THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Источник: Painting and varnishing. Wooden Boat Series.
Doug Templin
Сокращенный перевод С.Б.

Что такое полиуретаны

Хотя полиуретановые соединения окружают нас уже довольно давно, они до сих пор представляют собой передовые технологии, потому что за все это время мало что сдвинулось в направлении разработки более прогрессивных лакокрасочных систем.

Сразу после появления первых двухкомпонентных полиуретановых красок за ними закрепилась репутация долговечных, химически- и износостойких, хорошо сохраняющих свой цвет. Они тут же были взяты на вооружение в авиации, где первостепенное значение имеет защита от коррозии, важна эстетика, а стоимость окрасочных работ крайне высока. Зарекомендовав себя в авиации, полиуретановые краски быстро перешли в сферу "морских" лакокрасочных материалов по тем же самым причинам. Следующими на очереди оказались автомобилестроение и сфера промышленных покрытий, где высокая стоимость полиуретанового лакокрасочного покрытия оправдывает себя повышенной стойкостью и долговечностью. На сегодняшний день существует бесконечное множество сфер примененения полиуретанов.

Сам химический процесс отверждения полиуретанов относительно прост. Он представляет собой реакцию двух соединений: одно из них называется изоцианатом, другое - полиолом, или высокомолекулярным спиртом. Изоцианат состоит из химических групп, содержащих атомы азота, углерода и кислорода, соединенных друг с другом особым образом, что придает им высокую реакционную способность. Процесс производства изоцианатов был разработан немецкой фирмой Байер (той, что известна изобретением аспирина), лицензия на производство была продана фирме Monsanto в США. Позднее они приобрели ее акции и создали фирму Mobay Chemical, по сей день производящую самые чистые и высокотехнологичные изоцианаты из существующих.

За прошедшие годы многое удалось улучшить: снизить летучесть изоцианатов, сделать их более безопасными и усовершенствовать характеристики. При том, что само слово "изоцианат" несет зловещий оттенок, оно не имеет никакого отношения к цианиду, известному яду. Изоцианат является раздражителем органов дыхания, а токсичным эффектом обладают его растворители.

Компонент, называемый "полиолом", обычно представляет собой спирт с высокой молекулярной массой с добавкой пигментов, наполнителей, и прочих компонентов, которые все вместе именуются "пигментированной основой". Полиол обладает реакционно-способными гидроксильными группами (ОН), точно такими же, которые имеются в молекуле воды H 2 O (Н-ОН). В спиртах, которые применяются для образования полиуретана, они обладают очень высокой активностью, а их большое количество ведет к образованию многочисленных реакционных пар с изоцианатом и при смешивании компонентов формируется очень плотная трехмерная сетчатая структура.

Количество существующих полиолов так же велико, как и число существующих фирм-производителей лаков и красок, каждый разрабатывался с определенной целью или для заполнения узкоспециализированной ниши рынка. Целями их разработки могут быть экономичность, стойкость к температуре и химикатам, формирование толстой пленки покрытия, защита от коррозии. Те спирты, которые мы применяем в области "морских" лакокрасочных покрытий, разрабатываются в расчете на высокую степень исходного глянца и длительную его стойкость.

Морские полиуретановые покрытия

Давайте поближе взглянем на то, что собой представляют полиуретаны, предназначенные для эксплуатации в "морской" среде. Определенное различие между ними состоит в двух типах применяемых полиолов - теми, что содержат акриловую смолу и теми, у кого основа полиэфирная. Именно смола определяет внутреннюю структуру и позволяет заранее прогнозировать, на что пленка покрытия будет способна, а на что - нет. Системы на акриловой смоле обычно относят к модифицированным полиуретанам, в то время как полиэфирные системы считаются "чисто" полиуретановыми.

Лакокрасочные системы на базе акриловой смолы обычно разрабатываются с расчетом на минимальное время отверждения, достаточно твердую поверхность и способность к полировке. Они более уязвимы перед температурой и химическими веществами, однако это не мешает им доминировать в сфере автомобильной промышленности и прочих транспортных средств, где имеет значение возможность полировки. Акриловые системы, как правило, не обладают такой эластичностью и стойкостью к истиранию, как их полиэфирные собратья.

Среди акрило - модифицированных систем, применяемых для покраски транспортных средств, доминирует система Imron фирмы Дюпон (Dupont) и совершенно очевидно, что она же лидирует и среди подобного типа "морских" систем. Однако в условиях высоко-коррозионной среды и в южных широтах Imron, по-видимому, не может похвастаться таким глянцем и светостойкостью, как полиэфирные системы высокого качества. Поскольку у последних эластичность покрытия бывает выше, мне кажется, что Imron более подходит для металлических и стеклопластиковых лодок, нежели деревянных. Его применению препятствует также тот факт, что при покраске кистью результат нельзя считать удовлетворительным.

Полиэфирные системы чаще можно встретить в сфере реактивной авиации, где стойкость к растворителям и эластичность являются обязательными требованиями. На этом рынке лидирует продукция фирм Sterling (Sterling System), US Paint (Awlgrip), International (Interthane) и Koppers (Z-Spar). Все эти системы имеют полиэфирную основу и довольно сильно отличаются друг от друга, хотя по своим конечным потребительским качествам их можно считать примерно равноценными. У каждой из этих фирм имеется своя марка краски, которую можно наносить при помощи кисти, что привлекает к ним в последнее время довольно широкое внимание.

Условия для окраски

Рассказов о том, как ведет себя та или иная краска, существует великое множество - все мы слышали об удачах и полных фиаско, причем, когда речь шла об одной и той же марке краски. Вполне естественно, что любому из нас хочется добиться хорошего результата при окраске лодки, поэтому следует заранее знать некоторые из важных условий, соблюдение которых поможет этого добиться.

Сухая древесина. Полиуретановые краски можно наносить только на древесину, которая равномерно просушена и находится в состоянии равновесной влажности с окружающей средой. На ее поверхности не должно быть участков проявления повышенного содержания влаги, выдающих себя вздутием и пузырением. Если эмалевая краска держится на корпусе всего один сезон - вероятной причиной может быть именно повышенная влажность древесины. С влажной древесиной у вас ничего не получится и с полиуретановыми красками.

Подходящий кандидат для нанесения полиуретановой краски - это здоровая древесина, хорошо высушенная и стабильная в размерах, хотя на практике больше шансов получить хороший результат с древесиной лиственных пород. Проблемы могут возникнуть с древесиной типа смолистой сосны, у которой многочисленные сучки постоянно "слезятся".

Жесткая основа. Если корпус или рубка вашей лодки испытывает значительные деформации на сдвиг между поясьями обшивки, использовать полиуретановые краски там нельзя. Чем старше возраст лодки, тем более ослаблен ее крепеж и тем, вероятно, больший сдвиг друг относительно друга испытывают доски обшивки. Это может быть вызвано динамическими нагрузками, возникающими при движении лодки в водной среде, или просто при перемещении лодки из очень жаркого климата в очень холодный, из очень влажного в сухой и наоборот.

Любой корпус, со швами которого это происходило в прошлом, гарантированно поведет себя аналогичным образом с любой краской, будь то полиуретановая или масляная, сокращая тем самым предполагаемый срок ее службы. Когда в покрытии начинают появляться трещины, оно теряет свою целостность, начинает пропускать под себя воду и более не выполняет свою функцию.

Если поставлена цель добиться от полиуретановой краски максимального срока службы, она должна наноситься только на такую деревянную лодку, которая не подвержена изгибающим деформациям - это может быть качественно обшитый вгладь корпус в идеальном состоянии, лодка с реечной обшивкой и проклеенными смолой швами, корпус с обшивкой из фанеры, с диагональной обшивкой или оклеенный стеклотканью.

Пазы обшивки с разладкой (клиновидным пазом), оставленные открытыми и заполненные шпаклевкой, представляют собой наиболее вероятное место развития сдвиговых деформаций даже на самых крепких корпусах. Не всем владельцам такого рода пазы доставляют эстетическое удовлетворение, однако если они там есть, то это только для пользы. К сожалению, эти V-образные пазы скрывают начинающиеся микротрещины в покрытии, которые с ними гораздо менее заметны, чем на корпусе, у которого соседние доски стыкуются заподлицо.

Плотность соединений. Деревянный корпус необходимо тщательно обследовать, чтобы убедиться в том, что все торцевые и усовые стыки, пазы и трещины плотно заделаны и предотвращен доступ воды к несущим элементам конструкции корпуса, где она может проникать вдоль зазоров и по волокнам древесины. Ничто не разрушает лакокрасочное покрытие быстрее, чем впитывающаяся вода и нередко этот процесс проходит незамеченным наивными владельцами деревянных лодок, которые в конце концов с беспокойством обнаруживают неприглядные пузырения краски в местах, где вода проникла под поверхность. Полимерная пленка противостоит этому не более чем обычная масляная эмаль, фактически - она даже более уязвима, потому что влага изнутри, пытающаяся выйти на поверхность, не в состоянии пройти сквозь непроницаемую пленку полимера, как это происходит в случае менее плотной пленки эмалевого покрытия. Поэтому влага имеет свойство отрывать пленку от поверхности, образуя в этом месте пузырь.

О безопасности

Полиуретановые и эпоксидные покрытия, как правило, содержат в своем составе более токсичные компоненты, чем обычные эмали. К последним следует относиться также с долей осторожности, потому что производители постоянно работают над их усовершенствованием и современные эмали могут содержать грунтующие составы, растворители и разбавители, которые так же токсичны при вдыхании или попадании на кожу, как и те, что мы находим в полиуретановых лакокрасочных материалах. Эпоксидные составы, как всем известно, содержат множество компонентов, способных вызывать кожную аллергию и другие реакции. Следует избегать попадания их на кожу и работать только в средствах защиты органов дыхания - как минимум в плотно прилегающем респираторе со свежими фильтрами с активированным углем.

При нанесении полиуретановых красок из краскопульта изоцианатный компонент полиуретана превращается в аэрозоль и без труда может попасть в легкие человека. При окраске кистью этот процесс не так выражен, поскольку большой молекулярный вес изоцианата не дает его молекулам активно испаряться. Независимо от выбранного способа нанесения, человек при работе с полиуретановыми красками подвергается воздействию содержащихся в них сильных и токсичных растворителей, которые легко улетучиваются и оказываются в легких. Нужны средства индивидуальной защиты.

При работе на открытом воздухе необходимую защиту может обеспечить респиратор с угольным фильтром. Если вы являетесь обладателем бороды, то должны понимать, что добиться плотного прилегания маски будет сложно и такого рода респиратор не обеспечит вам должной защиты. При работе в тесном контакте с полиуретаном, если у вас борода или если требуется более надежная защита - следует пользоваться респиратором с избыточным давлением и подачей воздуха извне. Респиратор и перчатки обязательно должны быть на вас во время смешивания, нанесения краски и чистки от ее химических компонентов. Если в какой-то момент вы почувствовали в респираторе запах краски, концентрация токсичных веществ в воздухе представляет опасность и требуется принятие мер. Не забывайте читать гигиенические сертификаты (MSDS) на все применяемые вами химические продукты, не ограничивайтесь чтением только того, что написано на этикетке.

Нанесение полиуретановых красок

Полиуретановые лакокрасочные материалы представляют собой тонкие, прочные и обладающие высоким глянцем покрытия, которые смотрятся наилучшим образом только будучи нанесенными на идеально гладкую поверхность (неважно, краска это или лак). Даже самые мизерные царапины толщиной с волос будут проглядывать сквозь пленку. Поэтому подготовка поверхности под окраску имеет не меньшее значение чем сам процесс окраски, который, в свою очередь, протекает по-разному для краски и для лака.

Если старое эмалевое покрытие лодки не имеет повреждений и пребывает в хорошем состоянии, оно прекрасно подходит в качестве основы для нанесения полиуретановой краски и требуется только зашкурить его с зерном 180, отшлифовать до блеска и перед окраской загрунтовать полиуретановым грунтом. Следует очень критично оценить состояние существующего покрытия. Если эмаль находится не в очень хорошем состоянии, намного лучших результатов вы сможете добиться, удалив всю имеющуюся краску до чистой древесины и начав все "с нуля".

Существует два наиболее известных метода подготовки поверхности, оба включают в себя нанесение эпоксидных материалов поверх чистой древесины. Первый способ состоит в использовании для защиты древесины и заполнения ее текстуры любой приличной водостойкой эпоксидной смолы, не содержащей наполнителей, типа ChemTech, ColdCure, Detco, System3, Travaco или West System (названия даны в алфавитном порядке). Два или три ее слоя можно нанести при помощи валика, затем обработь грубой шкуркой и помыть согласно рекомендациям производителя. Это и будет основа для грунтов, наносимых впоследствии.

В качестве альтернативного способа чистую поверхность древесины можно покрыть несколькими слоями эпоксидного грунта, используя для этого кисть, валик или краскопульт (если он и у вас есть и вы владеете опытом его применения). Слои грунта наносятся и шлифуются друг за другом до тех пор, пока не будут заполнены заподлицо с поверхностью все впадины и провалы. Эпоксидные смолы, наносимые в виде толстого слоя, обладают очень высокой прочностью и плохо поддаются шлифовальной обработке, однако именно эта их особенность позволяет упрочнить поверхность древесины и снизить ее восприимчивость к ударам и царапинам. Хорошо подумайте, прежде чем воспользоваться эпоксидными грунтами, поверхность которых легко шлифуется - у них очень низкая стойкость к ударам. Следует запомнить простую вещь: то, что легко шлифуется, так же легко будет восприимчиво к вмятинам, а наибольшей прочностью будет обладать тяжелая в обработке поверхность.

При нанесении эпоксидных грунтов валиком получается покрытая заметной пупырчатой текстурой поверхность, которую довольно сложно гладко отшлифовать. Заметно сэкономить время позволил бы в этой ситуации краскопульт в несколько проходов. Грунт при этом выравнивается сам собой и необходимая толщина набирается в более сжатые сроки.

После того как поверхность древесины будет надежно защищена (а лучше всего эту функцию выполняют эпоксидные смолы), следующим шагом должно стать шпаклевание поверхности. Шпатлевку для этого можно приготовить самим из эпоксидной смолы, микросферы и аэросила, нанося ее при помощи шпателя. Можно также воспользоваться шпаклевками низкой плотности заводского изготовления.

Когда зашпаклеванные места обработаны шкуркой на терке, отшлифованы и заметные впадины отсутствуют, вся ошкуренная поверхность должна быть вновь покрыта эпоксидным грунтом, чтобы закрыть поры микросфер, разрушенных при шлифовке. После грунтования валиком, кистью или краскопультом и последующей сушки поверхность следует обработать шкуркой с зерном 100-150.

Эпоксидные грунты для улучшения розлива по поверхности содержат в своем составе растворители, которые по мере отверждения состава улетучиваются из высыхающей пленки. При испарении растворителей с поверхности пленка покрытия получает усадку, и этот процесс продолжается до их полного испарения. Поэтому не стоит спешить со шлифовкой толстого слоя эпоксидного грунта (особенно в холодную погоду), а тем более, если слоев было нанесено несколько и не дожидаясь полного улетучивания растворителей из предыдущего слоя.

Эпоксидные шпатлевки, содержащие мелкодисперсные наполнители (типа Interlux Red Hand), также могут быть использованы для заделки остающихся пор древесины и незначительных царапин. Поверхность после них обрабатывают шкуркой с зерном 150-180.

Я не советую использовать для заделки дефектов поверхности деревянной лодки автомобильную полиэфирную шпатлевку. Полиэфирная смола является впитывающим воду материалом, а эти шпатлевки очень пористые и содержат в своем составе значительное количество растворителя, при изменении окружающей влажности они имеют свойство давать усадку и набухать.

Даже теперь все еще рано приступать к нанесению краски. Пришло время для финишного грунта. Я предпочитаю использовать для этих целей полиуретановый грунт Sterling U-1000, разбавленный до необходимой консистенции в зависимости от способа нанесения (кистью, валиком или краскопультом). Это быстросохнущий полиуретан, он достаточно эластичен, обладает отличной адгезией ко всем типам поверхностей и прекрасно шлифуется. Его надо нанести гладким слоем, годящимся для финишного шлифования с зерном 220.

После финишного шлифования качество подготовленной поверхности проверяется, проводя по ней кончиками пальцев - прикосновение не должно выявлять осязаемых дефектов. Идеальному покрытию нужна идеальная основа.

И вот теперь, наконец, все готово. Пигментированная основа краски смешивается с катализатором, обычно к ним добавляется еще небольшое количество акселератора для ускорения отверждения пленки. Акселератор также позволяет избежать помутнения глянца, что может иметь место при работе на улице, когда неполностью отвержденная поверхность вступает в контакт с повышенной влажностью.

После смешивания дайте краске 30-45 минут на то, чтобы запустилась реакция и началось формирование структуры полимера. Это поможет пленке покрытия вести себя более предсказуемым образом после нанесения на поверхность.

По истечении этого времени в краску добавляется разбавитель, количество и марка которого зависит от климатических условий и способа нанесения краски (кисть или краскопульт). Разбавлять краску необходимо, иначе гарантирован плохой ее розлив. Чрезмерное добавление разбавителя не позволяет достичь нужной толщины пленки и сокращает продолжительность сохранения краской глянца в будущем.

Для работы используйте хорошую кисть - не обязательно самую дорогую, а комбинированную, из свиной щетины и бычьей шерсти типа Corona, Redtree, Linzer, либо более дорогие Hamilton, если вам того хочется. Держите их всегда несколько штук в наличии, потому что скорее всего одной дело не обойдется.

Кисти следует тщательно чистить сразу после работы, затем ополоснуть и очистить скребком или металлической щеткой для удаления всех следов отвержденной краски. Кисть следует несколько раз прополоскать в растворителе с отжиманием после каждого раза. Как правило, после двухдневного использования кисть более не годна для нанесения финишного слоя из-за скопления отвержденной краски у ее обоймы. Отложите ее - она может еще пригодится для нанесения грунтов.

Работая на окраске больших площадей вроде стен рубок и бортов, мы пришли к выводу, что идеальным инструментом для нанесения полиуретановой краски являются поролоновые валики с фенольным покрытием (для защиты от растворителя). Один человек при помощи валика накатывает участок размерами от края до края по вертикали и 30-45 см по горизонтали, умеренно окуная валик и распределяя краску в виде тонкого слоя. Его напарник с кистью идет сразу следом и флейцует поверхность двумя-тремя движениями в вертикальном и горизонтальном направлении. Некоторые утверждают, что последним движением флейца должно быть вертикальное, поскольку при этом получается меньшее количество наплывов и подтеков. Другие следуют более традиционной технике, проводя последний раз флейцем в направлении линии борта. Мне кажется, что при завершающем вертикальном движении флейца подтеки ликвидируются все-таки лучше. По ходу работы, если краска начинает казаться вам инертной, может потребоваться дополнительное ее разбавление, как и в случае работы кистью с обыкновенной эмалью.

После первого прохода всей поверхности и напыления связующего слоя покрытие должно иметь хороший глянец без помутнений. Краски надо наносить столько, чтобы при розливе она давала красивую зеркальную поверхность. Многие материалы, будучи нанесенными в виде слоя подобной толщины за один раз, быстро образуют подтеки.

Необходимо подождать, пока первый слой краски не встанет до состояния "на отлип" (от получаса до часа), после чего нанести второй слой. Он также должен быть такой толщины, чтобы спустя несколько минут после нанесения поверхность краски вытягивалась и приобретала красивый глянец. Два прохода краскопульта, как правило, позволяют достичь достаточной толщины покрытия.

Различные декоративные полосы могут наноситься на окрашенную поверхность как только краска приобретет достаточную твердость, чтобы ей не повредил малярный скотч. Обычно это возможно уже на следующий день после окраски, хотя в условиях холодного климата времени может потребоваться больше.

Чистка инструмента легко производится растворителем МЭК, не забывайте при этом про перчатки и респиратор.

Нанесение полиуретанового лака

У нас имеется огромный опыт нанесения полиуретановых лаков в любых ситуациях, и мои советы отражают некоторые важные основы, накопленные ценой многих лет экспериментов и неудач.

Как и в случае с краской, нашей целью является получение сплошной пленки на твердой сухой поверхности. Однако в ситуации с лаком приходится также учитывать эффект воздействия солнечного излучения на древесину. Лучше всего покрывать полиуретаном уже имеющееся лаковое покрытие достаточной толщины. Янтарного цвета частицы и ингибиторы ультрафиолета, содержащиеся в лаке, предохраняют поверхность древесины от разрушения. Сам по себе лак не обладает достаточной твердостью, его поверхность легко царапается и под воздействием солнца быстро мутнеет. В противоположность ему, полиуретан тверд, обладает высоким глянцем и очень стоек к царапинам. Он защитит лак и объединит полезные свойства того и другого покрытия. Эта комбинация, по нашим наблюдениям, продлевает срок службы обычного лака не менее чем в 4-5 раз, причем речь идет о таких регионах, как Флорида, Южная Калифорния или тропики.

После того как на поверхности древесины получена пленка обычного лака нужной толщины, позволяющая скрыть дефекты поверхности (обычно это порядка восьми слоев), дайте последнему слою высохнуть и набрать твердость. Отшлифуйте поверхность шкуркой с зерном 220 и покройте ее двумя-тремя слоями прозрачного полиуретанового лака, желательно в течение двух-трех дней, по одному слою в день. Перед нанесением последующего слоя поверхность шлифуется только для удаления прилипших пылинок и устранения незначительных дефектов. Пленка лака не обладает химической стойкостью по меньшей мере 48 часов после нанесения, поэтому если следующий слой лака будет наноситься в этом интервале времени, шлифовать всю поверхность не требуется. Если с момента нанесения полиуретанового лака прошло более двух суток, поверхность следует тщательным образом зашкурить до полного устранения глянца.

Подобным способом мы успешно покрывали полиуретановым лаком тик, дуб, ель, сосну, кедр, розовое дерево, падук, эвкалипт, ясень и многие другие породы древесины. Внутри корпуса, где отсутствует ультрафиолетовое излучение, полиуретановый лак можно наносить непосредственно на поверхность древесины, что позволяет создать практически нерушимую "броню" на поверхности деревянных настилов, рундуков, камбуза и во многих других местах, подверженных интенсивному износу.

Из-за того, что нет ничего проще, чем отмыть глянцевую поверхность полиуретана, мы пробовали покрывать им (с непременным успехом) трюмы, моторные отсеки и полированные латунные детали. Полиуретановый лак хорошо зарекомендовал себя в виде защитного покрытия эпоксидной смолы на корпусах с ламинированной диагональной обшивкой. Полиуретан снижает вызванные солнечным излучением окислительные процессы в эпоксидной смоле и ее меление.

Уход и ремонт

Уход за окрашеной линейным полиуретаном поверхностью прост - время от времени мыть ее водой с мылом. Въевшаяся смазка, масло, краска с бортов других лодок, буев и причалов легко удаляется с поверхности полиуретана сильными растворителями без причинения вреда полиуретановой пленке.

Внимательно следите за появлением любых трещин и вмятин в покрытии, куда может попасть вода и незамедлительно осуществляйте их ремонт. Помните - вода ни в коем случае не должна проникнуть под пленку.

После завершения всей душераздирающей истории с покраской неизбежному все-таки суждено случиться. Столкновение с буем, действия неосторожного рулевого или образование пузыря ведут к тому, что блистательный облик лодки постепенно перестает быть центром всеобщего внимания.

Небольшую царапину или скол можно ликвидировать, смешав небольшое количество пигментированной основы краски с катализатором. Дайте ей постоять около часа после смешивания, чтобы она приобрела более густую консистенцию. Затем возьмите маленькую кисточку и с ее помощью заполните место дефекта. При необходимости повторите эту процедуру несколько раз до заполнения царапины заподлицо с поверхностью.

Более значительные царапины могут быть исправлены профессиональными малярами, владеющими краскопультом. При этом место ремонта будет едва отличаться визуально. Ремонт поврежденного участка осуществляется (желательно) с применением эпоксидной шпатлевки, окружающая участок поверхность заклеивается для защиты. Поверхность грунтуется очень тонким слоем из краскопульта, шлифуется и красится. Если не заливать краской всю открытую площадь вплоть до заклеенной границы, можно будет избежать неприглядного перехода. После пары дней на высыхание поверхности сухие частицы аэрозоля вдоль периметра участка слегка шлифуются 1500-м зерном (сухим или влажным), затем полируется самым мелкозернистым полировальным составом, и в завершении - полиролью для оргстекла. После этого поверхность приобретает практически идеальный вид.

Владелец может своими силами выполнить ремонт поврежденного участка при помощи кисти. По своему уровню это будет выглядеть приблизительно как в случае ремонта с применением обычной эмалевой краски и не будет так малозаметно, как описанный выше профессиональный метод. Лучших результатов мне удавалось добиться, обрабатывая периметр свеженанесенного участка сухой кистью, стараясь сгладить его заподлицо с прежним, насколько это возможно. Если все сделано правильно, такого рода заплатки едва заметны с расстояния в несколько футов.

Есть ли в этом польза?

Если лодка пребывала в нормальном состоянии, а подготовка, сама покраска и последующий уход осуществлялись правильно - полиуретановое покрытие способно прослужить вам 3-5 лет. В течение этого срока окрашенная поверхность будет легче мыться и более противостоять царапинам и абразивному износу, чем обычное эмалевое покрытие. Грязь, масло и топливо будут приставать к ней гораздо меньше, а цвет сохраняться более ярким и живым. Убытки в виде в два раза больших расходов на покраску обращаются выигрышем уже на третий год, даже если учитывать только стоимость материалов.

Все мы знаем, насколько трудоемким может быть процесс поднятия и покраски лодки, поэтому уже спустя два года полиуретановая лакокрасочная система начинает себя окупать. Разница в трудозатратах при грунтовании и окраске полиуретаном поверх прочного существующего покрытия совсем невелика по сравнению с обычной эмалью. Если же начинать все с нуля, т.е. с голой древесины - стоимость окраски окажется, бесспорно, дороже. Однако, с учетом того, что за последующие лет десять перекрашивать лодку придется всего раз или два, легко посчитать экономию. Поэтому не стоит впадать в депрессию от подсчета стоимости необходимых для этого материалов, примите во внимание и потенциал возможностей полиуретана.

Союз дерева с полиуретаном может оказаться наилучшей комбинацией. Результат работы получается совершенно великолепен и по долговечности намного превышает традиционные "яхтенные" эмали. Таково мое мнение об упаковке дерева в "пластмассу".


Количество показов: 6132

Важность растворителей и их роли в работе не только по дереву вынуждает любого домашнего мастера лучше знать их типы, виды и свойства, а также то из чего они сделаны.

Хотя термины «растворитель» и «разбавитель» часто используются как синонимы, эти жидкости имеют совершенно разные свойства. (Тем не менее, для упрощения будем преимущественно использовать слово «растворитель».) Растворитель – это жидкость, растворяющая твердые вещества, например высохший лак. Разбавитель – жидкость, которой разбавляют морилку, краску или лак для снижения вязкости.

Иногда жидкость только разбавляет отделочный состав; в других случаях она способна не только разбавить лак, но и растворить высохшую пленку покрытия. Например, уайт-спиритом можно разбавить густой алкидно-масляный или полиуретановый лак, но после высыхания эти лаки в нем уже не растворяются. Напротив, спиртом-денатуратом можно и растворить, и разбавить шеллак (см. таблицу в конце статьи).

Научитесь разбираться в этих веществах, без которых невозможно большинство способов отделки. Сначала объединим все жидкости в основные группы и узнаем, чем одна группа отличается от другой. Затем рассмотрим входящие в каждую группу жидкости и выясним различия между ними. Познакомившись с основными свойствами, можно понять, как работают комплексные разбавители, состоящие из разных веществ.

Основные группы растворителей

Не будем сейчас рассматривать специальные растворители, входящие в состав смывок для лаков и красок, а также воду, которая используется для разбавления отделочных средств на водной основе и растворяет водные красители. Кроме них существуют пять основных групп растворителей, применяемых в отделочных процессах: нефтедистилляты (продукты перегонки нефти), спирты, кетоны, эфиры и гликолевые эфиры.

Скипидар можно было бы причислить к шестой группе, но он по рабочим свойствам очень близок к нефтедистиллятам, и его лучше включить в их группу. Каждая из пяти групп имеет свои особенности. Самыми распространенными являются нефтедистилляты, называемые также углеводородами, так как молекулы этих веществ состоят из атомов углерода и водорода. Входящие в данную группу жидкости получают способом разделения нефти на фракции при различных температурах. Скипидар также является продуктом перегонки, но вместо нефти сырьем для его получения служит смола хвойных деревьев.

Нефтяные дистилляты применяются для растворения и разбавления воска, масел и лаков на масляной основе (в том числе и полиуретановых). Многие из них (например, уайт-спирит, керосин, вазелиновое масло и парафин) обладают свойствами, которые делают их похожими на воск или масло, и часто используются как компоненты смазочных вещество и составов для ухода за мебелью. Менее маслянистые дистилляты, такие как толуол или ксилол, легко удаляют масляные и смазочные вещества и применяются для обезжиривания.

Все нефтедистилляты и скипидар можно смешивать в любых пропорциях. По сравнению с уайт-спиритом скипидар более маслянист и медленнее испаряется. Толуол и ксилол входят в состав сложных (комплексных) растворителей и разбавителей для лака, смывок для акриловых красок и разбавителей для некоторых двухкомпонентных лаков. С их помощью можно удалить даже высохший клей ИВА. Нефтедистилляты используются и для разбавления промышленно выпускаемых морилок на масляной основе.

Спирты применяются как разбавители и растворители шеллака и спиртовых красителей, а также в качестве компонентов разбавителей для лаков. В качестве растворителей и разбавителей для нитроиеллюлозных лаков и красок используются кетоны и эфиры.

Гликолевые эфиры (например, целлозольв – торговое название этилен-гликоля) также разбавляют и растворяют нитролак и часто используются как связывающая добавка в морилках и отделочных составах на водной основе. Благодаря этим растворителям латексные частицы состава соединяются и образуют на поверхности древесины защитную пленку после того, как из покрытия испарится вода.

Различия внутри каждой группы

Сущность различий между жидкостями каждой группы одинакова: чем меньше молекулы вещества, тем быстрее они улетучиваются (испаряются), и наоборот, жидкость, состоящая из больших молекул, высыхает медленно. Кроме того, крупные молекулы после высыхания часто оставляют на поверхности жирный или восковой налет, а молекулы меньшего размера улетучиваются, как правило, без следа. Наглядно представить различия веществ одной группы, с которыми чаще всего приходится иметь дело, поможет схема «Нефтяные дистилляты». Самые маленькие молекулы в этой группе имеет метан, который испаряется так быстро, что при обычной температуре находится в газообразном состоянии.

Следом за метаном по степени увеличения размеров молекул идут этан, пропан, бутан и т.д., вплоть до октана – быстро испаряющейся жидкости, служащей главным компонентом автомобильного топлива. Затем следуют сольвент и уайт-спирит (нефтяной сольвент менее маслянист и быстрее испаряется, чем уайт-спирит). Толуол и ксилол – летучие жидкости с резким запахом – получают из сольвента и уайт-спирита. Производители выделяют толуол и ксилол, а остаток продают как уайт-спирит без запаха, который слабее обычного уайт-спирита, но в нем растворяется воск и он пригоден для разбавления масел и масляных лаков. Толуол и ксилол испаряются очень быстро, не оставляя следов. Следующая жидкость с еще более крупными молекулами – керосин. Он очень маслянист и почти не испаряется при комнатной температуре. После керосина идет минеральное масло, обладающее всеми свойствами настоящих масел, которые практически не испаряются. И, наконец, нефтяной воск, или парафин, – один из главных продуктов перегонки нефти. При комнатной температуре он представляет собой не жидкость, а твердое вещество, плавящееся при нагревании.

Итак, мы перечислили практически все основные вещества, входящие в группу нефтяных дистиллятов. Спирты, кетоны, эфиры и гликолевые эфиры различаются между собой точно так же – чем меньше молекулы, тем быстрее они улетучиваются, а жидкости, состоящие из крупных молекул, испаряются медленно. Из этих четырех групп только спирты и кетоны доступны и широко применяются в отделке. В группе спиртов метанол (древесный спирт) испаряется наиболее быстро, намного быстрее, чем этанол – спирт, содержащийся в алкогольных напитках и называемый также винным спиртом. Этанол как пищевой алкоголь облагается высокими акцизными пошлинами, и, чтобы избежать налогообложения, в него добавляют ядовитые вещества (обычно метанол), делая его непригодным для питья. Такую смесь называют спиртом-денатуратом или растворителем для шеллака. Метанол сам по себе сильно ядовит, и работать с ним следует только на улице или в специальной окрасочной камере с мощной вентиляцией.

В группе кетонов ацетон испаряется быстрее, чем метил-этилкетон (МЕК). Остальные кетоны улетучиваются медленно. Распознать растворитель можно с помощью суффикса в его названии. Спирты имеют суффикс «-ол» (метанол, этанол), кетоны – суффикс «-он» (ацетон, метилэтилкетон), эфиры -суффикс «-ат» (метилацетат, этила-цетат и т. п.). В названиях жидкостей из группы гликолевых эфиров, как правило, присутствует слово «эфир». Но не дайте всем этим названиям ввести вас в заблуждение или обмануть. В большинстве случаев вам требуется только вспомнить о пяти основных группах, каждая из которых применяется для растворения или разбавления определенных веществ. Внутри каждой группы различия между входящими в нее жидкостями не столь существенны и заключаются, в основном, только в скорости их испарения.

Растворитель для нитролака

Ознакомившись с главными свойствами различных групп, вы сумеете понять, как действует комбинированный растворитель для нитронеллюлозных лаков. Являясь смесью нескольких веществ, он может иметь различную скорость испарения, и его свойства зависят от состава и пропорции входящих в него компонентов.

Основное вещество лака – минные молекулы нитроцеллюлозы, при сильном увеличении под микроскопом похожие на спагетти. Чтобы они не слипались друг с другом и удобнее было наносить лак методом распыления, требуется большое количество жидкости. Если молекулы сталкиваются, находясь слишком близко друг к другу, лак становится вязким, и при его нанесении распылением на поверхности пленки образуется так называемая шагрень, напоминающая кожицу апельсина.

Для нанесения распылителем лак не должен быть вязким; достаточно небольшого количества растворителя, чтобы отделить нитроцеллюлозные молекулы друг от друга. В составе растворителя для нитролаков обычно содержится около 40-50% активного вещества, являющегося растворителем молекул лака: ацетона, эфира или гликолевого эфира. Остальное может быть любой жидкостью, служащей своего рода «разбавителем для растворителя». Обычно используются нефтедистилляты, которые не растворяют лак, а только разбавляют его еще больше. Эти жидкости, как правило, относительно дешевы и позволяют снизить цену комбинированного растворителя для нитролаков. Примерно 50-60% такого комбинированного растворителя составляет разбавитель. Чаше всего применяются толуол, ксилол или их смесь, а иногда в состав растворителя входит нефтяной сольвент. Стоимость комбинированного растворителя удается снизить еще больше, заменив часть активного растворителя спиртом, чаше метиловым. Хотя спирты сами по себе не растворяют нитролак, они резко снижают его вязкость, будучи смешаны с ацетоном или другим активным растворителем. Поэтому в комбинированных растворителях кроме активного растворителя и разбавителя часто содержится немного спирта, служащего так называемым латентным (скрытым) разбавителем.

Зная эти свойства, можно выяснить, что продается под названием смывки для нитролака и шеллака, которую часто используют любители для обновления отделочных покрытий мебели. Как правило, это обычный комбинированный растворитель. Вы сможете убедиться в этом, прочитав названия компонентов на этикетке. Для использования в качестве разбавителя нитролака комбинированный растворитель должен иметь тщательно подобранный состав. Необходимо достаточное количество активного растворителя и латентного разбавителя, чтобы полностью растворить молекулы нитроцеллюлозы. В противном случае молекулы слипаются в крошечные комочки, и на лаковой пленке часто образуется белесый налет, хорошо известный многим столярам, использующим для отделки нитролак. Если вы столкнулись с этим явлением и нанесенный лак побелел, исправить ситуацию поможет легкая шлифовка высохшей лаковой пленки и распыление поверх нее растворителя, который вернет ей блеск и прозрачность. (Поступающие в розничную продажу комбинированные растворители, как правило, содержат недостаточный процент активного растворителя. Для успешного исправления побелевшей пленки нитролака рекомендуем добавить в покупной растворитель немного чистого ацетона, чтобы полностью растворить частицы лака.)

Производители часто заявляют, что для работы с их нитролаком подходит только выпускаемый ими комбинированный растворитель. Однако если у вас не возникает проблем с поведением лаковой пленки, то нет причин переходить на рекомендованный производителем растворитель. Если вы наносите нитролак с помощью распылителя, то наверняка успели заметить его уникальное свойство хорошо удерживаться на вертикальных поверхностях. Он не стекает вниз, как масляный лак, шеллак или водные составы, и при аккуратной работе потеки не образуются. Причина этого свойства кроется в длинных молекулах нитроцеллюлозы и быстром испарении разбавителя. Как только струя разбавленного лака вылетает из сопла окрасочного пистолета и превращается в мельчайшие капельки тумана, разбавитель испаряется, и молекулы снова начинают слипаться друг с другом. Достигнув поверхности изделия, лак приобретает большую вязкость и не стекает. Оставшегося растворителя хватает лишь на выравнивание лаковой пленки, затем и эти остатки испаряются.

Процентное содержание активного растворителя в продукции разных производителей может быть различным; по этой причине свойства комбинированных растворителей могут сильно отличаться, так как на них влияет, главным образом, скорость испарения активного растворителя. Продающиеся комбинированные растворители можно условно разделить на три категории: стандартные растворители для нитролака и нитроэмали, испаряющиеся с «нормальной» скоростью; так называемые выравнивающие, которые испаряются медленнее стандартных; и быстрые (продающиеся обычно в магазинах автокосметики), улетучивающиеся быстрее всех остальных. К сожалению, у производителей не существует обязательных стандартов, поэтому приходится экспериментировать, подбирая комбинированный растворитель с оптимальной скоростью испарения среди всех трех категорий. Однако, смешивая растворители из разных категорий, можно добиться желаемого результата. В нормальных условиях (при температуре 24°С и влажности воздуха 40%) скорость испарения стандартного комбинированного растворителя оптимальна, но в холодную погоду (5°-15°С) разбавленный этим растворителем нитролак высыхает очень медленно. При длительной сушке на поверхность лаковой пленки успевает осесть больше пылинок, и они внедряются в лак. Процесс отделки существенно замедляется. Ускорить высыхание можно с помощью быстрого растворителя или его частичного добавления к стандартному. В жаркую погоду капельки нитролака просто не успевают растечься по поверхности, чтобы образовать ровную пленку. Порой они могут даже высыхать в воздухе прежде, чем лягут на поверхность.

Покрытие получается шершавым и тусклым. Если окружающий воздух не только жаркий, но и влажный, капельки лака захватывают влагу, и пленка покрытия становится белесой. Можно избавиться сразу от трех проблем (плохого распыления, преждевременного подсыхания и белёсости), используя медленный растворитель или добавив его в стандартный. Если вы живете в очень влажном климате и используемый вами медленный растворитель не помогает избавиться от повеления лака, испытайте продукцию других производителей, чтобы найти более подходящий. Медленные растворители можно использовать для борьбы с шагренью, для нанесения лака кистью, а также для отделки сложных изделий, например стульев или внутренних стенок шкафов и ящиков, когда часть лака оседает на уже высохших поверхностях. Добиться оптимального результата с комбинированными растворителями часто удается только с помощью экспериментов, так как производители не информируют о скорости испарения их растворителей, и время сушки нитролакового покрытия приходится определять метолом проб и ошибок. Но, имея некоторый опыт и используя одни и те же марки растворителей, вы сумеете полностью контролировать процесс отделки.

Безопасность при работе с химическими растворителями и разбавителями

В последние годы появляется все больше отделочных составов на водной основе и безопасных смывок, и это заставляет многих внимательнее присмотреться к органическим растворителям и их влиянию на окружающую среду. Несомненно, будущее столярной отделки – за водными составами, но для полного перехода требуется время. Тем не менее правильное использование и хранение растворителей остается острой проблемой для небольших мастерских.

В самом деле, многие ли из нас осознают, что пары растворителей являются более серьезной угрозой, чем жидкости? Узнав некоторые сведения, вы будете внимательнее относиться к потенциально опасным веществам и сможете уменьшить риск до минимума.

Уайт-спирит – жидкий продукт перегонки нефти, использующийся как разбавитель и средство для удаления воска и масел, а также промывки кистей. Он снижает вязкость, обеспечивая более глубокое проникновение в древесину и ускоряя высыхание составов на масляной основе. По скорости испарения занимает промежуточное положение между медленно испаряющимся скипидаром и быстро улетучивающимся сольвентом. Почти не имеет запаха, что затрудняет определение избыточного количества его паров в воздухе. К счастью, уайт-спирит считается одним из самых безопасных растворителей.

Скипидар – жидкость, получаемая при перегонке смолы хвойных деревьев. Используется как разбавитель и чистящее средство для удаления масляных загрязнений. Из-за медленного высыхания может быть предпочтительнее уайт-спирита в некоторых случаях. Обладает сильным неприятным запахом. При попадании на кожу относительно безопасен, за исключением людей с повышенной чувствительностью. Однако он пожароопасен и иногда может воспламеняться самопроизвольно. Никогда не храните в мастерской тряпки, пропитанные скипидаром, даже смоченные водой.

Нефтяной сольвент – быстро испаряется, что в некоторых случаях может быть полезным, но при этом он также легко воспламеняется. Помните главное правило: если растворитель быстро испаряется, он имеет низкую температуру вспышки, поэтому пожароопасен. Не пользуйтесь в помещении легковоспламеняющимися жидкостями, такими как сольвент или комбинированный растворитель, пары которых могут вспыхнуть от малейшей искры в электрической розетке или выключателе. Сольвент обычно используется для удаления следов воска и масла, а также для размягчения и полировки мастики на основе шеллака.

Растворители для нитролака – смесь нескольких жидкостей, свойства которой различаются в зависимости от марки. Для лучшей совместимости обычно рекомендуется использовать вместе растворитель и лак одного производителя. Растворители имеют резкий запах, и это делает работу с ними неприятной. Будучи добавленными в нитролак, они улучшают растекаемость и выравнивание пленки покрытия, делая блеск более равномерным. Они также обеспечивают лучшую адгезию из-за более глубокого проникновения в древесину и ускоряют высыхание. Как и сольвент, не рекомендуются к применению в помещениях из-за высокой пожароопасности.

Метанол – очень эффективный растворитель и разбавитель шеллака и других составов на спиртовой основе, но он вызывает коррозию многих металлов и порчу уже готовых покрытий. Несмотря на отличные рабочие свойства, это один из самых опасных растворителей. Для безопасности его лучше заменять этиловым или изопропиловым спиртом. Метанол, как и метиленхлорид, требует очень осторожного обращения. Обычные угольные фильтры респираторов не задерживают пары этих растворителей. При покупке респиратора выясните, предназначен ли он для работы с этими веществами. Помните – не все респираторы одинаковы.

При работе с любыми органическими растворителями и разбавителями соблюдайте правила пожарной безопасности и личной гигиены, чтобы не подвергать риску свои здоровье и жизнь. Сделайте мастерскую местом, где можно работать, не опасаясь неприятностей.

Каким растворителем что разводить, разбавлять – таблица

ВЕЩЕСТВО

РАСТВОРЯЕТ

РАЗБАВЛЯЕТ

Уайт-спирит

Сольвент

Скипидар

Воск

Воск

Масло

Масляный лак

Полиуретан

Толуол

Ксилол

Воск

Покрытия на водной основе

Воск

Масло

Масляный лак

Полиуретан

Модифицированный лак

Спирт

Шеллак

Шеллак

С помощью лака можно подчеркнуть натуральную красоту дерева , в то же время защитив поверхность от внешних воздействий. Однако в случаях, когда поверхность подвергается большим нагрузкам, очень важно правильно подобрать состав.

Полиуретановый лак для дерева дает очень прочное долговечное покрытие и при этом не перекрывает естественную красоту натуральной древесины.

Что такое полиуретановый лак?

Полиуретановый лак - это защитный состав, который подходит для покрытия дерева, ДВП, ДСП, и других подобных материалов. Он отличается от других составов для лакирования высокой степенью защиты.

Благодаря своей стойкости полиуретановый лак надежно защищает поверхность от ударов, воздействия влаги и ветра, плесени и грибка и других агрессивных воздействий окружающей среды. Наносить его можно с помощью кисти, валика или краскопульта.

Технические характеристики

По своим физико-химическим свойствам полиуретановый лак близок к каучуковым материалам , что и обеспечивает ему большую устойчивость к ударам и другим деформирующим механическим воздействиям.

Другие особенности составов на основе полиуретана:

  • время затвердевания - до 3 недель;
  • стойкость покрытия - не менее 10 лет;
  • термостойкость до 110°С.

Преимущества и недостатки

Помимо прочности и долговечности к преимуществам полиуретанового лака относятся:

  1. хорошие декоративные свойства;
  2. высокая адгезия даже к полированным поверхностям;
  3. способность к самозатуханию;
  4. эластичность;
  5. высокая стойкость к резким перепадам температуры;
  6. устойчивость к воздействию света;
  7. вибростойкость;
  8. химическая инертность.

Благодаря своей инертности лакировочные составы на основе полиуретана хорошо сопротивляются воздействию самых агрессивных химических агентов, таких как аммиак, уксусная, серная, соляная и другие кислоты.

К недостаткам относятся:

  1. большое время высыхания некоторых разновидностей полиуретанового лака;
  2. перед использованием двухкомпонентного состава основу и отвердитель нужно соединять и тщательно перемешивать;
  3. после смешивания двухкомпонентного полиуретанового лака готовый состав пригоден к использованию только в течение ограниченного срока, который может составлять до 12 часов.

Виды полиуретановых лаков

Существуют однокомпонентные и двухкомпонентные лаки. Первые продаются сразу в готовом к использованию виде, и перед нанесением их только надо разбавить растворителем в случае необходимости.

В случае с двухкомпонентным лаком отдельно продаются основа и отвердитель , которые надо смешать непосредственно перед .

Такие смеси отличаются от однокомпонентных своей повышенной стойкостью , поэтому их стоит применять для покрытия поверхностей и деталей, рассчитанных на эксплуатацию в самых сложных условиях.

Полиуретановые лаки продаются в банках, их можно наносить с помощью кисти и валика или разбавить до нужной консистенции и залить в краскопульт.

Полиуретановые лаки в виде спреев выпускаются в баллончиках и сразу готовы к нанесению на поверхность методом распыления.

В зависимости от применяемого растворителя различают:

  • алкидные лаки;
  • уретановые;
  • лаки на основе органических растворителей;
  • полиуретановые лаки на водной основе.

Цветовые вариации

В зависимости от внешнего вида , который они дают поверхности после высыхания, полиуретановые лаки бывают:

  • глянцевыми;
  • полуматовыми;
  • матовыми.

Покрытое глянцевым полиуретановым лаком дерево выглядит очень привлекательно, особенно в том случае, если после высыхания состава заполировать его с использованием специальных паст . Но любые дефекты, такие как царапины, на таком покрытии будут видны лучше.

Поэтому нежелательно красить глянцевым составом поверхность, которая подвергается механическим нагрузкам.

Кроме того, положить глянцевый лак так, чтобы поверхность выглядела хорошо, сложнее, чем матовый.

Есть бесцветные лаки на основе полиуретана и составы, которые содержат в составе пигменты и придают поверхности определенный оттенок .

Применение

Полиуретановыми лаками покрывают поверхности, которые , в случаях, когда важно получить прочное и долговечное покрытие. Ими можно красить:

  1. наружные стены ;
  2. садовые постройки;
  3. мебель;
  4. музыкальные инструменты;
  5. паркет;
  6. лестницы;
  7. яхты.

Но также полиуретановые лаки используются и для покраски других поверхностей, которые не подвергаются серьезным нагрузкам - к примеру, внутренние стены домов и потолки.

Какая рецептура лаков по дереву?

В качестве отвердителя для двухкомпонентных лаков могут использоваться изоцианаты. Полиизоцианат - это темно-коричневая жидкая смесь, которая содержит дифенилметандиизоцианат, изомеры и гомологи. Реагируя с основой, этот состав образует полиуретан .

Для получения цветного покрытия нужно использовать пигменты . Подбирать их надо с учетом растворителя, который подходит для выбранного лака.

Чтобы сделать лак нужного цвета, можно воспользоваться услугами колеровки, которые предлагают торговые точки, продающие лакокрасочные материалы.

Особенности нанесения на поверхность

Перед нанесением двухкомпонентного лака его составляющие необходимо тщательно перемешать . Для этого отвердитель вводится небольшими порциями при непрерывном помешивании.

Затем лак надо выдержать определенное время, чтобы вышли пузырьки воздуха - от 15 минут до 1 часа в зависимости от конкретно состава. Срок пригодности к использованию готовой смеси может составлять от 3 до 12 часов.

Если необходимо нанести многослойное покрытие, каждый следующий слой нужно класть после высыхания предыдущего «на отлип». При температуре около 20°С это означает, что интервал между нанесением слоев должен составлять около 2 часов .

С помощью прозрачного полиуретанового лака можно получить красивую зеркальную поверхность. Для этого после высыхания нанесенного состава его надо располировать и зашлифовать специализированной пастой , используя полировочную воду.

После покрытия полиуретановым лаком дерево преображается, приобретая привлекательный вид, и в то же время получают прочную и долговечную защиту от внешних воздействий .

Составами на основе полиуретана можно красить поверхности, которые подвергаются большим нагрузкам, такие как внешние стены домов, полы и лестницы, а также внутренние стены, потолки и любые деревянные детали. При правильном нанесении такого покрытия хватит на десять и более лет .

Подробности про полиуретановый лак на алкидно-уретановой основе для дерева узнайте из видео:

Для защиты поверхностей от негативных воздействий, в том числе и атмосферных, сегодня активно используется полиуретановая эмаль, которая предлагается к продаже в широком ассортименте. Эта смесь представляет собой различные полимеры, обладающие защитными свойствами. Если проводить сравнение данного состава с другими красками, то с полиуретановой эмалью не способен сравниться ни один другой вариант. Довольно часто данный состав используется в качестве защитного покрытия, так как пленка обладает высоким запасом прочности.

Классификация полиуретановых эмалей

Полиуретановые смеси подразделяются по материалу, который необходимо покрыть, а также по типу нанесения и составу. Использовать для нанесения можно кисть или специальный аэрозольный распылитель. Область использования полиуретановой эмали достаточно широка, разные виды можно наносить на камень, древесину или металл. Перед использованием полиуретановой смеси древесину не требуется грунтовать, она должна быть лишь хорошо просушена.

Технические характеристики

Однокомпонентная представляет собой состав, который изготавливается из полиуретана, пигмента и растворителя. Среди основных характеристик данной смесей следует выделить:

  • износоустойчивость;
  • эластичность;
  • безвредность после испарения растворителя;
  • химическую стабильность.

Полиуретановые составы отлично сцепляются с самыми сложными поверхностями.

Разновидности полиуретановых эмалей

Полиуретановая эмаль может быть водно-дисперсионной. Среди достоинств выступают безвредность на стадии окрашивания и возможность разбавления обычной водой. Гидрофобные поверхности такими эмалями красить не рекомендуется. Сюда следует отнести бетон, нержавеющую сталь и пластик.

Полиуретан представлен уникальной химической модификацией, которая позволяет составу храниться в виде водной не отвердевающей дисперсии. Это позволяет получить прочное износоустойчивое покрытие. При необходимости окрашивания пола в производственном помещении рекомендуется отдать предпочтение составу с органическими растворителями.

Полиуретановая эмаль на органических растворителях

Полиуретановая эмаль может быть выполнена на базе например, ксилола или толуола. Для разбавления лучше использовать номерные растворители, которые рекомендованы производителем. После набора прочности, на что уходит двое суток, такое покрытие обретает качества, назваемые главными достоинствами: износоустойчивость, водонепроницаемость, устойчивость к агрессивным средам.

Еще бывают алкидно-уретановыми, их используют для создания эластичного и прочного покрытия, которое медленно отвердевает, а также имеет умеренный запах при окрашивании. Цена на такие смеси существенно ниже по сравнению с однокомпонентными уретановыми эмалями.

Описание двухкомпонентных полиуретановых эмалей

Эмаль состоит из отвердителя и эмали, первый из которых добавляется перед использованием. Смесь сохраняет жизнеспособность в течение 3 часов, а сушка длится 6 часов. Стоимость данного материала высока, как и прочность покрытия. Такая полиуретановая эмаль по металлу может использоваться для металлоконструкций, которые будут нагружаться в производственных условиях и эксплуатироваться в горячих цехах с агрессивной атмосферой.

Верхний предел рабочей температуры данной смеси составляет +80 °С и может достигать отметки в 100 °С. Если же есть необходимость покрыть конструкцию, которая будет эксплуатироваться в пожароопасных условиях, то следует приобрести специальные составы. Например, краска по металлу «Полистил» при воздействии температуры будет образовывать углеродистую пену, которая надежно теплоизолирует и противостоит пламени до 1,5 часа.

Применение полиуретановой эмали «Элакор-ПУ»

Если вам необходима обратите внимание на «Элакор-ПУ», стоимость которой за килограмм составляет 275 руб. Применяться данный состав должен при определённых условиях, которые выражены в отсутствии капиллярного подъема воды снизу. Важно еще и наличие гидроизоляции основания. Остаточная влажность поверхности не должна оказаться больше 5%. Перед нанесением состава поверхность избавляется от замасленных участков. Если речь идет о бетонном основании, то его следует отшлифовать с помощью специальной машины, чтобы удалить остатки старой краски, загрязнений и цементного молочка.

Прежде чем будет применяться полиуретановая эмаль для бетона, поверхность необходимо обеспылить с помощью промышленного пылесоса, а после покрыть грунтовкой от этого же производителя. Перед использованием смесь хорошо перемешивается, а наносить ее необходимо полиамидным валиком в 4 слоя. Минимальное количество слоев составляет 2, конечное число будет зависеть от преследуемой задачи. Между слоями необходимо выждать около 4-8 часов.

Применение эмали для бетона «Элакор-ПУ Эмаль-60»

Данная эмаль представляет собой однокомпонентную цветную влагоотверждаемую полуглянцевую смесь, в качестве основного преимущества которой выступает возможность нанесения при отрицательных температурах. После полимеризации на поверхности образуется износоустойчивый твердый пластичный полимер, который будет отличаться химической устойчивостью.

Подготовка заключается в очищении и грунтовании поверхности, которую после покрывают эмалью при температуре от -30 до +25 °С. Температура самого материала может изменяться от +10 до +25 °С. Важно учитывать еще и относительную влажность воздуха, она не должна превышать 80%. Перед нанесением состав перемешивается до однородного цвета и консистенции. Для этого можно использовать миксер для красок, который устанавливается на обороты в пределах от 400 до 600 за минуту.

Для проведения работ можно использовать валики или кисти, которые устойчивы к воздействию растворителей. Можно применить технологию безвоздушного распыления. На один слой, площадь которого составляет квадратный метр, уйдет примерно 150 г эмали. Конечный результат будет зависеть от гладкости поверхности. Послойная сушка длится такое же количество времени, как и в вышеописанном варианте.

Заключение

Если вы решили использовать двухкомпонентный полиуретановый состав, то должны учесть, что его нанесение не осуществляется на влажные поверхности. Это требование обусловлено тем, что отвердитель будет реагировать с жидкостью выделением углекислоты, которая способствует вспениванию поверхности.

Журнал то, я получила уже давно (на выставке), но вот сосканировать и разместить свою статью собралась только сегодня:).

Покрывные лаки. Чем защитить свою работу?

Лаки — это плёнкообразующие растворы синтетических или натуральных смол (или полимеров) в органических растворителях или воде.

Покрывные лаки используют для заключительной обработки и защиты работ. Покрывные лаки бывают для живописи (художественные), для декоративно-прикладных изделий, строительные, а также специальные и универсальные. Лаковая пленка не только защищает работу от воздействия окружающей среды, пыли, грязи и механических повреждений, но и повышает светоустойчивость красок, усиливает их глубину и звучание.

Сейчас в магазинах можно найти большое разнообразие покрывных лаков как универсальных так и со специальными эффектами. Изначально лаки пришли к нам из древнего Китая, где для их производства использовались исключительно натуральная смола специального «лакового» дерева. В наши дни лаки производят как из натуральных смол и мастик так и из искусственных. Отличаются также и основы для растворения этих смол, по которым лаки чаще всего и классифицируют на масляные , водные и спиртовые .

По степени блеска лаки бывают матовые (абсолютно без блеска), шелковисто-матовые (с умеренным блеском) и глянцевые (с высокой степенью блеска).

Рассмотрим покрывные лаки универсального назначения, которые подходят для декоративно-прикладных работ, предметов интерьера и мебели.

Алкидные лаки - наиболее распространённые синтетические лаки на основе органических растворителей. Плёнка алкидного лака твёрдая, прозрачная, обладает хорошей адгезией (сцеплением) к различным поверхностям и водостойкостью. Алкидные лаки применяются как для внутренних, так и для наружных работ (продаются в основном в строительных магазинах). Для покрытия достаточно 2-3 слоев лака, причем за счет невысокой скорости высыхания пленка лака хорошо разглаживается на поверхности. Эти лаки со временем, или при большом кол-ве слоев заметно желтеют, что особенно важно учитывать для белых поверхностей. Разбавляют такие лаки обычно скипидаром, им же отмывают инструменты. Отсюда еще один явный недостаток - это сильный запах, как при работе с лаком так и при отмывании инструментов.

Акриловые лаки - большая группа современных лаков, которые состоят из акриловой или виниловой смолы как правило на водной основе, но есть также и на основе органических растворителей. (Большой выбор таких лаков как в художественных так и в строительных магазинах).

Акриловые лаки на водной основе имеют ряд преимуществ перед лаками на растворителях, т.к. практически не пахнут, быстро сохнут, разбавляются водой, и соответственно водой же отмываются инструменты. По сухой износостойкости водные лаки не уступают алкидным. Из недостатков можно отметить, что акриловые водные лаки менее стойки к влажному воздействию и ложатся более тонким слоем, что иногда приводит к общему увеличению кол-ва слоев лака. Также из-за быстрого первичного схватывания пленки лака, на нем чаще могут оставаться следы от кисти и неровности при нанесении, чтобы избежать этого, надо следить за консистенцией лака, и при загустении немного разбавлять водой. При нанесении лак имеет белый молочный цвет, но после высыхания становится абсолютно прозрачным и не желтеет со временем! Стоит еще отметить, что некоторые акриловые лаки довольно долго сохраняют некоторую липкость на ощупь после высыхания. Хотя не надо забывать, что акриловый лак схватывается быстро, и верхняя пленка кажется сухой на ощупь, но полное высыхание, и приобретение устойчивости пленки происходит лишь спустя несколько дней (как и в случаях с алкидными лаками)!

Акриловые лаки на основе органических растворителей имеют более густую консистенцию, ложатся более толстым, но хорошо разравнивающимся слоем. Эти лаки имеют высокую как сухую так и влажную износостойкость, не желтеют, но имеют сильный запах, т.к. разбавляются скипидаром или др. универсальными растворителями.

Акриловые лаки на разных основах широко представлены в художественных магазинах такими фирмами как Marabu , Hobby - Line , Ferrario , Rayher и пр.

Полиуретановые лаки. Бывают так же как и акриловые на основе органических растворителей или масел и на водной основе. Обладают практически теми же свойствами, что и описанные выше акриловые лаки, но отличаются повышенной устойчивостью и долговечностью.

Полиуретановые лаки на органических растворителях и маслах разбавляются скипидаром, и быстро желтеют, зато дают очень качественное гладкое износостойкое покрытие.

Полиуретановые лаки на водной основе совмещают в себе преимущества акриловых лаков на водной основе, т.е. экологичны и не желтеют и синтетических на смолах (высокая устойчивость). Но для получения ровной пленки опять-таки необходимо следить за консистенцией лака.

Спиртовые лаки получают растворением в винном или древесном спирте некоторых природных смол. Чаще всего применяются шерлак (или шеллак), сандарак и мастика. Эти лаки дают покрытие с хорошей механической прочностью и адгезией (сцеплением, соединением) к различным поверхностям, высоким блеском. Покрытия хорошо полируются, но отличаются низкой водостойкостью. Спиртовые лаки также хорошо защищает позолоту и поталь от окисления быстро сохнут, но при однократном покрытии дают очень тонкий слой, поэтому при использовании шеллака как финишного покрытия следует наносить последовательно несколько слоев. Шеллак бывает разной степени желтизны, в соответствии от степени очистки. Инструменты отмываются в спирте. У итальянской фирмы Ferrario Шеллак представлен разной степени очистки.

Стекловидный лак. Это лак на водной основе, имеет абсолютно прозрачный вид после высыхания и высоко глянцевый блеск, дает эластичное, гибкое гладкое покрытие. Сохнет довольно быстро, но можно ускорить процесс высыхания горячим воздухом фена. Также можно сушить в духовке при t 80 С, в этом случае лак приобретает особую устойчивость к царапанию. Но надо учитывать, что этот лак обладает плохой адгезией с другими видами лаков, т.е. не ложится верхним слоем на другой лак (скатывается при нанесении или может потрескаться после высыхания). Такой лак есть у фирмы Ferrario и Maimeri .

Мы рассматривали только однокомпонентные лаки. Однако стоит упомянуть о специальных двухкомпонентных лаках , которые дают особенно гладкую зеркальную поверхность. Например, лак Glasur 2K от Marabu .

Итак, подытожим. Если мы хотим покрывать светлый предмет или изделие, где преобладают белые цвета лучше выбрать лак на водной основе (акриловый или полиуретановый) нужной степени блеска (исключением, может быть ситуация, когда желтизна напротив только на руку для придания состаренного винтажного вида). Если при этом вещь предполагается для использования на улице или во влажном помещении, или ее надо будет часто протирать влажной тканью стоит подумать об использовании акрилового лака на основе органических растворителей. Если в изделии преобладают яркие или темные цвета то смело можно использовать алкидный или полиуретановый лак на основе органических растворителей. Конечно, для вещи, которая предполагает активное использование лучше выбирать полиуретановый лак на основе органических растворителей (или водный, но тогда следует нанести более 3-х слоев). Кстати, в декоративном творчестве можно использовать лаки не только, из художественных магазинов, но и лаки для ремонтно-отделочных работ (паркетные, мебельные). Хорошо себя зарекомендовали такие лаки как Поли-Р (Германия), Кива и Ясся фирмы Тиккурила.

Правила покрытия лаком. Все лаки наносятся на сухую поверхность, очищенную от пыли, жира и грязи. Если в работе использовался промежуточный слой лака, надо дождаться его полного высыхания, и обработать наждачной бумагой. Первый слой лака, особенно на органических растворителях следует наносить разбавленным до 30 %. Тогда изделие получает более прочную защиту и лак не теряет своей пластичности. Для лаках на органических растворителях достаточно 2-3 слоев для покрытия, а для водных лаков таких слоев может понадобиться от 3-5 до десятка (в зависимости от желаемого результата). Наносят лаки широкой кистью или флейцем, также для больших поверхностей можно использовать валик «флок». Каждый слой лака хорошо просушивайте, для шлифовки используйте мелкозернистую наждачную бумагу или стальное волокно.

Художник-декоратор Наталья Жукова.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама