогами.

Пахать, так не дремать.

Журавль летит высоко, видит далеко.

Не сули журавля в небе, дай синицу в руки.

Воробей мал, да удал.

Где воробью ни летать, а всё дома ночевать.

Старого воробья на мякине не проведёшь,

Жаворонки, прилетите, красно лето принесите!

Скороговорка

На дворе трава, на траве дрова.

Шумели и шушукались верхи шумящих сосен.

Приложение 6.

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

Пальчиковая игра «ЧЕТЫРЕ ЦАПЛИ»

Четыре длинных цапли шагать руками в воздухе
Выходят на охоту, руки «клювиками»
А дождик по болоту стаккато в воздухе
Кап, кап, кап. пальцами по ладони
Идут четыре цапли шагать руками в воздухе
И стряхивают капли, «стряхивать» с себя
А клювы звонко щелкают раскрывать и закрывать «клювики»
Цап, цап, цап щелчки.

Пальчиковая игра «ПТИЧКИ И ВЕТЕР»

Маленькие птички,

Птички-невелички,

По лесу летают,

(большие пальцы обеих рук сцеплены, изображая крылья птиц)

(машем руками, как крылышками)

Песни распевают.

(кисти рук имитируют открытые клювики птиц)

Буйный ветер налетел,

(Выполняем волнообразные движения запястьями)

Птичек унести хотел.

Птички спрятались в дупло

(сводим кисти рук вместе, образуем кокон)

Там не тронет их никто.

(«грозим» указательными пальцами обеих рук)

Приложение 7.

Беседа

«ЗИМУЮЩИЕ И ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ».

Цель: Формировать обобщенное представление о зимующих и перелетных птицах, учить различать их по существенному признаку: возможность удовлетворения потребности в пище. Углублять представления о причинах отлета птиц (исчезно вение основного корма, замерзание водоемов, земли, отми рание вегетативных частей растений), классифицировать птиц на зимующих (ворона, галка, воробей, синица) и перелетных (ласточка, грач, утка, стриж, скворец) на основе установле ния связи между характером корма и возможностью его добы вания. Обогащать словарь путем введения слов: корм, пере летные, зимующие. Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им в зимних условиях.

Содержание

Воспитатель предлагает детям рассмотреть таблицы с изображе нием зимующих и перелетных птиц.

Вопросы:

1. Какие из птиц вам знакомы?

Каких птиц вам приходилось наблюдать на участке или в лесу зимой? (Воробьи, галки, вороны, синицы, голуби, соро ки, дятлы)

Как называются птицы, которые остаются у нас на зиму?
(Зимующие, оседлые.) Каких птиц не видно в последнее вре мя? (Ласточки, грачи, скворцы, утки, стрижи.) Куда ис чезли эти птицы? (Улетели в теплые края.)

Как называются птицы, которые улетают от нас на зиму? (Перелетные.)

Как вы думаете, почему перелетные птицы улетают от
нас на зиму? (Боятся холодов.)

Вспомните, чем питаются птицы? (Спрятались насеко мые, поэтому первыми улетают птицы, которые пита лись насекомыми, затем те, которые едят плоды и семена растений, т.к. убран урожай в садах и на полях. Позднее
всех улетают утки и гуси. Они живут у нас до тех пор, пока не замерзнут водоемы.)

Перелетные птицы не приспособлены делать себе запасы корма на зиму и добывать его в зимних условиях. Летом они живут у нас, вьют гнезда, выводят птенцов. А с наступлением холодов улетают в жаркие страны, чтобы весной вернуться в родные края.

А как вы думаете, почему зимующие птицы (воробьи, голуби, сини цы, галки, сороки, дятлы, вороны) круглый год живут у нас? Эти птицы не боятся морозов и ухитряются добывать еду даже в самые холодные зимы. Они отыскивают насекомых, которые спрятались в трещины коры Деревьев, щели домов и заборов, съедают плоды и семена лиственных растений, шишки с семенами хвойных. А поползни и синицы отыскивают запасы, которые они сделали осенью.

И все-таки очень тяжело птицам зимой. Особенно трудно находить корм во время снегопадов, в метели и сильные морозы. В такую погоду ятицы часто голодают и даже погибают от холода и голода. Птицы в зимне е время приближаются к жилищам людей. И мы с вами должны помочь пережить зиму своим пернатым друзьям.

Для подкормки птиц пригодны семена различных растений - коно пли, подсолнуха, дыни, тыквы, арбуза, многих сорных трав. А вот овес клюют только воробьи и овсянки. Синицы очень любят кусочки сала.

Зимой мы помогали птицам, подкармливали их.

Весной нужно встретить перелетных птиц, построить им скворечники.

А летом птицы помогут лю дям. Они будут поедать насекомых - вредителей и продолжать охранять сады, парки, скверы.

Физкультминутка

Дидактическая игра «Что за птица?».

Цель: Учить детей описывать птиц по характерным признакам и по описанию узнавать их.

Воспитатель предлагает детям угадать, что это за птица (можно заранее детям выучить загадки):

Умный мальчишка В сером армячишке Прыгает, шныряет,

Крошки собирает. (Воробей)

В красной шапке расшитой,

В черненьком кафтане

Знаменит в семье лесной

Песенкой смешной.

Что за песня-красота?

Тук-тук-тук, да тра-та-та! (Дятел)

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это - ... (снегири)

На шесте дворец,

Во дворце - певец,

А зовут его... (скворец)

Черный, проворный,

Кричит «крак»,

Червякам - враг. (Грач)

Кто на елке, на суку,

Счет ведет «ку-ку... ку-ку»? (Кукушка)

Можно использовать загадки-описания (внешний вид птицы, чем питается, где живет.. .), составленные детьми.

Приложение 8.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

«Гуси-лебеди»

Участники игры выбирают волка и хозяина, все остальные - гуси-лебеди. На одной стороне площадки дом, где живут хозяин и гуси, на другой - волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять, зеленой травки пощипать. Гуси уходят от дома далеко. Через некоторое время хозяин зовет гусей:

- Гуси-лебеди, домой! Гуси отвечают:

- Серый волк под горой!

- Что он там делает?

- Сереньких, беленьких рябчиков щиплет.

- Ну, бегите же домой!

Гуси бегут домой, а волк их ловит. Игра кончается, когда все гуси пойманы.

«Скворцы и кошка»

Выбирается 6-8 детей – «скворцов», один ребенок - «кошка». На всех надеты соответствующие шапочки. Остальные дети по 5-6 человек берутся за руки и образуют кружки - «скворечники». В каждом размещается по два «скворца». «Кошка» находится в стороне. Под легкую веселую музыку «скворцы» летают по комнате врассыпную. С окончанием музыки появляется «кошка» и старается поймать «скворцов». «Скворцы» прячутся в «скворечнике», в котором может находиться только два «скворца». Пойманного «скворца» «кошка» уводит в свой дом. Игра повторяется.

Работая над проектом учащиеся узнают многое о жизни перелётных птиц: где они зимуют, когда прилетают, где и как строят гнёзда, как заботятся о своём потомстве. Также ребята узнают, какую помощь мы можем оказать птицам весной.


«Визитка»

Информационно-аналитический центр ИРО г. Ярославль Смирнова А.Н., Потехин Н.В.

Визитка проекта

Тема проекта:

Перелетные птицы

Творческое название:

Весну на крыльях принесли

Типология проекта:

информационный

Ученики 1 класса

Продолжительность проекта

краткосрочный

среднесрочный

долгосрочный

Предметная
область (и):

Окружающий мир

Образовательные цели:

Способствовать осознанию целостности окружающего мира, освоению основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

Способствовать освоению доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др.)

Развивающие цели:

Способствовать формированию информационной культуры.

Развивать навыки устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Воспитательные цели:

коммуникативной культуры.

Способствовать формированию уважительного отношения к России, родному краю, природе нашей страны.

Основополагающий вопрос:

Куда летят птицы?

Проблемный вопрос:

Частные вопросы
(в рамках учебной темы)

Темы исследований

    Почему многие птицы весной прилетают?

      Какие птицы весной прилетают к нам? (кроссворд)

      Где зимовали наши птицы? (буклет)

    Как изменяется жизнь птиц с приходом весны?

      Сроки прилёта птиц (презентация).

      Как птицы строят гнёзда (презентация).

      Забота птиц о своем потомстве (сообщение).

    Как человек помогает птицам весной?

      Правила поведения в природе (буклет).

      Строим домики для птиц (буклет)

Этапы проекта:

Название этапа

Сроки

Ученик

Педагог

    Подготовительный

20 минут

    Проектировочный

45 минут

Координация работы.

    Практический

3 часа

Координация работы.

    Контрольно-коррекционный

1,5 часа

Самооценка.

Координация работы.

    Заключительный

1 час

Аннотация проекта:

Просмотр содержимого документа
«КРОССВОРД»

Перелётные птицы








Просмотр содержимого документа
«Внекл. занятие к дню птиц»

Внеклассное занятие

«Весну на крыльях принесли…»

Цель: повторение знаний о птицах, расширение кругозора детей.

Ход мероприятия:

Учитель: Миллионы лет назад появились на Земле первые пернатые. И доселе мрачный мир, населённый лишь динозаврами, огласило птичье пение. А ещё через миллионы лет зашагал по планете человек, способный оценить это пение. Поднял человек голову вверх, посмотрел в голубое небо, а в небе жаворонок! Поёт, заливается, трепещет крылышками. Посмотрел человек в сторону, там орёл парит свободно, легко!

Ежегодно 1 апреля весь мир отмечает Международный день птиц. В этот день в 1906 году была подписана конвенция об охране птиц. Сегодня мы немножко ближе познакомимся с миром птиц.

Опять весна на белом свете! Весной пробуждается природа, и птицы первыми напоминают нам об этом.

Дети:

    Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою.

    На солнце тёмный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий,

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий.

    Полюбуйся: весна наступает,

Журавли караваном летят,

В яркой зелени день утопает,

И ручьи по оврагам шумят.

    Скоро гости к тебе соберутся.

Сколько гнёзд понавьют, посмотри!

Что за звуки, за песни польются

День-деньской от зари до зари.

Учитель: Не в театре телевизионном,

А средь наших школьных стен,

Начнём сейчас традиционный

Наш «БиоКВН».

Мы будем рады, если вы в сраженьях

Покажете находчивость свою.

Уменье, знанья и веселье

Позволят вам сыграть вничью.

    Приветствие.

Команды называют себя, приветствуют соперников.

    «Кто лучше всех выводит трели?»

Конкурс состоит из двух частей:

1 часть : Как «разговаривают» эти птицы?

Голубь … (воркует)

Глухарь …(токует)

Утка … (крякает)

Филин … (ухает)

Гусь … (гогочет)

Журавль … (курлычет)

Воробей … (чирикает)

Ворона … (каркает)

Индюк … (кулдыкает)

Кукушка … (кукует)

    Кроссворд «Птичья столовая»

Учитель: За окном весна, тепло, но не так давно ещё трещали морозы и бушевали метели. Холода наступают неожиданно и застают врасплох не только людей, но и птиц.

    « Это интересно…»

    Как дятел держится на дереве? (Двумя цепкими пальцами вверху и двумя внизу.)

    Какую из самых красивых лес­ных птиц зовут и лесной флей­той, и лесной кошкой? (Иволгу, она издает такие звуки).

    Почему для привлечения птиц в сад в нем сажают кусты боярыш­ника? (Ветки боярышника усеяны острыми шипами-колючками; за­щищая себя, растение защищает и тех, кто прячется в его ветвях.)

    Кто кукует у кукушки: самец или самка? (Самец.)

    Какая птица движется вниз головой? (Поползень.)

    Какие птицы не строят гнезд для высиживания яиц? (Кукушка подкладывает яйца в чужие гнезда.)

    Какие птицы прилетают пер­выми, какие последними? (Грач; иволга.)

    Какие птицы чаще машут крыльями: большие или маленькие? (Чем больше птица, тем реже она ма­шет крыльями. Пеликан - 1 взмах в секунду; аист - 2; ворона - 3-4, во­робей - 13; колибри - 21-23.)

    Каких птиц больше всего на свете? (Скворцов, воробьев.)

    Для чего птицы глотают ка­мешки? (У птиц нет зубов. Камни по­могают измельчать твердую пищу.)

    Какая птица в искусстве пе­ревоплощения превзошла многих обитателей нашей планеты? (Выпь. Она может “прикинуться” корягой, сучком, пнем.)

    Назовите птицу - символ тоски по родному дому. (Журавль - курлыканье.)

    Какая птица символизирует доброту, счастье, дом? (Аист.)

    Почему птицы осенью улетают на юг? (Им, насекомоядным, зимой чего есть.)

    Почему цапля, прежде съесть рыбку, подкидывает ее? (У многих рыб плавники колючие.Цапля подбрасывает рыбку, ловко ловит так, что рыбка проскакивает сквозь глотку головой вперед, нигде не застревая. Рыбка не успевает расширить плавники.)

    «В народе говорят …»

Учитель: Я читаю начало приметы, а вы должны назвать конец.

    (много), низко... (мало).

    (холодная, долгая).

    (ранняя).

    (теплой).

    Кулик оставляет болото и летает по полю – к … (ясной погоде).

    Чайка села на воду – жди … (хорошую погоду).

    Подведение итогов.

Просмотр содержимого документа
«Загадки о перелётных птицах»

ЗАГАДКИ

Черный, проворный,

Кричит «крак»,

Червякам враг.

(Грач.)

На шесте - дворец,

Во дворце - певец.

А зовут его...

(Скворец.)

Кто на елке, на суку

Счет ведет «ку-ку... ку-ку»?

(Кукушка.)

Кто без нот и без свирели

Кто же это?

(Соловей)

Это старый наш знакомый:

Он живёт на крыше дома –

Длинноногий, длинноносый,

Он летает на охоту

За лягушками в болото. (Аист)

Гнездо своё он в поле вьёт,

Где тянутся растения.

Его и песни и полёт

Вошли в стихотворения. (Жаворонок)

Длинноногий, длинношеий,

Длинноклювый, телом серый,

А затылок голый, красный,

Ходит по болотам грязным,

Ловит в них лягушек,

Бестолковых попрыгушек. (Журавль)

Угадайте, что за птичка –

Тёмненькая невеличка.

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка)

Просмотр содержимого документа
«Правила поведения на природе»

Правила поведения на природе

    На природе не следует ничего ломать, рвать просто так.

    Заботливо относиться к деревьям и кустарникам, которые растут на склонах, они укрепляют почву.

    Для костра собирают только сухостой.

    Заботливо относиться к живым существам леса, все они приносят пользу. В природе нет ничего лишнего и ненужного!

    Во время собирания ягод и плодов не повреждать деревья и кусты, не срывать недозрелых плодов и ягод. Брать от природы только то, что можно употреблять.

    Собирать грибы, осторожно срезать ножом, чтобы не повредить грибницу. Оставлять нижнюю часть ножки в земле.

    Не сбивать несъедобные грибы, они нужны жителям леса: белочкам, ежикам, птичкам. Даже мухоморы нужны деревьям, они питают корни деревьев.

    Правильно собирать лекарственные растения, оставляя корни в земле.

    Не загрязнять озер, речек, не бросать в них камни, мусор и остатки пищи. Не разрушать источников и колодцев.

    Не делать надписей на деревьях.

    Не рвать цветы в большие букеты.

    Не разрушать муравейники, муравьи – санитары леса. Помните: вы пришли в гости к природе. Не делайте ничего такого, что считали бы неприличным делать в гостях.

Просмотр содержимого документа
«Приметы»

В НАРОДЕ ГОВОРЯТ…

    Гуси высоко летят - воды бу­дет... (много), низко... (мало).

    Если дикие утки прилетели жир­ные - весна будет... (холодная, долгая).

    Коли грачи прямо на свои гнезда летят, будет... (скорая весна, та­лая вода сбежит быстро, тепло установится).

    Ранний прилет журавлей - вес­на... (ранняя).

    Ранний прилет грачей и жаво­ронков - к весне... (теплой).

    Вороны купаются в лужах ран­ней весной - к... (теплу).

    Птицы купаются в пыли – к …(дождю).

    Чибисы с вечера кричат – хорошую погоду нам сулят.

    Ласточки шныряют – на …(дождь).

    Кулик оставляет болото и летает по полю – к ясной погоде.

    Чайка села на воду – жди хорошую погоду.


«Как птицы строят гнёзда»



Цель

Я хочу узнать

  • где птицы вьют гнёзда
  • что птицы используют для строительства своих гнёзд

  • Гнездо соловья чашевидное, строится на земле или на невысоких кустах. Состоит снаружи из сухих прошлогодних листьев, плотно прилегающих друг к другу. Внутри гнездо выстлано тонкими, сухими травинками и стебельками.

Птицы, которые строят гнёзда прямо на земле

варакушка

Жаворонок полевой


В дуплах гнездятся горихвостки и мухоловки


На вершинах деревьев устраивают свои гнезда из сухих веток грачи

Они гнездятся большими колониями


Интересное гнездо у иволги

Оно похоже на округлую не очень глубокую корзиночку, которая подвешена к развилке ветвей дерева.


На стенах строений гнездятся городские ласточки . Их гнездо закрытое, с узким отверстием вверху. Оно слеплено из земли и грязи, смоченных слюной. Внутри – сухие травинки и перья.


Гнёзда в норах

Такие гнёзда устраивают береговые ласточки. Они роют их сами в песчаных обрывах. Глубина норы может достигать 1,5 м.


Плавучие гнезда

Они представляют собой кучу сложенной на воде водяной растительности. Иногда подводная часть гнезда опирается на дно.

Птенцы лысухи появляются именно там .


  • Птицы строят свои гнезда в самых разнообразных местах: на деревьях и кустах, в травянистых зарослях, в дуплах, земляных корнях и кучах хвороста, используют постройки человека.
  • В качестве строительного материала они используют стебли и листья трав, корни, листья, ветки и сучья деревьев и кустарников, водоросли, мох,лишайник, землю, вату, тряпки и т.д.

  • Анашкина Е. Н. О чем поет кукушка? Наблюдаем за птицами/Худож­ник М. В. Душин - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004. - 256 с: ил. - (Экскурсии в природу).
  • Михеев Л.В. Как птицы строят гнёзда – Издательство «Лесная промышленность», Москва,1968.
  • http://club.foto.ru/gallery/photos/index.php?cat_id=34&day=28&month=4&year=2005&sort=date лысуха в гнезде 7.05.2012
  • http://club.foto.ru/gallery/34/photos/?sort=views&day=1&month=6&year=2007 гнездо ласточки береговой 7.05.2012
  • http://www.topguns.ru/birds/20500/fullsize овсянка 9 .05.2012
  • http://www.photosight.ru/photo/alone/2715329/ варакушка 9 .05.2012
  • http://forum.ixbt.com/post.cgi?id=print:20:25512&page=9 пеночка у гнезда 9 .05.2012

Просмотр содержимого презентации
«Презентация проекта»


ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ

Горюнова Марина Алексеевна, учитель начальных классов

© МБОУ НОШ-детский сад № 9

г. Данилов


Творческое название

Весну на крыльях принесли


Основополагающий вопрос

Куда летят птицы?


Проблемный

вопрос

Как смена времён года влияет на жизнь птиц?


  • Типология - информационный
  • Категория уч-ся – 1 класс
  • Предмет – окружающий мир
  • Длительность – 1 месяц

Цели проекта

Образовательные

  • Способствовать осознанию целостности окружающего мира, освоению основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
  • Способствовать освоению доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др.)

Цели проекта

Развивающие

  • Способствовать формированию информационной культуры.
  • Развивать навыки устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Цели проекта

Воспитательные

  • Способствовать формированию коммуникативной культуры.
  • Способствовать формированию уважительного отношения к России, родному краю, природе нашей страны.

Аннотация

Данный проект рассчитан на обучающихся 1 класса. Эта тема изучается на уроках окружающего мира Н.Ф. Виноградовой (УМК «Начальная школа XXI века»). Продолжительность проекта составляет 1 месяц. Защита проекта состоится на итоговом внеклассном занятии «День птиц».


Частные вопросы и темы исследований

Частные вопросы (в рамках учебной темы)

Темы исследований

1. Почему многие птицы весной прилетают?

  • Весенние изменения в природе (экскурсия в весенний парк).
  • Весенние изменения в природе (экскурсия в весенний парк).
  • Какие птицы весной прилетают к нам?(кроссворд)
  • Где зимовали наши птицы?(буклет)

2. Как изменяется жизнь птиц с приходом весны?

  • Сроки прилёта птиц (презентация)
  • Как птицы строят гнёзда (презентация)

3. Как человек помогает птицам весной?

  • 3. Забота птиц о своем потомстве (сообщение) 4. Птичьи голоса(тест).
  • Правила поведения в природе(буклет).
  • Строим домики для птиц(буклет)

Этапы проекта

Название этапа

Сроки

1.Подготовительный

Ученик

20 минут

2.Проектировочный

Педагог

Формулирование основополагающего и проблемного вопросов.

45 минут

3.Практический

3 часа

Создание проблемной ситуации.

Определение тем исследования. Формулирование частных вопросов. Формирование групп. Разработка критериев оценки.

4.Контрольно-коррекционный

5.Заключительный

1,5 часа

Координация работы.

Сбор материала. Создание презентаций и публикаций. Работа над веб-сайтом.

Координация работы.

Самооценка.

1 час

Координация работы.

Представление (презентация) проекта.

Координация работы. Создание портфолио проекта.


  • Визитка проекта
  • Веб-сайт
  • Дидактические материалы
  • Методические материалы
  • Примеры работ учащихся

Анашкина Е.Н. Птицы Ярославской области. Определитель для начинающих. – Ярославль: ООО «Хитон», 2008.

Благосклонов К.Н. Охрана и привлечение птиц полезных в сельском хозяйстве. Учпедгиз. Москва. 1955.

http://www.kalitva.ru/2007/05/26/kak_i_zachem_pticy_vjut_gnezda.html как и зачем птицы гнёзда вьют 24.04.2012

http://www.newizv.ru/2006-03-08/ утки 9.05.2012

http://900igr.net/fotografii/okruzhajuschij-mir/Pereljotnye-ptitsy/020-Kochujuschie-ptitsy.html пернатые

http://virzoo.narod2.ru/ptitsi/lebed/ стая лебедей

Просмотр содержимого презентации
«Сроки прилёта»


Сроки прилёта птиц

Семёнов А., 1 класс


Первыми в родных краях появляются скворцы . Нередко это происходит в конце февраля , но если весна запаздывает, то несколько позже - в начале марта .


за скворцами прилетают вальдшнепы, чибисы, жаворонки, седой дятел.


Вторая половина марта -время прилёта крякв, белых трясогузок,

дроздов.


В конце марта возвращаются серые цапли и журавли,

зяблики, зарянки.


В начале апреля

прилетают белые аисты, гуси, жёлтые трясогузки, чернолобые

сорокопуты. За ними следует сплюшка, горная трясогузка.


В середине - конце апреля настаёт че-рёд кукушек, камыш-ниц, горихвосток, а в конце апреля – козо-доев, городской и

сельской ласточек.


В конце апреля - начале мая прилетают

горлицы, золотистые щурки, перепела, мухоловки, славки.


Последними (в первой декаде мая) прилетают соловьи, иволги,

стрижи, береговые ласточки вертишейки.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама